СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе в 9 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 9 класса (В.Я.Коровина)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 9 классе»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Программа принята на педагогическом совете

МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»,

Протокол №___ от «___»__________ 2017 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа »

__________________________ Е.А.Зубарева



«Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»









РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ



9 КЛАСС



Автор-составитель:

Крохалева Татьяна Васильевна,

учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»







с. Новая Сидоровка

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по литературе для 9 класса и на основе Программы по литературе, разработанной В.Я.Коровиной, В.П.Журавлевым, В.И.Коровиным, И.С.Збарским, В.П.Полухиной.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведений;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности обучающегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературное образование – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи обучающихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

9 класс – третий этап литературного образования. Этот этап является переходным, т.к. в 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки обучающихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса. Рабочая программа 9 класса имеет традиционно жесткую структурно-содержательную основу. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем в разделах курса. Содержание программы разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у обучающихся представления о логике развития литературного процесса. Также в программу включены шедевры зарубежной литературы, начиная с эпохи Античности.

На изучение предмета “Литература” в 9 классе отводится 102 часа. Из них выделяются часы на развитие речи: в 9 классе обучающиеся должны написать за учебный год не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных).






















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(литература 9 класс)

ТЕМА



Кол-во часов


В том числе

Р.Р.


сочинения

Уроки контроля, тестирование (*)

ВН. ЧТ.

1

Введение

1





2

Из древнерусской литературы

2

1

1



3

Из русской литературы 18 века

10



4

Общая характеристика русской литературы 18 века

1





5

М.В.Ломоносов

2





6

Г.Р.Державин

2




1

7

А.Н.Радищев

2




1

8

Н.М.Карамзин

3

1

1



9

Из русской литературы

19 века

54





10

Общая характеристика русской литературы 19 века

1





11

В.А.Жуковский

2





12

А.С.Грибоедов

8

2

1

*


13

А.С.Пушкин

14

1

1

*

2

14

М.Ю.Лермонтов

12

1

1

*


15

Н.В.Гоголь

7

1

1



16

А.Н.Островский

2





17

Ф.М.Достоевский


3





18

Л.Н.Толстой

1




1

19

А.П.Чехов

3

1

1



20

Стихи Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета

1




1

21

Из русской литературы 20 века

27





22

Общая характеристика русской литературы 20 века

2





23

И.А.Бунин

2





24

М.А.Булгаков

2





25

М.А.Шолохов

2





26

А.И.Солженицын

3



1


27

А.А.Блок

1





28

С.А.Есенин

2





29

В.В.Маяковский

2





30

М.И.Цветаева

2





31

Н.А.Заболоцкий

1





32

А.А.Ахматова

2





33

Б.Л.Пастернак

1





34

А.Т.Твардовский

3



1


35

Песни и романсы на стихи поэтов 19-20 веков


2




2

36

Из зарубежной литературы

6





37

Античная лирика: Катулл, Гораций

1





38

Данте Алигьери

1





39

У.Шекспир

2




1

40

И.-В.Гете

2




1

41

Итоговые уроки

2



1




102

8

7

3

10






















































СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

(литература 9 класс)


Введение – 1 час

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы, Формирование по­требности общения с искусством, возникновение и раз­витие творческой читательской самостоятельности.

Т е о р и я л и те paт у р ы. Литература как искусство слова (углубление представлений).


Из древнерусской литературы – 2 часа

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разно­образие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памят­ника, проблема авторства. Художественные особенно­сти произведения. Значение «Слова...» для русской ли­тературы последующих веков.

Те о р и я л итерату р ы. Слово как жанр древне­русской литературы.


Из русской литературы XVIII века – 10 часов

Характеристика русской литературы XVIII века. Граж­данский пафос русского классицизма.


Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творче­ство. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского лите­ратурного языка и стиха,

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Ве­личества государыни Императрицы Елисаветы Пет­ровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова..

Те о р и я л и те р ат у р ы. Ода как жанр лирической поэзии.


Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчест­во. (Обзор,)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, де­кламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмер­тии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.


Александр Николаевич Радищев. Слово о писа­теле.

«Путешествие из Петербурга в Москву». (Об­зор.) Широкое изображение российской действитель­ности. Критика крепостничества. Автор и путешествен­ник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентимента­лизма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.


Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих цен­ностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повес­ти. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (началь­ные представления).


