РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения учителей начальных классов (протокол №__ от ________________ 2014 г.) | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _______________________________ «_______» __________________ 2014 г. | УТВЕРЖДЕНА Приказом директора школы №_____ от ____________ 2014 г. Директор средней школы №12 ___________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
2-а класс
2014 – 2015 учебный год
Количество часов по учебному плану: 136 часов (4 часа в неделю) Количество часов по программе: 136 часов Программа: Литературное чтение. Е.И.Матвеева. Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).– М.:Вита-Пресс, 2011. Учебник: Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 2 класса начальной школы - М.: Вита-Пресс, 2011. | Составитель: учитель начальных классов Попова Т.В. _______________ /Т.В. Попова/ «____»_____________________2014 г. |
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе следующих нормативных документов:
- ФГОС ООО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
- Основная образовательная программа начального общего образования средней школы №12 (Утверждена приказом директора от 30.08.2011 №134/4);
- Учебный план средней школы №12 (Утверждён приказом директора от 29.08.2014 № 142/2);
- Календарный учебный график средней школы №12 (Утверждён приказом директора от 22.08.2014 № 140/1 );
- Примерная программа по русскому языку (Примерные программы начального общего образования, М.: Просвещение, 2010)
- Авторская программа «Литературное чтение» Е.И.Матвеева. Изд. «ВИТА – ПРЕСС», 2011г.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс:
Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 2 класса начальной школы - М.: Вита-Пресс, 2012.
Матвеева Е.И. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х частях. - М.: Вита-Пресс, 2013.
Матвеева Е.И. Литературное чтение: Проверочные работы по литературному чтению 2 класс. - М.: Вита-Пресс, 2013.
Алексеева М.Ю., Матвеева Е.И. Литературное чтение: Контрольно – диагностические работы. 2 класс. - М.: Вита-Пресс, 2014.
В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 136 учебных часа (4 ч х 34 нед. = 136 ч, из них 2 часа – резерв). В рабочей программе сохранены порядок изучения тем по авторской программе Е.И. Матвеевой и предметное содержание.
Цель предлагаемого курса чтения – обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.
Достижение данной цели предполагает решение
1) образовательных задач:
развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение приемов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения;
развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;
открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;
формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;
2) развивающих задач:
развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;
развитие коммуникативных способностей;
развитие речи;
3) воспитательных задач:
формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;
воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни.
Достижение указанной цели есть планируемые личностные, метапредметные (универсальные учебные действия), предметные результаты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета отражены в ООП НОО средней школы №12.
Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий осуществляется с помощью УМК Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова «Учимся учиться и действовать» 2 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014.
Данный курс органически связывает в себе следующие содержательные моменты:
– открытие мира литературы (знакомство с новыми именами авторов, новыми произведениями, разными жанрово-видовыми особенностями текстов, приемами выражения авторской позиции; рассмотрение одной темы в представлении разных авторов);
– овладение приемами понимания художественного текста (развитие образного мышления на этапе восприятия текста и создания собственного высказывания; освоение способов «тщательного» чтения; формирование умения раскрывать творческий потенциал любого произведения; применение открытых приемов для создания собственного высказывания, выражения личной авторской позиции);
– совершенствование навыка синтагматического чтения;
– применение законов русской речи в ситуациях речемыслительной деятельности (овладение законами и нормами этикетного общения).
Общая характеристика учебного предмета отражена в ООП НОО средней школы №12.
Содержание учебного предмета во 2 классе отражено в поурочном планировании.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.
В течение учебного года ведется систематический учет усвоения основных вопросов курса литературного чтения каждым учеником. В конце года проводится промежуточная аттестация в форме контрольной работы.
В поурочном планировании отражена «Программа формирования ИКТ-компетентности младших школьников» и «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования». В процессе изучения данного курса реализуются «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и «Программа формирования экологической культуры, культуры здоровья и безопасного образа жизни».
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы дополнительно используется программа для 2 класса «Учимся любить книгу» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Оборудование: интерактивная доска, персональный компьютер, документ камера, короткофокусный проектор.
