04.02
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Троекурово
Чаплыгинского муниципального района
Липецкой области РФ
Рабочая программа
по литературному чтению
для 2 класса ФГОС
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, планировать учебную деятельность на уроке;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, пособия);
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других;
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу на уроке и в жизни;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются формирование следующих умений:
Ученики научатся:
различать виды (жанры) устного народного творчества; находить созвучные окончания слов в песне, различия в потешках и прибаутках, сходных по теме;
анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки, распределять загадки и пословицы по тематическим группам;
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы;
хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их авторов;
понимать особенности юмористического произведения; анализировать заголовок произведения; сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя антонимы;
восстанавливать последовательность событий по вопросам;
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
размышлять о характере и поступках героя;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме;
читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Содержание учебного предмета, курса
Вводный урок (1ч)
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Читателю. Р. Сеф
Устное народное творчество (16 ч)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки.
Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень (10 ч)
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели (14 ч)
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке».И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших (15 ч)
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Из детских журналов (11ч)
Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; Д. Хармс. «Что это было?»; Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; Ю. Владимиров. «Чудаки»; А. Введенский. «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима (14ч)
И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».
Писатели – детям ( 23ч)
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).
Я и мои друзья (14 ч)
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».
Люблю природу русскую. Весна (12 ч)
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин. «Матери»; А. Плещеев. «В бурю»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».
И в шутку и всерьез (17ч)
1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы».
Литература зарубежных стран (19ч)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»).
Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).
Тематическое планирование
| Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Вводный урок | 1 |
2 | Самое великое чудо на свете | 4 |
3 | Устное народное творчество | 16 |
4 | Люблю природу русскую. Осень | 10 |
5 | Русские писатели | 14 |
6 | О братьях наших меньших | 15 |
7 | Из детских журналов | 11 |
8 | Люблю природу русскую. Зима. | 14 |
9 | Писатели детям. | 23 |
10 | Я и мои друзья. | 14 |
11 | Люблю природу русскую. Весна | 12 |
12 | И в шутку и всерьёз. | 17 |
13 | Литература зарубежных стран | 19 |
| Итого | 170 |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс
№ п/п | Тема урока | Дата | Примечание |
По плану | Фактически |
| 1 четверть – 45 часов | | | |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения. | 01.09 | | |
2 | Самое великое чудо на свете – 4час. Самое великое чудо на свете. Р.С. Сеф «Читателю». | 03.09 | | |
3 | Библиотеки. | 05.09 | | |
4 | Проект «О чём может рассказать школьная библиотека». | 06.09 | | |
5 | Старинные и современные книги. | 07.09 | | |
6 | Устное народное творчество – 16час. Устное народное творчество. Вводный урок по разделу. | 08.09 | | |
7 | Русские народные песни. | 10.09 | | |
8 | Потешки и прибаутки. | 12.09 | | |
9 | Скороговорки, считалки, небылицы. | 13.09 | | |
10 | Загадки, пословицы, поговорки. | 14.09 | | |
11 | Стартовая к/работа. Проверка техники чтения. | 15.09 | | |
12 | Народные сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…» | 17.09 | | |
13 | Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». | 19.09 | | |
14 | Сказка «У страха глаза велики». | 20.09 | | |
15 | Сказка «Лиса и тетерев». | 21.09 | | |
16 | Сказка «Лиса и журавль». | 22.09 | | |
17 | Сказка «Каша из топора». | 24.09 | | |
18 | Сказка «Гуси- лебеди». | 26.09 | | |
19 | Сказка «Гуси- лебеди». | 27.09 | | |
20 | Викторина по сказкам. А.А. Шибаев «Вспомни сказку». | 28.09 | | |
