СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе. 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 8 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 8 класс»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по литературе


Класс (ы): _______8_____


Количество часов в неделю: ____2___ за год:____70____



Учитель: Шахова Татьяна Николаевна










2. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), Примерной программой основного общего образования по литературе на основе авторской программы В.Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2010).

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов; соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

Программа реализуется по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина (Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. - М.: Просвещение, 2016)

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год.

Данная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; тематическое планирование; требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе; список литературы, электронных изданий (компакт-дисков, обучающих компьютерных программ), интернет-ресурсов. Приложением к рабочей программе является календарно-тематическое планирование.

Основная задача обучения в 8 классе - показать обучающимся взаимосвязь литературы и истории.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи обучающихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи организации учебной деятельности:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

-отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

3. Содержание тем учебного курса

Введение

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...»,

«Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки,

комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы . Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные

представления).

Из литературы XVIII века

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора»

Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы . Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к

предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный»

. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы . Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные

представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы . Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы

градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы . Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы . Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы . Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания

сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»,

Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»,

Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет; Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»;

Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы . Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира

на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.


Произведения для самостоятельного чтения


Фольклор. Русские народные песни и баллады. «В темном лесе, в темном лесе...». «Уж ты ночка, ты ноченька темная...». «Ивушка, ивушка, зеленая моя...». «Ах вы ветры, ветры буйные...». Авдотья Рязаночка.

Из русской литературы XVIII века

Н. М. Карамзин. Наталья, боярская дочь.

Из русской литературы XIX века

Д.И.Фонвизин. Недоросль.

И. А. Крылов. 3—4 басни на выбор.

К. Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...». Иван Сусанин. Смерть Ермака.

П. А. Вяземский. Тройка.

Е. А. Баратынский. 3—4 стихотворения на выбор.

А. В. Кольцов. Русская песня. Разлука.

А. С. Пушкин. «Вновь я посетил...». Повести Белкина. Капитанская дочка. Пиковая дама.

М. Ю. Лермонтов. Маскарад.

Н.В.Гоголь. Ревизор. Шинель.

Н. А. Некрасов. «Душно! Без счастья и воли...». «Ты всегда хороша несравненно...».

Ф. И. Тютчев. Поэзия. «Пошли, Господь, свою отраду...».

А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Буря на небе вечернем...». «Я жду... Соловьиное эхо...».

А. Н. Майков. «Вчера — и в самый миг разлуки...».

И. С. Тургенев. Певцы.

А. П. Чехов. Толстый и тонкий. Другие рассказы.


Из русской литературы XX века

В. Г. Короленко. Мгновение.

М. Горький. Старуха Изергиль.

И. Ф. Анненский. Снег.

Д. С. Мережковский. Родное. Не надо звуков. «Кроткий вечер тихо

угасает...».

К. Д. Бальмонт. Безглагольность. «Меж подводных стеблей...».

А. А. Блок. Стихотворения (на выбор)

А. Белый. Заброшенный дом.

М. А. Волошин. Коктебель.

А. А. Ахматова. Вечером. «Вечерние часы перед столом...». «Проводила

друга до передней...».

С. А. Есенин. Письмо матери.

Н. М. Рубцов. «В святой обители природы...».

А. Т. Аверченко. О шпаргалке.

А. Т. Твардовский. Теркин на том свете. Василий Тёркин.

В. П. Астафьев. Ангел-хранитель.

А. С. Грин. Бегущая по волнам.

Н. Н. Дубов. Горе одному.

Ч. Айтматов. Ранние журавли.

Л. С. Соболев. Морская душа.

В. Ф. Тендряков. Весенние перевертыши.


Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Ромео и Джульетта. Двенадцатая ночь.

Дж. Свифт. Путешествия Гулливера.

В. Скотт. Айвенго.

П. Мериме. Таманго.

Г. Уэллс. Война миров.

Э. По. Золотой жук.

Ж.-Б. Мольер. Мещанин во дворянстве.


4. Распределение учебных часов по разделам программы


№ п.п.

Название раздела

Кол-во часов

1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество

2

3.

Из древнерусской литературы

2

4.

Из русской литературы ХVШ века

4

5.

Из русской литературы Х1Х века

33

6.

Из русской литературы ХХ века

21

7.

Из зарубежной литературы

5

8.