Планируемые результаты обучения к концу 2 класса
В результате освоения программы во 2-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих
личностных результатов:
учащиеся принимают как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь;
представляют многообразие народов, живущих в России, в их языках и устном народном творчестве;
принимают различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относятся к ним;
принимают этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;
различают эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении;
различают эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;
проявляют интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре.
метапредметных результатов:
правильно читают словами и словосочетаниями, обозначают интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;
в устной и письменной форме дают полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного;
определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов;
выбирают заглавие к тексту объемом 150 слов из нескольких предложенных;
имеют представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы;
имеют представление о многообразии книг: художественных, учебных, научно-популярных;
в процессе коллективного обсуждения проблемы выражают читательскую позицию;
оценивают ответ одноклассника по предложенным учителем критериям;
могут пользоваться сноскам и справочными разделами учебника;
подбирают к художественным произведениям иллюстративный материал из предложенного в учебнике;
могут соотнести разные способы создания художественного образа (в литературе, мультипликации, искусстве театра, живописи);
предметных результатов:
имеют представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе, притче, сказке-притче;
имеют представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах;
определяют вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам;
имеют опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя;
составляют «партитуру» поэтического текста для интонирования наизусть (коллективно и индивидуально);
критически оценивают свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
наблюдают композицию (построение) сказки (народной и авторской);
соотносят классические сказочные сюжеты, находят общие и различные признаки русских, зарубежных сказок;
в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определяют отношение автора к персонажу, главную мысль сказки;
раскрывают смысл предложенных учебником пословиц, соотносят их с содержанием другого прочитанного произведения;
пересказывают фрагмент произведения близко к тексту;
создают миниатюры на заданную тему, редактируют собственный текст;
выразительно и грамотно читают фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям».
Тематическое планирование
№ | Часы | Тема | Содержание | Круг чтения | Читай, удивляйся, размышляй! |
Часть первая. Каким бывает слово? |
1 | 20 | Каким бывает слово? | Интонация литературного послания. Образ слова в поэтическом и прозаическом текстах. Прямое и переносное значения слова. Оттенки слова. Настроение автора, героя. Творческие «секреты» автора. Тон и содержание произведения, их взаимосвязь. Пословицы о слове и языке. | А. С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет», «Кн. П.П. Вязем скому» ; А. А. Тарковский «Слово только оболочка»; Дж. Родари (перевод с итальянского Ю. Ильиной) «Почему слово так дорого ценится?»; пословицы о слове и языке; В. В. Суслов «Как работает слово»; Е. А. Пермяк «Волшебные краски» (отрывок), «Пастух и Скрипка» (отрывок); В. В. Голявкин «Я пуговицу сам себе при шил»; Притча о талантах (по А. Меню); А. А. Ахматова «Тайны ремесла»; Ф. К. Сологуб «Глаза»; М. М. Пришвин «Летний дождь»; В. В. Набоков «Дождь пролетел»; В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (отрывок); В. В. Лунин «Музыка». | Притча о Сеятеле (из Евангелия от Матфея, гл. 13); В. А. Солоухин «Когда ты хочешь молвить слово»; Н. И. Сладков «Золотая осень»; А. А. Ахматова «Вереница четверостиший» (отрывок); В. П. Астафьев «Падение листа»; В. А. Бахревский «Вечер»; И. Пивоварова «Песня скрипки»; М. М. Пришвин «Художник»; И. А. Бунин «Слово». |