21 | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество».Тест №1. | 29.09 | | |
22 | Люблю природу русскую. Осень.- 10 час. Нравится ли вам осень? Осенние загадки. | 01.10 | | |
23 | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной». | 03.10 | | |
24 | К. Бальмонт «Поспевает брусника...» | 04.10 | | |
25 | А. Плещеев «Осень наступила ...» | 05.10 | | |
26 | А.Фет «Ласточки пропали…» А. Толстой «Осень». | 06.10 | | |
27 | С. Есенин «Закружилась листва золотая». В. Брюсов «Сухие листья». | 08.10 | | |
28 | И. Токмакова «Опустел скворечник». | 10.10 | | |
29 | В.Д. Берестов «Хитрые грибы». | 11.10 | | |
30 | М.М. Пришвин «Осеннее утро». И.Бунин «Сегодня так светло кругом». | 12.10 | | |
31 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень». Тест №2. | 13.10 | | |
32 | Русские писатели – 14 час. А. С. Пушкин. Викторина по сказкам поэта. | 15.10 | | |
33 | А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный ...» | 17.10 | | |
34 | А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…», | 18.10 | | |
35 | «Зима! Крестьянин торжествуя... | 19.10 | | |
36 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 20.10 | | |
37 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 22.10 | | |
38 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 24.10 | | |
39 | И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука». | 25.10 | | |
40 | И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». | 26.10 | | |
41 | Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек». | 27.10 | | |
42 | Л. Н. Толстой «Филиппок». | 29.10 | | |
43 | Л. Н. Толстой «Правда всего дороже», «Котёнок». | 31.10 | | |
44 | Разноцветные страницы. | 01.11 | | |
45 | Обобщение по разделу «Русские писатели». Тест №3 | 02.11 | | |
| 2 четверть – 35 часов | | | |
46 | О братьях наших меньших- 15 час. Сладков «Они и мы». А.Шибаев «Кто кем становится?». | 12.11 | | |
47 | Б.Заходер «Плачет киска..», | 14.11 | | |
48 | И.Пивоварова «Жила-была собака». | 15.11 | | |
49 | В.Берестов «Кошкин щенок». | 16.11 | | |
50 | М.Пришвин «Ребята и утята» | 17.11 | | |
51 | М.Пришвин «Ребята и утята» | 19.11 | | |
52 | Е. Чарушин «Страшный рассказ». | 21.11 | | |
53 | Е. Чарушин «Страшный рассказ». | 22.11 | | |
54 | Б.Житков «Храбрый утёнок» | 23.11 | | |
55 | В.Бианки «Музыкант» | 24.11 | | |
56 | В.Бианки «Музыкант» | 26.11 | | |
57 | В.Бианки «Сова». | 28.11 | | |
58 | В.Бианки «Сова». | 29.11 | | |
59 | Разноцветные страницы. | 30.11 | | |
60 | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №4. | 01.12 | | |
61 | Из детских журналов - 11 час. Знакомство с детскими журналами. Подготовка к проектной деятельности «Мой любимый детский журнал». | 03.12 | | |
62 | Д.Хармс «Игра». | 05.12 | | |
63 | Д.Хармс «Вы знаете?..» | 06.12 | | |
64 | Д. Хармс «Веселые чижи». | 07.12 | | |
65 | Д. Хармс «Что это было?», «Очень- очень вкусный пирог». | 08.12 | | |
66 | Д. Хармс «Что это было?», «Очень- очень вкусный пирог». | 10.12 | | |
67 | Ю. Владимиров «Чудаки», | 12.12 | | |
68 | А. Введенский «Ученый Петя». | 13.12 | | |
69 | Введенский «Лошадка», Д. Хармс «Веселый старичок». | 14.12 | | |
70 | Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщающий урок. Тест №5. | 15.12 | | |
71 | Защита проекта «Мой любимый детский журнал». | 17.12 | | |
72 | Люблю природу русскую! Зима -14 час. Нравится ли вам зима? Зимние загадки. | 19.12 | | |
73 | И. Бунин «Зимним холодом пахнуло». К. Бальмонт «Снежинка». | 20.12 | | |
74 | Я. Аким «Утром кот принес на лапах…», | 21.12 | | |
75 | Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою …» | 22.12 | | |
76 | С. Есенин «Поет зима – аукает…», «Береза». | 24.12 | | |
77 | С. Есенин «Поет зима – аукает…», «Береза». | 26.12 | | |
78 | К/работа № 1.«Повторение пройденного за 1 полугодие». | 27.12 | | |
79 | Русская народная сказка «Два Мороза». | 28.12 | | |
80 | Русская народная сказка «Два Мороза». | 29.12 | | |
| 3 четверть – часов. | | | |
81 | С. Михалков «Новогодняя быль» | 11.01 | | |
82 | С. Михалков «Новогодняя быль» | 12.01 | | |
83 | А. Барто «Дело было в январе…», С. Дрожжин «Улицей гуляет …» | 14.01 | | |
84 | Разноцветные страницы. | 16.01 | | |
85 | Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима». Тест №6. | 17.01 | | |
86 | Писатели детям- 23 час. К.И. Чуковский. Биография. | 18.01 | | |
87 | К. Чуковский «Путаница». | 19.01 | | |
88 | К. Чуковский «Путаница». | 21.01 | | |
89 | К. Чуковский «Радость». | 23.01 | | |
90 | К. Чуковский «Федорино горе». | 24.01 | | |
91 | К. Чуковский «Федорино горе». | 25.01 | | |
92 | К. Чуковский «Федорино горе». | 26.01 | | |
93 | С. Я. Маршак – детский писатель. | 28.01 | | |
94 | С. Маршак «Кот и лодыри». | 30.01 | | |
