№ п/п | Дата по плану | | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Теоретические понятия | Система контроля |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1. | 01.09 | | О литературе, читателе и писателе. | 1ч. | Формулирование собственного отношения к произведениями русской литературы, их оценка. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога. | Формирование ответственного отношения учению готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования. | Писатель, литература, сочинитель, прозаик, поэт, драматург; книга, искусство. | Диагностирование умения бегло и выразительно читать, понимать смысл прочитанного, по существу отвечать на вопросы (выявляются в процессе беседы по вопросам учебника). |
2. | 4.09 | | Миф «Пять веков». | 1ч. | Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа жизни. | Формирование представлений о труде как экзистенциальной ценности гуманизма. Честный, добросовестный трудна родной земле - обязанность человека. | Миф, мифологический сюжет | Домашнее задание: чтение и пересказ стр 29-37, сообщения |
3. | 6.09 | | Миф «Прометей» | 1ч. | Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого познания способа жизни. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной речью, монологической контекстной речью. Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции. | Формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма. Похищение огня Прометеем как обретение человечеством привилегии богов – способности к самостоянию и творчеству. Формирование представлений о совершенстве как гуманистической ценности. Формирование представлений о героике, героическом, человеческом величии и божественной воле, сочетании красоты, силы и идеалов справедливости и необходимой решимости в достижении целей. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Эпизод, образ, трагедия. | Домашнее задание. чтение и пересказ стр 38-42 |
4. | 08.09 | | Миф «Яблоки Гесперид». | 1ч. | Мифологический образ, мотив | Домашнее задание Чтение и пересказ стр 47-56, задание 1-3 стр7 в тетради |
5. | 11.09 | | Сказка «Солдат и смерть». Легенда «Солдат и смерть». | 1ч. | Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого познания способа жизни. | Формирование представлений об экзистенциальных и нравственных ценностях гуманизма ценностях гуманизма. Смерть как часть жизни. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Противопоставление коварства, жестокости, хитрости великана великодушию, бескорыстию, честности. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Легенда, фантастический образ, персонаж. | Домашнее задание. задание 4-5 в тетради, чтение и персказ стр 59-65 (по группам задание) |
6. | 13.09 | | Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана» | 1ч. | Предание, нартский эпос. | Домашнее задание. Задание 4-6 в тетради, чтение и пересказ стр.66-75 |
7. | 15.09 | | «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». | 1ч. | Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. | Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма. Добро и справедливость, самоотверженность, смелость, вежливость, осторожность в суждениях, гостеприимство. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Волшебная сказка, экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, мотивы сказки, роли в волшебных сказках, интонация сказки, афористические обороты. | Домашнее задание. задание 3-6 в тетради, чтение и пересказ стр.90-92 |
8. | 18.09 | | «Сказание о белгородских колодцах» | 1ч. | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. | Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого познания способа жизни. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной речью, монологической контекстной речью. | Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности, менталитете русского народа. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Образ общей «смертной чаши» как символ искупления собственной кровью, пролитой за Русскую землю, преступлений усобиц. | Сказание, интонация, сравнение, летопись, поучение, житие, воинские и бытовые повести. | Домашнее задание. вопросы и задания для самоконтроля |
9. | 21.09 | | «Повесть о разорении Рязани Батыем». | 1ч. | древнерусская повесть, плач, рефрен, летописный свод. | Домашнее задание. Чтение и пересказ стр 97-102 |
10. 11 | 23.09 25.09 | | «Поучение Владимира Мономаха» Развитие речи. Пишем волшебную сказку. | 1ч. | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. | Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого познания способа жизни. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма. Милосердие и сострадание. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Вступление, заключение, тезис, поучение, автор и герой. | Домашнее задание. чтение и пересказ стр 103-106 |
12. | 28.09 | | М.В.Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» | 1ч. | Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XIII века. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. | Формирование представлений о познании как гуманистической ценности. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | Жанр | Домашнее задание. Составить рассказ о жизни и творчестве М.В. Ломоносова на основе материалов учебника и урока. |
