СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе составлена на основе программы Т.Ф.Курдюмовой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Русская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза М.Н. Алексеева


Согласовано Согласовано УТВЕРЖДАЮ

Протокол заседания МО Заместитель директора по учебной работе Директор школы

От 30.08. 2017 № 1 ____________ Л.А.Бойко _________ Г.В.Колинько

_______Руководитель МО В.И.Подгорных 30.08.2017 приказ № 208-ОД 30.08. 2017 год


Рабочая программа по литературе_ предмет Уровень общего образования - основное общее, класс 8 (начальное общее, основное общее, среднее общее с указанием класса)



Количество часов:

8 класс – 68 часов, в неделю –2 часа


Учитель: Майко С.А.



Программа разработана на основе Примерной программы среднего общего образования по литературе Т.Ф.Курдюмовой, учебного плана, календарного учебного графика.



2017 – 2018 учебный год


Пояснительная записка

      Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

      - федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

      - приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;  

- программы Т.Ф.Курдюмовой.  

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

ЗАДАЧИ литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;

- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.



Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Основная опора рабочей программы - текстуальное изучение художественных произведений, формирование у обучающихся читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- выразительное чтение.

- различные виды пересказа.

- заучивание наизусть стихотворных текстов.

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации определяет количество часов на изучение предмета, как:

в 8 классе – 70 часов

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 8 класс (69 часов)

Введение 1 час

Литературный процесс как часть исторического процесса.

Жанры художественной литературы.

Х.К.Андерсен: Сказка Х.К.Андерсена «Калоши счастья» как эпиграф к изучению исторической тематики.

Поэты казачьего зарубежья: П.С.Поляков «Ветла», «Надежды».


Фольклор 2 часа

Художественные особенности исторической песни «Правеж».

Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. Драматический и комический конфликт в драме «Как француз Москву брал».

Связь донских песен «При лужку», «По Дону гуляет» с обрядами.

Донские легенды «Братья», «Про Пугача» как свидетельство былых событий. Сюжет и герои донских легенд «Братья», «Про Пугача».


Древнерусская литература 5 часов

Особенности отражения исторического прошлого в литературе средних веков.

«Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод.

События и герои на страницах «Повести о разорении Рязани Батыем». Евпатий Коловрат как подлинный народный герой.

Жития святых как исторические повествования. «Сказание о житии Александра Невского» как героя русской истории.

Особенности изображения героя в житии «Преподобный Сергий Радонежский».

Литература XVIII века 2 часа

Русские поэты о Доне: А.С.Пушкин. «Казак», «Калмычке».

Н.М.Княжнин: Отражение и оценка событий русской истории в творчестве Н.М.Княжнина. Образы-антиподы в «Марфе-посаднице».


Литература XIX века 45 часов

А.И.Куприн: Донские страницы в очерке А.И.Куприна «Костя Попов». Автор и его герой в очерке «Костя Попов».

Проблема человека и времени в произведениях 19 века. Былины и их герои в поэзии 19 века.

А.К.Толстой: Народный идеал и авторская позиция в балладах «Илья Муромец», «Правда» А.К.Толстого.

Г.Лонгфелло: Образ народного героя Гайаваты в произведении Г.Лонгфелло.

А.С.Серафимович: Прошлое донского казачества в рассказе А.С.Серафимовича «Чибис». Великая Отечественная война в были «На хуторе» А.С.Серафимовича. Стилистические особенности произведений о Доне А.С.Серафимовича.

В.Скотт: Изображение героев и эпохи в романе В.Скотта «Айвенго». Концепция истории и человека в романе В.Скотта.

И.А.Крылов: Кутузов и Наполеон в басне И.А.Крылова «Волк на псарне».

В.А.Закруткин: Великая Отечественная война в повести В.А.Закруткина «Матерь человеческая». Мастерство В.А.Закруткина в создании образа главной героини. Смысл названия повести «Матерь человеческая».

А.С.Пушкин: Сюжет баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и сюжет летописного эпизода. Образ Петра в поэме «Полтава» - образ вдохновителя победы Исторические и нравственные проблемы в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». Творческая история «Капитанской дочки». Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений». Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. Смысл названия повести «Капитанская дочка».

