СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению, 2 класс, УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению, 2 классс, УМК"Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению, 2 класс, УМК "Школа России"»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями При­мерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспита­ния и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального об­щего образования с учетом возможностей учебно-методической системы «Школа России», Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В Головановой «Литературное чтение», планируемых результатов начального общего образования.

Цели и задачи

  • обучение осознанному, правильному, вырази­тельному чтению как базовым навыком в системе образования младших школьников; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

  • формирование мотива и совершенствование начальных умений и навыков чтения.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Отличительные особенности по сравнению с примерной программой:

в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования вводятся внутрипредметные образовательные модули «Как хорошо уметь читать» - 22 ч, «Наши проекты» - 8ч, расширяющие содержание предмета для достижения планируемых результатов

Место предмета в учебном плане

Тематический план учебного курса составлен по варианту 1 примерного учебного плана – 34 учебные недели, 132 часа, в том числе контрольных работ – 4.

30 часов на внутрипредметные образовательные модули «Как хорошо уметь читать» и «Наши проекты»

Особенности организации учебного процесса по предмету

При организации учебного процесса используются информационные технологии, различные формы проведения уроков: обобщающие, уроки-игры, библиотечные уроки. Используются интерактивные методы обучения: ролевые игры, творческие, проблемные ситуации и занимательный материал.  

Формы организации процесса обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Методы: беседа, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Средства: наглядность (зрительная и звуковая), работа с учебником, игровые технологии, ИКТ

Для оптимизации образовательного процесса используются методики:

Исследовательская (проблемно-поисковая) Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели «обучение через открытие».

Коммуникативная (дискуссионная)

Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующиеся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

Деятельностная

Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.

Рефлексивная

Особенностью данной технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

Частично-поисковые методики.

Методика опережающего обучения.

Программой предусмотрено:

Отметки во 2 классе не ставятся, учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна;

тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме; выявить картину усвоения каждым учеником изученного материала;

Виды контроля

текущий

тематический

итоговый

Контроль знаний, умений и навыков учащихся по предмету «Литературное чтение» проводится в форме

беседы,

фронтального и индивидуального опроса,

работы по карточкам,

подготовки творческих работ,

проектов, тестирования,

систематической проверки навыка чтения,

индивидуальных бесед по вопросам

самостоятельного чтения учащихся.

Формы контроля.

Промежуточная аттестация проводится в форме текущего и тематического контроля:

устный опрос,

проверочная работа,

выразительное чтение художественных произведений наизусть,

беседа;

фронтальный опрос;

тестовые задания;

оценка достижений учащихся.




Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование

разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

Уроки

Внутрипредметный модуль

«Наши проекты»


Внутрипредметный модуль

«Как хорошо уметь читать»

Проверо-чные

работы


Контро-льные работы

1

Самое великое чудо на свете

5

2

2

-

-

1

2

Устное народное творчество

13

11

-

2

-

-

3

Люблю природу русскую

8

7

-

1

-

-

4

Русские писатели

14

12

-

2

-

-

5

О братьях наших меньших

12

10

-

2

-

-

6

Из детских журналов

9

5

2

1

-

1

7

Люблю природу русскую. Зима

8

7

-

1

-

-

8

Писатели - детям

17

15

-

2

-

-

9

Я и мои друзья

10

8

-

2

-

-

10

Люблю природу русскую. Весна

9

8

-

1

-

-

11

И в шутку и

всерьез

14

9

2

2

-

1

12

Литература зарубежных стран

13

5

2

6


1


Всего

132

102

8

22


4

















Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование

разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

Уроки

Модуль

«Наши проекты»


Модуль «Как хорошо уметь читать»

Контро-льные работы


Самое великое чудо на свете

5

2

2

-

1

1

Книги, прочитанные летом.

Книга–великое чудо.


1




2


В/М«Наши проекты». «О чем может рассказать школьная библиотека». Экскурсия в школьную библиотеку.



1



3

Входная контрольная работа.



1



4

В/М«Наши проекты». «О чем может рассказать школьная библиотека».





1

5

Старинные и современные книги. Читателю. Р.Сеф.


1





Устное народное творчество

13

11


2


1

Малые и большие жанры народного творчества. Пословицы и поговорки.


1




2

Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма.


1




3

Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества.


1




4

Считалки и небылицы- малые жанры устного народного творчества. Ритм – основа считалки.


1




5

Ю. Коваль. Сказки. Ю. Мориц. Сказка по лесу идет…


1




6

Народные сказки. «Петушок и бобовое зернышко»


1




7

Народные сказки. «У страха глаза велики».


