имени Героя Советского Союза М.Н. Алексеева
От 30.08. 2017 № 1 ____________ Л.А.Бойко _________ Г.В.Колинько
_______Руководитель МО В.И.Подгорных 30.08.2017 приказ № 208-ОД 30.08. 2017 год
Уровень общего образования - основное общее, класс 8 (начальное общее, основное общее, среднее общее с указанием класса)
Учитель: Майко С.А.
Программа разработана на основе Примерной программы среднего общего образования по литературе Т.Ф.Курдюмовой, учебного плана, календарного учебного графика.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;
- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Основная опора рабочей программы - текстуальное изучение художественных произведений, формирование у обучающихся читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Рабочая программа сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- выразительное чтение.
- различные виды пересказа.
- заучивание наизусть стихотворных текстов.
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации определяет количество часов на изучение предмета, как:
Литературный процесс как часть исторического процесса.
Жанры художественной литературы.
Поэты казачьего зарубежья: П.С.Поляков «Ветла», «Надежды».
Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. Драматический и комический конфликт в драме «Как француз Москву брал».
Особенности отражения исторического прошлого в литературе средних веков.
Жития святых как исторические повествования. «Сказание о житии Александра Невского» как героя русской истории.
Проблема человека и времени в произведениях 19 века. Былины и их герои в поэзии 19 века.
Герои исторической повести. Историческая повесть и исторический труд.
Время и пространство в художественном тексте.
Автор и время на страницах произведений 20 века. Былины и их герои в поэзии 20 века.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Основные формы учебной деят-ти | Планируемые результаты подготовки учащихся | Контроль | дата |
п | ф |
1. | ВВЕДЕНИЕ. Литература и время. | 1 | Введение в курс литературы 8 класса; актуализация знаний, повторение изученного; формирование интереса к изучению литературы в 8 классе | Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником. | Знать основные исторические этапы развития литературы. | Уметь анализировать произведения, опираясь на историческую эпоху. | | 01.09 | |
Фольклор (2 часа) |
1/2 | Отражение жизни народа в произведениях фольклора. Народные исторические песни. | 1 | Знакомство с народными историческими песнями; выразительное чтение и анализ народных исторических песен | Беседа, ответы на вопросы, приведение примеров произведений разных жанров. | Знать особенности строения народной исторической песни, причины ее появления. | Уметь определять особенности народной исторической песни, их строение, выразительно читать. | | 05.09 | |
2/ 3 | Народный театр. «Как француз Москву брал». | 1 | Народная историческая песня как жанр; выразительное чтение и анализ народных исторических песен и народных драматических произведений | Рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся, сообщения, анализ исторических песен. | Знать специфику народного театра и его особенности. | Уметь анализировать народные драматические произведения. | | 08.09 | |
Древнерусская литература (5 часов) |
1/4 | Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. | 1 | Знакомство с жанрами древнерусской литературы и их особенностями , с «Повестью временных лет»; изучение отдельных частей летописи | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. | Знать особенности жанров древнерусской литературы. | Уметь анализировать отдельные части летописи, пересказывать отрывки летописных произведений. | | 12.09 | |
2/5 | Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем». | 1 | Древнерусская литература и герои произведений; выразительное чтение и пересказ произведений древнерусской литературы | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | Знать характеристику литературных героев – исторических личностей. | Уметь давать развернутый ответ о мужественных защитников русской земли. | | 15.09 | |
3/6 | Житие как жанр. Сказание о житии Александра Невского. | 1 | Жанр жития, изучения отрывка из «Сказания о житии Александра Невского» | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | Знать жанр жития, средства художественной выразительности в произведениях древнерусской литературы. | Уметь определять жанр данных древнерусских произведений и давать характеристику героев | | 19.09 | |
4/7 | К.Б. Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский». | 1 | Выразительное чтение и пересказ отрывков с соблюдением авторских интонаций и лексики; характеристика героя жития – исторической личности | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. | Знать план характеристики героев жития – исторических личностей. | Уметь давать характеристику историческим личностям древнерусской литературы. | | 22.09 | |
5/8 | Вн. чт. История на страницах зарубежных произведений М. де Сервантес «Дон Кихот» | 1 | Знакомство с главами романа М. д Сервантеса «Дон Кихот» выборочное чтение | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | Знать содержание романа М. де Сервантеса, характеристику героев. | Уметь анализировать поступки героев в рыцарских романах. | | 26.09 | |
Литература 18 века (2 часа) |