Из русской литературы X1X века – 54 часа

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы Х1Х века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.


Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможно­сти поэтического языка и трудности, встающие на пути поста. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковско­го: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмо­сфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роко­вые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смер­ти. Баллада «Светлана» — пример преображения тради­ционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девуш­ки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губи­тельным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений).


Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечелове­ческое звучание образов персонажей. Меткий афо­ристический язык, Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терза­ний») Преодоление канонов классицизма в комедии.


Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Стихотворения «К Чаадаеву».. «К торю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла,..», «Я вас любил: любовь еще, быть может.,.», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоре­чие, невозможность гармонии, Индивидуалистический характер Алека. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в ро­мане. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пуш­кина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленско­го и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зер­кале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М.Достоевский; философская крити­ка начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейст­ва». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Те о р и я л и терату р ы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).


М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Ге­рой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любо­пытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печо­рин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о ро­мантизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Па­рус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Роди­на», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...»,

«Нет, я не Байрон, я другой..,», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали». Пафос вольности, чувство одиночест­ва, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме {закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологиче­ский роман (начальные представления).


Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Мертвые души» — история создания. Смысл на­звания поэмы. Система образов. Мертвые и живые ду­ши. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России, первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной коме­дией» Данте, с плутовским романом, романом-путеше­ствием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эво­люция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволю­ция образа автора — от сатирика к пророку и проповед­нику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Т е ор и я литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о коми­ческом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлен ий).


Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драма­тургии (развитие понятия).


Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, не­счастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие поня­тия).


Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя по­вести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тще­славием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское от­ношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в много­людном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.


Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Много­образие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.



Из русской литературы XX века – 27 часов

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.


Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаиче­ских произведений XX века, о ведущих прозаиках Рос­сии.


Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.


Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов про­изведения. Умственная, нравственная, духовная недораз­витость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная услов­ность, фантастика, сатира (развитие понятий).


Михаил Александрович Шолохов. Слово о писа­теле.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рас­сказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины ве­сенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Те ор и я литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление по­нятия).


Александр Исаевич Солженицын. Слово о писа­теле.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Тра­гизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление по­нятия).


Из русской поэзии XX века

Общий обзор. Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.


Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Об­разы и ритмы поэта.


Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жа­лею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшен­ный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народ­но-песенная основа произведений поэта. Сквозные об­разы в лирике Есенина. Тема России — главная в есе­нинской поэзии.


Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (от­рывок) и другие стихотворения. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде по­эта.


Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Бло­ку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенно­сти поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в твор­ческих поисках поэта.


Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О кра­соте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обоб­щений поэта-мыслителя.


Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Бе­лая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.


Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина ли­рики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к совре­менности в стихах о природе и любви.


Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Рже­вом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и то­ническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).


Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков

А. С. Пушкин. «Певец»; М.Ю. Лермонтов. «Отче­го»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гита­рой под рукою…»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Раз­уверение»; Ф.И. Тютчев, «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вер­нусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словес­ного и музыкального искусства выражающий пережива­ния, мысли, настроения человека.


Из зарубежной литературы – 6 часов

Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубо­кого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).


Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.


Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множест­венность смыслов поэмы: буквальный (изображение за­гробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблужде­ний к истине, идея восхождения души к духовным высо­там через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (ин­туитивное постижение божественной идеи через вос­приятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.


Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт); сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Об­щечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамле­та в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ ми­ровой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматиче­ский жанр (углубление понятия).


Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни/ и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия, Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливо­сти и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл проти­вопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоласти­ческой рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот до­стоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения литературы ученик должен:


знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

• изученные теоретико-литературные понятия;


уметь

• воспринимать и анализировать художественный текст;

• выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

• определять род и жанр литературного произведения;

• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, давать характеристику героев;

• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

• выделять авторскую позицию;

• выражать свое отношение к прочитанному;

• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

• владеть различными видами пересказа;

• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

• создания связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

















КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Годовая контрольная работа по литературе за курс 9 класса


  1. Какой из приведенных эпитетов есть в «Слове о полку Игореве»?

а) ясные зори

б) кровавые зори

в) алые зори

г) румяные зори

  1. Кто такой Боян, которого автор «Слова...» называет «Внуком Велеса», который не участвует в действии «Слова…», но упоминается автором?

