Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чупинская средняя общеобразовательная школа
Принята: Педагогическим советом МБОУ Чупинская СОШ Протокол от 31.08.2020 г. №ХХХ | Утверждена: Приказ МБОУ Чупинская СОШ от 31.08.2020 г. № ХХХ Директор _________________ /ХХХХХХХ |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного предмета
«Литературное чтение»
Предметная область: «Русский язык и литература»
Уровень: начальное общее образование
Срок реализации: 4 года
Разработчик программы:
Селякова Т.М.,
учитель начальных классов
МБОУ Чупинская СОШ
пгт. Чупа
2020 г.
Пояснительная записка Настоящая программа по учебному предмету «Литературное чтение» в 1 – 4 классах составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Распоряжения Правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506 – р «О Концепции развития математического образования в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказа Министерства Просвещения РФ от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказа министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2020 года № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденных приказом министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года №345»;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Чупинская средняя общеобразовательная школа, утверждённой приказом МБОУ Чупинская СОШ от 15 декабря 2015 г. № 105.
При разработке рабочей программы была использована авторская программа по литературному чтению Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской.
«Литературное чтение» – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно – нравственному и эстетическому воспитанию.
Курс «Литературное чтение» направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
развитие интереса к чтению и книге;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство обучающихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно – нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация обучающихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности. Обучающиеся овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалог, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, понимает прочитанные и прослушанные произведения, знает книги, умеет их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс «Литературное чтение» пробуждает интерес обучающихся к чтению художественных произведений, работа с которыми не ограничивается рассмотрением сюжетно – информационной стороны текста. Внимание начинающего читателя обращается на словесно – образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства. Курс «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
В соответствии с учебным планом основной образовательной программы начального общего образования, учебный предмет «Литературное чтение» изучается в 1 – 3 классах по четыре часа в неделю, 4 класс – 3 часа в неделю. 1 класс – 132 часа, 2 класс – 136 часов, 3 класс – 136 часов, 4 класс – 102 часа. Всего на изучение предмета отводится 506 часов.
В данной программе предусмотрена реализация национально-регионального компонента:
Класс | Темы уроков |
1 класс | Речь устная и письменная. Чем мне дорог детский сад? |
Предложение. Составление рассказа «Моя Семья» |
Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. Край карельский – край родной. |
Согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Чупа и чупинцы. |
Малые фольклорные жанры. Карельские загадки. |
В.Майков «Христос воскрес». Весна в Карелии. |
2 класс | Русские народные песни. Карельские песни. |
Русские народные потешки и прибаутки. Карельские потешки. |
Загадки. Пословицы и поговорки. Карельские загадки |
Карельские сказки |
Обобщение по разделу. Г.Сапгир «Считалочка» Проверь себя! Стихи карельских поэтов. |
Знакомство с детскими журналами. Детские стихи Е. Пиетиляйнен |
Обобщение по разделу «Из детских журналов». Знакомство с карельской детской литературой (Сунгуров) |
Люблю природу русскую! Зима. Зимние загадки. |
Весенние загадки. Проект: «Карельские загадки» |
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую! Весна». Весна в Карелии. |
Обобщение по разделу « Литература зарубежных стран». По страницам карельских сказок. |
3 класс | Карельские песни. |
Карельские сказки |
Карельский костюм |
Сказки М.М. Коргуева |
Стихи карельских авторов |
Конкурс стихов |
Стихи Сунгурова |
Рассказы карельских писателей о животных |
Стихи Е. Пиетиляйнен |
Конкурс на знание произведений карельских авторов. |
4 класс | Карельские песни |
Карельские загадки. Пословицы и поговорки. |
Карельские сказки |
Конкурс стихов |
Рассказы карельских писателей о животных |
Сказки М.М. Коргуева |
Поморские сказки |
Конкурс на знание произведений карельских авторов. |
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение» Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно – популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Обучающиеся получат возможность познакомиться с культурно – историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально – нравственной отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно – популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно – популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
для научно – популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
для научно – популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно – популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно – популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек – самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Основное содержание учебного предмета
«Литературное чтение»
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно – популярных и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно- изобразительных материалов.
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно – иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга – сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно – выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно – популярными и другими текстами.
