Рабочая программа по «Литературному чтению» для 4 класса разработана на основе ФГОС НОО 2011г. «Примерных программ начального общего образования. Начальная школа» - Литературное чтение. (М. Просвещение, 2011), в соответствии с Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России авторской программой Л.А. Ефросининой, «Литературное чтение 1-4 класс» - Москва Издательский центр Вентана-Граф» 2015, учебного плана школы на 2016-2017 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
- этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуаль ную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У четвероклассника продолжится формирование:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознания значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимания роли чтения, использования разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); способности осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладения техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) способности самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Требования к подготовке учащихся
К концу обучения в 4 классе ученик достигнет следующих результатов и научится:
- проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;
- воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;
- понимать и оценивать духовные ценности, которые несет в себе художественная литература;
- объяснять понятия: честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло;
- понимать значение литературы как предмета отечественной и зарубежной литературы, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;
- осознавать себя гражданином России, понимать ценности многонациональной литературы своей страны и мира;
- проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к литературе других народов;
- работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними о книгах, произведениях, героях и их поступках, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников;
- пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями по организации своей работы с литературными произведениями (принимать и понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).
Содержание учебного предмета
№п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Произведения фольклора. Повторение. Сказки, легенды, былины, героические песни | 10 |
2 | Басни. Русские баснописцы | 5 |
3 | Произведения В.А.Жуковского | 4 |
4 | Произведения А.С. Пушкина | 6 |
5 | Произведения М. Ю. Лермонтова | 4 |
6 | Произведения П.П.Ершова | 2 |
7 | Произведения В.М. Гаршина | 3 |
8 | Произведения русских писателей о детях | 3 |
9 | Произведения зарубежных писателей | 8 |
10 | Мифы народов мира. | 3 |
11 | Книги Древней Руси | 3 |
12 | Произведения Л.Н. Толстого | 8 |
13 | Стихи А.А. Блока | 3 |
14 | Стихи К.Д. Бальмонта | 4 |
15 | Произведения А.И. Куприна | 5 |
16 | Произведения И.А. Бунина | 4 |
17 | Произведения С.Я. Маршака | 7 |
18 | Стихи Н.А. Заболоцкого | 3 |
19 | Произведения о детях войны | 3 |
20 | Стихи Н.М. Рубцова | 4 |
21 | Произведения С.В. Михалкова | 2 |
22 | Юмористические произведения для детей | 3 |
23 | Очерки | 3 |
24 | Путешествия, приключения, фантастика | 5 |
Содержание учебного предмета
105 ч (3 ч в неделю)
Произведения фольклора. Повторение. Сказки, легенды, былины, героические песни (10 ч).
Волшебные сказки «Иван-царевич и Серый волк», былина «Волх Всеславович», легенды: о граде Китеже, о покорении Сибири Ермаком, героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»
Басни. Русские баснописцы(5ч).
И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет»;
И.И.Хемницер «Стрекоза», «Друзья»; Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи»;
И.И.Дмитриев «Муха»
Произведения В.А.Жуковского (4 ч).
Стихотворения «Песня», «Ночь», сказка «Спящая царевна»
Произведения А.С. Пушкина(6 ч).
Стихотворения «Осень», «Зимняя дорога», «И.И.Пущину», И.И.Пущину «Записки о Пушкине»
Произведения М. Ю. Лермонтова (4 ч).Стихотворения «Москва, Москва!...» , «Парус», «Утес», «Казачья колыбельная», «Горные вершины»
Произведения П.П.Ершова (2 ч).
Сказка « Конек-Горбунок», «Кто он?»
Проверочная работа №2 по теме: «Произведения писателей-классиков XIX века»
Произведения В.М. Гаршина (3 ч).
Сказка «Лягушка-путешественница».
Произведения русских писателей о детях(3ч)
Н.Г.Гарин- Михайловский «Детство Темы», С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Вертел»
Произведения зарубежных писателей (8 ч).
В.Гюго «Козетта», Марк Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», Х.К. Андерсен «Дикие лебеди», «Самое невероятное». Стихотворение Х.К.Андерсена "Дети года". Слушание и работа с книгами Х.К.Андерсена. Детские газеты и журналы. Х.К.Андерсен "Девочка со спичками". К.Г.Паустовский "Великий сказочник".
Мифы народов мира.(3ч )
Древнегреческие мифы "Арион". "Дедал и Икар" Славянский миф "Ярило-солнце". Дополнительное чтение: Древнеиндийские мифы "Творение", "Создание ночи" Слушание и работа с детскими книгами. Мифы народов мира. Дополнительное чтение: Древнекитайский миф "Подвиги стрелка И" Обобщение по разделу "Проверьте себя" мифы народов мира.
Книги Древней Руси (3 ч).
Слушание и работа с книгами:
Отрывки из "Повести временных лет", "Повести о Никите Кожемяке", "О Кирилле и Мефодии", "Наставления Ярослава Мудрого славянам". По страницам детских журналов. "Поучение Владимира Мономаха". Обобщение по разделу. «В мире книг».
Произведения Л.Н. Толстого (8ч).
