СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, Программы курса «Литература». 5-9 классы / авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово»,2012.-208с. – (ФГОС. Инновационная школа).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4



«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №

Приказ от 28 августа 2017 г. №

Подпись руководителя ________ /___________/







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

основное общее образование (8Б класс)

Количество часов – 69

Учитель: Попова Н.С.

Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, Программы курса «Литература». 5-9 классы / авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово»,2012.-208с. – (ФГОС. Инновационная школа).







2017-2018 учебный год

г. Морозовск


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературе для 8 класса реализуется в соответствии с примерной программой по литературе основного общего образования с учетом авторской программы курса «Литература». 5-9 классы / авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово», 2012. – (ФГОС. Инновационная школа) и следующих документов:

Законы:

- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);

- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).

Программы:

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

Постановления:

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).

Приказы:

- приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

(в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609);

- приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

- приказ Минобороны России и Минобрнауки России от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»;

- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);

- приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015 № 387);

- приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 29.04.2015 № 450 «О порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 14.08.2015 № 825 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 года № 1047»;

- приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»;

Письма:

- письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;

- письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- письмо от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»;

- письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

- письмо Минобрнауки России от 15.07.2014 № 08-888 «Об аттестации учащихся общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура»;

- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

- письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;

- письмо от 20.07.2015 № 09-1774 «О направлении учебно-методических материалов»;

- письмо Минобрнауки России от 04.09.2015 № 08-1404 «Об отборе организаций, выпускающих учебные пособия»;

- письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями).

- Устав МБОУ СОШ № 4.

Программа рассчитана на 70 часов, в том числе: 4 часа развития речи, 4 часа внеклассного чтения. В неделю 2 часа.

Рабочая программа конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся; перчень учебно-методического обеспечения.

Согласно Государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1.Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2.Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3.Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4.Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диа­логической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике ге­роя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необхо­димость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, наце­ленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на пере­дачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообра­зованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельно­му поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет учащимся адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессио­нальная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандарт­ные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концеп­ции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образова­тельных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государст­венном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учеб­ного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных пред­ставлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познаватель­ной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполага­ет все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Важнейшими умениями в 8классе являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан­ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характери­стику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произве­дении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного про­изведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемо­го произведения;

  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине­ния на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопо­ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение высказывать собственное суждение об иллю­страциях.


Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 2 часа в неделю- 70 часов в год. В соответствии с проектом Постановления Правительства о праздничных днях 2017-2018 году, праздничными днями являются 23 -25 февраля, 8-11марта, 1мая, 2 мая, 9 мая, то данная программа скорректирована на 69 часов.

Содержание учебного предмета.

№ п/п

Раздел программы

Основное содержание

Практикум

Тематический контроль

1

Введение

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и eё роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы


2

Из устного народного творчества

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

тест.

3

Из древнерусской литературы

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении) «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы, летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

тест

4

Из литературы XVIII века


.




Г. Р. ДЕРЖАВИН

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Н.М. КАРАМЗИН

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная

проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте, сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное направление в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

тест

5

Из литературы XIX века

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники


В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».

К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...», «Смерть Ермака».

К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение

в дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется», «Разуверение», «Муза».

А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей»), «Романс», «Идиллия».

Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия , элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

тест

6

А.С.ПУШКИН


Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И.. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Роман «Капитанская дочка» : проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.


Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составления планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

сочинение

7

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ


Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ- персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал

Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составления цитатного плана, устное сочинение

устное сочинение

8

Н.В. ГОГОЛЬ


Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу . Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.


Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации

комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

сочинение

9

И.С. ТУРГЕНЕВ


Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

тест

10

Н.А.НЕКРАСОВ

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.


Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

анализ стихотворения

11

А. А.ФЕТ


Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от Iкрасоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос

тест

12

А.Н. ОСТРОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» - своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.


сочинение

13

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план

сочинение-рассуждение.


сочинение

14

Из литературы XX века

М. ГОРЬКИЙ

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Mакар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа . Художественное своеобразие ранней прозы Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.


сочинение

15

В.В.МАЯКОВСКИЙ


Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

анализ стихотворения

16

О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)



Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.


Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составления словаря лексики персонажа.

тест

17

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ


Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».


тест

18

В.П. АСТАФЬЕВ


Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.


Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к cочинению, подбор эпиграфа.


