СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, авторской программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой (УМК «Школа России»), планируемых результатов начального общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Школа России"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Калитвенская средняя общеобразовательная школа

Каменского района Ростовской области

(МБОУ Калитвенская СОШ)













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по чтению

начальное общее образование 1 класс


Количество часов 126 ч

Учитель:



















2017 г

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, авторской программы«Литературное чтение»Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой(УМК «Школа России»), планируемых результатов начального общего образования.

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение чтения в 1 классе отводится 132ч. по 4 часа в неделю(33 учебных недели). За счет уплотнения программного материала календарно- тематическое планирование по чтению в 1 классе составлено на 126 ч., т.к. 6 часов выпадают на праздничные дни.Из них 91 ч. отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте и 35 ч. — урокам литературного чтения.

«Литературное чтение» — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интереск чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Курс «Литературное чтение» направлен на достижение следующихцелей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образованиямладших школьников;

- совершенствование всех видов речевойдеятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе

книг и самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

- обогащение нравственного опыта младших школьниковсредствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и другихстран.

«Литературное чтение» как учебный предмет в начальнойшколе имеет большое значение в решении задач не толькообучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознаниеи волю читателя, способствует формированию личных качеств,соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развиваету них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыкидоброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности. Учащиеся овладевают осознанным и выразительнымчтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироватьсяв книге, использовать её для расширения своих знаний об

окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умениясоставлять диалог, высказывать собственное мнение, строитьмонолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях,справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательскаякомпетентность, помогающая младшему школьнику осознатьсебя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтениикниг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, понимает прочитанные и прослушанные произведения, знает книги, умеет их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс «Литературное чтение» пробуждает интерес учащихсяк чтению художественных произведений, работа с которымине ограничивается рассмотрением сюжетно-информационнойстороны текста. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру,на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшиешкольники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Курс «Литературное чтение» решает множество важнейшихзадач начального обучения и готовит младшего школьникак успешному обучению в средней школе.














Содержание программы по литературному чтению


Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленно­му, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей раз­ных по виду и типу текстов, передача их с помощью интониро­вания. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго­товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чте­нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художествен­ном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определе­ние целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её на­званию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли про­изведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз­ными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.


Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник не­обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти­тульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опо­рой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятель­ное пользование соответствующими возрасту словарями и дру­гой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: свое­образие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочи­танного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованием специфической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием худо­жественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражен­ные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, опре­деление главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы­ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения (выбор слов, выраже­ний в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю­жета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотноше­ние с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знаком­ство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгорит­ма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогиче­ского общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно вы­слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме вы­сказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное зна­чение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание не­большого объёма с опорой на авторский текст, по предложен­ной теме или в форме ответа на вопрос.

Формирование грам­матически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в вы­сказывании. Передача содержания прочитанного или прослу­шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседнев­ной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказыва­ния. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произ­ведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголо­вку (отражение темы, места действия, характеров героев), ис­пользование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (пове­ствование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных наро­дов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонто­ва, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечествен­ной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многона­ционального характера России) и зарубежной литературы, до­ступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения млад­ших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, при­ключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших мень­ших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помо­щью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: ху­дожественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пей­заж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произве­дения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смыс­ла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Лите­ратурная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жан­ре, наблюдение за особенностями построения и выразительны­ми средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творче­ской деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз­личными способами работы с деформированным текстом и ис­пользование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине­ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож­ников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли­тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
























Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте»

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.



Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы гласных как показатель твёрдости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменения их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Круг детского чтения

Сказки А. С. Пушкина. Рассказы для детей Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского. Сказки К. И. Чуковского, В. В. Бианки «Первая охота». С. Я. Маршак «Угомон, «Дважды два». Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Я. Маршака, А. Барто, В. Осеевой. Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова.

Блок «Литературное чтение»

Виды речевой и читательской деятельности

Слушание. Восприятие на слух звучащей речи. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно – познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста.

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения, умение находить в тексте необходимую информацию, понимать её особенности.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно – популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно – эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», Представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).