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно – популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно – следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно – познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно – популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини – сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно – популярная, справочно – энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев). Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно – следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Тематическое планирование 1 класс Обучение грамоте (92 часа)
№ | Тема урока | Вид работы |
| Добукварный период (20 часов) | |
1 | «Азбука» - первая учебная книга. | |
2 | Речь письменная и устная | |
3 | Предложение и слово | |
4 | Слово и слог | |
5 | Слог, ударение | |
6 | Звуки в окружающем мире и в речи | |
7 8 9 | Звуки в словах. Гласные и согласные звуки. Слияние согласного с гласным Слияние согласного с гласным | |
10 | Алфавит. Слого-звуковой анализ. | |
11 | Гласный звук [а], буквы А, а | |
12 | Гласный звук [а], буквы А, а | |
13 | Гласный звук [о], буквы О, о | |
14 | Гласный звук [о], буквы О, о | |
15 | Гласный звук [и], буквы И, и | |
16 | Гласный звук [и], буквы И, и | |
17 | Гласный звук [ы], буква ы | |
18 | Гласный звук [ы], буква ы | |
19 | Гласный звук [у], буквы У, у | |
20 | Гласный звук [у], буквы У, у | |
Букварный период (60 часов) |
21 | Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н | |
22 | Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н | |
23 | Согласные звуки [с], [c’], буквы С, с | |
24 | Согласные звуки [с], [c’], буквы С, с (закрепление) | |
25 | Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к | |
26 | Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к (закрепление) | |
27 | Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т | |
28 | Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т (закрепление) | |
29 | Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л | |
30 | Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л (закрепление) | |
31 | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р | |
32 | Чтение слогов и слов с буквой р. | |
33 | Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в | |
34 | Чтение слогов и слов с буквой в. | |
35 | Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э] | |
36 | Буква Е – показатель мягкости согласных | |
37 | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п | |
38 | Чтение слогов и слов с буквой п. | |
39 | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м | |
40 | Чтение слов и текстов с буквами М, м. Сопоставление слогов и слов с буквами Л и М | |
41 | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з | |
42 | Чтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами с и з | |
43 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б | |
44 | Чтение слогов и слов с буквой б | |
45 | Чтение слогов и слов с буквами б и п. | |
46 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д | |
47 | Чтение слов с буквой д. Парные согласные буквы Д, д, Т, т | |
48 | Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а] | |
49 | Буква Я – показатель мягкости согласного | |
50 | Чтение сов, текстов с изученными буквами. | |
51 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г | |
52 | Чтение слов с буквой г. Сопоставление слогов и слов с буквами к и г | |
53 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч | |
54 | Чтение слов с буквой ч | |
55 | Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков | |
56 | Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного | |
57 | Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. | |
58 | Чтение слогов и слов с буквой ш. Сочетание ши | |
59 | Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж | |
60 | Чтение слогов и слов с буквами Ш и Ж. Сочетание жи | |
61 | Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й’о] | |
62 | Буква Ё, ё – показатель мягкости | |
63 | Мягкий согласный звук [й’]. Буквы Й, й | |
64 | Чтение слогов и слов с буквой й. | |
65 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х | |
66 | Чтение слогов и слов с буквой х | |
67 | Чтение слов, текстов с изученными буквами | |
68 | Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у] | |
69 | Обозначение буквой ю гласного звука [у] после мягких согласных в слиянии | |
70 | Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц | |
71 | Чтение слов с буквами Ц, ц | |
72 | Гласный звук [э]. Буквы Э, э | |
73 | Чтение слов с буквами Э, э | |
74 | Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. | |
75 | Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ (закрепление) | |
76 | Чтение слов, текстов с изученными буквами | |
