Директор МБОУ __________ Т. Е. Глушецкая
______________ Москаленко Г.В.
__________ Рыбак С. И.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, принятого в 2004 году, «Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения», разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2004 году, а также Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е
. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2009.
Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2014. Согласно учебному плану МБОУ «Солнечнодолинская средняя общеобразовательная школа» городского округа Судак программа рассчитана на 102 часа(3 часа в неделю). Срок реализации учебной программы 1 год.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
«Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л.Н.Андреева.
Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П.Васильева и М.Исаковского (символический образ России - Родины). Лирика Б.Корнилова, Дм.Кедрина, М.Светлова, А.Жарова.
Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях труда («Энергия» Ф.Гладкова, «Соть» Л.Леонова, «Гидроцентраль» М.Шагинян, «Время, вперед!» В.Катаева, «Люди из захолустья» А.Малышкина).
Драматургия: «Чужой ребенок» В.Шкваркина, «Таня» А.Арбузова.
Человеческий и творческий подвиг Н.Островского. Уникальность и полемическая заостенность образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь».
Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н.Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма А.Твардовского «Страна Муравия» и роман М.Шолохова «Поднятая целина».
Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.
Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И.Бунина, Б.Зайцева, И.Шмелева. «Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика Г.Иванова, Б.Поплавского, Н.Оцупа, Д.Кнута, Л.Червинской, Г.Адамовича.
Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта.
Дом и семья как составляющие национального космоса.
.
№ урока | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Требования к результату | Виды контроля |
по пла-ну | фак-тически |
1 | 01.09 | | Введение -1ч. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. | Рассказ учителя; беседа; составление тезисного плана; стартовый контроль; составление конспекта; монологический ответ | Знать опорные понятия: историко-литературный процесс Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы ХХ века. Основные темы и проблемы Уметь: применять сведения по истории и теории литературы | Тезисный план Стартовый контроль |
2 | 05.09 | | Русская литература начала ХХ века. -1ч. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала ХХ века. | Беседа; работа над конспектом лекции; сообщения учащихся; монологический ответ | Опорные понятия: литературное направление, реализм, модернизм, декаданс. Знать: основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. Уметь: соотносить произведения с литературным направлением эпохи, называть основные черты этих направлений. | Составление тезисов |
Писатели-реалисты начала XX века-16ч. |
3 | 06.09 | | И.А.Бунин -4ч. Лирика И.А.Бунина. Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. Стихотворения: «Вечер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной…», «Христос воскрес! Опять с зарею…» | Выразительное чтение; анализ стихотворений; составление плана, тезисов, конспекта, презентации, монологический ответ. | Опорные понятия: лирическая проза, приемы словесной живописи Знать: основные факты жизни и творчества писателя, мотивы лирики. Уметь: анализировать и оценивать произведение, владеть разными формами речи. | Чтение наизусть |
4 | 08.09 | | И.А.Бунин. Рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем» | Комплексный анализ текста; аналитическое чтение; выразительное чтение ответы на вопросы, пересказ, монологический ответ | Опорные понятия: лирическая проза, приемы словесной живописи Знать: социально-философскую проблематику рассказа. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Сообщения |
5 | 12.09 | | И.А.Бунин.Рассказ «Легкое дыхание». Мотивы ускользающей красоты, преодоления суетного в стихии вечности. | Комментированное выразительное чтение; аналитическая беседа; участие в дискуссии, доклад, выборочный пересказ словесное рисование | Опорные понятия: лирическая проза, приемы словесной живописи Знать: смысл названия произведения, образы, проблематику. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Письменный анализ рассказа |
