Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
" Средняя общеобразовательная школа №11"
г Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №11
_______________ В.Н.Варенова
« » августа 2017г.
приказ № от " " августа 2017г.
Рабочая программа по литературному чтению
для 4 Г класса
базовый уровень
2017-2018 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературному чтению, автор Климанова Л.Ф., В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, изд. Просвещение, 2013 г. УМК «Школа России». изд. Просвещение, 2013г., УМК «Школа России».
Разработчик программы: Прядко Наталия Андреевна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории.
2017 г.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении.
Овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения.
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию.
Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.
Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение.
Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Обучающийся научится:
правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;
строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
описывать и сопоставлять различные объекты;
самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;
развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;
совершенствовать звуковую культуру речи;
обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;
обучать чтению художественных произведений по ролям;
развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;
уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;
развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;
уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;
уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;
развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно - художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;
развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;
размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;
коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;
развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- владеть навыком самостоятельного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
- передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- составлять план к прочитанному;
- вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- знать названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;
- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- знать не менее 6 – 7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Содержание курса
Авторская программа рассчитана на 102 часа (3 ч в неделю).
Тема | Кол-во часов | Краткое содержание учебной темы | Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, проектной деятельности |
Вводный урок по курсу | 1 | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
Летописи. Былины. Сказания. Жития | 7 | Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Экскурсия, Проект «Календарь исторических событий» |
Чудесный мир классики | 16 | Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Герой произведения, иллюстрация и её роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | |
Поэтическая тетрадь | 8 | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | |
Литературные сказки | 12 | Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. | Доклады учащихся |
|
Делу время - потехе час | 9 | Литературная сказка. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. | |
Страна детства | 7 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. | Доклады учащихся |
Поэтическая тетрадь | 5 | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг | |
Природа и мы | 9 | Декламация стихотворных произведений. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | Доклады учащихся |
Поэтическая тетрадь | 4 | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | |
Родина | 8 | Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод). | Проект «Как не гордиться мне тобой – о Родина моя». |
Страна Фантазия | 6 | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. | Доклады учащихся |
Зарубежная литература | 10 | Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста. | |
Итого | 102 ч. | | |
В авторскую программу внесены следующие изменения:
Тема | Авторская программа | Рабочая программа |
Поэтическая тетрадь | 5 | 4 |
Родина | 8 | 6 |
Зарубежная литература | 10 | 13 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану | Дата факт. | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Учебно- лабораторное оборудование |
Введение в курс литературного чтения (1 ч) |
1 | | | День Знаний. Введение. Знакомство с учебником. | Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника. | |
Летописи, былины, сказания, жития (8 ч) |
2 | | | Знакомство с названием раздела. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском. Находить в тексте летописи данные о различных историческ. фактах Сравнивать текст летописи с художественным текстом. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Пересказывать былину от лица её героя. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Сравнивать былины и волшебные сказки. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников. | Презентация о вещем князе Олеге. |
3 | | | Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». | |
4 | | | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». | Выставка книг |
5 | | | Прозаический текст И. Карнауховой «Три поездки Ильи Муромца». | |
