СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе в 6 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка Статус документа  Рабочая программа составлена на основе : - Примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы  ,разработанной в соответствии с требованиями ФГОС среднего  общего образования : - Авторской программы  Г. С. Меркина – М.: «Русское слово», 2012 г , допущенной МО РФ; - Образовательной программы среднего  общего  образования  МБОУ СОШ №59 п.Белозерный( приказ №           от             2015г.)

Место предмета  На обучение литературе в  6  классе учебным планом МБОУ СОШ № 59 п.Белозерный  Сальского  района Ростовской области отводится  35 недель   по 3  часа в неделю, всего 105  часов.  Так как 1  час  выпадает на праздничный  день , то вместо 105   часов будет проведено  104 часа. Программа будет пройдена за счет  уплотнения материала.  Уровень обучения  базовый.

Реализация учебной программы в 2015-2016 уч.году УМК  под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева , утвержденным приказом по школе  №        от            2015  года.

Учебно-методическое обеспечение

1.Программа  общеобразовательных учреждений Примерная программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы 2.Базовый учебник : Меркин Г.С. Литература   учебник. Ч 1,2,.  6  класс. М.: «Русское слово», 2012 г. 3 .Методическое пособие :

Ф.Е.Соловьева Методические рекомендации к учебнику Г.С.Меркина «Литература» для 6  класса общеобразовательных организаций  Пособие для учителя. М.: «Русское слово», 2015 .г 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 6 классе»

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе


п/п

Дата

по плану


Тема

урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Теоретические понятия

Система

контроля

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

01.09


О литературе, читателе и писателе.

1ч.

Формулирование собственного отношения к произведениями русской литературы, их оценка.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога.

Формирование ответственного отношения учению готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Писатель, литература, сочинитель, прозаик, поэт, драматург; книга, искусство.

 Диагностирование умения бегло и выразительно читать, понимать смысл прочитанного, по существу отвечать на вопросы (выявляются в процессе беседы по вопросам учебника). 

 

2.

4.09


Миф «Пять веков».

1ч.

Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа жизни.

Формирование представлений о труде как экзистенциальной ценности гуманизма. Честный, добросовестный трудна родной земле - обязанность человека.

Миф,

мифологический

сюжет

Домашнее задание: чтение и пересказ стр 29-37, сообщения


3.

6.09


Миф «Прометей»

1ч.

Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.


Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого познания способа жизни.

Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной речью, монологической контекстной речью. Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.

Формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма. Похищение огня Прометеем как обретение человечеством привилегии богов – способности к самостоянию и творчеству.

Формирование представлений о совершенстве как гуманистической ценности. Формирование представлений о героике, героическом, человеческом величии и божественной воле, сочетании красоты, силы и идеалов справедливости и необходимой решимости в достижении целей. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Эпизод, образ, трагедия.

Домашнее задание. чтение и пересказ стр 38-42

4.

08.09


Миф «Яблоки Гесперид».

1ч.

Мифологический образ, мотив

Домашнее задание

Чтение и пересказ стр 47-56, задание 1-3 стр7 в тетради


5.

11.09


Сказка «Солдат и смерть». Легенда «Солдат и смерть».

1ч.

Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого познания способа жизни.

Формирование представлений об экзистенциальных и нравственных ценностях гуманизма ценностях гуманизма. Смерть как часть жизни. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Противопоставление коварства, жестокости, хитрости великана великодушию, бескорыстию, честности. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Легенда, фантастический образ, персонаж.

Домашнее задание. задание 4-5 в тетради, чтение и персказ стр 59-65 (по группам задание)


6.

13.09


Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана»


1ч.

Предание, нартский эпос.

Домашнее задание.

Задание 4-6 в тетради, чтение и пересказ стр.66-75

7.

15.09


«Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

1ч.

Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма. Добро и справедливость, самоотверженность, смелость, вежливость, осторожность в суждениях, гостеприимство. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Волшебная сказка, экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, мотивы сказки, роли в волшебных сказках, интонация сказки, афористические обороты.

Домашнее задание. задание 3-6 в тетради, чтение и пересказ стр.90-92

8.

18.09


«Сказание о белгородских колодцах»

1ч.

Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.

Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого познания способа жизни. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной речью, монологической контекстной речью.

Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности, менталитете русского народа. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Образ общей «смертной чаши» как символ искупления собственной кровью, пролитой за Русскую землю, преступлений усобиц.

