СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс, "Школа России", пояснительная записка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по «Литературному чтению» для 4 класса разработана наоснове ФГОС НОО 2011г. «Примерных программ начального общего образования. Начальная школа» - Литературное чтение. (М. Просвещение, 2011), в соответствии с Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России авторской программой  Л.А.Ефросининой, «Литературное чтение 1-4 класс» - Москва Издательский центр Вентана-Граф» 2015, учебного плана школы на 2016-2017 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 4 класс, "Школа России", пояснительная записка»



Рабочая программа по «Литературному чтению» для 4 класса разработана на основе ФГОС НОО 2011г. «Примерных программ начального общего образования. Начальная школа» - Литературное чтение. (М. Просвещение, 2011), в соответствии с Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России авторской программой Л.А. Ефросининой, «Литературное чтение 1-4 класс» - Москва Издательский центр Вентана-Граф» 2015, учебного плана школы на 2016-2017 учебный год.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

- этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.


Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуаль ную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.


Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.


Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У четвероклассника продолжится формирование:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознания значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимания роли чтения, использования разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); способности осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладения техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) способности самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.



Требования к подготовке учащихся

К концу обучения в 4 классе ученик достигнет следующих результатов и научится:

- проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;

- воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;

- понимать и оценивать духовные ценности, которые несет в себе художественная литература;

- объяснять понятия: честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло;

- понимать значение литературы как предмета отечественной и зарубежной литературы, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;

- осознавать себя гражданином России, понимать ценности многонациональной литературы своей страны и мира;

- проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к литературе других народов;

- работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними о книгах, произведениях, героях и их поступках, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников;

- пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями по организации своей работы с литературными произведениями (принимать и понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).


Содержание учебного предмета


№п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Произведения фольклора. Повторение. Сказки, легенды, былины, героические песни

10

2

Басни. Русские баснописцы

5

3

Произведения В.А.Жуковского

4

4

Произведения А.С. Пушкина

6

5

Произведения М. Ю. Лермонтова

4

6

Произведения П.П.Ершова

2

7

Произведения В.М. Гаршина

3

8

Произведения русских писателей о детях

3

9

Произведения зарубежных писателей

8

10

Мифы народов мира.

3

11

Книги Древней Руси

3

12

Произведения Л.Н. Толстого

8

13

Стихи А.А. Блока

3

14

Стихи К.Д. Бальмонта

4

15

Произведения А.И. Куприна

5

16

Произведения И.А. Бунина

4

17

Произведения С.Я. Маршака

7

18

Стихи Н.А. Заболоцкого

3

19

Произведения о детях войны

3

20

Стихи Н.М. Рубцова

4

21

Произведения С.В. Михалкова

2

22

Юмористические произведения для детей

3

23

Очерки

3

24

Путешествия, приключения, фантастика

5



Содержание учебного предмета

105 ч (3 ч в неделю)


Произведения фольклора. Повторение. Сказки, легенды, былины, героические песни (10 ч).

Волшебные сказки «Иван-царевич и Серый волк», былина «Волх Всеславович», легенды: о граде Китеже, о покорении Сибири Ермаком, героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»

Басни. Русские баснописцы(5ч).

И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет»;

И.И.Хемницер «Стрекоза», «Друзья»; Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи»;

И.И.Дмитриев «Муха»

Произведения В.А.Жуковского (4 ч).

Стихотворения «Песня», «Ночь», сказка «Спящая царевна»

Произведения А.С. Пушкина(6 ч).

Стихотворения «Осень», «Зимняя дорога», «И.И.Пущину», И.И.Пущину «Записки о Пушкине»

Произведения М. Ю. Лермонтова (4 ч).Стихотворения «Москва, Москва!...» , «Парус», «Утес», «Казачья колыбельная», «Горные вершины»

Произведения П.П.Ершова (2 ч).

Сказка « Конек-Горбунок», «Кто он?»

Проверочная работа №2 по теме: «Произведения писателей-классиков XIX века»

Произведения В.М. Гаршина (3 ч).

Сказка «Лягушка-путешественница».

Произведения русских писателей о детях(3ч)

Н.Г.Гарин- Михайловский «Детство Темы», С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Вертел»

Произведения зарубежных писателей (8 ч).

В.Гюго «Козетта», Марк Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», Х.К. Андерсен «Дикие лебеди», «Самое невероятное». Стихотворение Х.К.Андерсена "Дети года". Слушание и работа с книгами Х.К.Андерсена. Детские газеты и журналы. Х.К.Андерсен "Девочка со спичками". К.Г.Паустовский "Великий сказочник".

Мифы народов мира.(3ч )

Древнегреческие мифы "Арион". "Дедал и Икар" Славянский миф "Ярило-солнце". Дополнительное чтение: Древнеиндийские мифы "Творение", "Создание ночи" Слушание и работа с детскими книгами. Мифы народов мира. Дополнительное чтение: Древнекитайский миф "Подвиги стрелка И" Обобщение по разделу "Проверьте себя" мифы народов мира.

Книги Древней Руси (3 ч).

Слушание и работа с книгами:

Отрывки из "Повести временных лет", "Повести о Никите Кожемяке", "О Кирилле и Мефодии", "Наставления Ярослава Мудрого славянам". По страницам детских журналов. "Поучение Владимира Мономаха". Обобщение по разделу. «В мире книг».

Произведения Л.Н. Толстого (8ч).