6 | 13.09 | | И.А.Бунин.Рассказ «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей. | Комплексный анализ текста; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос | Знать: смысл названия произведения, образы, проблематику. Уметь: выполнять комплексный анализ текста | Письменная работа |
7-8 | 15.09 19.09 | | А.И.Куприн -4ч Повесть «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся». В.ч.Повесть «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества. | Аналитическая беседа; комментированное чтение; монологический ответ; составление презентаций; хронологическая таблица; план; подробный и выборочный пересказ; выразительное чтение; анализ эпизода; ответы на вопросы | Опорные понятия: очерковая проза Знать: основные факты жизни и творчества писателя Уметь: находить информацию из различных источников Знать: смысл названия произведения, центральные образы, проблематику. Уметь: передавать информацию подробно, сжато. | |
9 | 20.09 | | Рассказ «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Тест по творчеству Бунина и Куприна | Комментированное чтение; аналитическая беседа; выразительное чтение отрывков; подробный и выборочный пересказ; анализ эпизода; ответы на вопросы | Опорные понятия: символическая деталь Знать: содержание рассказа "Гранатовый браслет", смысл названия, образы, проблематику. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Тест |
10 | 22.09 | | Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна(д.) | | | Сочинение |
11 | 26.09 | | М.Горький -7ч. Рассказ «Старуха Изергиль» и другие. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах-легендах. | Монологический ответ, составление презентаций; хронологическая таблица; план; анализ рассказа | Опорные понятия: романтизированная проза Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет героя Знать: смысл названия произведения, центральные образы, проблематику. Уметь: раскрыть конкретно-историческое и общечеловеческое содержание | |
12 | 27.09 | | Повесть «Фома Гордеев». Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования, «пустыря в душе». | Комплексный анализ текста | | |
13 | 29.09 | | Пьеса «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна» | Аналитическая беседа; речевые характеристики героев; самостоятельный поиск на проблемный вопрос, комментирование. | Опорные понятия: принцип полилога и полифонии в драме. Знать: историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику. Уметь: проследить развитие конфликта в драме, аргументированно формулировать свое отношение к произведению: анализировать место и роль отдельного эпизода в произведении; видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет героя; выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте; уметь оценивать игру актеров в отдельной сцене. | |
14 | 03.10 | | Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. | Дискуссия; аналитическая беседа | |
15 | 04.10 | | Сложность и неоднозначность авторской позиции. Тест по творчеству М.Горького | Дискуссия; аналитическая беседа | |
16-17 | 06.10 10.10 | | Р/Р Сочинение по творчеству М.Горького | Сочинение | |
18 | 11.10 | | Л.Н.Андреев-1ч. Повести: «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского». «Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л.Н.Андреева. | Работа с текстом | Опорные понятия: неореализм; евангельский мотив | |
Серебряный век русской поэзии -22ч. |
19 | 13.10 | | Серебряный век русской поэзии-1ч. Основные направления в русской поэзии начала ХХ века (символизм, акмеизм, футуризм). | Составление плана лекции; обогащение словарного запаса учащихся; составление тезисов, конспекта, монологический ответ | Опорные понятия: символизм, акмеизм, футуризм | |
20 | 17.10 | | Символизм и русские поэты-символисты -3ч.. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт и др.) и младосимволисты (А.Белый, А.Блок, С.Соловьев, Вяч.Иванов и др.). | Анализ стихотворений; составление тезисов, плана, конспекта, презентации, доклады, монологический ответ, выявление языковых особенностей текста, определение их роли, определение принадлежности текста к роду, жанру | Опорные понятия: образ-символ, программная лирика; звукообраз, музыкальность стиха Знать: основные особенности русской литературы рубежа веков, литературные течения русской поэзии. Основные положения символизма как литературного направления. Уметь: соотносить процесс развития литературы с общественной жизнью и развитием культуры в целом. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. Выступать с устным сообщением | |