1/9 | Н.М.КАРАМЗИН. «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода». Вольность Великого Новгорода в произведениях XVIII века | 1 | Знакомство с историческими художественными произведениями XVIII века; формулирование тезисов сообщения | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. | Знать жанр авторской исторической повести 18 века, ее художественные особенности. | Уметь определять авторскую позицию, составлять и формулировать тезисы сообщения, анализировать исторические события, | | 29.09 | |
2/10 | Исторические личности в русском фольклоре, в древнерусской литературе и литературе XVIII века | 1 | Контроль знания текста изученных произведений русского фольклора, древнерусской литературы произведений XVIII века | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | Знать художественные особенности исторической повестей. | Уметь составлять характеристику героев. | | 03.10 | |
Литература 19 века (45 часов) |
1/11 | Былины и их герои в поэзии XIX века. А.К. Толстой «Илья Муромец» | 1 | Былина как жанр; знакомство с творчеством поэта, как создателя былинных произведений; чтение изучение былины | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. | Знать былину как жанр, героев былин. | Уметь оценивать качества и поступки героев-богатырей. | | 06.10 | |
2/12 | Г.У. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» в переводе И. Бунина. | 1 | Изучение биографических данных автора, знакомство с произведением, выразительное чтение | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. | Знать художественные особенности зарубежной литературы, поэтическое переложение легенд. | Уметь выделять художественные особенности зарубежной литературы, видеть мастерство поэта-переводчика. | | 10.10 | |
3/13 | Гайавата – главный герой произведения Г.У.Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» | 1 | Характеристика героя по материалам текста | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | Знать характеристику героя, особенности создания образа. | Уметь давать характеристику героям переводной литературы, выделять художественное своеобразие поэтических переложений. | | 13.10 | |
4,5/ 14-15 | Вн.чт. В.Скотт. «Айвенго». К.р. | 1 | Изучение биографических данных автора, знакомство с произведением | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | Знать биография писателя, содержание его произведения. | Уметь давать характеристику героев исторического романа, анализировать эпизоды текста. | | 17.10 | |
6/16 | Исторические события и жанр басни И.А. Крылова «Волк на псарне». | 1 | Знакомство с басней; характеристика героя басни – реальной исторической личности | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | Знать содержание басни Крылова, событий Отечественной войны 12го года. | Уметь характеризовать героев басни – реальную историческую личность. | | 20.10 | |
7/17 | Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина | 1 | Обобщение и расширение знаний биографических данных творчества А.С. Пушкина | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | Знать биографические сведения творчества А.С. Пушкина, исторические события, изображенные в произведении поэта. | Уметь составлять план-конспект на историческую тему о творчестве А.С. Пушкина. | | 24.10 | |
8/18 | Историческая личность в балладе А.С. Пушкин. «Песня о Вещем Олеге». | 1 | Выразительное чтение наизусть, характеристика героя произведения – исторической личности | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. | Знать художественные особенности «Песни о Вещем Олеге» А.С. Пушкина, летописный источник на основе которого создано художественное произведение. | Уметь определять художественные особенности произведения, давать характеристику героя – исторической личности. | | 27.10 | |
9/19 | Историческая битва и её герои в поэме А.С. Пушкина «Полтава» | 1 | Знакомство с поэмой А.Пушкина, историей создания, основной мыслью | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | Знать содержание поэмы, историю создания, основные исторические эпизоды в поэме. | Уметь составлять цитатный план образа Петра I, характеризовать героя поэмы – историческую личность. | | 01.11 | |
10/ 20 | Личность Петра I в поэме А.С. Пушкина «Полтава» | 1 | Цитатный план поэтического произведения; характеристика героя- исторической личности | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | 03.11 | |
11/ 21 | РР Сочинение «Изображение Петра I в поэме А.С. Пушкина «Полтава» | 1 | Контроль усвоения изученного по характеристике героя литературного исторического произведения | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | | | | 15.11 | |
22 | Исторические личности в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов» | 1 | Знакомство с историей создания, основным конфликтом драмы; отрывки из драмы | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. | Знать историю создания, содержание произведения, основной конфликт драмы | Уметь выразительно читать текст. Выявлять основной конфликт драмы, анализировать эпизоды текста. | | 17.11 | |
12, 13/ 23-24 | Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». История жизни Петруши Гринёва | 2 | Знакомство с историей создания произведения; усвоение содержания повести (главы 1,2); подбор материала для сообщения по вопросу | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | Знать историю создания повести, её содержание повести (1, 2 главы), особенность характеристики литературного героя, | Уметь подбирать материал для сообщения, выделять границы эпизода, давать характеристику главного героя. | | 22.11 24.11 | |
