Муниципальное общеобразовательное учреждение
Староустинская основная школа
Принято: на заседании Педагогического совета Протокол №1 от 29.08.2017 г. | Утверждено: Приказ №65 от 01.09.2017 г. |
Рабочая программа
по литературному чтению для 4 класса
УМК «Школа 2100»
Учитель: Куликова Н.В.
2017 г.
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН РФ от 06 октября 2009 года №373) и программы «Литературное чтение» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева (М.: Баласс, 2011).
Цель уроков чтения в 4 классе — научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, таки приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.
Задачи:
1) формирование техники чтения и приемов понимания текста;
2) приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями (на основе интереса к чтению);
3) развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей;
4) знакомство через литературу с миром человеческих отношений; формирование личности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
● оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
● эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
● понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
● высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
● определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
● проговаривать последовательность действий на уроке;
● учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
● учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
● ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
● находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
● делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
● преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
● оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
● слушать и понимать речь других;
● выразительно читать и пересказывать текст;
● договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
● учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
● воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
● осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
● понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
● делить текст на части, озаглавливать части;
● выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
● подробно и выборочно пересказывать текст;
● составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
● размышлять о характере и поступках героя;
● относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
● находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
● относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
● соотносить автора, название и героев прочитанных произведений
Описание места учебного предмета в учебном плане
В 4 классе на «Литературное чтение» (авторы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.) отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Содержание учебного предмета
Предмет «Литературное чтение» для 4 класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Произведения современной детской литературы разных жанров (7 ч).
Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы (17 ч). Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.:проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. (30 ч). Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жите- ли» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и
«Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. (48 ч). Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литера- тура 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто, романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.
Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
Тематическое планирование уроков
№ п.п | Содержание ( разделы, темы) | Кол-во час. | Дата проведения | Дата по факту |
| Произведения современной детской литературы разных жанров. | 7 | | |
| Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником. Входная проверка техники чтения. Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий. | 1 | 06.09 | |
.2. | Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника» | 1 | 07.09 | |
| Е. Велтистов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной повести. | 1 | 08.09 | |
| Е. Велтистов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной повести. | 1 | 13.09 | |
| Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада» | 1 | 14.09 | |
| Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа №1 | 1 | 15.09 | |
| Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках. Р.р. Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе. | 1 | 20.09 | |
| У истоков русской детской литературы. | 17 | | |
