СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса. УМК "Школа 2100" (ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит планируемые результаты, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса. УМК "Школа 2100" (ФГОС)»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Староустинская основная школа




Принято: на заседании Педагогического совета Протокол №1 от 29.08.2017 г.

Утверждено: Приказ №65 от 01.09.2017 г.











Рабочая программа

по литературному чтению для 4 класса


УМК «Школа 2100»














Учитель: Куликова Н.В.


2017 г.

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН РФ от 06 октября 2009 года №373) и программы «Литературное чтение» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева (М.: Баласс, 2011).


Цель уроков чтения в 4 классе — научить детей чи­тать художественную литературу, подготовить к ее систематиче­скому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и за­ложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, таки приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.

Задачи:

1) формирование техники чтения и приемов понимания текста;

2) приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литератур­ными понятиями (на основе интереса к чтению);

3) развитие устной и письменной речи, творческих способно­стей детей;

4) знакомство через литературу с миром человеческих отно­шений; формирование личности.


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

● учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

● учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

● учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.


Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

● осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

● подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

размышлять о характере и поступках героя;

относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

Описание места учебного предмета в учебном плане

В 4 классе на «Литературное чтение» (авторы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.) отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.

Содержание учебного предмета

Предмет «Литературное чтение» для 4 класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

Произведения современной детской литературы разных жанров (7 ч).

Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской детской литературы (17 ч). Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.:проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в. (30 ч). Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жите- ли» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и

«Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.

Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская литература XX в. (48 ч). Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литера- тура 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто, романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.



Тематическое планирование уроков


п.п

Содержание

( разделы, темы)

Кол-во час.

Дата проведения

Дата по факту


Произведения современной

детской литературы разных

жанров.

7



Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником. Входная проверка техники чтения. Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство

с героями путешествий.

1

06.09


.2.


Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника»

1

07.09


Е. Велтистов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной повести.

1

08.09


Е. Велтистов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной повести.

1

13.09


Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада»

1

14.09


Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа №1

1

15.09


Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках.

Р.р. Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе.

1

20.09



У истоков русской детской

литературы.

17




1. Зарождение литературы.

5



Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»

1

21.09


«Повесть временных лет». Расселение славян.

1

22.09


Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки.

1

27.09


«Похвала книгам» Ярослава Мудрого.

1

28.09


«Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV–XVI веках. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице»

1

29.09




2. Древнерусская литература

XIXVII в.в.



4



Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия.

1

04.10


Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина…

1

05.10


Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы».

Проверочная работа № 2 (20 минут)

1

06.10


Внеклассное чтение. Книги о книгах.

1

11.10



3. Становление и развитие детской литературы

в XVIII веке.

8



Путешествие 2. Конец XVIII века. Детские годы Багрова- внука»-автобиографическая повесть. А.Аксаков.


1

12.10


А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих предков и первейших лет моей жизни»

1

13.10


Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

1

18.10


Развитие речи. Сочинение в стиле нравоучительной статьи…

1

19.10


Детские стихи А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь».

1

20.10


Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы

XI–XVIII веков.

Проверочная работа № 3 (20 минут)

1

25.10


Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги).

1

26.10


Развитие речи. Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы»


1

27.10



Детская литература XIX века.

30




1. Басни И. А. Крылова.

3



Москва начала XIX века. И.А.Крылов. «Слон и Моська».

1

08.11


Характерные особенности жанра басни. И.А.Крылов. «Квартет».

1

09.11


Обобщение - викторина. Басни И.А.Крылова.

1

10.11



2. Первая русская литературная

сказка.

2



1828 год. Первая русская литературная сказка. А.Погорельский. «Черная курица.

1

15.11


Нелегкий путь в подземное царство. А.Погорельский. «Черная курица».

1

16.11




3. А. С.Пушкин « Сказки…»


5



Лето 1831 года. Как писать для детей?

1

17.11


Знакомство с героями сказки. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане».

1

22.11


Сказочное и реальное в тексте сказки. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане».

1

23.11


В чем главный смысл сказки? А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане».

1

24.11


Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»


29.11



4. «Как писать для детей?»

7



В. А. Жуковский «Спящая царевна»

1

30.11


Литературные сказки. Поэтическое состязание

А. С. Пушкина и

В. А. Жуковского (обобщение)

1

01.12


В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В. Даля). «Кузовок» (игра)

1

01.12


Развитие речи. Сочинение-обработка народной сказки (подражание

В. И. Далю)

1

06.12


Развитие речи. Сочинение-обработка народной сказки (подражание

В. И. Далю)

1

07.12


А. Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей»)

1

08.12


Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается»

Проверочная работа №5. Внеклассное чтение.

1

13.12




5. Мир природы на страницах детских книг


5



Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука.

1

14.12


Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука.

1

15.12


Поэты XIX века

о природе. Стихи

А. Толстого,

А. Плещеева

1

20.12


Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе

1

21.12


Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

1

22,12



6. Учебные книги

Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского.

5



Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги. Л. Н. Толстой «Два брата».

