№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности | Дата (по плану) | Дата (по факту) |
-
| Введение. Знакомство с учебником. Система условных обозначений. | Ориентироваться в учебнике; знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий | | |
I. Самое великое чудо на свете. 4 ч | |
-
| Рукописные книги Древней Руси. | Различать типы книг, используя выходные данные (автор, заглавие); оглавление, аннотации для самостоятельного выбора и чтения книг. Работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу Знать авторов, и их произведения, которые были изучены ранее. Работать в группе.Работать в группе, уметь оказывать помощь своим одноклассникам. | | |
-
| Первопечатник Иван Федоров. | | |
-
| История возникновения книги на Руси. | | |
-
| Вн. чт. Путешествие в прошлое. | | |
II. Устное народное творчество. 11 ч | |
-
| Русские народные песни. Небылицы. Обращение к силам природы. | Различать жанры устного народного творчества. Работать в парах. Находить нужный отрывок в тексте по вопросу, анализировать сказку. Знать авторов, и их произведения, которые были изучены ранее. Работать в группе. Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. Создавать небольшой устный текст на зада нную тему. | | |
-
| Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | | |
-
| Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | | |
-
| Сказки. Особенности волшебной сказки. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | | |
-
| Деление текста на части. Р.н.с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | | |
-
| Русская народная сказка «Иван-Царевич и серый волк». | | |
-
| Сравнение сказки «Иван-Царевич и серый волк» и иллюстрации И.Билибина и репродукции картины В.Васнецова. | | |
-
| Русская народная сказка «Сивка-бурка». Характеристика героев сказки. | | |
-
| Художники-иллюстраторы В.Васнецов, И. Билибин. Сравнение художественного и живописного текстов | | |
-
| Проверим себя и оценим свои достижения. Тестовая работа | | |
-
| Вн. чт. Наши проекты. «Сочиняем волшебную сказку» | | |
III. Поэтическая тетрадь №1. 11 ч | |
-
| Проект «Как научиться читать стихи» | Читать стихотворные произведения, видеть и чувствовать настроение поэта и лирического героя. Выразительно читать стихотворные произведения и понимать настроение лирического героя. Анализировать стихотворение, пользоваться толк. словар. Владеть четкой дикцией, техникой чтения, анализом стихотворного текста, связно рассказывать о своих впечатлениях, сопоставлять и сравнивать стихи разных поэтов. Видеть скрытый, переносный смысл стихотворений. Осознанно читать, концентрировать и распределять внимание. Работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу. Знать авторов, и их произведения, которые были изучены ранее. Работать в группе. | | |
-
| Олицетворение-средство художественной выразительности. Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза». | | |
-
| Сочинение-миниатюра: « О чём расскажут осенние листья»Ф.И.Тютчев. «Листья». | | |
-
| Картины природы. А.А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка». | | |
-
| Эпитеты – слова ,рисующие картины природы. А.А.Фет. «Зреет рожь над жаркой нивой». | | |
-
| Подвижные картины природы. И.С.Никитин. « Полно, степь моя…». | | |
-
| Олицетворение-приём создания картины. И.С.Никитин. «Встреча зимы». | | |
-
| Сравнение- средство художественной выразительности. И.З.Суриков. «Детство». | | |
-
| Сравнение как средство создания картины природы в лирическом произведении. И.З.Суриков. «Зима». | | |
-
| Проверим себя и оценим свои достижения. | | |
-
| Вн. чт. Путешествие в литературную страну. | | |
IV. Великие русские писатели. 23 ч | |
-
| Средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения. А.С.Пушкин. «За весной, красой природы». | Выразительно читать стихотворные произведения, понимать настроение лирического героя, пользоваться толковым словарем, анализировать и сравнивать. Интонацией передавать настроение, делить текст на части, выделять главную мысль и составлять картинный план. Передавать настроение героев сказки; анализировать поступки героев. Давать характеристику героям по плану, отличать сказку от других произведений. Определять басню, как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении. Отличать басни от других произведений, находить мораль. Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста. Видеть скрытый, переносный смысл стихотворений. Владеть навыком беглого осознанного чтения, находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное настроение героев, их поступки. Владеть навыком словесного рисования, прогнозировать содержание по названию, показывать на примерах отличие текста от описания, повествование и рассуждение. Интонацией передавать настроение, делить текст на части, выделять главную мысль и составлять картинный план. Передавать настроение героев сказки; анализировать поступки героев. Владеть навыком словесного рисования, прогнозировать содержание по названию, показывать на примерах отличие текста от описания, повествование и рассуждение. | | |
