СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс, по учебнику Лазаревой В.А.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс, по учебнику Лазаревой В.А.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

г. Улан – Удэ

«Утверждаю»

Директор школы № 7

Очирова С.Х. _____________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

Класс 1 «А» Количество часов в год – 40 часов


Учитель: Иванова Татьяна Лаврентьевна Категория первая Стаж работы 33 года


Рабочая программа составлена на основании Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г, примерной программы для начальной школы по литературному чтению, учебной программы развивающего обучения Л.В. Занкова по литературному чтению, в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, Федеральным Государственным стандартом общего образования второго поколения, обеспечена учебником

В.А. Лазарева «Литературное чтение» и учебно-методической литературой.

Рабочая программа обсуждена на заседании МЦ «Детство» «___» сентября 2016 года Рук.центра: Нечаева Л.В. _________

Одобрена МС «____» сентября 2016 года

Зам. директора по НМР Гармаева Л.А.__________________

Зам. директора по УВРМышляева Л.О. _________________

«Проверена» зам.директора по УВР: Касторнова Е.Ф. «____» сентября 2016____________

«____» ноября 2016 ____________

«____» января 2017 ____________

«____» апреля 2017 ____________

I Планируемые результаты



Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.

Задачи курса:

- формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения учащимися разных видов текстов и прежде всего художественного; совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;

- ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умением извлекать из разных текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной; формирование на этой основе навыков и простейших способов самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров; создание собственных текстов с использованием художественных средств;

- развитие речи учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности;

- формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и освоение учениками читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; развитие нравственных представлений и качеств личности ребенка и формирование нравственных понятий.






Требования к уровню подготовки обучающихся

Планируемые результаты:


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к предмету «Литературное чтение»;

– эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений;

– первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных

текстах (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность);

– первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения

Обучающийся получит возможность для формирования:

интереса к учебному материалу;

мотивации к успешности учебной деятельности;

основы для эмоционального переживания художественного текста;

любви к природе родного края, интереса к произведениям народного творчества;

умения откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;

умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя за счет целенаправленного развития произвольности психических процессов;

– принимать позиции слушателя и читателя доступных по жанру литературных произведений;

– выполнять учебные действия на основе алгоритма действий.

Обучающийся получит возможность научиться:

понимать цель и смысл выполняемых заданий;

понимать важность планирования своей деятельности;

принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

работать со словарем и материалом предварительного чтения;

понимать принятую в учебнике систему значков;

осуществлять первоначальный контроль своих действий


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– читать тексты и понимать их фактическое содержание;

– ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

– выделять события, видеть их последовательность в произведении;

– пользоваться словарем учебника

Обучающийся получит возможность научиться:

выделять в тексте основные части;

выполнять логические действия (анализ, сравнение);

воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения;

различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;

сравнивать разные тексты (художественный и научно-популярный);

работать с сопоставительными таблицами;

работать с текстами в Хрестоматии


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;

– использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

– принимать участие в обсуждении прочитанного

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять интерес к общению и групповой работе;

преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

входить в коммуникативную игровую ситуацию и принимать воображаемую роль игровой деятельности


Предметные результаты:

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

– читать доступные для данного возраста произведения; понимать фактическое содержание текстов, выделять в них основные части

– пересказывать небольшие по объему тексты;

– находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

– оценивать героя литературного произведения по его поступкам;

– понимать изобразительную природу художественного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание;

определять главную мысль литературного произведения;

отвечать на вопросы по содержанию текста;

соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;

строить высказывание по заданному образцу

Круг детского чтения

Обучающийся научится:

– отличать художественные книги от научно-популярных;

– определять автора книги и ее название;

– называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе;

– пользоваться значками для ориентировки в учебнике;

– находить в учебнике и Хрестоматии то или иное произведение;

– ориентироваться в учебнике по содержанию

Обучающийся получит возможность научиться:

пользоваться словариками (в том числе словариком настроения) в учебнике;

находить то или иное произведение в Хрестоматии; осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе;

ориентироваться в сборнике сказок;

участвовать в организации выставки книг в классе

объяснять назначение художественных книг;

выбирать книги для самостоятельного чтения, пользуясь списком книг «Читаем летом».


Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

- сопоставлять небольшие по объему тексты художественный и научно-популярный;

– понимать следующие понятия: автор, текст, тема художественного произведения, «рисующие» слова, «картинный» план;

– различать произведения малых фольклорных жанров

Обучающийся получит возможность научиться:

находить рифму и чувствовать ритм стихотворения и звукопись;

видеть реальное и фантастическое в художественном тексте;

отличать произведения устного народного творчества: сказка, загадка, пословица, считалка, скороговорка;

эмоционально воспринимать традиционное изображение характера героя в сказке;

видеть в художественном произведении поступок героя как проявление его характера, понимать смысл нравственного урока произведения.


Творческая деятельность

Обучающийся научится:

– подбирать иллюстрации к литературному произведению;

– создавать рисунки, иллюстрации к произведениям;

– выражать эмоции и настроение в процессе чтения

Обучающийся получит возможность научиться:

читать по ролям стихотворения;

выражать чувства, передавать настроение в стихотворении;

передавать эмоциональное содержание художественных текстов;

выделять особенности характера животных – героев народных сказок.








II Содержание учебного предмета



Курс рассчитан на 40 часов (4 часа в неделю)

Освоившие чтение дети в короткий послебукварный период должны научиться читать художественный текст, открыть его для себя как особый способ изображения действительности, как источник знаний о мире, о жизни, о людях и их отношениях, о себе. Продолжается начатая еще в букваре работа по формированию читательской компетентности, таких универсальных учебных действий, как понимание детьми при чтении фактического содержания текста, и таких качеств чтения, как правильность и осознанность. В этом учебном году ученики-читатели знакомятся и со свойствами художественного текста изобразительностью и выразительностью. Именно на уроках литературного чтения появляется возможность работать над выразительным чтением, и дети должны научиться не только извлекать эмоционально-образную информацию, но и передавать ее другим людям в выразительном чтении. Это способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся.

Дети при чтении художественных текстов должны научиться работать с самым сложным для восприятия видом информации – эмоционально-образной. В 1 классе закладывается фундамент читательской грамотности, дети получают начальные представления о художественном тексте, о способности автора словами нарисовать картину и передать чувство и настроение, донести до читателя авторскую идею. Так начинают формироваться основные читательские умения. Эта логика заложена в структуре учебника. Одно из главных направлений в работе над осмыслением образной природы художественного текста - понимание многозначности художественного слова. Это особенно ярко проявляется в лирике, поэтому в учебнике 1 класса много стихотворений.

В процессе работы над художественными произведениями ученики на практике, без введения сложных литературоведческих терминов (например, «тропы» или «эпитеты»), получают первоначальные представления о следующих литературоведческих понятиях: художественный текст, устное народное творчество, автор, стихотворение, рифма, ритм. Освоение понятий идет на практическом уровне и в занимательной форме, дети сами открывают «секреты» художественного текста в процессе читательской деятельности.

В методике работы с учащимися 1 класса преобладают задания занимательные, игровые, но помогающие решать серьезные учебные задачи высокого уровня трудности. В курсе литературного чтения первого года обучения предусмотрены самостоятельные работы, позволяющие пошагово отслеживать результаты освоения знаний и уровень сформированности читательских умений.

Необходимый минимум заучивания наизусть в этом учебном году – 7-10 стихотворений.





1. «Ведь это чудо из чудес – когда из слов вдруг вырос лес!»

