СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс УМК В..Я.Коровиной 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе предназначена для учителей, работающих по УМК В.Я.Коровиной, в 8 классе., содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Рассчитана на 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс УМК В..Я.Коровиной 8 класс»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

8А КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов ; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2008) с учетом учебного плана МОУ «Емецкая СШ имени Н.М.Рубцова на 2016-2017 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения произведения программы регионального компонента

Вениамин Каверин " Два капитана"

Фёдор Абрамов "Жила-была сёмужка"

О.Фокина "Родник", "Северная двина", "Речка Солонга"

Михаил Ломоносов Поэзия

Н.Рубцов Стихи

Северная лирическая песня

Рабочая программа ориентирована на учебник-хрестоматию для 8 класса.

Ц е л и.

Изучение литературы в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.




Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в 8 классе отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного среднего образования. (из расчета 2 учебных часа в неделю).

При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Программа предусматривает изучение произведений регионального компонента как на отдельных уроках, так и параллельно с изучением русской литературы

Содержание, рекомендуемое к усвоению в 8 классе

ВОСЬМОЙ КЛАСС


Введение

Русская литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.


Устное народное творчество


В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма­ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).


Из древнерусской литературы


Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг само­пожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литерату­ры XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко­мические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы лю­бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальны, представления).


Из литературы XVIII века


Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом про­изведении.


Из литературы XIX века


Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвитель­ный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «обществен­ного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде­янности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводи­телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное пред­ставление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворе­ния — зарисовка природы, отклик на десятилетие вос­стания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще­ние любовной лирики мотивами пробуждения души к шорчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушки­на («История Пугачева») и поправка Николая I («Исто­рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как бо­лее точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историче­ском труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред­водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспо­щадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота ге­роини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест­венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро­мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч­ке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (началь­ные представления). Реализм (начальные представ­ления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творче­ства Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, наме­ков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реаль­ного и символического планов, значение образа Петер­бурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплоще­ние этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему 00 ществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтичс ски-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие пред­ставлений). Романтический герой (начальные предстаи ления), романтическая поэма (начальные представлс ния).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто­рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко­медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничест­ва. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеоб­разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об­щественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие пред­ставлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литерату­ре. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой меч­ты. Петербург как символ вечного адского холода. Не­злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художествен­но-политическая сатира на современные писателю по­рядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно­ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные историче­ские сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз-пи те представлений). Литературная пародия (началь­ны!! представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Де­таль как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие пред­ставлений). Художественная деталь (развитие пред­ставлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло­гизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге­роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художест­венной литературы (развитие представлений).


Из русской литературы XX века


Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы пистеля.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопо нимания, любви и счастья в семье. Самоотверженноси. и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восста­ния в разных произведениях: в фольклоре, в произведе­ниях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и ис­торическое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест­ву. Сопоставление художественного произведения с до­кументально-биографическими (мемуары, воспомина­ния, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания са­тирического повествования. Смысл иронического пове­ствования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи-I .поле.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержа­ние). Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело­мах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэти­ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина —- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэ­мы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострада­ния, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со­жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при­зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.


Из зарубежной литературы


Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлин­ные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и друж­бы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз-питие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государст­венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев и отношений.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса


Учащиеся должны знать:

— авторов и содержание изученных художественных произведений;

— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, со- нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произёедении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.














Календарно-тематическое планирование

уроков литературы в 8 классе


по программе общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. 11-е изд., переработанное. – М.: Просвещение, 2009



Тема урока

Кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме


Оборудование


Основные понятия


д/з

I

Введение

1





1

Введение. Литература и история.


1

Учебник. Тест

Представление о литературе как одном из видов искусств, о ее месте в жизни общества и отдельного человека. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Истоки творчества классиков русской литературы.


Стр.3-5

В.1-4

II

Устное народное творчество

3





2 – 3

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Северная лирическая песня РК


2

Тексты народных песен, учебник

Народные песни как жанр фольклора, обрядовые и необрядовыу песни. Своеобразие исторических песен. Лирические песни. Исторические песни. Частушки как малый песенный жанр, тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений.

