СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе. 8 класс.( По учебнику под редакцией Г.И.Беленького)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе реализуется по учебнику "Литература.8 класс. Учебник-хрестоматия в 3-х частях" под редакцией Г.И.Беленького.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 8 класс.( По учебнику под редакцией Г.И.Беленького)»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа №26 города Благовещенска»







РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

На заседании МО Зам. директора по УВР Директор МАОУ «Школа № 26

города Благовещенска»

Протокол № 1 ________ Д.А. Продашанов _________Т.Н. Гранкина

27.08.2015г. 28 .08. 2015г. 31.08. 2015.г.

Руководитель МО

Т.Г.Маркина







Рабочая программа по литературе 8в класса.








Разработана:

Маркиной Татьяны Григорьевны,

учителем русского языка и

литературы первой категории










2015/2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе разработана на основе следующих документов:

1) программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) под редакцией Г. И. Беленького, М.: «Мнемозина», 2009;

2) Государственного стандарта общего образования;

3) Федерального компонента образовательного стандарта по литературе;

4)обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе;

5) оценки качества подготовки выпускников основной школы по литературе: Сборник. 5-9 кл. Сост. Э.А. Красновский. – М.: Дрофа, 2008

Программа реализуется в учебнике «Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 3-частях» под редакцией Г. И. Беленького. М.: «Мнемозина», 2012.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

На изучение литературы в 8 классе по программе отводится 68 часов, 2 часа в неделю. В учебном плане школы предусмотрено 70 часов ,т.к. в учебном году 35 учебных недель). 2 учебных часа добавлены на уроки внеклассного чтения по следующим темам:

Народные песни.

Древнерусская литература.


Цели и задачи программы обучения в области формирования системы знаний, умений:

Основные цели обучения в организации учебного процесса в 8 классе :

осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной ре­чью;

формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного вос­приятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.


Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование первоначальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении произведений, развитии устной и письменной речи учащихся;

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры, литературе родного края;

  • усвоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литератур, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.

Программа для 8 класса построена по хронологическому принципу. Учащиеся обобщают свои наблюдения над спецификой литературы (ее образностью, отличиями от других видов искусства). Сверхзадача курса в 8 классе - приобщение школьников к эстетическим богатствам классической и новейшей литературы, воспитание их вкусов, интереса к чтению, культуры переживаний.

Основой изучения литературы остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем, 8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-эстетической проблематике, способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Произведения располагаются по хронологическому принципу (за исключением песен)- первый шаг к курсу на историко-литературной основе в старших классах.

Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы.

Ко времени обучения в 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы, художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.

На этом этапе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Знания и умения учащихся 8 класса:

ученик должен знать:

  • основные биографические сведения об авторах изученных произведений;

  • роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев;

  • основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения;

  • некоторые особенности выражения авторского сознания(лирическое «я», рассказчик, роль «обрамления»);

  • средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;

  • родо-жанровые особенности эпических, драматических и лирических произведений (рассказ, повесть, поэма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение).

ученик должен уметь:

  • использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;

  • проводить поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделять основной информации от второстепенной;

  • развернуто обосновывать суждения, давать определения;

  • выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью;

  • владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста;

  • характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении;

  • выявлять авторское отношение к изображаемому;

  • пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты;

  • писать сочинения-рассуждения на доступную тему, работать над отзывом о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).



Учебно – тематический план

Содержание

Количество часов

Развитие речи

Внеклассное чтение

Введение.

2



Народные песни.

3


1

Древнерусская литература.

4


1

Русская литература XIX - начала XX века.

37

5

4

Литература XX века.

17

2

2

Из зарубежной литературы.

4



Подведение итогов.

3


2

Итого


70

7

9


















Содержание программы учебного курса


Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художе­ственный образ. Литература как искусство слова. Другие виды ис­кусства.

Народные песни

Исторические песни

Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и осво­бодительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

Лирические песни

«Породила да меня матушка...», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные...» и другие. Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца». Песенный стих, па­раллелизмы, особенности лексики, повторы.

Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море — привольный Байкал...» Д. П. Давыдова, «Среди долины ровныя...» А. Ф. Мерзлякова, «Вечерний звон» И. И. Козлова, «Соловей» и «Не осенний мелкий дождичек...» А. А. Дельвига).

Древнерусская литература

Жития

Житийный жанр в древнерусской литературе.

