Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 3 класса составлена с учётом:
-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательный стандарт начального общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373";
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
- Устава МБОУ «Каратузская СОШ»;
- Локальных документов МБОУ «Каратузская СОШ»;
- Учебного плана начального общего образования, календарного плана, утвержденных приказом №03-02-342 от 30.08.2021г «О внесении изменений в основную образовательную программу начального общего образования»;
- Рабочей программы воспитания, утверждённой приказом №03-02-342 от 30.08.2021г.
- Календарного плана воспитательной работы МБОУ «Каратузская СОШ» I ступени обучения.
- Положения о рабочей программе МБОУ «Каратузская СОШ», утверждённого приказом №03-02-342 от 30.08.2021г.;
- Примерной программы «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкиной «Школа России».
Цели:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Задачи:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
- воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Место предмета «Литературное чтение» в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2021-2022 учебный год рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 4 часа в неделю,– 136 часов - 34 учебные недели.
На основании «Положения об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения дистанционных образовательных технологий». В период дистанционного обучения применяются цифровые образовательные платформы Учи.ru, Якласс, Яндекс Учебник, электронный журнал, электронная почта, мессенджеры WhatsApp.
Планируемые результаты освоения предмета.
Личностные результаты | - формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многофункционального российского общества; - формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; - овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; - наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. |
Метапредметные результаты | - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - использование знаково-символических средств представления информации о книгах; - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; - овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. |
Предметные результаты | - понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; - осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; - достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; - использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; - умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; - умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; - развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта. |
Ученик научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения. Понимать цель обучения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументаций, иной информации);
- осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях обобщения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначностью), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текс на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить простые средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определять отношение автора к герою, событию;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексе напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Ученик получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
Содержание учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Водный урок по курсу литературного чтения. Самое великое чудо на свете. 5ч.
Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Рукописные книги древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. Первопечатник Иван Фёдоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. Урок путешествия в прошлое. Обобщение по разделу «Самое великое чудо на свете».
Устное народное творчество. 14 ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Характеристика героев сказки. Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». Деление текста на части. Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Особенности волшебной сказки. Составление плана сказки. Обобщение по теме: Устное народное творчество. Проект: «Сочиняем волшебную сказку».
Поэтическая тетрадь 1. 11 ч.
Знакомство с названием раздела. Русские поэты XIX—XX века. Ф. И. Тютчев. Стихотворения: «Весенняя гроза». Олицетворение – средство художественной выразительности. «Листья». Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья». А. А. Фет. Стихотворения «Мама! Глянь-ка из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...». Картины природы. Эпитеты – слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворений. И. С. Никитин. Стихотворения «Полно, степь моя...» «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. И.З. Суриков Стихотворение “Детство”. И.З. Суриков. Стихотворение ”Зима”. Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Обобщение по разделу: Поэтическая тетрадь 1.
Великие русские писатели. 24 ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». А.С. Пушкин .Отрывки из романов Лирические стихотворения. А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «За весной, красой природы… ««Опрятней модного паркета», Настроение стихотворения. А.С.Пушкин. Стихотворение “Зимнее утро”. средства художественной выразительности: эпитеты, сравнение. А. С. Пушкин. Стихотворение “Зимний вечер”. Приём контраста как средство создания картин. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане славном и могучем богатыре о сыне его князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А.С. Пушкина. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о И.А.Крылове. Басни И. А. Крылова. И. А. Крылов. «Мартышка и очки». Мораль басен. Нравственный урок читателю. Басни И. А. Крылова. И. А. Крылов. «Зеркало и обезьяна». Герои басни. Басни И. А. Крылова. И.А. Крылов. «Ворона и лисица». Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни. М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». Лирические стихотворения. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Утёс». М. Ю. Лермонтов. «Осень». Л. Н. Толстой . Рассказ. «Акула». Тема и главная мысль рассказа. Л. Н. Толстой. Рассказ «Прыжок». Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события герои). Толстой Л.Н. «Лев и собачка» (быль). Л. Н. Толстой. Рассказ-описание. «Какая бывает роса на траве», текст-рассуждение. Настроение стихотворения. Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. «Куда девается вода из моря?». Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь 2. 6 ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…». Повествовательное произведение в стихах Н. А. Некрасова. «Дедушка Мазай и зайцы». Выразительное чтение стихотворений. К. Д. Бальмонт. Стихотворение «Золотое слово». И. А. Бунин. Стихотворения «Детство». «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…». Выразительное чтение стихотворений. Оценка достижений. Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь – 2»)
Литературные сказки. 8 ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Алёнушкиным сказкам». Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. Характеристика героев сказки. В. Гаршин. Сказка «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки. Герои сказки. В. Ф. Одоевский «Сказка «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Нравственный смысл сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки. Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Проверь себя
.Были и небылицы. 10 ч. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения — основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев. А. И. Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ. Оценка достижений. Обобщение по разделу «Были - небылицы».
