СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе разработана для 8 класса по ФКГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей гуманитарного

цикла_____/Н.М.Аметова/

Протокол № ___ от

«__» _________ 2016г.


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по УВР

_____ /И.Ш.Кодирова/

«__»______________ 2016 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ

_______/Е.П.Шафрановская/

Приказ №______

от «__»___________ 2016 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

Уровень образования: основное общее образование

8 класс


Количество часов: 68 часов (2 часа в неделю)


Составитель: Кодирова Ильмира Шабаевна



















с. Курское, 2016 г.



Рабочая программа по литературе разработана для 8 класса МКОУ «Курская средняя школа» Белогорского района Республики Крым.

Рабочая программа составлена на основе документов:

  • Учебный план МКОУ «Курская средняя школа» Белогорского района Республики Крым на 2016-2017 учебный год;

  • ООП ООО (ФК ГОС) ;

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089;

  • Приказ МОН РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели по 2 часа в неделю). Программа ориентирована на работу по учебнику «Литература», под редакцией В.Я.Коровиной, М.Просвещение, 2014г.



Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Литература»

В результате изучения литературы в основной школе Учащиеся должны знать:

— авторов и содержание изученных художественных произведений;

— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.


Раздел II. Содержание учебного предмета

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Домашнее сочинение – 1 час.

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Внеклассное чтение – 3 часа

Развитие речи – 3 часа

Классное сочинение – 1 час

Домашнее сочинение – 1 час

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.меять «все дурное в России» (Н, ,ория литературы. вщина как общественное явление.

ценыи к к/_еди « к истории, исторической теме в художественном произведении.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы в русской литературе

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Контрольная работа – 1 час

Развитие речи – 1 час

Классное сочинение – 1 час

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия», «На поле Куликовом». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». «Московский говор» Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.

М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Внеклассное чтение – 1 час.

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.


Раздел III. Тематическое планирование


Содержание

Кол-во часов

Разв. речи

Домаш. сочин.

Внекл. чтение


Классн.

сочин.

Контр. работ


Русская литература и история

1






Устное народное творчество

2






Из древнерусской литературы

2






Из литературы 18 века

3


1




Из литературы 19 века

36

3

1

3

1


Из литературы 20 века

20

1



1

1

Из зарубежной литературы

4



1



Итого

68

4

2

4

2

1
























Календарно – тематическое планирование


Содержание урока


Дата

Коррек ция

1

Введение. Литература и история

Воспитание уважения к Отечеству, его истории, литературе и культуре; формирование ответственного отно шения к учению; развитие умения определять цели своего обучения; осознание роли чтения и изучения литературы для дальнейшего развит.



2

Устное народное творчество. В мире русской народной песни


Воспитание уважения к русскому фольклору и истории; создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач; участие в обсуждении прочитанного; сопос- тавлять фольклор с произведениями других искусств.



3

Предания как исторический жанр русской народной прозы.


Воспитание уважения к русскому фольклору и истории; формулиро вать и аргументировать своё мнение




4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты).

Воспитание уважения к русской истории и культурному наследию Древней Руси, патриотизма и ува _жения к Родине; выбирать основа ния и критерии для сопоставления и делать выводы;



5

«Шемякин суд» как сатиричес кое произведение 17 века.

Действительные и вымышлен ные события, новые герои, сати рический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести

Воспитание уважения к русской истории и культурному наследию России; создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач; выбирать основания и критерии для сопоставления и делать выводы; осознавать художе ственные картины жизни; развивать умение участвовать в обсуждении



6

Д.И.Фонвизин. «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии

Формирование гражданской пози ции, развитие морального сознания и формирование нравственных чувств; организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе; формулировать и аргументировать своё мнение





7

Д.И.Фонвизин. «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации

Формирование гражданской пози ции; воспитание чувства ответственности перед Родиной; развитие навыков смыслового чтения; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста




8

Д.И.Фонвизин. «Недоросль»: Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.


Формирование ответственного отношения к учению, развитие эстетического сознания; умение планировать пути достижения целей, строить логическое рассуждение и делать выводы; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста



9

И. А. Крылов. Слово о баснописце. «Обоз», историческая основа басни Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к историческому прошлому России выбирать основания и критерии для сопоставления и делать выводы, овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста



10

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» как романтическое произведение.

Воспитание уважения к русской истории и культурному наследию России; овладение устной и письменной речью для выражения своих чувств и мыслей, овладение процедурами смыслового и эстети ческого анализа художественного текста



11

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.