Житие Сергия Радонежского (фрагменты). Сергий Радонеж­ский — подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель рат­ных дел Дмитрия Донского.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагмен­ты). Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и кра­сочность языка. Житие Аввакума — первое автобиографическое произведение в русской литературе.

Для самостоятельного чтения

«Сказание о Борисе и Глебе» (в переводе на современный рус­ский язык).

Из сатирической литературы XVII в.: «Суд Шемяки». «Повесть о Петре и Февронии».

IllIIРусская литература XIX — начала XX века

А. С. Пушкин. Пушкин-прозаик.

Для чтения и изучения

«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особен­ности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирова­ние характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в характере героини. Отноше­ние автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Историческаяправда и художественный вымысел в повести. Точность и лако­низм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.

Теория литературы: образ-характер, художественная правда и вымысел в литературе.

Для чтения и бесед «Метель».

Для самостоятельного чтения

А. С. Пушкин. «Повести Белкина», стихотворения; М. И. Цве­таева. «Мой Пушкин» (фрагменты).

М. Ю. Лермонтов. Певец Родины и свободы.

Для чтения и бесед

«Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..», «Сосед», «Пленный рыцарь». Мотивы вольной кавказской природы. Сим­волические образы тюрьмы и узничества в лирике.

Для чтения и изучения

«Мцыри». «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Г. Бе­линский). Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В. Г. Белинский). Особенности построения поэмы.

Для самостоятельного чтения

«Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения, «Бо­ярин Орша».

Н. В. Гоголь. Сатира в творчестве Гоголя.

Для чтения и изучения

«Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизо­ром как основа развития комедийного действия. Мастерство ком­позиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Обще­человеческое значение характеров комедии. Хлестаков и хле­стаковщина. Высказывания героев, ставшие афоризмами.

«Ревизор» в театре и кино.

Теория литературы: драматические произведения, комедия; сатира и юмор в драматическом произведении.

Для самостоятельного чтения «Женитьба».

И. С. Тургенев. Особенности прозы писателя.

Для чтения и изучения

«Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приемы психологической характе­ристики героев. Поэтическая атмосфера повести.

Для самостоятельного чтения

«Андрей Колосов», «Три встречи», «Часы».

Л. Н. Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни. Для чтения и изучения

«После бала». Антитеза как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.

Теория литературы: литературное произведение как художе­ственное единство. Композиция произведения. Соотношение по­нятий композиции и сюжета произведения; антитеза.

Для самостоятельного чтения «Хаджи- Мурат».

В. Г. Короленко. Гуманизм писателя.

Для чтения и бесед

«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков, его причины.

«Огоньки» — поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

Для самостоятельного чтения «Мгновение».

И. А. Бунин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека». Стихотворения: «Полевые цветы», «Еще и холоден и сыр...», «Слово».

Для самостоятельного чтения

«Птицы небесные», «Крик» и другие рассказы.

Максим Горький — убежденный защитник идеи активного от­ношения к жизни.

Для чтения и изучения

«Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.

Для чтения и бесед

«Заветы отца» и другие «Сказки об Италии», «Челкаш», «Ma-аленькая!», «Дед Архип и Ленька», «Страсти-мордасти»

(по выбору учителя).

IVЛитература XX века

А. Т. Твардовский. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Василий Теркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?», «Смерть и воин», «От автора»)-

История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестой­кости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой» Родины. Народно-поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Великой Отечественной войны и в наше время (три главы по выбору учителя).

Теория литературы: образ автора в художественном произведе­нии. Традиции устного народного творчества в литературе.

Для самостоятельного чтения

А. Т. Твардовский. «Василий Теркин» (полный текст поэмы), «Армейский сапожник», «В тот день, когда окончилась война...», «О Родине», «Жестокая память» и другие стихотворения; Ч. Айтматов. «Ранние журавли».

К. Г. Паустовский. Лиризм прозы писателя. Для чтения и изучения

«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Компо­зиция рассказа (роль «ленинградских» страниц). Емкость художе­ственного слова. Жизненные факты, послужившие основой рас­сказа, и воображение писателя (ср. с «Золотой розой»).

Теория литературы: роль воображения в художественном твор­честве.

Для самостоятельного чтения

«Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек» и другие про­изведения.

Б. Л. Пастернак. Сведения о жизни поэта.

А. Грин. Сведения о жизни писателя.

«Победитель», «Алые паруса» и другие произведения.