13. | | | М.В. Ломоносов о значении русского языка. М.В. Ломоносов и Петр Великий. | 1ч. | Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | Формирование представлений о роли науки в жизни государства. Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности, менталитете русского народа. | Иносказание, многозначность слова и образа, риторическое обращение. Лирический герой, пафос, прообраз, риторическое обращение. | Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение М.В. Ломоносова «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф...». |
14 | | | В.А.Жуковский. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского «Светлана» . | 1ч. | Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XIII века. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога. Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста. | Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности, менталитете русского народа. Отражение в творчестве Жуковского национальной самобытности русского народа. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Противостояние светлого мотива беспечной юности, радующейся жизни, с любопытством и верой заглядывающей в будущее, и мотива печального знания жизни, «горькой судьбины», «тайного мрака грядущих дней». Оптимистическое мировосприятие героини. отступление от веры, живущей в душе – победа над тёмными, злыми силами. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | Баллада, послание. | Домашнее задание. Прочитать статью учебника, посвященную В.А. Жуковскому. Прочитать балладу «Светлана». Составить цитатный план. Индивидуальное задание. Сообщение учащегося о значении слов. Оформление плаката-комментария |
15 | 9.10 | | Анализ баллады В.А. Жуковского «Светлана» | 1ч. | Лейтмотив, реальное, фантастическое, фабула. | Домашнее задание. Выучить наизусть отрывки из баллады. 1 группа. От слов: «Смолкло все опять кругом...» до слов: «Ах!.. и пробудилась». 2 группа. От слов: «Тускло светится луна…» до слов: «Ангел-утешитель». 3 группа. От слов: «Где ж?.. У зеркала одна…» до слов: «Радость иль кручину?» 4 группа. От слов: «Что же твой, Светлана, сон…» до конца баллады. |
16 | | | В. Жуковский- сказочник. | | | | | | |
17 | 12.10 | | Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина | 1ч. | Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XIX века. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Умение вести диалог. Формирование эстетического вкуса. Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею произведения. Формирование навыка осмысленного выразительного чтения и адекватного восприятия. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутое высказывание аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Формирование представлений о совершенстве как гуманистической ценности. Особая атмосфера, «лицейский дух»: уважение личной чести достоинства воспитанников, культивирование духа товарищества, гордой независимости, безупречного нравственного поведения, исключавшего холопство, чинопочитание; чувство свободы, независимости мнений и поступков, патриотизма. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Гражданская позиция автора, проявившаяся в призыве к единомышленникам разделить тревогу за судьбу Отечества. Надежды на благотворные перемены, утверждение свободы и просвещения. Противопоставление чувства лирического героя ощущению неполноты жизни. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | | Домашнее задание. Прочитать вступительную статью, посвященную А.С. Пушкину. |
18 | 14.10 | | А.С. Пушкин «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда» | 1ч. | Элегия. Двусложные размеры стиха; строфа, типы строф. | Домашнее задание. Прочитать и пересказать вводную статью учебника об А.С. Пушкине. Составить рассказ о лицейских годах А. С. Пушкина с использованием материалов учебника и урока. Прочитать статью учебника «Для вас, любознательные!» об элегии «Редеет облаков летучая гряда…». |
19. | 19.10 | | А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер» | 1ч. | Контрастные образы, эмоционально противопоставленные мотивы, строфа. | Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро». |
20 | 2310 | | Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина. | 1ч. | | Выучить наизусть стихотворения «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда...», «Деревня» |