Сказание, интонация, сравнение, летопись, поучение, житие, воинские и бытовые повести.

Домашнее задание. вопросы и задания для самоконтроля

9.

21.09


«Повесть о разорении Рязани Батыем».

1ч.

древнерусская повесть, плач, рефрен, летописный свод.

Домашнее задание.

Чтение и пересказ стр 97-102

10.






11

23.09






25.09


«Поучение Владимира Мономаха»



Развитие речи. Пишем волшебную сказку.

1ч.

Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого познания способа жизни. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма. Милосердие и сострадание. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Вступление, заключение, тезис, поучение, автор и герой.

Домашнее задание. чтение и пересказ стр 103-106

12.

28.09


М.В.Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»

1ч.

Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XIII века. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Формирование представлений о познании как гуманистической ценности. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Жанр

Домашнее задание. Составить рассказ о жизни и творчестве М.В. Ломоносова на основе материалов учебника и урока.


13.



М.В. Ломоносов о значении русского языка.

М.В. Ломоносов и Петр Великий.

1ч.


Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Формирование представлений о роли науки в жизни государства.

Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности, менталитете русского народа.

Иносказание,

многозначность

слова и

образа,

риторическое

обращение.

Лирический герой, пафос, прообраз, риторическое обращение.

Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение М.В. Ломоносова «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф...».


14



В.А.Жуковский.

Жанр баллады в творчестве

В.А. Жуковского «Светлана» .


1ч.

Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XIII века. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.

Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога.

Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.

Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности, менталитете русского народа. Отражение в творчестве Жуковского национальной самобытности русского народа. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Противостояние светлого мотива беспечной юности, радующейся жизни, с любопытством и верой заглядывающей в будущее, и мотива печального знания жизни, «горькой судьбины», «тайного мрака грядущих дней». Оптимистическое мировосприятие героини. отступление от веры, живущей в душе – победа над тёмными, злыми силами. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Баллада, послание.


Домашнее задание. Прочитать статью учебника, посвященную В.А. Жуковскому.

Прочитать балладу «Светлана».

Составить цитатный план.

Индивидуальное задание. Сообщение учащегося о значении

слов. Оформление плаката-комментария

15

9.10


Анализ баллады В.А. Жуковского «Светлана»

1ч.

Лейтмотив, реальное, фантастическое, фабула.

Домашнее задание. Выучить наизусть отрывки из баллады.

1 группа. От слов: «Смолкло все опять кругом...» до слов: «Ах!.. и пробудилась».

2 группа. От слов: «Тускло светится луна…» до слов: «Ангел-утешитель».

3 группа. От слов: «Где ж?.. У зеркала одна…» до слов: «Радость иль кручину?»

4 группа. От слов: «Что же твой, Светлана, сон…» до конца баллады.

16



В. Жуковский- сказочник.







17

12.10


Лицей

в жизни и

творчестве

А.С. Пушкина

1ч.

Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XIX века. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Умение вести диалог. Формирование эстетического вкуса.

Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею произведения. Формирование навыка осмысленного выразительного чтения и адекватного восприятия.

Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.


Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутое высказывание аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Формирование представлений о совершенстве как гуманистической ценности. Особая атмосфера, «лицейский дух»: уважение личной чести достоинства воспитанников, культивирование духа товарищества, гордой независимости, безупречного нравственного поведения, исключавшего холопство, чинопочитание; чувство свободы, независимости мнений и поступков, патриотизма.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Гражданская позиция автора, проявившаяся в призыве к единомышленникам разделить тревогу за судьбу Отечества. Надежды на благотворные перемены, утверждение свободы и просвещения.

Противопоставление чувства лирического героя ощущению неполноты жизни. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности


Домашнее задание. Прочитать вступительную статью, посвященную А.С. Пушкину.


18

14.10


А.С. Пушкин «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда»

1ч.

Элегия.

Двусложные

размеры

стиха;

строфа,

типы

строф.


Домашнее задание. Прочитать и пересказать вводную статью учебника об А.С. Пушкине.

Составить рассказ о лицейских

годах А. С. Пушкина с использованием материалов учебника и

урока. Прочитать статью учебника

«Для вас, любознательные!»

об элегии «Редеет облаков летучая гряда…».



19.

19.10


А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»

1ч.

Контрастные образы, эмоционально противопоставленные мотивы, строфа.

Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро».


20

2310


Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.

1ч.


Выучить наизусть стихотворения «Зимнее утро», «Редеет

облаков летучая гряда...»,

«Деревня»

21

26.10


А.С. Пушкин. История создания романа «Дубровский»

1ч.

Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XIX века. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской культуры и литературы. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста.

Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Умение анализировать литературное произведение: формулировать тему, идею. Понимание авторской позиции и роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог, создавать устные монологические высказывания

Написание сочинения на тему, связанную с проблематикой изученного произведения.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Владение устной и письменной речью.

Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. Отношение человека и общества, причины несправедливого социального устройства. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Стремление человека, наделённого чувством собственного достоинства, к противостоянию несправедливому социальному закону, которому беспрекословно подчинялись власть и общество.

Духовная преемственность, чувство ответственности за судьбу народа. Противостояние честности и своеволия, обусловленного несправедливым социальным законом.Столкновение честности, благородства, смелости, доброты, чувства ответственности за судьбу других людей и своеволия, упрямства, эгоизма, обусловленных несправедливым социальным законом. Торжество человечности над враждебностью. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.


Историческая

правда и художественный

вымысел.

Основ-

ной конфликт;

центральные

персонажи.

Домашнее задание. Прочитать роман, ответить на вопросы


22



А.С. Пушкин «Дубровский».

Историческая эпоха в

романе.

История

создания.

Прототипы.



23

28.10


Причины ссоры Дубровского и Троекурова.

1ч.

Домашнее задание. Перечитать первую главу.

24.

30.10


Отец и сын

1ч.

Авторское

отношение к

героям, идея, проблема, роман.

Домашнее задание. Прочитать статью учебника

«Для вас, любознательные!»,

данную перед романом. Дать

название главам II–IV

Подготовить чтение по ролям

диалога Владимира Дубровского с кучером Антоном

25.

9.11


Владимир

Дубровский — доблестный гвардейский

офицер,

необыкновенный

учитель и

благородный разбойник.

1ч.

Герой, роман, эпизод.


Домашнее задание. Дать название главам V—XI.

Составить цитатный план

главы VI.


26

11.11


Дубровский и Маша

Троекурова.

1ч.

Домашнее задание. Дать названия главам XII—

XIX.

Заполнить таблицу: «Князь

Верейский и Владимир Дубровский», опираясь на текст

романа А.С. Пушкина.


27




28






13.11




16.11


Мастерская творческого письма


Анализ письменных работ


2ч.

Сочинение.

28

18.11


Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове. «Тучи».

1ч.

Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XIX века. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. Понимание русского слова в его эстетической функции.

Собственная интерпретация литературных произведений. Написание домашних творческих работ.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.

Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога.

Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма и о свободе и смысле жизни. Причины столкновения личности и общества. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. Осмысление причин трагического одиночества человека, бесцельности существования.

Формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. Осмысление причин трагического одиночества человека.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой деятельности.

Метафора.

Подготовить выразительное

чтение фрагментов стихотворений М. Ю. Лермонтова

«Смерть Поэта» и «Валерик».

Подготовить чтение наизусть

стихотворения «Молитва».







Антитеза, риторический вопрос, композиция, лирический герой, повтор, строфа.

Домашнее задание.

Выучить стихотворение «Тучи» наизусть.


29

23.11


М.Ю. Лермонтов «Парус».

1ч.

Антитеза, инверсия, метафора, сравнение, художественное пространство, цветообраз, ямб.

Домашнее задание.

Подготовить несколько вариантов чтения стихотворения «Парус» так, чтобы каждый

раз подчеркнуть различные

оттенки стихотворного текста.

Выучить наизусть стихотворение «Парус».


30

25.11


М.Ю. Лермонтов «Листок».

1ч.

Образ, тема, финал.

Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение «Листок»


31

27.11


М.Ю. Лермонтов «На севере диком…»

1ч.

Амфибрахий, сравнение, художественное пространство, эпиграф.

Домашнее задание. Выучить наизусть одно из стихотворений М.Ю. Лермонтова (по выбору).

32

30.11


Конкурс творческих работ.

1ч.

Изобразительные выразительные средства языка, элементы сюжета, композиция.

.

33

2.12


Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» Историческая основа повести

1ч.

Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Умение вести диалог, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста

Эстетическое восприятие произведения; вкуса. Понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений; авторской позиции и своё отношение к ней


Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической и контекстной речью.

Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение.


Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности. Эпический образ песенной, героической и идеальной казачьей вольницы в повести. Запорожская Сечь как воплощение вольнолюбивого духа украинского народа, духа борьбы за попранные права. Изображение смелых, весёлых, сильных духом людей, сплочённых чувством товарищества, безграничной любви к родине и свободе.Мужество, сила духа, отвага героизм – основные качества характера героев. Родные места, степь, Родина – источник силы героев. Сложность и многогранность характеров героев. Богатство внутренних сил Андрия. Благородство, справедливость, чувство долга, храбрость, доблесть, самоотверженность, внутренняя готовность к подвигу Остапа. Остап и Андрий - «могучие сыновья» Тараса Бульбы, принадлежащие эпическому миру могучего, свободного, прекрасного человека.

Тарас Бульба - выразитель национальных интересов русского народа. Беспримерное мужество, подвиг народа во славу своей Отчизны. Служение людям как высокое призвание.

Воспитание российской, гражданской идентичности: патриотизма, уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Героическая повесть, историческая основа повести.

Домашнее задание. Прочитать повесть «Тарас

Бульба». Ответы на вопросы.


34

4.12


«Бранное, трудное

время...»

Степь

как образ

Родины в

повести

Гоголя

1ч.

Тропы и

фигуры

(гипербола,

сравнение,

метафора, риторические

фигуры)

Домашнее задание.

Выписать из повести предложения, в которых особо подчеркнуто чувство матери при расставании с сыновьями из первой главы повести «Тарас Бульба».

Подготовить выразительное

чтение второй главы.


35– 36.

7.12

9.12


Остап и Андрий.

2ч.

Типы

речи и

разнообразие

лексических

пластов,

герой.

Домашнее задание. Найти эпизоды, в которых наиболее отчетливо проявились

характеры героев.

атаман, окрепли ляхи, прибыла

на подмогу свежая сила!..»

Оформить плакат с указанием

значений слов (лексика урока

«Андрий и Остап»)


37

11.12


Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении

Н.В. Гоголя.

1ч.

Интонация, образ, художественная идея.

Домашнее задание. Составить план рассказа о

жизни Тараса Бульбы.

Выписать из текста имена казаков. Найти в тексте эпизоды,

посвященные их делам и подвигам.


38







39

14.12







16.12


Мастерская творческого письма. Рассказ о событиях от лица их участника.




Анализ письменных работ.

2ч.

Повествование, образ, герой, рассказ.

Домашнее задание. Заполнить сопоставительную таблицу «Остап и Андрий», подобрать цитаты для характеристики казаков в повести Гоголя.


40

18.12


И. С. Тургенев. «Записки охотника» Творческая история и своеобразие композиции.

1ч.

Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XIX века; авторской позиции и своё отношение к ней. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.; русского слова и его эстетической функции. Умение вести диалог; анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа.


Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.


Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. Народ и государство. Духовные и нравственные качества русского народа, чувство собственного достоинства, жажда воли, вера в жизнь, достойную человека. Тема социальной несправедливости в отношениях помещиков к крестьянам и поруганного человеческого достоинства русского мужика. Жестокость и эгоизм крепостников, их самодурство, вопиющее пренебрежение к крестьянам, нежелание считать мужика человеком, роскошь и расточительство, обеспечиваемые ценой ущемления жизненных интересов народа.

Недюжинные способности, высокая нравственность, чувство внутренней свободы Бирюка. Пассивность, бездеятельность русского народа, чреватая страшным бунтом, «бессмысленным и беспощадным».

Постижение истоков чувств и переживаний. Размышления о вечности, человеческой доброте, любви.

Художественная деталь, очерк, цикл рассказов.

Домашнее задание. Подготовить художественный пересказ с цитированием


41 – 42.

21.12

23.12


И. С. Тургенев «Бирюк»

2ч.

Позиция

автора,

образ рассказчика; идея и замысел произведения

Домашнее задание. Прочитать рассказ И. С. Тургенева «Бирюк».


43.

25.12


И.С. Тургенев «В дороге».

1ч.

Контрастные образы, мотив, строфа, стопа, цикл.

Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение «В дороге».

44.

28.12


Н. А. Некрасов. («В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…»)

1ч.

Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XIX века. Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. Понимание русского слова и его эстетической функции.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. Народ и государство. Горькая ирония поэта над «всевыносящим» русским народом. Настроение сомнений, тревоги, пессимизма, ощущение общего неблагополучия и катастрофичности в поздней лирики Н.А. Некрасова.

Трех-

сложные

размеры

стиха:

дактиль,

амфибрахий,

анапест;

коллективный

портрет

Домашнее задание.