Характеристика героя произведения с использованием художественно – выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста). Определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно – популярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия произведения, его адекватного соотношения с содержанием. Определение особенностей учебного и научно – популярного текстов ( передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно – следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно – познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, её эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно – популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, на основе художественного произведения или произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания, Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам ибо на заданную тему.

Круг детского чтения

«Жили – были буквы». Стихи В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Литературные сказки И. Токмаковой, Ф. Кривина. Стихи Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е Григорьевой.

«Сказки, загадки, небылицы». Сказки авторские и народные. «Курочка ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Загадки.

Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Потешки. Небылицы. Сказки К. Ушинского и Л. Толстого. Сказки А. С. Пушкина.

«Апрель, апрель. Звенит капель!». Лирические стихи А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Литературные загадки.

«Ив шутку и всерьёз». Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, И Пивоварова, Т. Собакина. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского.

«Я и мои друзья». Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.

Стихи Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.

Рассказы В. Осеевой. Сказки – несказки Д. Хармса, В. Берестова, Н. Сладкова.






























Планируемые результаты освоения программы

по литературному чтению

Учащиеся научатся:

Личностные

- называть место, где родился и вырос, составлять небольшойтекст о природе родного края, о семье, родителях;

- понимать свою принадлежность к определённому народуРоссии; с уважением относиться к людям другой национальности, их традициям в процессе знакомства с народным творчеством разных народов;

- знать и рассказывать о традициях своей семьи. Проявлятьзаботу к своим близким, с уважением относиться к родителям,помогать младшим; называть произведения разных народов, вкоторых тоже рассказывается о семье, о маме, об отношениидетей к маме;

- размышлять в процессе чтения произведений о таких нравственных ценностях, как честность, доброта, благородство,уважение к людям;

- понимать смысл нравственно-этических понятий на основебесед о пословицах и поговорках, произведениях К. Ушинского, Л. Толстого и других; и чтения произведений на уроках «Литературного чтения» о дружбе, об отношениях междулюдьми, об отношениях к животным и т. д. (дружелюбие, уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

- проявлять интерес к чтению произведений о природе (животных и растениях), выражая уважительное отношение к ней;

- понимать значение новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни; ответственно относиться к урокам «Литературного чтения», беречь учебник,тетрадь, бережно относиться к книгам, предназначенным длясамостоятельного чтения;понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;

- относиться с уважением к историческому прошлому своейстраны, своего народа, к его обычаям и традициям;

- относиться с уважением к родному языку.


Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

- понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы (с какой целью необходимо читать данный текст: поупражняться в чтении или найти ответ на вопроси т. д.);

- планировать свои действия на отдельных этапах урока спомощью учителя (например, составить план пересказа по образцу или восстановить последовательность событий сказки посерии рисунков), понимать важность планирования действий.

- контролировать выполненные задания с опорой на образец, предложенный учителем, составлять вместе с учителемплан проверки выполнения задания;

- оценивать чтение по ролям, пересказ текста, выполнениепроекта по предложенной учителем системе (шкале);

- определять границы известного и неизвестного под руководством учителя: выделять из темы урока известные знания иумения, определять круг неизвестного по изучаемой теме подруководством учителя.

- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулироватьих в устной форме по просьбе учителя;

- осваивать с помощью учителя позитивные установки типа:

«У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно

ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый

имеет право на ошибку» и др.;

- стремиться преодолевать возникающие трудности, проявлять волевое усилие (с помощью учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

- принимать общие цели изучения, обсуждать их совместно с учителем;

- понимать учебную задачу урока, воспроизводить её в

ходе урока по просьбе и под руководством учителя.


Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

- осуществлять простейшие логические операции:

1) сравнение по заданным критериям, при помощи учителя(сравнить сказку и рассказ, разные произведения на одну тему, авторскую и народную сказку, художественный и научно-познавательный текст, художественный и учебный текст, сравнить пословицы и текст, текст и иллюстрации (что общего ичем отличаются), сравнить поступки героев и свои собственные;

2) группировка книг (для выставки) по заданным критериям (на одну и ту же тему, одного автора, по заданному основанию (жанр), исключить лишнее (книгу, не соответствующуютеме);

3) классификация (распределить по тематическим группам, выбрать слова, которые соответствуют представлениям одружбе);

- находить нужную информацию в учебнике (название раздела, произведение, номер страницы); в словаре учебника,пользоваться системой условных обозначений; в тексте дляпересказа по заданным критериям, информацию для характеристики героя, для выразительного чтения, для ответа на задание;

- работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов, обращаясь к учителю, взрослому, словарю;

- соотносить прямое и переносное значение слов, находитьинформацию в энциклопедии.

Учащиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;

- выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

- группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);

- сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).


Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

- отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению;

- создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца;

- участвовать в диалоге с учителем и одноклассником;внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чём он говорит;

- участвовать в парной работе, пользуясь определённымиправилами (работать дружно, вместе обсуждать прочитанное, находить общую точку зрения, учиться отстаивать свою точкузрения).

Учащиеся получат возможность научиться:

- задавать уточняющие вопросы на основе образца;

- принимать участие в коллективной работе (распределятьроли, договариваться, не конфликтовать, искать пути выхода из конфликтной ситуации, знать и употреблять вежливыеслова);

- подготавливать небольшую презентацию с помощью взрослых по теме проекта, оформлять 2—3 слайда.


Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

- воспринимать на слух произведения различных жанров(небольшие рассказы, стихи, сказки);

- чётко и правильно произносить все звуки;

- плавно читать по слогам и целыми словами с постепеннымувеличением скорости чтения;

- читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения;

- читать и понимать нравственный смысл пословиц и поговорок, соотносить их с помощью учителя с содержанием произведения;

- определять основную мысль прочитанного произведенияс помощью учителя, а также с помощью пословицы;

- определять последовательность событий и находить смысловые части произведения (начало, основная часть, конец) подруководством учителя;

- восстанавливать текст произведения, вставляя пропущенные слова и предложения;

- соотносить иллюстрации и текст;

- называть героев произведения, давать им простейшую характеристику; размышлять об их поступках;

- уметь отвечать на вопросы: «Чем тебе запомнился тот илииной герой произведения?», «Чем понравилось / не понравилось произведение?»;

- выбирать нужную книгу по названию и обложке для самостоятельного чтения;

- отгадывать с помощью учителя загадки (о каком предметеидёт речь, как догадались), сопоставлять их с отгадками;

- отвечать на вопросы о прочитанном произведении;

- объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем.


Учащиеся получат возможность научиться:

- соотносить название рассказа с его содержанием;

- отвечать на вопрос: «Почему автор дал произведениюименно такое название?».

- читать с выражением, выделяя важные слова и мыслипод руководством учителя;

- читать текст по ролям, отражая настроение и характер героя (под руководством учителя);

- задавать вопросы по прочитанному произведению;

- при помощи учителя составлять план, определять смысловые части;

- пересказывать небольшой текст на основе картинногоплана при помощи учителя;

- выявлять под руководством учителя особенности научно-познавательных и художественных текстов;

- определять особенности прозаического и поэтическоготекстов;

- высказывать собственное мнение о прочитанном произведении;

- сравнивать разные произведения на одну тему.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

- восстанавливать содержание произведения (сказки) по серии сюжетных иллюстраций (картинному плану);

- восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана, под руководством учителя;

- составлять небольшое высказывание на основе образца,данного учителем (о дружбе, о питомце);

- придумывать окончание сказок по образцу.

Учащиеся получат возможность научиться:

- сочинять загадки в соответствии с тематическимигруппами (загадки о природе, животных и др.) по заданнымкритериям;

- самостоятельно придумывать небылицы, потешки, песенки по образцу;

- обсуждать прочитанное или прослушанное произведение;соглашаться или не соглашаться с высказыванием учителя,товарищей, приводить свои аргументы с помощью простыхпредложений (например, он хочет стать героем или поступков героя не совершал.)


Литературоведческая пропедевтика

Учащие научатся:

- на практике различать загадки, песенки, потешки, небылицы;

- отличать прозаический текст от поэтического под руководством учителя;

- понимать особенности народных и авторских сказок (авторская сказка — указание автора на обложке, к произведению;народная сказка — указание, что сказка русская народная,татарская и т. д.).

- отличать сказку от рассказа, называть особенности сказочного текста (герои животные, герои — буквы разговаривают,как люди; поступают, как люди);

- знать, что такое рифма, приводить примеры рифмованныхстрочек.