| 1. Зарождение литературы. | 5 | | |
| Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…» | 1 | 21.09 | |
| «Повесть временных лет». Расселение славян. | 1 | 22.09 | |
| Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. | 1 | 27.09 | |
| «Похвала книгам» Ярослава Мудрого. | 1 | 28.09 | |
| «Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV–XVI веках. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице» | 1 | 29.09 | |
| 2. Древнерусская литература XI – XVII в.в. | 4 | | |
| Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия. | 1 | 04.10 | |
| Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина… | 1 | 05.10 | |
| Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы». Проверочная работа № 2 (20 минут) | 1 | 06.10 | |
| Внеклассное чтение. Книги о книгах. | 1 | 11.10 | |
| 3. Становление и развитие детской литературы в XVIII веке. | 8 | | |
| Путешествие 2. Конец XVIII века. Детские годы Багрова- внука»-автобиографическая повесть. А.Аксаков. | 1 | 12.10 | |
| А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих предков и первейших лет моей жизни» | 1 | 13.10 | |
| Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» | 1 | 18.10 | |
| Развитие речи. Сочинение в стиле нравоучительной статьи… | 1 | 19.10 | |
| Детские стихи А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь». | 1 | 20.10 | |
| Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы XI–XVIII веков. Проверочная работа № 3 (20 минут) | 1 | 25.10 | |
| Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги). | 1 | 26.10 | |
| Развитие речи. Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы» | 1 | 27.10 | |
| Детская литература XIX века. | 30 | | |
| 1. Басни И. А. Крылова. | 3 | | |
| Москва начала XIX века. И.А.Крылов. «Слон и Моська». | 1 | 08.11 | |
| Характерные особенности жанра басни. И.А.Крылов. «Квартет». | 1 | 09.11 | |
| Обобщение - викторина. Басни И.А.Крылова. | 1 | 10.11 | |
| 2. Первая русская литературная сказка. | 2 | | |
| 1828 год. Первая русская литературная сказка. А.Погорельский. «Черная курица. | 1 | 15.11 | |
| Нелегкий путь в подземное царство. А.Погорельский. «Черная курица». | 1 | 16.11 | |
| 3. А. С.Пушкин « Сказки…» | 5 | | |
| Лето 1831 года. Как писать для детей? | 1 | 17.11 | |
| Знакомство с героями сказки. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане». | 1 | 22.11 | |
| Сказочное и реальное в тексте сказки. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане». | 1 | 23.11 | |
| В чем главный смысл сказки? А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане». | 1 | 24.11 | |
| Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» | | 29.11 | |
| 4. «Как писать для детей?» | 7 | | |
| В. А. Жуковский «Спящая царевна» | 1 | 30.11 | |
| Литературные сказки. Поэтическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского (обобщение) | 1 | 01.12 | |
| В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В. Даля). «Кузовок» (игра) | 1 | 01.12 | |
| Развитие речи. Сочинение-обработка народной сказки (подражание В. И. Далю) | 1 | 06.12 | |
| Развитие речи. Сочинение-обработка народной сказки (подражание В. И. Далю) | 1 | 07.12 | |
| А. Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей») | 1 | 08.12 | |
| Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается» Проверочная работа №5. Внеклассное чтение. | 1 | 13.12 | |
| 5. Мир природы на страницах детских книг | 5 | | |
| Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука. | 1 | 14.12 | |
| Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука. | 1 | 15.12 | |
| Поэты XIX века о природе. Стихи А. Толстого, А. Плещеева | 1 | 20.12 | |
| Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе | 1 | 21.12 | |
| Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» | 1 | 22,12 | |
| 6. Учебные книги Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского. | 5 | | |
| Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги. Л. Н. Толстой «Два брата». | 1 | 27.12 | |
| Практикум. «Учусь читать художественную прозу». К.Ушинский. «Столица и губернский город» | 1 | 28.12 | |
| К.Ушинский. «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога», «Наше Отечество» | 1 | 29.12 | |
| | Сочинение в форме путевого очерка. | 1 | 11.01 | |
| | К.Ушинский. «Жалобы зайки». Р\р Сочинение -подражание Ушинскому. | 1 | 12.01 | |
| | 7. Рассказы русских писателей о животных. | 3 | | |
| | А.Куприн «Слон» Проверка техники чтения | 1 | 17.01 | |
| | Обобщение. Проверочная работа № 5 по разделу «Детская литература XIX века» (20 минут) | 1 | 18.01 | |
| | Внеклассное чтение. Произведения А. П. Чехова для детей. | 1 | 19.01 | |
