РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
8А КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов ; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2008) с учетом учебного плана МОУ «Емецкая СШ имени Н.М.Рубцова на 2016-2017 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения произведения программы регионального компонента
Вениамин Каверин " Два капитана"
Фёдор Абрамов "Жила-была сёмужка"
О.Фокина "Родник", "Северная двина", "Речка Солонга"
Михаил Ломоносов Поэзия
Н.Рубцов Стихи
Северная лирическая песня
Рабочая программа ориентирована на учебник-хрестоматию для 8 класса.
Ц е л и.
Изучение литературы в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в 8 классе отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного среднего образования. (из расчета 2 учебных часа в неделю).
При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Программа предусматривает изучение произведений регионального компонента как на отдельных уроках, так и параллельно с изучением русской литературы
Содержание, рекомендуемое к усвоению в 8 классе
ВОСЬМОЙ КЛАСС
Введение
Русская литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальны, представления).
Из литературы XVIII века
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к шорчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему 00 ществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтичс ски-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные предстаи ления), романтическая поэма (начальные представлс ния).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз-пи те представлений). Литературная пародия (начальны!! представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы пистеля.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопо нимания, любви и счастья в семье. Самоотверженноси. и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи-I .поле.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание). Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина —- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз-питие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
— авторов и содержание изученных художественных произведений;
— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, со- нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произёедении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Календарно-тематическое планирование
уроков литературы в 8 классе
по программе общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. 11-е изд., переработанное. – М.: Просвещение, 2009
№ | Тема урока | Кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме | Оборудование | Основные понятия | д/з |
I | Введение | 1 | | | | |
1 | Введение. Литература и история. | | 1 | Учебник. Тест | Представление о литературе как одном из видов искусств, о ее месте в жизни общества и отдельного человека. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Истоки творчества классиков русской литературы. | Стр.3-5 В.1-4 |
II | Устное народное творчество | 3 | | | | |
2 – 3 | Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Северная лирическая песня РК | | 2 | Тексты народных песен, учебник | Народные песни как жанр фольклора, обрядовые и необрядовыу песни. Своеобразие исторических песен. Лирические песни. Исторические песни. Частушки как малый песенный жанр, тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений. | Стр.6-12 В.1-6 |
4 | Предания как исторический жанр русской народной прозы.. | | 1 | Тексты | Предания как исторического жанра. Особенности содержания и художественной формы народных преданий | Стр.13-16 |
III | Древнерусская литература | 4 | | | | |
5-6 | Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Александра Невского». | | 2 | текст | Понятие о древнерусской литературе; Закономерности ее развития и роль в становлении отечественной классической и современной литературы. Жанре жития; историческая основу «Жития»; особенности «Жития». Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития | Стр.18-26в.стр27 |
7-8 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение ХVII века. | В.Ч. | 2 | текст | особенности бытовой поэтики сатирической повести. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести | Стр 31 В.1-4 Читать 1 действие «Недоросль» |
IV | Литература ХVIII века | 4 | | | | |
9-10 | Д.И.Фонвизин «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. | | 2 | Текст, през-ция | Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. Сатирическая направленность комедии. | Стр.51-73 В.1-3 |
11 | Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». | | 1 | Практикум , текст, през-ция | анализ эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении | В.4-6 Стр.74-75 В1-3 |
12 | М.в.Ломоносов Поэзия РК | | 1 | Практикум | патриотизм | Стих наизусть |
V | Русская литература ХIХ века | 47 | | | | |
14- | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. | | 2 | Текст басен | Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.. | Стр 80-87 Басня наизусть |
15-16 | В.Каверин Два капитана РК | В.Ч. | 2 | текст | | Творч. работа |
17-18 | К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. | | 2 | Текст, през-ция | «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Образ Ермака. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности поэтической формы | Стр88-93 В.1-9 Инд.з. |