77 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф | |
78 | Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. Сопоставление слогов и слов с буквами в и ф | |
79 | Мягкий и твердый разделительные знаки | |
80 | Чтение слов, текстов с Ь и Ъ Русский алфавит | |
Послебукварный период (12часов) |
81 | Как хорошо уметь читать. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». | |
82 | К. Д. Ушинский. Наше Отечество | |
83 | В. Крупин. Первоучители словенские. Первый букварь. | |
84 | Творчество А. С. Пушкина – сказки | |
85 | Произведения Л.Н. Толстого | |
86 | К. Д. Ушинский о детях | |
87 | Творчество К. И. Чуковского («Телефон», «Путаница») | |
88 | В. В. Бианки. Первая охота | |
89 | Творчество С. Я. Маршака. «Угомон», «Дважды два». Произведения М. М. Пришвина | |
90 | Творчество А. Л. Барто. Произведения С. В. Михалкова | |
91 | Б. В. Заходер. Два и три. Творчество В. Д. Берестова | |
92 | Творческий проект «Живая азбука». Прощание с «Азбукой» | |
Литературное чтение (40 часов)
№ | Тема урока | Вид работы |
Вводный урок (1 час) |
1/93 | Знакомство с учебником по литературному чтению. | |
«Жили-были буквы» (7 часов) |
2/94 | Знакомство с названием раздела. В. Данько « Загадочные буквы». | |
3/95 | Литературная сказка. И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А» | |
4/96 | Саша Чёрный « Живая азбука». Ф. Кривин « Почему « А» поётся, а «Б» нет. | |
5 /97 | Г. Сапгир «Про медведя». | |
6/98 | М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит?». Рифма. | |
7/99 | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». | |
8/100 | Высказывания из старинных книг. Весёлые стихи про буквы. Скороговорки. | |
Сказки, загадки, небылицы (7 часов) |
9/101 | Знакомство с названием раздела. Народная сказка «Курочка Ряба». | |
10/102 | Е. Чарушина «Теремок». Сравнение народной сказки и литературной | |
11/103 | Русская народная сказка «Рукавичка». Сравнение народных сказок «Теремок» и «Рукавичка» | |
12/104 | Малые фольклорные жанры (загадки, песенки, потешки, небылицы). Карельские загадки. Сочинение загадок. | |
13/105 | Сказки А.С. Пушкина | |
14/106 | Русская народная сказка «Петух и собака» | |
15/107 | Сказки из старинных книг. Пословицы к сказке. Скороговорки. | |
|
16/108 | Знакомство с названием раздела. А. Майков «Ласточка примчалась…» , А. Плещеев «Травка зеленеет…» | |
17/109 | А. Майков «Весна» , Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель» | |
18/110 | Литературная загадка. Сочинение загадок. И. Токмакова «Ручей», Л. Яхнин , Л. Ульяницкая. | |
19/111 | Стихотворения - загадки Е. Трутневой, И. Токмаковой «К нам весна шагает…» | |
20/112 | Как хорошо уметь читать. Стихотворения из старинных книг. Пословицы. | |
И в шутку и всерьез (6 часов) |
21/113 | Знакомство с названием раздела. И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «РРРЫ!» | |
22/114 | Н. Артюхова «Саша – дразнилка». | |
23/115 | К. Чуковскоий «Федотка» Весёлые стихи для детей О. Дриз, О. Григорьева, И. Токмаковой, И. Пивоваровой. | |
24/116 | К. Чуковский «Телефон» | |
25/117 | М. Пляцковский «Помощник» | |
26/118 | Рассказы К. Ушинского из старинных книг. | |
Я и мои друзья (5 часов) |
27/119 | Знакомство с названием раздела. Ю. Ермолаев «Лучший друг» , Е. Благинина «Подарок» | |
28 /120 | В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны» , Р. Сеф «Совет» | |
29/121 | В. Берестов «В магазине игрушек», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня». | |
30 /122 | С. Маршак «Хороший день»,М. Пляцковский «Сердитый дог Буль» | |
31/123 | Рассказы Д. Тихомирова из старинных книг. Заголовок. Проект «Наш класс – дружная семья» | |
О братьях наших меньших ( 9 часов) |
32/124 | Знакомство с названием раздела. С. Михалков «Трезор», Р. Сеф. | |
33/125 | В. Осеева «Собака яростно лаяла». Текст «Собаки» из энциклопедии. Сравнение художественного и научно –популярного текстов. | |
34/126 | И. Токмакова «Купите собаку», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет». | |
35/127 | . М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка», текст из энциклопедии «Кошки». Сравнение художественного и научно –популярного текстов | |
36 /128 | В. Берестов «Лягушата», текст из энциклопедии «Лягушки» . Сравнение художественного и научно – популярного текстов. | |
37/129 | Сказки – несказки Д. Хармса «Храбрый ёж» и Н. Сладкова «Лисица и Ёж» Правда и вымысел. | |
38/130 | Из старинных книг. С. Аксаков «Гнездо» | |
39/131 | Проверка техники чтения | Проверка тех- ники чтения |
40/132 | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» | |
2 класс (136 часов)
№ | Тема урока | Вид работы |
| Самое великое чудо на свете (5 часов) | |
1. | Введение. Знакомство с учебником. Содержание. Словарь. | |