Н. А. Заболоцкий. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед

«Я воспитан природой суровой...», «Журавли». Одухотворенность природы, единство с ней человека. Философская глубина, афори­стичность лучших стихотворений поэта.

В. М. Шукшин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характер­ный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к зна­нию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?

Для самостоятельного чтения

«Дядя Ермолай», «Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и другие рассказы.

Из зарубежной литературы

Литература эпохи Возрождения

У. Шекспир. Сведения о жизни драматурга.

Для чтения и бесед

«Ромео и Джульетта» (избранные сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и веч­ной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.

Теория литературы: трагедия как жанр драматургии.

М. де Сервантес. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед. «Дон Кихот» (главы из романа). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и СанчоПанса. Дон Кихот — неумирающий образ мировой литературы.






Календарно – тематическое планирование





Кол-во часов

Дата

План

Дата

Фактич.



Тема урока



Содержание и формы работы



Средства обучения, демонстрации



Требования к уровню подготовки.




Домашнее задание




1.Ведение 2ч.

  1. вввВВ

1

3 .09


Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ.

Лекция «Виды искусств». Составление тезисов и плана прочитанного текста; владение различными видами пересказа.

Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия». 8 класс.

Знать образную природу народного словесного искусства. Понятие художественного образа

План – конспект по теме «Художественный образ в литературе»

1

5.09


Литература как искусство слова. Другие виды искусств.

Литература как искусство слова. Другие виды искусств.

Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия». 8 класс.

Перефразировать мысль; владеть

монологической и диалогической

речью.

Выразительное чтение песен. Анализ песни по плану.



2.Народные песни (2ч. +1ч.)

1

10.09

Исторические песни. Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве.

Жанры фольклора. Исторические песни как жанр устной народной поэзии.

Диск «Устное народное творчество».

Видеть художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы) текста.

Сообщение по теме урока.

1

12.09

Лирические песни. «Породила да меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные».

Классификация народных песен. Умение читать лирические песни

Диск «Устное народное творчество».

Видеть художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы) текста.

Выучить наизусть песню( по выбору)

1

17.09

Внеклассное чтение

К.Г. Паустовский. «Колотый сахар».

Особенности творчества писателя. Композиция произведения. Тема и идея.

Диск «Устное народное творчество».

Проводить анализ произведения в русле изучаемой темы. Составление аналитической карты по итогам изучения темы.

Отзыв о прочитанном.



3.Древнерусская литература (3ч.+1ч.)

1

19.09

А.Н. Толстой. «Земля оттич и дедич».

Зарождение древнерусской литературы. Особенности творчества писателя. Композиция произведения. Тема и идея.

Диск «Сокровища древнерусской литературы. Жития».

Проводить анализ произведения в русле изучаемой темы. Находить отличительные черты древнерусской литературы от современной.

Прочитать текст Стр.54 вопр.1, 2


1

24.09

Житийный жанр в древнерусской литератур. «Житие преподобного Сергия Радонежского» (фрагменты).

Содержание и историческая основа «Жития С. Радонежского»

Диск «Сокровища древнерусской литературы. Жития».

Интерпретировать художественный текст; определять род и жанр произведения.

Стр.55-56, пересказ

1

26.09

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).


Содержание, историческая основа «Жития протопопа Аввакума, им самим написанное».

Диск «Сокровища древнерусской литературы. Жития».

Объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать идейно- художественное своеобразие произведения через образ главного героя. Сравнивать «Житие…» с обрядовой народной поэзией.

Выразитель-

ное чтение

1

1.10

Внеклассное чтение

«Сказание о Борисе и Глебе».

Понятие сказания, понимать содержание и историческую основу произведения.

Диск «Сокровища древнерусской литературы. Жития».

Выразительно читать и пересказывать эпизоды, определять род и жанр произведения.

Выучить наизусть стихотворение «Памятник»


4.Литература 19в.-начало - 20в.(28ч.+5ч.+4ч.)

1

3.10

А.С. Пушкин

(6 ч. + 1 ч. + 1 ч.)

А. С. Пушкин-прозаик. «Капитанская дочка». Историческая основа повести.

Основные

факты жизни и

творческого пути

А. С. Пушкина;

исторические

источники произведения.

Диск «Пушкин А.С. Произведения».

Знать о работе Пушкина над образом Пугачева. Владеть

различными видами пересказа; участвовать в диалоге

по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию.