1





8

Русские народные сказки о животных. «Лиса и тетерев»,


1




9


Русские народные сказки о животных. «Лиса и журавль».


1




10

Нравоучительный характер русской народной сказки.. «Каша из топора».


1




11-12

В/М « Как хорошо уметь читать». Победа добра над злом. Русская народная сказка «Гуси лебеди»




1





1


13

«Устное народное творчество». Проверим себя и оценим свои достижения. Викторина.


1





Люблю природу русскую

8

7

-

1

-

1

Картины осенней природы. Осенние загадки.


1




2

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».


1




3

К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила»


1




4

А. Фет «Ласточки пропали»


1




5

Осенние листья – тема для поэтов. А. Толстой, С. Есенин,В. Брюсов, И. Токмакова.


1




6

Познавательный характер произведений. В. Берестов «Хитрые грибы»


1




7

В/М «Как хорошо уметь читать». Поэтический образ осени в рассказах. М.Пришвин. «Осеннее утро. И Бунин «Сегодня так светло кругом».




1


8

«Люблю природу русскую. Осень». Проверим себя и оценим свои достижения.


1





Русские писатели

14

12

-

2

-

1


А. С. Пушкин- великий русский писатель. «У лукоморья дуб зелёный…»-вступление к поэме «Руслан и Людмила»


1





1




2

Поэтическое изображение зимы. А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»


1




3

Поэтическое изображение зимы. А.С.Пушкин «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…».


1




4

Народная мораль в сказке А. С. Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке».


1




5

Характеры героев сказки А.С.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке».


1




6

Картины моря в сказке А. С. Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке».


1




7

Мораль в баснях И. А. Крылова. «Лебедь, Рак и Щука»


1




8

Мораль в баснях И. А. Крылова. «Стрекоза и муравей».


1




9

Сравнение сказки и басни.

Чтение басен И.А. Крылова.


1




10

Нравоучительный характер произведения.

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек».


1




11

В/М «Как хорошо уметь читать» Поучительный характер рассказа Л. Н. Толстого «Филипок»




1


12




1


13

Рассказы Л. Н. Толстого.


1




14

Русские писатели. Проверим и оценим свои достижения.


1





О братьях наших меньших

12

10

-

2

-

1

Научно-популярный текст Н. Сладкова «Они и мы».


1




2

Весёлые стихи о животных.А. Шибаева «Кто кем становится», ,Б. Заходер «Плачет киска»


1




3

Весёлые стихи о животных И. Пивоварова «Жила-была собака», В. Берестова «Кошкин щенок».


1




4

Забота о животных в рассказе

М. Пришвина «Ребята и утята»


1




5

Забота о животных в рассказе

М. Пришвина «Ребята и утята». Обучение выборочному пересказу.


1




6

Рассказы о животных. Е. Чарушин «Страшный рассказ» Герои рассказа.


1




7

Рассказы о животных. Е. Чарушин «Страшный рассказ» Нравственный смысл рассказа.


1




8

Рассказы о животных. Б. Житков «Храбрый утёнок» . Нравственный смысл рассказа.


1




9

Рассказы о животных. Б. Житков «Храбрый утёнок» Подробный пересказ на основе вопросов.


1




10

В/М «Как хорошо уметь читать»

Рассказы о животных. В. Бианки В/М «Как хорошо уметь читать»

Рассказы о животных. В. Бианки




1


11




1


12

О братьях наших меньших. Проверим и оценим свои достижения.


1





Из детских журналов

9

5

2

1

1

1

В/М«Наши проекты»

Запуск проекта «Мой любимый детский журнал».



1



2

Игра в стихи. Д. Хармс «Игра»


1




3

Ритм стихотворного текста. Д. Хармс «Вы знаете?»


1




4

Произведения из детских журналов. Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи»


1




5

Д. Хармс «Что это было?», Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»


1




6

Контрольная работа.





1

7

В\М «Как хорошо уметь читать»

Детские журналы: «Мурзилка», «Веселые картинки», др. Знакомство с рубриками журналов для детей




1


8

Ю. Владимиров «Чудаки». А. Введенский «Учёный Петя»


1




9

В/М «Наши проекты» «Мой любимый детский журнал».



1




Люблю природу русскую. Зима

8

7

-

1

-

1

Люблю природу русскую. Зима. Зимние загадки.