2 | 22 | Волшебные превращения слова | Интонация как средство выражения вежливости (невежливости). Диалог героев. Настроение читателя. Портрет героя. Творческие «секреты» автора. Отношение автора и читателя к герою. Юмор. Интонирование диалога поэтического произведения. Правила хорошего тона. Раскрытие смысла названия текста. Роль языка в жизни человека. | А. К.Дитрих «Говорила туча туче»; Э. Э. Мошковская «Косма тая-косматая»; Ю. С. Тимянский «Рассказ школьного портфеля»; Ю. Тувим (перевод с польского С. В. Михалкова) «Словечкика-лечки»; «Заяц-хвастун» (русская народная сказка); И. А. Крылов «Кукушка и Петух»; И. М. Подгаецкая «Ударение»; С. Черный «Воробей»; В. И. Белов «Как воробья ворона обидела»; Я. Л. Аким «Что говорят двери»; Н. Демыкина «Капризный день»; О. Е. Григорьев «Гостеприимство»; И. Шевчук «Подарок»; О. И. Высотская «Мягкий знак»; Э. Э. Мошковская «Сказка про Твердый и Мягкий знаки»; Дж. Родари (перевод с итальянского Л. Тарасова) « Страна без ошибок », притча о Эзопе. | Ю. П. Мориц «Попугай и утка»; П. Синявский «Штранная иштория»; Н. К. Абрамцева «Вот так пальма»; Я. Бжехва (пере вод с польского Б. Д. Заходера) «Очень Вежливый Индюк»; М. С. Пляцковский «Добрая лошадь»; А. А. Дмитриев «Бездомная кошка»; М. С. Пляцковский «Баран и солнышко»; Н. Н. Матвеева «Было тихо»; Л. С. Петрушевская «Заячий хвостик»; И. П. Токмакова «Радость»; В. Д. Берестов «Аист и соловей»; А. Л. Барто «Пожалуйста, потише!»; А. К. Дитрих «Песенка вопросительного знака, ставшего знаком восклицательным»; М. С. Пляцковский «Маленькое стихотворение о маленькой точке». |
3 | 16 | Волшебники слова | Совет, просьба автора. Литературная притча. Поучение в притче. Подбор заголовка к тексту. Настроение автора. Творческие «секреты» автора: сравнение, метафора. Тема добра в сказочной истории. Художественный образ времени суток. Создание художественного образа в собственном прочтении. | Дж. Родари (перевод с итальянского С. Я. Маршака) «Чем писать?»; Л. Н. Толстой «Веник»; И. Мазнин «Давайте дружить»; Н. Н. Матвеева «Кораблик»; Е. А. Пермяк «Как Маша стала большой»; Э. Ю. Шим «Жук на ниточке»; В. С. Шефнер «Колыбельная» ; С. Г. Козлов «Как Ежик и Медвежонок протирали звезды»; Г. М. Кружков «Утро — веселый маляр»; М. М. Пришвин «Слово-звезда»; Э. Ю. Шим «Цветной венок»; В. И. Белов «Радуга»; В. А. Бахревский «Хозяева лета». | |
Часть вторая. Слово в сказке |
4 | 22 | Слово в русской народной сказке | Сказка. Русская народная сказка. Сказка волшебная. Сказка бытовая. Сказка о животных. Сказка-притча. Секреты автора при создании сказочного образа. Преувеличение. Композиция волшебной сказки. | И. С. Соколов-Микитов «Звезды»; В. Д. Берестов «Недаром дети любят сказку»; В. А. Черченко «Как рождается сказка?». «Мужик и медведь»; «Мороз, Солнце и Ветер»; «Кулик»; «Несмеяна-царевна» (записал сказку А. Н. Афанасьев); «Журавль и цапля»; «Солдатская загадка». | |
5 | 8 | Притчевое слово в сказке | Притча, ее жанровые особенности. Иносказательность, поучительность, лаконичность притчи. Прямое и переносное значения. Притча как «поучение в примере». | Ф. К. Сологуб «Сказки на грядке и сказки во дворце», К. Д. Ушинский «Два плуга», «Ветер и Солнце»; Н. Г. Гарин- Михайловский «Знаем!»; Е. Матвеева «Доброй сказке нет конца!». | |
6 | 13 | Мир природы в авторских сказках | Образ времени года в сказках разных авторов. «Живой» характер необычного персонажа. Способы изображения особенностей этого персонажа. | К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы»; И. С. Соколов-Ми китов «Зимняя ночь»; Л. А. Чарская «Зимняя сказка»; О. О. Дриз «Как родилась Зима». | «Гуси-лебеди» (русская народная сказка); «Добрый поп» (русская народная сказка); Н.К. Абрамцева «Осенняя сказка». |
7 | 9 | Герой в авторских сказках о животных | Образ животного в авторских сказках. Способы изображения внешнего вида и характера героев. Речь персонажей как их основная характеристика. Сказочные приемы, используемые авторами для создания образа животного. Отличия авторских сказок от русских народных сказок о животных. | B. И. Даль «Ворона»; Н. Д. Телешов «Покровитель мышей»; А. Н. Толстой «Картина»; Д. Хармс «Про собаку Бубубу». | |
8 | 7 | Герой в авторских волшебных сказках | Изображение домовых авторами-сказочниками. | Н. К. Абрамцева «Чудеса, да и только»; Т. И. Александрова «Кузька» (отрывок). | |