-
| Приём контраста как средство художественной выразительности. А.С.Пушкин. «Уж небо осенью дышало», «В тот год осенняя погода». | | |
-
| Настроение стихотворения. А.С.Пушкин. «Зимнее утро». | | |
-
| Настроение стихотворения. А.С.Пушкин. «Зимний вечер». | | |
-
| Стихотворения А.С.Пушкина. Сообщение «Что я узнал из жизни А.С.Пушкина» | | |
-
| Тема сказки. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | | |
-
| Характеристика главных героев в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Рисунки И. Билибина | | |
-
| Сравнение народных и литературных сказок. Сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…». | | |
-
| Басни. Мораль басен. И.А.Крылов. | | |
-
| Нравственный урок читателю. И.А.Крылов. «Мартышка и очки». | | |
-
| Характеристика героев басни. И.А.Крылов. «Зеркало и Обезьяна». | | |
-
| Инсценировка басни. И.А.Крылов. «Ворона и Лисица». | | |
-
| Особенности лирических произведений. М.Ю.Лермонтов. «Горные вершины». | | |
-
| Сравнение лирических произведений и произведений живописи. М.Ю.Лермонтов. «Утес», «Осень». | | |
-
| Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя). | | |
-
| Тема и главная мысль рассказа. Л.Н.Толстой. «Акула». | | |
-
| Составление различных вариантов плана. Л.Н.Толстой. «Прыжок». | | |
-
| Последовательность событий в рассказе. Л.Н.Толстой. «Лев и собачка». | | |
-
| Особенности рассказа - описание. Л.Н.Толстой. «Какая бывает роса на траве». | | |
-
| Особенности рассказа – рассуждения. Л.Н.Толстой. «Куда девается вода из моря?» | | |
-
| Сравнение рассказов. Л.Н.Толстой. Рассказы. | | |
-
| Проверим себя и оценим свои достижения. Тестовая работа | | |
-
| Вн. чт. Литературный праздник «Великие русские писатели». | | |
V. Поэтическая тетрадь №2. 9 ч | |
-
| Средства художественной выразительности. Н.А.Некрасов. «Славная осень!» | Прогнозировать текст, пользоваться толковым словарем. Выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения. Работать в парах. Бережно относиться ко всему живому. Воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы по содержанию, понимать смысл стихотворного текста. Владеть навыком выразительного чтения стихотворного текста, понимать смысл, настроение и образный язык стихотворений. Сопоставлять и сравнивать картины и стихи, подбирать цитаты и образные выражения для описания картины. Выражать свои впечатления. Быстро и осознанно читать, концентрировать и распределять внимание. Работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу. Знать авторов, и их произведения, которые были изучены ранее. Работать в группе. | | |
-
| Средства художественной выразительности. Н.А.Некрасов. «Не ветер бушует над бором». | | |
-
| Авторское отношение к герою. Н.А.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». | | |
-
| Смысловое значение названия произведения. К.Д.Бальмонт. «Золотое слово». | | |
-
| Смысловое значение названия произведения. И.А.Бунин. «Детство». | | |
-
| Средства художественной выразительности. И.А.Бунин. «Полевые цветы». | | |
-
| Рифма. Восстановление стихотворения по рифме. И.А.Бунин. «Густой зеленый ельник у дороги». | | |
-
| Проверим себя и оценим свои достижения. | | |
-
| Вн. чт. Знай и люби родную природу. | | |
VI. Литературные сказки. 10 ч | |
-
| Сравнение литературной и народной сказок. Д.Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки». | Владеть навыком выразительного чтения. Находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев. Владеть навыком беглого и осознанного чтения, составлять картинный план к произведению, давать характеристику героям сказки. Отличать народную сказку от авторской. Делить сказку на части; уметь давать характеристику героям по плану; передавать зрительную информацию в словесную. Быстро и осознанно читать, концентрировать и распределять внимание. Работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу. Знать авторов, и их произведения, которые были изучены ранее. Работать в группе. | | |
-
| Характеристика героев сказки. Д.Н. Мамин - Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца -Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». | | |
-
| Характеристика главного героя сказки. В.М.Гаршин. «Лягушка-путешественница». | | |
-
| Художественные особенности сказки В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница». | | |
-
| Нравственный смысл сказки. В.М.Гаршин. | | |
-
| Характеристика героев сказок. В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович». | | |
-