21 | 26.10 | | А.С. Пушкин. История создания романа «Дубровский» | 1ч. | Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XIX века. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской культуры и литературы. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста. Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Умение анализировать литературное произведение: формулировать тему, идею. Понимание авторской позиции и роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог, создавать устные монологические высказывания Написание сочинения на тему, связанную с проблематикой изученного произведения. | Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Владение устной и письменной речью. | Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. Отношение человека и общества, причины несправедливого социального устройства. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Стремление человека, наделённого чувством собственного достоинства, к противостоянию несправедливому социальному закону, которому беспрекословно подчинялись власть и общество. Духовная преемственность, чувство ответственности за судьбу народа. Противостояние честности и своеволия, обусловленного несправедливым социальным законом.Столкновение честности, благородства, смелости, доброты, чувства ответственности за судьбу других людей и своеволия, упрямства, эгоизма, обусловленных несправедливым социальным законом. Торжество человечности над враждебностью. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. | Историческая правда и художественный вымысел. Основ- ной конфликт; центральные персонажи. | Домашнее задание. Прочитать роман, ответить на вопросы |
22 | | | А.С. Пушкин «Дубровский». Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы. | | |
23 | 28.10 | | Причины ссоры Дубровского и Троекурова. | 1ч. | Домашнее задание. Перечитать первую главу. |
24. | 30.10 | | Отец и сын | 1ч. | Авторское отношение к героям, идея, проблема, роман. | Домашнее задание. Прочитать статью учебника «Для вас, любознательные!», данную перед романом. Дать название главам II–IV Подготовить чтение по ролям диалога Владимира Дубровского с кучером Антоном |
25. | 9.11 | | Владимир Дубровский — доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. | 1ч. | Герой, роман, эпизод. | Домашнее задание. Дать название главам V—XI. Составить цитатный план главы VI. |
26 | 11.11 | | Дубровский и Маша Троекурова. | 1ч. | Домашнее задание. Дать названия главам XII— XIX. Заполнить таблицу: «Князь Верейский и Владимир Дубровский», опираясь на текст романа А.С. Пушкина. |
27 28 | 13.11 16.11 | | Мастерская творческого письма Анализ письменных работ | 2ч. | Сочинение. |
28 | 18.11 | | Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове. «Тучи». | 1ч. | Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XIX века. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. Понимание русского слова в его эстетической функции. Собственная интерпретация литературных произведений. Написание домашних творческих работ. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста. Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога. | Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма и о свободе и смысле жизни. Причины столкновения личности и общества. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. Осмысление причин трагического одиночества человека, бесцельности существования. Формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. Осмысление причин трагического одиночества человека. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой деятельности. | Метафора. | Подготовить выразительное чтение фрагментов стихотворений М. Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» и «Валерик». Подготовить чтение наизусть стихотворения «Молитва». |
| | | | | Антитеза, риторический вопрос, композиция, лирический герой, повтор, строфа. | Домашнее задание. Выучить стихотворение «Тучи» наизусть. |
29 | 23.11 | | М.Ю. Лермонтов «Парус». | 1ч. | Антитеза, инверсия, метафора, сравнение, художественное пространство, цветообраз, ямб. | Домашнее задание. Подготовить несколько вариантов чтения стихотворения «Парус» так, чтобы каждый раз подчеркнуть различные оттенки стихотворного текста. Выучить наизусть стихотворение «Парус». |
30 | 25.11 | | М.Ю. Лермонтов «Листок». | 1ч. | Образ, тема, финал. | Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение «Листок» |
31 | 27.11 | | М.Ю. Лермонтов «На севере диком…» | 1ч. | Амфибрахий, сравнение, художественное пространство, эпиграф. | Домашнее задание. Выучить наизусть одно из стихотворений М.Ю. Лермонтова (по выбору). |
32 | 30.11 | | Конкурс творческих работ. | 1ч. | Изобразительные выразительные средства языка, элементы сюжета, композиция. | . |
33 | 2.12 | | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» Историческая основа повести | 1ч. | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Умение вести диалог, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста Эстетическое восприятие произведения; вкуса. Понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений; авторской позиции и своё отношение к ней | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической и контекстной речью. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение. | Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности. Эпический образ песенной, героической и идеальной казачьей вольницы в повести. Запорожская Сечь как воплощение вольнолюбивого духа украинского народа, духа борьбы за попранные права. Изображение смелых, весёлых, сильных духом людей, сплочённых чувством товарищества, безграничной любви к родине и свободе.Мужество, сила духа, отвага героизм – основные качества характера героев. Родные места, степь, Родина – источник силы героев. Сложность и многогранность характеров героев. Богатство внутренних сил Андрия. Благородство, справедливость, чувство долга, храбрость, доблесть, самоотверженность, внутренняя готовность к подвигу Остапа. Остап и Андрий - «могучие сыновья» Тараса Бульбы, принадлежащие эпическому миру могучего, свободного, прекрасного человека. Тарас Бульба - выразитель национальных интересов русского народа. Беспримерное мужество, подвиг народа во славу своей Отчизны. Служение людям как высокое призвание. Воспитание российской, гражданской идентичности: патриотизма, уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. | Героическая повесть, историческая основа повести. | Домашнее задание. Прочитать повесть «Тарас Бульба». Ответы на вопросы. |
