СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для обучающихся с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа по литературе в 12-б классе (9 класс) (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие)), составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 29.07.2017);

  2. Образовательной программы ГБОУ РО Азовской школы-интерната, утвержденной приказом директора школы от 30.08.2017 г. № 239 с изменениями.

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  5. Учебного плана ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2017-2018 учебный год.

  6. Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу ГБОУ РО Азовской школы-интерната.


  1. Авторской программы по литературе для 9 класса под ред. Т.Ф.Курдюмовой и др. (М.: Дрофа,2006) (учебно-методический комплекс, используемый для обучения русскому языку, включён в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО РФ на 2016-2017 учебный год (приказ Министерства образования РФ от 27.12.2011г. №2885)). Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по литературе и программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Т.Ф.Курдюмовой и др.



В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.


Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

-осознание литературы как величайшей духовно-эстетической ценности и искусства слова.

ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Образовательные:

-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

-выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;

-грамотное использование русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Воспитательные:

-воспитание духовно развитой личности;

-формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Развивающие:

-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

-формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

-развитие устной и письменной речи учащихся;

Коррекционные:

- развивать слуховое восприятие изучаемого материала;

- корректировать словесную речь, т.е. следить за соблюдением норм орфоэпии, словесного и логического ударения, темпом речи;

- закреплять навык чтения с губ.


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА











Предмет «Литература» является составной частью предметной области «Филология».

Федеральный базисный (общеобразовательный) учебный план предусматривает изучение литературы в 12 (9) классе в объёме 136 часов, 4 часа в неделю.

В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы-интерната на 2016-2017, утвержденным приказом от 30.08.2017 г. № 239, на изучение литературы в 12 (9) классе отводится 4 часа в неделю. (3 часа из обязательной части учебного плана и 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений). Рабочая программа составлена на 131 час в год с учетом праздничных дней.

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ

Необходимость изменить авторскую программу возникла в связи с тем, что программа «Литература. 5-9 классы» под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, 2012 г. в 12 (9) классе рассчитана на 131 час в год, 4 часа в неделю, а по учебному плану ГБОУ РО школы-интерната изучение курса литературы 9 класса рассчитано на два года.

В связи с этим добавлены произведения для дополнительного ознакомления и для ознакомления с экранизациями произведений.




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В 12 КЛАССЕ

Предметные результаты


Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Устное народное творчество


• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;

• выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии; • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя свое отношение к прочитанному;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации.

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В 12 КЛАССЕ

п/п

Раздел программы


Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности ученика


I. РАЗДЕЛ. Введение.

1

День Знаний. Литература как искусство слова.

(2 ч

Беседа по изученным произведениям;работа со словами; решение теста.

II. РАЗДЕЛ. Русская литература ХХ века

2

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Жизнь Ареньева». Автобиографические мотивы в прозе и поэзии автора.

Максим Горький. «Мои университеты». Автобиографическая трилогия. Герой повести и его судьба.

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Россия», «Девушка пела в церковном хоре» Высокие идеалы и предчувствие перемен Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Я покинул родимый дом...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

«Мёртвые души». Комедия по поэме Н.В.Гоголя.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Василий Тёркин».

45 ч

Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями. Словесное рисование; выборочный пересказ. Выразительное чтение и заучивание наизусть стихотворных тексов. Работа над характеристиками героев. Просмотр экранизаций по произведениям.

III. ЛИТЕРАТУРА 60 – 90-Х ГОДОВ


В.П.Астафьев. Нравственные проблемы повествования в рассказе В.П.Астафьева «Царь-рыба"

Валентин Григорьевич Распутин. Гуманистический смысл повести В.Г.Распутина «Деньги для Марии» и её нравственные проблемы

А.В. Вампилов. Человек и стечение обстоятельств в пьесе А.В.Вампилова «Старший сын»

А. И. Солженицын

Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор».

Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.

Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Образ странного героя.

223 ч

Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями. Словесное рисование; выборочный пересказ. Выразительное чтение и заучивание наизусть стихотворных тексов. Работа над характеристиками героев. Просмотр экранизаций по произведениям.

IV. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Дж.-Г. Байрон. Романтический настрой и трагическое мировосприятие поэзии Байрона. «Душа моя мрачна …», «Видение Вальтасара», «Стансы»

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмыУниверсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет»— «пьеса на все века». Общечеловеческое значение героев Шекспира. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы.

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст»— философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к основной идее трагедии. Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература

117 ч

Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями. Словесное рисование; выборочный пересказ. Выразительное чтение и заучивание наизусть стихотворных тексов. Работа над характеристиками героев. Просмотр экранизаций по произведениям. Работа с презентациями. Составление коллективных проектов.

V. ПИСАТЕЛИ ДОНА


Вера Панова. Знакомство с творчеством.

Повесть «Серёжа» . Отображение движения детской души, её взаимоотношения с миром взрослых.

Николай Доризо. Знакомство с биографией поэта. Литературная деятельность поэта.

Калинин Анатолий Вениаминович. Жизнь и творчество писателя.

Повесть «Цыган». Одиночество несчастного Будулая. Обретение счастья через трудолюбие и любовь. Отпечаток военной эпохи на судьбах героев. Характеристика образов героев.

Николай Михайлович Скрёбов. Слово о поэте. «Под неспокойною звездой».

Павел Александрович Шестаков. Знакомство с жизнью и творчеством донского писателя.

Даниил Аркадьевич Корецкий. Знакомство с жизнью и творчеством донского писателя-юриста.


134 ч

Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями. Словесное рисование; выборочный пересказ. Выразительное чтение и заучивание наизусть стихотворных тексов. Работа над характеристиками героев. Просмотр экранизаций по произведениям. Работа с презентациями. Составление коллективных проектов.

VI. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ.


Повторение и обобщение изученного в 12 классе. Контрольное тестирование. Подготовка к экзамену.

110 ч

Повторение изученного в 12 классе. Работа по вопросам. Контрольное тестирование. Составление коллективного проекта.




ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.

В работе используются разные формы организации деятельности обучающихся на уроке – индивидуальная, групповая, фронтальная, поточная, круговая, дифференцированная и варьируются виды деятельности в рамках одного урока.

Формы организации учебных занятий.

- Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

- Урок овладения новыми знаниями или формирование первоначальных навыков.

- Урок комплексного применения знаний и умений.

- Урок актуализации знаний и умений.

- Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

- Урок контроля знаний и умений.

- Урок коррекции знаний, умений и навыков.

- Урок комбинированный.

- Урок – учебная экскурсия.

- Урок – защита проекта.

- Урок - презентация.

- Урок деловая игра.



Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля: тесты, выразительное чтение, пересказ, заучивание наизусть, элементы анализа текста.









ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

п/п

Название контрольных работ

Дата проведения

1

Контрольная работа №1 на тему: «Русская поэзия Серебряного века».

11.10.16

2

Контрольная работа №2 по произведению М.Булгакова «Собачье сердце».

27.10.16

3

Контрольная работа №3 по произведению М.Шолохова «Судьба человека».

17.11.16


4

Контрольная работа №4 на тему: «Литература 20 века».

29.11.16


5

Контрольная работа №5 по произведению А.В.Вампилова «Старший сын».

19.12.16

6

Контрольная работа №6 по теме: «Литература 60-90-х годов».


23.01.17

7

Контрольная работа №7 на тему: «Зарубежная литература».


21.02.17

8

Контрольная работа №8 на тему: «Писатели Дона».


13.04.17

9

Контрольная работа №9 по теме: «Повторение и обобщение изученного». Тест.

11.05.17






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!