М.Ю.Лермонтов: Прошлое донского казачества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Два сокола». Быт и нравы XVI века в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Герои поэмы и их судьбы. Купец Калашников и опричник Кирибеевич. Образ Ивана Грозного и его роль в сюжете поэмы.

Герои исторической повести. Историческая повесть и исторический труд.

К.Д.Бальмонт: Восприятие, истолкование, оценка стихотворения К.Д.Бальмонта «Скифы».

Н.В.Гоголь: Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества в «Тарасе Бульбе». Отец и сыновья. Характеры главных героев повести. Пафос произведения о защите Родины. Описания в повести (пейзаж, портрет, интерьер).

Мотивы былого в лирике поэтов 19 века.

А.А.Блок: Изображение исторических событий в стихотворении А.Блока «На поле Куликовом».

А.Дюма: Трансформация исторических событий и исторических героев в романе А.Дюма. Увлекательность сюжета и яркость характеров в романе А.Дюма «Три мушкетера».

А.К.Толстой: Подлинные исторические лица в балладе А.К.Толстого. Василий Шибанов как нравственный идеал автора. Эпоха Ивана Грозного в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный». Реальные исторические лица и вымысел на страницах романа А.К.Толстого. Вымысел и реальность в художественном произведении.

И.А.Бунин: Восприятие, истолкование, оценка стихотворения И.А.Бунина «Ковыль».

Л.Н.Толстой: Контраст как основа композиции в рассказе Л.Н.Толстого «После бала». Роль случая в жизни и судьбе человека.

Время и пространство в художественном тексте.

Русские поэты о Доне: Н.Ф.Щербина «Южная ночь», «Таганрогским грекам».

Литература XX века 12 часов

Автор и время на страницах произведений 20 века. Былины и их герои в поэзии 20 века.

Ю.Н.Тынянов: Исторические герои и события в рассказе Ю.Н.Тынянова «Подпоручик Киже». Осуждение нелепостей воинской службы в армии при Павле I. Образ Петра и его окружения в повести Ю.Тынянова «Восковая персона». Язык и стиль повести «Восковая персона».

История в стихотворениях донских поэтов: Ф.И.Анисимов «Всколыхнулся, взволновался…».

М.Алданов: Родная история и история Европы в романе М.Алданова «Чертов мост». Изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост».

Тема поэта и поэзии в стихотворениях Н.К.Доризо.

С.Цвейг: Мастерство батальных сцен в исторической миниатюре С.Цвейга. Образ Наполеона в миниатюре «Невозвратимое мгновение».

Б.Васильев: Изображение ходынской трагедии в романе Б.Васильева «Утоли моя печали…» Исторические лица, изображенные в романе. Смысл заглавия романа «Утоли моя печали…».

И.М.Бондаренко: Тема Великой Отечественной войны в повести И.М.Бондаренко. Приключенческие мотивы в повести «Приговор обжалованию не подлежит».

Великая Отечественная война в лирике А.Ахматовой, А.Прокофьева, К.Симонова, А.Твардовского. Великая Отечественная война в лирике Ю.Друниной, Б.Окуджавы, В.Высоцкого.

Тема природы в стихах А.Рогачева, В.Жака, А.Софронова. Восприятие, истолкование, оценка стихотворений донских поэтов.

Л.М.Леонов: Судьбы героев и их идеалы в пьесе Л.М.Леонова «Золотая карета». Смысл названия пьесы «Золотая карета».

В.Конецкий: Внеклассное чтение. Эхо войны в повести В.Конецкого «Тамара». Мотив жизни и смерти в повести «Тамара».

Мотивы былого в лирике В.Брюсова, З.Гиппиус, Н.Гумилева, М.Цветаевой. Мотивы былого в лирике Е.Евтушенко, В.Высоцкого, М.Кузмина.

Календарно-тематическое планирование 8 класс литература

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Элемент содержания

Основные формы учебной деят-ти

Планируемые результаты подготовки учащихся

Контроль

дата

п

ф

1.




ВВЕДЕНИЕ. Литература и время.




1

Введение в курс литературы 8 класса; актуализация знаний, повторение изученного; формирование интереса к изучению литературы в 8 классе

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником.

Знать основные исторические этапы развития литературы.