сочинение

19

А.Т.ТВАРДОВСКИЙ


Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль»(главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план. Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

цитатный план

20

В .Г. РАСПУТИН

.



Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки Французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку – диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране


21

Из зарубежной литературы

У.ШЕКСПИР


.


Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем ( жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.



22

М.СЕРВАНТЕС


Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.


тест



Тематическое планирование

№ п/п

Раздел программы

Виды учебной деятельности

Требования к уровню подготовки учащихся

Дополнительные знания, умения




Знать

Уметь


1

Введение

Работа с учебником литературы (художественные произведения, статьи об авторе, справочный аппарат), беседа, выразительное чтение

Знать жанры и роды художественной литературы

уметь различать жанры художественной литературы

самостоятельно работать со статьями, справочным материалом.

2

Из устного народного творчества

Выразительное чтение, работа

с иллюстрациями, составление таблицы, беседа, работа с терминами, художественный пересказ сообщения учителя, работа с учебником

Знать основные жанры устного народного творчества, понятие исторической песни, план анализа исторической песни

Уметь анализировать литературное произведение: Приобщение к духовно нравственным ценностям культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.


Уметь анализировать лит.произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

3

Из древнерусской литературы

Выразительное чтение, работа

с иллюстрациями, составление таблицы, беседа, работа с терминами, художественный пересказ сообщения учителя, работа с учебником

Знать основные жанры древнерусской литературы, понятия: житие, летопись, сказание, план анализа произведения

Уметь анализировать литературное произведение: Приобщение к духовно нравственным ценностям культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.

Уметь анализировать лит.произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

4

Из литературы XVIII века


.


Выразительное чтение, работа

с иллюстрациями, составление таблицы, беседа, работа с терминами, художественный пересказ сообщения учителя, работа с учебником

Знать основные жанры и роды литературы, литературные направления, биографии писателей, их вклад в литературу, план анализа литературного произведения

Уметь анализировать литературное произведение: Приобщение к духовно нравственным ценностям культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.

Уметь анализировать лит.произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

5

Из литературы XIX века


Выразительное чтение, работа

с иллюстрациями, составление таблицы, беседа, работа с терминами, художественный пересказ сообщения учителя, работа с учебником

Знать основные жанры и роды литературы, литературные направления, биографии писателей, их вклад в литературу, план анализа литературного произведения

Уметь анализировать литературное произведение: Приобщение к духовно нравственным ценностям культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.

Уметь анализировать лит.произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

6

Из литературы XX века


Выразительное чтение, работа

с иллюстрациями, составление таблицы, беседа, работа с терминами, художественный пересказ сообщения учителя, работа с учебником

Знать основные жанры и роды литературы, литературные направления, биографии писателей, их вклад в литературу, план анализа литературного произведения

Уметь анализировать литературное произведение: Приобщение к духовно нравственным ценностям культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.

Уметь анализировать лит.произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

7

О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)



Выразительное чтение, работа

с иллюстрациями, составление таблицы, беседа, работа с терминами, художественный пересказ сообщения учителя, работа с учебником

Знать основные жанры и роды литературы, литературные направления, биографии писателей, их вклад в литературу, план анализа литературного произведения

Уметь анализировать литературное произведение: Приобщение к духовно нравственным ценностям культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.

Уметь анализировать лит.произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

8

Из зарубежной литературы.


Выразительное чтение, работа

с иллюстрациями, составление таблицы, беседа, работа с терминами, художественный пересказ сообщения учителя, работа с учебником

Знать основные жанры и роды литературы, литературные направления, биографии писателей, их вклад в литературу, план анализа литературного произведения

Уметь анализировать литературное произведение: Приобщение к духовно нравственным ценностям культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.

Уметь анализировать лит.произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. Литература.8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях. / Авт.-сост. Г.С. Меркин. – 6-е изд., испр. и доп. М. : Русское слово. 2013.

  2. Программы курса «Литература». 5-9 классы / авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово»,2012.-208с.

  3. Соловьева С.Ф. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) / Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – М.: Русское слово, 2013.

Наглядные пособия (таблицы):

  1. Роды литературы.

  2. Художественные системы в литературе.

  3. Темы и мотивы в литературе.

  4. Жанры лирики.

  5. Жанры лирики.

  6. Рифма.

  7. Строфа.

  8. Виды строф в лирике.

  9. Виды строф в лирике.

  10. Лирический герой

  11. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  12. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  13. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  14. Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры.