9 | 9 | Поэтическая сказка | Содержание и построение поэтической сказки. Особенности ее языка. | C. Я. Маршак «Вчера и сегодня»; П. П. Ершов «Конек-Горбу нок» (отрывок). | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказочка про Козявочку»; Н. К. Абрамцева «Лужица»; Е. А. Пермяк «Пастух и Скрипка»; пословицы и поговорки о сказке. |
10 | 6 | Когда рождается сказочник | Авторское сочинение второклассницы, особенности ее сказки. | А. Черепанова «Бесконечная сказка». Е. Матвеева «Я в сказочный мир возвращаюсь порой». | |
11 | 2 | Резерв | | | |
Поурочное планирование
№ | Тема урока | Понятия | ИКТ | УУД |
Часть I. Каким бывает слово? Раздел 1. Каким бывает слово?20 ч |
| Поэтические послания А.С. Пушкина. Интонация литературного послания. | Адресат послание | | Умение понимать учебную задачу. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. Задавать уточняющие вопросы. Умение работать с моделями. Умение работать с устными текстами. Умение соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи (работать по алгоритму). Умение работать с устными текстами. Создавать устные тексты. Выразительно говорить. Умение работать с письменными текстами. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Умение находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку. Умение пересказывать. Правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. |
| Применение способа синтагматического чтения на текстах в жанре послания. | Синтагма пауза ключевые слова | 1. Передача информации на ПК с помощью букв (Напечатать имена любимых героев прочитанных летом книг) |
| Стартовая работа. | | |
| Смысл и звучание слова. А.А. Тарковский о слове. | Строфа ритм | |
| Дж. Родари об умении пользоваться словарем. Выразительное чтение. Определение критериев чтения. | | |
| Слово в пословице. Как понять смысл мудрого изречения? | Пословица Прямое и переносное значение слова | |
| Слово в пословице. Как объяснить смысл пословицы другому человеку? | Фразеологический словарь, оборот | |
| Слово в пословице. Роль слова вода в разных высказываниях. | Тема | |
| Определение темы рассказа «Волшебные краски» Е.А. Пермяка. Настроение рассказа. «Пастух и Скрипка». Выделение слов-признаков для описания скрипки в рассказе. | Тема | |
| Талант человека. Как не погубить талант? Рассказ В.В. Голявкина «Я пуговицу сам себе пришил». | | |
| Раскрытие особенностей жанра притчи. Притча о талантах (по А. Меню). | Притча | 2. Знакомство с микрофоном и наушниками (Назначение устройства, включение и выключение) |
| Лирическое стихотворение А.А. Ахматовой «Тайны ремесла». Интонация стихотворения. | | |
| Прямое и переносное значение слова. Диалог героев. Ф.К.Сологуб «Глаза». | | |
| Описание природы в прозе и поэзии. Образ, созданный автором, в рассказе, стихотворении. М,М. Пришвин «Летний дождь» | | |
| Составление чтецкой «партитуры» стихотворного текста В.В.Набоков «Дождь пролетел» | | |
| Оттенки звука и оттенки слова Описание предмета В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» (отрывок) | | |
| Способы передачи настроения героя Описание «ощущения »героя В.В.Лунин «Музыка» | | |
| Подведение итогов самостоятельного чтения по разделу «Читай, удивляйся, размышляй!» Выразительное чтение и (или) чтение наизусть произведений раздела | | |
| Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | | |
| Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | | |
Раздел 2 Волшебные превращения слова 22ч |
| Слово в юмористическом стихотворении Диалог-спор героев, выбор лексических средств для передачи их настроения А.К.Дитрих «Говорила туча туче». ОБЖ Отчего может возникнуть пожар (в помещении, в транспорте, на природе)? Чем он опасен? | | 3. Возможности работы с микрофоном и наушниками (Понятие знаковой информации. Расположение микрофона, размер громкости речи при использовании изолирующих наушников. Запись) | Умение понимать учебную задачу. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. Задавать уточняющие вопросы. Умение работать с моделями. Умение работать с устными текстами. Умение соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи (работать по алгоритму). Умение работать с устными текстами. Создавать устные тексты. Выразительно говорить. Умение работать с письменными текстами. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Умение находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку. Умение пересказывать. Правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. |