21 | 18.10 | | Поэзия В.Я.Брюсова и К.Д.Бальмонта. В.Я.Брюсов. Стихотворения: «Юному поэту», «Грядущие гунны» и другие по выбору. Брюсов как идеолог русского символизма. К.Д.Бальмонт. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Челн томленья», «Сонеты солнца». Благозвучие, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта. | Разбор стихотворений; выявление средств художественной выразительности; конспектирование, составление тезисов, плана, презентации, доклад, монологический ответ | |
22 | 20.10 | | Р/Р Письменный анализ стихотворения поэта-символиста | Анализ стихотворения | | Творческая работа |
23 | 23.10 | | А.А.Блок-5ч. Стихотворения: «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы..», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе…». Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». | Выразительное чтение стихотворений, их разбор; конспектирование, составление тезисов, плана, презентации, монологический ответ | Опорные понятия: лирический цикл, реминисценция, символизм, образ-символ Знать: основные факты жизни и творчества писателя; характеристику центральных циклов и программных стихотворений Уметь: выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения. | |
24 | 25.10 | | Стихотворения: «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить…». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. | Выразительное чтение, ответы на вопросы, анализ стихотворений; выявление языковых особенностей текста, определение их роли, принадлежности текста к роду и жанру | |
25 | 27.10 | | Стихотворения: «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы». Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». | Анализ стихотворений; выявление языковых особенностей текста, определение их роли, принадлежности текста к роду и жанру | Опорные понятия: лирический цикл, реминисценция, аллюзия Знать схему анализа лирического произведения. Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения | Анализ стихотворений |
26 | 07.11 | | Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме. | Аналитическое чтение поэмы; выразительное чтение, ответы на вопросы, монологический ответ | Знать: сюжет поэмы и ее героев. Понимать неоднозначность ее трактовки. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | |
27 | 08.11 | | Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати». Тест по творчеству А.А.Блока | Выразительное чтение и анализ; выявление языковых особенностей текста, определение их роли, определение принадлежности текста к роду и жанру | Знать: сюжет поэмы и ее героев, проблематику. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | |
28-29 | 10.11 14.11 | | Р/Р Сочинение по творчеству А.А.Блок-2ч | Составление плана, подбор цитат, редактирование черновиков, написание сочинения | Уметь: составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой, создавать сочинения различных жанров на литературную тему, грамотно излагать и оформлять их. | Сочинение |
30 | 15.11 | | И.Ф.Анненский -1ч.. Стихотворения: «Среди миров», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки». Поэзия И.Ф.Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. | Аналитическая беседа; анализ стихотворений; выразительное чтение стихов; конспектирование, составление тезисов, плана, презентации, монологический ответ | Опорные понятия: «трилистник»; образ-эмблема | |
31 | 17.11 | | Преодолевшие символизм -1ч.. Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И.Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). | Комментированное чтение; конспектирование, составление тезисов, плана, презентации, монологический ответ | Опорные понятия: акмеизм; футуризм. Знать: основные положения футуризма и акмеизма как литературного направления. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению. выступать с устным сообщением | |
32 | 21.11 | | Преодолевшие –символизм-1ч. Вклад Н.Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии ХХ века. | Анализ стихотворений | Опорные понятия: новокрестьянская поэзия | |
33 | 22.11 | | Н.С.Гумилев-1ч.. Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство». Экзотический колорит «лирического эпоса» Гумилева | Анализ стихотворений; выразительное чтение | Опорные понятия: неоромантизм в поэзии; лирический герой-маска | |