19-20 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. | | 1 | М.М.П. | Отношение А.С.Пушкина к истории и исторической теме в литературе. Особенности поэтической формы. Стихотворения «Туча», «К*** (Я помню чудное мгновенье)», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы | Стр.95-105 1-2 гл. |
21 | А.С.Пушкин и история. | | 1 | Семинар, дополнительные источники | Историческая тема в творчестве Пушкина | 3-5 гл |
22 | А.С.Пушкин «История Пугачева»(отрывки). | | 1 | Отрывки из документальной хроники | История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и авторов. | 6-8 гл |
23 | А.С.Пушкин. Творческая история повести «Капитанская дочка». | | 1 | текст | История создания произведения. Герои и их исторические прототипы | 9-11 гл |
24 | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. | | 1 | текст | жанровые особенности произведения; этапы формирования характера Петра Гринева. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич | 12-17гл Собирательный образ |
25 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина | | 1 | текст | образ Маши Мироновой, смысл названия повести. | Хар-ка М.мироновой |
26 | Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. | | 1 | текст | глубина и обаяние личности Пугачева Народное восстание в авторской оценке | Хар-ка Пугачева |
27-28 | Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». | Р.Р. | 2 | текст | Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. | Подготовиться к к.р. |
29 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина | | 1 | Урок контроля | | Чит. «Пик. Даму» |
30 – 31 | А.С.Пушкин «Пиковая дама». | | 2 | текст | Проблемы человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога | Инд. задания |
32 | М.Ю.Лермонтов. слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова. | | 1 | М.М.П., таблица, учебник | факты биографии, лирика поэта; сходство судьбы М.Ю.Лермонтова с судьбой А.С.Пушкина; анализ стихотворение поэта «Кавказ». | Стр.230-232 Чит «Мцыри» |
33 – 34 | Поэма «Мцыри». Мцыри как романтический герой. | | 2 | текст | история создания поэмы, структурные особенности произведения. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы | Стр.253-255 В 1-3 |
35 – 36 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». | | 2 | таблица | характеристика Мцыри, замысел автора, способ раскрытия образа главного героя поэмы. Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы | В.4-7 |
37 | Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри», «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри» | Р.Р. | 1 | М.М.П. | Подготовка к домашнему сочинению по теме «Характеристика Мцыри». | Сочинение Инд. зад |
38 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. | | 1 | М.М.П. Таблица, учебник | сведения о Н.В.Гоголе как о писателе-сатирике; понятие о драматическом произведении; идейный замысел комедии. Исторические произведения в творчестве Гоголя | Стр.260-265 |
39 | Н.В.Гоголь «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». | | 1 | М.М.П, | История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников. | 1-2 действие |
40 – 41 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе | | 2 | текст | жизненная основу комедии; обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке. . Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе | 3-5 действие В1-4 |
42 | Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление | | 1 | текст | представление о характере Хлестакова, хлестаковщина. Понятие о «миражной интриге». | Образ Хлестакова |
43 – 44 | Особенности композиционной структуры комедии. | Р.Р. | 2 | текст | Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В.Гоголя «Ревизор») | В.6-8 Чит «Шинель» |
45-46 | Н.В.Гоголь «Шинель». | | 2 | текст | Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. | В.1-3 |
47 | Мечта и реальность в повести «Шинель». | | 1 | текст | Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании | сочинение |
48 – 49 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). | | 2 | М,М,П, учебник | Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык | Стр.1-14 В.1-4 |
50 | Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». | Р.Р. | 1 | текст | Анализ эпизода. Подготовка к домашнему сочинению | В5-7 |
51 | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина | | 1 | тест | | Чит. «Старый гений» |
52-53 | Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | | 2 | М.М.П. | Сатира на чиновничество. Защита обездоленных. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа | В. 1-5 Инд. Зад. |
54-55 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». | | 2 | М.М.П. | основные биографические сведения писателя; история создания рассказа «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа | Стр.27-29 В.1-5 |
56 | Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». | | 1 | | особенности рассказа и писательский замысел. Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа | В. 6-7 |
57 | Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество» | В.Ч. | 1 | текст | Нравственные проблемы в повести | В. 8-9 |
