Рабочая программа курса «Математика» (в том числе образовательный модуль «Математика и конструирование») разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться) и авторской программы М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. 1-4 классы».
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 часа в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе – 132 часа(33 учебные недели), во 2 -4 классах – по 136 ч.(34 учебные недели в каждом классе). Модуль «Математика и конструирование» составляет 27 часов во 2-4 классах.
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Контроль усвоения курса математики может проводиться в форме контрольных и самостоятельных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.) или в виде тестирования.
В календарно-тематическом планировании рабочей программы прописаны номера урока, дата проведения, тема, кодификатор элементов содержания по предмету (КЭС) и кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы по предмету (КПУ)*.
Кодификаторы КЭС и КПУ, разработанные на основании методики оценивания по Фоминой Н.С, представлены в приложении к рабочим программам.
№ урока | Дата | Тема урока | КЭС | КПУ |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. НУМЕРАЦИЯ. (18 ч) Духовно-нравственные ценности: человечество, ценность знания, социальная солидарность. |
1 | 01.09 | Повторение. Числа от 1 до 10. «Табличное сложение и вычитание». С.3-5 | 1.1.1 1.1.2 | |
2 (1) | 02.09 | Модуль. Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная. С.4-9 | 7.1.2 7.1.4 7.5.1 | |
3 | 06.09 | Десяток. Счёт десятками до 100. С.6 | 1.1.1 | |
4 | 07.09 | Числа от 11 до 100. Образование чисел. Поместное значение цифр. С.7-8 | 1.1.1 4.1.1 | |
5 | 08.09 | Однозначные и двузначные числа. С.9 Проверочная работа № 1. С.3-8 | 1.1.1 | |
6 (2) | 09.09 | Модуль. Изготовление изделий в технике «Оригами»— «Воздушный змей». Приложение4, с.84,85 | 7.3.2 | |
7 | 13.09 | Единицы измерения длины: миллиметр. С.10-11 | 1.5.1 | |
8 | 14.09 | Число 100. Сотня. С.12 | 1.1.1 | |
9 | 15.09 | Стартовая диагностика. Контрольная работа № 1 | 1.1.1 1.1.2 3.3.1 4.1.1 | |
10 (3) | 16.09 | Анализ контрольной работы. Модуль. Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника. С.10-13 | 7.2 | |
11 | 20.09 | Метр. Таблица единиц длины. С.13 Проверочная работа № 2. С.9-14 | 1.5.1 | |
12 | 21.09 | Сложение и вычитание вида 30+5, 35-5, 35-30. С. 14 | 1.1.2 | |
13 | 22.09 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. С.15 | 1.1.2 | |
14 (4) | 23.09 | Модуль. Прямоугольник. Изготовление модели складного метра. С. 14-17,80-81 | 7.3.2 | |
15 | 27.09 | Единицы стоимости. Рубль. Копейка. Странички для любознательных.С.16-19 | 1.5.1 | |
16 | 28.09 | Что узнали? Чему научились? Тест 1.С. 20-23 | 1.1.2 1.5.1 | |
17 | 29.09 | Контрольная работа № 2 по теме «Нумерация чисел от 1 до 100». | 1.1.2 1.5.1 3.3.1 | |
18 | 30.09 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. Задачи-расчёты. С.24 | 1.1.2 1.5.1 3.3.1 | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (УСТНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ). (56 ч) Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность. |
