Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативных документов:
-ФГОС ООО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
- Основная образовательная программа начального общего образования средней школы №12 (Утверждена приказом директора от 30.08.2011 №134/4);
- Календарный учебный график ОУ (Утверждён приказом директора от 27.08.2013 № 141/1);
- Примерная программа по русскому языку (Примерные программы начального общего образования, М.: Просвещение, 2010)
Согласно письму Департамента образования мэрии г. Ярославля «О годовом календарном учебном графике на 2013-2014 учебный год» № 01-14/3206 от 20.08.2013 рабочая программа рассчитана на 132 учебных часа (4 ч х 33 нед. = 132 ч, из них 3 часа– резерв). В рабочей программе сохранены порядок изучения тем по авторской программе В.В.Репкина и Е.И. Матвеевой и предметное содержание.
Изучение литературного чтения начинается интегрированным курсом – букварный период. На начальном этапе литературного чтения различают букварный период – 92 часа и послебукварный – 40 часов.
Цель курса состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка, воспитать эстетически развитого читателя.
Общая характеристика учебного предмета отражена в ООП НОО средней школы №12.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета отражены в ООП НОО средней школы №12.
Содержание учебного предмета в 1 классе отражено в поурочном планировании.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.
В соответствии с методическим письмом «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.98. №1561/14-15 в 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах. В течение учебного года учитель ведет систематический учет усвоения основных вопросов курса литературного чтения каждым учеником, выбирая форму учета по своему усмотрению.
В поурочном планировании отражена «Программа формирования ИКТ-компетентности младших школьников» и «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования». В процессе изучения данного курса реализуются «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и «Программа формирования экологической культуры, культуры здоровья и безопасного образа жизни».
№ раздела | Тема раздела | Всего часов | Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
| БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД | 92 | | | |
1. | Формирование начальных представлений о слове. | 15 | - учащиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров; - имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы; - принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей; | - считают книгу источником информации; - находят страницу книги по номеру; - пользуются оглавлением и пиктограммами в учебнике; - умеют соотносить текст и иллюстрацию; - участвуют в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики); | - различают прозаический и стихотворный тексты; - связывают заглавие произведения с его содержанием; - в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте; - способны пересказать кратко эпизод произведения: перечислить события; - способны кратко описать образ персонажа; |
2. | Звуковой анализ слова. | 22 | - учащиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров; - имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы; - принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей; | - считают книгу источником информации; - находят страницу книги по номеру; - пользуются оглавлением и пиктограммами в учебнике; - умеют соотносить текст и иллюстрацию; - участвуют в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики); | - различают прозаический и стихотворный тексты; - связывают заглавие произведения с его содержанием; - в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте; - способны пересказать кратко эпизод произведения: перечислить события; - способны кратко описать образ персонажа; |
3. | Формирование действий письма и чтения. | 55 | - учащиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров; - имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы; - принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей; | - считают книгу источником информации; - находят страницу книги по номеру; - пользуются оглавлением и пиктограммами в учебнике; - умеют соотносить текст и иллюстрацию; - участвуют в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики); - читают текст целыми словами; - отвечают на вопрос по содержанию прочитанного; - определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 70 слов; - контролируют правильность чтения других учеников, фиксируют ошибки в процессе чтения; | - различают прозаический и стихотворный тексты; - связывают заглавие произведения с его содержанием; - в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте; - способны пересказать кратко эпизод произведения: перечислить события; - способны кратко описать образ персонажа; - определяют некоторые оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и др.); |
| ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД | 40 | - учащиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров; - принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей; - имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы; - об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями; - о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении; | - считают книгу источником информации; - читают текст целыми словами; - отвечают на вопрос по содержанию прочитанного; - определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 70 слов; - имеют представление о понятиях «текст», «раздел»; - выделяют в тексте абзац; - контролируют правильность чтения других учеников, фиксируют ошибки в процессе чтения; - находят страницу книги по номеру; - пользуются оглавлением и пиктограммами в учебнике; - умеют соотносить текст и иллюстрацию; - участвуют в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики); | - имеют представление об авторе, художественном произведении, персонаже; - различают прозаический и стихотворный тексты; - связывают заглавие произведения с его содержанием; - имеют представление об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме); - о разнообразии интонации в произведении; - определяют некоторые оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и др.); - в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте; - способны пересказать кратко эпизод произведения: перечислить события; - способны кратко описать образ персонажа; - имеют представление о некоторых особенностях жанров сказки, юмористического стихотворения, рассказа. |
| Резерв | 3 | | | |
№ п/п | Тема урока | ИКТ | Универсальные учебные действия |
| БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД | | |
| Формирование начальных представлений о слове | | Умение понимать учебную задачу. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. Задавать уточняющие вопросы. Умение работать с простейшими моделями. |
1 | Предмет и слово. | |
2 | Слова как названия предметов. | |
3 | Введение модели слова. | |
4 | Постановка вопросов к словам, называющим живые и неживые предметы. | |
5 | Слова, называющие предметы. | |
6 | Слова, называющие действия. | |
7 | Постановка вопросов к словам, называющим действия. | |
8 | Слова, называющие признаки. | |
9 | Постановка вопросов к словам, называющим признаки. | |
10 | Связь слов в высказывании. | |
11 | Способ определения количества слов в высказывании. | |
12 | Количество слов в высказывании. | |
13 | Служебные слова. | |
14 | Использование служебных слов в речи. | |
15 | Обобщение изученного материала. | |
| Звуковой анализ слова | | |
16 | Звуки как «строительный материал» языка. | | Умение понимать учебную задачу. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. Задавать уточняющие вопросы. Умение работать с моделями. Умение работать с устными текстами. |
17 | Звуки. | |
18 | Способ выделения звуков в слове. | |
19 | Выделение звуков в слове на основе заданной модели. | |
20 | Выделение звуков в слове. | |
21 | Слог как минимальная произносительная единица. | |
22 | Слог. | |
23 | Гласные и согласные звуки. | |
24 | Слогообразующая роль гласных звуков. | |
25 | Деление слов на слоги. | |
26 | Деление слов на слоги. Работа с незвучными моделями. | |
27 | Смыслоразличительная роль гласных звуков. | |
28 | Смыслоразличительная роль согласных звуков. | |
29 | Ударение. | |
30 | Смыслоразличительная роль ударения в слове. | |
31 | Звонкие и глухие согласные звуки. | Передача информации на ПК с помощью букв (Напечатать те буквы, которые знают, и прочитать их) |
32 | Смыслоразличительная роль звонких и глухих согласных звуков. | |
33 | Роль звонких и глухих согласных звуков. | |
34 | Звонкие и глухие согласные звуки. | |
35 | Твердые и мягкие согласные звуки. | |
36 | Повторение изученного материала. ОБЖ «Правила и меры безопасного поведения на водоемах осенью и зимой». | |
37 | Урок обобщения. | Поиск информации (Среди представленных на ПК имён выбрать своё) |
| Формирование действий письма и чтения | | |
38 | Буква как знак звука. | | Умение понимать учебную задачу. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. Задавать уточняющие вопросы. Умение работать с моделями. Умение работать с устными текстами. Умение соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи (работать по алгоритму). Умение работать с устными текстами. Создавать устные тексты. Выразительно говорить. |
39 | Обозначение звуков буквами. | |
40 | Буква гласного звука [а]. | |
41 | Буква гласного звука [о]. | |
