СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса к УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению  для 4 класса  к УМК "Школа России" соответствует ФГОС второго поколения. Содержит все основные разделы: пояснительную записку, цели и задачи обучения, содержание программы, тематическое планирование ... ...

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса к УМК "Школа России"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шимолинская средняя общеобразовательная школа»

Благовещенского района Алтайского края



РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением

Заместитель директора

Директор школы

учителей начальных классов

по УВР

Красницкая Г.А. /______

Протокол №______________

Маленкова И.А. /______

Приказ № ____________

от «____»___________2017 г.

«____»___________2017 г.

от «___» _________2017 г.

Руководитель МО

Згорышева С.Н../____________




ПРИНЯТА

на педагогическом совете

Протокол №____от ________









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Литературное чтение »

4 класс

начальное общее образование,

базовый уровень

2017-2018 учебный год



Составлена на основе авторской программы Климановой Л. Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение» (Сборник программ «Школа России» 1-4 классы, М., Просвещение, 2011) и учебника «Литературное чтение» для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений авторов Климановой Н.Ф, Горецкого В.Г., Головановой М.В. – М.: Просвещение, 2014.







Составитель Катунина Т.Н.,

учитель начальных классов первой категории











с. Шимолино

2017

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования (приказ № 253 от 31.03.2014, (с изменениями на 21 апреля 2016 года));

  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Шимолинская СОШ»;

  • Устав МБОУ «Шимолинская СОШ»;

  • Учебный план МБОУ «Шимолинская СОШ» на 2017 – 2018 учебный год;

  • Положение о рабочей программе «МБОУ Шимолинская СОШ»;

  • Годовой календарный график на 2017 – 2018 учебный год;

  • Авторская программа Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение» (Сборник программ «Школа России» 1-4 классы, -М., «Просвещение», 2011)

  • «Литературное чтение» учебник для общеобразовательных учреждений, Ч.1, Ч.2, авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина, М; Просвещение, 2014 г

Данный комплект выбран потому, что программа "Школа России” имеет годами проверенный, педагогический опыт. Программа доступна для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития, т.к. построена на таких принципах обучения, как учет возрастных особенностей детей, постепенное наращивание трудностей. Главная идея комплекта - школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. 

В основу создания образовательной модели «Школа России» положены традиции отечественной школы с признанием их исключительной ценности и значимости. Данному УМК присущи такие качества как фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому. 

Особенности УМК «Школа России»:

  • сориентирован на личностно-развивающее образование школьников младших классов;

  • обеспечивает гражданско-ориентированное образование;

  • обеспечивает глобально-ориентированное образование;

  • обеспечивает экоадекватное образование.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоциональ­но откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык худо­жественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздаю­щее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мыш­ление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетиче­ский опыт слушания произведений изящной словесности, воспи­тывать художественный вкус;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно фор­мировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в само­стоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность.


Ценностные ориентиры содержания курса

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного изучения художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-этическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными (базовыми) ценностями (добро, справедливость, правда и т. д.). Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственно- го воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.


Общая характеристика курса

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произ­ведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выра­жений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает при­ёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адек­ватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художе­ственным текстом (со словом) используется жизненный, кон­кретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, разви­вается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нрав­ственно-эстетического отношения к действительности. Учащие­ся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пи­шут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, соз­дателей произведений словесного искусства.



Процесс преподавания строится на современных образовательных технологиях:

  • реализация системно - деятельностного подхода

  • лично-ориентированного обучения;

  • развивающего обучения;

  • проблемно- диалогическая технология;

  • информационных, игровых технологий;

  • технология оценивания достижений;

Основные методы обучения:

      • объяснительно – иллюстративный;

      • частично-поисковый;

      • проектный;

      • исследовательский;

      • проблемный.

Формы организации деятельности:

  • Фронтальная работа;

  • Работа в парах;

  • Работа в группах;

  • Учебные занятия;

  • Урок –экскурсия;

  • Урок – презентация;

  • Урок защиты творческих работ

Виды и формы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении: индивидуальный подход на уроках, дифференцированные задания, индивидуальные задания, работа в парах, работа в группах

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий контроль в форме устного, фронтального опроса, индивидуальных заданий, тестов, проверочных работ; тематический контроль «Проверим себя и оценим свои достижения» по окончании изучения каждого раздела; проектные работы.


Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

В 4 классе на изучение литературного чтения отводится 136 часов (4 часа в неделю). Авторская программа рассчитана на 136 часов, рабочая – на 138 часов. Изменение количества часов в рабочей программе скорректировано согласно годовому календарному учебному графику работы школы на 2017-2018 учебный год. 

Изменений в авторскую программу не внесено


Планируемые результаты обучающихся

4 класс

Личностные

Учащиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произ­ведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (ли­тературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уро­ки-конкурсы и пр.);

  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • познавать национальные традиции своего народа, сохра­нять их;

  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведе­ниях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Ро­дине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини­ группе или паре;

  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предла­гать свой индивидуальный план работы (возможно, альтерна­тивный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достиже­ния результатов изучения темы урока; если план одобрен, следо­вать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработан­ными критериями и выбранными формами оценивания;

  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворён­ность/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помо­щью шкал, значков «+» и «-», «?», накопительной системы баллов);

  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письмен­ной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель до­стижений».



Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учеб­ную задачу, понимать конечный результат, выбирать воз­можный путь для достижения данного результата;



  • свободно пользоваться выбранными критериями для оцен­ки своих достижений;

  • самостоятельно интерпретировать полученную инфор­мацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

  • пользоваться компьютерными технологиями как инстру­ментом для достижения своих учебных целей.



Познавательные УУД

Учащиеся научатся;

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помо­щью рисунков, схем, таблиц;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему во­просов учителя (учебника), выявлять основную мысль произ­ведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и бы­лину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

  • сравнивать литературное произведение со сценарием теат­ральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мульт­фильмом;

  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раз­дела, темы урока или давать название выставке книг;

  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литератур­ных произведений, выявлять особенности их поведения в за­висимости от мотива;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих клас­сиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при со­чинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чте­ния по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исхо­дя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его моти­вы и замысел автора;

  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фанта стического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произве­дения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.



Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно анализировать художественные произ­ведения разных жанров, определять мотивы поведения ге­роя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

  • создавать свои собственные произведения с учётом спе­цифики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.



Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремле­ние высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести при­мер... » и пр.;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, при­ёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать во­просы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочи­танному произведению;

  • создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя ос­новные положения устного высказывания;

  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (по­лилога);

  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся кон­фликтной ситуации;

  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуж­дений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  • использовать найденный текстовый материал в своих уст­ных и письменных высказываниях и рассуждениях;

  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготов­ке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

  • определять самостоятельно критерии оценивания выполне­ния того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

  • искать причины конфликта в себе, анализировать причи­ны конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуа­ции;

  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведе­ний, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художествен­ном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

  • находить все источники информации, отбирать из них нуж­ный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраи­вать в логике, соответствующей цели;

  • самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, об­ращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

  • использовать в презентации не только текст, но и изобра­жения, видеофайлы;

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.



Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

  • интерпретировать литературное произведение в соот­ветствии с поставленными задачами, оценивать самосто­ятельно по созданным критериям уровень выполненной ра­боты.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писа­телей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонацион­но объединять слова в предложении и предложения в тексте,

  • выражая своё отношение к содержанию и героям произведе­ния;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, ло­гическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказыва­ется, стихотворение читается с чувством, басня читается с са­тирическими нотками и пр.);

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произ­ведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолю­бия); эстетически воспринимать произведения литературы, за­мечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яр­кий образ;

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

  • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей про­читанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для со­единения частей;

  • находить в произведениях средства художественной вырази­тельности;

  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавит­ным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешно­го обучения по другим предметам;

  • приобрести потребность в систематическом просма­тривании, чтении и изучении справочной, научно-познава­тельной, учебной и художественной литературы;

  • воспринимать художественную литературу как вид ис­кусства;

  • осмысливать нравственное преображение героя, раскры­ваемое автором в произведении, давать ему нравственно­-эстетическую оценку.

  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими пред­ставлениями и представлениями о добре и зле;

  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по ана­логии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описа­ние — характеристика героя);

  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выбо­рочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

  • составлять рассказы об особенностях национальных празд­ников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, ос­мыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Рус­ские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чте­цов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

  • писать отзыв на прочитанную книгу.



Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).



Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ раз­личных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художе­ственного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по ана­логии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.




Содержание тем учебного курса

4 класс (136 часов)

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд лите­ратуры, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Основные разделы курса

Самое великое чудо на свете (4ч)

      Рукописные книги древней Руси.       Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (14ч)

      Русские народные песни.       Докучные сказки.       Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь 1 (11ч)

      1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».

Великие русские писатели (24 ч)

      1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

      1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки (8 ч)

      1. Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были и небылицы (10 ч)

      1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».

Поэтическая тетрадь (6 ч)

      1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».

Люби живое (16 ч)

      1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь (8ч)

      1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12 ч)

      1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (8 ч)

      1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».

Зарубежная литература (8 ч)

      «Храбрый Персей».       Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».



Тематическое планирование по литературному чтению 4 класс (136 ч)

темы

п/п

Тема раздела и урока


Кол-во

часов

Вид

занятия


Характеристика учебной деятельности учащихся

Дата

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

1

Вводный урок по курсу литературное чтение

1

Теоретическое

Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника; знать фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в 1-3 классах. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарем в конце учебника.


Летописи, былины, жития (11 ч)

2

Вводный урок к разделу «Летописи. Былины. Жития». Знакомство с летописями

1

Теоретическое

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

Сравнивать текст летописи с художественным текстом.

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.

Пересказывать былину от лица ее героя.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст.

Сравнивать былины и волшебные сказки.

Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.

Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.

Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.

Описывать характер человека; высказывать свое отношение.

Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации

Участвовать в проектной деятельности.

Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя).

Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.


3

Летопись – источник исторических фактов. Сравнение летописи со стихотворением А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

1

Теоретическое


4

Былина «Ильины три поездочки». Прозаический пересказ И.В. Карнауховой «Три поездки Ильи Муромца». Сказочный характер былины

1

Теоретическое


5

Былина «Ильины три поездочки». Характеристика героя как защитника Русского государства

1

Теоретическое


6

Герой былины – защитник русского государства. Выставка книг

1

Теоретическое


7

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богоатыри» (устное)

1

Теоретическое


8

Образ Сергия Радонежского в произведениях искусства. «Житие Сергия Радонежского»

1

Теоретическое


9

Работа с текстом «Житие Сергия Радонежского». Подготовка сообщения о Сергии Радонежском

1

Теоретическое


10

Куликовская битва в произведениях искусства. Подготовка сообщения о Куликовской битве

1

Теоретическое


11

Создание календаря исторических событий (Проект)

1

Практическое


12

Проверка техники чтения

Проверим себя и свои достижения

1

Контрольное


Чудесный мир классики (22 ч)

13

Вводный урок по разделу «Чудесный мир классики»

1

Теоретическое

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план.

Пересказывать большие по объему произведения.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.

Характеризовать героев разных жанров.

Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать свое отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

Планировать работу на уроке.



14

П.П. Ершов «Конек-горбунок»

1

Теоретическое


15

П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Основные события литературной сказки. Сравнение народной и литературной сказок

1

Теоретическое


16

Характеристика героев П.П. Ершова «Конек-Горбунок»

1

Теоретическое


17

Сравнение словесного и изобразительного искусства

1

Теоретическое


18

Обобщающий урок по сказке П.П. Ершова «Конек- Горбунок»

1

Теоретическое


19

А.С. Пушкин – великий русский поэт. А.Л. Слонимский о Пушкине

1

Теоретическое


20

А.С. Пушкин «Няне». Авторское отношение к изображаемому

1

Теоретическое



21

А.С. Пушкин «Туча». Авторское отношение к изображаемому

1

Теоретическое


22

А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!» Интонация стихотворения

1

Теоретическое


23

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Структура сказочного текста, герои сказки

1

Теоретическое


24

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1

Теоретическое


25

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1

Теоретическое


26

Вводный урок по творчеству М.Ю. Лермонтова. Картины природы в стихотворении «Дары Терека»

1

Теоретическое


27

М.Ю. Лермонтов «Ашик Кериб». Сравнение русской и турецкой сказок

1

Теоретическое


28

М.Ю. Лермонтов «Ашик Кериб» Турецкая сказка. Характеристика героев стихотворения

1

Теоретическое


29

Л.Н. Толстой «Детство» События повести

1

Теоретическое


30

Басня Л.Н. Толстого «Как мужик камень убрал»

1

Теоретическое


31

Рассказ А.П. Чехова «Мальчики»

1

Теоретическое


32

Характеристика героев А.П. Чехова «Мальчики».