| Сравнение литературной и народной сказок. В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович» и русская народная сказка «Морозко». | | |
-
| Проверим себя и оценим свои достижения. | | |
-
| Литературная викторина «В гостях у сказки» | | |
-
| Вн. чт. Читаю стихотворение и слышу сказку. | | |
VII. Были – небылицы. 7 ч | |
-
| Приём сравнения - основной приём описания подводного царства. М.Горький. «Случай с Евсейкой». | Знать краткую биографию писателя. Отвечать на вопросы, работать с текстом, находить в тексте заданные отрывки. Работать со словарем. Читать по ролям, составлять план рассказа, пересказывать рассказ от своего имени. Быстро и осознанно читать, концентрировать и распределять внимание. Работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу. Знать авторов, и их произведения, которые были изучены ранее. Работать в группе. | | |
-
| Определение жанра произведения. К.Г.Паустовский. «Растрепанный воробей». | | |
-
| Характеристика героя в произведении К.Г.Паустовского «Растрепанный воробей». | | |
-
| Различие реального и вымышленного события. А.И.Куприн. «Слон». | | |
-
| Деление текста на смысловые части. Особенности краткого и полного плана.А.И.Куприн. «Слон». | | |
-
| Проверим себя и оценим свои достижения. | | |
-
| Вн. чт. Литературные сказки писателей разных народов. | | |
VIII. Поэтическая тетрадь №1. 8 ч | |
-
| Средства художественной выразительности в стихах о животных. С.Черный. «Что ты тискаешь утенка?». | Владеть навыком выразительного чтения. Бережно относиться к животным. Владеть навыком выразительного чтения стихотворного текста, понимать смысл, настроение и образный язык стихотворений. Понимать содержание стихотворений, эмоциональный настрой каждого стихотворения, выражать свои эмоции и впечатления при помощи выразительного чтения. Быстро и осознанно читать, концентрировать и распределять внимание. Работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу. Знать авторов, и их произведения, которые были изучены ранее. Работать в группе. | | |
-
| Средства художественной выразительности в стихах о животных. С.Черный. «Воробей». | | |
-
| Авторское отношение к изображаемому. С.Черный. «Слон». | | |
-
| Особенности создания картин зимних забав. А.А.Блок. «Ветхая избушка». | | |
-
| Сравнение стихов разных авторов на одну и ту же тему. А.А.Блок. «Сны», «Ворона». | | |
-
| Средства художественной выразительности для создания картины цветущей черёмухи. С.А.Есенин. «Черемуха». | | |
-
| Проверь свои достижения и оцени возможности. Викторина. | | |
-
| Вн. чт. Стихотворения русских поэтов. | | |
IX. Люби живое. 14 ч | |
-
| Заголовок -«входная дверь» в текст. М.М.Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний). | Владеть навыком выразительного чтения стихотворного текста, понимать смысл, настроение и образный язык стихотворений. Находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев. Давать характеристику героям сказки. Читать по ролям, составлять план рассказа, пересказывать рассказ от своего имени. Делить текст на части, озаглавливать каждую часть, уметь давать характеристику героям по плану. Передавать зрительную информацию в словесную. Прогнозировать текст, пользоваться толковым словарем. Знать несколько рассказов автора. Читать выразительно, читать по ролям, работать с текстом, составлять план и по нему пересказывать. Работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу. Знать авторов, и их произведения, которые были изучены ранее. Работать в группе. | | |
-
| Творческий рассказ о герое. И.С. Соколов-Микитов. «Листопадничек». | | |
-
| Характеристика героев произведения. В.И.Белов. «Малька провинилась». | | |
-
| Последовательность событий. В.И.Белов. «Ещё про Мальку». | | |
-
| Художественные особенности сказки В.В.Бианки «Мышонок Пик». | | |
-
| Различие реального и вымышленного события. В.В.Бианки. «Мышонок Пик» («Соловей-разбойник»). | | |
-
| Мы в ответе за тех, кого приручили. Б.С.Житков. «Про обезьянку». | | |
-
| Различные виды пересказа. Б.С.Житков «Про обезьянку» | | |
-
| Характеристика героев. В.П.Астафьев. «Капалуха». | | |
-
| Тема материнства в произведениях о животных. В.П.Астафьев. «Капалуха». | | |
-
| Нравственный смысл рассказа. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». | | |
-
| Составление рассказа о своём любимце. В.Ю.Драгунский. «Он живой и светится». | | |
-
| Проверь свои достижения и оцени возможности. | | |
-
| Вн. чт. О братьях наших меньших (Рассказы о животных В. Чаплиной, Б. Житкова, Е. Чарушина) | | |
X. Поэтическая тетрадь №2. 11 ч. | |
-
