СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Литературное чтение 4 класс Школа России ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Литературное чтение 4 класс к учебнику:  Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Содержит тематическое планирование и пояснительную записку.

Школа России ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Литературное чтение 4 класс Школа России ФГОС»

МБОУ Салтановская СОШ

«Утверждаю»

Директор школы

________ Т.П. Кучебо

Приказ № 46

от « 25» августа 2016 года

Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса

на 2016 – 2017 учебный год

Составлена

учителем начальных классов:

Коломейцевой Е.М.

Рассмотрена на заседании


МС МБОУ Салтановская СОШ

Протокол № 1 от «25» августа 2016 года

Руководитель _____________ Васько С.В.




2016 год

                  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные

Учащиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;

  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;

  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;

  • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

  • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9 – 10 предложений;

  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

  • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

  • создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

  • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

  • самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

  • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

  • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

  • находить в произведениях средства художественной выразительности;

  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;

  • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;

  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора,раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);

  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.











2. СОДЕРЖАНИЕ


"Летописи. Былины. Жития" (6 ч)

О былинах. "Ильины три поездочки". Летописи. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...","И вспомнил Олег коня своего...""Житие Сергия Радонежского".

"Чудесный мир классики" (23 ч)

П.П. Ершов "Конек-горбунок" (отрывок); А.С. Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора!..", "Птичка Божия не знает. ..""Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"; М. Ю. Лермон­тов "Дары Терека" (отрывок), "Ашик-Кериб"; А.П. Чехов "Мальчики".

"Поэтическая тетрадь 1"(7 ч)

Ф. И. Тютчев "Еще земли печален вид...""Как неожиданно и ярко..."; А.А. Фет "Весенний дождь", "Бабочка"; Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист...", "Где сладкий шепот..."; А.Н. Плещеев "Дети и птичка"; И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями..."; Н. А Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки..."; И.А. Бунин "Листопад".

"Литературные сказки" (10 ч)

В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"; П.П. Бажов "Серебряное копытце"; СТ. Аксаков "Аленький цветочек"; В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".

"Делу время - потехе час" (6 ч)

Е.Д. Шварц "Сказка о потерянном времени"; В. Ю. Драгунский "Главные реки", "Что любит Мишка"; В.В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел".

"Страна далекого детства" (7ч)

Б.С. Житков "Как я ловил человечков"; К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"; М.М. Зощенко "Елка".

"Поэтическая тетрадь 2" (6 ч)

В.Я. Брюсов "Опять сон", "Детская"; С.А. Есенин "Бабушкины сказки"; М.И. Цветаева "Бежит тропинка бугорка...""Наши царства".

"Природа и мы" (11 ч)

Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"; А.И. Куприн "Барбос и Жулька"; М.М. Пришвин "Выскочка"; К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы"; Е.И. Чарушин "Кабан"; В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип".

"Поэтическая тетрадь 3" (7 ч)

Б.Л. Пастернак "Золотая осень"; С.А. Клычков "Весна в лесу"; Д.Б. Кедрин "Бабье лето"; Н.М. Рубцов "Сентябрь"; С.А. Есенин "Лебедушка".

"Родина" (3 ч)

И.С. Никитин "Русь"; С.Д. Дрожжин "Родине"; А.В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске..."; Б.А. Слуцкий "Лошади в океане".

«Страна "Фантазия"» (5 ч)

Е.С. Велтистов "Приключения Электроника", К. Булычев "Путешествие Алисы".

"Зарубежная литература" (13 ч)

Дж. Свифт "Путешествие Гулливера"; Г.-Х. Андерсен "Русалочка"; М. Твен "Приключения Тома Сойера"; С. Лагерлеф "Святая ночь", "В Назарете".

Внеклассное чтение (15ч)


3.Тематическое планирование по курсу «Литературное чтение»

4 класс (119 ч.)

Литиературное чтение.4 класс.Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др.-М.: Просвещение, 2013.


п/п

Тема урока


Кол-во часов

Дата

План

Факт

1

Знакомство с учебником «Родная речь». Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

1 ч.



2

«И вспомнил Олег коня своего»

1 ч.



3-4

«Ильины три поездочки».

2 ч



5

«Житие Сергия Радонежского»

1 ч.



6

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития Проект «Создание календаря исторических событий»

1 ч.



7

Знакомство с разделом. Пётр Петрович Ершов

1 ч.



8- 11

П. П. Ершов «Конёк - горбунок»

4 ч



12

Внеклассное чтение Летописи, былины, сказания

1 ч.