CD:

  1. Электронная библиотека классической литературы. 2500 произведений классиков отечественной и зарубежной литературы.

  2. Русская литератиура 20 века. Проза.Большая хрестоматия.

  3. Таганрог. Чеховские места. Видеоэкскурсии.

  4. Библиотека русской классики Выпуск1-6.

Интернет - ресурсы, содержащие информацию и методическое сопровождение предмета, которые могут быть использованы в процессе преподавания и изучения литературного чтения в 5классе.


  1. Русская поэзия http://home.udmnet.ru/wasja/poezia/

  2. Электронная библиотека художественной литературы http://www.e-kniga.ru/

  3. Словесность http://www.litera.ru/slova/

  4. Русский фольклор в современных записях http://www.folk.ru/

  5. Классика.Ru http://www.klassika.ru/

  6. Древнерусская литература http://old-russian.chat.ru/

  7. Русский фольклор http://rusfolk.chat.ru/

  8. С пятиклассниками о понятии композиции http://www.sch57.msk.ru/collect/vlkcomp.htm

Роль портрета в художественном произведении http://www.omsk.edu.ru/~sch140/teacher/teach07b.htm

Нормы оценок

  1. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Примечание

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.


  1. Оценка сочинений

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.



Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.



Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

    Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:

    В 5 классах — 0,5 — 1,0 страницы.

    В 6 классе — 1,0 — 1,5 страницы.

    В 7 классе — 1,5 — 2,0 страницы.

    В 8 классе — 2,0 — 3,0 страницы.

    В 9 классе — 3,0 — 4,0.

3. Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

4. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Оценка “5” ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;

  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка “2” ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;

  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

5. Оценка обучающих работ

    Обучающие работы (проверочная работа с выборочным ответом, комплексный анализ текста, публичное выступление, зачёт) неконтрольного характера оцениваются более строго, чем контрольные работы.

    При оценке обучающих работ учитывается:

Доля самостоятельности учащихся;

Этапы выполнения работы;

Объем работы;

Четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

    Если возможные ошибки были и учащиеся предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.

    Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида. 

6. Выведение итоговых оценок

    За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовленность ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.

    Однако, для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости. При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство письменных работ и сочинений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивалось баллом «2».







Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Основные виды учебной деятельности

Оборудование для демонстраций, лабораторных, практических работ

Вид контроля, измерители

Дата




Знать

Уметь





1.

Введение Художественная литература и история.


1

Знать жанры и роды художественной литературы

уметь различать жанры художественной литературы

Своеобразие курса литературы 8 класса. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

презентация


6.09

2.

Из устного народного творчества

Исторические песни : « Возвращение Филарета», «Разин и девка- астраханка»,

( по выбору). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне.

1

знать жанры унт, понятие исторической песни, план анализа исторической песни

Уметь выразительно читать поэтический текст, определять жанр произведения.

Отражение жизни народа в исторических песнях. Песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины , песня-плач.

презентация

анализ песни

7.09

3.

«Солдаты освобождают Смоленск», «Иван Грозный молится о сыне» Средства выразительности, проблематика в исторической песне и песне-плаче.

1

знать жанры унт, понятие исторической песни, план анализа исторической песни

Уметь находить средства выразительности в исторических песнях, формулировать проблему, затронутую в произведении. Уметь выразительно читать поэтический текст.

Средства выразительности русского языка. Проблематика произведения.

презентация

анализ отрывка

13.09

4.

Из древнерусской литературы

«Сказание о Борисе и Глебе»

«Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях.

1

знать жанры древнерусской литературы. Владение различными видами чтения и пересказа

Уметь наблюдать над лексическим составом произведения .

Уметь находить средства выразительности в художественном произведении.

Тематическое многообразие древнерусской литературы. Житийная литература. Сказание и слово как жанры древнерусской литературы. Летописный свод. Выразительность речи. Тропы и фигуры речи.

презентация

тест

14.09

5.

«Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке.

1

знать жанры древнерусской литературы. Владение различными видами чтения и пересказа

Уметь различать жанры древнерусской литературы, формулировать проблемы, затронутые в произведении.

Основные нравственные проблемы житийной литературы.

презентация

тест

20.09

6.

«Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы.

1

знать жанры древнерусской литературы. Владение различными видами чтения и пересказа

Уметь различать жанры древнерусской литературы, формулировать проблемы, затронутые в произведении.

