Комитет по образованию Администрации Раменского района Московской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная
школа №18 пос. РАОС
140126 п. РАОС Раменский муниципальный р-н Московская область 46-6-28-33
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ ООШ №18 пос. РАОС ____________Постнова Н.В. «____» августа 2016 г. |
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»
(базовый уровень)
1 класс
Составитель:
Рыбнова Светлана Михайловна
учитель высшей категории
2016 год
Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно – методическими документами:
Авторской программы «Литературное чтение 1 - 4 классы» / Авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Авторской программы «Литературное чтение. Уроки слушания 1 класс» / Автор: Ефросинина Л.А.,– М.: Вентана-Граф, 2012.
Авторской программы «Русский язык. Обучение грамоте» / Авторы: Журова Л.Е., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Основной образовательной программы МОУ ООШ №18 пос. РАОС
Положения о рабочей программе педагога в МОУ ООШ №18 пос. РАОС (приказ №О-43/2 от 13.05.2016 г.)
Учебного плана МОУ ООШ № 18 пос. РАОС на 2016-2017 учебный год
Приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования». С изменениями на 26 января 2016 года (Приказ от 26.02.2016 №38)
Планируемые предметные результаты по литературному чтению 1 класс
К концу обучения в 1 классе ученик достигнет следующих результатов.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
— понимать содержание прослушанных произведений;
— осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки) и художественной литературы (рассказ, сказка, стихотворение);
— читать вслух произведения разных жанров и отвечать на вопросы по содержанию;
— правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
— моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).
Ученик получит возможность научиться:
— понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
— высказывать суждения о произведении и поступках героев;
— узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
— оформлять информацию о произведении или книге в виде модели.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
— определять на практическом уровне и называть жанры и темы изучаемых произведений;
— использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
— различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
— сравнивать фольклорные и авторские сказки и выделять их особенности.
— сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
— находить в тексте произведения сравнения, обращения;
— находить в тексте и читать диалоги героев;
— определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
— читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
— моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам;
— придумывать истории с героями изученных произведений.
Ученик получит возможность научиться:
— иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
— инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
— создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы);
— пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
— понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений;
— находить в тексте информацию о героях, произведении или книге, заданную в явном виде;
— определять тему текста;
— работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
— сравнивать произведения по таблице.
Ученик получит возможность научиться:
— находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);
— дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
— находить в тексте информацию о героях произведений.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» 1-й класс (132 ч., 4 ч. в неделю)
В период обучения грамоте 1 ч в неделю проводится урок литературного слушания, после обучения грамоте — 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с детскими книгами.
Чтение
Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами как результат совершенствования механизма чтения. Обучение орфоэпическому чтению при переходе к чтению целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребенка. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям.
Использование орфографического чтения как средства самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Восприятие художественного произведения1
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится — не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлён и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).
Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонацией, соответствующей знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2-3 предложения).
Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов — классиков XX в., произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.
Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.
Чтение: работа с информацией
Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.
Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.
Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Работа с воображаемыми ситуациями («что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»).
Первоначальное знакомство с литературными жанрами — стихи, рассказы, сказки (народные и авторские), загадки, пословицы и др.
Развитие речи
Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников. Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.
Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка в условиях бытового и учебного общения.
Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений). Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
Формы организации учебных занятий:
Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков (урок - игра, урок - путешествие, урок – исследование, урок - экскурсия), обобщающих уроков; практические работы.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах
Основные виды учебной деятельности: работа с учебником; работа в тетради с печатной основой; наблюдение; проблемный вопрос; эвристическая беседа; сократическая беседа; моделирование; упражнение; диагностика, работа с ЭОР.
Календарно - тематическое планирование на 2016-2017 учебный год.