2. | Игра «Крестики – нолики» |
3. | Самое великое чудо на свете. |
4. | Библиотеки. | |
5. | Книги. | |
| Устное народное творчество ( 15 часов) | |
6. | Малые и большие жанры устного народного творчества | |
7. | Русские народные песни. Карельские песни. | |
8. | Потешки и прибаутки русские народные и карельские. | |
9. | Скороговорки, считалки и небылицы – малые жанры устного народного творчества. | |
10. | Загадки. Пословицы и поговорки. | |
11. | Сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет» | |
12. | Р.Н.С. «Петушок и бобовое зернышко», | |
13. | Р.Н.С. «У страха глаза велики» | |
14. | Р.Н.С. «Лиса и тетерев» | |
15. | Р.Н.С. «Лиса и журавль» | |
16. | Русская народная сказка «Каша из топора» | |
17. | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | |
18. | А. Шибаев «Вспомни сказку». Проверим себя и оценим свои достижения | |
19. | Карельские сказки. | |
20. | КВН «Обожаемые сказки» | КВН |
| Люблю природу русскую. Осень ( 8 часов) | |
21. | Нравится ли тебе осень? Осенние загадки | |
22. | Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной» | |
23. | К Бальмонт «Поспевает брусника» А.Плещеев «Осень наступила» | |
24. | А.Фет «Ласточки пропали», А.Толстой «Осень» | |
25. | Лирические стихотворения В.Брюсова и С Есенина | |
26. | Средства художественной выразительности В.Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (из энциклопедии) | |
27. | М.Пришвин «Осеннее утро» И Бунин «Сегодня так светло кругом» | |
28. | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую». Стихи карельских поэтов. | Проверка техники чтения |
| Русские писатели (13 часов) | |
29. | А.С. Пушкин – великий русский писатель. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» | |
30. | Стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи…», «Зима..» | |
31. | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | |
32. | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
33. | А.С.Пушкин. Сказка по выбору учащихся |
34. | Викторина по сказкам А.С.Пушкина | |
35. | И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука» | |
36. | И.А.Крылов «Стрекоза и муравей» | |
37. | Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» . Были для детей. | |
38. | Л.Н.Толстой «Филипок» | |
39. | Л.Н.Толстой «Правда всего дороже» «Котенок» | |
40. | Веселые стихи. Разноцветные страницы. | |
41. | Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения. | |
| О братьях наших меньших ( 12 часов) | |
42. | Н.Сладков «Они и мы», А.Шибаев «Кто кем становится» | |
43. | Веселые стихи о животных. Б.Заходер, И.Пивоварова | |
44. | В.Берестов «Кошкин щенок» | |
45. | Домашние животные | |
46. | М.Пришвин «Ребята и утята» | |
47. | М.Пришвин «Ребята и утята» |
48. | Е.Чарушин «Страшный рассказ» | |
49. | Е.Чарушин «Страшный рассказ» |
50. | Б.Житков «Храбрый утенок» | |
51. | В.Бианки «Музыкант» | |
52. | В.Бианки «Сова» | |
53. | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. | Проверка техники чтения |
| Из детских журналов (10 часов) | |
54. | Знакомство с детскими журналами. | |
55. | Знакомство с детскими журналами. Стихи Е.Пиетиляйнен | |
56. | Д. Хармс «Игра» Подготовка к проекту «Мой любимый детский журнал» | |
57. | Д.Хармс «Вы знаете?» | |
58. | Д.Хармс, С.Маршак «Веселые чижи» | |
59. | Д.Хармс «Что это было?», «Веселый старичок» | |
60. | Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» | |
61. | Ю Владимиров «Чудаки» | |
62. | А.Введенский «Лошадка», «Ученый Петя» | |
63. | Обобщение по разделу. Защита проекта «Мой любимый детский журнал» | Защита проекта |
| Люблю природу русскую. Зима ( 9 часов) | |
64. | Зимние загадки. Соотнесение загадки и отгадки | |
65. | Лирические стихотворения. И.Бунин, К.Бальмонт | |
66. | Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою» | |
67. | С.Есенин «Береза» «Поет зима …» | |
68. | Русская народная сказка «Два мороза» | |
69. | С.Михалков «Новогодняя быль» | |
70. | А.Барто «Дело было в январе», С.Дрожжин «Улицей гуляет» | |
71. | Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения. | |
72. | Игра «Поле чудес» | |
| Писатели детям (18 часов) | |
73. | К. И. Чуковский «Путаница» | |
74. | К. И. Чуковский «Радость» | |
75. | К.И.Чуковский «Федорино горе» | |
76. | К.И.Чуковский «Федорино горе» |
77. | С.Я.Маршак «Кот и лодыри» | |
78. | С.В.Михалков «Мой секрет» «Сила воли» | |
79. | С.В.Михалков «Мой щенок» | |
80. | А.Л.Барто «Веревочка» | |
81. | А.Л.Барто «Мы не заметили жука», «В школу» | |
82. | А.Л.Барто «Вовка – добрая душа» | |
83. | Н.Носов «Затейники» | |
84. | Н.Носов «Живая шляпа» | |
85. | Н.Носов «На горке» | |
86. | Н.Носов. Рассказы | |
87. | Н.Носов. Рассказы | |
88. | Разноцветные страницы. | |