Основные нравственные проблемы житийной литературы.

презентация

текущий тест

21.09

7.

Из литературы 18 века

Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник»

1

знать жанры лирики, план анализа лирического произведения

Уметь выразительно читать лирический текст. Владеть анализом лирического произведения. Находить ключевые слова и словосочетания из текста при ответе на вопрос.

Знакомство с творчеством Г.Р.Державина. Отражение в творчестве фактов из биографии поэта. Основные мотивы стихотворений Державина.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте, ода.

презентация

анализ стихотворения

27.09

8.

Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность.

1

Знать определение сентиментализма и классицизма, их основные признаки.


Уметь различать произведения литературы с точки зрения литературного направления.

Владеть различными видами чтения и пересказа.

Знакомство с творчеством Н.М.Карамзина.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное направление в противовес рациональному). Жанр сентиментальной повести.

презентация


28.09

9.

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя . Образ Лизы

1

Знать определение сентиментализма и классицизма, их основные признаки.

Владеть анализом прозаического произведения.

Проблематика, тема, герой литературного произведения. Анализ прозаического произведения.

презентация

тест

4.10

10

Из литературы 19 века

Поэты круга Пушкина:

Основные темы, мотивы лирики В.А.Жуковского.

1

знать жанры лирики, план анализа лирического произведения

Владеть анализом лирического произведения.

Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение.

Краткие сведения о поэтах. Выразительное чтение и анализ стихотворений, баллад и эллегий:

Жуковский В.А. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».

Элементы сентиментализма и романтизма в данных стихотворениях.

презентация


5.10

11

Поэты круга Пушкина. Основные темы и мотивы лирики К.Ф. Рылеева. Стихотворения «К временщику», «Иван Сусанин»

1

знать жанры лирики, план анализа лирического произведения

Уметь находить признаки думы в лирическом произведении.

Баллада, элегия, дума, песня, «легкая» поэзия. Основные темы и мотивы произведений Рылеева.

презентация


11.10

12

Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину»,

« 19 октября 1825 года».

1

Знать основные мотивы лирики А.С. Пушкина, биографию поэта.

Владеть навыками выразительного чтения стихотворения, элементами анализа поэтического текста.

Творчество А.С.Пушкина. Тематическое богатство поэзии поэта.

История написания и основная проблематика произведений, изучаемых на уроке. Анализ стихотворения «19 октября 1825 года»

презентация


12.10

13

Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика.

1

знать понятия: проблема произведения, жанры прозы

Владение навыками выразительного чтения и навыками сжатого пересказа текста.

Историческая повесть. Новый тип исторической прозы.

Эпиграф.

Словарная работа: прототип, прообраз, мятеж, восстание.

презентация

характеристика героя

18.10

14

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика.

1

Знать основных героев повести, композицию повести

уметь давать им характеристику, высказывать свое отношение к ним.

Жанровые особенности произведения.

Жанр, сюжет произведения.

Словарная работа: долг, честь, достоинство, ирония.

презентация

характеристика героя

19.10

15

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева.

1

Знать основных героев повести, содержание повести

Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку.

Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое.

Характер героя, литературный характер, литературный тип, прототип.

презентация

характеристика героя

25.10

16

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Падение Белогорской крепости

1

Знать основных героев повести, содержание повести

Уметь пересказывать художественное произведение с использованием цитат из текста, анализировать.

Главы 6-9 повести, выразительное чтение отрывков, анализ эпизода «Падение Белогорской крепости»

презентация

характеристика героя

26.10

17

Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка»

Образ Маши Мироновой.

1

Знать основных героев повести, содержание повести

Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку.

Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое.

Характер героя, литературный характер, литературный тип, прототип.

презентация

характеристика героя

8.11

18

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Образ Пугачева.


1

Знать основных героев повести, содержание повести

Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку.

Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое, а также сравнивать с реальным историческим лицом (Пугачев Пушкина и настоящий Пугачев в истории)

Характер героя, литературный характер, литературный тип, прототип. Связь литературы и истории.

презентация

характеристика героя

9.11

19

Р.Р. Классное сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

Литературное сочинение. Тема сочинения, план сочинения, структура сочинения, эпиграф.

презентация

сочинение

15.11

20

Лермонтов М.Ю. Кавказ в жизни и в творчестве.

1

Знать биографию поэта, выделять основные периоды его творчества, тематику стихотворений.