42 | Буква гласного звука [у]. | |
43 | Буква гласного звука [ы]. | |
44 | Буква гласного звука [э]. | |
45 | Буква согласного звука [м]. | |
46 | Буква согласного звука [л]. | |
47 | Способы послогового письма и чтения. | Клавиатурное письмо (Набрать любимый вариант своего имени) Рассказ о том, как ребёнка называют близкие или окружающие люди. |
48 | Буква согласного звука [н]. | |
49 | Буква согласного звука [р]. | |
50 | Представление об орфограмме. | |
51 | Буква Я. | |
52 | Обозначение твердости – мягкости согласных с помощью букв А – Я. | |
53 | Употребление букв Л, Н, Р для обозначения твердых и мягких согласных звуков. | |
54 | Буква Е. | |
55 | Буква Ё. | |
56 | Обозначение твердости – мягкости согласных с помощью букв О – Ё. | |
57 | Буква И. | |
58 | Буква Ю. | |
59 | Обозначение твердости – мягкости согласных с помощью букв о–ё, э–е, ы–и, у–ю. | |
60 | Буква Г, ее работа. | |
61 | Буква К, ее работа. | |
62 | Буквы Д-Т, их работа. | |
63 | Буквы В-Ф, их работа. | |
64 | Общее правило переноса. Алгоритм записи высказывания. | Сопоставление устной и письменной речи средствами ИКТ (Запись звучащей речи средствами ИКТ, например, через веб-камеру) |
65 | Буквы З-С, их работа. | |
66 | Буквы Б-П, их работа. | |
67 | Буква Х, ее работа. | |
68 | Буква ь. | |
69 | Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы ь. | |
70 | Буква Й. | |
71 | Обозначение звука [й'] с помощью буквы Й. | Фиксация информации о себе средствами ИКТ (Описание реальных объектов, их отличия и сходства с геометрическими фигурами) |
72 | Обозначение звука [й'] с помощью букв Я, Е, Ё, Ю. | |
73 | Обозначение звука [й'] с помощью букв Й, Я, Е, Ё, Ю. | |
74 | Работа букв гласных (систематизация). | |
75 | Буква Ж, ее работа. | |
76 | Буква Ш, ее работа. | |
77 | Обозначение гласных звуков после букв Ж и Ш. | |
78 | Орфограмма жи – ши. | |
79 | Буква Ч, ее работа. | |
80 | Буква Щ, ее работа. | |
81 | Обозначение гласных звуков после букв Ч и Щ. | |
82 | Орфограмма ча – ща, чу – щу. | |
83 | Простейшая транскрипция. | |
84 | Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн. | |
85 | Обозначение мягкости звука [л'] перед согласным звуком. | |
86 | Обозначение мягкости согласных звуков (систематизация). | |
87 | Буква Ц, ее работа. | |
88 | Выбор букв о –ё после букв, обозначающих шипящие согласные звуки. | Передача информации на ПК (Построение речевого высказывания в устной форме с опорой на средства ИКТ) |
89 | Выбор букв и – ы после ц (наблюдение). | |
90 | Обозначение звука [й'] в разных позициях. | |
91 | Русский алфавит. Обобщение способов письма и чтения. | |
92 | Прощание с Букварем. | Составление устной речи при помощи средств ИКТ (Рассказ о роли режима дня с опорой на иллюстрации) |
| ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД | | |
93 | Урок знакомства | | Умение понимать учебную задачу. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. Задавать уточняющие вопросы. Умение работать с моделями. Умение работать с устными текстами. Умение соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи (работать по алгоритму). Умение работать с устными текстами. Создавать устные тексты. Выразительно говорить. Умение работать с письменными текстами. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Умение находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку. Умение пересказывать. Правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. |
94 | Чудеса природы Образ весеннего листа в стихотворении М.Я. Бородицкой «Зима сбежала за ворота». Речевое звено и ключевые слова | Поиск информации средствами ИКТ (Поиск стихов и загадок детских писателей к буквам в сети Интернет. Печатные буквы) |
95 | Чудеса весны. Я.Л. Аким «Апрель». Интонация в стихотворении. | |
96 | Тема весеннего пробуждения в авторской сказке Н. И. Сладкова «Медведь и Солнце». | |
97 | Э.Ю. Шим. Сказка «Весна». Выделение ключевых слов. | |
98 | Образ весны в рассказах В.В. Бианки. «Живая» весна в сказке К.Г. Паустовского «Стальное колечко». Способы изображения природы разными авторами. | Поиск информации средствами ИКТ (Поиск стихов и загадок детских писателей к буквам в сети Интернет. Печатные буквы) |
99 | Образ весеннего цветка в рассказах Э.Ю. Шима «Ландыш» и И.С. Соколова – Микитова «Ландыши». | |
100 | Художественное описание весны и явлений природы. П.С. Соловьёв «Подснежник», И.А. Бунин «Ландыш», Г.Х. Андерсен «Подснежник». Сопоставительный анализ. | |
101 | Образ весны в произведениях русских писателей. И.С. Соколов – Микитов «Март в лесу», К.Г. Паустовский «Маша», Г.А. Скребицкий «Четыре художника». | |
102 | Образ весны в стихотворениях русских поэтов. С.А. Островой, А.С. Пушкин, Т.М. Белозёров, О.Е. Григорьев, И.А. Бунин. | Поиск информации средствами ИКТ (Поиск стихов и загадок детских писателей к буквам в сети Интернет. Печатные буквы) |
