Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. «Просвещение» 2014. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов, учащиеся будут постоянно обращаться к проблеме времени на страницах произведений искусства. Произведения исторической тематики не только рассказывают о конкретных событиях, но и способствуют возникновению интереса к связи судьбы человека с судьбой своего времени.
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Преподавание ведётся по учебнику: В.Я. Коровина. Литература: 8 класс: В 2ч. - М.: Просвещение, 2014.
Всего часов – 68, в неделю – 2 часа.
Основные умения и навыки
1. Введение. Русская литература и история. – 1 час
2. Устное народное творчество – 2 часа
3. Житийный жанр в древнерусской литературе – 2 часа
( внеклассное чтение - "Шемякин суд")
видеть отражение в литературе истории русского народа;
знать житийный жанр, автобиографическую литературу.
4. Из литературы 18 века.
4.1. Д. И. Фонвизин – 2 часа
( + 1 на развитие речи )
определять тему, идею, композицию произведения; взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев: портрет, речь, авторскую характеристику; сравнительную характеристику героев;
уметь выделять основной конфликт;
знать особенности драматургического произведения;
уметь давать характеристику героям в сопоставлении.
5. Из литературы 19 века
5.1. И. А. Крылов - 1час
( Внеклассное чтение – И. А. Крылов "Басни" ) – 1час
5.2. К. Ф. Рылеев – 1час
осваивать понятия традиции;
образ автора в художественном произведении;
уметь выразительно читать произведение наизусть;
5.3. А. С. Пушкин.
( Внеклассное чтение – А. С.Пушкин «Пиковая дама» ) – 9 часов
( + 1 на развитие речи )
понятие о языке художественных произведений;
определять тему, идею, композицию произведения; взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев: портрет, речь, авторскую характеристику; сравнительную характеристику героев.
5.4. М. Ю. Лермонтов – 3 часа
( + 1 на развитие речи )
5.5. Н. В. Гоголь
( Внеклассное чтение – Н. В. Гоголь «Шинель» ) – 5 часов
( + 1 на развитие речи )
5.6. М. Е. Салтыков-Щедрин –2 час
( + 1 на развитие речи )
понимать «символико-аллегорический» смысл произведения;
единство изобразительно-выразительных и ритмико-интонационных средств языка;
знать понятия: "сатира", "юмор", "эзопов язык", "гротеск";
знать содержание глав романа "История одного города";
уметь определять социальное и общечеловеческое в произведении;
повторить понятие "аллегория".
5.7. Н. С. Лесков – 1 час
усвоить понятия "характер и судьба";
понимать традиции русской литературы в творчестве Н. Лескова;
знать содержание произведения.
5.8. Л. Н. Толстой
( Внеклассное чтение – Л.Н. Толстой «Отрочество» ) – 3 часа.
уметь соотносить понятия «композиция» и «сюжет» произведения;
распознавать антитезу как способ построения произведения;
обнаруживать авторское отношение к изображаемому;
уметь сопоставить поведение одного героя в разных обстоятельствах.
5.9. Поэты 19 века о родной природе – 1 час.
5.10. А. П. Чехов – 1час.
понимать особенности творчества писателя;
усвоить понятия: "произведения малого жанра", "сатира", "юмор", "роль художественной детали".
6. Из литературы 20 века.
6.1. И. А. Бунин – 1 час.
6.2. А. И. Куприн – 1 час.
( + 1 на развитие речи )
6.3. А. А. Блок
( Внеклассное чтение – А. А. Блок "На поле Куликовом" ) – 1 час.
6.4. С. А. Есенин – 1 часа.
( + 1 на развитие речи )
- знать особенности стихотворной речи;
6.5. И. С. Шмелев – 1 час.
6.6. Писатели улыбаются – 3 часа
- определять тему и нравственные проблемы произведения;
- выделять эпизод и определять связь его с предыдущими и последующими событиями;
- выразительно читать изученные произведения;
- самостоятельно анализировать эпизоды художественных произведений;
6.7. А. Т. Твардовский
( Внеклассное чтение – А. А. Платонов "Возвращение" ) –3часа.
осваивать понятия традиции;
образ автора в художественном произведении;
уметь выразительно читать произведение наизусть;
усвоить понятие «образа собирательного»; тему «большой» и «малой» Родины.
6.8. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов –
1 час
6.9. В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» - 2часа
- усвоить представление о герое-повествователе;
- пересказывать фрагменты произведения;
- определять тему и нравственные проблемы произведения.
6.10. Русские поэты о Родине, родной природе –2 часа
- определять тему и нравственные проблемы произведения;
- выявлять функциональную роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно ( наизусть ) читать стихотворения;
- самостоятельно анализировать эпизоды художественных произведений.
7. Из зарубежной литературы
( Внеклассное чтение – Дж. Свифт "Путешествие Гулливера", В. Скотт "Айвенго") – 2 часа
У.Шекспир – 2 часа
уметь выделять основной конфликт;
знать особенности драматургического произведения;
уметь давать характеристику героям в сопоставлении.
Ж.-Б. Мольер – 1 час
уметь выделять основной конфликт;
знать особенности драматургического произведения;
уметь давать характеристику героям в сопоставлении.