«Тело лисицы очень подвижное…» (по В. Волкову); К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»; Д.С. Самойлов «Эта лошадь была прекрасна...»; Н.А. Некрасов «Савраска, запряженный в сани...»; Г.М. Новицкая «Береза»; А.С. Пушкин «…Под голубыми небесами…»; Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» (описание); В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре» (отрывок); В.Н. Викторов «Волшебство»; А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»; Тим Собакин «Уходит тихо Лето...»; М.Я. Бородицкая «Разговор с пчелой»; А.А. Усачев «Шуршащая песня»; А.А. Шибаев «Переполох»;

С.Я. Маршак «Разговор лягушек», «За стеклянной дверцей»; А.Л. Барто «Игра в слова»; Т.М. Белозеров «Тучка».


2. «Над вымыслом слезами обольюсь»

Г.А. Ладонщиков «Зимняя радость»; И.П. Токмакова «Это ничья кошка…», «Осень», «Крокодилы», «Я ненавижу Тарасова…»; А.А. Фет «Мама! Глянька из окошка...»; И.С. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); В.Д. Берестов «Заяц_барабанщик»; Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок).


3. «Складно да ладно»

«Весна_красна» (по И.С. Соколову_Микитову); А.Н. Плещеев «Весна»; Дж. Чиарди «Об удивительных птицах»; считалки; А. Милн «Хвосты» (в переводе С.Я. Маршака); Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок); Н.В. Гернет, Д.И. Хармс «Очень_очень вкусный пирог».

4. «...А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает...»

С.Я. Маршак «Дремота и Зевота»; Ю. Тувим «Чудеса»; Б.В. Заходер «Приятная встреча»; Д. Биссет «Орел и овечка»; М.Я. Бородицкая «Колдунье не колдуется»; Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок); Б.В. Заходер «Моя Вообразилия»; Э.Э. Мошковская «Давайте мы с вами руками помашем...».


5. «Чтение – вот лучшее учение»

Л.Н. Толстой «Косточка» (быль), «Лев и мышь» (басня), «Отец и сыновья» (басня); В.А. Осеева «Сыновья»; И.А. Крылов «Чиж и Голубь» (басня); К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»; «Лиса и козел», «Лиса и заяц», «Глупый волк» (русские народные сказки); загадки; пословицы, поговорки; скороговорки; Б.В. Заходер «Товарищам детям».













Пропедевтика.

Основные литературоведческие термины

Виды читательской

деятельности


Виды речевой и творческой деятельности


Художественный текст: его изобразительно-выразительная природа;



– Соотнесение изображенного в художественном тексте с действительностью;

– сопоставление художественных и нехудожественных текстов на одну тему;

– чтение художественного произведения с максимальной скоростью, необходимой для его понимания;

– представление картин, нарисованных автором;

– выявление простейших способов художественного изображения;

– осмысление изображенного в художественном тексте;

– сопереживание изображенному в художественном тексте;

– Рисование картин (в т.ч. устное словесное рисование) на основе художественного текста;

– сопоставление изображения действительности в литературе и живописи;

– сочинения по картине;

– адекватная передача настроения в выразительном чтении;

– создание классного музея старинных вещей;


проза и поэзия; ритм и рифма;

изобразительно-выразительные

средства: эпитет, сравнение,

олицетворение, гипербола;

– осмысление особой организации поэтического художественного текста;

– анализ отличительных особенностей поэтического текста (графика текста, ритмическая основа, наличие рифмы);

– выделение ритма и понимание его как ведущего признака поэтического текста;

– наблюдение за способами изображения картин и передачи настроения в лирике;

– подбор темпа чтения и интонации, с помощью которых можно передать чувства и настроение героев лирического произведения;

– анализ изобразительно-выразительных средств художественного текста;

– нахождение и осознание эмоционально-образной информации в тексте и передача ее средствами выразительного чтения;

– сочинение поэтических текстов с «опорами»;

– сопоставление прозаических и поэтических текстов с изображением одного времени года и т.д.;

– заучивание прозаических

и поэтических текстов и их выразительная декламация;

– собирание поэтических строк

мастеров с правом (без права) использования их в своих творческих работах;

жанры художественной литературы: фольклорные (потешки, загадки, пословицы, былины, мифы, поговорки, сказки) и авторские (сказки, басни, рассказы)

– различение произведений устного народного творчества и авторских текстов;

– различение жанров художественной литературы;