34 | 24.11 | | А.А.Ахматова-5ч. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Я научилась просто, мудро жить…», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства…», «Высокомерьем дух твой помрачен…», «Мужество», «Родная земля». Психологическая глубина и ясность любовной лирики Ахматовой. | Комментированное чтение; выявление языковых особенностей текста, определение их роли, определение принадлежности текста к роду и жанру | Опорные понятия: исповедальность лирического произведения Знать: основные факты жизни и творчества писателя, мотивы лирики, центральные образы, проблематику. Уметь: сопоставлять средства художественной выразительности прозы и поэзии. | |
35 | 28.11 | | Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике Ахматовой. Гражданский пафос стихотворений военного времени | Анализ стихотворений; выразительное чтение; выявление языковых особенностей текста, определение их роли, определение принадлежности текста к роду и жанру | Опорные понятия: исповедальность лирического произведения Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | |
36-37 | 29.11 01.12 | | Поэма «Реквием». Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». | Анализ основных тем и мотивов поэмы; выразительное чтение, выявление языковых особенностей текста, определение их роли, определение принадлежности текста к роду и жанру | Опорные понятия: исповедальность лирического произведения; микроцикл Знать: смысл названия произведения, центральные образы, проблематику, художественные особенности поэмы. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | |
38 | 05.12 | | М.И.Цветаева-3ч. Стихотворения: «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Мне нравится, что Вы больны не мной…», «Молитва». Поэзия М.Цветаевой как лирический дневник эпохи. | Чтение наизусть Выразительное чтение Выявление языковых особенностей текста, определение их роли, определение принадлежности текста к роду и жанру | Опорные понятия: поэтический темперамент; дискретность (прерывистость) стиха Знать основные мотивы лирики М.Цветаевой. Уметь: выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль | |
39 | 06.12 | | Поэт и мир в творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие ее поэзии. Стихотворения: «Тоска по родине! Давно…», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»). | Комментированное выразительное чтение Выразительное чтение Выявление языковых особенностей текста, определение их роли, определение принадлежности текста к роду и жанру | |
40 | 08.12 | | Контрольная работа по теме «Серебряный век русской поэзии» | Выявление языковых особенностей текста, определение их роли, принадлежности текста к роду и жанру | Уметь: составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой, анализировать и интерпретировать художественное произведение; писать сочинения на литературную тему разных жанров, грамотно оформлять и излагать его. | Письменная работа Тест |
41 | 12.12 | | «Короли смеха» из журнала «Сатирикон»-1ч. Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А.Аверченко, Н.Тэффи, Саши Черного, Дон Аминадо. | Подготовка доклада, сообщения | Опорные понятия: сарказм; ирония; политическая сатира | |
42 | 13.12 | | Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов-2ч. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи | Подготовка доклада, сообщения; составление плана, презентаций, конспекта, тезисов, монологический ответ, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование | Опорные понятия: эмигрантская литература. Знать: пути развития литературы в ХХ веке Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Сообщения |
43 | 15.12 | | Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» Р/К Наш край в жизни и произведениях писателей 20-30-х годов | Подготовка доклада, сообщения; лекция, аналитическая беседа, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование | Опорные понятия: жанр антиутопии | |
Литература 20-х годов 12ч. |
44 | 19.12 | | В.В.Маяковский—6ч. | Чтение и анализ | Опорные понятия: | |
| | | Стихотворения: «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Ночь». Тема поэта и толпы в ранней лирике В.В.Маяковского. | стихотворений; комментированное чтение; выявление средств художественной выразительности; конспектирование; составление тезисов, плана, презентации, монологический ответ, сообщения учащихся | образная гиперболизация; декламационный стих; поэтические неологизмы Знать: тематику раннего творчества поэта, особенности его творчества, понимать, в чем состоит новаторский характер его поэзии. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; анализировать лирику выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль. | |
45 | 20.12 | | Стихотворения: «Нате!», «Юбилейное». Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта. | Анализ стихотворений; выявление языковых особенностей текста, определение их роли, определение принадлежности текста к роду и жанру. | | |