Составить пересказ статьи

учебника «В мире художественного слова Н.А. Некрасова»

Выучить одно из стихотворений Некрасова наизусть

45

11.01


Л.Н. Толстой

в 30—50 гг.

XIX в.

1ч.

Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XIX века; авторской позиции и своё отношение к ней. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений; русского слова и его эстетической функции. Умение вести диалог; анализировать литературное произведение; создавать устные монологические высказывания разного типа; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.

Эстетическое восприятие произведения; формирование эстетического вкуса.


Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.


Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Формирование представлений о совершенстве как гуманистической ценности. Состояние внутренней неустроенности и беспокойства как показатель духовного роста человека. Умение любить как результат неустанного самосовершенствования человека, которое продолжается всю жизнь.

Стремление к единению людей в любви, т. е. в Боге. Любовь как проявление божественной сущности. Любовь к людям как выражение подлинной человечности. Самопожертвование во имя добра и любви.


Повесть

Домашнее задание.

Индивидуальное задание. Подготовить слайдовую презентацию или книжную выставку «Л.Н. Толстой и

Ясная Поляна».


46 – 47

13.01

15.01


Анализ глав повести Л.Н. Толстого «Детство»: «Детство», «Что за человек был мой отец?», «Папа», «Юродивый».

2ч.

Автобиографическая проза, образ, прототип, портрет героя, риторический вопрос и риторическое восклицание, художественная деталь.

Домашнее задание. Прочитать главу повести «Что

за человек был мой отец?».

Выписать слова, воссоздающие

черты портрета отца. Выписать

из текста художественные детали, дающие представление о

характере отца.

Подготовить выразительное

чтение главы «Детство».


48

18.01


Анализ глав повести Л.Н. Толстого «Детство».


Образ, портрет, эпизод.

Деталь, стихотворение в прозе, художественная идея.

Домашнее задание. Прочитать главу «Maman».


49

20.01


Мастерская творческого письма. Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди».

1ч.

Домашнее задание. Прочитать рассказ «Бедные

люди». Подготовить его пересказ.


50

22.01


Анализ письменных работ

1ч.

Домашнее задание. 1 группа. Вспомнить о тех добрых делах, которые вы совершили в своей жизни.

2 группа. Вспомнить о тех добрых делах, которые совершили ваши родственники, друзья, знакомые. Написать о наиболее интересном случае.

51 – 52.

25.01

27.01


Краткие сведения о В.Г.Короленко «В дурном обществе» Отец и сын.

2ч.

Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XIX века; связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.

Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; вести диалог; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; писать творческие работы. Эстетическое восприятие произведения.

Понимание авторской позиции и своё отношение к ней; роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.


Формирование представлений об участии как гуманистической ценности. Личная ответственность писателя за «общественную неправду». Чуткость к чужому горю, отзывчивость, ранимость Васи; отчаяние, затмившее чувство сострадания.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; представлений об участии как гуманистической ценности; навыка владения нормами литературного языка, способствующими росту культурного уровня, выработке собственного стиля.Утверждение справедливости в отношениях между людьми.


Пейзаж, художественная деталь, эпизод.

Домашнее задание. Прочитать повесть В.Г Короленко «В дурном обществе».

Составить вопросы к повести.


53.

29.01


Дружба Васи, Валека и Маруси.

1ч.

Повесть,

художественная

деталь,

портрет,

характер.

Домашнее задание. Перечитать главы IV, V.

Подготовить художественный

пересказ эпизода встречи Васи с детьми подземелья.


54.

1.02


Дети и взрослые в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1ч.

Повесть,

художественная

деталь,

портрет,

характер.

Домашнее задание. Перечитать главы VI—IX

и «Заключение».

Подготовить художественный

пересказ главы VII; выразительное чтение эпизода от слов: «Наконец он повернулся» до слов: «Слово

“смерть” не имеет еще полного

значения для детского слуха,

и горькие слезы только теперь, при виде этого безжизненного тела, сдавили мне горло...»


55







56

3.02







5.02


Классное сочинение «Мой друг Вася

(от имени Валека)».


Анализ письменных работ.

2ч.


Домашнее задание. Сочинить рассказ о встрече повзрослевших Валека и

Васи. Написать продолжение

рассказа.

57 – 58.

8.02

10.02


Сатирические и

юмористические

рассказы

А.П. Чехова. «Налим».

2ч.

Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Формирование умений отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; писать творческую работу; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней; роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

произведений.

Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической и контекстной речью. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом.