34 | 4.12 | | «Бранное, трудное время...» Степь как образ Родины в повести Гоголя | 1ч. | Тропы и фигуры (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры) | Домашнее задание. Выписать из повести предложения, в которых особо подчеркнуто чувство матери при расставании с сыновьями из первой главы повести «Тарас Бульба». Подготовить выразительное чтение второй главы. |
35– 36. | 7.12 9.12 | | Остап и Андрий. | 2ч. | Типы речи и разнообразие лексических пластов, герой. | Домашнее задание. Найти эпизоды, в которых наиболее отчетливо проявились характеры героев. атаман, окрепли ляхи, прибыла на подмогу свежая сила!..» Оформить плакат с указанием значений слов (лексика урока «Андрий и Остап») |
37 | 11.12 | | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя. | 1ч. | Интонация, образ, художественная идея. | Домашнее задание. Составить план рассказа о жизни Тараса Бульбы. Выписать из текста имена казаков. Найти в тексте эпизоды, посвященные их делам и подвигам. |
38 39 | 14.12 16.12 | | Мастерская творческого письма. Рассказ о событиях от лица их участника. Анализ письменных работ. | 2ч. | Повествование, образ, герой, рассказ. | Домашнее задание. Заполнить сопоставительную таблицу «Остап и Андрий», подобрать цитаты для характеристики казаков в повести Гоголя. |
40 | 18.12 | | И. С. Тургенев. «Записки охотника» Творческая история и своеобразие композиции. | 1ч. | Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XIX века; авторской позиции и своё отношение к ней. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.; русского слова и его эстетической функции. Умение вести диалог; анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста. | Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. Народ и государство. Духовные и нравственные качества русского народа, чувство собственного достоинства, жажда воли, вера в жизнь, достойную человека. Тема социальной несправедливости в отношениях помещиков к крестьянам и поруганного человеческого достоинства русского мужика. Жестокость и эгоизм крепостников, их самодурство, вопиющее пренебрежение к крестьянам, нежелание считать мужика человеком, роскошь и расточительство, обеспечиваемые ценой ущемления жизненных интересов народа. Недюжинные способности, высокая нравственность, чувство внутренней свободы Бирюка. Пассивность, бездеятельность русского народа, чреватая страшным бунтом, «бессмысленным и беспощадным». Постижение истоков чувств и переживаний. Размышления о вечности, человеческой доброте, любви. | Художественная деталь, очерк, цикл рассказов. | Домашнее задание. Подготовить художественный пересказ с цитированием |
41 – 42. | 21.12 23.12 | | И. С. Тургенев «Бирюк» | 2ч. | Позиция автора, образ рассказчика; идея и замысел произведения | Домашнее задание. Прочитать рассказ И. С. Тургенева «Бирюк». |
43. | 25.12 | | И.С. Тургенев «В дороге». | 1ч. | Контрастные образы, мотив, строфа, стопа, цикл. | Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение «В дороге». |
44. | 28.12 | | Н. А. Некрасов. («В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…») | 1ч. | Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XIX века. Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. Понимание русского слова и его эстетической функции. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. | Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. Народ и государство. Горькая ирония поэта над «всевыносящим» русским народом. Настроение сомнений, тревоги, пессимизма, ощущение общего неблагополучия и катастрофичности в поздней лирики Н.А. Некрасова. | Трех- сложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет | Домашнее задание. Составить пересказ статьи учебника «В мире художественного слова Н.А. Некрасова» Выучить одно из стихотворений Некрасова наизусть |
45 | 11.01 | | Л.Н. Толстой в 30—50 гг. XIX в. | 1ч. | Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XIX века; авторской позиции и своё отношение к ней. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений; русского слова и его эстетической функции. Умение вести диалог; анализировать литературное произведение; создавать устные монологические высказывания разного типа; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Эстетическое восприятие произведения; формирование эстетического вкуса. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Формирование представлений о совершенстве как гуманистической ценности. Состояние внутренней неустроенности и беспокойства как показатель духовного роста человека. Умение любить как результат неустанного самосовершенствования человека, которое продолжается всю жизнь. Стремление к единению людей в любви, т. е. в Боге. Любовь как проявление божественной сущности. Любовь к людям как выражение подлинной человечности. Самопожертвование во имя добра и любви. | Повесть | Домашнее задание. Индивидуальное задание. Подготовить слайдовую презентацию или книжную выставку «Л.Н. Толстой и Ясная Поляна». |