| Словесное иллюстрирование. С.Я.Маршак. «Гроза днем». | Знать стихи и рассказы С.Я.Маршака, увидеть образные языковые средства, использованные автором при создании стихотворений. Cочинять стихотворения, используя изученные приемы. Владеть навыком выразительного чтения, прогнозировать содержание на основе анализа иллюстраций. Владеть навыком выразительного чтения, прогнозировать содержание на основе анализа иллюстраций. Находить и понимать главную мысль стихотворения. Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой дополнительную литературу. Создавать небольшой устный текст на заданную тему. Быстро и осознанно читать, концентрировать и распределять внимание. Работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу. Знать авторов, и их произведения, которые были изучены ранее. Работать в группе. | | |
-
| Озаглавливание произведения. С.Я.Маршак. «В лесу над росистой поляной…». | | |
-
| Тема любви к матери в произведениях поэтов. А.Л. Барто. «Разлука». | | |
-
| Авторское отношение к героям. А.Л. Барто. «В театре». | | |
-
| Детские фантазии. С.В.Михалков. «Если». | | |
-
| Любимые стихотворения С.В.Михалкова. | | |
-
| Тема любви к животным в произведениях поэтов. Е.А.Благинина. «Кукушка». | | |
-
| Тема любви к животным в произведениях поэтов. Е.А.Благинина. «Котенок». | | |
-
| Любимые книги – любимые писатели. | | |
-
| Проверь свои достижения и оцени возможности. Наши проекты. «О природе» | | |
-
| Вн. чт. Праздник поэзии. «Земля – наш дом родной». | | |
XI. Собирай по ягодке-наберешь кузовок. 10 ч | |
-
| Соотнесение пословицы и содержания произведения. Б.В.Шергин. «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». | Знать несколько произведений писателя, выразительно читать, уважать пожилых людей. Выразительно и осознанно читать, любить и уважать старших, родителей. Знать краткую биографию писателя. Находить главную мысль, выражать свое отношение к прочитанному. Пересказывать текст кратко, делить текст на части и составлять план. Находить и понимать главную мысль рассказа. Давать характеристику героям, работать с текстом. Выразительно читать, читать по ролям. Работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу. Знать авторов, и их произведения, которые были изучены ранее. Работать в группе. | | |
-
| Нравственный смысл произведения. А.П.Платонов. «Цветок на земле». | | |
-
| Тема любви и уважения к матери. А.П.Платонов. «Еще мама». | | |
-
| Особенности юмористического рассказа. М.М.Зощенко. «Золотые слова». | | |
-
| Восстановление последовательности событий. М.М.Зощенко. «Великие путешественники». | | |
-
| Юмор в произведении. Н.Н.Носов. «Федина задача». | | |
-
| Особенности общения со сверстниками. Н.Н.Носов. «Телефон». | | |
-
| Любимые произведения о сверстниках. В.Драгунский «Друг детства». | | |
-
| Проверь свои достижения и оцени возможности. Тестовая работа | | |
-
| Вн. чт. Библиотечный час «По страницам детских журналов». | | |
XII. По страницам детских журналов. 8 ч. | |
-
| Особенности рассказов о войне. Л.А. Кассиль. «Отметки Риммы Лебедевой». | Владеть навыком выразительного чтения, анализировать прочитанный текст. Давать характеристику героям. Пользоваться толковым словарем. Находить и понимать главную мысль стихотворения. Пользоваться толковым словарем. Быстро и осознанно читать, концентрировать и распределять внимание. Работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу. Знать авторов, и их произведения, которые были изучены ранее. Работать в группе. | | |
-
| Особенности ролевого чтения произведения. Ю.И. Ермолаев. «Проговорился». | | |
-
| Уважение и помощь младшим по возрасту. Ю.И. Ермолаев. «Воспитатели». | | |
-
| Создание собственного сборника с вредными советами. Г.Б.Остер. «Вредные советы». | | |
-
| Г.Б.Остер. «Как получаются легенды». | | |
-
| Р.Сеф. «Веселые стихи». | | |
-
| Проверь свои достижения и оцени возможности. | | |
-
| Вн. чт. Рассказы о дрессировщиках. | | |
XIII. Зарубежная литература. 9 ч | |
-
| Отражение мифологических представлений людей в мифах. «Храбрый Персей» (древнегреческий миф). | Знать что такое миф. Осознанно читать текст и отвечать на вопросы по тексту. Составлять план, пересказывать текст. Сравнивать и анализировать Связно излагать свои мысли. Работать с текстом, пересказывать его по плану. Связно излагать свои мысли. Работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу. Знать авторов, и их произведения, которые были изучены ранее. Работать в группе. | | |
-
| Герои и их подвиги. Древнегреческий миф. | | |
-
| Отражение мифологических представлений людей в мифах. Мифы Древней Греции. | | |
-
| Нравственный смысл сказки. Г.Х.Андерсен. Гадкий утенок. | | |
-
| Деление текста на смысловые части. Г.Х.Андерсен. Гадкий утенок | | |
-
| Сказки Г.Х.Андерсена. Любимые произведения Г.Х.Андерсена. | | |
-
| Проверь свои достижения и оцени возможности. Тестовая работа | | |
-
| Вн. чт. По страницам литературных сказок. | | |
-
| Литературная игра «Брейн-ринг». | | |