Поэтическая тетрадь 1. 6 ч. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Саша Чёрный. Стихи о животных. Стихотворение. «Что ты тискаешь утёнка?..», Саша Чёрный. Стихотворения. «Воробей», «Слон». Стихи о животных. А. А. Блок. Картины зимних забав. А. Блок. Стихотворения «Ветхая избушка». «Сны», «Ворона». С. А. Есенин. Стихотворение. «Черёмуха» Выразительное чтение стихотворения. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1».
Люби живое. 16ч. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Пришвин «Моя родина». Сочинение на основе художественного текста. И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». В. И. Белов. «Малька провинилась». Чтение. «Ещё про Мальку». В. В.Бианки «Мышонок Пик». Работа над содержанием. Б. С. Житков «Про обезьянку». В. П. Астафьев «Капалуха». В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Урок-конференция «Земля – наш дом родной». Обобщающий урок по теме «Люби живое».
Поэтическая тетрадь. 8ч. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. С. Я. Маршак «Гроза днём». С. Я. Маршак «В лесу над росистой поляной...» Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. А. Л. Барто «Разлука». «В театре». Выразительное чтение. С. В. Михалков «Если». «Рисунок» Выразительное чтение. А. Благинина «Кукушка». «Котёнок». Выразительное чтение. Оценка достижений. Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2»
Собирай по ягодке — наберешь кузовок. 12ч. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – соберешь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения. А. П. Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа, особенности речи героев. А. П. Платонов «Еще мама». М. М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Главная мысль произведения. Герои. Особенности юмористического рассказа. М. Зощенко «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Герои. Восстановление порядка событий. Н. Носов «Телефон». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Н. Н. Носов «Телефон». Сборник юмористических рассказов Н.Носова. В. Ю. Драгунский. «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Оценка достижений. Обобщение по разделу «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»
По страницам детских журналов. 8ч Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. «Мурзилка» и «Веселые картинки» - «Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Пересказ. Г. Остер «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов. Г. Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда. Легенды своей семьи, своего города, Своего дома. Пересказ. Р. Сеф «Веселые стихи». Выразительное чтение. Оценка достижений. Обобщение по разделу «По страницам детских журналов»
Зарубежная литература. 8 ч. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке.
Повторение пройденного. Обобщение по разделу «Зарубежная литература». «Брейн-ринг».
Тематическое планирование по литературному чтению 3 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых приемов, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Учебно-тематический план.
№ | Раздел | Кол- во часов | Проверочные работы | Проверка техники чтения | Тесты | Контрольные работы |
1 | Водный урок по курсу литературного чтения. Самое великое чудо на свете | 5 | | 1 | | |
2 | Устное народное творчество | 14 | | | | |
3 | Поэтическая тетрадь 1. | 11 | | | 1 | |
4 | Великие русские писатели | 24 | 1 | | | |
5 | Поэтическая тетрадь 2. | 6 | 1 | | | |
6 | Литературные сказки | 8 | | 1 | | 1 |
7 | Были и небылицы | 10 | 1 | | | |
8 | Поэтическая тетрадь 1- | 6 | 1 | | | |
9 | Люби живое | 16 | 1 | | | |
10 | Поэтическая тетрадь | 8 | 1 | | 1 | |
11 | Собирай по ягодке — наберешь кузовок | 12 | | | | |
12 | По страницам детских журналов | 8 | | | | |
13 | Зарубежная литература | 8 | | 1 | | 1 |
| Итого | 136 | 6 | 3 | 2 | 2 |
Календарно – тематическое планирование по литературному чтению
на 2021 - 2022 уч. год.