Уметь выразительно читать стихотворение

Военная служба поэта на Кавказе, отражение событий того периода в его творчестве.

презентация


16.11

21






Лермонтов М.Ю. «Мцыри»-романтическая поэма о вольнолюбивом юноше.

1

знать жанры лирики, план анализа лирического произведения

Уметь определять тему и идею лирического произведения, знать средства художественной выразительности.

Творческая история поэмы, её тема и идея. Выразительное чтение поэмы с комментариями.

Словарная работа: обет, алтарь, ниц, чадра, терновник.

презентация

характеристика героя

22.11

22

Композиция и художественные особенности поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри»

1

знать жанры лирики, план анализа лирического произведения

Уметь работать с поэтическим текстом, проводить его анализ.

Композиция и художественные особенности поэмы, образ-персонаж, образ-пейзаж, экспрессия – как форма выразительности поэтической силы, монолог – важнейшее средство раскрытия характера Мцыри.

презентация


23.11

23

«Мцыри – любимый идеал поэта»-В.Белинский.

1

знать жанры лирики, план анализа лирического произведения

Уметь выражать свое мнение о произведении и герое, делать выводы, используя знания по теории литературы.

Обобщения и выводы по образу главного героя поэмы. Значение поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова.

презентация

характеристика героя

29.11

24

Гоголь Н.В. Интерес писателя к театру. Творческая история комедии «Ревизор»

1

Знать биографию писателя, основные его произведения.

уметь определять их жанровое своеобразие.

Основные вехи биографии Н.В.Гоголя. Творческая и сценическая история комедии. Споры вокруг причастности к сюжету комедии А.С.Пушкина.

Теория литературы: драма, трагедия, комедия, коллизия, конфликт, сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

презентация

характеристика героя

30.11

25

Гоголь Н.В.»Ревизор». Хлестаков и «миражная» интрига.

1

Знать жанровые особенности комедии.


уметь анализировать комедию.

Уметь давать характеристику образам комедии.

Анализ 1 и 2 действия комедии

Образы чиновников в комедии. Разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости, авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу.

презентация

характеристика героя

6.12

26

Гоголь Н.В. «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении автора.

1

презентация


7.12

27

Гоголь Н.В. «Ревизор». Хлестаковщина как общественное явление.

1

Знать жанровые особенности комедии, план характеристики литературного героя

Уметь характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения.

Беседа о жизненных целях и характере Хлестакова.

презентация

характеристика героя

13.12

28

Р.Р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1



Литературное сочинение. Тема сочинения, план сочинения, структура сочинения, эпиграф.

презентация

сочинение

14.12

29

Тургенев И.С. Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася».

1

Знать, что такое повесть, биографию писателя

уметь давать характеристику героям повести, уметь анализировать эпизоды.

Основные биографические сведения о писателе.

Работа по содержанию повести.

презентация


20.12

30

Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини.

1

Знать, что такое сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, психологизм повести. Владеть разными видами пересказа

уметь давать характеристику героям повести, уметь анализировать эпизоды.

Образ «тургеневской» девушки. Наблюдения над характером и поведением Аси. Анализ эпизодов «Разговор господина Н.и Аси»(гл.9),

«Сцена в домике фрау Луизы»

(гл.16).Судьба русской девушки.

презентация

текущий, тест

21.12

31

Вн.чт. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века: Н. Гнедич «Осень»; П.Вяземский « Берёза»,

«Осень», А.Плещеев « Отчизна», Н.Огарёв «Весною», И.Суриков « После дождя», И.Анненский « Сентябрь», « Зимний романс»

1

знать жанры лирики, тематику лирических произведений

Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их.

Краткие сведения биографии данных поэтов, выразительное чтение и анализ стихотворений.

презентация


27.12

32

Некрасов Н.А. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. Человек и природа в стихотворениях Некрасова.

1

знать биографию Н.А.Некрасова, тематику стихотворений поэта.

Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их.

Сведения о биографии писателя.

Тематика лирики поэта. Чтение и анализ стихотворений «Зеленый шум»,

презентация


28.12

33-34

Фет А.А. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы», «Целый мир красоты». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета.

2

знать биографию поэта, тематику стихотворений поэта.

Уметь по характерным признакам узнавать поэзию Фета, выразительно читать стихотворения, анализировать их.

Сведения о биографии поэта. Мир природы и духовности в поэзии поэта. Чтение и анализ стихотворений «Учись у них: у дуба, у березы», «Целый мир красоты».

