СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" для 3 класса на 2018-2019 уч. год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предмета литературного чтения УМК "Школа России" 3 класс составлена по ФГОС на 2018-2019 учебный год. Включает планируемые результаты, содержание учебного предмета, тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" для 3 класса на 2018-2019 уч. год»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литературное чтение»

для 3 класса

на 2018 – 2019 учебный год

Составлена на основе авторской программы

Л. Ф. Климановой «Литературное чтение»

УМК «Школа России», Просвещение, 2011 год









Учебник «Литературное чтение», 2014, автор Л. Ф. Климанова

Количество часов в неделю: 4 часа

Количество часов в учебном году: 136 часов







Составитель: Лукутова И. И.




Брянск, 2018



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.












СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся, формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленно­му, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей раз­ных по виду и типу текстов, передача их с помощью интониро­вания. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго­товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чте­нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художествен­ном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определе­ние целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её на­званию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли про­изведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз­ными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник не­обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти­тульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опо­рой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятель­ное пользование соответствующими возрасту словарями и дру­гой справочной литературой.


Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: свое­образие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочи­танного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованием специфической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием худо­жественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов.

Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражен­ные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, опре­деление главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы­ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения (выбор слов, выраже­ний в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю­жета, последовательности событий.


Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотноше­ние с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знаком­ство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгорит­ма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогиче­ского общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно вы­слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме вы­сказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное зна­чение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание не­большого объёма с опорой на авторский текст, по предложен­ной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грам­матически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в вы­сказывании. Передача содержания прочитанного или прослу­шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседнев­ной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказыва­ния. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произ­ведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголо­вку (отражение темы, места действия, характеров героев), ис­пользование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (пове­ствование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.


Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных наро­дов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонто­ва, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечествен­ной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многона­ционального характера России) и зарубежной литературы, до­ступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения млад­ших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, при­ключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших мень­ших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помо­щью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: ху­дожественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пей­заж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произве­дения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смыс­ла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Лите­ратурная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жан­ре, наблюдение за особенностями построения и выразительны­ми средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творче­ской деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз­личными способами работы с деформированным текстом и ис­пользование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине­ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож­ников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли­тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

3 класс (136 ч)

Вводный урок (1 ч) Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Самое великое чудо на свете (3 ч
) Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Устное народное творчество (13 ч)

Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.

Докучные сказки.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина.

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч) Русские поэты 19-20 века. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Олицетворение. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

А.А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», Картины природы. Эпитеты.

И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встреча зимы».

Заголовок стихотворения.

И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Сравнение.

Великие русские писатели (24 ч)

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Приём контраста как средство создания картин.

«Сказка о царе Салтане…» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.

М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.

Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности.

К.Д.Бальмонт. И.А.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.

Литературные сказки (10 ч)

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.

Были-небылицы (9ч)

М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев.

А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

Саша Чёрный. Стихи о животных.

А.А.Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.

С.А.Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.

Люби живое (15 ч)

М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Жанр произведения. Листопадничек – главный герой произведения. Творческий пересказ: дополнение пересказа текста.

В.И.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.

В.В.Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.

Б.С.Житков «Про обезьяну». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.

В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения.

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.

Поэтическая тетрадь 2 (9 ч)

С.Я.Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения.

А.Л. Барто «Разлука». «В театре».

С.В.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок»

Проект: «Праздник поэзии».

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (11ч)

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.

А.П.Платонов. «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.

М.М.Зощенко. «Золотые слова». «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка произведений.

Н.Н.Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова.

По страницам детских журналов (10 ч)

«Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.

Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего города, своего дома.

Р. Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение.


Зарубежная литература (8 ч)
Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Мифологические

герои и их подвиги. Пересказ.

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке.













Тематическое планирование


п/п


Тема урока

Кол-во ча-сов

Дата проведения

План

Факт

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час)

1

Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй

1

03.09-07.09


Самое великое чудо на свете (3 ч)

2

Знакомство с названием раздела. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения

1



3

Первопечатник Иван Фёдоров

1



4

Урок – путешествие в прошлое. Оценка достижений.

Тест

1



Устное народное творчество (13 часов)

5

Работа над ошибками. Знакомство с названием раздела.

Русские народные песни

1

10.09-14.09


6

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок

1



7

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

1



8-9

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

2

17.09-21.09


10-11

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

2



12-13

 Русская народная сказка «Сивка-бурка»

2

24.09-28.09


14

Художники-иллюстраторы В. Васнецов и

И. Билибин

1


15

КВН (Обобщающий урок по разделу «Устное и народное творчество»)

1



16

Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений

1



17

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Проверочная работа

1

01.10-05.10


Поэтическая тетрадь 1 (11 часов)

18

Работа над ошибками. Знакомство с названием раздела

1



19

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского

1


  

20

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»

1


 

21

Ф.И. Тютчев «Листья».Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья» 

1

08.10-12.10

  

22

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

1


 

23

А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…»

1


 

24

И.С. Никитин «Полно, степь моя…»

1


 

25

И.С. Никитин «Встреча зимы»