Уметь анализировать произведения, опираясь на историческую эпоху.


01.09


Фольклор (2 часа)

1/2

Отражение жизни народа в произведениях фольклора. Народные исторические песни.


1

Знакомство с народными историческими песнями; выразительное чтение и анализ народных исторических песен

Беседа, ответы на вопросы, приведение примеров произведений разных жанров.

Знать особенности строения народной исторической песни, причины ее появления.


Уметь определять особенности народной исторической песни, их строение, выразительно читать.


05.09


2/ 3

Народный театр. «Как француз Москву брал».


1

Народная историческая песня как жанр; выразительное чтение и анализ народных исторических песен и народных драматических произведений

Рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся, сообщения, анализ исторических песен.

Знать специфику народного театра и его особенности.


Уметь анализировать народные драматические произведения.



08.09


Древнерусская литература (5 часов)

1/4


Историческая личность на страницах произведений Древней Руси.


1

Знакомство с жанрами древнерусской литературы и их особенностями , с «Повестью временных лет»; изучение отдельных частей летописи

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Знать особенности жанров древнерусской литературы.


Уметь анализировать отдельные части летописи, пересказывать отрывки летописных произведений.


12.09


2/5

Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем».


1

Древнерусская литература и герои произведений; выразительное чтение и пересказ произведений древнерусской литературы

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

Знать характеристику литературных героев – исторических личностей.

Уметь давать развернутый ответ о мужественных защитников русской земли.


15.09


3/6

Житие как жанр. Сказание о житии Александра Невского.


1

Жанр жития, изучения отрывка из «Сказания о житии Александра Невского»

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

Знать жанр жития, средства художественной выразительности в произведениях древнерусской литературы.

Уметь определять жанр данных древнерусских произведений и давать характеристику героев


19.09


4/7


К.Б. Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский».


1

Выразительное чтение и пересказ отрывков с соблюдением авторских интонаций и лексики; характеристика героя жития – исторической личности

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Знать план характеристики героев жития – исторических личностей.


Уметь давать характеристику историческим личностям древнерусской литературы.



22.09


5/8

Вн. чт. История на страницах зарубежных произведений М. де Сервантес «Дон Кихот»


1

Знакомство с главами романа М. д Сервантеса «Дон Кихот» выборочное чтение

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

Знать содержание романа М. де Сервантеса, характеристику героев.


Уметь анализировать поступки героев в рыцарских романах.



26.09


Литература 18 века (2 часа)

1/9

Н.М.КАРАМЗИН. «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода». Вольность Великого Новгорода в произведениях XVIII века


1

Знакомство с историческими художественными произведениями XVIII века; формулирование тезисов сообщения

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Знать жанр авторской исторической повести 18 века, ее художественные особенности.


Уметь определять авторскую позицию, составлять и формулировать тезисы сообщения, анализировать исторические события,


29.09


2/10

Исторические личности в русском фольклоре, в древнерусской литературе и литературе XVIII века

1

Контроль знания текста изученных произведений русского фольклора, древнерусской литературы произведений XVIII века

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

Знать художественные особенности исторической повестей.


Уметь составлять характеристику героев.


03.10


Литература 19 века (45 часов)

1/11

Былины и их герои в поэзии XIX века. А.К. Толстой «Илья Муромец»


1

Былина как жанр; знакомство с творчеством поэта, как создателя былинных произведений; чтение изучение былины

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Знать былину как жанр, героев былин.

Уметь оценивать качества и поступки героев-богатырей.


06.10


2/12

Г.У. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» в переводе И. Бунина.


1

Изучение биографических данных автора, знакомство с произведением, выразительное чтение

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Знать художественные особенности зарубежной литературы, поэтическое переложение легенд.

Уметь выделять художественные особенности зарубежной литературы, видеть мастерство поэта-переводчика.


10.10


3/13

Гайавата – главный герой произведения Г.У.Лонгфелло. «Песнь о Гайавате»

1

Характеристика героя по материалам текста

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

Знать характеристику героя, особенности создания образа.


Уметь давать характеристику героям переводной литературы, выделять художественное своеобразие поэтических переложений.


13.10


4,5/

14-15


Вн.чт. В.Скотт. «Айвенго».

К.р.

