МБОУ Салтановская СОШ
«Утверждаю»
Директор школы
________ Т.П. Кучебо
Приказ № 46
от « 25» августа 2016 года
Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса
на 2016 – 2017 учебный год
Составлена
учителем начальных классов:
Коломейцевой Е.М.
Рассмотрена на заседании
МС МБОУ Салтановская СОШ
Протокол № 1 от «25» августа 2016 года
Руководитель _____________ Васько С.В.
2016 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
Учащиеся научатся:
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Учащиеся получат возможность научиться:
познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9 – 10 предложений;
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Учащиеся получат возможность научиться:
участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности;
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;
соотносить нравственно-эстетические идеалы автора,раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся получат возможность научиться:
создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Учащиеся получат возможность научиться:
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
2. СОДЕРЖАНИЕ
"Летописи. Былины. Жития" (6 ч)
О былинах. "Ильины три поездочки". Летописи. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...","И вспомнил Олег коня своего...""Житие Сергия Радонежского".
"Чудесный мир классики" (23 ч)
П.П. Ершов "Конек-горбунок" (отрывок); А.С. Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора!..", "Птичка Божия не знает. ..""Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"; М. Ю. Лермонтов "Дары Терека" (отрывок), "Ашик-Кериб"; А.П. Чехов "Мальчики".
"Поэтическая тетрадь 1"(7 ч)
Ф. И. Тютчев "Еще земли печален вид...""Как неожиданно и ярко..."; А.А. Фет "Весенний дождь", "Бабочка"; Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист...", "Где сладкий шепот..."; А.Н. Плещеев "Дети и птичка"; И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями..."; Н. А Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки..."; И.А. Бунин "Листопад".
"Литературные сказки" (10 ч)
В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"; П.П. Бажов "Серебряное копытце"; СТ. Аксаков "Аленький цветочек"; В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".
"Делу время - потехе час" (6 ч)
Е.Д. Шварц "Сказка о потерянном времени"; В. Ю. Драгунский "Главные реки", "Что любит Мишка"; В.В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел".
"Страна далекого детства" (7ч)
Б.С. Житков "Как я ловил человечков"; К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"; М.М. Зощенко "Елка".
"Поэтическая тетрадь 2" (6 ч)
В.Я. Брюсов "Опять сон", "Детская"; С.А. Есенин "Бабушкины сказки"; М.И. Цветаева "Бежит тропинка бугорка...""Наши царства".
"Природа и мы" (11 ч)
Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"; А.И. Куприн "Барбос и Жулька"; М.М. Пришвин "Выскочка"; К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы"; Е.И. Чарушин "Кабан"; В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип".
"Поэтическая тетрадь 3" (7 ч)
Б.Л. Пастернак "Золотая осень"; С.А. Клычков "Весна в лесу"; Д.Б. Кедрин "Бабье лето"; Н.М. Рубцов "Сентябрь"; С.А. Есенин "Лебедушка".
"Родина" (3 ч)
И.С. Никитин "Русь"; С.Д. Дрожжин "Родине"; А.В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске..."; Б.А. Слуцкий "Лошади в океане".
«Страна "Фантазия"» (5 ч)
Е.С. Велтистов "Приключения Электроника", К. Булычев "Путешествие Алисы".
"Зарубежная литература" (13 ч)
Дж. Свифт "Путешествие Гулливера"; Г.-Х. Андерсен "Русалочка"; М. Твен "Приключения Тома Сойера"; С. Лагерлеф "Святая ночь", "В Назарете".
Внеклассное чтение (15ч)
3.Тематическое планирование по курсу «Литературное чтение»
4 класс (119 ч.)