«Воспоминания Л.Н. Толстого», Л.Н. Толстой «Акула», «Два брата», «Мужик и Водяной», «Черепаха», «Русак», «Святогор-богатырь». «Повесть о Никите Кожемяке» (из «Повести временных лет»). Дополнительное чтение: быль Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". Обобщение по разделу. Книжная полка.

Стихи А.А. Блока (3ч)

Стихотворения о Родине «Россия», песня-слава «Русская Земля», «Рождество», «На поле Куликовом».

Стихи К.Д. Бальмонта (4ч)

Стихи о Родине, о природе: «Россия», « К зиме». «Снежинка», «Камыши»; сказочное стихотворение « У чудищ». Дополнительное чтение: К.Д. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка». Урок обобщения «Творчество Л. Н. Толстого, А.А. Блока и К. Д. Бальмонта».

Произведения А.И. Куприна(5ч)

«Скворцы», «Четверо нищих», «Памяти А.П. Чехова», произведения о животных. . Сказки и легенды русских писателей. Рассказ А. И. Куприн «Четверо нищих» В.В. Вересаев. «Легенда», «Звезда». Э.Сетон-Томпсон «Виннипегский волк», В.М. Песков "В гостях у Сетона-Томпсона" Обобщение по разделу "Проверьте себя".

Произведения И.А. Бунина (4ч)

И.А.Бунин "Гаснет вечер, даль синеет","Детство". Дополнительное чтение: "Шире, грудь, распахнись для принятия…","Листопад"(отрывок).Н А . Некрасов "Генерал Топтыгин". Дополнительное чтение: К.И. Чуковский "Н.А. Некрасов".

Произведения С.Я. Маршака (7ч)

С.Я.Маршака. Стихотворение "Словарь". Дополнительное чтение: «Загадки», «Зеленая застава». Пьесы-сказки для детей «Двенадцать месяцев», «Сказка про козла», Р. Бернс « В горах мое сердце», повесть в стихах «Ледяной остров». Библиотечный урок «Маршак – сказочник, поэт, драматург, переводчик».

Стихи Н.А. Заболоцкого (3ч)

«Детство» , «Лебедь в зоопарке», «Весна в лесу». Библиотечный урок. Книги со стихотворениями, изученными в 3 и 4 классах.

Произведения о детях войны (3ч)

В.П. Катаев «Сын полка», К.М. Симонов «Сын артиллериста», детские газеты и журналы

Стихи Н.М. Рубцова(4ч)

Стихотворения о родной природе : «Березы», «Тихая моя родина», «Ласточка», А.П. Платонов «Любовь к родине, или путешествие воробья», «Неизвестный цветок». Обобщение по разделу "Проверьте себя".

Произведения С.В. Михалкова(2ч)

Стихотворение «Школа»; «Хижина дяди Тома»; басня «Зеркало». Дополнительное чтение: "Любитель книг", «Чужая беда».

Юмористические произведения для детей(3ч)

Н.Н. Носов «Федина задача», В.Ю. Драгунский « Тайное становится явным»,

И.Л. Гамазкова «Страдания». А.М. Горький «Пепе».

Очерки (3ч)

И.С. Соколов-Микитов «Родина», М.А. Шолохов «Любимая мать-отчизна», Н.С.Шер «Картины-сказки», М. Горький «О сказках», А.И. Куприн «Сказки Пушкина». Урок-обобщение («Проверьте себя») Дополнительное чтение М. Горький «О книгах», «О сказках». Ю.Я. Яковлев. «Право на жизнь»

Путешествия, приключения, фантастика (5ч)

Н.П. Вагнер «Фея Фантаста», «Береза», «Сказки Кота Мурлыки», «Сказка», « Руф и Руфина»,Дж Свифт «Гулливер в стране лилипутов». Библиотечный урок «В мире книг», «Летнее чтение»


Данная программа предусматривает проведение 1-2 раза в неделю проверочных работ в форме контрольной работы, самостоятельной работы или теста.

№ урока

Тема

Форма контроля

10

Произведения фольклора

Проверочная работа №1

25

Страничка книгочея

Контрольная работа №1

31

Произведения писателей-классиков XIX века

Проверочная работа №2

44

Проверьте себя

Контрольная работа №2

51

Мифы и повести Древней Руси

Проверочная работа№3

75

Проверьте себя

Контрольная работа № 3

81

Произведения С.Я. Маршака

Проверочная работа №4

100

Проверьте себя

Проверочная работа №5

104

Произведения, изученные в 4 классе

Итоговая контрольная работа



В процессе обучения для самостоятельной работы учащихся, формирующих универсальные учебные действия, используются следующие технологии:

  • дифференциация и индивидуализация в системе познавательных, проблемных и творческих заданий, носящих характер исследований в системе текущего и тематического контроля;

  • постановка учебных задач с позиций проблемно-развивающего обучения;

  • активизация учебной деятельности с помощью разнообразных форм;

  • организация    учебного     процесса в виде   индивидуальной, парной, групповой, коллективной деятельности;

  • использование различных средств обучения (в т.ч. раздаточного дидактического   материала,  исторических   документов, учебных карт и картин, иллюстраций).


Виды самостоятельной работы формирующие универсальные учебные действия.

  • Индивидуальный и фронтальный опрос

  • Работа в паре, в группе. (взаимо и самооценка)

  • Тесты

  • Выразительное чтение

  • Чтение наизусть

  • Составление плана













9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!