СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе составлена к учебнику ВЯ.Коровина и др.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новоярковская средняя общеобразовательная школа»

Каменского района Алтайского края


«Согласовано»

Руководитель ШМО учителей

русского языка и литературы ________/_____________/

ФИО Протокол № ____

от «____»________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ «Новоярковская СОШ» ______/______________/

ФИО


«____»____________20___г.

«Согласовано»

Директор

МКОУ «Новоярковская СОШ» ___________/______________/

ФИО

Приказ № ____ от«____»_____________20___г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному курсу «Литература»


Суриковой Оксаны Николаевны, учителя русского языка и литературы,


для учащихся 8 класса
















2017 – 2018 учебный год





1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Примерной программы по литературе основного общего образования общего образования (М. «Просвещение», 2004 г.); авторской программы под редакцией В. Я. Коровиной, В. П.Журавлева, В. И.Коровина, И.С. Збарского, В. П. Полухиной, Москва: «Просвещение», 2010 г.; в соответствии с Федеральным компонентом 2004 года основного общего образования; Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Попереченская СОШ», утвержденной директором школы Приказ № 26 от 17.08.2015 г.; Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МКОУ «Попереченская СОШ», утвержденным директором школы Приказ № 26 от 17.08.2015 г.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Задачи обучения:

- формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

- осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству; - формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

В учебно-методический комплект входят:

1. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 класс (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского, В.П. Полухиной, Москва: «Просвещение», 2010 г.

2. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Учебник «Литература» Москва: «Просвещение», 2010 г. В 2-х частях.

3. Н.В. Беляева «Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки». Москва: «Просвещение», 2010 г.

4. Фонохрестоматия к учебнику «Литература»

5. Н.В. Беляева «Литература 5-9 класс. Проверочные работы» Москва: «Просвещение», 2010 г.

6. В.Я. Коровина «Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы. Москва: «Просвещение», 2010 г.



Место предмета «Литература» в базисном учебном плане

МКОУ «Новоярковская СОШ»

В учебном плане МКОУ «Новоярковская СОШ» предусматривается изучение литературы на этапе основного общего образования в 8 классе в объеме 68 часов (2 часа в неделю).

При реализации программы используются следующие методы:

• Объяснительно-иллюстративные (беседа, лекция, работа по плану, работа с учебником, работа с таблицей, выразительное чтение произведений)

• Проблемное изложение материала (решение проблемных вопросов, сообщения по проблемам)

• Частично - поисковый (комментированное и аналитическое чтение, словарная работа, элементы анализа лирического, эпического произведения, творческие задания, иллюстрации-метафоры и др.);

• Исследовательский

При реализации данной программы используются классно-урочная система уроков с традиционной классификацией уроков.

Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, написанию сочинений-рассуждений по изученным литературным произведениям, письменных ответов на поставленный вопрос. Предусмотрено использование ИКТ-технологии и проектной технологии. На уроках литературы много времени отводится и на применение стратегии смыслового чтения. Не менее важным является и использование словарей, справочной литературы на уроках и во время подготовки к ним. В основе выбора методов и приемов лежит деятельностный подход к изучению произведений.

Формы контроля

-входной (тестирование)

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов;

- итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющий начитанность учащегося, теоретико-литературные знания

Содержание рабочей программы, количество часов, отведенных на изучение программного материала, полностью соответствует программе по литературе 8 класс под редакцией В. Я. Коровиной (М.: «Просвещение», 2010г.), поэтому никаких изменений не внесено.

В классе обучаются ученики, имеющие слабое знание предмета, влекущее за собой низкую работоспособность, повышенную отвлекаемость, а что, в свою очередь, ведет к неусвоению материала. У таких детей отмечаются периодические колебания внимания, недостаточная концентрация на объекте, малый объём памяти, поэтому отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе посильных учащимся упражнений, выделения в каждой теме главного и дифференциацией материала. Задания должны быть разнообразны по форме и содержанию.

Похвала и поощрение - это тоже большая движущая сила в обучении детей данной категории. Важно, чтобы ребенок поверил в свои силы, испытал радость от успеха в учении.

Для усиления эффективности работы с обучающимися, испытывающими трудности в освоении литературы, необходимо использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.



2. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен знать:

- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

- историко-культурный контекст изучаемых произведений;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- сопоставлять литературные произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою позицию;

- писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.




3. Содержание учебного предмета

Введение. (1ч) Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество (2 ч)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).

Из древнерусской литературы (2 ч)

Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судит»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы 18 века (3 ч)

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы 19века (33 ч)

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.меять «все дурное в России» (Н, ,ория литературы. вщина как общественное явление.

ценыи к к/медии " к истории, исторической теме в художественном произведении.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы 20 века (20 ч)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются.

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.

М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения. Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы (6 ч)

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.щая история, обработанная "" Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.

роизведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).




Структура курса

п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Введение

1 час

2.

Устное народное творчество

2 часа

3.

Древнерусская литература

1 час+1 Вн/чт

4.

Литература 18 века

2 часа +1 Р/Р

5.

Литература 19 века

27 часов + 4Р/Р + 2 Вн/чт

6.

Литература 20 века

12 часов + 4Р/Р +4 Вн/чт

7.

Зарубежная литература

4 часа +2 Вн/чт

8.

Задание на лето. Тестирование.

1 час






4. Тематическое планирование по литературе в 8 классе (68 часов)

Тема урока

Количество часов

Виды деятельности

Дата

Введение (1 час)


1.


Введение. Литература и исто­рия. Интерес русских писате­лей к историческому прошлому своего народа. Историзм твор­чества классиков русской лите­ратуры. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Беседа. Тестирование.


Устное народное творчество (2 часа)


2.

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночка темная…», «Вдоль по улице метелица метет…». Историче­ские песни «Пугачев в темни­це», «Пугачев казнен». Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений.

1

Рассказ учи­теля. Беседа



3.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «0 Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и ху­дожественной формы народ­ных преданий.

1

Рассказ учи­теля. Беседа


Древнерусская литература (2 часа)


4.

Житийная литература как осо­бый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защи­та русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содер­жания и формы воинской по­вести и жития.

1

Обучение чтению.

Беседа. Практикум.



5.

«Шемякин суд» как сатириче­ское произведение XVII века. Действительные и вымышлен­ные события, новые герои, Сатирический пафос произведе­ния. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

1

Вн/чт


Литература XVIII в. (2 часа)+1


6.


Д. И. Фонвизин. «Недо­росль» (сцены). Слово о писа­теле.

1

Рассказ учителя. Обучение чтению.

Беседа


7.

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенно­сти анализа эпизода драматического произведения. Основ­ные правила классицизма в драматическом произведении.

1


Практикум


8.


Подготовка к домашнему со­чинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской ли­тературе и в литературе XVIII века» (на примере 1 —2 произведений).

1

Развитие речи


Литература XIX в. (27 часов)+6

9.

И. А. Крылов. Слово о бас­нописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изобра­жение человеческих и общественных пороков.

1

Рассказ учи­теля. Беседа


10.

И. А. Крылов - поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова — журнали­ста, музыканта, писателя, фи­лософа.

1

Урок

внеклассного

чтения


11.

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Об­раз Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное преда­ние «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева.

1

Рассказ учи­теля. Прак­тикум


12.

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литера­туре. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгно­венье…»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Осо­бенности поэтической формы.

1

Рассказ учи­теля. Беседа


13.

А. С. Пушкин и история. Исто­рическая тема в творчестве Пушкина (на основе изученно­го в 6—7 классах).

1

Семинар


14.

А. С. Пушкин. «История Пуга­чева» (отрывки). История пугачевского восстания в художе­ственном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.

1

Рассказ учи­теля. Беседа


15.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их истори­ческие прототипы.

1

Рассказ учи­теля. Беседа


16.

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

1

Беседа. Обу­чение устно­му рассказу


17.

Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравствен­ный идеал Пушкина.

1

Беседа


18.

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом

труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

1

Беседа. Практикум


19.

Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Kaпитанская дочка». Историческая правда и художественный вы­мысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капи­танская дочка».

1

Урок разви­тия речи


20.

А. С. Пушкин. «Пиковая дама» Проблема человека и судьбы Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

1

Рассказ учи­теля. Беседа


21.