1




2

Образ зимы в поэзии. И. Бунин «Зимним холодом пахнуло…»


1




3

Образ зимы в поэзии. К. Бальмонт «Снежинка». Я. Аким «Утром кот…»


1




4

Образ зимы в поэзии. Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою»


1




5

Лирические стихи Есенина. «Поёт зима – аукает», «Берёза»


1




6

В/М «Как хорошо уметь читать».

Сказка «Два мороза»




1


7

Образ зимы в сказках. С.Михалков «Новогодняя быль»


1




8

Люблю природу русскую. Зима». Проверим и оценим свои достижения.


1





Писатели- детям

17

15

-

2

-

1

Писатели-детям. Знакомство с названием раздела.


1




2

Шутливое искажение действительности. К. И. Чуковский «Путаница»


1




3

Авторское отношение к изображаемому. К. Чуковский. Сказка «Радость».


1




4

Литературная сказка. К. И. Чуковский «Федорино горе»


1




5


1




6

Мудрость в замысловатой истории. С. Я. Маршак. «Кот и лодыри».


1




7


1




8

Удивления и радость в произведениях С. В. Михалкова. «Мой секрет», «Сила воли».


1




9

В/М «Как хорошо уметь читать». Стихи С. В. Михалкова.




1


10

Поэтическая речь в произведениях. А. Л. Барто «Верёвочка»


1




11

Поэтическая речь в произведениях. А. Л. Барто «Мы не заметили жука»


1




12

Звукопись стихов А. Барто. «В школу», «Вовка - добрая душа»


1




13

Смешные и поучительные рассказы Н. Н. Носова «Затейники»


1




14

Использование юмористического образа в рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа»


1




15


1




16

В/М «Как хорошо уметь читать». Рассказы о детях и для детей Н. Н. Носова




1


17

Писатели - детям. Проверим и оценим свои достижения.


1





Я и мои друзья

10

8

-

2

-

1

Я и мои друзья. Знакомство с названием раздела.


1




2

Стихи о дружбе и обидах. В. Берестов, Э. Мошковская.


1




3

Нравственно-этические представления. В. Лунин. «Я и Вовка»


1




4

Рассказы о дружбе и взаимовыручке. Н.Булгаков «Анна, не грусти», Ю.Ермолаев «Два пироженных»


1




5

Отношения детей и взрослых. В Осеева «Волшебное слово»


1




6


1




7

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. В Осеева «Хорошее».


1




8

В/М «Как хорошо уметь читать». Рассказы В. Осеевой о детях.




1


9




1


10

Я и мои друзья. Проверим и оценим свои достижения.


1





Люблю природу русскую. Весна

9

6

-

1

-

1

Люблю природу русскую. Весна. Знакомство с названием раздела. Весенние загадки.


1




2

Прием контраста в создании картин зимы и весны. Ф.Тютчев «Зима недаром злится , «Весенние воды»


1




3

Картины весны в стихотворениях А. Плещеева. «Весна», «Сельская песенка».


1




4

Картины весны в стихотворениях А.Блока,С. Маршака






5

Сердце матери лучше солнца греет. И. Бунин «Матери», А. Плещеев «В бурю»


1




6

Стихи о маме. Е. Благинина «Посидим в тишине». Э.Мошковская «Я маму мою обидел»


1




7

В/М «Как хорошо уметь читать».

Любимые стихи о маме


1


1


8

С. Васильев «Белая берёза» Запуск проекта «День победы – 9 мая».


1




9

Люблю природу русскую. Весна. Проверим и оценим свои достижения.


1





И в шутку и всерьез

14

9

2

2

1

1

И в шутку и всерьёз. Знакомство с названием раздела.


1




2

Веселые стихи Б. Заходера. «Товарищам детям», «Что красивей всего»,


1




3

Весёлые и смешные герои

Б. Заходера. «Песенки Винни-Пуха»


1




4

Образы сказочных героев.

Э. Успенский «Чебурашка


1




5

Весёлые стихи Э. Успенского. «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память».


1




6

В/М «Как хорошо уметь читать». Творчество Э.Успенского




1


7

Юмористические ситуации в стихах В. Берестова.


1




8

Юмористические ситуации в стихах И. Токмаковой.


1




9

Комплексная контрольная работа.





1

10

Герои юмористических рассказов. Г. Остер «Будем знакомы»


1




11

Весёлые рассказы для детей.

В. Драгунский «Тайное становится явным»


1




12

В/М «Как хорошо уметь читать». В. Драгунский. Денискины рассказы .




1


13

Модуль «Наши проекты». День победы- 9 мая.



1



14



1




Литература зарубежных стран

13

4

6

2

1

1

Литература зарубежных стран. Знакомство с названием раздела. Американская народные песенки.