а) один из дружинников Игоря, участвовавший в обоих сражениях и погибший во втором бою;

б) русский князь, не участвовавший в походе;

в) мифический образ Бога-покровителя русских воинов;

г) поэт и исполнитель своих произведений на гуслях.

  1. Кто из персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» произносит:

Служить бы рад, прислуживаться тошно?

а) Репетилов

б) Чацкий

в) Скалозуб

г) Молчалин

  1. Какому персонажу комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежат слова:

Чтобы чины добыть, есть многие каналы,

Об них как истинный философ я сужу?

а) Молчалину

б) Фамусову

в) Скалозубу

г) Горичу

  1. Кто из персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» утверждает:

Способностями бог меня не наградил,

Дал сердце доброе, вот чем я людям мил?

а) Молчалин

б) Репетилов

в) Горич

г) Загорецкий

  1. Какому персонажу комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежат слова:

Светает!...Ах! как скоро ночь минула!

а) Софье

б) Лизаньке

в) Наталье Дмитриевне

г) Графине внучке

  1. Стихотворение А.С.Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье...») посвящено:

а) М.Н.Раевской

б) Е.Н.Карамзиной

в) А.П.Керн

г) Е.П. Бакуниной

  1. Какое стихотворение А. С. Пушкина заканчивается словами:

Товарищ, верь: взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут паши имена!?

а) «Арион»

б) «Во глубине сибирских руд»

в) «К Чаадаеву»

г) «Дар напрасный, дар случайный»

  1. Какие произведения А.С. Пушкин написал в южной ссылке?

1) поэму «Бахчисарайский фонтан» (1821 - 1823);

2) роман «Арап Петра Великого» (1827);

3) поэму «Кавказский пленник» (1820 - 1821);

4) стихотворение «Анчар» (1828);

5) повесть «Капитанская дочка»(1836).


а) 1, 2, 3; б) 1, 3, 5; в) 1, 3 г) 2, 4

  1. Каким размером написана «онегинская» строфа?

а) Вольным ямбом

б) Четырехстопным ямбом

в) Пятистопным ямбом

г) Александрийским стихом

  1. Взаимоотношения каких героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» составляют сюжетную основу:

а) Онегина и автора

б) Онегина и Татьяны

в) Онегина и Ленского

г) Онегина и Ольги

  1. О ком из героев романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкин пишет:

Он рощи полюбил густые,

Уединенье, тишину,

И ночь, и звёзды, и луну...

а) Онегине

б) Ленском

в) Ларине

г) Мосье Трике

  1. Кто из критиков утверждал, что роман «Евгений Онегин» «есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии»?

а) Н. А. Добролюбов

б) Д. И. Писарев

в) В. Г. Белинский

г) И. А. Гончаров

  1. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» - отклик на гибель:

а) декабристов

б) Николая I

в) А.С.Пушкина

г) К.Ф.Рылеева

  1. Как называлось имение, в котором прошло детство М.ЮЛермонтова?

а) Болдино

б) Тарханы

в) Лермонтово

г) Столыпино

  1. Какое стихотворение М. Ю. Лермонтова заканчивается следующими строками:

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!

а) «Дума»

б) «Смерть поэта»

в) «Как часто, пестрою толпою окружён»

г) «Родина»

  1. Какую часть, входящую в роман М Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», можно отнести по жанровым особенностям к философской повести?

а) «Бэла»

б) «Тамань»

в) «Княжна Мери»

г) «Фаталист»

  1. В каких частях романа появляется Максим Максимыч?

а) «Бэла», «Тамань», «Княжна Мери»

б) «Бэла», «Тамань», «Фаталист»

в) «Бэла», «Максим Максимыч», «Фаталист»

г) «Бэла», «Максим Максимыч», «Княжна Мери»

  1. Отметьте верные пары «поэт — цитата из его стихотворения»:

А) С.А. Есенин — «Вот оно, глупое счастье, / С белыми окнами в сад! / По пруду лебедем красным / Плавает тихо закат»

Б) А.С. Пушкин — «А счастье всюду. Может быть, оно — / Вот этот сад осенний за сараем / И чистый воздух, льющийся в окно»

В) А.С. Грибоедов — «На свете счастья нет, но есть покой и воля»

Г) М.Ю. Лермонтов — «Поверь мне — счастье только там, / Где любят нас, где верят нам!»

