СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике (2 класс) для обучающихся с ОВЗ VII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по математике для ученика 2 класса составлена по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VII вида.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике (2 класс) для обучающихся с ОВЗ VII вида»

Рабочая программа по математике (2 класс)

по адаптированной основной общеобразовательной программе

для обучающихся с ОВЗ VII вида


Пояснительная записка


Рабочая программа по математике для ………………………, ученика 2 класса, разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (2009г.) на основе Программы общеобразовательных учреждений «Коррекционно-развивающее обучение» для начальной школы (Под редакцией С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2001) и авторской программы по математике М.И.Моро, М.А.Бантовой, С.И.Волковой, С.В.Степановой (УМК «Школа России», 2002 г.)

Общее количество часов на предмет по учебному плану - 102 ч. ( 3 часа в неделю).


Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития. Изучение учебного курса «Математика» рассчитано на четыре года обучения детей, испытывающих стойкие трудности в обучении математике.

Содержание программы составляют:

  • изучение натуральных чисел, арифметических действий, приемов вычислений;

  • ознакомление с буквенной символикой, с геометрическими фигурами и величинами;

  • формирование практических умений – измерительных, графических;

  • формирование умений решать простые и составные арифметические задачи.


Цели обучения:

  • развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.


Основные направления коррекционной работы:


  • восполнение пробелов дошкольного математического развития ученика путем обогащения его чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;

  • специальная подготовка учащегося к восприятию новых и трудных тем;

  • обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);

  • формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;

  • развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;

  • активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;

  • активизация словаря ученика в единстве с формированием математических понятий;

  • воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к математике;

  • развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности.



Специфика программы


В основу положено содержание программы начальной общеобразовательной школы:

  • изучение натуральных чисел, арифметических действий, приемов вычисления;

  • ознакомление с элементами буквенной символики с геометрическими фигурами и величинами;

  • формирование практических умений (измерительных, графических);

  • формирование умений решать простые и составные арифметические задачи.

Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных знаний, умении и навыков, но также формирование таких приемов умственной деятельности, которые необходимы для коррекции недостатков развития обучающихся, испытывающих трудности в обучении.

С целью усиления коррекционно-развивающей направленности курса начальной математики в программу более широко включен геометрический материал задания графического характера, а также практические упражнения с элементами конструирования.

Изучение математики начинается с повторения и систематизации знаний, полученных учеником за 1 класс. Первоначальной задачей обучения математике является накопление и расширение практического опыта действий с реальными предметами, что дает возможность ученику лучше усвоить основные математические понятия и действия. На основе наблюдений и предметно-практической деятельности у обучающегося постепенно формируются навыки самостоятельного выполнения заданий, воспитывается умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль в ходе выполнения заданий. Доступная ребенку практическая деятельность помогает также снизить умственное переутомление, которое часто возникает у него на уроке математики. С этой же целью рекомендуется, особенно в начале обучения, представлять материал в занимательной форме, используя математические дидактические игры и упражнения.

Перед изучением наиболее сложных разделов курса математики необходимо проводить специальную пропедевтическую работу - путем введения практических подготовительных упражнений, направленных на формирование конкретных математических навыков и умений.

Учитывая психологические особенности и возможности ученика, целесообразно давать материал небольшими дозами, постепенно его усложняя, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ.

Следует избегать механического счета, формального заучивания правил, списывания готовых решений и т. д. Обучающийся должен уметь показать и объяснить все, что он делает, решает, рисует, чертит, собирает.

Работа над изучением натуральных чисел и арифметических действий строится концентрически. В программе намечена система постепенного расширения области рассматриваемых чисел (десяток – сотня, тысяча - многозначные числа); углубляются, систематизируются, обобщаются знания ребенка о натуральном ряде, приобретенные им на более ранних этапах обучения. Ученик уясняет взаимосвязь и взаимообратимость арифметических действий - сложения и вычитания, умножения и деления. Относительно каждого действия рассматривается круг задач, в которых это действие находит применение. При решении задачи учащийся учится анализировать, выделять в ней известное и неизвестное, записывать ее кратко, объяснять выбор арифметического действия, формулировать ответ, т. е. овладевает общими приемами работы над арифметической задачей, что помогает коррекции его мышления и речи. Органическое единство практической и мыслительной деятельности обучающегося на уроках математики способствует прочному и сознательному усвоению базисных математических знаний и умений.