Стихотворения « Туча», « 19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательно го отношения к другому человеку; развитие умения выбирать основа ния и критерии для сопоставления и делать выводы; овладение процеду рами смыслового и эстетического анализа художественного текста



12

А.С. Пушкин «К***»(«Я помню чудное мгновенье) и другие стихотворения, посвящённые темам любви и творчества.

Урок внеклассного чтения № 1

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к своим поступкам; организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе; овладение процеду рами смыслового и эстетического анализа художественного текста




13

А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). Исто рия пугачевского восстания в художественном произве дении и историческом труде писателя. Отношение к Пуга чеву народа, дворян и автора.

Воспитание уважения к русской истории и культурному наследию России; развитие исторического и эстетического сознания; развитие навыков смыслового чтения; формулировать и аргументировать своё мнение



14

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман

Воспитание уважения к Отечеству, его истории, литературе и культуре; Формирование осознанного, уважительного и доброжелательно го отношения к другому человеку; создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач; формулировать и аргументировать своё мнение



15

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя

Урок развития речи №1

Характеристика образа главного героя

Воспитание чувства ответствен- ности и долга перед Родиной; уваже ния к культуре других народов; фор мирование осознанного отношения к собственным поступкам; развитие навыков смыслового чтения; форму лировать и аргументировать своё мнение; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа художественного текста



16

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа

Развитие морального сознания и формирование нравственных чувств, ответственного отношения к собственным поступкам; создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач; форму лировать и аргументировать своё мнение



17

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой. Женские образы в романе

Развитие морального сознания и формирование нравственных чувств; осознанного значения семьи в жизни человека и общества; организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе; форму лировать и аргументировать своё мнение



18

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения

Воспитание уважения в Отечеству, его истории; развитие морального сознания и формирование нравст венных качеств личности развитие умения выбирать основания и кри терии для сопоставления и делать выводы; формирование умений воспринимать, анализировать прочитанное



19

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры романа

Воспитание уважения в Отечеству, его истории; уважительного и доброжелательно го отношения к другому человеку; развитие умения выбирать основания и критерии для сопоставления и делать выводы; формулировать и аргументировать своё мнение.



20

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Письменный ответ на один из проблемных вопросов.

Классное сочинение № 1.

Развитие эстетического сознания; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; развитие умения создавать развёрнутые устные и письменные высказывания.



21

Тест, викторина по творчеству А.С.Пушкина. .

Формирование ответственного отношения к учению, развитие эстетического сознания в процессе творческой деятельности; развитие умения соотносить свои действия с планируемыми результатами формулировать и аргументировать своё мнение.;



22

М. Ю. Лермонтов «Мцыри» как романтическая поэма

Воспитание уважения в Отечеству, его истории; уважительного и доброжелательно го отношения к другому человеку; развитие умения выбирать основания и критерии для сопоставления и делать выводы; формулировать и аргументировать своё мнение.



23

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы

Урок развития речи № 2

Развитие эстетического сознания; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; развитие навыков смыслового чтения развитие умения выбирать основания и критерии для сопоставления и делать выводы; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа художественного текста



24

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы

Формирование ответственного отношения к учению, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем развитие умения выбирать основания и критерии для сопоставления и делать выводы; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа



25

Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри», «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри». (По выбору учащегося).


Формирование ответственного отношения к учению, развитие морального сознания выбирать основания и критерии для сопоставления и делать выводы; формулировать и аргументировать своё мнение; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа



26

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Ревизор» как социально-историческая комедия

Воспитание уважения в Отечеству, его истории; развитие морального сознания; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; развивать умение участвовать в обсуждении прочитанного



27

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию

Воспитание чувства ответствен- ности и долга перед Родиной; развитие морального сознания и нравственных качеств личности; развитие умения работать в группе; создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач; формулировать и аргументировать своё мнение



28

Хлестаков. Понятие о миражной интриге. Хлестаковщина как нравственное явление.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем формирование нравственных качеств личности развитие умения выбирать основания и критерии для сопоставления и делать выводы; формулировать и аргументировать своё мнение



29

Н.В. Гоголь. «Ревизор». Сюжет и композиция комедии

Формирование ответственного отношения к учению; развитие эстетического сознания в процессе творческой деятельности формулировать и аргументировать своё мнение; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное.



30

Подготовка к домашнему сочинению

«Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя « Ревизор» Домашнее сочинение № 1.

Формирование ответственного отношения к учению; оценивать правильность выполнения учебной задачи; аргументировать своё мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях




31

Н. В. Гоголь. « Шинель». Образ маленького человека в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. Мечта и реальность в повести «Шинель».