Развитие речи – 9 часов
уметь выразительно читать художественные произведения;
уметь пересказывать текст или отрывок из него подробно, выборочно, сжато;
уметь давать устный и письменный развёрнутый ответ на вопрос
рассказывать о литературном герое, давать характеристику героя ( групповую, сравнительную);
уметь давать отзыв на прочитанное произведение, звукозапись, актёрское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;
уметь готовить сообщение, доклад на литературную тему;
уметь свободно владеть монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
уметь использовать словари различных типов
уметь писать сочинение-миниатюру, сочинение на литературную тему и свободную тему небольшого объёма.
Внеклассное чтение – 10 часов
развивать свой интерес к чтению;
знать русскую и зарубежную литературу в пределах возраста;
уметь правильно подбирать литературу для чтения.
Содержание учебного курса
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы XVIII века
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции, Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор).
А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок).
М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся).
Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбop).
Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор).
А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор).
О Родине и родной природе (2—3 стихотворения на выбор).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Фольклор. Русские народные песни и баллады. «В темном лесе, в темном лесе...». «Уж ты ночка, ты ноченька темная.,, «Ивушка, ивушка, зеленая моя...». «Ах вы ветры, ветры буйные...». Авдотья Рязаночка.
Из русской литературы XVIII века
Н. М. Карамзин. Наталья, боярская дочь.
Из русской литературы XIX века
И. А. Крылов. 3—4 басни на выбор.
К. Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...». Иван Сусанин.
П. А. Вяземский. Тройка.
Е. А. Баратынский. 3—4 стихотворения на выбор.
А. В. Кольцов. Русская песня. Разлука.
А. С. Пушкин. «Вновь я посетил...». Повести Белкина.
М. Ю. Лермонтов. Маскарад.
Н. А. Некрасов. «Душно! Без счастья и воли...». «Ты всегда хороша несравненно...».
Ф. И. Тютчев. Поэзия. «Пошли, Господь, свою отраду...»
А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Буря на небе вечернем...». «Я жду... Соловьиное эхо...».
А. Н. Майков. «Вчера — и в самый миг разлуки...».
И. С. Тургенев. Певцы.
A. П. Чехов. Толстый и тонкий. Другие рассказы.
Из русской литературы XX века
B. Г. Короленко. Мгновение.
М. Горький. Старуха Изергиль.
И. Ф. Анненский. Снег.
Д. С. Мережковский. Родное. Не надо звуков. «Кроткий вечер тихо угасает...».
К. Д. Бальмонт. Безглагольность. «Меж подводных стеблей...».
А. А. Блок. Стихотворения (на выбор).
А. Белый. Заброшенный дом.
М. А. Волошин. Коктебель.
А.А.Ахматова. Вечером. «Вечерние часы перед столом...». «Проводила друга до передней...».
С. А. Есенин. Письмо матери.
Н. М. Рубцов. «В святой обители природы...».
А. Т. Аверченко. О шпаргалке.
A.Т. Твардовский. Теркин на том свете.
B. П. Астафьев. Ангел-хранитель.
A.С. Грин. Бегущая по волнам.
Н. Н. Дубов. Горе одному.
Ч.Айтматов. Ранние журавли.
Л. С. Соболев. Морская душа.
B.Ф. Тендряков. Весенние перевертыши.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир. Ромео и Джульетта. Двенадцатая ночь.
Дж. Свифт. Путешествия Гулливера.
В. Скотт. Айвенго.
П. Мериме. Таманго.
Г.Уэллс. Война миров.
Э. По. Золотой жук.
Виды и формы контроля:
-тестирование;
-сочинение;
-письменный ответ на вопрос;
-анализ лирического произведения;
-анализ эпизода;
-составление плана прочитанного;
- заучивание текстов наизусть;
-проверка техники чтения.
Ведущие формы контроля | год | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
Тесты | 4 | 1 | 1 | 2 | - |
Анализ эпизода | 2 | 1 | - | 1 | - |
Сочинение | 5 | 1 | 3 | 1 | - |
Перечень учебно-методического обеспечения
Печатные издания.
Для учащихся:
Коровина В.Я. Литература. 8 класс. В 2ч. - М.: Просвещение, 2014.
Для учителя:
Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009.
Крутова Н. Я., Шадрина С.Б. Литература 8 класс. Поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной. – Волгоград: Учитель, 2009.
Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2007.
Колокольцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык. Русская словесность. Литература. Произведения изобразительного искусства. 8 – 9 классы: учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразовательных школ. – М.; Дрофа, 2007.
Таблицы по литературе. Автор-составитель Е. А. Зинина. – М.:Дрофа, 2002.
Комплект портретов «Русские писатели XVIII – XIX в.в.», «Русские писатели XX в.»
Е. А. Зинина. «Теория литературы в таблицах». Комплект из 20 таблиц с методическим пособием. – М.: Дрофа, 2003.
Мультимедийные пособия.
Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010.
DVD-CD:
Русская драматургия от Сумарокова до Хармса.
Библиотека школьника.
Русская литература от Нестора до Маяковского.
Хрестоматия по русской литературе.
Хрестоматия школьника.
Литература. 5 – 11 классы.