13-15

А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора»




16-20

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

5 ч




21

КВН по сказкам А. С. Пушкина

1 ч.



22-23

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб»

2 ч.



24

Внеклассное чтение по произведениям М. Ю. Лермонтова

1 ч.



25

Творчество Л. Н. Толстого

1 ч.



26-27

Л. Н. Толстой

«Детство»,

«Как мужик убрал камень»

2 ч





28

Внеклассное чтение по басням Л. Н. Толстого

1 ч.



29

Творчество А. П. Чехова

1 ч.



30-31

А. П. Чехов «Мальчики»

2 ч.



32

Внеклассное чтение по произведениям А. П. Чехова.

1 ч.



33

Обобщение изученного материала по разделу «Чудесный мир классики»

1 ч.




34

Знакомство с разделом. Ф. И. Тютчев. Стихи о природе

1 ч.




35

А. А. Фет « Весенний дождь». «Бабочка».

1 ч.



36

Е. А. Баратынский. «Весна». «Где сладкий шепот»

1 ч.



37

Н. А. Некрасов «Школьники».

1 ч.



38

Н. А. Некрасов «В зимние сумерки…».

1 ч.



39

И. С. Бунин «Листопад».

1 ч.



40

Внеклассное чтение «Краски осени в произведениях русских поэтов»

1 ч.




41

Обобщение изученного материала по разделу «Поэтическая тетрадь»

1 ч.



42-43

Знакомство с разделом. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

2 ч.



44

Внеклассное чтение по сказке Одоевского «Черная курица»

1 ч.



45-46

В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе»

2 ч



47

Внеклассное чтение по сказкам Гаршина

1 ч.



48-49

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

2 ч.



50-52

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

3 ч.



53

Обобщение изученного по разделу «Литературные сказки»

1 ч.



54-55

Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени»

2 ч.



56-57

В. Ю. Драгунский «Главные реки» «Что любит Мишка»

2 ч.



58

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

1 ч.



59-60

Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час» Внеклассное чтение Детская приключенческая книга: повести, повести – сказки писателей: К. Чуковский, Я. Лари, Ю. Олеша, Н. Некрасов, А. Гайдар, А. Рыбаков

2 ч.



61-62

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

2 ч.



63-64

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

2 ч



65-66

М. М. Зощенко «Ёлка»

2 ч.



67-68

Обобщающий урок по разделу «Страна детства» Внеклассное чтение «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных)

2 ч.



69-70

В. Я Брюсов «Опять сон» «Детская»

2 ч.



71

С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

1 ч.



72-73

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» ,«Наши царства»

2 ч.



74

Внеклассное чтение «Лес не школа, а всему учит» (урок – конкурс по рассказам Н.И. Сладкова)

1 ч.



75

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

1 ч.



76-78

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

3 ч.



79-80

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

2 ч.



81

М. Пришвин «Выскочка»

1 ч.



82

Е. В. Чарушин «Кабан»

1 ч.



83-85

В. П. «Стрижонок Скрип»

3ч.




86-87

Обобщающий урок по разделу «Природа и мы» Внеклассное чтение Стихи русских поэтов о природе

2 ч.



88-89

Б. Л. Пастернак «Золотая осень»

С. А. Клычков «Весна в лесу»

2ч.


90

Д, Б, Кедрин «Бабье лето»

1 ч.


91

Н. М. Рубцов «Сентябрь»

1 ч.


92-93

С. А. Есенин «Лебедушка»

2 ч.



94

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

1 ч.





95

Внеклассное чтение «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» (книги о ратных подвигах русского народа)

1 ч.





.


96

И. С. Никитин «Русь»

1 ч.



97

С. С. Дрожжин «Родине»



98

А. В. Жигулин «О, Родина!» Проект «Они защищали Родину»

1 ч.


99

Внеклассное чтение Стихи русских поэтов о природе

1 ч.



100-101

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

2ч.



102-103

К. Булычев «Путешествие Алисы»

2 ч.


104-105

Внеклассное чтение по произведениям К. Булычева

Обобщающий урок по разделу «Страна Фантазия»

2 ч.



106-107

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

2 ч



108-111

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

4 ч




112-113

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

2 ч



114-116

С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете»

3 ч

117-118

Внеклассное чтение по произведениям зарубежных авторов. Литературная игра

2ч.



119


Обобщение и систематизация знаний по разделу и за год. Контроль знаний.

1ч.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!