Итоговые уроки

2


5. Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

Учащиеся должны знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей - классиков 19-20 вв., этапы их творческой эволюции;

- основные теоретико–литературные понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальные представления); мораль, аллегория; дума (начальные представления); классицизм, историзм художественной литературы (начальные представления); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь.


Учащиеся должны уметь:

- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

- сопоставлять героев и сюжеты разных произведений, находя сходства и различия в позиции авторов;

- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

- осмысливать роль художественной детали, ее связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

- сравнивать позицию автора в пьесе с трактовкой ролей актерами, режиссерской интерпретацией;

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.


Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.


6. Список литературы, электронных изданий (компакт-дисков, обучающих компьютерных программ), Интернет-ресурсов


Используемый учебно-методический комплекс.

Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2016.

Основная и дополнительная литература.

Для учащихся

1.Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2016.

2. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 8 класс. М.: Просвещение, 2015.

3. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 8 класс / Сост. Е.Н. Зубова. – М.: ВАКО, 2015.

4.Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение. 2015.


Для учителя

1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2015.

2. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2016.

3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Пособие для учителей. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.

4. Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липина. Тесты. Литература. 5-8 классы. -М.: Дрофа, 2015

5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2015.

6. Научно-методический журнал «Литература в школе».

7.Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение. 2015.


Электронные образовательные ресурсы

- Лингвистические, филологические, энциклопедические словари. (CD)



Интернет-ресурсы

- http://www.1september.ru –издательство «Первое сентября»

- http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

- http://www.ug.ru - Учительская газета

- http://lit.1september.ru - газета «Литература»

- http://pedsovet.org - Всероссийский интернет-педсовет












Приложение к рабочей программе

по литературе (8класс)


протокол Педагогического совета

от 29.08.2017 № 10


приказ по школе

от 01.09.2017 № 63








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по литературе



Класс 8


Учитель Шахова Татьяна Николаевна


Количество часов: всего 70 часов; в неделю 2 часа


Плановое количество контрольных работ: 3









Календарно-тематическое планирование по литературе для учащихся 8 класса.

Программа. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы (базовый уровень) / Под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2010.

Основной учебник. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2016.)


п/п

Раздел, темы урока

Контрольные работы,

работы по развитию речи, внеклассное чтение

Кол-во

уроков

Дата

проведения

урока


Введение


1


1

ИОТ. 046-2017. Русская литература и история.


1



Устное народное творчество


2


2

Русские народные песни. Чтение наизусть. ИОТ. 082-2017.


1


3

Предания.


1



Из древнерусской литературы


2


4

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».


1


5

Вн. чт. Повесть «Шемякин суд»

Вн. чт. Повесть «Шемякин суд»

1



Из русской литературы XVIII века


4


6

Д.А. Фонвизин. Комедия «Недоросль». ИОТ. 082-2013.


1


7

Проблема воспитания истинного гражданина.


1


8

Анализ эпизода комедии Д.А. Фонвизина «Недоросль».


1


9

Р.р. Подготовка к сочинению по

произведениям фольклора, древнерусской литературы, литературы ХVIII века.

Р.р. Подготовка к сочинению по

произведениям фольклора, древнерусской литературы, литературы ХVIII века.

1



Из русской литературы XIX века


33


10

И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». ИОТ. 082-2017.


1


11

К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака». ИОТ. 082-2017.


1


12

А.С. Пушкин – историк. «История Пугачёвского бунта». ИОТ. 082-2017.


1


13

Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринёва (анализ I – II глав).


1


14

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин (разбор III-V глав).


1


15

Пугачёв и народ в повести. Разбор VI-VII глав. Чтение наизусть.


1


16

Средства характеристики героев повести на примере VIII-XII глав.


1


17

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода.


1


18

Р. р. Подготовка к сочинению по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Р. р. Подготовка к сочинению по произведению

А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

1


19

А.С. Пушкин. Стихотворения «19 октября» (1825 года), «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»).


1


20

А.С. Пушкин. Повесть «Пиковая дама».


1


21

Контрольная работа 1 по творчеству

А.С. Пушкина.

Контрольная работа № 1 по творчеству

А.С. Пушкина.

1


22

Воплощение исторической темы в

творчестве М.Ю. Лермонтова. ИОТ. 082-2017


1


23

Сюжет и герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».