Стр.6-12

В.1-6

4

Предания как исторический жанр русской народной прозы..


1

Тексты

Предания как исторического жанра. Особенности содержания и художественной формы народных преданий

Стр.13-16

III

Древнерусская литература

4





5-6

Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Александра Невского».


2

текст

Понятие о древнерусской литературе; Закономерности ее развития и роль в становлении отечественной классической и современной литературы. Жанре жития; историческая основу «Жития»; особенности «Жития». Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития

Стр.18-26в.стр27

7-8

«Шемякин суд» как сатирическое произведение ХVII века.

В.Ч.

2

текст

особенности бытовой поэтики сатирической повести. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести

Стр 31

В.1-4

Читать 1 действие «Недоросль»

IV

Литература ХVIII века

4





9-10

Д.И.Фонвизин «Недоросль» (сцены). Слово о писателе.


2

Текст, през-ция

Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. Сатирическая направленность комедии.


Стр.51-73

В.1-3

11

Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».


1

Практикум , текст, през-ция

анализ эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении

В.4-6

Стр.74-75

В1-3

12

М.в.Ломоносов Поэзия РК


1

Практикум

патриотизм

Стих наизусть

V

Русская литература ХIХ века

47





14-

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа.


2

Текст басен

Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков..

Стр 80-87

Басня наизусть

15-16

В.Каверин Два капитана РК

В.Ч.

2

текст


Творч. работа

17-18

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева.


2

Текст, през-ция

«Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Образ Ермака. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности поэтической формы

Стр88-93

В.1-9

Инд.з.

19-20

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.


1

М.М.П.

Отношение А.С.Пушкина к истории и исторической теме в литературе. Особенности поэтической формы. Стихотворения «Туча», «К*** (Я помню чудное мгновенье)», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы

Стр.95-105

1-2 гл.

21

А.С.Пушкин и история.


1

Семинар, дополнительные источники

Историческая тема в творчестве Пушкина

3-5 гл

22

А.С.Пушкин «История Пугачева»(отрывки).


1

Отрывки из документальной хроники

История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и авторов.

6-8 гл

23

А.С.Пушкин. Творческая история повести «Капитанская дочка».


1

текст

История создания произведения. Герои и их исторические прототипы

9-11 гл

24

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности.


1

текст

жанровые особенности произведения; этапы формирования характера Петра Гринева. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич



12-17гл

Собирательный образ

25

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина


1

текст

образ Маши Мироновой, смысл названия повести.



Хар-ка М.мироновой

26

Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина.


1

текст

глубина и обаяние личности Пугачева Народное восстание в авторской оценке

Хар-ка Пугачева

27-28

Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка».

Р.Р.

2

текст

Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении.

Подготовиться к к.р.

29

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина


1

Урок контроля


Чит. «Пик. Даму»

30 – 31

А.С.Пушкин «Пиковая дама».


2

текст

Проблемы человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога

Инд. задания

32

М.Ю.Лермонтов. слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова.


1

М.М.П., таблица, учебник

факты биографии, лирика поэта; сходство судьбы М.Ю.Лермонтова с судьбой А.С.Пушкина; анализ стихотворение поэта «Кавказ».

Стр.230-232

Чит «Мцыри»

33 – 34

Поэма «Мцыри». Мцыри как романтический герой.


2

текст

история создания поэмы, структурные особенности произведения. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы

Стр.253-255

В 1-3

35 – 36

Особенности композиции поэмы «Мцыри».


2

таблица

характеристика Мцыри, замысел автора, способ раскрытия образа главного героя поэмы. Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы

В.4-7

37

Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри», «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри»

Р.Р.

1

М.М.П.

Подготовка к домашнему сочинению по теме «Характеристика Мцыри».

Сочинение

Инд. зад

38

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.


1

М.М.П.

Таблица, учебник

сведения о Н.В.Гоголе как о писателе-сатирике; понятие о драматическом произведении; идейный замысел комедии. Исторические произведения в творчестве Гоголя

Стр.260-265

39

Н.В.Гоголь «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью».


1

М.М.П,

История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.