Народ и государство. Юмористическое видение жизни, неотделимое от иронии, трагической усмешки писателя.

Утверждение гуманистической идеи ценности каждой человеческой личности, человеческого достоинства.

Формирование представлений об обмане как антиценности. Проблема «игры с чужой душою» и «права» человека на такую игру. Причины разочарования, апатии, склонности к рефлексии героев рассказов А.П. Чехова.

Обличение ханжества, чванливости, невежества, глупости, лицемерия, пошлости в юмористических рассказах.

Юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и её роль в юмористическом произведении; диалог, ирония, комическое.

Домашнее задание.

Прочитать рассказ «Налим».


59

12.02


А.П. Чехов «Толстый и тонкий»:

1ч.

Диалог, речевая характер, проблема, сатира.

Домашнее задание. Прочитать рассказ «Толстый и тонкий». Составить рассказ от лица Толстого.


60

15.02


А.П. Чехов «Шуточка».

1ч.

Ирония, самоирония, псевдоним.

Домашнее задание. Прочитать рассказ А.П. Чехова «Шуточка».

Выписать из текста слова,

которыми герой характеризует состояние Наденьки в моменты их встреч.

61.

17.02


Мастерская

творческого

письма.

Смешной

случай из

жизни.

1ч.

Герой, деталь, диалог, пейзаж, портрет, повтор.

Домашнее задание.

Составить устный рассказ о

смешном случае из жизни.

Написать юмористический

рассказ о случае из жизни, используя некоторые приемы

создания комического.

62 – 63.

19.02

22.02


Мир природы и человека в стихотворениях И.А. Бунина («Не видно птиц. Покорно чахнет…»)

2ч.

Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Значение русского слова и его эстетическая функция.

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; владеть устной и письменной речью, монологической и контекстной речью.

Напряжённое тяготение к вечной красоте и гармонии. Целостное представление о ценностях земли, таящихся даже во внешне неприглядных реалиях. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. Противостояние сил добра и зла, любви и смерти.

Лирический герой, метафора, оксюморон, пейзажная лирика, эпитеты.

Домашнее задание. Выучить стихотворение

«Не видно птиц. Покорно чах-

нет…» наизусть.


64.

24.02


И.А.Бунин. «Лапти»

1ч.

Описание, тема, художественная идея.

Домашнее задание.

Прочитать рассказ «Лапти».


65-66

26.02

29.02


Краткие сведения об А.И. Куприне. «Белый пудель».

2ч.

Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XX века. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.


Самоцельность, высокие устремления, сила таланта писателя. Человечность и доброта героев, чувство сострадания.

верность дружбе, доброта, искренность. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Формирование представлений о творческом труде как экзистенциальной ценности гуманизма. Формирование уважительного отношения к труду, участия в социально значимом труде.

Герой, описание, пейзаж.

Домашнее задание. Прочитать рассказ «Белый

пудель».

Озаглавить части рассказа.


67

2.03


А.И. Куприн«Белый пудель».

1ч.

Язык

героя

как

средство создания

образа

Домашнее задание. Перечитать главы 3—6.

Подготовить художественный

пересказ 4 главы.


68

4.03


А.И. Куприн. «Тапер».

1ч.

Герой, портрет, деталь.

Домашнее задание. Прочитать рассказ «Тапер».


69-70

7.03

9.03


С.А. Есенин. Слово о поэте. «Песнь о собаке»

2ч.

Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XX века; авторской позиции и своё отношение к ней; связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; русского слова в его эстетической функции. Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. Овладение основами смыслового и эстетического анализа текста. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Сочувствие всему живому. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Формирование представлений об участии и творчестве как гуманистической ценности.

Метафора, песнь, поэтический образ, строфа, цветообраз, эпитет.

Домашнее задание.

Подготовить сообщение о С.А. Есенине по материалам

урока и статьи учебника.

Выучить стихотворение «Песнь

о собаке» наизусть

71

11.03


С.А. Есенин «Разбуди меня завтра рано»

1ч.

Диалог, интонация, образ.

Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение «Разбуди меня завтра рано...».


72

14.03


Краткие сведения о М.М.Пришвине

1ч.

Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XX века. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. Эстетическое восприятие произведения; формирование эстетического вкуса.

Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение вести диалог. Эстетическое восприятие произведения; формирование эстетического вкуса.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. Овладение основами смыслового и эстетического анализа текста. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Формирование представлений об отношениях человека и природы как особой сфере участия. Решительность, чувство полной свободы, стремление к новым открытиям, любовь к природе. Вера в торжество добра, доверие и любовь к человеку, читателю-другу. Творчество – призыв к правде и красоте, любви к природе. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Диалог с природой, уважение её законов, бережное отношение, стремление к воссозданию её ресурсов как непреходящие ценности народного жизненного опыта.

Формирование представлений об участии как гуманистической ценности. Нерасторжимое единство природы и человека. Стремление человека к познанию окружающего мира на основе опыта, накопленного многими поколениями. Осуждение эгоизма и самолюбия.

Автобиография

Домашнее задание.

Подготовить сообщения о М.М. Пришвине.


73.

16.03


М.М.Пришвин. «Кладовая

солнца» —

сказка-быль. Особенности

жанра.

1ч.

Сказочные и мифологические мотивы, сказка-быль.

Домашнее задание.

Прочитать сказку-быль

М.М. Пришвина «Кладовая

солнца».

74.

18.03


М.М.Пришвин. «Кладовая

солнца». Настя и Митраша.

1ч.

Роль сказочных мотивов в повествовании, художественная деталь.

Домашнее задание.

Подготовить художественный

пересказ спора Насти и Митра-ши.

75.

21.03


Смысл

названия

сказки-

были М.М.Пришвина «Кладовая

солнца».

1ч.

Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы и их оценка.


Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической и контекстной речью. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Овладение основами смыслового и эстетического анализа текста. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Формирование представлений об участии как гуманистической ценности. Стремление к воссозданию природных ресурсов – особая сфера участия. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Вклад писателя в дело охраны природы.

Противопоставление, герой, характер.

Домашнее задание. Подготовить художественный рассказ о Блудовом болоте и Слепой елани.


76 – 77.

1.04

4.04


В мастерской художника

2ч.

Художественная деталь, персонаж.

Домашнее задание. Составить цитатный план

сказки-были.


78 – 79.

6.04

8.04


А.А. Ахматовой «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…»

2ч.

Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение вести диалог.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом.

Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности, об истинных и вневременных ценностях, могуществе национального духа.

Анафора, амфибрахий, мотив, строфа.

Домашнее задание. Составить тезисный план статьи учебника, посвящённой А.А. Ахматовой.


80

11.04


Литературно-музыкальная

композиция:

«Сороковые роковые…».

1ч.

Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XX века. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности. Мироощущение человека на войне. Всеобщий патриотический подъем, единение русских людей перед лицом врага, мужество, стойкость, героизм в дни испытаний.

Композиция, ритм


81.

13.04


Краткие

сведения о

В.П. Астафьеве.


1ч.

Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней; образной природы литературы как явления словесного искусства.

Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Умение вести диалог. Эстетическое восприятие произведения. Формирование эстетического вкуса.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.


Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Формирование навыка владения нормами литературного языка, способствующими росту культурного уровня, выработке собственного стиля.

Очерк, повесть

Подготовить художественный

пересказ рассказа «Последний

поклон»,


82.

15.04


В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».

1ч.

Герой, деталь, эпизод

Герой, образ, портрет

Домашнее задание.

Прочитать рассказ

В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Сформулировать вопросы к рассказу.


83 -84.

18.04

20.04


Бабушка и внук.

2ч.

Домашнее задание. 1 вариант. Нарисовать портрет бабушки, попробовав

передать особенности ее характера на рисунке.

Сделать к рисунку подпись,

используя цитату из текста.

2 вариант. Нарисовать портрет Саньки и Вити, попробовав передать особенности их характеров на рисунке.

Сделать к рисунку подписи,

используя цитаты из текста.


85.

22.04


Творческая работа по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

1ч.

Домашнее задание. Составить краткий письменный рассказ о событиях из

жизни Витьки Потылицына,


86.

25.04


Краткие сведения о Н.М. Рубцове.. «Звезда полей»

1ч.отворение

Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XX века; образной природы литературы как явления словесного искусства.. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение вести диалог.

Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа). Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Умение вести диалог.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической и контекстной речью. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. Восприятие человека и природы как гармонично целого, верность отчему дому, Родине, духовным ценностям предыдущих поколений. Стремление лирического героя к единству с окружающим миром, приобщение несуетному бытию вечности, освещенной тихим светом высоких устремлений и идеалов надежды, правды, любви и добра.

Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности. Осознание неразрывной связи с родиной. Степенность, неторопливость, несуетность как черты русского национального характера. Воспитание чувства ответственности и долга пред Родиной.