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательно го отношения к другому человеку; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное



32

Н. В. Гоголь. « Шинель» как «петербургский текст»

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы; умение создавать обобщения, устанавливать аналогии; самостоятельно выбирать основания и критерии для сопоставления; строить логическое рассуждение, делать выводы; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное.



33

Проверочная самостоятельная работа по творчеству Лермонтова, Гоголя

Формирование ответственного отношения к учению; развитие эстетического сознания в процессе творческой деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами выбирать основания и критерии для сопоставления; строить логическое рассуждение, делать выводы.



34

И. С. Тургенев «Певцы»: сюжет и герои, образ повествования в рассказе Урок внеклассного чтения № 2

Воспитание уважения в Отечеству, его истории; развитие эстетического сознания в процессе освоения художественного наследия; развитие умения работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач; развитие умений аргументировать своё мнение.



35

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Сюжет и герои

Воспитание чувства ответствен- ности и долга перед Родиной Формирование ответственного отношения к учению; развитие умения работать в группе, выбирать основания и критерии для сопоставления; строить логическое рассуждение, делать выводы; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.



36

М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»: средства создания комического

Воспитание уважения в Отечеству, его истории; формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, развитие умения работать в группе, выбирать основания и критерии для сопоставления; развитие умений аргументировать своё мнение.





37

Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Старый гений». Сюжет и герои

Формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, развитие морального сознания, нравственных чувств, развитие умения работать в группе, выбирать основания и критерии для сопоставления, делать выводы, создавать устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного



38

Н.С. Лесков «Старый гений» проблематика и поэтика

Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества, формирование нравственных чувств и качеств личности; развитие умения определять понятия, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, аргументировать и отстаивать своё мнение; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.



39

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «После бала». Проблемы и герои

Воспитание уважения в Отечеству, его истории; формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; развитие умения работать в группе, выбирать основания и критерии для сопоставления, делать выводы, формировать умения воспринимать, анализировать, критически оцениватьпрочитанное.



40

Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции и поэтика рассказа

Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование нравственных чувств и качеств личности; осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; развитие умения определять понятия, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.



41

Проверочная самостоятельная работа по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы; умения определять понятия, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, ; развитие умений аргументировать своё мнение



42

Поэзия родной природы в русской литературе 19 века. Урок развития речи № 3

Воспитание уважения в Отечеству, его истории; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы;развитие умения осуществлять учебное сотрудничество, выбирать основания и критерии для сопоставления, делать выводы, участвовать в обсуждении прочитанного, сопоставлять литературу с произведениями других искусств.



43

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа

Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование нравственных чувств и качеств личности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы; участвовать в обсуждении прочитанного



44

Рассказ А.П. Чехова «Человек в футляре

Урок внеклассного чтения № 3

Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества, формирование нравственных чувств и качеств личности; развитие умения выбирать основания и критерии для сопоставления, делать выводы, формулировать, аргументировать своё мнение, развитие умения осознавать художественную картину жизни; участвовать в обсуждении.



45

И.А Бунин. Слово о писателе «Кавказ»: лики любви

Осознание значимости самостоятельного решения моральных и нравственных проблем, ответственного отношения к своим поступкам, развитие умения работать в группе, определять понятия, делать выводы; развитие умения аргументировать своё мнение, участвовать в обсуждении прочитанного.



46

А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле

Формирование нравственных качеств личности, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, принятие ценности семейной жизни; развитие умения работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач; аргументировать своё мнение и создавать устные и письменные высказывания.



47



Урок – диспут «Поговорим о превратностях любви»

Урок развития речи № 4

Формирование готовности к саморазвитию, совершенствование нравственных качеств личности, развитие умения вести диалог с другими людьми; развитие умения осознанно выбирать эффективные способы решения учебных задач, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование умений воспринимать, анализировать, оценивать прочитанное.



48

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории. На поле Куликовом».

Воспитание уважения в Отечеству, его истории; ; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы; развитие навыков смыслового чтения, , развитие умения работать в группе, определять понятия, делать выводы; аргументировать и отстаивать своё мнение; участвовать в обсуждении прочитанного.



49

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему.

Воспитание уважения в Отечеству, его истории; формирование нравственных качеств личности; развитие умения планировать пути достижения целей, развитие умений работать в группе; формулировать, аргументировать своё мнение; участвовать в обсуждении прочитанного.



50

Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.

Воспитание уважения в Отечеству, его истории; развитие умений работать в группе; выбирать эффективные способы решения учебных задач, формулировать, аргументировать своё мнение; участвовать в обсуждении прочитанного.



51

М.А Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы; развитие умений работать в группе; составлять таблицы и схемы для решения учебных задач; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.