Учебная программа реализуется по действующим в настоящее время учебникам по математике для четырехлетней начальной школы (авторы М. И. Моро и др.).


Результаты изучения курса:


Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Целостное восприятие окружающего мира.

  • Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действийэ

  • Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

  • Навыки сотрудничества.

  • Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к работе на результат.

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем энциклопедиях

  • Уметь извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

  • Договариваться о правилах общения и поведения.

Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений

Учащийся должен уметь:

  • использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;

  • использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;

  • использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;

  • осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;

  • использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм;

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

  • осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;

  • решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и простые задачи:

а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;

б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;

в) на разностное и кратное сравнение;

  • измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;

  • узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;

  • узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;

  • находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).


.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Повторение и систематизация знаний по программе 1 класса (14 ч)

Счет предметов, соотнесение цифры с количеством предметов, сравнение чисел, решение простых задач (на основе практических действий с предметами).

Десяток. Нумерация чисел. Счет прямой и обратный (по одному и группами). Счет от заданного числа до заданного (прямой и обратный). Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Сравнение чисел, знаки .больше, меньше, равно. Состав чисел от 2 до 10.

Простейшие фигуры. Точка. Линия. Получение прямой путем перегибания листа бумаги. Вычерчивание прямой. Отрезок. Изготовление модели отрезка путем перегибания листа бумаги, вычерчивание отрезков, сравнение их.

Сложение и вычитание в пределах 10. Решение примеров и задач в одно действие.

Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.

Многоугольник. Изготовление модели многоугольника из палочек, из проволоки. Геометрические фигуры. Получение моделей фигур путем перегибания листа бумаги. Конструирование геометрических фигур из заданных частей. Обводка, штриховка, раскрашивание фигур, рисование орнаментов.

Чтение, запись и нахождение числовых выражений в 1-2 действия (без скобок).

Единицы длины: сантиметр, дециметр. Измерение, черчение отрезков.


СОТНЯ (88 ч)

Нумерация чисел в пределах 20 (24ч).

Десяток как счетная единица.

Десятичный состав чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. Случаи сложения и вычитания вида: 7 + 10, 10 + 7, 17 - 10, 17 - 7, 17 + 1, 17 - 1.

Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.

Черчение и измерение отрезков с точностью до 1 см. Нахождение суммы длин двух отрезков. Нахождение длины ломаной (из двух-трех отрезков).

Измерение длины и ширины прямоугольника.

Знакомство с прямым углом. Получение прямого угла перегибанием листа бумаги. Изображение прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге. Разметка и вырезание прямоугольника заданных размеров по краю бумаги прямоугольной формы. Изготовление аппликаций из бумаги с использованием геометрических фигур.

Нумерация чисел до 100 (6 ч).

Запись чисел, сравнение. Счет по одному и группами. Десятичный состав чисел. Практические упражнения, иллюстрирующие образование чисел из десятков и единиц.

Числа однозначные и двузначные.

Сложение и вычитание в пределах 100 (33ч).

Устные приемы сложения и вычитания. Свойства сложения и вычитания. Проверка сложения и вычитания.

Знакомство с письменным сложением и вычитанием чисел. Числовое выражение и его значение. Скобки. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.

Решение задач изученных видов: на нахождение суммы, остатка, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, на разностное сравнение, на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

Конструирование фигур и объектов из отрезков разной длины и геометрических фигур. Построение и рисование бордюров из геометрических фигур и отрезков.

Умножение и деление (23ч).

Счет группами, нахождение суммы одинаковых слагаемых, разложение числа на одинаковые слагаемые (практические упражнения).

Умножение. Знак умножения. Свойства умножения.

Деление. Знак деления. Свойства деления.

Умножение однозначного числа на 2, 3, 4 и соответствующие случаи деления. Умножение и деление на 1. Названия компонентов действий при умножении и делении.