1

Изучение биографических данных автора, знакомство с произведением

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

Знать биография писателя, содержание его произведения.


Уметь давать характеристику героев исторического романа, анализировать эпизоды текста.


17.10


6/16

Исторические события и жанр басни И.А. Крылова «Волк на псарне».


1

Знакомство с басней; характеристика героя басни – реальной исторической личности

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

Знать содержание басни Крылова, событий Отечественной войны 12го года.


Уметь характеризовать героев басни – реальную историческую личность.


20.10


7/17

Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина


1

Обобщение и расширение знаний биографических данных творчества А.С. Пушкина

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

Знать биографические сведения творчества А.С. Пушкина, исторические события, изображенные в произведении поэта.

Уметь составлять план-конспект на историческую тему о творчестве А.С. Пушкина.


24.10


8/18


Историческая личность в балладе А.С. Пушкин. «Песня о Вещем Олеге».


1

Выразительное чтение наизусть, характеристика героя произведения – исторической личности

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Знать художественные особенности «Песни о Вещем Олеге» А.С. Пушкина, летописный источник на основе которого создано художественное произведение.

Уметь определять художественные особенности произведения, давать характеристику героя – исторической личности.


27.10


9/19

Историческая битва и её герои в поэме А.С. Пушкина «Полтава»

1

Знакомство с поэмой А.Пушкина, историей создания, основной мыслью

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

Знать содержание поэмы, историю создания, основные исторические эпизоды в поэме.


Уметь составлять цитатный план образа Петра I, характеризовать героя поэмы – историческую личность.



01.11


10/

20

Личность Петра I в поэме А.С. Пушкина «Полтава»

1

Цитатный план поэтического произведения; характеристика героя- исторической личности

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

03.11


11/

21

РР Сочинение «Изображение Петра I в поэме А.С. Пушкина «Полтава»


1

Контроль усвоения изученного по характеристике героя литературного исторического произведения

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.




15.11


22

Исторические личности в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»

1

Знакомство с историей создания, основным конфликтом драмы; отрывки из драмы

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Знать историю создания, содержание произведения, основной конфликт драмы


Уметь выразительно читать текст. Выявлять основной конфликт драмы, анализировать эпизоды текста.


17.11


12,

13/

23-24

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». История жизни Петруши Гринёва


2

Знакомство с историей создания произведения; усвоение содержания повести (главы 1,2); подбор материала для сообщения по вопросу

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

Знать историю создания повести, её содержание повести (1, 2 главы), особенность характеристики литературного героя,

Уметь подбирать материал для сообщения, выделять границы эпизода, давать характеристику главного героя.


22.11

24.11


14/

25

Жизнь в Белогорской крепости. (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)


1

Контроль усвоения содержания повести (главы 3-5); подбор материала для сообщения по вопросу

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Знать содержание 3-5 глав, материалы о жизни в Белогорской крепости.

Уметь сопоставлять характеристику главного героя с другими персонажами.


29.11


15/

26

Герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и пугачёвщина

1

Контроль усвоения содержания повести (главы 6-7); сжатый пересказ

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

Знать содержание (6, 7 главы).


Уметь оценивать нравственный выбор героя.



01.12


16/

27

Пугачёв и Пётр Гринёв в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

Контроль усвоения содержания повести (главы 6-7); выборочный пересказ с элементами анализа

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

Знать содержание основных эпизодов повести (8, 9, 10 главы) о Пугачёве и Гринёве, способы раскрытия основной мысли произведения.

Уметь анализировать эпизоды, определять тему и основную мысль текста.



06.12


17/

28

Судьба Маши Мироновой – капитанской дочки по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

Контроль усвоения содержания повести; выборочный пересказ с элементами анализа

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Контроль за усвоением умения и навыков анализировать текст.

Знать содержание эпизодов (11-14 главы) и характеристику главной героини.

Уметь раскрывать смысл названия и анализировать образ Маши Мироновой.


08.12


18/

29

Тема чести в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Тест

1

Контроль усвоения содержания повести; выборочный пересказ с элементами анализа; способы раскрытия основной мысли

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Знать содержание повести, пересказа о поступках героев.


Уметь выделять основную мысль текста, способы его раскрытия, анализировать эпизоды о поступках героев

тест

13.12


19,

20/

30-31

РР Изложение с элементом сочинения по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»к.р.