52

И.С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

(Для дом. Чтения – «Лето Господне» И.С. Шмелёва)

Воспитание уважения в Отечеству, его истории; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы; развитие умения ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; формирование умений воспринимать, анализировать, оценивать прочитанное.



53

Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности.

Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы; формирование умений воспринимать, анализировать, оценивать прочитанное.



54

Теффи (Н.А. Лохвицкая). «Жизнь и воротник.

Формирование нравственных качеств личности, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам развитие умений работать в группе; составлять таблицы и схемы для решения учебных задач; формирование умений воспринимать, анализировать, оценивать прочитанное.



55

М.М. Зощенко. «История болезни»

Формирование готовности к саморазвитию, совершенствование нравственных качеств личности, развитие умения вести диалог с другими людьми; развитие умений работать в группе; составлять таблицы и схемы для решения учебных задач; совершенствование навыков смыслового и эстетического анализа текста.



56

А.Т Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками

Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству и его истории, чувства ответственности и долга перед Родиной; развитие умения вести диалог с другими людьми; развитие умения осознанно выбирать эффективные способы решения учебных задач,развитие умения осознавать художественную картину жизни, воспринимать, анализировать прочитанное.



57

Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского. Обучение устному рассказу

Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества, воспитание осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; развитие умения выбирать эффективные способы решения учебных задач; воспринимать, анализировать прочитанное.



58

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т. Твардовского в поэме

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы; развитие умения определять понятия, делать выводы и обобщения; развитие умений аргументировать своё мнение, создавать развёрнутые высказывания аналитического характера.



59

Урок – концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова («Москвичи»), М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянова «Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги») и др. (См. Стихи О. Берггольц, Ю. Друниной, К. Симонова, А.Суркова, С. Гудзенко, В. Высоцкого

Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству и его истории чувства ответственности и долга перед Родиной; развитие умения организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, развитие умений аргументировать своё мнение, создавать развёрнутые высказывания аналитического характера.



60

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

Развитие компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных качеств личности, ответственного отношения к собственным поступкам развитие умения определять понятия, делать выводы и обобщения; развитие умений аргументировать своё мнение, создавать развёрнутые высказывания аналитического характера.;



61

Классное сочинение № 2. «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20-го века»

Формирование готовности к саморазвитию, совершенствование нравственных качеств личности, развитие умения вести диалог с другими людьми; развитие умения осознанно выбирать эффективные способы решения учебных задач, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование умений воспринимать, анализировать, оценивать прочитанное.



62

Русские поэты о Родине, родной природе.

Воспитание российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, любви к Родине развитие умения организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, развитие умений аргументировать своё мнение, создавать развёрнутые высказывания аналитического характера.,



63

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды

Воспитание российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, любви к Родине, развитие умения организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, развитие умения анализировать поэтические произведения.



64

Годовая контрольная работа № 1.

Формирование ответственного отношения к учению, развитие умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, проверка умений воспринимать, анализировать прочитанное.



65

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. « Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии « Ромео и Джульетта». Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

Формирование целостного мировоззрения, формирование нравственных качеств личности, принятие ценности семейной жизни; умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное.



66

Ж.- Б. Мольер. « Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Урок внеклассного чтения № 4

Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми; определять понятия, аргументировать и отстаивать своё мнение; осознавать художественную картину жизни, создавать развёрнутые устные и письменные высказывания.



67

Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман


Осознание основ культурного наследия разных народов; воспитание уважения к истории и культуре народов мира; развитие умения определять понятия, делать выводы и обобщения; развитие умения понимать литературные произведения, участвовать в обсуждении прочитанного.



68

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

Итоги года и задание на лето

Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, овладение основами самоконтроля и осознанного выбора в учебной деятельности, анализировать художественный текст.






























Контроль освоения учебного курса (формы и виды контроля, критерии оценивания)

Формы контроля:

  • контрольные работы по разделам курса – направлены на выявление степени усвоения нового изученного материала, сформированности навыков анализа художественного текста;

  • устные опросы (фронтальные и индивидуальные) – имеют целью контроль усвоения знаний и сформированности предметных УУД (умения сформулировать правило, поставить цель изучения материала) в рамках конкретной темы;

  • проверка домашнего задания (пересказ; выразительное чтение, в том числе и наизусть; развернутый ответ на вопрос; анализ эпизода, анализ стихотворения; конспект; сочинение; сообщение на литературную и историко-литературную тему) – направлена на контроль самостоятельной работы учащихся;

  • сочинение (классное и домашнее) – направлено на развитие речи учащихся, выявление степени сформированности культуроведческой, языковой и коммуникативной компетенций.

Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по литературе

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9-ых классах первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.

6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59%.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!