Подготовить сообщение о Пугачевском восстании.


1

8.10

Гринев, его роль в произведении, формирование характера и взглядов.


Содержание изучаемого

произведения; этапы формирования

характера героя.

Диск «Пушкин А.С. Произведения».

Выделять смысловые части текста. Рассуждать о роли близких в воспитании Петруши Гринёва.

Читать повесть «Капитанская дочка». Сообщение по теме «Первые жизненные испытания П. Гринёва».

1

10.10

Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию.


Исторические сведения о Пугачевском восстании; содержание изучаемого произведения, его проблематика.

Диск «Пушкин А.С. Произведения».

Характеризовать особенности сюжета и композиции, выявлять авторскую позицию и свое отношение к про-читанному тексту. Выявлять «Зеркальные» сцены в повести. Владеть монологической и диалогической

речью.

Пересказать 4 встречи Гринева с Пугачевым.

Художественный пересказ описания метели.

1

15.10

Маша Миронова, её душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в характере героини.

Содержание изучаемых глав в тексте; система художественных образов. Понимать отношение автора и других действующих лиц к героине.

Диск «Пушкин А.С. Произведения».

Развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатные материал. Оценивать высокие духовные качества Маши, ее близость к народу, объяснять роль эпиграфов, народных песен в раскрытии характера героини, объяснять смысл названия произведения.

Сопоставить героев повести.

Проанализировать образ Маши Мироновой. Герои повести.


1

17.10

Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга. Образ-характер, художественная правда и вымысел в литературе.

Почему повесть «Капитанская дочка» называют поэтическим завещанием Пушкина; как соотносится в произведении и в литературе историческая правда и художественный вымысел.

Диск «Пушкин А.С. Произведения».

Анализировать художественный текст; сопоставлять эпизоды и сравнивать поступки и характеры героев; выражать свое отношение к прочитанному произведению; владеть различными видами пересказа и видами публичных выступлений.

Рассмотреть вопрос « Отношение Пушкина к бунту».

1

22.10

Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии. Роль и характер эпиграфов.

Понятие лаконизма, особенности прозы писателя, роль народной поэзии и эпиграфов в раскрытии идеи произведения.

Диск «Пушкин А.С. Произведения».

Выражать свое отношение к прочитанному произведению; владеть различными видами пересказа и видами публичных выступлений.

Подготовиться к сочинению.

1

24.10

Р.р. Сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Содержание и проблематика изученного произведения.

Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения по литературе. 8 класс».

Соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам.

Выбрать тему и жанр сочинения; составить

план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения.

Дописать сочинение

1

29.10

Внеклассное чтение

А.С. Пушкин. «Метель».

История создания повести, ее нравственная проблематика, особенности жизненной философии героев.

Диск «Пушкин А.С. Произведения».

Сравнить «Метель» с другими произведениями автора, объяснить художественное своеобразие повести.

Сообщение о жизни М.Ю,Лермонтова

1

31.10

М.Ю. Лермонтов

(5 ч. + 1 ч. + 1 ч.)

М. Ю. Лермонтов. «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Символические образы тюрьмы и узничества в лирике.

Основные

факты жизни и

творчества М. Ю.Лермонтова. Духовный мир, мысли и чувства героя, замысел автора.

Диск «Лермонтов М.Ю. Великий поэт прекрасной Родины».

Определять род и жанр литературного произведения; соблюдать нормы литературного языка. Выявлять способы и средства раскрытия образа главного героя стихотворения.

Выучить наизусть стихотворение М.Лермонтова

1

12.11

Мотивы вольной кавказской природы. «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!...».


Значение Кавказа в жизни поэта. Алгоритм анализа стихотворного произведения.

Диск «Полный мультимедийный курс по литературе для 8 класса, 40 интерактивных уроков».

Проводить анализ стихотворного произведения. Передавать

содержание прочитанного текста в развернутом виде; владение монологической и диалогической речью.


Прочитать поэму «Мцыри», охарактеризовать главного героя

1

14.11

«Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В.Г. Белинский).


История создания произведения, содержание изучаемого

произведения;

оценка образа

Мцыри В. Г. Белинским.

Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».

Выявлять структурные особенности поэмы, объяснять связь эпиграфа с темой и идеей, роль монолога в раскрытии внутреннего мира героя.

Прочитать поэму «Мцыри», охарактеризовать главного героя.

1

19.11

Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме.