№ | Название темы/урока | Плановые сроки проведения | Скорректированные сроки проведения |
Добуквенный период – 13 часов |
1. | Введение понятия «предложение» | | |
2. | Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение» | | |
3. | Развитие восприятия художественного произведения. В. Серова «Мой дом» | | |
4. | Рассказ по сюжетной картинке | | |
5. | Интонационное выделение первого звука в словах | | |
6. | Интонационное выделение первого звука в словах | | |
7. | Развитие восприятия художественного произведения. В. Белов «Родничок» | | |
8. | Звуковой анализ слова мак | | |
9. | Звуковой анализ слов сыр, нос | | |
10. | Рассказ по сюжетным картинкам | | |
11. | Развитие восприятия художественного произведения. Д. Павлычко «Где всего прекрасней на Земле?» | | |
12. | Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета | | |
13. | Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук» | | |
Основной период – 46 часов |
14. | Знакомство с буквой А (а) | | |
15. | Развитие восприятия художественного произведения. М. Михайлов «Лесные хоромы» | | |
16. | Буква я в начале слова (обозначение звуков [й,] и [а]) | | |
17. | Знакомство с буквой О (о) | | |
18. | Знакомство с буквой Ё (ё) | | |
19. | Развитие восприятия художественного произведения. М. Гали «Земные краски» | | |
20. | Знакомство с буквой У (у) | | |
21. | Знакомство с буквой Ю (ю) | | |
22. | Буква ю в начале слова (обозначение звуков [й,] и [у]) | | |
23. | Развитие восприятия художественного произведения. В. Железников «История с азбукой» | | |
24. | Знакомство с буквой Е (е) | | |
25. | Буква е в начале слова (обозначение звуков [й,] и [э]) | | |
26. | Знакомство с буквой ы | | |
27. | Развитие восприятия художественного произведения. Л. Пантелеев «Буква «ты»» | | |
28. | Повторение правил обозначение буквами гласных звуков после парных по твёрдости-мягкости согласных звуков | | |
29. | Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук | | |
30. | Знакомство с буквой М (м) | | |
31. | Развитие восприятия художественного произведения. Я. Аким «Мой верный чиж» | | |
32. | Знакомство с буквой Р (р) | | |
33. | Знакомство с буквой Л (л) | | |
34. | Знакомство с буквой Й (й) | | |
35. | Развитие восприятия художественного произведения. Е. Ильина «Шум и шумок» | | |
36. | Знакомство с буквой Г (г) | | |
37. | Знакомство с буквой К (к) | | |
38. | Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова | | |
39. | Письмо заглавной и строчной букв К, к | | |
40. | Развитие восприятия художественного произведения. Е. Благинина «Тюлюлюй», А. Барто «В школу» | | |
41. | Письмо заглавной и строчной букв З, з | | |
42. | Письмо заглавной и строчной букв С, с | | |
43. | Знакомство с буквой Д (д) | | |
44. | Развитие восприятия художественного произведения. Русск. нар. Сказка «Кот, петух и лиса» | | |
45. | Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости | | |
46. | Знакомство с буквой Б (б) | | |
47. | Знакомство с буквой П (п) | | |
48. | Развитие восприятия художественного произведения. В. Сутеев «Дядя Миша» | | |
49. | Знакомство с буквой Ф (ф) | | |
50. | Знакомство с буквой Ж (ж) | | |
51. | Знакомство с буквой Ш (ш) | | |
52. | Развитие восприятия художественного произведения. С. Маршак «Тихая сказка» | | |
53. | Знакомство с буквой Щ (щ) | | |
54. | Знакомство с буквой Х (х) | | |
55. | Знакомство с буквой Ц (ц) | | |
56. | Развитие восприятия художественного произведения. Ш. Перро «Красная Шапочка» | | |
57. | Знакомство с разделительной функцией мягкого знака | | |
58. | Знакомство с особенностями буквы ъ | | |
59. | Развитие восприятия художественного произведения. М. Пришвин «Лисичкин хлеб» | | |
Послебукварный период – 40 часов |
60. | Алфавит. С. Маршак «Ты эти буквы заучи»; В. Голявкин «Спрятался» | | |
61. | В. Сутеев «Три котёнка»; А. Шибаев «Беспокойные соседки» | | |
62. | Е. Пермяк «Про нос и язык»; Г. Остер «Меня нет дома» | | |
63. | Развитие восприятия художественного произведения. А. Блок «Зайчик» | | |
64. | А. Шибаев «На зарядку - становись!»; «Познакомились» | | |
65. | Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора» | | |
66. | А. Шибаев «Всегда вместе» | | |
67. | Развитие восприятия художественного произведения. Г. Скребицкий «Пушок» | | |
68. | Г. Цыферов «Маленький тигр»; С. Чёрный «Кто?» | | |
69. | Г. Остер «Середина сосиски»; Я. Аким «Жадина» | | |
70. | Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»; укр. нар. сказка «Рукавичка» | | |
71. | Развитие восприятия художественного произведения. Е. Трутнева «Когда это бывает?» | | |
72. | Г. Остер «Спускаться легче» | | |