1

Теоретическое


33

Обобщающий урок по разделу «Чудесный мир классики»

1

Теоретическое


34

Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Чудесный мир классики»

1

Контрольное



Поэтическая тетрадь (12 ч)

35

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь». Прогнозирование содержания.

1

Теоретическое

Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить ее.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Высказывать свое мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей.

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором.

Самостоятельно оценивать свое чтение.

Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить ее.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Высказывать свое мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей.

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором.

Самостоятельно оценивать свое чтение.


36

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид…» Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы.

1

Теоретическое


37

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко»

1

Теоретическое


38

Анализ стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь». Картины природы в лирическом стихотворении

1

Теоретическое


39

Анализ стихотворения А.А. Фета «Бабочка». Ритм и интонация стихотворения

1

Теоретическое


40

Анализ стихотворения Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист…»

1

Теоретическое


41

Анализ стихотворения А.Н. Плещеева «Дети и птичка»

1

Теоретическое


42

Анализ стихотворения И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин природы в стихотворении

1

Теоретическое


43

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

1

Теоретическое


44

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Листопад». Картины осени в стихах


1

Теоретическое


45

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Контрольное


46

Контрольная работа по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Контрольное


Литературные сказки (16 ч)

47

Вводный урок по разделу «Литературные сказки»


1

Теоретическое

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать народную и литературную сказки.

Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.










Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приемы.

Составлять рекомендованный список литературы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


48

В.Ф. Одоевский Произведения для детей

1

Теоретическое


49

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности литературного жанра.

1

Теоретическое


50

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

Теоретическое


51

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности литературного жанра.

1

Теоретическое


52

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Главная мысль сказки. Характеристика героев

1

Теоретическое


53

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Написание отзыва о сказке.

1

Теоретическое


54

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

1

Теоретическое


55

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

1

Теоретическое


56

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои произведения и авторское отношение к ним

1

Теоретическое


57

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

Теоретическое


58

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном произведении.

1

Теоретическое


59

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Сравнительная характеристика героев

1

Теоретическое


60

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление на части. Составление плана. Выборочный пересказ.

1

Теоретическое


61

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Практическое


62

Контрольная работа

1

Контрольное


Делу время – потехе час (9 ч)

63

Вводный урок по разделу «Делу время – потехе час». Создание текста по серии сюжетных картинок

1

Теоретическое

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи.

Определять нравственный смысл произведения.

Определять жанр произведения.

Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения.

Определять прямое и переносное значение слов.

Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.

Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссера.

Пересказывать текст от лица автора или одного из героев.

Узнавать, что произведения могут рассказать о своем авторе.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Готовить сообщение о писателе.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения.


64

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл.

1

Практический


65

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Характеристика героев .Инсценирование диалогов

1

Теоретическое


66

В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста

1

Теоретическое


67

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» Смешное в произведениях В. Драгунского

1

Теоретическое



68

Юмористические рассказы В.Ю. Драгунского

1

Теоретическое

69

В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

1

Теоретическое


70

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Теоретическое


71

Контрольная работа по разделу «Делу время – потехе час».

1

Теоретическое


Страна детства (8 ч)

72

Вводный урок по разделу «Страна детства».


1

Теоретическое

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги.

Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям.

Определять, что важное и серьезное скрывается за усмешкой автора.

Анализировать возможные заголовки произведений.

Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту.

Составлять план текста.

Пересказывать текст на основе плана.

Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


73

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герои произведения

1

Теоретическое


74

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

Теоретическое


75


К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Сюжет и герои рассказа

1

Теоретическое


76

М.М. Зощенко «Елка» Характеристика героев произведения

1

Теоретическое


77

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Теоретическое


78

Исследовательская работа по разделу «Страна детства».