2

Контроль усвоения содержания повести; умение письменного изложения текста с сохранением авторских особенностей лексики и стиля


Контроль за усвоением содержания повести, умений обобщать текстовый материал.

изложение

15.12

20.12


21,

22/

32-33

Обобщающие уроки по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».


2

Контроль усвоения содержания повести; сформированность понятия об основной мысли произведения и способах её раскрытия

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

Контроль за усвоением содержания повести, умений обобщать текстовый материал.


22.12

27.12


23/

34

Лирические произведения М.Ю. Лермонтова о Родине

1

Актуализация знаний о творчестве поэта; знакомство со стихотворением «Родина»; определение основной мысли и художественных особенностей лирического произведения

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Знать направления творчества Михаила Лермонтова, определять основные мысли и художественные особенности лирических произведений поэта.

Уметь анализировать лирические произведения, определять средства художественной выразительности.


10.01


24/

35

Исторический сюжет и герои произведения «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».


1

Знакомство с поэмой и её героями, усвоение содержания поэмы

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

Знать исторический сюжет, содержание поэмы, характеристику героев.

Уметь давать анализ поэмы, характеризовать героев, выделять стилистические особенности произведения.


12.01


25/

36

Быт и нравы XVI века в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».


1

Актуализация знаний о творчестве поэта; усвоение содержания поэмы, характеристика стилистических особенностей произведения, контроль за умением определять жанр литературного произведения

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Знать быт и нравы 16 века Руси, способы характеристики героя.


Уметь раскрывать бытовую картину жизни 16 века Руси, характеризовать стилистические особенности лирического произведения.


17.01


26/

37

Трагическое столкновение героев в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

Контроль усвоения содержания и понимания основной мысли произведения, умение характеризовать героев поэтического текста

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Знать содержание основных эпизодов, исторические особенности и традиции русского народа, национальный характер русского человека.

Уметь анализировать эпизоды и оценивать главного героя поэмы.


19.01


27/

38

Романтическое изображение природы в лирике М.Ю. Лермонтова

1

Контроль усвоения содержания и понимания основной мысли произведения, умение характеризовать изображение природы в лирическом произведении

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

Знать отрывки о природе, особенности в изображении пейзажа поэтом.


Уметь выразительно читать, анализировать отрывки о природе.


24.01


28/
39

Исторические личности в лироэпических произведениях А. Пушкина и М. Лермонтова

1

Контроль усвоения содержания и понимания основной мысли поэм Пушкина и Лермонтова

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Контроль за усвоением содержания повести, умений обобщать текстовый материал.



26.01


29/

40

Эпоха Ивана Грозного в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный».

1

Содержание романа, знакомство с творчеством А.К. Толстого, как создателя былинных и исторических произведений

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

Знать творчество поэта, содержание его романа, понятие о нравственном идеале автора, историческую эпоху Ивана Грозного..

Уметь определять черты эпохи Ивана Грозного в романе


31.01


30/

41

Реальные исторические лица и вымысел на страницах романа А.К. Толстого «Князь Серебряный».

1

Усвоение содержания романа, пересказ отрывка из исторического романа, характеристика литературного героя – реального исторического лица

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Знать содержание эпизодов об исторических лицах, элементы вымысла.


Уметь определять реальные исторические лица и вымысел на страницах романа.


02.02


31/

42

Баллада А.К.Толстого «Василий Шибанов».


1

Содержание баллады Толстого, понятие о нравственном идеале автора

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

Знать содержание и строение баллады, понятие о нравственном идеале автора и героя.


Уметь пересказывать балладу, выразительно читать текст, давать характеристику героя.


07.02


32/

43

Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

Знакомство с историей создания повести, с героями, усвоение содержания

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Знать историческую основу повести, историю создания, характеристику героев.

Уметь отбирать материал по теме, составлять тезисы, кратко пересказывать эпизоды.


09.02


33/

44

Н.В. Гоголь – мастер батальных сцен и героических характеров

1

Усвоение содержания повести; отбор материала для характеристики героя, комментарий тезиса

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Знать исторические событие, изображённые писателем, особенности мастерства в изображении героического характера.