1-2 действие

40 – 41

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе


2

текст

жизненная основу комедии; обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке. . Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе


3-5 действие

В1-4

42

Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление


1

текст

представление о характере Хлестакова, хлестаковщина. Понятие о «миражной интриге».

Образ Хлестакова

43 – 44

Особенности композиционной структуры комедии.

Р.Р.

2

текст

Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)

В.6-8

Чит «Шинель»

45-46

Н.В.Гоголь «Шинель».


2

текст

Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.

В.1-3

47

Мечта и реальность в повести «Шинель».


1

текст

Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании

сочинение

48 – 49

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).


2

М,М,П, учебник

Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык

Стр.1-14

В.1-4

50

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».

Р.Р.

1

текст

Анализ эпизода. Подготовка к домашнему сочинению

В5-7

51

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина


1

тест


Чит. «Старый гений»

52-53

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».


2

М.М.П.

Сатира на чиновничество. Защита обездоленных. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

В. 1-5

Инд. Зад.

54-55

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».


2

М.М.П.

основные биографические сведения писателя; история создания рассказа «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа



Стр.27-29

В.1-5

56

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала».


1


особенности рассказа и писательский замысел. Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа

В. 6-7

57

Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество»

В.Ч.

1

текст

Нравственные проблемы в повести

В. 8-9

58

Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова.


В.Ч.

1

Текст, М.М.П.

Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова

Стр 41-44

Инд.зад

59 – 60

А.П.Чехов.Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа


2

Рассказы

Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа


Стр.45-58

VI

Русская литература ХХ века

29





61 – 62

И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ».


2

М.М.П. текст

Мастерство И.А.Бунина-прозаика

Стр.59-66

63-64

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».


2

М.М.П. текст

Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле

Стр. 67-75

65-66

Ф.Абрамов "Жила-была сёмужка "РК

"Трава -мурава"


2

М.М.П. текст

Человек и природа

Пересказ эпизода

67

А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве.


1

М.М.П.

«Россия». Образ России в ее истории. Обучение выразительному чтению

Стр.76-87

68

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему.


1

М.М.П.

Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме

Стр. 88-96

69 – 70

Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.Есенина.

Р.Р.

2

Текст, таблица

Подготовка к домашнему сочинению

Творч.раб.

71 – 72

И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» -воспоминание о пути к творчеству


2

М.М.П.

. «Как я стал писателем» -воспоминание о пути к творчеству

Стр.96-107

73 – 74

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).

В.Ч.

2

учебник

Сатирическое изображение исторических событий. Историческое повествование о прошлом и современности. Тэффи «Жизнь и воротник», М.Зощенко «История болезни»

Вопрос в тетр.

Стр.114-124

75 – 76

М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»


2

текст

Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

Стр. 108-114

77

Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина


1

тест

Проверка знаний учащихся


Инд. Зад.


78

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин».


1

М.М.П., учебник

Факты биографии А.Т.Твардовского, с творческим замыслом «Василия Теркина». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками


Стр.136-161

79

Василий Теркин – защитник родной страны.


1

текст

жанровое новаторством поэмы. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского


В. 4-10

80

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин».


1

текст

роль автора в поэме, найти сходство и различие между автором и его героем. Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т.Твардовского в поэме

В. 11-15

81

А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

В.Ч.

1

текст

Нравственная проблематика и гуманизм рассказа

Стр. 164-190

82-83

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Р.Р.

2

Тексты о войне, песни на стихи

Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е.Винокурова «Москвичи», М.Исаковского «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б.Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют», А.Фатьянова «Соловьи», Л.Ошанина «Дороги»

Стр.190-201

84-85

В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».


2

текст

Литературный портрет, автор, повествователь, герой эпического и лирического произведений, поэма. Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

Стр.202-220

86-87

Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей ХХ века»

Р.Р.

2


Проверка знаний и умений учащихся

Стих о родине наизусть

88 -89

Русские поэты о Родине, родной природе. Н.Рубцов Стихи РК

В.Ч.,

Р.К.

2

тексты

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды Северная поэзия

Инд. Зад.

VII

Зарубежная литература

11





90 – 92

У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта».


3

текст

эпоха Возрождения, представление о Шекспире как о человеке, о писателе. пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность. Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта».