1

27.12


Практикум. «Учусь читать художественную прозу».

К.Ушинский. «Столица и губернский город»

1

28.12


К.Ушинский. «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога», «Наше Отечество»

1

29.12



Сочинение в форме путевого очерка.

1

11.01



К.Ушинский. «Жалобы зайки». Р\р Сочинение -подражание Ушинскому.

1

12.01




7. Рассказы русских писателей о

животных.

3




А.Куприн «Слон» Проверка техники чтения

1

17.01



Обобщение. Проверочная работа

№ 5 по разделу «Детская литература XIX века»

(20 минут)

1

18.01



Внеклассное чтение. Произведения А. П. Чехова для детей.

1

19.01




Детская литература

ХХ века.

48





1. Путешествие… в библиотеку.

4




(В… библиотеку). Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки».

1

24.01



(В… библиотеку). Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки».

1

25.01



Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»Образ Елены Икониной.

1

26.01



Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики ХIХ–ХХ веков.

1

31.01





2. Новые встречи со старыми

друзьями.


6




Путешествие 9.Петроград. 1923 год.

Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»

1

01.02



К. Чуковский «Серебряный герб». Телефон

1

02.02



Обериуты. Стихи Д.Хармса,Ю.Владимирова,А.Веденского.

1

07.02



Внеклассное чтение.

Современные чудаки.

1

08.02




«Вокруг Маршака»

С. Сивоконь. «Везите все, как есть, почитаем!»

1

09.02



Внеклассное чтение.

Современные детские журналы.

1

14.02





3. Сказка Е. Шварца «Два брата»


2




Е. Шварц «Два брата»

1

15.02



Е. Шварц «Два брата»

1

16.02




4. Произведения А.Толстого,

М.Пришвина, С.Маршака для

детских журналов.

6




Б. Галанов «Книжка про книжки»
(отрывок).

«Пишу на ту же тему по-своему»

1

21.02



А. Н. Толстой «Фофка»

«Кот – сметанный рот»

1

22.02



М. Пришвин «Изобретатель»

1

28.02



С. Я. Маршак «Сила жизни» С. Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор.

1

01.03



Обобщение. Проверочная работа

№ 6 по разделу «Детская литература XX века». (Путешествия 8–10)

(20 минут)

1

02.03



Внеклассное чтение. Творцы книг
(рассказы о писателях, художниках-иллюстраторах)

1

07.03





5. Сатира и поэзия в произведениях для детей.



6




Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г.

В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке,

и о Симе, который тонкий» А.Барто « Снегирь»

1

09.03



Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г.

В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке,

и о Симе, который тонкий»

1

14.03



А.Барто « Снегирь»

1

15.03



Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»

1

16.03



Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»

1

21.03



Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков?».

1

22.03




6. Детская литература

30 -50-х гг.

9




«Дорогие мои мальчишки». Р.Фраерман. «Гайдар и дети»

1

04.04



Этот чердак обитаем. А.Гайдар. «Тимур и его команда».

1

05.04



Игра или серьезное дело? А.Гайдар. «Тимур и его команда».


1

06.04



Тимур и тимуровцы. А.Гайдар. «Тимур и его команда».

1

11.04



Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача»

1

12.04



В. Драгунский «Что любит Мишка?»

1

13.04



Внеклассное чтение. Юмористические рассказы

В. Драгунского,

Ю. Сотника ,Н. Носова

1

18.04



Стихи А. Барто. Сатира или юмор?

1

19.04



Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?» (Веселые произведения В. Голявкина, И. Пивоваровой)

1

20.04




7. Детская литература 60 – 90-х годов.

Мир фантазии в лирике

для детей.

8




Путешествие 14. «Книжкины имени-ны» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца

1

25.04



Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира

1

26.04



Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского

1

27.04



Стихи С. Чёрного, В. Долиной

1

02.05



Миниатюры Г. Цыферова. Обобщение по творчеству Г.Цыферова.

1

03.05



Стихи Н. Матвеевой. Внеклассное чтение. Любимые стихи.


1

04.05



Практикум. «Учусь читать лирический текст» по стихотворению Н. Матвеевой «Лето».


1

10.05



Обобщение. Проверочная работа № 7 по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями»

(20 минут)

1

11.05




8. Пьеса – сказка С. Козлова

«Снежный цветок».

2




Что такое пьеса – сказка? Пьеса – сказка С. Козлова «Снежный цветок».

1

16.05



Пьеса–сказка С. Козлова «Снежный цветок». Обучение ролевому чтению.

1

17.05





9. Произведения молодых детских писателей.


5




Молодые детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай». «Ерунда на постном масле»

1

18.05



Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолет», «До будущего лета»

1

23.05



Обобщение по всему курсу. Проверочная работа № 8
(итоговая) по теме «Интервью у детского писателя»

1

24.05



Проверка техники чтения.

1

25.05



Эпилог. Письмо к читателям. Внеклассное чтение. О чем можно, о чем хочется читать.

1

30.05








9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!