Анафора, лирический герой, образ, пейзаж, противопоставление, строфа, тема, художественная идея.

Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение

87.

27.04


Н.М. Рубцов «Тихая моя родина».

1ч.

Авторская позиция, лирический герой, строфа.

Создать иллюстрацию к стихотворению Н.М. Рубцова «Тихая моя родина».

88 – 89.

29.04

2.05


«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь».

2ч.

Понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы. Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры других народов. Умение вести диалог. Эстетическое восприятие произведения; формирование эстетического вкуса.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений мировой культуры.

Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма. Умение не терять присутствие духа, настойчивость, терпение, смелость. Торжество правды, осуждение пороков.

Тематика, проблематика, сюжет, сказка героическая, авантюрная, плутовская.

Домашнее задание. Прочитать сказку о Синдбаде.

Нарисовать иллюстрации к

эпизодам, подготовить художественный пересказ этих эпизодов:


90.

4.05


Краткие

сведения

о братьях

Гримм.

1ч.

Понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы. Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры других народов.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Волшебные, бытовые сказки,

сказки о животных; литературная и народная сказка, «бродячий сюжет».

Домашнее задание. Составить план статьи учебника о братьях Гримм.


95 – 96.

6.05

11.05


Сходство и

различия

народных и

литературных сказок.

Сказка

братьев

Гримм

«Снегурочка» и

«Сказка

о мертвой

царевне

и о семи

богатырях»

А.С. Пушкина.

1ч.

Понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы. Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры других народов.

Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Формирование представлений об особенностях национального менталитета.

Гриммовская

сказка,

сказочные детали,

книжная народная

сказка,

литературная

сказка

Домашнее задание. Прочитать сказку братьев

Гримм «Снегурочка».

Проиллюстрировать любой эпизод сказки братьев Гримм

«Снегурочка», подготовить

художественный пересказ эпизода, изображенного на иллюстрации.


97









98-99.

13.05








16.05


Краткие сведения об О. Генри.







О. Генри. «Вождь краснокожих»


2ч.

Понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы. Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры других народов. Выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа.

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутое высказывание аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Формирование представлений об участии как гуманистической ценности, бескорыстии, самоотречении и альтруизме.

Новелла, юмор, ирония.

Домашнее задание. Прочитать рассказ О. Генри

«Вождь краснокожих».


100

18.05


О. Генри «Дары волхвов».ождь краснокожих"й и всерьёз.

2ч.

Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров.

Формирование представлений о антиценностях. Авторская ирония над пороками мира взрослых: ханжеством, стяжательством, жаждой наживы.

Ирония, Иносказание, комическое, легенда, художественная идея.

Домашнее задание. Подготовить рассказ о писателе по материалам учебника и урока. Составить словесный портрет Джонни из рассказа «Вождь краснокожих».

Выписать из текста фразы,

вызвавшие у вас смех.


101

20.05


Краткие

сведения

о Дж. Лон-

доне.

1ч.

Понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы. Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры других народов.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической и контекстной речью. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма. Духовные качества человека. Нравственная позиция человека. Воля и безволие. Человечность и своекорыстие. Чувство морального долга, освобождение от индивидуализма, ожесточённости, недоверия друг к другу.

Драматическая ситуация, трагедия.

Индивидуальное задание. Подготовить художественный пересказ рассказа Дж. Лондона «Белое безмолвие» с цитированием эпизодов.


102 – 103.

23.05

25.05


Д.Лондон «Любовь к жизни»

2ч.

Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.


Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма. утверждение неизбежности победы человечности над эгоизмом, жестокостью, алчностью.

Метафора, художественное пространство и время, эпитет.

Домашнее задание. Прочитать рассказ Дж. Лон-

дона «Любовь к жизни».


104.

27.05


Творческая работа по рассказу Д.Лондона «Любовь к жизни»

1ч.

Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Написание творческих работ. Понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.




Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутое высказывание аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного.

Формирование навыка владения нормами литературного языка, способствующими росту культурного уровня, выработке собственного стиля.


Домашнее задание. Представить, что человек вернулся в свой маленький

домик «среди цветов и апельсиновых деревьев, где живет

его мать». Как сложится его

жизнь теперь? Ответить на

этот вопрос письменно.

105.

30.05


Контрольный тест. Рекомендации для летнего чтения.

1ч.

Знакомство с ключевыми проблемами произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX – XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самосовершенствованию на основе мотивации к учению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.


Тест.




Скачать

© 2017 739 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!