МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
г. Улан – Удэ
«Утверждаю»
Директор школы № 7
Очирова С.Х. _____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
Класс 1 «А» Количество часов в год – 40 часов
Учитель: Иванова Татьяна Лаврентьевна Категория первая Стаж работы 33 года
Рабочая программа составлена на основании Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г, примерной программы для начальной школы по литературному чтению, учебной программы развивающего обучения Л.В. Занкова по литературному чтению, в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, Федеральным Государственным стандартом общего образования второго поколения, обеспечена учебником
В.А. Лазарева «Литературное чтение» и учебно-методической литературой.
Рабочая программа обсуждена на заседании МЦ «Детство» «___» сентября 2016 года Рук.центра: Нечаева Л.В. _________ | Одобрена МС «____» сентября 2016 года Зам. директора по НМР Гармаева Л.А.__________________ Зам. директора по УВРМышляева Л.О. _________________ |
«Проверена» зам.директора по УВР: Касторнова Е.Ф. «____» сентября 2016____________
«____» ноября 2016 ____________
«____» января 2017 ____________
«____» апреля 2017 ____________
I Планируемые результаты
Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.
Задачи курса:
- формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения учащимися разных видов текстов и прежде всего художественного; совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;
- ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умением извлекать из разных текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной; формирование на этой основе навыков и простейших способов самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров; создание собственных текстов с использованием художественных средств;
- развитие речи учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности;
- формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и освоение учениками читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; развитие нравственных представлений и качеств личности ребенка и формирование нравственных понятий.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к предмету «Литературное чтение»;
– эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений;
– первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных
текстах (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность);
– первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к учебному материалу;
– мотивации к успешности учебной деятельности;
– основы для эмоционального переживания художественного текста;
– любви к природе родного края, интереса к произведениям народного творчества;
– умения откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;
– умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя за счет целенаправленного развития произвольности психических процессов;
– принимать позиции слушателя и читателя доступных по жанру литературных произведений;
– выполнять учебные действия на основе алгоритма действий.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать цель и смысл выполняемых заданий;
– понимать важность планирования своей деятельности;
– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
– работать со словарем и материалом предварительного чтения;
– понимать принятую в учебнике систему значков;
– осуществлять первоначальный контроль своих действий
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– читать тексты и понимать их фактическое содержание;
– ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
– выделять события, видеть их последовательность в произведении;
– пользоваться словарем учебника
Обучающийся получит возможность научиться:
– выделять в тексте основные части;
– выполнять логические действия (анализ, сравнение);
– воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения;
– различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;
– сравнивать разные тексты (художественный и научно-популярный);
– работать с сопоставительными таблицами;
– работать с текстами в Хрестоматии
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
– использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
– принимать участие в обсуждении прочитанного
Обучающийся получит возможность научиться:
– проявлять интерес к общению и групповой работе;
– преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
– входить в коммуникативную игровую ситуацию и принимать воображаемую роль игровой деятельности
Предметные результаты:
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
– читать доступные для данного возраста произведения; понимать фактическое содержание текстов, выделять в них основные части
– пересказывать небольшие по объему тексты;
– находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;
– оценивать героя литературного произведения по его поступкам;
– понимать изобразительную природу художественного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание;
– определять главную мысль литературного произведения;
– отвечать на вопросы по содержанию текста;
– соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;
– строить высказывание по заданному образцу
Круг детского чтения
Обучающийся научится:
– отличать художественные книги от научно-популярных;
– определять автора книги и ее название;
– называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе;
– пользоваться значками для ориентировки в учебнике;
– находить в учебнике и Хрестоматии то или иное произведение;
– ориентироваться в учебнике по содержанию
Обучающийся получит возможность научиться:
– пользоваться словариками (в том числе словариком настроения) в учебнике;
– находить то или иное произведение в Хрестоматии; осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе;
– ориентироваться в сборнике сказок;
– участвовать в организации выставки книг в классе
– объяснять назначение художественных книг;
– выбирать книги для самостоятельного чтения, пользуясь списком книг «Читаем летом».