1

15.10-19.10

 

26

И.З. Суриков «Детство»

1



27

И.З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении

1


 

 

28

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Контрольная работа

1


 

Великие русские писатели (24 часа)

29

Работа над ошибками. Знакомство с названием раздела

1

22.10-26.11


30

Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни
А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «За весной, красой природы…»

1



31

А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета» 

1



32

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

1



33

А.С. Пушкин «Зимний вечер» 

1

07.11-


34-37

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

4

08.11

09.11

12.11-


38

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

1

16.11


39

И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А. Крылове

1



40

И.А. Крылов «Мартышка и очки»

1



41

И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна»


1

19.11- 23.11


42

И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

1



43

М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи

1



44

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

1



45

М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень»

1

26.11-30.11


46

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя

1



47

Л.Н. Толстой «Акула».

1



48

Л.Н. Толстой «Прыжок», «Лев и собачка»

1



49

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» 

1

03.12-07.12


50

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» 

1



51

  Оценка достижений. Контрольная работа

1



52

Работа над ошибками

1



Поэтическая тетрадь 2 (6 часов)

53

Знакомство с названием раздела.

Н.А. Некрасов «Славная осень!»

1

10.12-14.12


54

Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором» 

1



55

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1



56

К.Д. Бальмонт «Золотое слово»

1



57

И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги»

1

17.12-21.12


58

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

 Тест

1

  


Литературные сказки (10 часов)

59

Знакомство с названием раздела 

1



60

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам»

1



61

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

1

24.01-28.01


62-63

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

2



64-65

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

2

14.01-18.01


66

Оценка достижений. Контрольная работа.

1



67-68

Работа над ошибками. КВН (обобщающий урок по 1 части учебника).
Резерв.

2



Были-небылицы (9 часов)

69

Знакомство с названием раздела

1

21.01-25.01


70-71

М. Горький «Случай с Евсейкой»

2



72-74

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

3

28.01-01.02


75-76

А.И. Куприн «Слон»

2



77

Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы».

 Оценка достижений. Тест

1

04.02-08.02


Поэтическая тетрадь 1 (6 часов)

78

Знакомство с названием раздела.

С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…» 

1



79

С. Чёрный «Воробей», «Слон»

1



80

А.А. Блок «Ветхая избушка» 

1



81

А.А. Блок «Сны», «Ворона» 

1

11.02-15.02


82

С.А. Есенин «Черёмуха»

1



83

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

Тест

1



Люби живое (15 часов)

84

Работа над ошибками теста.

Знакомство с названием раздела

1



85

М.М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста

1

18.02-22.02


86-87

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

2



88

В.И. Белов «Малька провинилась»

1


  

89

В.И. Белов «Ещё про Мальку»

1

25.02-01.03

  

90-91

В.В. Бианки «Мышонок Пик»

2


  

92-94

Б.С. Житков «Про обезьянку 

3

04.03-08.03


95

В.Л. Дуров «Наша Жучка» 

1


  

96

В.П. Астафьев «Капалуха»

1


  

97

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

1

11.03-15.03

  

98

Обобщающий урок по разделу «Люби живое».

  Контрольная работа

1


  

Поэтическая тетрадь 2 (9 ч)

99

Работа над ошибками. Знакомство с разделом

1


  

100

С.Я. Маршак «Гроза днём»

1



101

С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…»

1

18.03-22.03

  

 

102

А.Л. Барто «Разлука» 

1



103

А.Л. Барто «В театре»

1


  

104

С.В. Михалков «Если», «Рисунок»

1


  

105

Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок»

1

01.04-05.04

  

106-107

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

 «Крестики-нолики». Тест 

2


 

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (11 часов)

108

Работа над ошибками. Знакомство с названием раздела. Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенности заголовка произведения

1



109-110

А.П. Платонов «Цветок на земле»

2

08.04-12.04


111-112

А.П. Платонов «Ещё мама»

2



111-112

А.П. Платонов «Ещё мама»

2


 

113

М.М. Зощенко «Золотые слова»

1

15.04-19.04

  

114

М.М. Зощенко «Великие путешественники»

1


  

115

Н.Н. Носов «Федина задача»

 

1


 

116

Н.Н. Носов «Телефон»

1


  

117

В.Ю. Драгунский «Друг детства»

1

22.04-26.04

  

118

Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Оценка достижений 

1


  

По страницам детских журналов (10 часов)

119-120

Знакомство с названием раздела. «Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей

2




 

121

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

1

29.04-03.05


122

Ю.И. Ермолаев «Проговорился»

1


   

123

Ю.И. Ермолаев «Воспитатели»

1


  

124

Г.Б. Остер «Вредные советы»

1


  

125

Г.Б. Остер «Как получаются легенды»

1

06.05-10.05

  

126

Р. Сеф «Весёлые стихи».

1


  

127

Создание сборника добрых советов

1


  

128

Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». Оценка достижений

1


  

Зарубежная литература (8 часов)

129-130

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции

2

13.05-17.05


131-132

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей»

2


  

 

133-135

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

3

20.05-24.05

  

136

Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература»

1


























14