| Интонация. Инсценирование стихотворения Э.Э.Мошковская «Косматая – косматая» | | |
| Слово и речь человека Критерии чтения юмористического стихотворения Ю.Тимянский «Рассказ школьного портфеля» | | |
| Тон чтения Диалог героев Ю.Тувим «Словечки-калечки» | | |
| Сказка. Слово в речи героев русской народной сказки. | Сказка | |
| Чтение сказки по ролям Обучение пересказу «Заяц-хвастун» русская народная сказка | | |
| Басня. Поучительность и иносказательность слова в басне Чтение басни по ролям. И.А.Крылов «Кукушка и Петух» | Басня | |
| Смыслоразличительная роль ударения в слове. Смысловое и слоговое ударение. И.М.Подгаецкая «Ударение». | | |
| Критерии выразительного чтения прозаического текста. И.М.Подгаецкая «Ударение» | | |
| Словесное выражение главной мысли автора. Образ героя. Способы его создания С.Чёрный «Воробей» | | 4. Извлечение информации записанной с помощью микрофона |
| Слово и реакция человека на него. Обидное слово В.И.Белов «Как воробья ворона обидела» | | |
| Интонация. Настроение. Чтение стихотворения по ролям Я.Л.Аким «Что говорят двери» | | |
| Перемена интонации при чтении по ролям. Н.Демыкина «Капризный день» | | |
| Составление «раскадровки» и создание мультфильма по событиям текста | | |
| Речевой этикет. О.Е.Григорьев «Гостеприимство» | | |
| Интонационное выражение характера и чувств героя. И.Шевчук «Подарок» | | |
| Речевой этикет О.И.Выготская «Мягкий знак». | | |
| Диалог в сказке Чтение по ролям Способ чтения реплик Э.Э.Мошковская «Сказка про Твёрдый и Мягкий знаки» | | |
| Значение слова. Ошибки в речи. Дж Родари «Страна без ошибок». | | |
| Обучение пересказу притчи. Притча об Эзопе. | | 5. Перенос и прямой ввод информации в ПК с использованием микрофона с наушниками |
| Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | | |
| Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | | |
Раздел 3 Волшебники слова 14 ч |
| Авторское слово Сравнение как приём, создающий образ Дж Родари «Чем писать». | | | Умение понимать учебную задачу. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. Задавать уточняющие вопросы. Умение работать с моделями. Умение работать с устными текстами. Умение соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи (работать по алгоритму). Умение работать с устными текстами. Создавать устные тексты. Выразительно говорить. Умение работать с письменными текстами. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Умение находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку. Умение пересказывать. Правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. |
| Иносказание. Пересказ притчи. Л.Н.Толстой «Веник». | Иносказание | |
| Интонация. Ритм. И.Мазнин «Давайте дружить» | | |
| Чтение стихотворения с разной интонацией Н.Н.Матвеева «Кораблик» | | |
| Рассказ, его характерные черты. Е.А.Пермяк «Как Маша стала большой» | | |
| Чтение диалога в рассказе. Способы передачи настроения Героев. Э.Ю.Шим «Жук на ниточке» | | |
| Создание образа с помощью изобразительных средств языка. В.С.Шефнер «Колыбельная» | | 6. Получение оптимального по содержанию и техническому качеству результата звукозаписи (Запись загадки на ПК в виде звукового файла с использованием микрофона и наушников. Анализ декламации с т.зр. правильности и выразительности) |
| Характер героя, его поступки и мотивы. С.Г.Козлов «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» | | |
| Сравнения. Выразительное чтение стихотворения. Г.М.Кружков «Утро -.весёлый маляр» | | |
| Рассказ – миниатюра. М.М.Пришвин «Слово - звезда» | | |
| Сравнение. Внутренний мир автора. Э.Ю.Шим «Цветной венок» | | |
| События в рассказе. В.И.Белов «Радуга». | | |
| События в рассказе. В.А.Бахревский «Хозяева лета». | | |
| Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | | |
Часть 2 Введение в мир сказочного слова |