46 | 22.12 | | Стихотворения: «Разговор с фининспектором о поэзии», «Лиличка!». Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике В.В.Маяковского. | Разбор лирического стихотворения | Опорные понятия: образная гиперболизация; декламационный стих; поэтические неологизмы | |
47 | 26.12 | | Стихотворения: «Скрипка и немножко нервно», «Прозаседавшиеся», «О дряни». Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. | Выразительное чтение и анализ стихов; выявление языковых особенностей текста, определение их роли, определение принадлежности текста к роду и жанру. | Знать: сатирические произведения Маяковского. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; анализировать лирику | |
48-49 | 27.12 12.01 | | Поэмы: «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Бунтарский пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта-гражданина. | Выразительное чтение; аналитическое чтение | | |
50 | 16.01 | | С.А.Есенин-6ч. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта | Выразительное чтение, анализ стихотворений; конспектирование; составление тезисов, плана, презентации, монологический ответ | Опорные понятия: имажинизм как поэтическое течение. | |
51 | 17.01 | | Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Русь Советская», «Я покинул родимый дом…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я покинул родимый дом…». Природа родного края и образ Руси в лирике С.А.Есенина | Чтение наизусть; разбор лирического стихотворения | Знать: эволюцию темы Родины в лирике Есенина. Уметь: анализировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы | |
52 | 19.01 | | Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Стихотворения: «Мы теперь уходим понемногу…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…» и др. | Аналитическое чтение; выявление языковых особенностей текста, определение их роли, определение принадлежности текста к роду и жанру | | |
53 | 23.01 | | Стихотворения: «Письмо матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова». Любовная тема в поэзии Есенина. | Выразительное чтение, аналитическое чтение; выявление языковых особенностей текста, определение их роли, определение принадлежности текста к роду и жанру | Уметь: анализировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы, выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль | |
54 | 24.01 | | Поэмы: «Пугачев», «Анна Снегина». Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев». Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. Тест по творчеству С.А.Есенина | Аналитическое чтение | Опорные понятия: лироэпическая поэма | |
55 | 26.01 | | Р/Р Сочинение по творчеству С.А.Есенина и В.В.Маяковского | Сочинение | | |
Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов -21ч. | |
56 | 30.01 | | Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Рождение новой песенно-лирической ситуации. | Развитие монологической речи; составление плана, тезисов, конспекта лекции | Опорные понятия: песенно-лирическая ситуация; «парижская нота» русской поэзии. | |
57 | 31.01 | | О.Э.Мандельштам. Стихотворения: «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Заснула чернь. Зияет площадь аркой…», «На розвальнях, уложенных соломой…», «Эпиграмма». Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в лирике Мандельштама. Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву». Художественное мастерство поэта. | | Акмеизм | |
58 | 02.02 | | А.Н.Толстой-1ч. Роман «Петр Первый». Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа. | Отработка умений выделять главное в тексте, подбирать эпизоды для иллюстрации основных идей, определять позицию автора; выборочный пересказ, анализ текста | Опорные понятия: историко-биографическое повествование; собирательный образ эпохи. | |
59 | 06.02 | | М.А.Шолохов -7ч. Роман-эпопея «Тихий Дон». Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». | Сообщения учащихся; конспектирование, составление тезисов, плана, презентации, монологический ответ | Опорные понятия: хронотоп романа-эпопеи; гуманистическая концепция истории в литературе. Знать: биографию писателя. Уметь: обосновывать свое отношение к писателю и его произведениям | |
60 | 07.02 | | Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. | Анализ эпизодов; подготовка докладов, участие в дискуссии, самостоятельный поиск ответов на вопросы, конспектирование | Опорные понятия: гуманистическая концепция истории в литературе. Знать: историю создания произведения, смысл названия романа, жанровые и композиционные особенности романа. Уметь: выступать с устными сообщениями | |