6 | | | В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». | Описывать характер человека; высказывать своё отношение. Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации; Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя). | Экскурсия к памятнику |
7 | | | Житие Сергия Радонежского. Деление на части. Пересказ. | Презентация |
|
8 | | | Обобщающий урок по теме. Проект «Создание календаря исторических событий». Оценка достижений. | Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника. | Детские проекты |
Чудесный мир классики (16 ч) |
9 | | | Знакомство с названием и содержанием раздела. П.П.Ершов «Конек-горбунок». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Пересказывать большие по объёму произведения. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Составлять самостоятельно план. | Портрет писателя , аудио-диск |
10 | | | П.П.Ершов «Конек-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. |
11 | | | П.П.Ершов «Конек-горбунок». Характеристика главных героев. | Кроссворд |
12 | | | А. Слонимский «О детстве Пушкина». А.С.Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!...». | Портрет писателя, аудио-диск |
13 | | | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | Диафильм, аудио-диск |
14 | | | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Характеристика главных героев. | План характеристик |
15 | | | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Деление на части и озаглавливание. | |
16 | | | М.Ю.Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб». | Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Пересказывать большие по объёму произведения. | Портрет , писателя аудио-диск |
17 | | | М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. | |
18 | | | М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика главных героев | План характеристик |
19 | | | Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Повесть Л.Н.Толстого «Детство». | Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Характеризовать героев произведения. | Портрет писателя |
20 | | | Л.Н.Толстой “Как мужик убрал камень». Басня. | Аудио-диск |
21 | | | А.П.Чехов «Мальчики». | Аудио-диск |
22 | | | А.П.Чехов «Мальчики». Характеристика главных героев. | План характеристик |
23 | | | Обобщающий урок-КВН по теме. | |
24 | | | Проверим себя и оценим свои достижения. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | |
Поэтическая тетрадь (8 ч) |
25 | | | Знакомство с названием раздела. Ф.И.Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» | Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Определять ритм стихотворений. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором. Находить средства художественной выразительности в стихотворении. Самостоятельно оценивать своё чтение. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором. Самостоятельно оценивать своё чтение. | Портрет поэта, аудио-диск |
26 | | | А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка». | Аудио-диск |
27 | | | Е.А.Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шёпот моих лесов?» | Аудио-диск |
28 | | | А.Н.Плещеев «Дети и птичка» И.С.Никитин «В синем небе…». | Аудио-диск |
29 | | | Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки…». | Аудио-диск Портреты поэтов |
30 | | | И.А.Бунина «Листопад». |
31 | | | Обобщающий урок. Родные поэты. |
32 | | | Оценка достижений. |
Литературные сказки (12 ч) |
33 | | | Знакомство с названием раздела. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. | Портреты, аудио-диск |
34 | | | В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана. | Детские |
Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. Составлять рекомендованный список литературы. | рисунки |
35 | | | В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Пересказ. | |
36 | | | В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». | Портрет писателя, аудио-диск |
37 | | | В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Деление на смысловые части. | |
38 | | | П.П.Бажов «Серебряное копытце». | Портрет писателя |
39 | | | П.П.Бажова «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в литературном тексте сказки. Характеристика главных героев | План характеристик |
40 | | | С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». |
Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Тесты |
41 | | | С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». Характеристика героев сказки. |
42 | | | С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». Деление текста на части. Подготовка к краткому пересказу. |
43 | | | Обобщающий урок-игра. |
44 | | | Контрольная работа за 1 полугодие. | | |
Делу время - потехе час (9 ч) |
45 | | | Знакомство с названием раздела. Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». | Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Определять нравственный смысл произведения. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. | Портреты писателей |
46 | | | Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени». Характеристика героев. | |
47 | | | В.Ю.Драгунский «Главные реки». | Карта рек |
49 | | | В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка». | Выставка книг |
49 | | | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка | Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Выставка книг |
50 | | | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения |
51 | | | Обобщающий урок «Делу время-потехе час» |
52 | | | Библиотечный урок. Книги о сверстниках, о школе. |
53 | | | Оценка достижений | Тесты |
Страна детства (7 ч) |