19 (5) | 4.10 | Модуль. Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Диагонали прямоугольника и их свойства. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника. С. 18-23,32-34 | 7.3.2 | |
20 | 5.10 | Задачи, обратные данной. С. 26. | 3.3.1 | |
21 | 6.10 | Сумма и разность отрезков. С.27 | 7.5.1 | |
22 (6) | 07.10 | Модуль. Квадрат. Диагонали квадратов и их свойства. С. 24-30 | 7.3.2 | |
23 | 11.10 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. С.28 | 3.3.1 | |
24 | 12.10 | Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого. С.29 | 3.3.1 | |
25 | 13.10 | Решение задач. Закрепление изученного. С. 30 Проверочная работа № 3, С.15-17. | 3.3.1 | |
26 (7) | 14.10 | Модуль. Середина отрезка. С. 35-38 | 7.1.4 7.5.1 | |
27 | 18.10 | Единицы времени. Час. Минута. Определение времени по часам. С. 31 | 1.5.1 | |
28 | 19.10 | Длина ломаной. С.32-34 | 7.5.1 | |
29 | 20.10 | Длина ломаной. Закрепление изученного материала. Решение задач. Странички для любознательных. С.35-37 | 7.5.1 1.5.1 3.3.1 | |
30 (8) | 21.10 | Модуль. Отрезок, равный данному. Построение отрезка, равного данному с помощью циркуля. С. 41,43-45 | 7.1.4 7.5.1 | |
31 | 25.10 | Порядок выполнения действий. Скобки. С.38-39 | 1.3.6 | |
32 | 26.10 | Числовые выражения. С.40 | 1.3.6 | |
33 | 27.10 | Сравнение числовых выражений. С.41 Проверочная работа № 4 С.18-23. | 1.3.6 | |
34 (9) | 28.10 | Модуль. Практическая работа №1. С.31 | | |
35 | 08.11 | Периметр многоугольника. С.42-43 Проверочная работа № 5 С.24-29. | 7.5.1 | |
36 | 09.11 | Свойства сложения. С.44-45 | 1.1.2 | |
37 | 10.11 | Свойства сложения при выполнении вычислений удобным способом. С.46 | 1.1.2 | |
38 (10) | 11.11 | Модуль. Окружность. Круг. Центр, радиус. С.46-49 | | |
39 | 15.11 | Повторение и обобщение изученного материала. Странички для любознательных. С.47,50-51 | 1.1.2 1.3.6 7.5.1 | |
40 | 16.11 | Математика вокруг нас. «Узоры и орнаменты на посуде». Проект № 1.с.48-49 | 7.1.1 | |
41 | 17.11 | Что узнали. Чему научились. Закрепление изученных знаний. С.52-53 Проверочная работа № 6 С.30-35 | 1.1.2 1.3.6 7.5.1 | |
42 (11) | 18.11 | Модуль. Окружность. Диаметр круга. С.50-54 | | |
43 | 22.11 | Контрольная работа № 3 по изученным темам. | 1.1.2 1.3.6 7.5.1 | |
44 | 23.11 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. С.54-56. | 1.1.2 1.3.6 7.5.1 | |
45 | 24.11 | Подготовка к изучению устных приёмов вычислений. С.57 | 1.1.2 | |
46 (12) | 25.11 | Модуль. Окружность. Построение прямоугольника , вписанного в окружность. Практическая работа №4 «Изготовление ребристого шара» с. 55-58 | | |
47 | 29.11 | Приём вычислений вида 36+2, 36+20. С.58 | 1.1.2 | |
48 | 30.11 | Приём вычислений вида 36 - 2, 36 - 20. С.59 | 1.1.2 | |
49 | 01.12 | Приём вычислений вида 26+4. С.60 | 1.1.2 | |
50 (13) | 02.12 | Модуль. Окружность. Изготовление аппликации «Цыпленок». С. 59-61,64 | | |
51 | 06.12 | Приём вычислений вида 30 – 7. С.61 | 1.1.2 | |
52 | 07.12 | Приём вычислений вида 60 - 24. С.62 Проверочная работа № 7 с.36-37 | 1.1.2 | |
53 | 08.12 | Закрепление изученного. Решение задач. С.63 | 3.3.1 | |
54 (14) | 09.12 | Модуль. Окружность. Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание розеток.С.62-63,65-69 | | |