46 – 47 | 13.01 15.01 | | Анализ глав повести Л.Н. Толстого «Детство»: «Детство», «Что за человек был мой отец?», «Папа», «Юродивый». | 2ч. | Автобиографическая проза, образ, прототип, портрет героя, риторический вопрос и риторическое восклицание, художественная деталь. | Домашнее задание. Прочитать главу повести «Что за человек был мой отец?». Выписать слова, воссоздающие черты портрета отца. Выписать из текста художественные детали, дающие представление о характере отца. Подготовить выразительное чтение главы «Детство». |
48 | 18.01 | | Анализ глав повести Л.Н. Толстого «Детство». | | Образ, портрет, эпизод. Деталь, стихотворение в прозе, художественная идея. | Домашнее задание. Прочитать главу «Maman». |
49 | 20.01 | | Мастерская творческого письма. Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди». | 1ч. | Домашнее задание. Прочитать рассказ «Бедные люди». Подготовить его пересказ. |
50 | 22.01 | | Анализ письменных работ | 1ч. | Домашнее задание. 1 группа. Вспомнить о тех добрых делах, которые вы совершили в своей жизни. 2 группа. Вспомнить о тех добрых делах, которые совершили ваши родственники, друзья, знакомые. Написать о наиболее интересном случае. |
51 – 52. | 25.01 27.01 | | Краткие сведения о В.Г.Короленко «В дурном обществе» Отец и сын. | 2ч. | Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XIX века; связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; вести диалог; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; писать творческие работы. Эстетическое восприятие произведения. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней; роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста. | Формирование представлений об участии как гуманистической ценности. Личная ответственность писателя за «общественную неправду». Чуткость к чужому горю, отзывчивость, ранимость Васи; отчаяние, затмившее чувство сострадания. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; представлений об участии как гуманистической ценности; навыка владения нормами литературного языка, способствующими росту культурного уровня, выработке собственного стиля.Утверждение справедливости в отношениях между людьми. | Пейзаж, художественная деталь, эпизод. | Домашнее задание. Прочитать повесть В.Г Короленко «В дурном обществе». Составить вопросы к повести. |
53. | 29.01 | | Дружба Васи, Валека и Маруси. | 1ч. | Повесть, художественная деталь, портрет, характер. | Домашнее задание. Перечитать главы IV, V. Подготовить художественный пересказ эпизода встречи Васи с детьми подземелья. |
54. | 1.02 | | Дети и взрослые в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». | 1ч. | Повесть, художественная деталь, портрет, характер. | Домашнее задание. Перечитать главы VI—IX и «Заключение». Подготовить художественный пересказ главы VII; выразительное чтение эпизода от слов: «Наконец он повернулся» до слов: «Слово “смерть” не имеет еще полного значения для детского слуха, и горькие слезы только теперь, при виде этого безжизненного тела, сдавили мне горло...» |
55 56 | 3.02 5.02 | | Классное сочинение «Мой друг Вася (от имени Валека)». Анализ письменных работ. | 2ч. | | Домашнее задание. Сочинить рассказ о встрече повзрослевших Валека и Васи. Написать продолжение рассказа. |
57 – 58. | 8.02 10.02 | | Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим». | 2ч. | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Формирование умений отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; писать творческую работу; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней; роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. произведений. | Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической и контекстной речью. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом. | Народ и государство. Юмористическое видение жизни, неотделимое от иронии, трагической усмешки писателя. Утверждение гуманистической идеи ценности каждой человеческой личности, человеческого достоинства. Формирование представлений об обмане как антиценности. Проблема «игры с чужой душою» и «права» человека на такую игру. Причины разочарования, апатии, склонности к рефлексии героев рассказов А.П. Чехова. Обличение ханжества, чванливости, невежества, глупости, лицемерия, пошлости в юмористических рассказах. | Юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и её роль в юмористическом произведении; диалог, ирония, комическое. | Домашнее задание. Прочитать рассказ «Налим». |
59 | 12.02 | | А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: | 1ч. | Диалог, речевая характер, проблема, сатира. | Домашнее задание. Прочитать рассказ «Толстый и тонкий». Составить рассказ от лица Толстого. |