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
- сопоставлять небольшие по объему тексты художественный и научно-популярный;
– понимать следующие понятия: автор, текст, тема художественного произведения, «рисующие» слова, «картинный» план;
– различать произведения малых фольклорных жанров
Обучающийся получит возможность научиться:
– находить рифму и чувствовать ритм стихотворения и звукопись;
– видеть реальное и фантастическое в художественном тексте;
– отличать произведения устного народного творчества: сказка, загадка, пословица, считалка, скороговорка;
– эмоционально воспринимать традиционное изображение характера героя в сказке;
– видеть в художественном произведении поступок героя как проявление его характера, понимать смысл нравственного урока произведения.
Творческая деятельность
Обучающийся научится:
– подбирать иллюстрации к литературному произведению;
– создавать рисунки, иллюстрации к произведениям;
– выражать эмоции и настроение в процессе чтения
Обучающийся получит возможность научиться:
– читать по ролям стихотворения;
– выражать чувства, передавать настроение в стихотворении;
– передавать эмоциональное содержание художественных текстов;
– выделять особенности характера животных – героев народных сказок.
II Содержание учебного предмета
Курс рассчитан на 40 часов (4 часа в неделю)
Освоившие чтение дети в короткий послебукварный период должны научиться читать художественный текст, открыть его для себя как особый способ изображения действительности, как источник знаний о мире, о жизни, о людях и их отношениях, о себе. Продолжается начатая еще в букваре работа по формированию читательской компетентности, таких универсальных учебных действий, как понимание детьми при чтении фактического содержания текста, и таких качеств чтения, как правильность и осознанность. В этом учебном году ученики-читатели знакомятся и со свойствами художественного текста изобразительностью и выразительностью. Именно на уроках литературного чтения появляется возможность работать над выразительным чтением, и дети должны научиться не только извлекать эмоционально-образную информацию, но и передавать ее другим людям в выразительном чтении. Это способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся.
Дети при чтении художественных текстов должны научиться работать с самым сложным для восприятия видом информации – эмоционально-образной. В 1 классе закладывается фундамент читательской грамотности, дети получают начальные представления о художественном тексте, о способности автора словами нарисовать картину и передать чувство и настроение, донести до читателя авторскую идею. Так начинают формироваться основные читательские умения. Эта логика заложена в структуре учебника. Одно из главных направлений в работе над осмыслением образной природы художественного текста - понимание многозначности художественного слова. Это особенно ярко проявляется в лирике, поэтому в учебнике 1 класса много стихотворений.
В процессе работы над художественными произведениями ученики на практике, без введения сложных литературоведческих терминов (например, «тропы» или «эпитеты»), получают первоначальные представления о следующих литературоведческих понятиях: художественный текст, устное народное творчество, автор, стихотворение, рифма, ритм. Освоение понятий идет на практическом уровне и в занимательной форме, дети сами открывают «секреты» художественного текста в процессе читательской деятельности.
В методике работы с учащимися 1 класса преобладают задания занимательные, игровые, но помогающие решать серьезные учебные задачи высокого уровня трудности. В курсе литературного чтения первого года обучения предусмотрены самостоятельные работы, позволяющие пошагово отслеживать результаты освоения знаний и уровень сформированности читательских умений.
Необходимый минимум заучивания наизусть в этом учебном году – 7-10 стихотворений.
1. «Ведь это чудо из чудес – когда из слов вдруг вырос лес!»
«Тело лисицы очень подвижное…» (по В. Волкову); К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»; Д.С. Самойлов «Эта лошадь была прекрасна...»; Н.А. Некрасов «Савраска, запряженный в сани...»; Г.М. Новицкая «Береза»; А.С. Пушкин «…Под голубыми небесами…»; Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» (описание); В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре» (отрывок); В.Н. Викторов «Волшебство»; А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»; Тим Собакин «Уходит тихо Лето...»; М.Я. Бородицкая «Разговор с пчелой»; А.А. Усачев «Шуршащая песня»; А.А. Шибаев «Переполох»;
С.Я. Маршак «Разговор лягушек», «За стеклянной дверцей»; А.Л. Барто «Игра в слова»; Т.М. Белозеров «Тучка».