а) А, Г; б) А, Б; в) Б, В; г) В, Г

  1. В чем состоит смысл сквозного образа дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?

а) Источник вдохновения для автора

б) Единственный способ передвижения по России

в) Символ будущего России

г) Символ жизненного пути человека

  1. В какой последовательности Чичиков, герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», посещал помещиков?

а) Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин

б) Манилов, Собакевич, Плюшкин, Коробочка, Ноздрёв

в) Манилов, Ноздрёв, Собакевич, Коробочка, Плюшкин

г) Коробочка, Манилов, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин

  1. Какая тема является главной в поэме Я. В. Гоголя «Мертвые души»?

а) Жизнь помещиков

б) Жизнь губернского города

в) Жизнь крепостного крестьянства

г) Жизнь России

  1. Какая тема не исследуется в лирике Ф. И. Тютчева?

а) Тема природы и человека

б) Тема назначения поэта и поэзии

в) Тема России

г) Тема революционного преобразования действительности

  1. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения И.А.Бунина:

В чашу тёмную глядится

Круг зеркально-золотой…

Какой стилистический приём использовал автор?

а) Параллелизм

б) Антитеза

в) Инверсия

г) Градация

25. Назовите произведения Ф.М.Достоевского:

1. «История одного города»

2. «Белые ночи»

3. «После бала»

4. «Бедные люди»

5. «Шинель»

а) 1, 3, 5; б) 2, 4, 5; в) 3, 4; г) 2, 4

26. Соотнесите цитаты из стихотворений с именами их авторов:

1. Когда я ночью жду её прихода,

Жизнь, кажется, висит на волоске.

Что почести, что юность, что свобода

Пред милой гостьей с дудочкой в руке… («Муза»)

2. Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет… («Моим стихам…»)

3. Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

(«Быть знаменитым некрасиво…»)

4. Светить всегда, /светить везде,
до дней последних донца, /светить -
и никаких гвоздей! /Вот лозунг мой

и солнца! («Необычайное приключение…»)

А. М.И.Цветаева

Б. А.А.Ахматова

В. В.В.Маяковский

Г. Б.Л. Пастернак

а) 1а, 2в, 3г, 4б

б) 1б, 2а, 3г, 4в

в) 1в, 2а, 3г, 4б

г) 1б, 2а, 3в, 4г

27. Своё стихотворение, в котором есть такие строчки: «Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке, Одно-единственное движенье губ…», М.И.Цветаева посвятила

а) Б.Л.Пастернаку

б) О.Э.Мандельштаму

в) С.А.Есенину

г) А.А.Блоку

28. Кого из поэтов называют «последним поэтом деревни»?

а) С. Есенина

б) В. Иванова

в) К. Бальмонта

г) И. Северянина

29. В каком варианте ответа хронологически верно расположены литературные

направления? 

а) романтизм, сентиментализм, реализм, классицизм 
б) классицизм, сентиментализм, реализм, романтизм 
в) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм 
г) сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм 

30. Укажите временные границы «серебряного века» русской поэзии.

а) начало 20 века б) конец 19 – начало 20 века
в) начало-середина 20 века г) конец 19 века



































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(литература 9 класс)




урока

Вид урока. Основные виды деятельности учителя и обучающихся



Тема урока. Основное содержание



Количество часов



Дата проведе

ния




ВВЕДЕНИЕ

1



1

Беседа.

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление литературного развития обучающихся.

1






ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


2



2

Лекция. Беседа

Литература Древней Руси (с повторением раннее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в "Слове..."

1




3

Практикум

Художественные особенности "Слова...": самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства "Слова...". Подготовка к домашнему сочинению.

1






ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА


10



4

Лекция

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма.

1




5

Лекция. Практикум

М.В.Ломоносов - реформатор русского языка и системы стихосложения. "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния". Особенности содержания и формы произведения

1




6




Беседа




М.В.Ломоносов. "Ода на день восшествия на

Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года". Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова

1







7

Урок

внеклассного чтения

Г.Р.Державин. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р.Державина. Обличение несправедливости в стихотворении "Властителям и судьям". Высокий слог и ораторские интонации стихотворения

1





8

Практикум

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. "Памятник". Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.