58 | Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова. | В.Ч. | 1 | Текст, М.М.П. | Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова | Стр 41-44 Инд.зад |
59 – 60 | А.П.Чехов.Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа | | 2 | Рассказы | Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа | Стр.45-58 |
VI | Русская литература ХХ века | 29 | | | | |
61 – 62 | И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». | | 2 | М.М.П. текст | Мастерство И.А.Бунина-прозаика | Стр.59-66 |
63-64 | А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». | | 2 | М.М.П. текст | Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле | Стр. 67-75 |
65-66 | Ф.Абрамов "Жила-была сёмужка "РК "Трава -мурава" | | 2 | М.М.П. текст | Человек и природа | Пересказ эпизода |
67 | А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве. | | 1 | М.М.П. | «Россия». Образ России в ее истории. Обучение выразительному чтению | Стр.76-87 |
68 | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. | | 1 | М.М.П. | Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме | Стр. 88-96 |
69 – 70 | Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.Есенина. | Р.Р. | 2 | Текст, таблица | Подготовка к домашнему сочинению | Творч.раб. |
71 – 72 | И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» -воспоминание о пути к творчеству | | 2 | М.М.П. | . «Как я стал писателем» -воспоминание о пути к творчеству | Стр.96-107 |
73 – 74 | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). | В.Ч. | 2 | учебник | Сатирическое изображение исторических событий. Историческое повествование о прошлом и современности. Тэффи «Жизнь и воротник», М.Зощенко «История болезни» | Вопрос в тетр. Стр.114-124 |
75 – 76 | М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | | 2 | текст | Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | Стр. 108-114 |
77 | Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина | | 1 | тест | Проверка знаний учащихся | Инд. Зад. |
78 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». | | 1 | М.М.П., учебник | Факты биографии А.Т.Твардовского, с творческим замыслом «Василия Теркина». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками | Стр.136-161 |
79 | Василий Теркин – защитник родной страны. | | 1 | текст | жанровое новаторством поэмы. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского | В. 4-10 |
80 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». | | 1 | текст | роль автора в поэме, найти сходство и различие между автором и его героем. Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т.Твардовского в поэме | В. 11-15 |
81 | А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». | В.Ч. | 1 | текст | Нравственная проблематика и гуманизм рассказа | Стр. 164-190 |
82-83 | Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | Р.Р. | 2 | Тексты о войне, песни на стихи | Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е.Винокурова «Москвичи», М.Исаковского «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б.Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют», А.Фатьянова «Соловьи», Л.Ошанина «Дороги» | Стр.190-201 |
84-85 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». | | 2 | текст | Литературный портрет, автор, повествователь, герой эпического и лирического произведений, поэма. Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе | Стр.202-220 |
86-87 | Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей ХХ века» | Р.Р. | 2 | | Проверка знаний и умений учащихся | Стих о родине наизусть |
88 -89 | Русские поэты о Родине, родной природе. Н.Рубцов Стихи РК | В.Ч., Р.К. | 2 | тексты | Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды Северная поэзия | Инд. Зад. |
VII | Зарубежная литература | 11 | | | | |
90 – 92 | У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». | | 3 | текст | эпоха Возрождения, представление о Шекспире как о человеке, о писателе. пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность. Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта». | Стр.235-252 |
93 | Сонеты У.Шекспира | | 1 | текст | сонет как форма лирической поэзии. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной». Воспевание поэтом любви и дружбы. | Сонет наизусть |
94-96 | Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). | | 3 | текст | Знакомство с творчеством писателя. Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии | Стр.253-306 |
97-98 | Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Слово о писателе. | В.Ч. | 2 | текст | Знакомство с творчеством писателя«Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. | Стр.307-326 |
99-100 | В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман О.Фокина Стихотворения | В.Ч. Р.К. | 1 1 | текст | Знакомство с историческим романом Северная поэзия | Стр.327-372 |
VIII | Итоговый урок | 2 | | | | |
101-102 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. | | 2 | Урок-зачет | Повторить вопросы теории литературы, углубить знания о художественном произведении. Систематизация и обобщение изученного за год. Задание на лето. | Лит-ра на лето |
Региональный компонент 7 уроков
Внеклассное чтение 8 уроков
Развитие речи 8 уроков
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Восьмой класс
Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор).