89. | Проверим себя и оценим свои достижения. | |
90. | Я и мои друзья. Развитие речи. | |
| Я и мои друзья (10 часов) | |
91. | Стихи о дружбе и друзьях. В.Берестов, Э. Мошковская | |
92. | В.Лунин «Я и Вовка» | |
93. | Н.Булгаков «Анна, не грусти!» | |
94. | Ю.Ермолаев «Два пирожных» | |
95. | В.Осеева «Волшебное слово» | |
96. | В.Осеева «Волшебное слово» |
97. | В.Осеева «Хорошее» | |
98. | В.Осеева «Почему». | |
99. | В.Осеева «Почему». Составление плана рассказа. |
100. | Е.Благинина «Простокваша» Проверим себя и оценим свои достижения. | Проверка техники чтения |
| Люблю природу русскую. Весна ( 7 часов) | |
101. | Весенние загадки. Подготовка к проекту «Карельские загадки» | |
102. | Лирические стихотворения Ф.Тютчева | |
103. | Лирические стихотворения А.Плещеева, | |
104. | Лирические стихотворения : А. Блок, С. Маршак | |
105. | Женский день И.Бунин, А.Плещеев | |
106. | Лирические стихотворения: Е.Благинина, Э.Мошковская | |
107. | Разноцветные страницы. И.Пивоварова | |
| И в шутку и всерьез ( 13 часов) | |
108. | Б. Заходер «Товарищам детям!», «Что красивей всего?» | |
109. | Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха» | |
110. | Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха» |
111. | Э.Успенский «Чебурашка» | |
112. | Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…» | |
113. | Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память» | |
114. | В.Берестов «Знакомый, «Путешественники» | |
115. | В.Берестов , И.Токмакова Стихотворения | |
116. | Г.Остер «Будем знакомы» | |
117. | Г.Остер «Будем знакомы», «Вредные советы» |
118. | В.Драгунский «Тайное становится явным» | |
119. | В.Драгунский «Тайное становится явным» |
120. | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. | |
| Литература зарубежных стран ( 16 часов) | |
121. | Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» Подготовка к проекту «Мой любимый писатель-сказочник"» | |
122. | Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» | |
123. | Французская и немецкая народные песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети» | |
124. | Шарль Перро «Кот в сапогах» | |
125. | Шарль Перро «Кот в сапогах». Составление плана, пересказ. |
126. | Шарль Перро «Красная шапочка» | |
127. | Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине» | |
128. | Сказки Г.Х. Андерсена | |
129. | Э. Хогарт «Мафин и паук» | |
130. | Э. Хогарт «Мафин и паук». Составление плана сказки. |
131. | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения | Проверка техники чтения |
132. | Защита проекта «Мой Любимый писатель-сказочник» По страницам карельских сказок. | Защита проекта |
133. | Карельские сказки | |
134. | Карельские сказки | |
135. | КВН по сказкам «Цветик – семицветик» | КВН |
136. | Повторение изученного за год. Задание на лето. | |
3 класс (136час)
№ | Тема урока | Вид работы |
1 | Введение. Знакомство с учебником. | |
| Самое великое чудо на свете (4 часа) | |
2 | Знакомство с названием раздела. | |
3 | Рукописные книги Древней Руси. | |
4 | Первопечатник Иван Фёдоров. | |
5 | Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений. | |
| Устное народное творчество ( 14 часов) | |
6 | Знакомство с названием раздела. | |
7 | Русские народные песни. | |
8 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | |
9 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | |
10 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | |
11 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | |
12 | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». | |
13 | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». | |
14 | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». | |
15 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | |
16 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | |
17 | Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Бибилин. | |
18 | КВН Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество» | КВН |
19 | Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений. | Работа над проектом |
| Поэтическая тетрадь 1 (11 часов) | |
20 | Знакомство с названием раздела. | |
21 | Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского). | Работа над проектом |
22 | Ф. Тютчев «Весенняя гроза». | |
23 | Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | |
24 | А. Фет «Мама» Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». | |
25 | И. Никитин «Полно, степь моя спать беспробудно…». | |
26 | И. Никитин «Встреча зимы». | |
27 | И. Суриков «Детство». | |
28 | И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | |
29 | Путешествие в литературную страну. Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | |
30 | Оценка достижений. | Проверка техники чтения |