2. «Над вымыслом слезами обольюсь»
Г.А. Ладонщиков «Зимняя радость»; И.П. Токмакова «Это ничья кошка…», «Осень», «Крокодилы», «Я ненавижу Тарасова…»; А.А. Фет «Мама! Глянька из окошка...»; И.С. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); В.Д. Берестов «Заяц_барабанщик»; Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок).
3. «Складно да ладно»
«Весна_красна» (по И.С. Соколову_Микитову); А.Н. Плещеев «Весна»; Дж. Чиарди «Об удивительных птицах»; считалки; А. Милн «Хвосты» (в переводе С.Я. Маршака); Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок); Н.В. Гернет, Д.И. Хармс «Очень_очень вкусный пирог».
4. «...А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает...»
С.Я. Маршак «Дремота и Зевота»; Ю. Тувим «Чудеса»; Б.В. Заходер «Приятная встреча»; Д. Биссет «Орел и овечка»; М.Я. Бородицкая «Колдунье не колдуется»; Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок); Б.В. Заходер «Моя Вообразилия»; Э.Э. Мошковская «Давайте мы с вами руками помашем...».
5. «Чтение – вот лучшее учение»
Л.Н. Толстой «Косточка» (быль), «Лев и мышь» (басня), «Отец и сыновья» (басня); В.А. Осеева «Сыновья»; И.А. Крылов «Чиж и Голубь» (басня); К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»; «Лиса и козел», «Лиса и заяц», «Глупый волк» (русские народные сказки); загадки; пословицы, поговорки; скороговорки; Б.В. Заходер «Товарищам детям».
Пропедевтика. Основные литературоведческие термины | Виды читательской деятельности | Виды речевой и творческой деятельности |
Художественный текст: его изобразительно-выразительная природа; | – Соотнесение изображенного в художественном тексте с действительностью; – сопоставление художественных и нехудожественных текстов на одну тему; – чтение художественного произведения с максимальной скоростью, необходимой для его понимания; – представление картин, нарисованных автором; – выявление простейших способов художественного изображения; – осмысление изображенного в художественном тексте; – сопереживание изображенному в художественном тексте; | – Рисование картин (в т.ч. устное словесное рисование) на основе художественного текста; – сопоставление изображения действительности в литературе и живописи; – сочинения по картине; – адекватная передача настроения в выразительном чтении; – создание классного музея старинных вещей; |
проза и поэзия; ритм и рифма; изобразительно-выразительные средства: эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола; | – осмысление особой организации поэтического художественного текста; – анализ отличительных особенностей поэтического текста (графика текста, ритмическая основа, наличие рифмы); – выделение ритма и понимание его как ведущего признака поэтического текста; – наблюдение за способами изображения картин и передачи настроения в лирике; – подбор темпа чтения и интонации, с помощью которых можно передать чувства и настроение героев лирического произведения; | – анализ изобразительно-выразительных средств художественного текста; – нахождение и осознание эмоционально-образной информации в тексте и передача ее средствами выразительного чтения; – сочинение поэтических текстов с «опорами»; – сопоставление прозаических и поэтических текстов с изображением одного времени года и т.д.; – заучивание прозаических и поэтических текстов и их выразительная декламация; – собирание поэтических строк мастеров с правом (без права) использования их в своих творческих работах; |
жанры художественной литературы: фольклорные (потешки, загадки, пословицы, былины, мифы, поговорки, сказки) и авторские (сказки, басни, рассказы) | – различение произведений устного народного творчества и авторских текстов; – различение жанров художественной литературы; – осмысление способов создания образов героев в фольклоре и произведениях различных литературных жанров; – наблюдение за способами изображения | – устный пересказ с сохранением жанровых особенностей текста; – анализ особенностей того или иного жанра; – составление текстов различных жанров по образцам (мифа, былины, рассказа, басни, загадок); |