14/ 25 | Жизнь в Белогорской крепости. (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») | 1 | Контроль усвоения содержания повести (главы 3-5); подбор материала для сообщения по вопросу | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. | Знать содержание 3-5 глав, материалы о жизни в Белогорской крепости. | Уметь сопоставлять характеристику главного героя с другими персонажами. | | 29.11 | |
15/ 26 | Герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и пугачёвщина | 1 | Контроль усвоения содержания повести (главы 6-7); сжатый пересказ | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | Знать содержание (6, 7 главы). | Уметь оценивать нравственный выбор героя. | | 01.12 | |
16/ 27 | Пугачёв и Пётр Гринёв в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | Контроль усвоения содержания повести (главы 6-7); выборочный пересказ с элементами анализа | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | Знать содержание основных эпизодов повести (8, 9, 10 главы) о Пугачёве и Гринёве, способы раскрытия основной мысли произведения. | Уметь анализировать эпизоды, определять тему и основную мысль текста. | | 06.12 | |
17/ 28 | Судьба Маши Мироновой – капитанской дочки по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | Контроль усвоения содержания повести; выборочный пересказ с элементами анализа | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. | Контроль за усвоением умения и навыков анализировать текст. Знать содержание эпизодов (11-14 главы) и характеристику главной героини. | Уметь раскрывать смысл названия и анализировать образ Маши Мироновой. | | 08.12 | |
18/ 29 | Тема чести в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Тест | 1 | Контроль усвоения содержания повести; выборочный пересказ с элементами анализа; способы раскрытия основной мысли | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. | Знать содержание повести, пересказа о поступках героев. | Уметь выделять основную мысль текста, способы его раскрытия, анализировать эпизоды о поступках героев | тест | 13.12 | |
19, 20/ 30-31 | РР Изложение с элементом сочинения по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»к.р. | 2 | Контроль усвоения содержания повести; умение письменного изложения текста с сохранением авторских особенностей лексики и стиля | | Контроль за усвоением содержания повести, умений обобщать текстовый материал. | изложение | 15.12 20.12 | |
21, 22/ 32-33 | Обобщающие уроки по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | 2 | Контроль усвоения содержания повести; сформированность понятия об основной мысли произведения и способах её раскрытия | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | Контроль за усвоением содержания повести, умений обобщать текстовый материал. | | 22.12 27.12 | |
23/ 34 | Лирические произведения М.Ю. Лермонтова о Родине | 1 | Актуализация знаний о творчестве поэта; знакомство со стихотворением «Родина»; определение основной мысли и художественных особенностей лирического произведения | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. | Знать направления творчества Михаила Лермонтова, определять основные мысли и художественные особенности лирических произведений поэта. | Уметь анализировать лирические произведения, определять средства художественной выразительности. | | 10.01 | |
24/ 35 | Исторический сюжет и герои произведения «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | 1 | Знакомство с поэмой и её героями, усвоение содержания поэмы | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | Знать исторический сюжет, содержание поэмы, характеристику героев. | Уметь давать анализ поэмы, характеризовать героев, выделять стилистические особенности произведения. | | 12.01 | |
25/ 36 | Быт и нравы XVI века в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | 1 | Актуализация знаний о творчестве поэта; усвоение содержания поэмы, характеристика стилистических особенностей произведения, контроль за умением определять жанр литературного произведения | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. | Знать быт и нравы 16 века Руси, способы характеристики героя. | Уметь раскрывать бытовую картину жизни 16 века Руси, характеризовать стилистические особенности лирического произведения. | | 17.01 | |
26/ 37 | Трагическое столкновение героев в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | 1 | Контроль усвоения содержания и понимания основной мысли произведения, умение характеризовать героев поэтического текста | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. | Знать содержание основных эпизодов, исторические особенности и традиции русского народа, национальный характер русского человека. | Уметь анализировать эпизоды и оценивать главного героя поэмы. | | 19.01 | |
27/ 38 | Романтическое изображение природы в лирике М.Ю. Лермонтова | 1 | Контроль усвоения содержания и понимания основной мысли произведения, умение характеризовать изображение природы в лирическом произведении | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | Знать отрывки о природе, особенности в изображении пейзажа поэтом. | Уметь выразительно читать, анализировать отрывки о природе. | | 24.01 | |