1




9



Рассказ

учителя. Беседа



А.Н.Радищев. "Путешествие из Петербурга в

Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения

1






10

Практикум

Особенности повествования в "Путешествии...". Жанр путешествия и его содержательное наполнение

1


11

Лекция

Н.М.Карамзин. Понятие о сентиментализме. "Осень" как произведение сентиментализма. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей

1


12

Практикум

"Бедная Лиза" как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы

1


13

Урок развития речи

Подготовка к сочинению по русской литературе 18 века

1




ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ X1X ВЕКА


54 часа


14

Лекция


Общая характеристика литературы 19 века. Понятие о романтизме

1


15

Лекция. Практикум


Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). "Море". "Невыразимое". Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения


1


16


Беседа. Практикум


В.А.Жуковский. "Светлана". Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы


1


17


Лекция


А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга


1


18


Беседа

А.С.Грибоедов. "Горе от ума". Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии


1


19-20


Беседа


Фамусовская Москва в комедии "Горе от ума"

2


21-22


Беседа Тестирование


Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей


2


23


Урок развития речи


Язык комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума". Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии "Горе от ума")

1


24

Урок развития речи

И.А.Гончаров. "Мильон терзаний".

Подготовка к домашнему сочинению по комедии

"Горе от ума"

1


25

Лекция. Беседа

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя ("Мой Пушкин")

1


26

27

Беседа

Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина.

Лирика петербургского периода. "К Чаадаеву". Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», "Анчар"

2


28

Семинар

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина. "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Я вас любил; любовь еще, быть может...''. Адресаты любовной лирики поэта

1


29

Практикум

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. "Пророк", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...".

Раздумья о смысле жизни, о поэзии. "Бесы". Обучение анализу одного стихотворения

1


30

Урок

внеклассного чтения

А.С.Пушкин. «Цыганы" как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко

1


31

Лекция

Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин". История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа

1


32

Беседа

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

1


33

Беседа

Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

1


34

Практикум


Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

1


35

Беседа

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

1


36

Семинар

Пушкинская эпоха в романе. "Евгений Онегин" как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

1


37

Урок развития речи

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века. Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

1


38

Урок внеклассного чтения Тестирование

А.С.Пушкин. "Моцарт и Сальери". Проблема "гения и злодейства". Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества


1


39

Лекция. Беседа

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. "Нет, я не Байрон, я другой...", "Молитва", "Парус", "И скучно и грустно..."

1


40

Практикум

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. "Смерть поэта", "Поэт", "Пророк", "Я жить хочу! Хочу печали...", "Есть речи - значенье..."

1


41

Практикум

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Расстались мы, но твой портрет...", "Нищий"

1


42

Семинар

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. "Дума", "Предсказание". Тема России и ее своеобразие. "Родина". Характер лирического героя и его поэзии

1


43

Лекция

М.Ю.Лермонтов. "Герой нашего времени" - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе

1


44

Беседа

М.Ю.Лермонтов. "Герой нашего времени". Печорин как представитель "портрета поколения". Загадки образа Печорина в главах "Бэла" и "Максим Максимыч"

1


45-46

Беседа

"Журнал Печорина" как средство самораскрытия его характера. "Тамань", "Княжна Мери", «Фаталист"

2


47

Практикум

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

1


48

Практикум

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни героя

1


49

Семинар Тестирование

Споры о романтизме и реализме романа "Герой нашего времени". Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман "Герой нашего времени" в оценке В.Г.Белинского.

1


50

Урок развития речи

Сочинение по роману "Герой нашего времени"

1


51

Лекция

Н.В.Гоголь: страницы-жизни и творчества. Первые творческие успехи. "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Миргород» (обобщение). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя.

1


52

Лекция

"Мертвые души". Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы

1


53

Беседа. Практикум

Система образов поэмы "Мертвые души".

1


54

Беседа

Образ города в поэме "Мертвые души"

1


55

Беседа

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

1


56

Семинар

"Мертвые души" - поэма о величии России.

Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение лирического и комического начал в поэме "Мертвые души". Поэма в оценке В.Г.Белинского

1


57

Урок развития речи

Изложение с элементами сочинения по поэме "Мертвые души"

1


58

Лекция. Беседа

А.Н.Островский. Слово о писателе. "Бедность не порок". Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада

1


59

Беседа

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы "Бедность не порок". Комедия как жанр драматургии

1


60-61

Лекция. Беседа

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип петербургского мечтателя в повести "Белые ночи". Черты его внутреннего мира

2


62

Беседа


Роль истории Настеньки в повести "Белые ночи". Содержание и смысл "сентиментальности" в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести

1


63

Урок

внеклассного чтения

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. "Юность".