61 | 09.02 | | Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. | Анализ эпизодов; выявление авторской позиции; выразительное чтение, пересказ выборочный, подробный, анализ эпизода, ответы на вопросы | Опорные понятия: гуманистическая концепция истории в литературе. Знать: главных героев, основные сюжетные линии. Уметь: составлять характеристику персонажей | |
62 | 13.02 | | Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. | Составление плана; выразительное чтение, пересказ выборочный, подробный, анализ эпизода, ответы на вопросы, составление плана | Знать: содержание романа. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | |
63 | 14.02 | | Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи. Тест по творчеству М.А.Шолохова | Анализ эпизодов; выразительное чтение, пересказ выборочный, подробный, анализ эпизода, ответы на вопросы, сопоставление образов | Знать: содержание романа. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Тест |
64-65 | 16.02 20.02 | | Р/Р Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» | Сочинение; составление планов, подбор цитат. Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование | Знать: содержание романа. Уметь: систематизировать материал для сочинения разных жанров на литературную тему. Знать: требования к сочинению Уметь: самостоятельно исследовать проблему, поставленную в теме, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, писать грамотно. | Сочинение |
66 | 21.02 | | М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. | Развитие монологической речи; конспектирование; составление тезисов, плана, презентации, монологический ответ | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: рассказывать биографию писателя, составлять конспект лекции, план | |
67 | 21.02 | | Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. | Работа с текстом; анализ стилевых особенностей романа; конспектирование; составление тезисов, плана, презентации, монологический ответ | Знать: содержание романа, образы, историю создания, проблемы. Уметь: анализировать самобытность языка и стиля писателя | |
68 | 27.02 | 21.02 | Сатирическая «дьяволиада» М.А.Булгакова в романе. | Комментированное чтение Анализ эпизодов Индивидуальные карточки | Знать: содержание романа, образы, историю создания, проблемы. Уметь: анализировать самобытность языка и стиля писателя. | |
69 | 28.02 | | Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Тест по творчеству М.А.Булгакова | Комментированное чтение Анализ эпизода Обсуждение проблемных вопросов Речевая и портретная характеристики Тест Самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование | Знать: особенности композиции и проблематики романа Уметь: анализировать и интерпретировать роман, используя сведения по истории и теории литературы. | |
70 | 02.03 | | В.ч. М.А.Булгаков.Роман «Белая гвардия» Р.р. Сочинение по творчеству М.А.Булгакова(д.) | Работа с текстом; сочинение | Знать: требования к сочинению Уметь: самостоятельно исследовать проблему, поставленную в теме, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, писать грамотно. | Контрольное сочинение |
71 | 06.03 | | Б.Л.Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…», «Плачущий сад», «В больнице», «Гефсиманский сад». Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л.Пастернака. | Анализ стихотворений; выявление средств выразительности | Опорные понятия: метафорический ряд | |
72 | 07.03. | | Роман «Доктор Живаго». Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. | Анализ эпизодов; ответы на вопросы, пересказ, выразительное чтение | Опорные понятия: лирико-религиозная проза Знать: историю создания романа, краткое содержание произведения, жанровое своеобразие, основные образы и проблемы. Уметь: анализировать эпизод изученного произведения; выразительно читать; составлять планы; подбирать аргументы, формулировать выводы | |
73 | 09.03 | | Р/Р Письменная работа по лирике Б.Л.Пастернака | | | |
74 | 13.03 | | А.П.Платонов. Рассказы: «Возвращение», «Июльская гроза». Оригинальность, самобытность художественного мира Платонова. | Чтение и комментирование эпизодов; конспектирование, составление тезисов, плана, презентации, монологический ответ | Опорные понятия: индивидуализированный стиль писателя; литературная антиутопия | |