Черты романтизма как литературного направления.

Диск «Лермонтов М.Ю. Великий поэт прекрасной Родины».

Выявлять черты романтизма в поэме, объяснять ее своеобразие.

Характеризовать

роль выразительных средств, находить их в тексте.

Определить основный конфликт поэмы, ее кульминацию.

1

21.11

«Упругость, энергия стиха» (В.Г. Белинский). Особенности построения поэмы.

Способы раскрытия образа главного героя. Белинский о своеобразии поэмы Лермонтова.

Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».

Оценивать лирически приподнятый язык поэмы. Определять стихотворный размер.


Выучить наизусть отрывок из поэмы

1

26.11

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Образная

природа словесного искусства, художественная трактовка образа героя.

Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения по литературе. 8 класс

Составлять рабочие материалы к обсуждаемым темам; анализировать приемы построения образа и способы художественной обрисовки образа. Строить свои высказывания в связи с подготовкой к сочинению.

Написать сочинение.

1

28.11

Внеклассное чтение

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения.

«Желание», «Боярин Орша» и др.

Понимать духовный мир, мысли и чувства лирического героя, замысел автора.

Диск «Лермонтов М.Ю. Великий поэт прекрасной Родины».

Владение основными видами публичных выступлений;

обосновывать суждения, приводить цитатный материал.

Чтение наизусть.

1

3.12

Н. В. Гоголь

(5ч. +1 ч. +1ч.)

Сатира в творчестве Гоголя. «Ревизор». Жизненная основа комедии.

Факты жизни и творчества Гоголя, исторические события в комедии. Особенности драматического

произведения; литературного жанра; определение понятия «комедия». Творческая и сценическая история пьесы, реакция на нее зрителей, императора Николая 1, противоречивые оценки пьесы современниками.

Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».

Объяснять отношение современников и императора к пьесе Гоголя. Характеризовать действующих лиц

комедии, используя при этом прием устного

рисования. Использовать различные виды чтения; владеть монологической и диалогической речью.

Подготовить рассказ о биографии писателя, прочитать 1 действие комедии.

1

5.12

Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия.


Понимание жизненной основы комедии. Обстоятельства, приведшие чиновников к роковой ошибке.

Основы сценического поведения; содержание комедии.

Диск

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс».


Владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выразительно читать фрагменты комедии; выражать свое отношение к прочитанному.

Прочитать комедию, выписать отличительные черты чиновников.

1

10.12

Мастерство композиций и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров комедии.


Основы

сценического поведения; содержание комедии.

Диск «Полный мультимедийный курс по литературе для 8 класса, 40 интерактивных уроков

Выразительно читать фрагменты, перевоплощаться в героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; владеть различными видами пересказа, основными видами публичных выступлений.

Письменная характеристика Хлестакова.

1

12.12

Хлестаков и хлестаковщина.

Что такое хлестаковщина. Содержание действий; позиция автора по отношению к каждому из героев.

Диск

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс».


Анализировать поступки, поведение, характер Хлестакова в разных ситуациях, оценивать речь героя, отражающую особенности его характера и взаимоотношение с другими персонажами, высказывать свою точку зрения.

Найти в комедии основные этапы сюжета.

1

17.12

Высказывания героев, ставшими афоризмами. «Ревизор» в театре и кино.

Содержание действий; позицию автора по отношению к каждому из героев.

Диск «Полный мультимедийный курс по литературе для 8 класса, 40 интерактивных уроков

Строить устные и письменные высказывания в связи с изучением произведения;

участвовать в диалоге по содержанию и сопоставлению характеров.

Составить таблицу, отражающую художественные особенности комедии. Подготовиться к сочинению.

1

19.12

Р.р. Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Содержание комедии, статьи Белинского; пути и приемы раскрытия образов комедии.

Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения по литературе. 8 класс».

Выражать свое отношение к прочитанному произведению; пользоваться нужными цитатами из текста; писать отзывы о героях.

Прочитать комедию Н.В.Гоголя «Женитьба»

1

24.12

Внеклассное чтение

Н.В. Гоголь. «Женитьба».

История создания комедии, ее сюжет, характеристики героев.

Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

Анализировать текст комедии, оценивать отношение автора.


1

26.12

И. С. Тургенев

(3 ч. + 1 ч.)

И. С. Тургенев. Особенности прозы писателя. «Ася»


О личности писателя, его творчество, история создания произведения.