Учащиеся получат возможность научиться:

- находить в тексте различные средства художественнойвыразительности (слова, с помощью которых описываетсяобъект наиболее точно, необычно, ярко; сравнивается с другим объектом; приписываются действия живого неживому,передается речь неживого);

- определять тему произведения, выставки;

- оценивать по предложенным учителем критериям поступки героев, проводить аналогии со своим поведением вразличных ситуациях.

Темп чтения к концу обучения в 1 классе должен быть не ниже 20—

25 слов в минуту, иначе ребенок не сможет дальше успешно учиться.
























Календарно-тематическое планирование по чтению


Тема урока

Кол-во ч

Дата провед.

Дата перенес.


Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте»

91ч




Добукварный период

18ч




1 четверть.


32ч



1

«Азбука» – первая учебная книга.

1

04.09


2

Речь устная и письменная. Предложение.

1

05.09


3

Слово и предложение.

1

06.09


4

Слог.

1

07.09


5

Ударение. Ударный слог.

1

11.09


6

Звуки в окружающем мире и в речи.

1

12.09


7

Звуки в словах. Гласные и согласные звуки.

1

13.09


8

Как образуется слог.

1

14.09


9

Повторение – мать учения.

1

18.09


10

Гласный звук [а], буквыА, а.

1

19.09


11

Гласный звук [а], буквыА, а.

1

20.09


12

Гласный звук [о], буквыО, о.

1

21.09


13

Гласный звук о, буквыО, о.

1

25.09


14

Гласный звук [и], буквыИ, и.

1

26.09


15

Гласный звук и, буквыИ, и.

1

27.09


16

Гласный звук [ы], буква ы.

1

28.09


17

Гласный звук [у], буквыУ, у.

1

02.10


18

Гласный звук [у], буквыУ, у.

1

03.10



Букварный период

61ч



1

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.

1

04.10


2

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.

1

05.10


3

Согласные звуки [с], [с’], буквыС, с.

1

09.10


4

Согласные звуки [с], [с’], буквыС, с.

1

10.10


5

Согласные звуки [к], [к’], буквыК, к.

1

11.10


6

Согласные звуки [к], [к’], буквыК, к.

1

12.10


7

Согласные звуки [т], [т], буквыТ, т.

1

16.10


8

Согласные звуки [т], [т], буквыТ, т.

1

17.10


9

Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л.

1

18.10


10

Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л.

1

19.10


11

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

1

23.10


12

Согласные звуки р, р’, буквы Р, р.

1

24.10


13

Согласные звуки [в], [в’], буквыВ, в.

1

25.10


14

Согласные звуки [в], [в’], буквыВ, в.

1

26.10



2 четверть

30ч



15

Гласные буквыЕ, е. Звуки [йэ], [э].


1

07.11


16

Гласные буквыЕ, е. Звуки [йэ], [э].

1

08.11


17

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.

1

09.11


18

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.

1

13.11


19

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.

1

14.11


20

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.

1

15.11


21

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.

1

16.11


22

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.

1

20.11


23

Согласные звуки [б], [б’], буквыБ, б.

1

21.11


24

Согласные звуки [б], [б’], буквыБ, б.

1

22.11


25

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

1

23.11


26

Согласные звуки [д], [д’], буквыД, д.

1

27.11


27

Согласные звуки [д], [д’], буквыД, д.

1

28.11


28

Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

1

29.11


29

Гласные буквы Я, я. Звуки[йа], [а].

1

30.11


30

Гласные буквы Я, я. Звуки [йа], [а].

1

04.12


31

Гласные буквы Я, я.

1

05.12


32

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.

1

06.12


33

Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

1

07.12


34

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

1

11.12


35

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

1

12.12


36

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

1

13.12


37

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

1

14.12


38

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

1

18.12


39

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.

1

19.12


40

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.

1

20.12


41

Твёрдый согласный звук [ж], буквыЖ, ж.

1

21.12


42

Твёрдый согласный звук [ж], буквыЖ, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

1

25.12


43

Гласные буквыЁ, ё. Звуки [йо], [о].

1

26.12


44

Гласные буквыЁ, ё. Звуки [йо], [о].

1

27.12



3 четверть

36ч



45

Звук [ й’], буквы Й, й.