| | Детская литература ХХ века. | 48 | | |
| | 1. Путешествие… в библиотеку. | 4 | | |
| | (В… библиотеку). Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». | 1 | 24.01 | |
| | (В… библиотеку). Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». | 1 | 25.01 | |
| | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»Образ Елены Икониной. | 1 | 26.01 | |
| | Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики ХIХ–ХХ веков. | 1 | 31.01 | |
| | 2. Новые встречи со старыми друзьями. | 6 | | |
| | Путешествие 9.Петроград. 1923 год. Б. Житков «Николай Исаич Пушкин» | 1 | 01.02 | |
| | К. Чуковский «Серебряный герб». Телефон | 1 | 02.02 | |
| | Обериуты. Стихи Д.Хармса,Ю.Владимирова,А.Веденского. | 1 | 07.02 | |
| | Внеклассное чтение. Современные чудаки. | 1 | 08.02 | |
| | «Вокруг Маршака» С. Сивоконь. «Везите все, как есть, почитаем!» | 1 | 09.02 | |
| | Внеклассное чтение. Современные детские журналы. | 1 | 14.02 | |
| | 3. Сказка Е. Шварца «Два брата» | 2 | | |
| | Е. Шварц «Два брата» | 1 | 15.02 | |
| | Е. Шварц «Два брата» | 1 | 16.02 | |
| | 4. Произведения А.Толстого, М.Пришвина, С.Маршака для детских журналов. | 6 | | |
| | Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок). «Пишу на ту же тему по-своему» | 1 | 21.02 | |
| | А. Н. Толстой «Фофка» «Кот – сметанный рот» | 1 | 22.02 | |
| | М. Пришвин «Изобретатель» | 1 | 28.02 | |
| | С. Я. Маршак «Сила жизни» С. Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. | 1 | 01.03 | |
| | Обобщение. Проверочная работа № 6 по разделу «Детская литература XX века». (Путешествия 8–10) (20 минут) | 1 | 02.03 | |
| | Внеклассное чтение. Творцы книг (рассказы о писателях, художниках-иллюстраторах) | 1 | 07.03 | |
| | 5. Сатира и поэзия в произведениях для детей. | 6 | | |
| | Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г. В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» А.Барто « Снегирь» | 1 | 09.03 | |
| | Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г. В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» | 1 | 14.03 | |
| | А.Барто « Снегирь» | 1 | 15.03 | |
| | Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» | 1 | 16.03 | |
| | Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» | 1 | 21.03 | |
| | Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков?». | 1 | 22.03 | |
| | 6. Детская литература 30 -50-х гг. | 9 | | |
| | «Дорогие мои мальчишки». Р.Фраерман. «Гайдар и дети» | 1 | 04.04 | |
| | Этот чердак обитаем. А.Гайдар. «Тимур и его команда». | 1 | 05.04 | |
| | Игра или серьезное дело? А.Гайдар. «Тимур и его команда». | 1 | 06.04 | |
| | Тимур и тимуровцы. А.Гайдар. «Тимур и его команда». | 1 | 11.04 | |
| | Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача» | 1 | 12.04 | |
| | В. Драгунский «Что любит Мишка?» | 1 | 13.04 | |
| | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника ,Н. Носова | 1 | 18.04 | |
| | Стихи А. Барто. Сатира или юмор? | 1 | 19.04 | |
| | Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?» (Веселые произведения В. Голявкина, И. Пивоваровой) | 1 | 20.04 | |
| | 7. Детская литература 60 – 90-х годов. Мир фантазии в лирике для детей. | 8 | | |
| | Путешествие 14. «Книжкины имени-ны» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца | 1 | 25.04 | |
| | Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира | 1 | 26.04 | |
| | Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского | 1 | 27.04 | |
| | Стихи С. Чёрного, В. Долиной | 1 | 02.05 | |
| | Миниатюры Г. Цыферова. Обобщение по творчеству Г.Цыферова. | 1 | 03.05 | |
| | Стихи Н. Матвеевой. Внеклассное чтение. Любимые стихи. | 1 | 04.05 | |
| | Практикум. «Учусь читать лирический текст» по стихотворению Н. Матвеевой «Лето». | 1 | 10.05 | |
| | Обобщение. Проверочная работа № 7 по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями» (20 минут) | 1 | 11.05 | |
| | 8. Пьеса – сказка С. Козлова «Снежный цветок». | 2 | | |
| | Что такое пьеса – сказка? Пьеса – сказка С. Козлова «Снежный цветок». | 1 | 16.05 | |
| | Пьеса–сказка С. Козлова «Снежный цветок». Обучение ролевому чтению. | 1 | 17.05 | |
| | 9. Произведения молодых детских писателей. | 5 | | |
| | Молодые детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай». «Ерунда на постном масле» | 1 | 18.05 | |
| | Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолет», «До будущего лета» | 1 | 23.05 | |
| | Обобщение по всему курсу. Проверочная работа № 8 (итоговая) по теме «Интервью у детского писателя»
| 1 | 24.05 | |
| | Проверка техники чтения. | 1 | 25.05 | |
| | Эпилог. Письмо к читателям. Внеклассное чтение. О чем можно, о чем хочется читать. | 1 | 30.05 | |
9