А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок).
М. Ю. Лермонто в. Мцыри (отрывки по выбору учащихся).
Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор).
Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор).
А. Т. Тва рдовский. Василий Теркин (отрывок на выбор).
О Родине и родной природе (2—3 стихотворения на выбор).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Восьмой класс
Фольклор. Русские народные песни и баллады. «В темном лесе, в темном лесе...». «Уж ты ночка, ты ноченька темная «Ивушка, ивушка, зеленая моя...». «Ах вы ветры, ветры буи ные...». Авдотья Рязаночка.
Из русской литературы XVIII века
Н. М. Карамзин. Наталья, боярская дочь.
Из русской литературы XIX века И. А. Крылов. 3—4 басни на выбор. К. Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...». Иван Сусанин.
П. А. Вяземский. Тройка.
Е. А. Баратынский. 3—4 стихотворения на выбор. А. В. Кольцов. Русская песня. Разлука. А. С. Пушкин. «Вновь я посетил...». Повести Белкина. М. Ю. Лермонтов. Маскарад.
Н. А. Некрасов. «Душно! Без счастья и воли...». «Ты всегда хороша несравненно...».
Ф. И. Тютчев. Поэзия. «Пошли, Господь, свою отраду...».
А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Буря на небе вечернем...». «Я жду... Соловьиное эхо...».
А. Н. Майков. «Вчера — и в самый миг разлуки...».
И. С. Тургенев. Певцы.
A. П. Чехов. Толстый и тонкий. Другие рассказы.
Из русской литературы XX века
B. Г. Короленко. Мгновение. М. Горький. Старуха Изергиль. И. Ф. Анне не кий. Снег.
Д. С. Мережковский. Родное. Не надо звуков. «Кроткий вечер тихо угасает...».
К. Д. Бальмонт. Безглагольность. «Меж подводных стеблей...».
А. А. Блок. Стихотворения (на выбор). А. Белый. Заброшенный дом.
М. А, Волошин. Коктебель.
А.А.Ахматова. Вечером. «Вечерние часы перед стоном...». «Проводила друга до передней...». С. А. Есенин. Письмо матери. Н. М. Рубцов. «В святой обители природы...». А. Т. Аверченко. О шпаргалке.
A. Т. Твардовский. Теркин на том свете,-
B. П. Астафьев. Ангел-хранитель.
A. С. Грин. Бегущая по волнам. Н. Н. Дубов. Горе одному. Ч.Айтматов. Ранние журавли. Л. С. Соболев. Морская душа. В.Ф.Тендряков. Весенние перевертыши.
Из зарубежной литературы У. Шекспир. Ромео и Джульетта. Двенадцатая ночь. Дж. Свифт. Путешествия Гулливера.
B. Скотт. Айвенго.
П. М е р и м е. Таманго. Г.Уэллс. Война миров. Э. П о. Золотой жук.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
для учащихся:
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2011.
2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006.
3. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на СО-ЕОМ 1 Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. — М: Просвещение, 2010
для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. — М.: Просвещение, 2008.
2. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2004.
3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2008.
4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
6. Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. — М.: Русское слово, 2007.
7. Электронное учебное пособие Кирилла и Мефодия.
8. ЦОРы Сети Интернет
9. Мультимедийные презентации