Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
с углубленным изучением отдельных предметов г. Ангарска
Утверждаю: Директор МБОУ СОШ №10 Красиков Ю.Н. __________________ «___»__________ 20 г. | Согласовано: Зам. директора по НМР М.Г. Толмачева ___________________ «____» __________ 20 г. | Рассмотрено на заседании МО Протокол № _от «__» ____ 20 г. Руководитель МО ________________ __________ фамилия, инициалы подпись |
|
|
Рабочая учебная программа
по ЛИТЕРАТУРЕ
(предмет)
Основное общее образование, 8 класс
(Озорнин Илья)
Учитель русского языка и литературы
(должность) (ФИО)
Сверкунова Л.С.
Первая категория
Ангарск
2016/2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС
Рабочая программа по литературе для 8-ых классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, принятого в 2004 году, «Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения», разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2004 году, а также программы по литературе В.Я.Коровиной.
Используемый учебник: Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.Просвещение, 2008.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что примерная программа позволяет по-своему структурировать учебный материал, определять последовательность его изучения; предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Программа В.Я.Коровиной выбрана для составления рабочей программы, так как основная её особенность заключается в том, что в каждом из классов затронута одна из ведущих проблем.
В рабочей программе изменено количество учебных часов, отводимых на изучение крупных разделов курса, в соответствии с учебным планом школы, а также скорректирован перечень изучаемых произведений в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ федерального компонента Государственного стандарта общего образования.
Место и роль учебного курса литературы в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Литература формирует коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная.
Технологии обучения: развитие критического мышления, информационно-коммуникационные, ТРИЗ, проектная.
Формирование ключевых компетенций достигается путём использования следующих механизмов: групповая работа; исследовательская, поисковая и проектная деятельность; задания, требующие самооценки; целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.
Виды и формы контроля: пересказ, выразительное чтение, в том числе наизусть; сочинение, конспект.
Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу 8 класса ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.Просвещение, 2008.
Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материалы по лит.: 8 кл./ Авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. – М.: Просвещение, 2007.
Меркин Г.С. Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 8 класса. – М.: Вентана-Граф, 1997.
DVD «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы.
Календарно-тематическое планирование
№ | Предполагаемая дата | Раздел, тема учебных занятий | Кол-во часов | Корректировка. Виды уч/ д-ти обуч-ся/ формы обратной связи |
1 | | Введение. Русская литература и история. | 1 | конспект |
2 | | Фольклор. | 1 | Выраз.чтен. |
3 | | Древнерусская литература. | 1 | Худож.пересказ. |
4 | | Фонвизин -«сатиры смелый властелин» | 4 | конспект |
5 | | Комедия «Недоросль».Герои. | | Чтение по ролям |
6 | | Идея и сюжет комедии «Недоросль» | | Ответы на вопросы |
7 | | Фонвизин и классицизм. | | Составление таблицы |
8 | | Басни Крылова. | 1 | Чтение наизусть |
9 | | Рылеев «Смерть Ермака» | 1 | Выраз.чтение |
10 | | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. | 7 | конспект |
11 | | «Капитанская дочка» | | пересказ |
12 | | Формирование личности Гринёва | | Анализ эпизода |
13 | | Гринёв в Белогорской крепости». | | Худож.пересказ |
14 | | Сочинение по «Капитанской дочке». | | сочинение |
15 | | Гринёв в Белогорской крепости | | анализ |
16 | | Стихотворения А.С.Пушкина. | | Наизусть стихи |
17 | |
М.Ю.Лермонтов.Жизнь и творчество. | 5 | конспект |
18 | | Поэма «Мцыри». | | Выразит.чтение |
19 | | Образ Мцыри. | | характеристика |
20 | | Лермонтов и романтизм. | | конспект |
21 | | Сочинение. (анализ эпизода). | | сочинение |
22 | | Н.В.Гоголь.Жизнь и творчество. | 6 | конспект |
23 | | Комедия «Ревизор». Разоблачение чиновников. | | беседа |
24 | | Характеры в комедии «Ревизор». | | Выраз.чтение |
25 | | Образ Хлестакова. | | Устная характер-ка |
26 | | Сочинение по комедии «Ревизор». | | сочинение |
27 | | Повесть «Шинель». | | беседа |
28 | | Сатирик Салтыков-Щедрин. | | презентация |
29 | | Л.Н.Толстой «После бала». | 3 | Чтение |
30 | | Иван Васильевич и полковник. | | Сравнит. Хар-ка |
31 | | «Отрочество» | | беседа |
32 | | А.П.Чехов «Человек в футляре». | 1 | обсуждение |
33 | | И.Бунин «Кавказ». | 1 | Чтение и обсуждение |
34 | | А.Куприн «Куст сирени». | 1 | беседа |
35 | | А.Блок и С.Есенин о родине. | 1 | Анализ стихов |