герой (персонаж) художественного произведения; | – выделение и осмысление состава героев произведения и действующих лиц; – установление иерархии героев произведения; – выявление и осмысление причинно-следственных связей между мотивами, поступками героев и их следствиями; – составление характеристики героя; – оценивание поступков героев с нравственных позиций; | – пересказ сюжета или эпизода от лица какого-либо героя; – рассуждения о личности героя с аргументацией своей точки зрения; – выразительное чтение диалогов, содержащихся в тексте; – инсценирование произведений; – рассказ от имени героя произведения, в том числе животных и птиц, деревьев, цветов, травы, неодушевленных предметов; |
автор как создатель художественного произведения | – различение автора произведения и рассказчика; – определение способов выявления авторской позиции в разных видах текста; – определение отношения автора к героям его произведения; – рефлексия в устной и письменной речи своего отношения к ценностям, которые утверждает автор, и отнесение с собственными представлениями; – осмысление финала произведения и заглавия как способов предъявления идеи | – письмо автору, живущему сегодня (например, В.П. Крапивину, Э. Успенскому и др.); – устные сочинения «Я люблю читать стихотворения… Пушкина, смешные…рассказы Драгунского и т.д. |
Формы организации учебного пространства, способствующего формированию УУД.
Урок: - проблемная ситуация; - диалог; - взаимообучения; - свободный урок; - урок разновозрастного сотрудничества и т.д. | Форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач |
Учебное занятие | Место различных групповых и индивидуальных практик |
Консультативное занятие | Форма разрешения проблем младшего школьника по его запросу к педагогу |
Творческая мастерская | Для организации навыков творческой коллективной деятельности |
Конференция, семинар | Форма подведения итогов творческой деятельности |
Занятие в малой академии | Направлено на развитие навыков проектной деятельности по предметам |
Индивидуальное занятие | Форма организации деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов |
Внеучебные формы | Место реализации личностных задач и интересов младших школьников. Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления. |
III Тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1. | "Ведь это чудо из чудес- когда из слов вдруг вырос лес" | 10ч. |
2. | "Над вымыслом слезами обольюсь" | 5ч. |
3. | "Складно да ладно" | 6ч. |
4. | "...А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает" | 6ч. |
5. | "Чтение- вот лучшее учение" | 13ч. |
Итого- 40 часов.
Внеурочная деятельность по литературному чтению в 1 классе
№ п/п | № урока | Тема урока. Вид деятельности |
1 | 3 | Звёздный час «Произведения К.И.Чуковского». |
2 | 14 | Викторина по произведениям Н. Сладкова. |
3 | 17 | Конкурс чтецов. |
4 | 22 | Викторина «Сказки А.С. Пушкина». |
5 | 30 | Просмотр фильма «Гуси – Лебеди». |
6 | 31 | Просмотр фильма «Красная Шапочка». |
7 | 37 | Конкурс чтецов. |
8 | 39 | Олимпиада по литературному чтению. |
9 | 40 | Конкурс чтецов. |
Национально – региональный компонент на уроках литературного чтения в 1 классе
№ | № урока | Тема урока. Вид деятельности |
1 | 1 | Бурятская народная сказка «Мудрая Мышь» |
2 | 4 | Бурятская народная сказка «Змея и муравьи» |
3 | 11 | В. Петонов «Моя маленькая Сэсэгма» |
4 | 18 | Ц. Номтоев «Игра в кости» |
5 | 21 | Бурятская народная сказка «Журавль» |
6 | 24 | Бурятская народная сказка «Лиса, олень и ворон» |
7 | 26 | Бурятская народная сказка «Пять пальцев» |
8 | 28 | Ц-Б. Бадмаев «Мужчина», « Пусть такое с тобой не случится» |
9 | 38 | Н. Дамдинов «Рыбак» |