презентация

анализ стихотворения

10.01

11.01

35

Островский А.Н. Краткие сведения о писателе.

1

Знать, какой вклад внес А.Н.Островский в развитие русского театра.


Биографические сведения . Основные произведения. Островский и театр.

презентация


17.01

36

Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки

1

Знать, какой вклад внес А.Н.Островский в развитие русского театра.

Определять жанр «Снегурочки»

Творческая и сценическая история пьесы. Основные образы.

презентация

характеристика героя

18.01

37

Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке

1

Знать, какой вклад внес А.Н.Островский в развитие русского театра.

Определять, какие события пьесы составляют ее композицию: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку.

Связь пьесы с УНТ.

презентация

характеристика героя

24.01

38

Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество».

1

знать биографию Л. Н. Толстого, какой вклад внес писатель в русскую литературу.

Уметь определять проблемы, затронутые в рассказе, знать жанровые признаки рассказа.

Основные биографические сведения о писателе.

презентация


25.01

39

Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола.

1

Знать, что такое сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

Уметь определять проблемы, затронутые в рассказе, знать жанровые признаки рассказа.

История рассказа. Жанр рассказа. Наблюдения за полковником на балу и после бала. Основные мотивы рассказа.

презентация


31.01

40

Толстой Л.Н. «После бала». Приёмы создания образов.

1

Понять главную мысль рассказа.

уметь находить художественные детали в тексте, характеризующие образы героев.

Главная мысль рассказа. Личная ответственность человека за все, что он совершает в жизни.

Прием контраста

презентация

характеристика героя

1.02

41

Контрольное тестирование по теме «Литература 19 века».

1



Контроль знаний

тестовые задания

тематический тест

7.02

42

Из литературы 20 века

Горький М. Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказ «Макар Чудра».

1

Знать, что такое сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

Уметь наблюдать над композицией рассказа.

Дополнить представления учащихся о Горьком, как о человеке. Основные мотивы творчества писателя. Романтический рассказ.

презентация

характеристика героя

8.02

43

Горький М. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа

1

Определять, в чем смысл противопоставления Сокола и Ужа.

Уметь выявлять авторскую позицию и способы ее выражения.

Идейное своеобразие песни.

Образ-символ. Поэтизация гордых и сильных людей. Романтический герой.

презентация


14.02

44

Художественное своеобразие ранней прозы Горького. Рассказ «Мой спутник»

1

Определять художественные средства, которые использованы в рассказе.

Уметь находить черты романтизма в описании природы.

Идеал личности в раннем творчестве писателя.

презентация


15.02

45-46

Маяковский В.В. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы» , поэт и толпа в стихотворениях поэта. «Хорошее отношение к лошадям»

2

знать биографию поэта, жанры его произведений

Уметь находить отличительные признаки поэзии Маяковского, владеть навыками выразительного чтения его стихотворений .

Биографические сведения. Рассказ об условиях, в которых формировался характер поэта.

Словотворчество и неологизмы как характерный признак творчества Маяковского. Лексика, рифма, ритм, система образов, поэтический синтаксис, интонация в стихотворениях Маяковского.

презентация

анализ стихотворения

21.02

22.02

47

Тэффи Н.А. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей.

1

знать биографию писателя , его вклад в литературу, жанры прозы

Уметь находить авторскую позицию в рассказах Тэффи, видеть за смешным драматизм человеческой жизни.

Биографические сведения. Литературный псевдоним. Тематика рассказов писательницы.

Тонкая ирония рассказов Тэффи, система художественных образов, средства художественной выразительности.

презентация


28.02

48

Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа.

1

знать биографию писателя , его вклад в литературу, жанры прозы

Отличать юмор от сатиры, выявлять средства создания автором сатирического или юмористического произведения.

Биографические сведения. Знакомство с рассказами Зощенко, их основная тематика. Словарная работа: юмор, сатира, гипербола, гротеск.

презентация


1.03

49

Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта

1

Выразительное чтение стихотворения,.

уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений

Биографические сведения, тематика лирики. Словарная работа: звукопись, аллитерация, ассонанс, юмор, метонимия, снобизм.

презентация


7.03

50

Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта

1

Выразительное чтение стихотворения,

уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений.

Основная мысль стихотворения, мастерство поэта в создании образа. Разное понимание красоты: внешнее и внутреннее.