Диск

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс».

Воспринимать и анализировать произведение.


Прочитать повесть «Ася»

1


Образ «тургеневской девушки», скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси.


Понятие

«тургеневская девушка»,

особенности композиции, портретная характеристика героини.

Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».

Самостоятельно проводить исследование

художественного своеобразия в прозе. Воспринимать и анализировать сложность

характера Аси.

Устный рассказ о главной героине.

1


Поэтическая атмосфера повести. Драма рассказчика, обреченного на одиночество.

Особенности поэтической атмосферы в повести.

Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».

Владение монологической и диалогической речью, выразительное чтение, анализировать эпизоды.

Найти в тексте пейзажные зарисовки и определить их роль в произведении.

1


Р.р. Сочинение по повести И.С. Тургенева «Ася».

Содержание произведения,

пути и приемы раскрытия образов.

Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

Правильно и быстро подбирать нужный вариант ответа; обобщать изученное по характерам героев; выражать свое отношение к прочитанному произведению.

Прочитать повесть Тургенева «Первая любовь»

1


Л.Н. Толстой (4ч. + 1ч.)

Писатель как поборник суровой правды. «После бала».



Основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; содержание рассказа, понимать жизненную позицию главного героя.

Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».

Анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, формулировать тему, идею, проблематику произведения.

Прочитать один из «Севастопольских рассказов» писателя

1


Антитеза как прием, помогающий раскрыть идею рассказа.

Содержание изучаемого произведения; прием «контраста», роль приема антитезы в идейной

и художественной ткани рассказа, приемы анализа текста.

Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».

Находить при анализе текста

изобразительно-выразительные средства; сопоставлять эпизоды рассказа; владеть различными видами пересказа; участвовать

в диалоге.

Прочитать рассказ Л.Н.Толстого

«После бала».

1


Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.


Тема и идея рассказа, особенности анализа произведения.

Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».

Владение основными видами публичных выступлений;

поиск нужной информации по

заданной теме.

Проанализировать поведение полковника на балу и после бала.

1


Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.


Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.

Диск «Полный мультимедийный курс по литературе для 8 класса, 40 интерактивных уроков

Совершенствовать навыки устного и письменного

высказывания.

Подготовиться к сочинению. Составить сложный план сочинения.

1


Р.р. Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала».

Алгоритм написания сочинения на основе и по мотивам литературного произведения.

Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения по литературе. 8 класс».

Писать сочинение на основе и по мотивам литературного произведения, в том числе в форме стилизации. Владеть

навыком создания собственного текста и его редактирования.

Дописать сочинение.

41.

1


В.Г. Короленко. Гуманизм писателя. «Парадокс».

Очерк как жанр литературы. Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков, его причины.

Диск «Полный мультимедийный курс по литературе для 8 класса, 40 интерактивных уроков

Сопоставлять эпизоды рассказа, выявлять авторскую позицию, выражать свое отношение к прочитанному произведению.

Пересказ эпизода.

Характеристика героев.

42

1


«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.


Жанровое своеобразие лирической миниатюры.

Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».

Определять жанровые особенности лирической миниатюры, анализировать текст, вести диспут.

Отзыв о произведении.

43

1


И. А. Бунин.

«Полевые цветы», «Еще и холоден и сыр...», «Густой зеленый ельник у дороги…», «Родине», «Слово».



Сведения о жизни автора, тематика стихотворений.

Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».

Оценивать особенности стихосложения Бунина. Владение монологической и диалогической речью; выбор и использование

выразительных средств языка. Выразительно читать стихотворения.

Биография писателя. Выразительное чтение стихотворений.

44

1


«Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека».


Содержание рассказа.

Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

Анализировать художественный текст; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев.

Выразить свое отношение к прочитанному произведению (отзыв).

45

1


М. Горький (2ч.+1ч.)

М. Горький. «Песня о Соколе».

Основные

факты жизни и

творчества

М. Горького. История создания изучаемого

произведения «Песня о Соколе».

Диск

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс».

Умение вступать в речевое общение, уча-

ствовать в диалоге; понимать точку зрения собеседника,

признавать право на иное мнение.

Прочитать рассказ «Старуха Изергиль».

46

1


Символика - аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.



Авторская позиция и способы ее выражения.

Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

Анализировать прозаические тексты; давать устный и письменный ответ на вопрос, совершенствовать

речевые навыки.


Написать отзыв на одно из романтических произведений М.Горького.