103 | Образ деревьев в рассказе М.М. Пришвина «Разговор деревьев» и стихотворении Э.Э. Мошковской «Дедушка дерево». | |
104 | Ю.И. Коваль «Весенний вечер». Выразительное чтение текста (выделение ключевых слов, расстановка пауз). | |
105 | От дождя до радуги. Юмористический образ погоды в стихотворении Г.М. Кружкова «Пёс Прогноз». Ф.Д. Кривина «Мечта». Сопоставительный анализ произведений. | |
106 | Образ дождя в стихотворениях С.Я. Маршака «Дождь» и Л.Н. Конырева «В полях, не кошенных косой…». Выразительное чтение. | |
107 | Художественное описание дождя в рассказах Б.А. Павлова «Капли – серёжки» и Н.К. Абрамцевой «Дождик». | |
108 | Образ радуги в рассказах Э.Ю. Шима «Цветной венок» и И.С. Соколова – Микитова «Радуга». Тема произведения. Способы ее определения. | Поиск информации средствами ИКТ (Поиск стихов и загадок детских писателей к буквам в сети Интернет. Печатные буквы) |
109 | Художественное описание радуги в сказке К.Д. Ушинского «Солнце и радуга». Характеристика героев. | |
110 | Март и апрель в рассказах И.С. Шмелёва «Мартовская капель» и Коваля «Под соснами». ОБЖ «Правила и меры безопасного поведения на водоемах весной и летом» | |
111 | Образ дождя в произведениях А.Е. Екимцева, М.С. Пляцковского, В.А. Бурлак, А.А. Фета. | Фиксация информации о себе средствами ИКТ (Печать работ, их выставка, выбор оригинальных работ) |
112 | В.Н. Орлов «Куда девался паровоз?» Выразительное чтение. ОБЖ «Основные спасательные средства». | |
113 | Кто придумал чудеса? Образ облака в стихотворном и прозаическом тексте. Е.И. Матвеева и Н.А. Заболоцкий. | Обращение к информационным источникам (Понятие «семья», высказывания о семье) |
114 | Образ чуда в стихотворениях В.В. Лунина «Я видел чудо» и «Весь дом волшебный». Особенности поэтического мастерства автора. | |
115 | Понятие «художественный образ». Чудесные превращения в природе и в жизни. Н.А. Кончаловская «Про овощи», О.Е. Григорьев «Человек с зонтом» | |
116 | Понятие «диалог героев». В.Д. Берестов «Честное гусеничное». | Составление текста поздравления средствами ИКТ (Обсуждение темы для изготовления открытки. Что желают друг другу близкие люди в праздник?) |
117 | Красавица – бабочка. Стихотворение А.А. Фета «Бабочка». Особенности поэтического мастерства автора. | |
118 | Рождение солнечного зайчика в стихотворении Н.Н. Матвеевой «Солнечный зайчик». Рассказ героя от первого лица. | |
119 | Чудеса весны в стихотворениях Г. Новицкой «Весна в подвале». Выразительное чтение с последующим оцениванием. | |
120 | Образ рыбки в стихотворениях А.А. Фета «Рыбка» и К.Д. Бальмонта «Золотая рыбка». Сопоставительный анализ произведений. | |
121 | Е.И. Фёдорова «Мечта щенка Тявки». Чтение по ролям. | |
122 | Чудеса в жизни. Г.М. Цыферов «Паровозик», В.Ф. Шефнер «Не привыкайте к чудесам». | Создание информационных объектов (Создание видео-сообщения с рассказом о своём классе) |
123 | Сквозь волшебное стекло. С. Черный «Песня солнечного луча». Выразительное чтение наизусть. | |
124 | Способы проникновения в авторский замысел. Сказка Н.К. Абрамцевой «Стёклышко» и стихотворение Е.Я. Тараховской «Сквозь цветное стёклышко». ОБЖ «Основные правила пожарной безопасности» | Клавиатурное письмо (Внесение сведений о себе на свою личную страницу) |
125 | Добро и зло в изображении писателя. Ю.И. Коваль «Фиолетовая птица». Чтение и анализ произведения. ОБЖ «Меры предосторожности при обращении с огнем». | |
126 | О.О. Дриз «Стёклышки», М.И. Пляцковский «Краски». Выразительное чтение стихотворных произведений. | Фиксация информации средствами ИКТ (Дать первоначальное представление о значении книги в жизни современного человека, окруженного компьютерами. Кого можно назвать хорошим читателем?) |
127 | Сказка вокруг нас. О.О. Дриз «Заколдованная роща», С.Г. Козлов « Необыкновенная вена». Самостоятельное чтение и анализ литературного произведения. | |
128 | Ю.И. Коваль «Сказка об огромных существах». Самостоятельное чтение и анализ литературного произведения. | | |
129 | Урок-рефлексия. Читательские достижения. | |
130-132 | Резерв. | | |
·осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
·читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
·использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
·ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);
·использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев);
·участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт;
·ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
·самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
·сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два‑три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).