№ | Тема урока | План | Факт | Примечание |
Самое великое чудо на свете (5ч.) |
1 | Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Знакомство с учебником. | | | |
2 | Рукописные книги древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника | | | |
3 | Первопечатник Иван Фёдоров. | | | |
4 | Путешествие в прошлое. Подготовка сообщений об Иване Федорове. | | | |
5 | Обобщение по разделу «Самое великое чудо на свете». Тест | | | |
Устное народное творчество (14ч.) |
6 | Русские народные песни. Небылицы | | | |
7 | Лирические народные песни. Шуточные народные песни | | | |
8 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | | | |
9 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | | | |
10 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | | | |
11 | Проверка техники чтения. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | | | |
12 | «Иван царевич и серый волк». Русская народная сказка. | | | |
13 | «Иван царевич и серый волк». Русская народная сказка. | | | |
14 | «Иван царевич и серый волк». Русская народная сказка. | | | |
15 | Сивка – Бурка”. Русская народная сказка | | | |
16 | Сивка – Бурка”. Русская народная сказка | | | |
17 | Художники – иллюстраторы: В. Васнецов и И. Билибин. | | | |
18 | Обобщение по теме: Устное народное творчество. Тест. | | | |
19 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | | | |
Поэтическая тетрадь (11ч.) |
20 | Знакомство с названием раздела. | | | |
21 | Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | | | |
22 | Русские поэты XIX—XX века. Ф. И. Тютчев. Стихотворения: «Весенняя гроза». | | | |
23 | Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение- миниатюра «О чем расскажут осенние листья». | | | |
24 | А. А. Фет. Стихотворения «Мама! Глянь-ка из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...». | | | |
25 | И. С. Никитин. Стихотворения «Полно, степь моя...» | | | |
26 | И. С. Никитин «Встреча зимы». | | | |
27 | И.З. Суриков «Детство». | | | |
28 | Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. И.З. Суриков «Зима». | | | |
29 | Обобщение по разделу: «Поэтическая тетрадь 1». | | | |
30 | Оценка достижений. Тест. | | | |
Великие русские писатели (24ч.) |
31 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | | | |
32 | А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». | | | |
33 | Лирические стихотворения. А.С. Пушкина. | | | |
34 | А.С.Пушкин “Зимнее утро”. | | | |
35 | А. С. Пушкин. Стихотворение “Зимний вечер”. | | | |
36 | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» | | | |
37 | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» | | | |
38 | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» | | | |
39 | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» | | | |
40 | Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом сказки. | | | |
41 | И.А. Крылов. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. | | | |
42 | И. А. Крылов. «Мартышка и очки». | | | |
43 | И. А. Крылов. «Зеркало и обезьяна». | | |
44 | И.А. Крылов. «Ворона и лисица». | | |
45 | М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | | |
46 | М. Ю. Лермонтов. «Утёс». «Осень». | | | |
47 | М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». | | | |
48 | Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. | | | |
49 | Л. Н. Толстой «Акула». | | | |
50 | Л. Н. Толстой. Рассказ «Прыжок». | | | |
51 | Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. | | | |
52 | Толстой Л.Н. «Лев и собачка» (быль) | | | |
53 | Обобщение по разделу «Великие русские писатели». | | | |
54 | Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели». | | | |
Литературные сказки (8ч.) |
55 | Знакомство с названием раздела | | | |
56 | Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | | | |
57 | Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». | | | |
58 | Д. Мамин - Сибиряк. «Присказка к «Алёнушкиным сказкам». | | | |
59 | В. Гаршин. Сказка. «Лягушка-путешественница». | | | |
60 | В. Гаршин. Сказка. «Лягушка-путешественница». Проверка техники чтения | | | |
61 | В. Ф. Одоевский. Сказка «Мороз Иванович». | | | |
62 | В. Ф. Одоевский. Сказка «Мороз Иванович». Контрольная работа по теме «Литературные сказки» | | | |
Поэтическая тетрадь 2 (6ч.) |
63 | Знакомство с названием раздела. | | | |
64 | К. Д. Бальмонт. «Золотое слово». | | | |
65 | И. А. Бунин. «Детство». «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…» | | | |