презентация

анализ стихотворения

14.03

51

Р.Р. «Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению)

1

знать понятия: аргумент, читательский опыт, жизненный опыт, проблема, тема

Уметь выражать свое мнение по поводу прочитанного, рассуждать на заданную тему, используя аргументы из читательского или жизненного опыта.

Развитие речи учащихся.

презентация

сочинение

15.03

52.

Поэзия М.В.Исаковского.

1


Выразительное чтение стихотворений.

Биографические сведения. Связь лирики поэта с УНТ, основные черты поэзии Исаковского.

презентация


21.03

53.

Твардовский А.Т. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль».

1

Знать основные направления творчества поэта,.

уметь приводить примеры из текстов, подтверждающие автобиографичность произведения

Продолжить знакомство с биографией Твардовского. Автобиографичность произведения.

История создания поэмы «За далью-даль»

презентация


22.03

54.

Твардовский А.Т. Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав

1

Понимать, какое место занимали в жизни поэта родные места, свое мнение

уметь аргументировать примерами из поэмы. Уметь анализировать главы поэмы по плану.

Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов поэмы. Особенность поэтического языка поэмы, роль лирических отступлений.

презентация


4.04

55.

Астафьев В.П. Человек и война, литература и история в творчестве писателя.

1

знать биографию писателя, его творчество

Уметь объяснять своеобразие произведений Астафьева о детях и детстве в сравнении с произведениями других писателей.

Краткие биографические сведения о писателе, обзор основных произведений.

презентация


5.04

56.

Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти.

1

знать биографию писателя, его творчество

Уметь пересказывать эпизоды рассказа, используя цитаты из рассказа. Уметь находить художественные детали при описании образов бабушки и учителя.

Художественный пересказ рассказа, чтение ключевых эпизодов, разговор о деревенской жизни 30-х годов 20 века, о человеческих характерах и отношениях между людьми. Образ бабушки и учителя.

презентация

характеристика героя

11.04

57

Вн.чт. «Музы не молчали» ( стихи поэтов 20 века о войне)

1


Выразительное чтение стихотворений.

Познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии. Как при помощи силы слова и музыки поэты воздействовали на души людей, изнуренных войной.

презентация


12.04

58.

Распутин В.Г. Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина

1

Знать творческую историю рассказа.


Биографические сведения. Основные мотивы творчества.

презентация


18.04

59.

Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».

1

Знать творческую историю рассказа.

Уметь находить в тексте произведения детали, подтверждающие автобиографичность рассказа

Новый поворот темы детей на страницах рассказа. Автобиографичность рассказа.

презентация

характеристика героя

19.04

60.

Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости.

1

Знать творческую историю рассказа.

Уметь описывать литературного героя.

Образ учительницы. Характер главного героя, условия его формирования.

презентация

текущий тест

25.04

61-62.

Внеклассное чтение по литературе 20 века

2

знать жанры литературы 20 века,

Уметь анализировать литературную ситуацию конца 20 века.

Познакомить учащихся с литературным творчеством писателей конца 20 века. Основные темы творчества.

презентация


26.04

3.05

63.

Годовая контрольная работа.

1



Контроль знаний учащихся.

тестовые задания

итоговый тест

10.05

64.

Из зарубежной литературы

Шекспир У. Краткие сведения о писателе. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем.


1



Знать жанры драматургии Шекспира



Уметь находить в тексте пьесы художественные средства выразительности.

Биографические сведения.

Искусство и литература эпохи Возрождения.

Словарная работа: сонет, трагедия,

фабула.

презентация


16.05

65.

Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта».

Основной конфликт пьесы.

1

знать понятия: конфликт пьесы

Уметь находить в тексте пьесы художественные средства выразительности.

Основной конфликт пьесы, ключевые эпизоды, характеристика действующих лиц трагедии.

презентация

характеристика героя

17.05

66.

Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа.

1

Какие сюжеты в «Дон Кихоте» напоминают черты рыцарского романа.

уметь анализировать отрывок романа

Биографические сведения о писателе.

Образ Дон Кихота. Черты рыцарского романа.

презентация


23.05

67-68

Сервантес М. Роман « Дон Кихот». Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

2

Понимать термин «донкихотство».

Есть ли оно в нашей жизни и нужно ли оно человечеству?

При рассуждении уметь приводить примеры из жизни.

Донкихотство.

презентация

характеристика героя

24.05

30.05

69.

Что читать летом.

1






31.05


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!