Уметь давать характеристику историческим событиям и героическим характерам в повести.


14.02


34,

35/

45-46

Образы Тараса Бульбы и его сыновей в повести

2

Контроль усвоения содержания повести, умения отбора материала для характеристики героя, умение сопоставлять героев

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

Знать содержание повести, характеристику героев и приёмы их сопоставления.


Уметь давать сравнительную характеристику отца и сыновей


16.02

21.02


36/

47

Мастерство Н.В. Гоголя в изображении природы

1

Контроль усвоения содержания произведения; умение характеризовать роль и способы изображения природы в художественном произведении

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Знать эпизоды с изображением природы


Уметь интерпретировать пейзажные зарисовки с опорой на характеристику героев


28.02


37/

48

РР Творческая письменная работа по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

Контроль усвоения содержания повести и понимания её основной мысли; развитие умения письменного изложения, сопоставления героев


Контроль усвоения содержания повести, умения отбора материала для характеристики героев и их сопоставления.

сочинение

02.03


38,

39/

49-50

Мотивы былого в лирике поэтов XIX века.


2

Повторение изученного по истории и теории литературы; знакомство с поэзией 19 века разных авторов

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

Знать мотивы былого в лирике поэтов XIX века, особенности поэзии этого времени, основные темы, мысли.

Уметь анализировать образ лирического героя, раскрывать мотив.


07.03

14.03


40/

51

Тема исторического прошлого в лирике поэтов XIX века

1

Повторение изученного по истории и теории литературы; знакомство с лирическими произведениями на историческую тему

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Знать лирические произведения на историческую тему А.С. Пушкина, Ф.Глинки, А. Апухтина.

Уметь выразительно читать и интерпретировать стихи.


16.03


41/

52

Мотив воспоминаний в лирике поэтов XIX века

1

Знакомство с элегиями Пушкина и Давыдова, лирическими произведениями Козлова и Жуковского; определение темы основной мысли, мотивы лирического произведения

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

Знать стихи поэтов XIX века А. Пушкина, Д. Давыдова с мотивом воспоминаний, лирические произведения И. Козлова, В. Жуковского.

Уметь определять основную мысль, тему, произведения и интерпретировать их.


21.03


42/

53

Л.Н. Толстой. Обзор жизни и творчества писателя. Толстой – писатель и педагогк.р.


1

Знакомство с творчеством и личностью писателя, с его педагогической деятельностью

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Знать биографию и творчество писателя, жанры его произведений, особенности мастерства.

Уметь строить связный рассказ о жизни и творчестве писателя.


23.03


43/

54

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала».


1

Знакомство с историей создания рассказа, усвоение содержания

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

Знать историю создания рассказа, проблемы произведения, его содержание, методику пересказа с изменением лица, роль автора и рассказчика в произведении.

Уметь отбирать материал для пересказа с изменением лица, определять роль автора и рассказчика в произведении, выразительно читать основные эпизоды.


04.04


44/

55

Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

1

Усвоение содержания рассказа; сопоставление состояния героя, описание внешности, цветовой гаммы

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Знать смысл названия рассказа. Его проблематику, историю создания.

Уметь определять проблематику, принцип контраста и смысл названия


06.04


45/

56

РР Сочинение-миниатюра по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»

1

Контроль усвоения содержания понимания основной мысли рассказа, умения письменно оформлять свои мысли


Контроль за усвоением содержания и понимания прочитанного произведения.

сочинение

11.04


Литература 20 века (12 часов)

1/

57

Былины и их герои в поэзии Ивана Бунина

1

Знакомство с былинами автора; контроль умения выразительного чтения былин; актуализация знаний о былине как жанре

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Знать содержание былин писателя, особенности былин, как жанра и мастерство писателя при создании былин


Уметь выразительно читать и интерпретировать былины


13.04


2/

58

Былинные герои в поэзии ХХ века.


1

Усвоение содержание былин; контроль умения выразительного чтения былин

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

Знать жанр былин и их строение, героев.


Уметь анализировать былины, выразительно читать, определять синтаксические средства выразительности.


18.04


3/

59

Внеклассное чтение. Рассказ Ю. Тынянова «Подпоручик Киже».