66 | Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. «Славная осень!..» | | | |
67 | Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. «Не ветер бушует над бором…». | | | |
68 | Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2.. Проверочная работа. | | | |
Были – небылицы (10ч.) |
69 | Работа над ошибками. Знакомство с названием раздела. | | | |
70 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | | | |
71 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | | | |
72 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | | | |
73 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | | | |
74 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | | | |
75 | А. И. Куприн «Слон». | | | |
76 | А. И. Куприн «Слон». | | | |
77 | А. И. Куприн «Слон». | | | |
78 | Обобщающий урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Проверочная работа | | | |
Поэтическая тетрадь 3 (6ч.) |
79 | Работа над ошибками. Знакомство с названием раздела. Саша Чёрный. Что ты тискаешь утёнка? | | | |
80 | Саша Чёрный. «Воробей», «Слон». | | | |
81 | А. А. Блок. «Ветхая избушка». | | | |
82 | А. А. Блок. «Сны», «Ворона». | | | |
83 | С. Есенин. «Черёмуха». | | | |
84 | Обобщение по теме. Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 3» | | | |
Люби живое (16ч.) |
85 | Работа над ошибками. Знакомство с названием раздела. | | | |
86 | М. Пришвин «Моя родина». Сочинение на основе художественного текста | | | |
87 | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». | | | |
88 | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». | | | |
89 | В. И. Белов. «Малька провинилась». | | | |
90 | В. И. Белов «Ещё раз про Мальку». | | | |
91 | В. Бианки. «Мышонок Пик». | | | |
92 | В. Бианки. «Мышонок Пик». | | | |
93 | Б. С. Житков. «Про обезьянку». | | | |
94 | Б. С. Житков. «Про обезьянку». | | | |
95 | Б. С. Житков. «Про обезьянку». | | | |
96 | В.Дуров «Наша Жучка». | | | |
97 | Б. С. Житков. «Про обезьянку». | | | |
98 | В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится». Проверка техники чтения | | | |
99 | Урок-конференция «Земля – наш дом родной». (обобщающий урок по теме «Люби живое»). | | | |
100 | Проверочная работа по теме «Люби всё живое». | | | |
Поэтическая тетрадь 2 (8ч.) |
101 | Работа над ошибками. Знакомство с названием раздела. | | | |
102 | С. Я. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». | | | |
103 | А. Барто. «Разлука». | | | |
104 | А. Барто. «В театре». | | | |
105 | С. В. Михалков. «Если», «Рисунок» | | |
106 | Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». | | |
107 | Урок «Крестики-нолики».(обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2»). | | | |
108 | Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь». | | | |
Собирай по ягодке - наберешь кузовок (12ч.) |
109 | Работа над ошибками. Знакомство с названием раздела. | | | |
110 | Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | | | |
111 | А. П. Платонов «Цветок на земле». | | | |
112 | А. П. Платонов «Цветок на земле». | | | |
113 | А. П. Платонов. «Ещё мама». | | | |
114 | А. П. Платонов. «Ещё мама». | | | |
115 | М. М. Зощенко «Золотые слова». | | | |
116 | М. Зощенко «Великие путешественники» | | | |
117 | Н. Носов «Федина задача». | | | |
118 | Н. Носов «Телефон». | | | |
119 | В. Драгунский «Друг детства» | | | |
120 | Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Тест | | | |
По страницам детских журналов (8ч.) |
121 | Работа над ошибками. Знакомство с названием раздела. | | | |
122 | Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | | | |
123 | Ю. Ермолаев. «Проговорился». | | |
124 | Ю. Ермолаев «Воспитатели». | | |
125 | Г. Остер. «Вредные советы», | | | |
126 | Г. Остер «Как получаются легенды». | | | |
127 | Р. Сеф «Веселые стихи». Проверка техники чтения | | | |
128 | Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. | | | |
Зарубежная литература (8ч.) |
129 | П. А. Итоговая контрольная работа за год. | | | |
130 | Работа над ошибками. Мифы Древней Греции. | | | |
131 | Мифы Древней Греции. | |
132 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | | | |
133 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | | | |
134 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | |
135 | Развивающий час по теме «Зарубежная литература». | | | |
136 | Развивающий час по теме «Зарубежная литература». | |