Нахождение части числа.

Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, на нахождение суммы одинаковых слагаемых, на деление на равные части и по содержанию.

Изготовление композиций из геометрических фигур.

Повторение изученного за год (во 2 классе) – 2 часа.




Основные требования к знаниям и умениям обучающегося

Обучающийся должен знать наизусть таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.

Обучающийся должен уметь:

читать, записывать и сравнивать числа от О до 100, читать и записывать простейшие выражения (сумма, разность, произведение, частное); выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100, располагая запись столбиком;

решать простые арифметические задачи, а также несложные составные задачи в 2 действия;

пользоваться знаками и обозначениями: ,

узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник; уметь изображать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Программа «Коррекционно-развивающее обучение для общеобразовательных учреждений»: Москва: Дрофа. 2011г.

2. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

3. Моро, М. И. Математика: учебник : 2 класс : в 2 ч. / М. И. Моро [и др.]. – М. : Просвещение, 2012.

4. Моро, М. И. Математика : рабочая тетрадь : 2 класс: в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2012.

5. Бантова, М. А. Математика : методическое пособие : 2 класс / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. В. Степанова. – М. : Просвещение, 2012.

6. Волкова, С. И. Проверочные работы к учебнику «Математика. 2 класс» / С. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2012.



Календарно-тематический план


п/п

Дата

Коррек-

тировка

Тема урока




1 четверть - 24 ч.

Повторение и систематизация знаний по программе 1 класса


1



Счёт предметов, соотнесение цифры с количеством предметов. Сравнение чисел

2



Решение простых задач (на основе практических действий с предметами).

Обводка, штриховка.

3



Десяток. Нумерация чисел. Счёт прямой и обратный (по одному и группами).

Счёт от заданного числа до заданного (прямой и обратный).

4



Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10.Сравнение чисел, знаки «больше», «меньше», «равно».

5



Состав чисел от 2 до 10. Решение простых задач.

6



Простейшие фигуры. Точка. Линия. Получение прямой путём перегибания листа бумаги. Вычерчивание прямой.

7



Сложение и вычитание в пределах 10.


8



Решение примеров и задач в 1 действие.


9



Многоугольник. Изготовление модели многоугольника из палочек, из проволоки.

Раскрашивание фигур, рисование орнаментов.

10



Входная контрольная работа №1.

11



Работа над ошибками. Единицы длины: сантиметр. Измерение, черчение отрезков.

12



Единицы длины: дециметр. Измерение, черчение отрезков.

Конструирование геометрических фигур из заданных частей.

13



Геометрические фигуры. Получение моделей фигур путём перегибания листа бумаги

14



Чтение, запись и нахождение числовых выражений в 1-2 действия (без скобок).




Сотня. Нумерация чисел в пределах 20

15



Десяток как счётная единица.

16



Десятичный состав чисел от 11 до 20.


17



Сравнение чисел. Решение задач.

18



Случаи сложения и вычитания вида 10+7, 17-10, 17-7.


19



Случаи сложения и вычитания вида 17+1, 17-1. Решение задач в 1 действие


20



Таблица сложения однозначных чисел с переходом через 10.

Случаи сложения вида +2.

21



Таблица сложения однозначных чисел с переходом через 10.

Случаи сложения вида +3.

22



Таблица сложения однозначных чисел с переходом через 10.

Случаи сложения вида +4.

23



Случаи сложения вида +5. Состав чисел 11, 12,13.

24



Таблица сложения однозначных чисел с переходом через 10.

Случаи сложения вида +6. Решение задач.




2 четверть - 24 ч.

25



Таблица сложения однозначных чисел с переходом через 10.

Случаи сложения вида +7. Состав чисел 14,15.

26



Таблица сложения однозначных чисел с переходом через 10.

Случаи сложения вида +8, +9. Состав чисел 15,16.

27



Повторение изученного

28



Работа над ошибками. Приёмы вычитания с переходом через 10.

Случаи вычитания вида 11-..

29



Случаи вычитания вида 12-.

30



Случаи вычитания вида 13-.

31



Случаи вычитания вида 14-.