| Великие русские писатели (24 часа) | |
31 | Знакомство с названием раздела. | |
32 | А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». | |
33 | А. Пушкин. Лирические стихотворения. | |
34 | А. Пушкин. «Зимнее утро». | |
35 | А. Пушкин. «Зимний вечер». | |
36 | А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» | |
37 | А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» | |
38 | А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» | |
39 | А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» | |
40 | Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. | |
41 | И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. | |
42 | И. Крылов «Мартышка и очки». | |
43 | И. Крылов «Зеркало и Обезьяна». | |
44 | И. Крылов «Ворона и Лисица». | |
45 | М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | |
46 | М. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». | |
47 | М. Лермонтов. «Утёс», «Осень». | |
48 | Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). | |
49 | Л. Толстой. «Акула». | |
50 | Л. Толстой. «Прыжок». | |
51 | Л. Толстой. «Лев и Собачка». | |
52 | Л. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. | |
53 | Оценка достижений. | |
54 | Литературный праздник. Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» | |
| Поэтическая тетрадь 2 (6 часов) | |
55 | Знакомство с названием раздела. | |
56 | Н. Некрасов «Славная осень!...», «Не ветер бушует над морем…». | |
57 | Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | |
58 | К. Бальмонт «Золотое слово». | |
59 | И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений. | |
60 | Урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений. | Проверка техники чтения |
| Литературные сказки ( 8 часов) | |
61 | Знакомство с названием раздела. | |
62 | Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка) | |
63 | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». | |
64 | В. Гаршин «Лягушка – путешественница». | |
65 | В. Гаршин «Лягушка – путешественница» | |
66 | В. Одоевский «Мороз Иванович». | |
67 | В. Одоевский «Мороз Иванович». | |
68 | Оценка достижений. КВН (Обобщающий урок по 1 части учебника). | КВН |
| Были – небылицы ( 10 часов) | |
69 | Знакомство с названием раздела. | |
70 | М. Горький «Случай с Евсейкой».. | |
71 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | |
72 | К. Паустовский «Растрёпанный воробей». | |
73 | К. Паустовский «Растрёпанный воробей». | |
74 | К. Паустовский «Растрёпанный воробей». | |
75 | А. Куприн «Слон». | |
76 | А. Куприн «Слон». | |
77 | А. Куприн «Слон». | |
78 | Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений. | |
| Поэтическая тетрадь 1 (6 часов) | |
79 | Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» | |
80 | С Чёрный «Воробей», «Слон». | |
81 | А. Блок «Ветхая избушка» | |
82 | А. Блок «Сны», «Ворона». | |
83 | С. Есенин «Черёмуха». | |
84 | Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений. | |
| Люби живое ( 16 часов) | |
85 | Знакомство с названием раздела. | |
86 | М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста. | |
87 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек». | |
88 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек». | |
89 | В. Белов «Малька провинилась». | |
90 | В. Белов «Ещё раз про Мальку». | |
91 | В. Бианки «Мышонок Пик». | |
92 | В. Бианки «Мышонок Пик». | |
93 | Б. Житков «Про обезьянку». | |
94 | Б. Житков «Про обезьянку». | |
95 | Б. Житков «Про обезьянку». | |
96 | В. Астафьев «Капалуха». | |
97 | В. Драгунский «Он живой и светится…». | |
98 | В. Драгунский Рассказы | |
99 | Урок-конференция «Земля – наш дом родной». (Обобщающий урок по разделу «Люби живое»). | |
100 | Оценка достижений. | Проверка техники чтения |
| Поэтическая тетрадь 2 (8 часов) | |
101 | Знакомство с названием раздела. | |
102 | С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». | |
103 | А. Барто «Разлука». | |
104 | А. Барто «В театре». | |
105 | С Михалков «Если» | |
106 | Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | |
107 | «Крестики-нолики» (Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). | |
108 | Оценка достижений. | |
| Собирай по ягодке – наберёшь кузовок ( 12 часов) | |
109 | Знакомство с названием раздела. | |
110 | Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | |
111 | А. Платонов «Цветок на земле». | |
112 | А. Платонов «Цветок на земле». | |
113 | А. Платонов «Ещё мама». | |
114 | А. Платонов «Ещё мама». | |
115 | М. Зощенко «Золотые слова» | |
116 | М. Зощенко «Золотые слова» | |
117 | М. Зощенко «Великие путешественники». | |
118 | Н. Носов «Федина задача». | |
119 | Н. Носов «Телефон». | |
120 | Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Оценка достижений. | |