| Знакомство с учебником. Обращение автора к читателю. Миниатюра, её чтение в соответствии с критериями выразительного чтения. И.С.Соколов - Микитов «Звезда» | Миниатюра | | Умение понимать учебную задачу. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. Задавать уточняющие вопросы. Умение работать с моделями. Умение работать с устными текстами. Умение соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи (работать по алгоритму). Умение работать с устными текстами. Создавать устные тексты. Выразительно говорить. Умение работать с письменными текстами. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Умение находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку. Умение пересказывать. Правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. |
| Тема текста. В.Д.Берестов «Недаром сказку любят дети» | | |
| Основной смысл текста. Интонация стихотворения. В.А.Черченко «Как рождается сказка?» | | 7. Папка-объект на ПК. Создание папки. |
| Чтение текста в соответствии с критериями выразительного Чтения. Выставка книг-сказок. (Сборник, содержание) | | |
Раздел 1 Слово в русской народной сказке 22 ч |
| Введение в мир сказочного слова. И.С. Соколов-Микитов «Звезды».Определение этимологии слова сказка. | | |
| В.Д. Берестов «Недаром дети любят сказку». Наблюдение за повествованием в сказке, подготовка вопросов к текстам. | | |
| В.Д. Берестов «Недаром дети любят сказку». Выразительное чтение отрывков сказки с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | | |
| Знаешь ли ты сказку? В.А. Черченко «Как рождается сказка?» | | |
| В.А. Черченко «Как рождается сказка?». Выразительное чтение отрывков сказки с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | | |
| Русская народная сказка. Устное народное творчество Особенности изображения героев в бытовой сказке. «Мужик и медведь». | Бытовая сказка | |
| Диалог героев Чтение сказки по ролям. Пересказ сказки «Мужик и медведь». | | |
| Тема сказки. «Мороз, Солнце и Ветер». | | 8. Получение оптимального по содержанию и техническому качеству результата звукозаписи (Запись пословицы на ПК в виде звукового файла с использованием микрофона и наушников. Анализ декламации с т.зр. правильности и выразительности) |
| Жизненная ситуация бытовой сказки «Мороз, Солнце и Ветер». | | |
| Волшебная сказка «Кулик». Особенности содержания сказки. | Волшебная сказка | |
| Определение особенностей волшебной сказки. Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке. | | |
| Волшебная сказка «Несмеяна-царевна». Особенности содержания и построения сказки. | | |
| Волшебная сказка «Несмеяна-царевна». Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке. | | |
| Волшебная сказка «Несмеяна-царевна». Моделирование сюжета волшебной сказки. | | |
| Сказка о животных «Журавль и цапля». Определение особенностей сказки о животных. | Сказка о животных. | |
| Сказка о животных «Журавль и цапля». Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке. | | |
| Сказка о животных «Журавль и цапля». Инсценирование сказки. | | |
| Бытовая сказка «Солдатская загадка». Определение особенностей бытовой сказки. | Бытовая сказка. | 9. Получение оптимального по содержанию и техническому качеству результата звукозаписи (Запись рассказа на ПК в виде звукового файла с использованием микрофона и наушников. Анализ декламации с т.зр. правильности и выразительности) |
| Бытовая сказка «Солдатская загадка». Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке. | | |
| Бытовая сказка «Солдатская загадка». Инсценирование сказки. | | |
| Сочинение-прогнозирование по заглавию сказки. | | |
| Классификация признаков русской народной сказки. Определение вида сказки. Сравнительный анализ русских народных сказок: волшебных, бытовых, о животных. | | |
Раздел 2 Притчевое слово в сказке 8 ч | |
| Притчевое слово в сказке. Сказка-притча Ф.К. Сологуба «Сказки на грядке и сказки во дворце». Определение особенностей сказки-притчи. | Сказка-притча. | | Умение понимать учебную задачу. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. Задавать уточняющие вопросы. Умение работать с моделями. Умение работать с устными текстами. Умение соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи (работать по алгоритму). Умение работать с устными текстами. Создавать устные тексты. Выразительно говорить. Умение работать с письменными текстами. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Умение находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку. Умение пересказывать. Правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. |