73. | В. Сутеев «Под грибом» | | |
74. | В. Сутеев «Под грибом» | | |
75. | Развитие восприятия художественного произведения. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок) | | |
76. | А. Шибаев «Что за шутки?»; Г. Остер «Хорошо спрятанная котлета» | | |
77. | Б. Житков «Как меня называли»; А. Кушнер «Большая новость» | | |
78. | Л. Пантелеев «Как поросёнок говорить научился» | | |
79. | Развитие восприятия художественного произведения. К. Чуковский «Муха – Цокотуха» | | |
80. | Е. Чарушин «Яшка»; А. Кушнер «Что я узнал!» | | |
81. | Е. Чарушин «Яшка»; А. Кушнер «Что я узнал!» | | |
82. | Ю. Дмитриев «Медвежата»; Г. Снегирёв «Медвежата» | | |
83. | Развитие восприятия художественного произведения. В. Сутеев «Ёлка» | | |
84. | М. Карем «Растеряшка»; В. Драгунский «Заколдованная буква» | | |
85. | М. Карем «Растеряшка»; В. Драгунский «Заколдованная буква» | | |
86. | Н. Носов «Ступенька» | | |
87. | Развитие восприятия художественного произведения. В. Сутеев «Палочка – выручалочка» | | |
88 | О. Дриз «Горячий привет»; Г. Остер «Привет Мартышке» (отрывок) | | |
89. | О. Дриз «Горячий привет»; Г. Остер «Привет Мартышке» (отрывок) | | |
90. | Е. Чарушин «Зайчата»; Н. Сладков «Сорока и Заяц»; Н. Сладков «Лиса и Заяц» | | |
91. | Развитие восприятия художественного произведения. Е. Пермяк «Пичугин мост» | | |
92. | Н. Носов «Затейники» | | |
93. | Г. Сапгир «Людоед и принцесса или Всё наоборот» | | |
94. | Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек» | | |
95. | Развитие восприятия художественного произведения. Н. Саконская «Мы с мамой» | | |
96. | А. Толстой «Ёж»; В. Лунин «Волк ужасно разъярён»; Г. Цыферов «Зелёный заяц» | | |
97. | В. Драгунский «Он живой и светится» | | |
98. | В. Драгунский «Он живой и светится» | | |
99. | Русск. нар. сказка «Лиса и журавль»; Н. Сладков «Лиса и мышь» | | |
100. | Развитие восприятия художественного произведения. В. Чаплина «Мушка» | | |
Читаем сказки, загадки, скороговорки – 6 часов |
101. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | | |
102. | Русск. нар. Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» | | |
103. | В. Сутеев «Кораблик» Кир Булычёв. Скороговорка | | |
104. | Развитие восприятия художественного произведения. С. Баруздин. Цикл «Весёлые рассказы» | | |
105. | В. Бианки «Лис и Мышонок». Народные загадки | | |
106. | Сказки народные и авторские. Обобщение. Проверь себя | | |
Учимся уму-разуму – 10 часов |
107. | К. Ушинский «Играющие собаки» | | |
108. | Развитие восприятия художественного произведения. Е. Ильина «Чик – чик» | | |
109. | Л. Толстой «Косточка»; В. Осеева «Кто наказал его?» | | |
110. | И. Северянин «Её питомцы»; Е. Пермяк «Торопливый ножик»; Пословицы | | |
111. | В. Осеева «Потерянный день» | | |
112. | Развитие восприятия художественного произведения. Х. – К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | | |
113. | В. Осеева «Три товарища»; «Печенье» | | |
114. | А. Барто «Я лишний»; Я. Аким «Мама» | | |
115. | Э. Успенский «Всё в порядке» | | |
116. | Развитие восприятия художественного произведения. В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок» | | |
117. | Обобщение. Проверь себя | | |
Читаем о родной природе – 6 часов |
118. | Л.Н. Толстой «Солнце и ветер»; В. Бианки «Синичкин календарь» | | |
119. | Л.Н. Толстой «Солнце и ветер»; В. Бианки «Синичкин календарь» | | |
120. | Э. Мошковская «Лёд тронулся» | | |
| Развитие восприятия художественного произведения. Русск. нар. сказка «Терёшечка» | | |
121. | И. Соколов – Микитов «Русский лес» (отрывок) | | |
122. | С. Маршак «Апрель» | | |
123. | М. Пришвин «Лесная капель» | | |
124. | Развитие восприятия художественного произведения. Русск. нар. сказка «Лисичка – сестричка и волк» | | |
О наших друзьях – животных – 6 часов |
125. | И. Мазин «Давайте дружить» | | |
126. | Ю. Коваль «Бабочка» Загадка | | |
127. | С. Михалков «Аисты и лягушки» | | |
128. | Развитие восприятия художественного произведения. Г. Скребицкий «Мать» | | |
129. | Е. Чарушин «Томкины сны»; И. Жуков «Нападение на зоопарк» | | |
130. | М. Пришвин «Ёжик»; Ю. Могутин «Убежал» | | |
131. | М. Пришвин «Норка и Жулька»; Б. Заходер «Ёжик» | | |
132. | Развитие восприятия художественного произведения. А. Барто «Весенняя роза» | | |
ИТОГО: | 132 часа |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей
__________________/Рыбнова С.М/
От «___» августа 2016 года
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МОУ ООШ №18 пос. РАОС
_____________/Волкова С.В./
«___» августа 2016 года
1 Уроки проводятся один раз в неделю
13