95 | С. В. Михалков. | 31.01 | | |
96 | С Михалков «Мой секрет». | 01.02 | | |
97 | С. Михалков «Сила воли» | 02.02 | | |
98 | С. Михалков «Мой щенок». | 04.02 | | |
99 | А. Барто «Веревочка». | 06.02 | | |
100 | А. Барто «Мы не заметили жука», «В школу». | 07.02 | | |
101 | А. Барто «Вовка – добрая душа». | 08.02 | | |
102 | Н. Носов «Затейники» | 09.02 | | |
103 | Н. Носов «Живая шляпа». | 11.02 | | |
104 | Н. Носов «Живая шляпа». | 13.02 | | |
105 | Н. Носов «На горке». | 14.02 | | |
106 | Н. Носов «На горке». | 15.02 | | |
107 | Разноцветные страницы. Скороговорки. | 16.02 | | |
108 | Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщающий урок. | 18.02 | | |
109 | Я и мои друзья- 14 час. Я и мои друзья. Развитие речи. | 20.02 | | |
110 | В. Берестов «За игрой», Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду» | 21.02 | | |
111 | В. Берестов «Гляжу с высоты», В. Лунин «Я и Вовка». | 22.02 | | |
112 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!». | 24.02 | | |
113 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!». | 25.02 | | |
114 | Ю. Ермолаев «Два пирожных». | 27.02 | | |
115 | В. Осеева «Волшебное слово». | 28.02 | | |
116 | В. Осеева «Волшебное слово». | 01.03 | | |
117 | В. Осеева «Хорошее» | 02.03 | | |
118 | В. Осеева «Почему?» | 04.03 | | |
119 | В. Осеева «Почему?» | 06.03 | | |
120 | В. Осеева «Почему?» | 07.03 | | |
121 | Разноцветные страницы Е. Благинина «Простокваша», В. Орлов «На печи». | 08.03 | | |
122 | Проверим себя и оценим свои достижения Обобщающий урок. | 09.03 | | |
123 | Люблю природу русскую! Весна -12 час. Нравится ли вам весна? Весенние загадки. | 11.03 | | |
124 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится …». | 13.03 | | |
125 | Ф. Тютчев «Весенние воды». | 14.03 | | |
126 | А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка». | 15.03 | | |
127 | А. Блок «На лугу». | 16.03 | | |
128 | С. Маршак «Снег теперь уже не тот …». | 18.03 | | |
129 | И. Бунин «Матери». | 20.03 | | |
130 | А. Плещеев «В бурю». Проверка техники чтения. | 21.03 | | |
131 | Е. Благинина «Посидим в тишине». | 22.03 | | |
132 | Проверим себя и оценим свои достижения. И. Пивоварова «Здравствуй». Тест | 23.03 | | |
| 4 четверть- | | | |
133 | Э. Мошковская «Я маму мою обидел». | 04.04 | | |
134 | С.Васильев «Белая береза» Наши проекты. Газета «День победы – 9 мая». | 05.04 | | |
135 | И в шутку и всерьез -17 час. «Мозговая атака». Развитие речи. | 06.04 | | |
136 | Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?». | 08.04 | | |
137 | Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха. | 10.04 | | |
138 | Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха. | 11.04 | | |
139 | Э. Успенский «Чебурашка». | 12.04 | | |
140 | Э. Успенский «Чебурашка». | 13.04 | | |
141 | Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой…», «Память». | 15.04 | | |
142 | Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой…», «Память». | 17.04 | | |
143 | В. Берестов «Знакомый», | 18.04 | | |
144 | В. Берестов «Путешественники», «Кисточка» | 19.04 | | |
145 | И. Токмакова «Плим». | 20.04 | | |
146 | Г. Остер «Будем знакомы». | 21.04 | | |
147 | Г. Остер «Будем знакомы». | 22.04 | | |
148 | В. Драгунский «Тайное становится явным». | 24.04 | | |
149 | В. Драгунский «Тайное становится явным». | 25.04 | | |
150 | Разноцветные страницы. Ю.Тувим «Про пана Трулялинского». | 26.04 | | |
151 | Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщающий урок. | 27.04 | | |
152 | Литература зарубежных стран -19 час. Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». Подготовка к проекту «Мой любимый писатель-сказочник». | 29.04 | | |
153 | Английские народные песенки: «Перчатки», «Храбрецы». | 01.05 | | |
154 | Английские народные песенки: «Перчатки», «Храбрецы». | 02.05 | | |
155 | Французская народная песенка «Сюзон и мотылек». | 03.05 | | |
156 | Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». | 04.05 | | |
157 | Ш. Перро «Кот в сапогах». | 06.05 | | |
158 | Ш. Перро «Кот в сапогах». | 08.05 | | |
159 | Ш. Перро «Красная Шапочка». | 10.05 | | |
160 | Ш. Перро «Красная Шапочка». | 11.05 | | |
161 | Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине». | 12.05 | | |
162 | Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине». | 13.05 | | |
163 | Э. Хогарт «Мафин и паук» | 15.05 | | |
164 | Э. Хогарт «Мафин и паук» | 16.05 | | |
165 | Комплексная работа. | 17.05 | | |
166 | Э. Хогарт «Мафин и паук» | 18.05 | | |
167 | Проект «Мой любимый писатель-сказочник». | 20.05 | | |
168 | Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран». | 22.05 | | |
169 | К/р.Проверка техники чтения. | 24.05 | | |
170 | Задание на лето | 25.05 | | |