Контрольная работа по твор­честву А. С. Пушкина.

1

Урок конт­роля


22.

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (с обобщением изученного в 6—7 классах).

1

Рассказ учи­теля. Семи­нар


23.

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы.

1

Беседа


24.

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри» Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

1

Практикум


25.

Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору уча­щегося). «Мцыри как романтический ге­рой».

«Природа и человек в поэме «Мцыри».

1

Урок разви­тия речи


26.

Н. В. Гоголь. Слово о писа­теле. Его отношение к исто­рии, исторической теме в ху­дожественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5—7 клас­сах).

1

Рассказ учи­теля. Семи­нар


27.

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как со­циальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первая поста­новка. «Ревизор» в оценке со­временников.

1

Рассказ учи­теля. Беседа


28.

Разоблачение пороков чинов­ничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чи­новников. Развитие представлений о комедии, са­тире и юморе.

1

Беседа. Практикум


29.

Хлестаков. Понятие о «мираж­ной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

1

Практикум


30.

Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашне­му сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюже­та и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»).

1

Урок разви­тия речи


31.

Н. В. Гоголь. «Шинель» Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила ге­роя и его противостояние бездушию общества.

1

Рассказ учи­теля. Беседа


32.

Мечта и реальность в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

1

Практикум


33.

М. Е. Салтыков-Щедрин Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного го­рода» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, осно­ванного на бесправии народа Образы градоначальников Средства создания комиче­ского в произведении Иро­ния, сатира. Гипербола, гро­теск. Пародия. Эзопов язык.

1

Рассказ учи­теля. Беседа


34.

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению.

1

Урок разви­тия речи


35.

Контрольная работа по твор­честву М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыко­ва-Щедрина.

1

Урок кон­троля


36.

Н. С. Лесков. Слово о писа­теле. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». За­щита обездоленных.

1

Рассказ учи­теля. Беседа


37.

Л. Н. Толстой. Слово о пи­сателе. Социально-нравствен­ные проблемы в рассказе «По­сле бала». Образ рассказчика. Главные герои.

1

Рассказ учи­теля. Беседа




38.

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антите­за, портрет, пейзаж, внутрен­ний монолог как приемы изображения внутреннего со­стояния героев. Психологизм рассказа.

1

Практикум


39.

Нравственные проблемы пове­сти Л. Н. Толстого «Отрочество».

1

Урок

внеклассного

чтения


40.

Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова.

1

Вн/чт


41.



А. П.Чехов. Слово о писате­ле. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущен­ном счастье. Психологизм рассказа.

1

Рассказ учителя. Беседа



Литература XX в. (17 часов) +3


42.

И. А. Бунин. Слово о писате­ле. Проблема рассказа «Кав­каз». Мастерство И. А. Буни­на-прозаика.

1

Рассказ учи­теля. Беседа



43.

А. И. Куприн. Слово о писа­теле. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Пред­ставления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.

1

Рассказ учи­теля. Беседа




44.

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рас­сказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна.

1

Урок разви­тия речи


45.

А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ Рос­сии и её история. Обучение выразительному чтению.

1

Рассказ учи­теля. Беседа




46.

С. А. Есенин. Слово о поэте «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводи­теля восстания. Понятие о драматической поэме.

1

Рассказ учи­теля. Беседа


47-48.

Урок-конференция. Образ Пу­гачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению « Что значит быть счастливым»?

2

Урок разви­тия речи


49.

И. С. Шмелёв. Слово о писа­теле. «Как я стал писате­лем» — воспоминание о пути к творчеству.

1

Рассказ учи­теля. Беседа




Писатели улыбаются

50.

Журнал «Сатирикон». «Всеоб­щая история, обработанная „Сатириконом»» (отрывки). Са­тирическое изображение исторических событий. Ирониче­ское повествование о прошлом и современности; Тэффи. «Жизнь и воротник». М. М. Зощенко. «История болезни».

1

Урок

внеклассного

чтения


51.

М.А. Осоргин. Слово о пи­сателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пен­сне».

1

Рассказ учи­теля. Беседа


52.

Контрольная работа по твор­честву Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина.