1


64

Лекция

А.П.Чехов. Слово о писателе. "Смерть чиновника". Эволюция образа "маленького человека" в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора

1


65


Беседа

А.П.Чехов. "Тоска". Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа

1


66

Урок развития речи

Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос "В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?"

1


67

Урок

внеклассного чтения

Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений

1




ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

27


68

Лекция

Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений

1


69

Лекция. Беседа

И.А.Бунин. Слово о писателе. "Темные аллеи". История любви Надежды и Николая Алексеевича. "Поэзия" и "проза" русской усадьбы

1


70

Практикум


Мастерство И.А.Бунина в рассказе "Темные аллеи". Лиризм повествования

1


71

Лекция. Беседа

М.А.Булгаков. Слово о писателе. "Собачье сердце" как социально-филисофская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести "Собачье сердце". Сатира на общество шариковых и швондеров

1


72

Практикум

Поэтика повести М.А.Булгакова "Собачье сердце". Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести

1


73

Беседа

М.А.Шолохов. Слово о писателе. "Судьба человека". Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя

1


74

Практикум

Особенности авторского повествования в рассказе "Судьба человека". Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее

1


75

Беседа

А.И.Солженицын. Слово о писателе. "Матренин двор". Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе

1


76

Беседа

Образ праведницы в рассказе "Матренин двор". Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи

1


77


Урок контроля

Контрольная работа или зачетное занятие по произведениям второй половины 19 и 20 века

1


78

Лекция.

Русская поэзия Серебряного века

1


79

Беседа. Практикум

А.А.Блок. Слово о поэте. "Ветер принес издалека...", "О, весна без конца и без краю...", "О, я хочу безумно жить...". Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта

1


80

Беседа

С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. "Вот уж вечер...", "Разбуди меня завтра рано...", "Край ты мой заброшенный..."

1


81

Практикум

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. "Письмо к женщине", "Не жалею, не зову, не плачу...", "Отговорила роща золотая...". Народно- песенная основа лирики С.А.Есенина

1


82-83

Беседа. Практикум

В.В.Маяковский. Слово о поэте. "Послушайте!", "А вы могли бы?", "Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта

2


84

Лекция. Беседа

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. "Идешь, на меня похожий...", "Бабушке", "Мне нравится, что вы больны не мной...", "Стихи к Блоку", "Откуда такая нежность?". Особенности поэтики Цветаевой

1


85

Практикум

"Родина". Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой "Стихи о Москве". Традиции и новаторство в творческих поисках поэта

1


86

Беседа

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. "Я не ищу гармонии в природе...", "Где-то в поле возле Магадана...", "Можжевеловый куст", "О красоте человеческих лиц", "Завещание". Философский характер лирики Заболоцкого

1


87

Беседа

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике

1


88

Практикум

Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики

1


89

Беседа. Практикум

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. "Красавица моя, вся стать...", "Перемена", "Весна в лесу", "Быть знаменитым некрасиво...", "Во всем мне хочется дойти...". Философская глубина лирики Пастернака

1


90

Беседа. Практикум

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений "Урожай", "Весенние строчки"

1


91

Беседа

А.Т.Твардовский. "Я убит подо Ржевом". Проблемы и интонации стихов о войне

1


92-93

Уроки

внеклассного чтения

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков


2


94

Урок контроля

Зачетное занятие по русской литературе 20 века

1




ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

6


95

Урок

внеклассного чтения

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. "Нет, ни одна средь женщин...", "Нет, не надейся приязнь заслужить...". Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла ("Мальчику"). Гораций. Слово о поэте. "Я воздвиг памятник...". Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии

1


96

Лекция

Данте Алигьери. Слово о поэте. "Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер

1


97


Лекция

У.Шекспир. Слово о поэте. "Гамлет"(обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром "расшатавшегося века"

1


98

Урок

внеклассного чтения


Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

1


99


Лекция

И.-В.Гете. Слово о поэте. "Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. "Фауст" как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни

1


100


Урок

внеклассного чтения

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы

1


101

102

Урок контроля. Беседа.

Выявление уровня литературного развития обучающихся. Итоги года и задания для летнего чтения.

2












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!