47

1


Внеклассное чтение

А. М. Горький. «Челкаш».

Сюжет,

композиция, роль изобразительно-выразительных средств в рассказе. Авторская позиция в произведении.

Диск

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс».

Выразительно читать

Фрагменты текста, владеть

различными видами пересказа; участвовать в диалоге.

Прочитать феерию А.Грина «Алые паруса»


5. Литература 20 века (13ч.+ 2ч. +2ч.)

48

1


Н.А. Заболоцкий (2 ч.)

Н.А. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…», «Журавли».

Сведения о жизни и творчестве поэта, содержание

произведений. Одухотворенность природы, единство в ней человека.

Диск «Литература. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа (1С)».

Владеть монологической и диалогической

речью; выбирать и использовать выразительные средства языка.

Выучить наизусть стихотворение Н.А.Заболоцкого

49

1


«Одинокий дуб». «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться…».


Философская глубина, афористичность лучших стихотворений поэта.

Диск «Полный мультимедийный курс по литературе для 8 класса, 40 интерактивных уроков

Анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; анализировать художественный текст; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения.

Выразительное чтение и анализ стихотворения

50

1


А.Т. Твардовский

«Василий Теркин». История создания и композиция поэмы.

Факты жизни и творческого пути писателя, историю создания поэмы, композицию поэмы, понимать сюжет, который складывался по мере хода всенародной войны, соотношение жизненной правды и художественного вымысла, тему исторической памяти.

Диск

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс».

Составлять тезисный план о писателе, цитатный план статьи учебника.

Сообщение о деятельности А. Т. Твардовского в годы войны. Прочитать поэму «Василий Теркин»

51

1


Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека.



Содержание изучаемых глав; образную природу словесного искусства.

Диск

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс».

Анализировать, как автор создает живой и убедительный народный характер, какими средствами поэт подчеркивает предельную степень обобщенности в образе героя, своеобразное воплощение черт русских богатырей.

Охарактеризовать главного героя.

52

1


Народнопоэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме.

Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы.

Диск «Полный мультимедийный курс по литературе для 8 класса, 40 интерактивных уроков

Находить в поэме сочетание героики и юмора, объяснять, что придает законченность поэме, роль авторских отступлений, стилевое многообразие произведения, включение лирических глав.

Выбрать эпизоды, характеризующие Василия Теркина. Анализ главы (на выбор).

53

1


Авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы войны и в наше время

Образная

природа словесного искусства.

Диск «Полный мультимедийный курс по литературе для 8 класса, 40 интерактивных уроков

Анализировать художественный текст; давать характеристику герою; характеризовать авторскую позицию,

свое отношение к прочитанному произведению, находить сходства и различия между автором и его героем.

Отрывок поэмы выучить наизусть.

54

1


Р.р. Сочинение по поэме

А.Т. Твардовского «Василий Теркин».


Алгоритм написания сочинения на основе и по мотивам литературного произведения.

Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения по литературе. 8 класс».

Работать над сочинением по конкретной теме, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения.

Дописать сочинение.

55

1


Внеклассное чтение

А.Т. Твардовский. Стихотворения о Великой Отечественной войне. («О Родине», «Жестокая память» и др.)

Особенности стихотворных произведений о войне, истории их создания, смысл названий.

Диск

«Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

Выразительно читать произведения; анализировать поэтический текст.

Анализ стихотворения.

56

1


К.Г. Паустовский (2 ч.)

К.Г. Паустовский «Телеграмма».


Сведения о жизни и творчестве писателя, историю создания произведения, содержание, героев.

Диск «Литература. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа (1С)».

Воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев.

Анализ прочитанного текста.

57

1


Проблема истинной человечности в рассказе. (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву).

Особенности композиции и проблематики произведения.

Диск

«Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

Отвечать на проблемный вопрос. Подготовить проект «Тема «блудного сына» в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма».

Отзыв о рассказе.

58

1


Б. Л. Пастернак. Сведения о жизни поэта. «Июль», «Снег идёт».

Факты жизни и творческого пути поэта. Особенности поэтических произведений, истории их создания, смысл названий.

Диск

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс».

Анализировать произведения, находить и определять роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств.

Письменный анализ одного из стихотворений

59

1


А. Грин.

Сведения о жизни писателя. «Голос и глаз»

Сведения о жизни и творчестве писателя, историю создания произведения, содержание, героев.

Диск

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс».

Воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев.

Читать повесть «Алые паруса».

60

1


А. Грин.

«Алые паруса».

Факты жизни и творческого пути поэта. Особенности поэтических произведений, истории их создания, смысл названий.

Диск «Полный мультимедийный курс по литературе для 8 класса, 40 интерактивных уроков

Анализировать произведения, находить и определять роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств.

Отзыв о прочитанном произведении.

61

1


В.М. Шукшин

«Микроскоп».


Содержание и нравственная проблематика рассказа. Особенности героев - «чудиков», правдоискателей, праведников.

Диск

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс».

Человеческая

открытость миру как синоним незащищённости.

Дать подробную характеристику одному из героев рассказа.

62

1


«Солнце, старик и девушка».

Подвиг или равнодушие героя?

Содержание и нравственная проблематика рассказа

Диск

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс».

Раскрывать проблематику рассказов Шукшина.

Владеть монологической и диалогической

речью.

Дать подробную характеристику одному из героев рассказа.

63

1


Внеклассное чтение

В.М. Шукшин. Рассказы. «Дядя Ермолай», «Чудик» и др.


. Особенности художественных произведений, истории их создания, смысл названий.

Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

Особенности художественных произведений, истории их создания, смысл названий.

Дать подробную характеристику одному из героев рассказа.

64

1


Р.р. Сочинение по рассказам В.М. Шукшина.

Алгоритм написания сочинения на основе и по мотивам литературного произведения.

Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения по литературе. 8 класс».

Работать над сочинением по конкретной теме, формулировать идею, подбирать цитатный материал.

Дать подробную характеристику одному из героев рассказа.


6.Зарубежная литература (4ч.)

65

1


У. Шекспир (2ч.)

Сведения о жизни драматурга.

«Ромео и Джульетта».

Факты жизни и творческого пути драматурга. Постановки Шекспира на сцене. Понятие трагедии как жанра драматургии. История создания трагедии.

Диск

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс».

Составлять тезисный план о писателе, цитатный план статьи учебника. Объяснять особенности жанра, основной конфликт, роль монологов-исповеданий, метафоричность речи героев.

Подготовить сообщение о жизни и творчестве У.Шекспира.

66

1


Герои трагедии как символ верной и вечной любви.

Содержание пьесы; образную природу словесного искусства. Понимать, в какой обстановке разыгрывается действие пьесы.

Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

Раскрыть пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность. Выразительно читать текст по сценам.

Выучить понравившийся отрывок из трагедии.

67

1


М. Де. Сервантес

(2ч.)

М. Де. Сервантес.

«Дон Кихот».

О судьбе Сервантеса, ознакомиться с исторической обстановкой Испании XYI-XYII веков. Содержание фрагментов романа.

Диск «Литература. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа (1С)».

Выразительно читать. Извлекать необходимую информацию из источников; владеть основными видами публичных выступлений.

Выборочное чтение глав романа.

68

1


Дон Кихот - неумирающий образ мировой литературы.



Понимать жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности произведения.

Диск

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс».

Находить в произведении сочетание героики и юмора, объяснять, что придает законченность произведению, роль авторских отступлений, стилевое многообразие произведения, включение лирических отступлений.

Выборочное чтение глав романа.

69

1


Подведение итогов за год.

Внеклассное чтение

А. И. Герцен (1ч.).

«Сорока – воровка».

Факты жизни и творческого пути писателя, историю создания легенды, композицию произведения, понимать сюжет.

Диск

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс

Выразительно читать

фрагменты текста, владеть

различными видами пересказа; участвовать в диалоге.

Письменный ответ на вопрос.

70

1


Внеклассное чтение

Б. Л. Васильев (1ч.)

«В списках не значился»


Факты жизни и творческого пути писателя, историю создания легенды, композицию произведения, понимать сюжет.

Диск

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс».

Выразительно читать

фрагменты текста, владеть

различными видами пересказа; участвовать в диалоге.

Письменный ответ на вопрос.




Рекомендации на летнее чтение.






Список произведений





Оценка результатов деятельности


НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ


Оценка устных ответов учащихся.

При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.



Литература для учителя:

  1. Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2012.

  2. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2010.


Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, интерактивная доска):

    1. мультимедийные продукты (презентации, тесты, плакаты, таблицы и прочее);

2. наборы дидактических материалов, как в печатном, так и в электронном виде;

3. плакаты со справочными материалами;