1


24

Художественные особенности поэмы

М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Чтение наизусть.


1


25

Р. р. Подготовка к сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Р. р. Подготовка к сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

1


26

Историческая тема в художественном творчестве Н.В. Гоголя.


1


27

«Ревизор» Н.В. Гоголя как социальная комедия.


1


28

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».


1


29

Хлестаков и хлестаковщина. Чтение наизусть.


1


30

Особенности композиционной структуры комедии

Н. В. Гоголя «Ревизор»


1


31

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении».

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении».

1


32

ИОТ. 046-2017. Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель».


1


33

Мечта и действительность в повести

Н.В. Гоголя «Шинель».


1


34

М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (отрывок). ИОТ. 082-2017.


1


35

Р. р. М.Е. Салтыков-Щедрин. Анализ эпизода романа «История одного города».

Р. р. М.Е. Салтыков-Щедрин. Анализ эпизода романа «История одного города».

1


36

Контрольная работа № 2 по творчеству

М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя,

М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Контрольная работа № 2 по творчеству

М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя,

М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1


37

Н.С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». 082-2017.


1


38

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала». ИОТ 082-2017.


1


39.

Художественное своеобразие рассказа

Л.Н. Толстого «После бала». Контраст как основной художественный приём рассказа.


1


40

Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее.


1


41

Вн. чт. Поэзия родной природы. ИОТ. О82-2017.

Вн. чт. Поэзия родной природы. ИОТ. О82-2017.

1


42

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. ИОТ 082-2017.


1



Из русской литературы XX века


21


43

И.А. Бунин. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ»


1


44

Нравственные проблемы рассказа А. И. Куприна «Куст сирени».


1


45

Р. р. Диспут «О счастье, о любви».

Р. р. Диспут «О счастье, о любви».

1


46

Р. р. Подготовка к сочинению по

произведениям Н.С. Лескова,

Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

Р. р. Подготовка к сочинению по

произведениям Н.С. Лескова,

Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

1


47

Историческая тема в творчестве А.А. Блока. Цикл стихотворений «На поле Куликовом». ИОТ. 082-2017.


1


48

А.А. Блок. Стихотворение «Россия».


1


49

С.А. Есенин. Историзм поэта. Поэма «Пугачев» (отрывки). ИОТ. 082-2017.


1


50

Р. р. Образ Пугачева в фольклоре, в

произведениях А.С.Пушкина, С.А. Есенина.

Подготовка к домашнему сочинению.

Р. р. Образ Пугачева в фольклоре, в

произведениях А.С.Пушкина, С.А. Есенина.

Подготовка к домашнему сочинению.

1


51

И.С. Шмелев. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал

писателем» - воспоминание о пути к творчеству


1


52

М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».


1


53

Вн. чт. Журнал «Сатирикон».Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"» (отрывки).

Вн. чт. Журнал «Сатирикон».Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"» (отрывки).

1


54

Тэффи «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко «История болезни».


1


55

А.Т. Твардовский. Слово о писателе. Поэма «Василий Теркин». ИОТ 082-2017.


1


56

Образ русского солдата в поэме

А.Т. Твардовского «Василий Теркин».


1


57

Художественные особенности поэмы

А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Чтение наизусть.


1


58

А.П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение».


1


59

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. ИОТ 082-2017.


1


60

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».


1


61

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. Чтение наизусть.


1


62

Вн. чт. Поэты русского зарубежья о Родине.

Вн. чт. Поэты русского зарубежья о Родине.

1


63

Литература и история.


1



Из зарубежной литературы


5


64

ИОТ 082-2017. У. Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта».


1


65

У. Шекспир. Сонеты.


1


66

Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин

во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен).


1


67

Вн. чт. Дж. Свифт. Роман «Путешествия

Гулливера».

Вн. чт. Дж. Свифт. Роман «Путешествия

Гулливера».

1


68

Вн. чт. В. Скотт. Роман «Айвенго».

Вн. чт. В. Скотт. Роман «Айвенго».

1



Итоговые уроки


2


69

Итоговая контрольная работа № 3.

Итоговая контрольная работа № 3.

1


70

Итоговый урок.


1



Итого: 70

К. р.- 3, р. р. – 8, вн. чт. - 6

70


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!