1

Практическое


79

Контрольная работа по разделу «Страна детства»

1

Контрольное


Поэтическая тетрадь (5 ч)

80

Вводный урок по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

Теоретическое

Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме.

Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием.

Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества.

Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать свое отношение.

Рассказывать об эпизодах из своего детства.




Сравнивать стихотворения разных поэтов.

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением.


81

В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская». Развитие чувства в лирическом стихотворении

1

Теоретическое


82

С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Развитие чувства в лирическом стихотворении.

1

Теоретическое


83

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства»

1

Теоретическое


84

Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь»


1

Практическое


Природа и мы (12 ч)

85

Знакомство с названием раздела «Природа и мы»

1

Теоретическое

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать свое мнение.

Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного.

Анализировать заголовок произведения.

Характеризовать героя произведения на основе поступка.

Определить отношение автора к героям на основе текста.

Наблюдать как авторы передают красоту природы с помощью слова.

Объяснять нравственный смысл рассказа.

Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы.

Делить текст на части.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме.

Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря.

Читать выразительно диалоги из текста.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


86

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Смысл названия

1

Теоретическое


87

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Подготовка выборочного пересказа.

1

Теоретическое


88

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

1

Теоретическое


89

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя.



1

Теоретическое


90

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героев

1

Теоретическое



91

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героев на основе произведения.

1

Теоретическое


92

Е.И. Чарушин «Кабан»

1

Теоретическое


93

В.П Астафьев Стрижонок Скрип»

1

Теоретическое


94

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Характеристика героев. Сравнение художественного и научно-познавательного текста

1

Теоретическое


95

Проверим себя и свои достижения. Проект «Природа и мы»

1

Практическое


96

Контрольная работа по разделу «Природа и мы»

1

Контрольное


Поэтическая тетрадь (8 ч)

97

Вводный урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Теоретическое

Прогнозировать содержание раздела.

Подобрать сборники стихов к выставке книг.

Заучивать стихи наизусть.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно.

Определять настроение поэта и лирического героя.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение.

Подобрать сборники стихов к выставке книг.

Заучивать стихи наизусть.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно.

Определять настроение поэта и лирического героя.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике


98

Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Анализ стихотворения. Выразительное чтение

1

Теоретическое


99

Сочинение

1

Теоретическое


100

Стихотворения С.А. Клычкова «Весна в лесу»

1

Теоретическое


101

Д. Б. Кедрин «Бабье лето» Н.М. Рубцов «Сентябрь. Изображение картин природы в лирическом произведении

1

Теоретическое


102

Д. Б. Кедрин «Бабье лето» Н.М. Рубцов «Сентябрь. Изображение картин природы в лирическом произведении

1

Теоретическое


103

С.А. Есенин «Лебедушка».

Традиции народного творчества в лирическом произведении

1

Теоретическое


104

Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа

1

Практическое


Родина (8 ч)

105

Вводный урок по разделу «Родина»

1

Теоретическое

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков.

Понимать особенности поэтического текста.

Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения.

Предполагать содержание произведения по его названию.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу.

Писать сценарий поэтического вечера.

Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, свое отношение к Родине.

Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять ее в соответствии с заданной тематикой.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


106

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

1

Теоретическое


107

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

1

Теоретическое


108

С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

1

Теоретическое


109

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Тема стихотворения. Авторское отношение.

1

Теоретическое


110

Проект «Они защищали Родину»

1

Практическое


111

Проект «Они защищали Родину»

1

Практическое


112

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Практическое


Страна Фантазия (7 ч)

113

Знакомство с названием раздела «Страна фантазия».

1

Теоретическое

Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Определять особенности фантастического жанра.

Сравнивать и характеризовать героев произведения.

Придумывать фантастические истории ( с помощью учителя или самостоятельно).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


114

Создание текста по серии сюжетных картинок

1

Теоретическое


115

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Герои произведения

1

Теоретическое


116

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Герои произведения

1

Теоретическое


117

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.

1

Теоретическое


118

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Теоретическое


119

«Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных)

1

Теоретическое


Зарубежная литература (15 ч)

120

Вводный урок по разделу «Зарубежная литература». Выставка книг

1

Теоретическое

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Подготовить к выставке книги зарубежных писателей.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений.

Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать свое мнение о прочитанном произведении.

Характеризовать поступки героев произведения.

Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.






















121

Вводный урок по разделу «Зарубежная литература». Выставка книг

1

Теоретическое


122

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета. Характеристика героев

1

Теоретическое


123

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета. Характеристика героев

1

Теоретическое


124

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление текста на части.


1

Теоретическое


125

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

1

Теоретическое


126

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Сравнение с героями русских народных сказок

1

Теоретическое


127

Характеристика героев Г.Х. Андерсена «Русалочка». Сравнение с героями русских народных сказок

1

Теоретическое


128

Сказка Г.Х. Андерсена «Русалочка». Описание в повествовательном тексте

1

Теоретическое


129

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1

Теоретическое


130

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1

Теоретическое


131

С. Лагерлеф «Святая ночь». Отражение великого праздника Рождества в литературе и в живописи

1

Теоретическое


132

С. Лагерлеф «Святая ночь». Отражение великого праздника Рождества в литературе и в живописи

1

Теоретическое


133

С. Лагерлеф «В Назарете»

1

Теоретическое


134

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература»

1

Теоретическое


135

Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Зарубежная литература»


1

Практическое


136

Контрольная работа

1

Контрольное





Информационное и учебно-методическое обеспечение программы

Для реализации целей и задач обучения чтению по данной программе используется УМК «Школа России» издательства «Просвещение»:

  • Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 классы, М., Просвещение, 2015

  • Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская М.В. Бойкина Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1и Ч. 2., М., Просвещение, 2014

  • Климанова Л.Ф. Рабочая тетрадь. 4 класс

  • Бойкина М.В., Роговцева «Литературное чтение. Поурочные разработки. Технологические карты уроков 4 класс» М., Просвещение, 2014

Дополнительная литература:

  • Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность

  • Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004

  • Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. 300 учебных текстов, проверочных работ и тестов по чтению для начальной школы, «Дрофа», 2000.

Печатные пособия:

  • Словари по русскому языку.

  • Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению.

  • Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.

Технические средства обучения:

  • Классная доска

  • Компьютер

  • Экран

  • Мультимедиа проектор

Экранно-звуковые пособия:

  • Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

  • Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).


Образовательные ресурсы сети Интернет по чтению

  • Лукошко сказок http://www.lukoshko.net/index.shtml

  • Владислав Крапивин. Официальная страница писателя.http://www.rusf.ru/vk/

  • Журнал для детей 6-12 лет "Мурзилка" http://www.murzilka.org/

  • Литература для детей http://lib.ru/TALES/

  • Электронная Библиотека "Грамотей". http://www.gramotey.com/

  • Пришвин М.М. http://www.prishvin.org.ru/

  • Детская литература http://kidslitera.info/

  • Электронная библиотека детской литературыhttp://www.kidsbook.ru/edu/school/

  • Для детей детская литература, книги, стихи, поэзия, истории, анекдоты, веселые рассказы, конкурсы, загадки, песни о школе http://www.kostyor.ru/






Лист изменений к рабочей программе

п/п

Дата

по плану

Дата

фактически

Тема урока


Причина

Обоснование






































































































Форма 1. Выполнение программы 2017 - 2018 уч. г.


ФИО учителя: Катунина Т.Н. Предмет: литературное чтение Класс : 4


Период

По плану

Фактически

Отставание

Причина

Способ устранения отставания

I четверть






II четверть






III четверть






IV четверть






год
























































































Форма 2. Выполнение практической части программы за год:

ФИО учителя

Класс

Предмет

Лабораторные работы


Практические работы


Контрольные работы

I четверть



По плану

Фактически проведено

По плану

Фактически проведено

По плану

Фактически проведено


4

литература


































II четверть



По плану

Фактически проведено

По плану

Фактически проведено

По плану

Фактически проведено





































III четверть



По плану

Фактически проведено

По плану

Фактически проведено

По плану

Фактически проведено





































IV четверть



По плану

Фактически проведено

По плану

Фактически проведено

По плану

Фактически проведено





































год



По плану

Фактически проведено

По плану

Фактически проведено

По плану

Фактически проведено

















6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!