54 | | | Знакомство с названием раздела. Б.С.Житков «Как я ловил человечков». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям. Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки произведений. Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Портреты, аудио-диск |
55 | | | Б.С.Житкова «Как я ловил человечков». Герои произведения. | Аудио-диск |
56 | | | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | Музык. пьеса Эд. Грига |
57 | | | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Подготовка к подробному пересказу рассказа. | |
58 | | | М.М.Зощенко «Ёлка». | Аудио-диск |
59 | | | Обобщающий урок «Страна детства» | |
60 | | | Оценка достижений. | |
Поэтическая тетрадь (4 ч) |
61 | | | Знакомство с названием раздела. В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская» | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать стихи к теме. Сравнивать стихотворения разных поэтов. Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение. Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворении-ем. | Портреты, аудио-диск |
62 | | | С.А.Есенин “Бабушкины сказки” | Аудио-диск |
63 | | | М.И.Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». | Аудио-диск |
64 | | | Устный журнал «Поэтическая тетрадь». | Презентации детей |
Природа и мы (9 ч) |
65 | | | Знакомство с названием раздела. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу. Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать свое мнение. Читать вслух и про себя текст, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение автора к героям па основе текста. Наблюдать красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы. Делить текст на части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Составлять самостоятельно текст для энциклопедии. Читать выразительно диалоги из текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Портреты, аудио-диск |
66 | | | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе | |
67 | | | А.И.Куприн «Барбос и Жулька». | Аудио-диск |
68 | | | А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Характеристика героев произведения. | План характеристик |
69 | | | М.М.Пришвин «Выскочка». | |
70 | | | Е.И.Чарушин «Кабан». | |
71 | | | В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». | Аудио-диск |
72 | | | В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана. | |
73 | | | Обобщающий урок «Природа и мы». Оценка достижений. | Тесты |
Поэтическая тетрадь (4 ч) |
74 | | | Знакомство с названием раздела. Б.Л.Пастернак «Золотая осень». | Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | Портреты |
75 | | | С.А.Клычков «Весна в лесу». | Аудио-диск |
76 | | | Д.М.Кедрин «Бабье лето». Н.М. Рубцов «Сентябрь». | |
Аудио-диск |
77 | | | С.А.Есенин «Лебёдушка». | Аудио-диск |
Родина (6 ч) |
78 | | | Знакомство с названием раздела. И.С.Никитин «Русь». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. | Портреты |
79 | | | С.Д.Дрожжин “Родине” | Аудио-диск |
Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине по прочитанным произведениям, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. . Предполагать содержание произведения по его названию. Участвовать в работе проекта, читать стихи друг другу, распределять роли; находить нужную информацию; представлять сё в соответствии с заданной тематикой. | Аудио-диск |
80 | | | А.В.Жигулин “О, Родина!...” | Аудио-диск |
81 | | | Проект “Они защищали Родину” | Проекты |
82 | | | Проект “Они защищали Родину”. Оценка достижений |
83 | | | Обобщающий урок «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет» | Выставка книг |
Страна Фантазия (6 ч) |
84 | | | Знакомство с названием раздела. Е.С.Велтистов “Приключения Электроника”. | Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно). Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Портреты |
85 | | | Е.С.Велтистов “Приключения Электроника”. Необычные герои фантастичекого рассказа. | |
86 | | | К.Булычёв “Путешествие Алисы”. | |
87 | | | К.Булычёв “Путешествие Алисы”. Характеристика главных героев | План характеристик |
88 | | | К.Булычёв “Путешествие Алисы”. Сравнение героев рассказов. | |
89 | | | Оценка достижений. | тесты |
Зарубежная литература (13 ч) |
90 | | | Знакомство с названием раздела. Дж.Свифт «Приключения Гулливера». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей. Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Характеризовать поступки героев произведения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Портрет |
91 | | | Дж.Свифт «Приключения Гулливера». Характеристика главных героев. | План характеристик |
92 | | | Г.Х.Андерсен «Русалочка». | Портрет. Детские рисунки |
93 | | | Г.Х.Андерсен «Русалочка». Составление картинного плана. |
94 | | | Г.Х.Андерсен «Русалочка». Деление на смысловые части. | |
95 | | | Г.Х.Андерсен «Русалочка». Характеристика главных героев. | Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений.
Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Характеризовать поступки героев произведения. | План характеристик, |
96 | | | М.Твен «Приключения Тома Сойера». | Портрет |
97 | | | М.Твен «Приключения Тома Сойера». Поступок как характеристика героя. |
|
98 | | | С.Лагерлёф «Святая ночь». | Портрет, аудио-диск |
99 | | | С.Лагерлёф «В Назарете». Святое семейство. |
100 | | | С. Лагерлёф. «В Назарете». Иисус и Иуда. |
101 | | | Урок-игра «Литературные тайны». | Презентация, |
103 | | | Книги для летнего чтения | Ориентироваться в предлагаемых произведениях. | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО начальных классов заместитель директора по УВР
от августа 2017г. _____________ Фадеева О.В.
протокол № 1 августа 2017 г.