«Воспоминания Л.Н. Толстого», Л.Н. Толстой «Акула», «Два брата», «Мужик и Водяной», «Черепаха», «Русак», «Святогор-богатырь». «Повесть о Никите Кожемяке» (из «Повести временных лет»). Дополнительное чтение: быль Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". Обобщение по разделу. Книжная полка.
Стихи А.А. Блока (3ч)
Стихотворения о Родине «Россия», песня-слава «Русская Земля», «Рождество», «На поле Куликовом».
Стихи К.Д. Бальмонта (4ч)
Стихи о Родине, о природе: «Россия», « К зиме». «Снежинка», «Камыши»; сказочное стихотворение « У чудищ». Дополнительное чтение: К.Д. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка». Урок обобщения «Творчество Л. Н. Толстого, А.А. Блока и К. Д. Бальмонта».
Произведения А.И. Куприна(5ч)
«Скворцы», «Четверо нищих», «Памяти А.П. Чехова», произведения о животных. . Сказки и легенды русских писателей. Рассказ А. И. Куприн «Четверо нищих» В.В. Вересаев. «Легенда», «Звезда». Э.Сетон-Томпсон «Виннипегский волк», В.М. Песков "В гостях у Сетона-Томпсона" Обобщение по разделу "Проверьте себя".
Произведения И.А. Бунина (4ч)
И.А.Бунин "Гаснет вечер, даль синеет","Детство". Дополнительное чтение: "Шире, грудь, распахнись для принятия…","Листопад"(отрывок).Н А . Некрасов "Генерал Топтыгин". Дополнительное чтение: К.И. Чуковский "Н.А. Некрасов".
Произведения С.Я. Маршака (7ч)
С.Я.Маршака. Стихотворение "Словарь". Дополнительное чтение: «Загадки», «Зеленая застава». Пьесы-сказки для детей «Двенадцать месяцев», «Сказка про козла», Р. Бернс « В горах мое сердце», повесть в стихах «Ледяной остров». Библиотечный урок «Маршак – сказочник, поэт, драматург, переводчик».
Стихи Н.А. Заболоцкого (3ч)
«Детство» , «Лебедь в зоопарке», «Весна в лесу». Библиотечный урок. Книги со стихотворениями, изученными в 3 и 4 классах.
Произведения о детях войны (3ч)
В.П. Катаев «Сын полка», К.М. Симонов «Сын артиллериста», детские газеты и журналы
Стихи Н.М. Рубцова(4ч)
Стихотворения о родной природе : «Березы», «Тихая моя родина», «Ласточка», А.П. Платонов «Любовь к родине, или путешествие воробья», «Неизвестный цветок». Обобщение по разделу "Проверьте себя".
Произведения С.В. Михалкова(2ч)
Стихотворение «Школа»; «Хижина дяди Тома»; басня «Зеркало». Дополнительное чтение: "Любитель книг", «Чужая беда».
Юмористические произведения для детей(3ч)
Н.Н. Носов «Федина задача», В.Ю. Драгунский « Тайное становится явным»,
И.Л. Гамазкова «Страдания». А.М. Горький «Пепе».
Очерки (3ч)
И.С. Соколов-Микитов «Родина», М.А. Шолохов «Любимая мать-отчизна», Н.С.Шер «Картины-сказки», М. Горький «О сказках», А.И. Куприн «Сказки Пушкина». Урок-обобщение («Проверьте себя») Дополнительное чтение М. Горький «О книгах», «О сказках». Ю.Я. Яковлев. «Право на жизнь»
Путешествия, приключения, фантастика (5ч)
Н.П. Вагнер «Фея Фантаста», «Береза», «Сказки Кота Мурлыки», «Сказка», « Руф и Руфина»,Дж Свифт «Гулливер в стране лилипутов». Библиотечный урок «В мире книг», «Летнее чтение»
Данная программа предусматривает проведение 1-2 раза в неделю проверочных работ в форме контрольной работы, самостоятельной работы или теста.
№ урока | Тема | Форма контроля |
10 | Произведения фольклора | Проверочная работа №1 |
25 | Страничка книгочея | Контрольная работа №1 |
31 | Произведения писателей-классиков XIX века | Проверочная работа №2 |
44 | Проверьте себя | Контрольная работа №2 |
51 | Мифы и повести Древней Руси | Проверочная работа№3 |
75 | Проверьте себя | Контрольная работа № 3 |
81 | Произведения С.Я. Маршака | Проверочная работа №4 |
100 | Проверьте себя | Проверочная работа №5 |
104 | Произведения, изученные в 4 классе | Итоговая контрольная работа |
В процессе обучения для самостоятельной работы учащихся, формирующих универсальные учебные действия, используются следующие технологии:
дифференциация и индивидуализация в системе познавательных, проблемных и творческих заданий, носящих характер исследований в системе текущего и тематического контроля;
постановка учебных задач с позиций проблемно-развивающего обучения;
активизация учебной деятельности с помощью разнообразных форм;
организация учебного процесса в виде индивидуальной, парной, групповой, коллективной деятельности;
использование различных средств обучения (в т.ч. раздаточного дидактического материала, исторических документов, учебных карт и картин, иллюстраций).
Виды самостоятельной работы формирующие универсальные учебные действия.
9