1




2

Итоговая контрольная работа.





1

3

Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» (перевод К. Чуковского», С. Маршака»


1




4

Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народна песенка «Знают мамы, знают дети»


1




5

В/М «Как хорошо уметь читать». Герои зарубежных сказок.

Ш. Перро «Кот в сапогах».



1



6



1



7

В/М «Как хорошо уметь читать». Герои зарубежных сказок. Сказка-пьеса «Красная шапочка»



1



8

В/М «Как хорошо уметь читать». Г.Андерсен «Принцесса на горошине»



1



9-10

В/М «Как хорошо уметь читать». Сказки Эни Хогарта.




2


11-12

В/М «Наши проекты». Мой любимый писатель – сказочник.



2



13


Литература зарубежных стран Проверим и оценим свои достижения.


1





Итого:

уроков

внутрипредметный модуль

132

106

26






Содержание тем учебного курса

Курс призван продолжить обучение чтению в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Самое великое чудо на свете

Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя. Старинные и современные книги. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга» Высказывания о книге К.Ушинского, М.Горького, Л.Толстого. Напутствие читателю Р.Сефа.

Устное народное творчество

Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет...» Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».

Люблю природу русскую. Осень

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».

Русские писатели

А. Пушкин вступление к поэме «Руслан и Людмила», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке».И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».

Л. Толстой. «Старый дед и внучек», «Филипок», «Правда всего дороже», «Котёнок»

О братьях наших меньших

Н. Сладков «Они и мы», Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин щенок», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок», В.Бианки «Музыкант», «Сова»

Из детских журналов

Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; Д. Хармс. «Что это было?»; Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; Ю. Владимиров. «Чудаки»; А. Введенский. «Ученый Петя», «Лошадка»

Люблю природу русскую. Зима

И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима — аукает...», «Береза». Русская народная сказка «Два Мороза», С. Михалков. «Новогодняя быль»; А. Барто. «Дело было в январе…»; С. Дрожжин. «Улицей гуляет…»

Писатели – детям

К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок», А.Л.Барто «Верёвочка», «Мы не заметили ужа», «Вовка – добрая душа». Юмористические рассказы Н.Н.Носова «Затейники», «Живая шляпа», «На горке»

Я и мои друзья

В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?»

Люблю природу русскую. Весна

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка», « В бурю»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот…»; И. Бунин. «Матери»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел…»; С. Васильев. «Белая берёза».

И в шутку и всерьёз

Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране»;  Г. Остер. «Будем знакомы», В.Драгунский «Тайное становиться явным»

Литература зарубежных стран

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка». Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты

  • Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).

  • Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.

  • Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.

  • Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.

  • Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (н-р, татарскую, коми, чеченскую и др.).

  • Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.

  • Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.

  • Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.

  • Включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.

  • Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений.

  • Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.

  • Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.

  • Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.

  • Приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения.

  • Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.

  • Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.

  • Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.

  • Выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или «Словарик образов» (по темам: небо, звёзды, ветер, тучи, река, горы и пр.).

  • Использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях.

  • Фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой.

  • Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.

  • Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.

  • Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.

  • Строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.

  • Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.

  • Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.

  • Пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости.

  • Предлагать свои способы сохранения зрения и осанки.

  • Пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).

  • Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.

  • Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.

  • Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.

  • Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Познавательные УУД

  • Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.

  • Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»). Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений.

  • Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.

  • Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.

  • Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.

  • Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).

Коммуникативные УУД

  • Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.

  • Оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

  • Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.

  • Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).

  • Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.

  • Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.

  • Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.

  • Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя

  • читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;

  • ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;

  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;

  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;

  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

  • соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

  • осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;

  • составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.

  • пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

  • находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.

  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.

  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).


Перечень учебно-методического обеспечения


Учебный комплект:

  • Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Литературное чтение - учебник, в двух частях: 2 класс. М.: Просвещение,2014.

  • Рабочая тетрадь.2 класс. М.В.Бойкина, Л.А,Виноградская, М.: Просвещение,2015


Методический комплект

  • Поурочные разработки по литературному чтению. С.В.Кутявина – М.: ВАКО,2012


Дидактический материал

  • Детские книги разных типов из круга детского чтения.

  • Портреты писателей и поэтов.


Технические средства (оборудование и приборы)

  • Компьютер

  • Мультимедийный аппарат


Материалы на электронных носителях и интернет-ресурсы

http://metodisty.ru,

http://festival.1september.ru,

http://viki.rdf.ru/

nsportal.ru

www.zavuch.info

pedsovet.su



18




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!