1

Знакомство с творчеством писателя, содержанием рассказа; развитие умения характеризовать историческую личность и время

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Знать творчество Ю. Тынянова, содержание его произведения.


Уметь самостоятельно оценивать поступки героя.



20.04


4/

60

Образ Петра I в повести Ю. Тынянова «Восковая персона».

1

Освоение содержания повести и ей основной мысли; контроль умения отбора материала для характеристики героя – исторической личности

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

Знать содержание исторической повести, ее основную мысль, строение, правила отбора материала для характеристики героя – исторической личности.

Уметь отбирать материал для пересказа исторической повести, давать характеристику героя.


25.04


5/

61

Внеклассное чтение С. Цвейг Невозвратимое мгновение.

1

Усвоение содержания новеллы и её основной мысли, контроль умения отбора материала для характеристики героя – исторической личности

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Знать жанр содержания исторического произведения, правила отбора материал для характеристики героя.

Уметь формулировать ответ на проблемный вопрос, давать характеристику героя – Наполеона


27.04


6/

62

Изображение ходынской трагедии Б.Л. Васильева. «Утоли моя печали…»


1

Знакомство с писателем и его творчеством; контроль умения анализировать эпизод по вопросам

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

Знать сведения о жизни и литературном творчестве писателя, структуре исторической повести.

Уметь характеризовать историческую повесть как жанр, анализировать

эпизоды по вопросам.


04.05


7,8/

63-64

Великая Отечественная война в лирике ХХ века.


2

Создание эмоционального фона для восприятия лирических произведений о ВОВ; знакомство с лирическими произведениями разных авторов о войне и обмен впечатлениями о них

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Знать строение лирических произведений, тематическую группу, поэтических текстов о Великой Отечественной войне

Уметь выразительно читать стихотворение о войне и интерпретировать их, обмениваться впечатлениями о лирических произведениях.


11.05

16.05


9/

65

Творческая работа. Интерпретация стихотворения о войне.

1

Развитие умения отбора материала по теме, создание аннотации; контроль умения рассказывать о лирическом произведении и его особенностях

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

Контроль за усвоением анализа стихотворения о войне


18.05



10,

12/

66-68

Мотивы былого в лирике поэтов ХХ века. Поэтический семинар. В.Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус, Н.С. Гумилёв, М.А. Кузмин, М.И. Цветаева, Д.Б. Кедров


3

Знакомство с лирическими произведениями поэтов 20 века о прошлом и исторических событиях; контроль умения рассказа о лирическом произведении и его особенностях

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

Знать лирические произведения 20 века о прошлом и исторических событиях, мотивы былого и прошлого.


Уметь интерпретировать поэтические строки, их особенности, выразительно читать стихотворение.


23.05

25.05

30.05





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Печатные пособия::

1. Литература: программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / сост. Г.Г. Палубинская. – М.: Дрофа, 20016.

2. Литература.8кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений / Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2013г.

 

Электронные пособия:

  1. Фильмы и мультфильмы:

- «Барышня-крестьянка»

- «Дубровский»

- «Ромео и Джульетта»

- «Они сражались за Родину».




Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса

В результате изучения литературы ученик 8 класса должен

знать:

  • Авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • Основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора, предания, былины, роды литературы и жанры; литературный герой (развитие представлений), понятие о теме и идее произведения, герой-повествователь, портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; баллада, стихотворения в прозе; лирический герой, поэма, трехсложные размеры стиха, гипербола, гротеск, сатира и юмор как формы комического, публицистика, мемуары как публицистический жанр; литературные традиции.

уметь:

  • Видеть разнообразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

  • Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, комических и драматических произведениях;

  • Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

  • Объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

  • Видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

  • Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

  • Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

  • Аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

  • Выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

  • Сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

  • Оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

  • Сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию с точки зрения выражения авторской позиции;

  • Стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

  • Написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.



Нормы оценки знаний, умений и навыков по литературе

Оценка устных ответов учащихся.
При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинений
Отметка “5” ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

Отметка “4” ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка “1” ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.
Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» — 90 – 100 %;
«4» — 78 – 89 %;
«3» — 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Оценка творческих работ
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Оценка дополнительных заданий
При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:
— “5” – если все задания выполнены;
— “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий;
— “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы;
— “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!