1

11.01


46

Звук [ й’], буквы Й, й.

1

15.01


47

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.

1

16.01


48

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.

1

17.01


49

Гласные буквы Ю, ю. Звуки [йу], [у].

1

18.01


50

Гласные буквы Ю, ю. Звуки [йу], [у].

1

22.01


51

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

1

23.01


52

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

1

24.01


53

Гласный звук [э], буквыЭ, э

1

25.01


54

Гласный звук [э], буквыЭ, э.

1

29.01


55

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ.

1

30.01


56

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ.

1

31.01


57

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

1

01.02


58

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

1

05.02


59

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

1

06.02


60

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

1

07.02


61

Русский алфавит.

1

08.02



Послебукварный период

12ч



1

Как хорошо уметь читать.

1

12.02


2

Наше Отечество. История Славянскойазбуки и первого букваря.

1

13.02


3

А.С. Пушкин – гордость нашей Родины.

1

14.02


4

Рассказы Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского для детей.

1

15.02


5

Стихи К.И.Чуковского.

1

26.02


6

Рассказы В.В. Бианки о животных.

1

27.02


7

Стихи С.Я. Маршака.

1

28.02


8

Рассказы М.М. Пришвина о природе.

1

01.03


9

Стихи А.Л.Барто.

1

05.03


10

Стихи М.В.Михалкова.

1

06.03


11

Весёлые стихи Б.В.Заходера и В. Д. Берестова.

1

07.03


12

Проверим себя и оценим своидостижения. Проект «Живая Азбука».

1

12.03





Блок «Литературное чтение»



35ч




Жили-былибуквы



1

Знакомство с учебником.

В. Данько « Загадочные буквы».

1

13.03


2

И.Токмакова « Аля, Кляксич и буква «А». С.Чёрный « Живая азбука».

1

14.03


3

Ф.Кривин« Почему «А» поётся, а « Б» нет».

1

15.03


4

Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой.

1

19.03


5

Стихотворения И. Гамазковой, Е. Григорьевой.

1

20.03


6

С.Маршак « Автобус номер двадцать шесть».

1

21.03


7

Разноцветные страницы.

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

22.03



4четверть

28ч



8


Проект «Создаём музей « Город букв».

1

02.04



Сказки, загадки, небылицы



9

Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка».

1

03.04


10

Загадки.

1

04.04


11

Песенки.

1

05.04


12

Потешки.

1

09.04


13

Небылицы.

1

10.04


14

Сказки А.С. Пушкина.

1

11.04


15

Русская народная сказка «Петух и собака».

1

12.04


16

Из старинных книг. Произведения К. Ушинского.

1

16.04


17

Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения.

1

17.04



Апрель, апрель. 3венит капель!



18

Лирические стихотворения А. Майкова, А. Пле­щеева,Т. Белозёрова, С. Маршака.

1

18.04


19

Литературная загадка. Проект «Составляем сборник загадок».

1

19.04


20

Из старинных книг. Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения.

1

23.04



И в шутку и всерьёз



21

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова.

1

24.04


22

Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой.

1

25.04


23

Весёлые стихи для детей К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева.

1

26.04


24

Весёлые стихи для детей Т. Собакина,И. Токмаковой, К. Чуковского, И. Пивоварова,

О. Григорьева.

1

03.05


25

Юмористические рассказы для детей М. Пляцковского.

1

07.05


26

Из старинных книг. Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения.

1

08.05



Я и мои друзья



27

Рассказы о детях. Ю. Ермолаев « Лучший друг».

1

10.05


28

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа.

1

14.05


29

Стихотворения Я. Акима,В. Берестова, И. Пивоваровой, Ю. Энтина.

1

15.05


30

Проект «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.

1

16.05


31

Произведение С.Маршака « Хороший день».

Произведение М.Пляцковского « Сердитый дог Буль».


17.05


32

Из старинных книг. Разноцветные страницы.

1

21.05



О братьях наших меньших



33

Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа.

РассказыВ. Осеевой.

1

22.05


34

Стихи оживотных Г. Сапгира, И. Токмаковой, М. Пляцковского

1

23.05


35


Сказки-несказки Д. Хармса, В. Берестова, Н. Сладкова.

Из старинных книг. Разноцветные страницы.

1

24.05