60 | 15.02 | | А.П. Чехов «Шуточка». | 1ч. | Ирония, самоирония, псевдоним. | Домашнее задание. Прочитать рассказ А.П. Чехова «Шуточка». Выписать из текста слова, которыми герой характеризует состояние Наденьки в моменты их встреч. |
61. | 17.02 | | Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни. | 1ч. | Герой, деталь, диалог, пейзаж, портрет, повтор. | Домашнее задание. Составить устный рассказ о смешном случае из жизни. Написать юмористический рассказ о случае из жизни, используя некоторые приемы создания комического. |
62 – 63. | 19.02 22.02 | | Мир природы и человека в стихотворениях И.А. Бунина («Не видно птиц. Покорно чахнет…») | 2ч. | Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Значение русского слова и его эстетическая функция. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. | Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; владеть устной и письменной речью, монологической и контекстной речью. | Напряжённое тяготение к вечной красоте и гармонии. Целостное представление о ценностях земли, таящихся даже во внешне неприглядных реалиях. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. Противостояние сил добра и зла, любви и смерти. | Лирический герой, метафора, оксюморон, пейзажная лирика, эпитеты. | Домашнее задание. Выучить стихотворение «Не видно птиц. Покорно чах- нет…» наизусть. |
64. | 24.02 | | И.А.Бунин. «Лапти» | 1ч. | Описание, тема, художественная идея. | Домашнее задание. Прочитать рассказ «Лапти». |
65-66 | 26.02 29.02 | | Краткие сведения об А.И. Куприне. «Белый пудель». | 2ч. | Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XX века. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста. | Самоцельность, высокие устремления, сила таланта писателя. Человечность и доброта героев, чувство сострадания. верность дружбе, доброта, искренность. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Формирование представлений о творческом труде как экзистенциальной ценности гуманизма. Формирование уважительного отношения к труду, участия в социально значимом труде. | Герой, описание, пейзаж. | Домашнее задание. Прочитать рассказ «Белый пудель». Озаглавить части рассказа. |
67 | 2.03 | | А.И. Куприн«Белый пудель». | 1ч. | Язык героя как средство создания образа | Домашнее задание. Перечитать главы 3—6. Подготовить художественный пересказ 4 главы. |
68 | 4.03 | | А.И. Куприн. «Тапер». | 1ч. | Герой, портрет, деталь. | Домашнее задание. Прочитать рассказ «Тапер». |
69-70 | 7.03 9.03 | | С.А. Есенин. Слово о поэте. «Песнь о собаке» | 2ч. | Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XX века; авторской позиции и своё отношение к ней; связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; русского слова в его эстетической функции. Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. Овладение основами смыслового и эстетического анализа текста. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. | Сочувствие всему живому. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. Формирование представлений об участии и творчестве как гуманистической ценности. | Метафора, песнь, поэтический образ, строфа, цветообраз, эпитет. | Домашнее задание. Подготовить сообщение о С.А. Есенине по материалам урока и статьи учебника. Выучить стихотворение «Песнь о собаке» наизусть |
71 | 11.03 | | С.А. Есенин «Разбуди меня завтра рано» | 1ч. | Диалог, интонация, образ. | Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение «Разбуди меня завтра рано...». |
72 | 14.03 | | Краткие сведения о М.М.Пришвине | 1ч. | Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XX века. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. Эстетическое восприятие произведения; формирование эстетического вкуса. Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение вести диалог. Эстетическое восприятие произведения; формирование эстетического вкуса. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. Овладение основами смыслового и эстетического анализа текста. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. | Формирование представлений об отношениях человека и природы как особой сфере участия. Решительность, чувство полной свободы, стремление к новым открытиям, любовь к природе. Вера в торжество добра, доверие и любовь к человеку, читателю-другу. Творчество – призыв к правде и красоте, любви к природе. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. Диалог с природой, уважение её законов, бережное отношение, стремление к воссозданию её ресурсов как непреходящие ценности народного жизненного опыта. Формирование представлений об участии как гуманистической ценности. Нерасторжимое единство природы и человека. Стремление человека к познанию окружающего мира на основе опыта, накопленного многими поколениями. Осуждение эгоизма и самолюбия. | Автобиография | Домашнее задание. Подготовить сообщения о М.М. Пришвине. |
73. | 16.03 | | М.М.Пришвин. «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра. | 1ч. | Сказочные и мифологические мотивы, сказка-быль. | Домашнее задание. Прочитать сказку-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца». |