1

Урок конт­роля


Произведения о Великой Отечественной войне

53.

А, Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тер­кин». Картины фронтовой жиз­ни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.

1

Рассказ учи­теля Беседа


54.

Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тер­кина. Правда о войне в поэме Твардовского.

1

Обучение устному рас­сказу


55.

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мас­терство А. Т. Твардовского в поэме.

1

Практикум





56.

А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни «Возвращение».

1

Вн/чт


57.

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Иса­ковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не по­ют…»),

А. Фатьянова («Со­ловьи»), Л. Ошанина («До­роги»).

1

Урок развития речи


58.

В. П. Астафьев. Слово о пи­сателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе.

1

Рассказ учи­теля. Беседа



59.

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося).

1

Урок разви­тия речи



Русские поэты о Родине, родной природе



60-61.

Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

2

Вн/чт


Зарубежная литература (6 часов) +1 час



62.

У. Шекспир. Слово о писа­теле. «Ромео и Джульетта» Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

1

Рассказ учителя. Беседа. Практикум. Просмотр фильма.


63.

Сонеты У. Шекспира. «Кто хва­лится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не бле­щет новизной...» Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

1

Практикум.


64-65.

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

2

Рассказ учи­теля. Беседа.


66.

Дж. Свифт Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

1

Вн/чт


67.

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

1

Вн/чт


68.

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

Задание на лето.

1

Урок-зачет





















5. Учебно-методическое обеспечение предмета и

перечень рекомендуемой литературы


Основная литература для учителя:

1. Беляева Н.В. «Литература 5-9 класс. Проверочные работы». Москва: «Просвещение»,

2010 г.

2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе 8 класс Москва: ВАКО, 2007 г.

3. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса: в 2ч. Москва: «Просвещение», 2008 г.

4. Коровина В.Я.«Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы. Москва: «Просвещение», 2010.

5. Кутейникова Н.Е. «Уроки литературы в 8 классе», Москва: «Просвещение», 2009 г.

6. Программы общеобразовательных учреждений по литературе под ред. В.Я.Коровиной 5-11классов (Авторы программы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин и др.). Москва: « Просвещение», 2010 г.

7. Турьянская Б.И., Е.В. Комиссарова и др. «Литература в 8 классе. Урок за уроком». Москва: « Русское слово», 2002 г.

8. Фонохрестоматия к учебнику «Литература»

Основная литература для ученика:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса: в 2ч. Москва: «Просвещение, 2008 г.

2. Коровина В.Я.«Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы. Москва: «Просвещение», 2010 г.


Дополнительная литература для учителя:

1. Волжина Е.Д. «Школьные олимпиады. Литература 5-11 классы» Москва: «Айрис-пресс», 2007 г.

2. Клюхина И.В. «Словарь литературных терминов». Москва: «ВАКО», 2009 г.

3. Классная и внеклассная работа по зарубежной литературе в 5-8 классах. Москва: «Просвещение», 2000 г.

4. Коровина В.Я. «Развитие речи уч-ся 4-10 классов в процессе изучения литературы в школе». Москва: «Просвещение», 1985 г.

5. Мещерякова М.И. «Литература в таблицах и схемах». Москва: «Рольф», 2000 г.

6. Оглоблина Н.Н. «Тесты по литературе 5-11 классы». Москва: «Астрель», 2000 г.

7. Славгородский П.Ф. «Внеклассная работа по литературе». Москва: «Просвещение». 2005 г.


Интернет-ресурсы.

Отечественная и зарубежная литература

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

http://lit.1september.ru

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

http://litera.edu.ru

BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки

http://www.bibliogid.ru

Kidsbook: библиотека детской литературы

http://kidsbook.narod.ru

Виртуальный музей литературных героев

http://www.likt590.ru/project/museum/

В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л.О. Красовской

http://skolakras.narod.ru

Древнерусская литература

http://pisatel.org/old/

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

http://ruslit.ioso.ru

Методика преподавания литературы

http://metlit.nm.ru

Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия

http://www.foxdesign.ru/legend/

Русская виртуальная библиотека

http://www.rvb.ru



6. Лист внесения изменений


Дата внесения изменений

содержание

Причина внесения изменений








8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!