Литиературное чтение.4 класс.Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др.-М.: Просвещение, 2013.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
1 | Знакомство с учебником «Родная речь». Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | 1 ч. | | |
2 | «И вспомнил Олег коня своего» | 1 ч. | | |
3-4 | «Ильины три поездочки». | 2 ч | | |
5 | «Житие Сергия Радонежского» | 1 ч. | | |
6 | Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития Проект «Создание календаря исторических событий» | 1 ч. | | |
7 | Знакомство с разделом. Пётр Петрович Ершов | 1 ч. | | |
8- 11 | П. П. Ершов «Конёк - горбунок» | 4 ч | | |
12 | Внеклассное чтение Летописи, былины, сказания | 1 ч. | | |
13-15 | А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора» | 3ч | | |
16-20 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | 5 ч | | |
21 | КВН по сказкам А. С. Пушкина | 1 ч. | | |
22-23 | М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб» | 2 ч. | | |
24 | Внеклассное чтение по произведениям М. Ю. Лермонтова | 1 ч. | | |
25 | Творчество Л. Н. Толстого | 1 ч. | | |
26-27 | Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень» | 2 ч | | |
28 | Внеклассное чтение по басням Л. Н. Толстого | 1 ч. | | |
29 | Творчество А. П. Чехова | 1 ч. | | |
30-31 | А. П. Чехов «Мальчики» | 2 ч. | | |
32 | Внеклассное чтение по произведениям А. П. Чехова. | 1 ч. | | |
33 | Обобщение изученного материала по разделу «Чудесный мир классики» | 1 ч. | | |
34 | Знакомство с разделом. Ф. И. Тютчев. Стихи о природе | 1 ч. | | |
35 | А. А. Фет « Весенний дождь». «Бабочка». | 1 ч. | | |
36 | Е. А. Баратынский. «Весна». «Где сладкий шепот» | 1 ч. | | |
37 | Н. А. Некрасов «Школьники». | 1 ч. | | |
38 | Н. А. Некрасов «В зимние сумерки…». | 1 ч. | | |
39 | И. С. Бунин «Листопад». | 1 ч. | | |
40 | Внеклассное чтение «Краски осени в произведениях русских поэтов» | 1 ч. | | |
41 | Обобщение изученного материала по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 ч. | | |
42-43 | Знакомство с разделом. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 2 ч. | | |
44 | Внеклассное чтение по сказке Одоевского «Черная курица» | 1 ч. | | |
45-46 | В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 2 ч | | |
47 | Внеклассное чтение по сказкам Гаршина | 1 ч. | | |
48-49 | П. П. Бажов «Серебряное копытце» | 2 ч. | | |
50-52 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 3 ч. | | |
53 | Обобщение изученного по разделу «Литературные сказки» | 1 ч. | | |
54-55 | Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени» | 2 ч. | | |
56-57 | В. Ю. Драгунский «Главные реки» «Что любит Мишка» | 2 ч. | | |
58 | В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | 1 ч. | | |
59-60 | Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час» Внеклассное чтение Детская приключенческая книга: повести, повести – сказки писателей: К. Чуковский, Я. Лари, Ю. Олеша, Н. Некрасов, А. Гайдар, А. Рыбаков | 2 ч. | | |
61-62 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков» | 2 ч. | | |
63-64 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 2 ч | | |
65-66 | М. М. Зощенко «Ёлка» | 2 ч. | | |
67-68 | Обобщающий урок по разделу «Страна детства» Внеклассное чтение «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных) | 2 ч. | | |
69-70 | В. Я Брюсов «Опять сон» «Детская» | 2 ч. | | |
71 | С. А. Есенин «Бабушкины сказки» | 1 ч. | | |
72-73 | М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» ,«Наши царства» | 2 ч. | | |
74 | Внеклассное чтение «Лес не школа, а всему учит» (урок – конкурс по рассказам Н.И. Сладкова) | 1 ч. | | |
75 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 ч. | | |
76-78 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | 3 ч. | | |
79-80 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька» | 2 ч. | | |
81 | М. Пришвин «Выскочка» | 1 ч. | | |
82 | Е. В. Чарушин «Кабан» | 1 ч. | | |
83-85 | В. П. «Стрижонок Скрип» | 3ч. | | |
|
86-87 | Обобщающий урок по разделу «Природа и мы» Внеклассное чтение Стихи русских поэтов о природе | 2 ч. | | |
88-89 | Б. Л. Пастернак «Золотая осень» С. А. Клычков «Весна в лесу» | 2ч. | |
90 | Д, Б, Кедрин «Бабье лето» | 1 ч. | |
91 | Н. М. Рубцов «Сентябрь» | 1 ч. | |
92-93 | С. А. Есенин «Лебедушка» | 2 ч. | | |
94 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 ч. | | |
95 | Внеклассное чтение «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» (книги о ратных подвигах русского народа) | 1 ч. | | . |
96 | И. С. Никитин «Русь» | 1 ч. | | |
97 | С. С. Дрожжин «Родине» | 1ч | | |
98 | А. В. Жигулин «О, Родина!» Проект «Они защищали Родину» | 1 ч. | |
99 | Внеклассное чтение Стихи русских поэтов о природе | 1 ч. | | |
100-101 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | 2ч. | | |
102-103 | К. Булычев «Путешествие Алисы» | 2 ч. |
104-105 | Внеклассное чтение по произведениям К. Булычева Обобщающий урок по разделу «Страна Фантазия» | 2 ч. | | |
106-107 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 2 ч | | |
108-111 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | 4 ч | |
|
112-113 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 2 ч | | |
114-116 | С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете» | 3 ч |
117-118 | Внеклассное чтение по произведениям зарубежных авторов. Литературная игра | 2ч. | | |
119 | Обобщение и систематизация знаний по разделу и за год. Контроль знаний. | 1ч. | | |