| Сказка-притча Ф.К. Сологуба «Сказки на грядке и сказки во дворце». Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке-притче. | | |
| Сказка-притча Ф.К. Сологуба «Сказки на грядке и сказки во дворце». Формулирование поучительного вывода на основании житейской истории в сказке-притче. | | |
| Сказки-притчи К.Д. Ушинского «Два плуга», «Ветер и Солнце». Определение прямого и переносного значения в сказке-притче, иносказательного характера. | | |
| Сказки-притчи К.Д. Ушинского «Два плуга», «Ветер и Солнце». Трактовка притчи как «поучения в примере». | | 10. Первоначальный опыт работы с аудиофрагментами (Наложение музыкального сопровождения и дикторского текста) |
| Сказки-притчи К.Д. Ушинского «Два плуга», «Ветер и Солнце». Формулирование поучительного вывода на основании житейской истории в сказке-притче. | | |
| Сказка-притча Н.Г. Гарина-Михайловского «Знаем!». Формулирование поучительного вывода на основании житейской истории в сказке-притче. | | |
| Конкурс на лучший деформированный текст по сказке-притче. | | |
Раздел 3 Мир природы в авторских сказках 13 ч | |
| К.Д. Ушинский «Проказы старухи зимы». Выявление особенностей авторского стиля в сказках о природе. | Авторская литературная сказка | | Умение понимать учебную задачу. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. Задавать уточняющие вопросы. Умение работать с моделями. Умение работать с устными текстами. Умение соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи (работать по алгоритму). Умение работать с устными текстами. Создавать устные тексты. Выразительно говорить. Умение работать с письменными текстами. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Умение находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку. Умение пересказывать. Правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. |
| И.С. Соколов-Микитов «Зимняя ночь». Составление плана к авторской сказке. | | |
| И.С. Соколов-Микитов «Зимняя ночь». Выразительное чтение сказки с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | | |
| Л.А.Чарская «Зимняя сказка». Выявление особенностей сюжета и характеристики персонажей в авторской сказке. | | |
| Л.А.Чарская «Зимняя сказка». Слияние прозаического и стихотворного стилей в произведении. | | |
| Наблюдение за авторскими сказками о природе, различение и сходство их по разным признакам. | | |
| Сочинение современной сказки о времени года для литературного иллюстрированного журнала. | | 11. Первоначальный опыт работы с аудиофрагментами (Наложение музыкального сопровождения и дикторского текста) |
| Сказочные события. Структура сказки О.О. Дриз «Как родилась зима» | | |
| Чтение сказки по ролям О.О. Дриз «Как родилась зима». | | |
| Урок-рефлексия: авторская сказка, русская народная сказка, сказка-притча | | |
| Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Сравнение прочитанных сказок, составление вопросов для литературной викторины по прочитанным сказкам | | |
| Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | | |
| Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | | | |
Раздел 4 Герой в авторских сказках о животных 9 ч | |
| Авторская сказка о животных. Показ характера героя через его речь. В.И.Даль «Ворона». | Авторская сказка о животных. | | Умение понимать учебную задачу. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. Задавать уточняющие вопросы. Умение работать с моделями. Умение работать с устными текстами. Умение соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи (работать по алгоритму). Умение работать с устными текстами. Создавать устные тексты. Выразительно говорить. Умение работать с письменными текстами. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Умение находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку. Умение пересказывать. Правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. |
| Структура сказки, схожесть её с народной. В.И.Даль «Ворона». | | |
| Чтение сказки по ролям В.И.Даль «Ворона». | | 12. Поиск дополнительной информации для решения учебных и познавательных задач, в т.ч. в Интернете (Подбор материалов для опытов в готовых ЦОРах сети Интернет) |
| Поучение в сказке о животных. Н.Д.Телешов «Покровитель мышей» | | |