74. | 18.03 | | М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Настя и Митраша. | 1ч. | Роль сказочных мотивов в повествовании, художественная деталь. | Домашнее задание. Подготовить художественный пересказ спора Насти и Митра-ши. |
75. | 21.03 | | Смысл названия сказки- были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | 1ч. | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы и их оценка. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической и контекстной речью. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Овладение основами смыслового и эстетического анализа текста. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. | Формирование представлений об участии как гуманистической ценности. Стремление к воссозданию природных ресурсов – особая сфера участия. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. Вклад писателя в дело охраны природы. | Противопоставление, герой, характер. | Домашнее задание. Подготовить художественный рассказ о Блудовом болоте и Слепой елани. |
76 – 77. | 1.04 4.04 | | В мастерской художника | 2ч. | Художественная деталь, персонаж. | Домашнее задание. Составить цитатный план сказки-были. |
78 – 79. | 6.04 8.04 | | А.А. Ахматовой «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…» | 2ч. | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение вести диалог. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом. | Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности, об истинных и вневременных ценностях, могуществе национального духа. | Анафора, амфибрахий, мотив, строфа. | Домашнее задание. Составить тезисный план статьи учебника, посвящённой А.А. Ахматовой. |
80 | 11.04 | | Литературно-музыкальная композиция: «Сороковые роковые…». | 1ч. | Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XX века. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. | Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. | Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности. Мироощущение человека на войне. Всеобщий патриотический подъем, единение русских людей перед лицом врага, мужество, стойкость, героизм в дни испытаний. | Композиция, ритм | |
81. | 13.04 | | Краткие сведения о В.П. Астафьеве. | 1ч. | Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней; образной природы литературы как явления словесного искусства. Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Умение вести диалог. Эстетическое восприятие произведения. Формирование эстетического вкуса. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста. | Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Формирование навыка владения нормами литературного языка, способствующими росту культурного уровня, выработке собственного стиля. | Очерк, повесть | Подготовить художественный пересказ рассказа «Последний поклон», |
82. | 15.04 | | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». | 1ч. | Герой, деталь, эпизод Герой, образ, портрет | Домашнее задание. Прочитать рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Сформулировать вопросы к рассказу. |
83 -84. | 18.04 20.04 | | Бабушка и внук. | 2ч. | Домашнее задание. 1 вариант. Нарисовать портрет бабушки, попробовав передать особенности ее характера на рисунке. Сделать к рисунку подпись, используя цитату из текста. 2 вариант. Нарисовать портрет Саньки и Вити, попробовав передать особенности их характеров на рисунке. Сделать к рисунку подписи, используя цитаты из текста. |
85. | 22.04 | | Творческая работа по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1ч. | Домашнее задание. Составить краткий письменный рассказ о событиях из жизни Витьки Потылицына, |
86. | 25.04 | | Краткие сведения о Н.М. Рубцове.. «Звезда полей» | 1ч.отворение | Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XX века; образной природы литературы как явления словесного искусства.. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение вести диалог. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа). Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Умение вести диалог. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической и контекстной речью. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. | Формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. Восприятие человека и природы как гармонично целого, верность отчему дому, Родине, духовным ценностям предыдущих поколений. Стремление лирического героя к единству с окружающим миром, приобщение несуетному бытию вечности, освещенной тихим светом высоких устремлений и идеалов надежды, правды, любви и добра. Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности. Осознание неразрывной связи с родиной. Степенность, неторопливость, несуетность как черты русского национального характера. Воспитание чувства ответственности и долга пред Родиной. | Анафора, лирический герой, образ, пейзаж, противопоставление, строфа, тема, художественная идея. | Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение |
87. | 27.04 | | Н.М. Рубцов «Тихая моя родина». | 1ч. | Авторская позиция, лирический герой, строфа. | Создать иллюстрацию к стихотворению Н.М. Рубцова «Тихая моя родина». |