| По страницам детских журналов ( 8 часов) | |
121 | Знакомство с названием раздела. | |
122 | Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | |
123 | Ю. Ермолаев «Проговорился». | |
124 | Ю. Ермолаев «Воспитатели». | |
125 | Г. Остер «Вредные советы». | |
126 | Г. Остер « Как получаются легенды». | |
127 | Р. Сеф «Весёлые стихи». | |
128 | Читательская конференция «По страницам детских журналов» (Обобщающий урок). Оценка достижений. | Проверка техники чтения |
| Зарубежная литература ( 8 часов) | |
129 | Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. | |
130 | Мифы Древней Греции. | |
131 | Мифы Древней Греции. | |
132 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | |
133 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | |
134 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | |
135 | Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брей-ринг» (Обобщающий урок за курс 3 класса). | игра «Брейн-ринг» |
136 | Обобщающий урок за курс 3 класса. | |
4 класс (102 часа)
№ | Тема урока | Вид работы |
1 | Введение. Знакомство с учебником | |
| Летописи, былины, сказки, жития ( 8часов) | |
2 | Знакомство с названием раздела. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царь - града» | |
3 | Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» | |
4 | Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | |
5 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» | |
6 | Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой | |
7 | Сергий Радонежский – святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому» | |
8 | Житие Сергия Радонежского | |
9 | Обобщающий урок – игра «Летописи, былины, сказания, жития». Оценка достижений | |
| Чудесный мир классики ( 17 часов) | |
10 | Знакомство с названием раздела. П.П. Ершов «Конек – Горбунок» | |
11 | П.П. Ершов «Конек – Горбунок» сравнение литературной и народной сказок | |
12 | П.П. Ершов «Конек – Горбунок» характеристика героев | |
13 | А.С. Пушкин «Няне» | |
14 | А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарование!..» | |
15 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | |
16 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев | |
17 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части | |
18 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» | |
19 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | |
20 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» Сравнение мотивов русской и турецкой сказок | |
21 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» Характеристика героев | |
22 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой «Детство» | |
23 | Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня | |
24 | А.П. Чехов «Мальчики» | |
25 | А.П. Чехов «Мальчики». Герои рассказа – герои своего времени | |
26 | Оценка достижений | Проверка техники чтения |
| Поэтическая тетрадь ( 9 часов) | |
27 | Знакомство с названием раздела.Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» | |
28 | А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» | |
29 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» | |
30 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения | |
31 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» | |
32 | Н.А. Некрасов «Школьник» | |
33 | Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…» | |
34 | И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина | |
35 | Оценка достижений Обобщающий урок – игра «Поэтическая тетрадь» | Конкурс чтецов |
| Литературные сказки (12 часов) | |
36 | Знакомство с название раздела. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | |
37 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки | |
38 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ | |
39 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра | |
40 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста | |
41 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | |
42 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте | |
43 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения | |
44 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | |
45 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения | |
46 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление теста на части | |
47 | Оценка достижений. | Проверка техники чтения |
| Делу время – потехе час (5 часов) | |
48 | Знакомство с названием раздела. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | |
49 | В.Ю. Драгунский «Главные реки» | |
50 | В.Ю. Драгунский «Что Любит Мишка» | |
51 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». | |
52 | Оценка достижений Обобщающий урок «Делу время – потехе час» | |
| Страна детства (7 часов) | |