| Подробный пересказ сказки, обсуждение критериев. Н.Д.Телешов «Покровитель мышей» | | |
| Герой в сказке о животных. Юмор в сказке. А.Н.Толстой «Картина» | | |
| Герой в сказке о животных. Юмор в сказке. Д.И.Хармс «Про собаку Бубу» | | |
| Урок-рефлексия: Образ сказочного героя в сказках о животных. | | |
| Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | | |
Раздел 5 Герой в авторских волшебных сказках 7 ч | |
| Волшебные авторские сказки Герой сказки, его описание Н.К.Абрамцева «Чудеса, да и только!» | Волшебная авторская сказка. | | Умение понимать учебную задачу. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. Задавать уточняющие вопросы. Умение работать с моделями. Умение работать с устными текстами. Умение соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи (работать по алгоритму). Умение работать с устными текстами. Создавать устные тексты. Выразительно говорить. Умение работать с письменными текстами. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Умение находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку. Умение пересказывать. Правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. |
| Экспозиция сказки Поучение в сказке Н.К.Абрамцева «Чудеса, да и только!» | | |
| Сочинение «Почему не надо выбрасывать старые сахарницы?» Критерии сочинения сказки. | | |
| Герой сказки. Речь героя. Т.И.Александрова «Кузька» | | |
| Пересказ эпизода сказки. Иллюстрирование сказки Т.И.Александрова «Кузька» | | |
| Библиотечный урок. Знакомство с зарубежными писателями сказочниками | | |
| Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | | |
Раздел 6 Поэтическая сказка 9 ч | |
| Форма сказки: прозаическая, поэтическая С.Я.Маршак «Вчера и сегодня» | Поэтическая сказка. | 13. Запись звуковых файлов для электронного глоссария (Толковый словарь) | Умение понимать учебную задачу. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. Задавать уточняющие вопросы. Умение работать с моделями. Умение работать с устными текстами. Умение соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи (работать по алгоритму). Умение работать с устными текстами. Создавать устные тексты. Выразительно говорить. Умение работать с письменными текстами. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Умение находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку. Умение пересказывать. Правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. |
| Образ главного героя, его речь С.Я.Маршак «Вчера и сегодня» | | |
| Чтение сказки по ролям Выбор отрывка для заучивания наизусть С.Я.Маршак «Вчера и сегодня» | | |
| Сравнение русской народной волшебной сказки и авторской по композиции П.П.Ершов «Конёк-горбунок» | | |
| Речь героя Разговорная речь(устаревшие слова и выражения) П.П.Ершов «Конёк-горбунок» | | |
| Составление чтецкой «партитуры» Чтение по ролям П.П. Ершов «Конёк-горбунок» | | |
| Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Пересказ сказки по выбору | | |
| Урок-рефлексия: виды сказок. | | |
| Промежуточная аттестация в форме контрольной работы. | | |
Раздел 7. Когда рождается сказочник 8 ч | |
| Замысел автора. Герои сказки А.Черепанова «Бесконечная сказка» | | | Умение понимать учебную задачу. Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. Задавать уточняющие вопросы. Умение работать с моделями. Умение работать с устными текстами. Умение соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи (работать по алгоритму). Умение работать с устными текстами. Создавать устные тексты. Выразительно говорить. Умение работать с письменными текстами. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Умение находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку. Умение пересказывать. Правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. |
| Чтение сказки по фрагментам. А.Черепанова «Бесконечная сказка» | | 14. Фиксация информации средствами ИКТ (Дать первоначальное представление о значении книги в жизни современного человека, окруженного компьютерами. Кого можно назвать хорошим читателем?) |
| Форма сказки. Чтение сказки по фрагментам. А.Черепанова «Бесконечная сказка» | | |
| Итоговый урок-рефлексия | | |
| Е.Матвеева «Я в сказочный мир возвращаюсь порой…» | | |
| Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | | |
135 – 136 | Резерв | | |