32



Случаи вычитания вида 15-.


33



Повторение изученного

34



Работа над ошибками. Случаи вычитания вида 16-.


35



Случаи вычитания вида 17- , 18-.


36



Черчение и измерение отрезков с точностью до 1 см. Нахождение суммы длин двух отрезков. Нахождение длины ломаной (из 2-3 отрезков).

37



Измерение длины и ширины прямоугольника.

38



Знакомство с прямым углом.

Получение прямого угла перегибанием листа бумаги. Кн.2, с.8.




Нумерация чисел до 100


39



Нумерация чисел до 100 (порядок следования чисел при счёте).

40



Новая счётная единица-десяток. Запись чисел, сравнение. Практические упражнения, иллюстрирующие образование чисел из десятков и единиц.

41



Сотня. Порядок следования чисел при счёте. Метр.

42



Контрольная работа №2 по теме: «Сложение и вычитание в пределах 20».


43



Работа над ошибками. Числа однозначные и двузначные.

44



Десятичный состав двузначных чисел




Сложение и вычитание в пределах 100

45



Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого.

46



Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого.

47



Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого.

48



Решение задач изученных видов.




3 четверть – 26 ч.

49



Скобки. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.

50



Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.

51



Числовое выражение и его значение.

52



К - карточка

53



Работа над ошибками. Свойства сложения и вычитания.

54



Свойства сложения и вычитания.

55



Сложение и вычитание в пределах 100. Устные приёмы сложения 36+2, 36+20.

56



Устные приёмы вычитания 36-2, 36-20.

57



Приём сложения для случаев вида 26+4, 95+5.

58



Приём вычислений для случаев вида 30-7.

59



Приём вычислений для случаев вида 60-24. Решение задач на разностное сравнение

60



Контрольная работа №3 по теме: «Нумерация чисел в пределах 100».

61



Работа над ошибками. Решение задач на нахождение остатка.

62



Решение задач на нахождение суммы.

63



Приём сложения для случаев вида 26+7.

64



Приём вычислений для случаев вида 35-7.

65



Проверка сложения.

66



Проверка вычитания.

67



Закрепление изученного материала.

68



Повторение изученного

69



Работа над ошибками. Знакомство с письменным сложением чисел вида 45+23.

70



Знакомство с письменным вычитанием чисел вида 57-26.

71



Знакомство с письменным сложением чисел вида 37+48.

72



Знакомство с письменным сложением чисел вида 37+53.

73



Знакомство с письменным сложением чисел вида 87+13.

74



Знакомство с письменным вычитанием чисел вида 32+8, 40-8.




4 четверть – 28 ч.

75



Знакомство с письменным вычитанием чисел вида 50-24. Построение и рисование бордюров из геометрических фигур и отрезков

76



Повторение изученного

77



Работа над ошибками. Повторение.




Умножение и деление

78



Подготовка к умножению.

79



Умножение. Знак умножения.

80



Счёт группами, нахождение суммы одинаковых слагаемых (практические упражнения).

81



Разложение числа на одинаковые слагаемые (практические упражнения).

82



Решение задач на нахождение суммы одинаковых слагаемых.

83



Умножение на один. Изготовление композиций из геометрических фигур.

84



Название компонентов действий при умножении.

85



Свойства умножения.

86



Контрольная работа №4 по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания».

87



Работа над ошибками. Деление. Знак деления.

88



Решение задач на деление на равные части.

89



Решение задач на деление по содержанию.

90



Решение задач на деление на равные части и по содержанию.

91



Деление на 1. Название компонентов действия при делении

92



Свойства деления.

93



Нахождение части числа.

94



Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

95



Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

96



Умножение однозначного числа на 2 и соответствующие случаи деления.

97



Контрольная работа №5 за год.

98



Работа над ошибками. Умножение однозначного числа на 3 и соответствующие случаи деления.


99



Умножение однозначного числа на 4 и соответствующие случаи деления.

100



Умножение однозначного числа на 4 и соответствующие случаи деления.




Повторение за год-2 ч

101



Повторение пройденного по теме: «Умножение и деление».

102



Повторение.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!