Стр.235-252

93

Сонеты У.Шекспира


1

текст

сонет как форма лирической поэзии. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной». Воспевание поэтом любви и дружбы.

Сонет наизусть

94-96

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены).


3

текст

Знакомство с творчеством писателя. Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии

Стр.253-306

97-98

Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Слово о писателе.

В.Ч.

2

текст

Знакомство с творчеством писателя«Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

Стр.307-326

99-100

В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

О.Фокина Стихотворения

В.Ч.



Р.К.

1

1

текст

Знакомство с историческим романом

Северная поэзия

Стр.327-372

VIII

Итоговый урок

2





101-102

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.


2

Урок-зачет

Повторить вопросы теории литературы, углубить знания о художественном произведении. Систематизация и обобщение изученного за год. Задание на лето.

Лит-ра на лето




Региональный компонент 7 уроков

Внеклассное чтение 8 уроков

Развитие речи 8 уроков


ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ


Восьмой класс


Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор).

А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок).

М. Ю. Лермонто в. Мцыри (отрывки по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на вы­бор).

Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор).

А. Т. Тва рдовский. Василий Теркин (отрывок на выбор).

О Родине и родной природе (2—3 стихотворения на выбор).



ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ


Восьмой класс


Фольклор. Русские народные песни и баллады. «В темном лесе, в темном лесе...». «Уж ты ночка, ты ноченька темная «Ивушка, ивушка, зеленая моя...». «Ах вы ветры, ветры буи ные...». Авдотья Рязаночка.

Из русской литературы XVIII века

Н. М. Карамзин. Наталья, боярская дочь.

Из русской литературы XIX века И. А. Крылов. 3—4 басни на выбор. К. Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...». Иван Сусанин.

П. А. Вяземский. Тройка.

Е. А. Баратынский. 3—4 стихотворения на выбор. А. В. Кольцов. Русская песня. Разлука. А. С. Пушкин. «Вновь я посетил...». Повести Белкина. М. Ю. Лермонтов. Маскарад.

Н. А. Некрасов. «Душно! Без счастья и воли...». «Ты все­гда хороша несравненно...».

Ф. И. Тютчев. Поэзия. «Пошли, Господь, свою отраду...».

А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Буря на небе вечер­нем...». «Я жду... Соловьиное эхо...».

А. Н. Майков. «Вчера — и в самый миг разлуки...».

И. С. Тургенев. Певцы.

A. П. Чехов. Толстый и тонкий. Другие рассказы.

Из русской литературы XX века

B. Г. Короленко. Мгновение. М. Горький. Старуха Изергиль. И. Ф. Анне не кий. Снег.

Д. С. Мережковский. Родное. Не надо звуков. «Крот­кий вечер тихо угасает...».

К. Д. Бальмонт. Безглагольность. «Меж подводных стеб­лей...».

А. А. Блок. Стихотворения (на выбор). А. Белый. Заброшенный дом.

М. А, Волошин. Коктебель.

А.А.Ахматова. Вечером. «Вечерние часы перед сто­ном...». «Проводила друга до передней...». С. А. Есенин. Письмо матери. Н. М. Рубцов. «В святой обители природы...». А. Т. Аверченко. О шпаргалке.

A. Т. Твардовский. Теркин на том свете,-

B. П. Астафьев. Ангел-хранитель.

A. С. Грин. Бегущая по волнам. Н. Н. Дубов. Горе одному. Ч.Айтматов. Ранние журавли. Л. С. Соболев. Морская душа. В.Ф.Тендряков. Весенние перевертыши.

Из зарубежной литературы У. Шекспир. Ромео и Джульетта. Двенадцатая ночь. Дж. Свифт. Путешествия Гулливера.

B. Скотт. Айвенго.

П. М е р и м е. Таманго. Г.Уэллс. Война миров. Э. П о. Золотой жук.


Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе


для учащихся:


1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2011.

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006.

3. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на СО-ЕОМ 1 Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. — М: Просвещение, 2010


для учителя:


1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. — М.: Просвещение, 2008.

2. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2004.

3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2008.

4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

6. Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. — М.: Русское слово, 2007.

7. Электронное учебное пособие Кирилла и Мефодия.

8. ЦОРы Сети Интернет

9. Мультимедийные презентации