28/ 39 | Исторические личности в лироэпических произведениях А. Пушкина и М. Лермонтова | 1 | Контроль усвоения содержания и понимания основной мысли поэм Пушкина и Лермонтова | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. | Контроль за усвоением содержания повести, умений обобщать текстовый материал. | | | 26.01 | |
29/ 40 | Эпоха Ивана Грозного в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный». | 1 | Содержание романа, знакомство с творчеством А.К. Толстого, как создателя былинных и исторических произведений | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | Знать творчество поэта, содержание его романа, понятие о нравственном идеале автора, историческую эпоху Ивана Грозного.. | Уметь определять черты эпохи Ивана Грозного в романе | | 31.01 | |
30/ 41 | Реальные исторические лица и вымысел на страницах романа А.К. Толстого «Князь Серебряный». | 1 | Усвоение содержания романа, пересказ отрывка из исторического романа, характеристика литературного героя – реального исторического лица | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. | Знать содержание эпизодов об исторических лицах, элементы вымысла. | Уметь определять реальные исторические лица и вымысел на страницах романа. | | 02.02 | |
31/ 42 | Баллада А.К.Толстого «Василий Шибанов». | 1 | Содержание баллады Толстого, понятие о нравственном идеале автора | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | Знать содержание и строение баллады, понятие о нравственном идеале автора и героя. | Уметь пересказывать балладу, выразительно читать текст, давать характеристику героя. | | 07.02 | |
32/ 43 | Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | Знакомство с историей создания повести, с героями, усвоение содержания | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. | Знать историческую основу повести, историю создания, характеристику героев. | Уметь отбирать материал по теме, составлять тезисы, кратко пересказывать эпизоды. | | 09.02 | |
33/ 44 | Н.В. Гоголь – мастер батальных сцен и героических характеров | 1 | Усвоение содержания повести; отбор материала для характеристики героя, комментарий тезиса | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. | Знать исторические событие, изображённые писателем, особенности мастерства в изображении героического характера. | Уметь давать характеристику историческим событиям и героическим характерам в повести. | | 14.02 | |
34, 35/ 45-46 | Образы Тараса Бульбы и его сыновей в повести | 2 | Контроль усвоения содержания повести, умения отбора материала для характеристики героя, умение сопоставлять героев | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | Знать содержание повести, характеристику героев и приёмы их сопоставления. | Уметь давать сравнительную характеристику отца и сыновей | | 16.02 21.02 | |
36/ 47 | Мастерство Н.В. Гоголя в изображении природы | 1 | Контроль усвоения содержания произведения; умение характеризовать роль и способы изображения природы в художественном произведении | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. | Знать эпизоды с изображением природы | Уметь интерпретировать пейзажные зарисовки с опорой на характеристику героев | | 28.02 | |
37/ 48 | РР Творческая письменная работа по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | Контроль усвоения содержания повести и понимания её основной мысли; развитие умения письменного изложения, сопоставления героев | | Контроль усвоения содержания повести, умения отбора материала для характеристики героев и их сопоставления. | сочинение | 02.03 | |
38, 39/ 49-50 | Мотивы былого в лирике поэтов XIX века. | 2 | Повторение изученного по истории и теории литературы; знакомство с поэзией 19 века разных авторов | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | Знать мотивы былого в лирике поэтов XIX века, особенности поэзии этого времени, основные темы, мысли. | Уметь анализировать образ лирического героя, раскрывать мотив. | | 07.03 14.03 | |
40/ 51 | Тема исторического прошлого в лирике поэтов XIX века | 1 | Повторение изученного по истории и теории литературы; знакомство с лирическими произведениями на историческую тему | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. | Знать лирические произведения на историческую тему А.С. Пушкина, Ф.Глинки, А. Апухтина. | Уметь выразительно читать и интерпретировать стихи. | | 16.03 | |
41/ 52 | Мотив воспоминаний в лирике поэтов XIX века | 1 | Знакомство с элегиями Пушкина и Давыдова, лирическими произведениями Козлова и Жуковского; определение темы основной мысли, мотивы лирического произведения | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | Знать стихи поэтов XIX века А. Пушкина, Д. Давыдова с мотивом воспоминаний, лирические произведения И. Козлова, В. Жуковского. | Уметь определять основную мысль, тему, произведения и интерпретировать их. | | 21.03 | |
42/ 53 | Л.Н. Толстой. Обзор жизни и творчества писателя. Толстой – писатель и педагогк.р. | 1 | Знакомство с творчеством и личностью писателя, с его педагогической деятельностью | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. | Знать биографию и творчество писателя, жанры его произведений, особенности мастерства. | Уметь строить связный рассказ о жизни и творчестве писателя. | | 23.03 | |