53 | Знакомство с названием содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | |
54 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения | |
55 | К.Г. Пауствовский «Корзина с еловыми шишками» | |
56 | К.Г. Пауствовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения | |
57 | М.М. Зощенко «Елка» | |
58 | М.М. Зощенко «Елка». Характеристика героев | |
59 | Оценка достижений Обобщающий урок «Страна детства» | |
| Поэтическая тетрадь (4 часов) | |
60 | Знакомство с названием раздела. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | |
61 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | |
62 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства» | |
63 | Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений | Конкурс чтецов |
| Природа и мы (9 часов) | |
64 | Знакомство с названием Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | |
65 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе | |
66 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | |
67 | М.М. Пришвин «Выскочка» | |
68 | М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка | |
69 | Е.И. Чарушин «Кабан» | |
70 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа | |
71 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана | |
72 | Проект «Природа и мы». Оценка достижений | Работа над проектом |
| Поэтическая тетрадь (5 часов) | |
73 | Знакомство с названием раздела. Б.Л. Пастернак «Золотая осень» | |
74 | С.А. Клычков «Весна в лесу». Д.Б. Кедрин «Бабье лето» | |
75 | Н.М. Рубцов «Сентябрь» | |
76 | С.А. Есенин «Лебедушка» | |
77 | Оценка достижений | Проверка техники чтения |
| Родина ( 5 часов) | |
78 | Знакомство с названием раздела. И.С. Никитин «Русь». | |
79 | С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому | |
80 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» | |
81 | Обобщающий урок «Родина» | |
82 | Оценка достижений | |
| Страна Фантазия (5 часов) | |
83 | Знакомство с разделом. Е.С. Велистов «Приключения Электроника» | |
84 | Е.С. Велистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа | |
85 | К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра | |
86 | К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра | |
87 | Оценка достижений | |
| Зарубежная литература (15 часов) | |
88 | Знакомство с названием раздела. Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» | |
89 | Дж. Свифт «Путешествия Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе | |
90 | Дж. Свифт «Путешествия Гулливера». Герои приключенческой литературы | |
91 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | |
92 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка | |
93 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части | |
94 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев | |
95 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | |
96 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков | |
97 | С. Лагерлеф «Святая ночь» | |
98 | С. Лагереф «В Назарете». Святое семейство | |
99 | С. Лагереф «В Назарете». Иисус и Иуда | |
100 | Внеклассное чтение. Урок-отчет «Путешествие по дорогам любимых книг» | |
101 | Обобщающий урок «Зарубежная литература» | Проверка техники чтения |
102 | Урок-игра «Литературные тайны» | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Основная литература.
1. «Азбука» 1 класс Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, и др. Москва, Просвещение 20017г.
2. «Литературное чтение» 1 класс, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Виноградская, М.В. Бойкина, М. «Просвещение» 2020г.
3. Поурочные разработки по литературному чтению. 1класс, М. «Вако» 2018г.
4. «Литературное чтение» 2 класс, в 2-х частях Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Виноградская, М.В. Бойкина, М. «Просвещение» 2020г.
5. Поурочные разработки по литературному чтению. 2класс, М. «Вако» 2018г.
6. «Литературное чтение» 3 класс, в 2-х частях Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Виноградская, М.В. Бойкина, М. «Просвещение» 2020г.
7. Поурочные разработки по литературному чтению. 3класс, М. «Вако» 2018г.
8. «Литературное чтение» 4 класс, в 2-х частях Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Виноградская, М.В. Бойкина, М. «Просвещение» 2013г.
9. Поурочные разработки по литературному чтению. 4класс, М. «Вако» 2018г
10. Л.Ф. Климанова Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение»
1 класс «Просвещение» 2014 г.
11. Л.Ф. Климанова Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение»
2 класс «Просвещение» 2014 г.
12. Л.Ф. Климанова Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение»
3 класс «Просвещение» 2015 г.
13. Л.Ф. Климанова Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение»
4 класс «Просвещение» 2015 г.