75 | 14.03 | | Повесть «Сокровенный человек». Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». | Чтение и комментирование эпизодов; самостоятельный поиск ответов на вопросы; комментирование, участие в дискуссии | Знать: сюжет повести, ее проблематику. Уметь: анализировать самобытность языка и стиля писателя. | |
76 | 16.03 | | В.В.Набоков. Роман «Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки». Образ Ганина и тип «героя компромисса». | Комментированное чтение | Опорные понятия: элитарная проза; литературное двуязычие | |
77 | 20.03 | | Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей-1ч. Публицистика и лирика времен войны | Чтение и анализ стихотворений; постановка вопросов; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование, подготовка сообщений, работа со статьей учебника, конспектирование, составление плана. | Опорные понятия: военная публицистика; документальная проза. Знать: особенности литературного процесса 40-60-х годов ХХ века. Уметь: анализировать и интерпретировать роман, используя сведения по истории и теории литературы | |
78 | 21.03 | | Проза о войне-1ч. «Дни и ночи» К.Симонова, «Звезда» Э.Казакевича, «Спутники» В.Пановой, «Молодая гвардия» А.Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Судьба человека» М.Шолохова. | Чтение, Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование, подготовка сообщений, работа со статьей учебника, конспектирование, работа в группах, беседа. | Знать: содержание произведений о Великой Отечественной войне, главных героев, основные сюжетные линии, биографии писателей. Уметь: анализировать и интерпретировать роман, используя сведения по истории и теории литературы. Соотносить произведения с конкретно-исторической ситуацией. | |
79 | 23.03 | | А.Т.Твардовский-1ч.. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «О сущем», «Я сам дознаюсь, доищусь…», «В чем хочешь человечество вини…». Доверительность и теплота лирической интонации А.Твардовского. | Анализ стихотворений | Опорные понятия: лирико-патриотический пафос; лирический эпос Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: анализировать и интерпретировать произведение. | |
| | | Стихотворения: «Письмо матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента…», «Памяти матери». Поэма «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание.. | Анализ текста; постановка вопросов и обсуждение прочитанного | | |
80 | 03.04 | | В.ч .Н.А.Заболоцкий -1ч. Стихотворения: «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться…», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой…». Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. | Анализ стихотворений | Опорные понятия: поэзия ОБЭРИУ; «натурфилософская» лирика | |
Литературный процесс 50-80 годов -13ч. - |
81 | 04.04 | | Осмысление Великой Победы 1945 года в 40-50-е годы ХХ века. Поэзия Ю.Друниной, М.Дудина, М.Луконина, С.Орлова, А.Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В.Некрасова. | Обсуждение прочитанного | Знать: творчество писателей, биографии. Уметь: анализировать и интерпретировать роман, используя сведения по истории и теории литературы. | |
| | | «Оттепель» 1953-1964 годов – рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В.Дудинцева, В.Тендрякова, В.Розова, А.Аксенова, А.Солженицына. Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е.Евтушенко, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Б.Ахмадулиной, Н.Рубцова, Ю.Кузнецова. | Сообщения учащихся; выразительное чтение стихотворений | Опорные понятия: эстрадная поэзия; «тихая» лирика. Знать: творчество писателей, биографии. Уметь: анализировать и интерпретировать роман, используя сведения по истории и теории литературы. | |
82 | 06.04 | | «Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60-70-х годов. Проза Ю.Бондарева, К.Воробьева, А.Ананьева, В.Кондратьева, Б.Васильева, Е.Носова, В.Астафьева. | Сообщения учеников; анализ текста | Опорные понятия: «окопный реализм» писателей-фронтовиков. Знать: творчество писателей, биографии. Уметь: анализировать и интерпретировать роман, используя сведения по истории и теории литературы. | |
83 | 10.04 | | «Деревенская проза» 50-80-х годов. Произведения С.Залыгина, Б.Можаева, С.Солоухина, Ю.Казакова, Ф.Абрамова, В.Белова. Повести В.Распутина «Последний срок», «Прощание с Матерой». Нравственно-философская проблематика пьес А.Вампилова, прозы В.Астафьева, В.Крупина, Ю.Трифонова, В.Маканина, Ю.Домбровского. | Чтение, беседа, пересказ. Работа в группах, сообщения, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование | Опорные понятия: «деревенская» и «городская» проза Знать: творчество писателей, биографии. Уметь: анализировать и интерпретировать роман, используя сведения по истории и теории литературы. | |