43/ 54 | Рассказ Л.Н. Толстого «После бала». | 1 | Знакомство с историей создания рассказа, усвоение содержания | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | Знать историю создания рассказа, проблемы произведения, его содержание, методику пересказа с изменением лица, роль автора и рассказчика в произведении. | Уметь отбирать материал для пересказа с изменением лица, определять роль автора и рассказчика в произведении, выразительно читать основные эпизоды. | | 04.04 | |
44/ 55 | Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «После бала» | 1 | Усвоение содержания рассказа; сопоставление состояния героя, описание внешности, цветовой гаммы | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. | Знать смысл названия рассказа. Его проблематику, историю создания. | Уметь определять проблематику, принцип контраста и смысл названия | | 06.04 | |
45/ 56 | РР Сочинение-миниатюра по рассказу Л.Н. Толстого «После бала» | 1 | Контроль усвоения содержания понимания основной мысли рассказа, умения письменно оформлять свои мысли | | Контроль за усвоением содержания и понимания прочитанного произведения. | сочинение | 11.04 | |
Литература 20 века (12 часов) |
1/ 57 | Былины и их герои в поэзии Ивана Бунина | 1 | Знакомство с былинами автора; контроль умения выразительного чтения былин; актуализация знаний о былине как жанре | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. | Знать содержание былин писателя, особенности былин, как жанра и мастерство писателя при создании былин | Уметь выразительно читать и интерпретировать былины | | 13.04 | |
2/ 58 | Былинные герои в поэзии ХХ века. | 1 | Усвоение содержание былин; контроль умения выразительного чтения былин | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | Знать жанр былин и их строение, героев. | Уметь анализировать былины, выразительно читать, определять синтаксические средства выразительности. | | 18.04 | |
3/ 59 | Внеклассное чтение. Рассказ Ю. Тынянова «Подпоручик Киже». | 1 | Знакомство с творчеством писателя, содержанием рассказа; развитие умения характеризовать историческую личность и время | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. | Знать творчество Ю. Тынянова, содержание его произведения. | Уметь самостоятельно оценивать поступки героя. | | 20.04 | |
4/ 60 | Образ Петра I в повести Ю. Тынянова «Восковая персона». | 1 | Освоение содержания повести и ей основной мысли; контроль умения отбора материала для характеристики героя – исторической личности | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | Знать содержание исторической повести, ее основную мысль, строение, правила отбора материала для характеристики героя – исторической личности. | Уметь отбирать материал для пересказа исторической повести, давать характеристику героя. | | 25.04 | |
5/ 61 | Внеклассное чтение С. Цвейг Невозвратимое мгновение. | 1 | Усвоение содержания новеллы и её основной мысли, контроль умения отбора материала для характеристики героя – исторической личности | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. | Знать жанр содержания исторического произведения, правила отбора материал для характеристики героя. | Уметь формулировать ответ на проблемный вопрос, давать характеристику героя – Наполеона | | 27.04 | |
6/ 62 | Изображение ходынской трагедии Б.Л. Васильева. «Утоли моя печали…» | 1 | Знакомство с писателем и его творчеством; контроль умения анализировать эпизод по вопросам | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | Знать сведения о жизни и литературном творчестве писателя, структуре исторической повести. | Уметь характеризовать историческую повесть как жанр, анализировать эпизоды по вопросам. | | 04.05 | |
7,8/ 63-64 | Великая Отечественная война в лирике ХХ века. | 2 | Создание эмоционального фона для восприятия лирических произведений о ВОВ; знакомство с лирическими произведениями разных авторов о войне и обмен впечатлениями о них | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. | Знать строение лирических произведений, тематическую группу, поэтических текстов о Великой Отечественной войне | Уметь выразительно читать стихотворение о войне и интерпретировать их, обмениваться впечатлениями о лирических произведениях. | | 11.05 16.05 | |
9/ 65 | Творческая работа. Интерпретация стихотворения о войне. | 1 | Развитие умения отбора материала по теме, создание аннотации; контроль умения рассказывать о лирическом произведении и его особенностях | Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе. | Контроль за усвоением анализа стихотворения о войне | | 18.05 | |
10, 12/ 66-68 | Мотивы былого в лирике поэтов ХХ века. Поэтический семинар. В.Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус, Н.С. Гумилёв, М.А. Кузмин, М.И. Цветаева, Д.Б. Кедров | 3 | Знакомство с лирическими произведениями поэтов 20 века о прошлом и исторических событиях; контроль умения рассказа о лирическом произведении и его особенностях | Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста. | Знать лирические произведения 20 века о прошлом и исторических событиях, мотивы былого и прошлого. | Уметь интерпретировать поэтические строки, их особенности, выразительно читать стихотворение. | | 23.05 25.05 30.05 | |
1. Литература: программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / сост. Г.Г. Палубинская. – М.: Дрофа, 20016.
2. Литература.8кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений / Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2013г.
- «Они сражались за Родину».