88 – 89. | 29.04 2.05 | | «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». | 2ч. | Понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы. Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры других народов. Умение вести диалог. Эстетическое восприятие произведения; формирование эстетического вкуса. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений мировой культуры. | Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма. Умение не терять присутствие духа, настойчивость, терпение, смелость. Торжество правды, осуждение пороков. | Тематика, проблематика, сюжет, сказка героическая, авантюрная, плутовская. | Домашнее задание. Прочитать сказку о Синдбаде. Нарисовать иллюстрации к эпизодам, подготовить художественный пересказ этих эпизодов: |
90. | 4.05 | | Краткие сведения о братьях Гримм. | 1ч. | Понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы. Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры других народов. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | Волшебные, бытовые сказки, сказки о животных; литературная и народная сказка, «бродячий сюжет». | Домашнее задание. Составить план статьи учебника о братьях Гримм. |
95 – 96. | 6.05 11.05 | | Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. | 1ч. | Понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы. Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры других народов. | Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. | Формирование представлений об особенностях национального менталитета. | Гриммовская сказка, сказочные детали, книжная народная сказка, литературная сказка | Домашнее задание. Прочитать сказку братьев Гримм «Снегурочка». Проиллюстрировать любой эпизод сказки братьев Гримм «Снегурочка», подготовить художественный пересказ эпизода, изображенного на иллюстрации. |
97 98-99. | 13.05 16.05 | | Краткие сведения об О. Генри. О. Генри. «Вождь краснокожих» | 2ч. | Понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы. Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры других народов. Выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. | Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутое высказывание аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Формирование представлений об участии как гуманистической ценности, бескорыстии, самоотречении и альтруизме. | Новелла, юмор, ирония. | Домашнее задание. Прочитать рассказ О. Генри «Вождь краснокожих». |
100 | 18.05 | | О. Генри «Дары волхвов».ождь краснокожих"й и всерьёз. | 2ч. | Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров. | Формирование представлений о антиценностях. Авторская ирония над пороками мира взрослых: ханжеством, стяжательством, жаждой наживы. | Ирония, Иносказание, комическое, легенда, художественная идея. | Домашнее задание. Подготовить рассказ о писателе по материалам учебника и урока. Составить словесный портрет Джонни из рассказа «Вождь краснокожих». Выписать из текста фразы, вызвавшие у вас смех. |
101 | 20.05 | | Краткие сведения о Дж. Лон- доне. | 1ч. | Понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы. Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры других народов. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической и контекстной речью. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. | Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма. Духовные качества человека. Нравственная позиция человека. Воля и безволие. Человечность и своекорыстие. Чувство морального долга, освобождение от индивидуализма, ожесточённости, недоверия друг к другу. | Драматическая ситуация, трагедия. | Индивидуальное задание. Подготовить художественный пересказ рассказа Дж. Лондона «Белое безмолвие» с цитированием эпизодов. |
102 – 103. | 23.05 25.05 | | Д.Лондон «Любовь к жизни» | 2ч. | Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. | Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма. утверждение неизбежности победы человечности над эгоизмом, жестокостью, алчностью. | Метафора, художественное пространство и время, эпитет. | Домашнее задание. Прочитать рассказ Дж. Лон- дона «Любовь к жизни». |
104. | 27.05 | | Творческая работа по рассказу Д.Лондона «Любовь к жизни» | 1ч. | Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Написание творческих работ. Понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. | Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутое высказывание аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного. | Формирование навыка владения нормами литературного языка, способствующими росту культурного уровня, выработке собственного стиля. | | Домашнее задание. Представить, что человек вернулся в свой маленький домик «среди цветов и апельсиновых деревьев, где живет его мать». Как сложится его жизнь теперь? Ответить на этот вопрос письменно. |
105. | 30.05 | | Контрольный тест. Рекомендации для летнего чтения. | 1ч. | Знакомство с ключевыми проблемами произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX – XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самосовершенствованию на основе мотивации к учению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования. | | Тест. |