| | | Историческая романистика 60-80-х годов. Романы В.Пикуля, Д.Балашова, В.Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В.Шаламова, Е.Гинзбург, О.Волкова, А.Жигулина. Авторская песня как песенный монотеатр 70-80-х годов. Поэзия Ю.Визбора, А.Галича, Б.Окуджавы, В.Высоцкого, А.Башлачева | Чтение, беседа, пересказ. Работа в группах, сообщения, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование | Опорные понятия: авторская песня Знать: творчество писателей, биографии. Уметь: анализировать и интерпретировать роман, используя сведения по истории и теории литературы. Знать: основные темы, проблематику русской литературы 60-80-х годов ХХ века. | |
84 | 11.04 | | В.М.Шукшин. Рассказы: «Одни», «Чудик». Колоритность и яркость шукшинских героев - «чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе Шукшина. | Анализ рассказов | Опорные понятия: герой - «чудик»; пародийность художественного языка. Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: анализировать и интерпретировать произведение. | |
85 | 13.04 | | Рассказы: «Миль пардон, мадам», «Срезал». Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе. Р/Р Письменная работа по творчеству В.М.Шукшина | | |
86 | 17.04 | | Н.М.Рубцов. Стихотворения: «Русский огонек», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «В горнице», «Душа хранит». Диалог поэта с Россией. Задушевность и музыкальность поэтического слова Рубцова. | Выразительное чтение стихотворений | Опорные понятия: «тихая» лирика; напевный стих. | |
87 | 18.04 | | В.П.Астафьев. Роман «Печальный детектив». Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос романов писателя. | | Опорные понятия: натурфилософская проза; новеллистический цикл Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: анализировать и интерпретировать произведение. | |
88 | 20.04 | | Повесть «Царь-рыба», рассказ «Людочка». Проблема утраты человеческого в человеке. | | |
89 | 24.04 | | В.Г.Распутин. Повести «Последний срок», «Прощание с Матерой». Дом и семья как составляющие национального космоса. | Комментированное чтение Пересказ эпизодов | Опорные понятия: «деревенская проза», трагическое пространство. Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: анализировать и интерпретировать произведение. | |
90 | 25.04 | | Повесть «Живи и помни», рассказ «Не могу-у…». Философское осмысление социальных проблем современности. | Выразительное чтение, беседа, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование | |
91 | 27.04 | | А.И.Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. | Комментированное чтение; аналитическая беседа | Опорные понятия: двуединство героя и автора в эпосе; тип героя-праведника. Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: анализировать и интерпретировать произведения писателя. | |
92 | 02.05 | | Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Символичность финала рассказа и его названия. | Аналитическая беседа; сопоставление текстов | |
93 | 04.05 | 27.04 | В.ч по творчеству А.И.Солженицына(по выбору учащихся) | | |
94-95 | 08.05 08.05 | | Итоговая контрольная работа (тесты | | | |
96 | 11.05 | | Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов -2ч. Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б.Екимова, Е.Носова, Ю.Бондарева, П.Проскурина, Ю.Полякова. Новейшая проза Л.Петрушевской, С.Каледина, В.Аксенова, А.Проханова, В.Астафьева, В.Распутина. «Болевые точки» современной жизни в прозе В.Маканина, Л.Улицкой, Т.Толстой, В.Токаревой. | Сообщения, рефераты, доклады | Уметь: анализировать и интерпретировать романы, используя сведения по истории и теории литературы. | |
97 | 15.05 | 11.05 | Эволюция модернистской и постмодернистской прозы- Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соц-арт», «новая волна»). Поэма в прозе «Москва-Петушки» В.Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В.Пелевина, ее «игровой» характер | Доклады, рефераты | Опорные понятия: литература постмодернизма; стиль «фэнтези»; эссеизм Уметь: анализировать и интерпретировать романы, используя сведения по истории и теории литературы. | |
98 | 16.05 | | Из литературы народов России-1ч. | | | |
99-100 | 18.05 22.05 | | Современная литературная ситуация: реальность и перспективы (урок-обобщение) -2ч. | Доклады, рефераты | Уметь: анализировать и интерпретировать романы, используя сведения по истории и теории литературы. | |
101-102 | 23.05 25.05 | | Повторение изученного материала за год -2ч. | | | |