– осмысление способов создания образов героев в фольклоре и произведениях различных литературных жанров;

– наблюдение за способами изображения

– устный пересказ с сохранением жанровых особенностей текста;

– анализ особенностей того или иного жанра;

– составление текстов различных жанров по образцам (мифа, былины, рассказа, басни, загадок);

герой (персонаж)

художественного произведения;

– выделение и осмысление состава героев произведения и действующих лиц;

– установление иерархии героев произведения;

– выявление и осмысление причинно-следственных связей между мотивами, поступками героев и их следствиями;

– составление характеристики героя;

– оценивание поступков героев с нравственных позиций;


– пересказ сюжета или эпизода от лица какого-либо героя;

– рассуждения о личности героя с аргументацией своей точки зрения;

– выразительное чтение диалогов, содержащихся в тексте;

– инсценирование произведений;

– рассказ от имени героя произведения, в том числе животных и птиц, деревьев,

цветов, травы, неодушевленных

предметов;

автор как создатель

художественного произведения

– различение автора произведения и рассказчика;

– определение способов выявления авторской позиции в разных видах текста;

– определение отношения автора к героям его произведения;

– рефлексия в устной и письменной речи своего отношения к ценностям, которые утверждает автор, и отнесение с собственными представлениями;

– осмысление финала произведения и заглавия как способов предъявления идеи

– письмо автору, живущему сегодня (например, В.П. Крапивину, Э. Успенскому и др.);

– устные сочинения «Я люблю читать стихотворения… Пушкина, смешные…рассказы Драгунского и т.д.





Формы организации учебного пространства, способствующего формированию УУД.



Урок:

- проблемная ситуация;

- диалог;

- взаимообучения;

- свободный урок;

- урок разновозрастного

сотрудничества и т.д.

Форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач

Учебное занятие

Место различных групповых и индивидуальных практик

Консультативное занятие

Форма разрешения проблем младшего школьника по его запросу к

педагогу

Творческая мастерская

Для организации навыков творческой коллективной деятельности

Конференция, семинар

Форма подведения итогов творческой деятельности

Занятие в малой академии


Направлено на развитие навыков проектной деятельности по

предметам

Индивидуальное занятие


Форма организации деятельности по построению индивидуальных

образовательных маршрутов

Внеучебные формы


Место реализации личностных задач и интересов младших школьников.

Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.















III Тематическое планирование 1 класс



№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1.

"Ведь это чудо из чудес- когда из слов вдруг вырос лес"


10ч.

2.

"Над вымыслом слезами обольюсь"


5ч.

3.

"Складно да ладно"


6ч.

4.

"...А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает"


6ч.

5.

"Чтение- вот лучшее учение"


13ч.



Итого- 40 часов.












Внеурочная деятельность по литературному чтению в 1 классе


п/п

урока

Тема урока. Вид деятельности

1

3

Звёздный час «Произведения К.И.Чуковского».

2

14

Викторина по произведениям Н. Сладкова.

3

17

Конкурс чтецов.

4

22

Викторина «Сказки А.С. Пушкина».

5

30

Просмотр фильма «Гуси – Лебеди».

6

31

Просмотр фильма «Красная Шапочка».

7

37

Конкурс чтецов.

8

39

Олимпиада по литературному чтению.

9

40

Конкурс чтецов.




Национально – региональный компонент на уроках литературного чтения в 1 классе


урока

Тема урока. Вид деятельности

1

1

Бурятская народная сказка «Мудрая Мышь»

2

4

Бурятская народная сказка «Змея и муравьи»

3

11

В. Петонов «Моя маленькая Сэсэгма»

4

18

Ц. Номтоев «Игра в кости»

5

21

Бурятская народная сказка «Журавль»

6

24

Бурятская народная сказка «Лиса, олень и ворон»

7

26

Бурятская народная сказка «Пять пальцев»

8

28

Ц-Б. Бадмаев «Мужчина», « Пусть такое с тобой не случится»

9

38

Н. Дамдинов «Рыбак»