55 | 13.12 | Закрепление изученного. Решение задач. С.64 | 3.3.1 | |
56 | 14.12 | Закрепление изученного. Решение задач. С.65 | 3.3.1 | |
57 | 15.12 | Приём вычислений вида 26+7. С.66 | 1.1.2 | |
58 (15) | 16.12 | Модуль. Практическая работа. «Изготовление закладки для книги». С.70-71 | | |
59 | 20.12 | Приём вычислений вида 35-7. С.67 Проверочная работа № 8 с.38-43 | 1.1.2 | |
60 | 21.12 | Закрепление изученного материала. Странички для любознательных. С.68-71 | 1.1.2 3.3.1 | |
61 | 22.12 | Административная контрольная работа. | 1.1.2 3.3.1 | |
62 | 23.12 | Анализ контрольной работы .Что узнали. Чему научились. С.74-75 | 1.1.2 3.3.1 | |
63 | 27.12 | Буквенные выражения. С.76-77 | 2.1.1 | |
64 | 28.12 | Буквенные выражения. Закрепление пройденного материала. С.78-79 Проверочная работа № 9 с.44-49 | 2.1.1 | |
65 (16) | 12.01 | Модуль. Геометрические фигуры. Закрепление изученного материала. С.72-76 | 7.1.1 | |
66 | 13.01 | Уравнения. Решение уравнений методом подбора. С.80-81 | 3.1.1 | |
67 | 17.01 | Уравнения. Решение уравнений методом подбора. С.82-83 Проверочная работа № 10 с.50-52 | 3.1.1 | |
68 | 18.01 | Проверка сложения вычитанием. С.84-85 | 1.1.2 | |
69 | 19.01 | Проверка вычитания сложением и вычитанием. С. 86-87. | 1.1.2 | |
70 (17) | 20.01 | Модуль. Аппликация «Автомобиль». С.77-79 | | |
71 | 24.01 | Проверка вычитания сложением и вычитанием. С.88-89 | 1.1.2 | |
72 | 25.01 | Что узнали. Чему научились. С. 90-91 | 1.1.2 3.1.1 | |
73 | 26.01 | Контрольная работа № 5 по изученным темам. С.53-64 | 1.1.2 3.1.1 | |
74 | 27.01 | Анализ контрольной работы .Что узнали. Чему научились. С.92-93 | 1.1.2 3.1.1 | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (ПИСЬМЕННЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ) Умножение и деление. Табличное умножение и деление. (25 ч) Духовно-нравственные ценности: человечество, ценность знания, социальная солидарность. |
75 | 31.01 | Сложение вида 45+23. С. 4 Часть 2 | 1.1.2 | |
76 | 1.02 | Сложение вида 57-26. С. 5 | 1.1.2 | |
77 | 2.02 | Проверка сложения и вычитания. С.6-7 | 1.1.2 | |
78 (18) | 3.02 | Модуль. Аппликация «Трактор с тележкой». С.82 | | |
79 | 7.02 | Закрепление изученного. С. 7. Проверочная работа № 11 с.5-10,ч.2 | 1.1.2 | |
80 | 8.02 | Угол. Виды углов. С.8-9 | 7.1.2 | |
81 | 9.02 | Решение задач. С.10-11 | 3.3.1 | |
82 (19) | 10.02 | Модуль. Аппликация «Экскаватор». С. 83 | | |
83 | 14.02 | Сложения вида 37+48. С.12. | 1.1.2 | |
84 | 15.02 | Сложение вида 37+53. С.13 | 1.1.2 | |
85 | 16.02 | Прямоугольник. С. 14-15 Проверочная работа № 12 с.11-16,ч.2 | 7.3.2 | |
86 | 17.02 | Сложение вида 87+13. Повторение письменных приёмов сложения и вычитания. С. 16-17 | 1.1.2 | |
87 | 21.02 | Письменный приём вычитания вида 40-8. С. 18 | 1.1.2 | |
88 | 22.02 | Письменный приём вычитания вида 50-24. Странички для любознательных. С. 19-21 | 1.1.2 | |
89 | 28.02 | Что узнали. Чему научились. С. 22-25 Проверочная работа № 13 с.17-19,ч.2 | 1.1.2 3.3.1 7.1.2 7.3.2 | |
90 | 1.03 | Контрольная работа № 6 по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания». | 1.1.2 3.3.1 7.1.2 7.3.2 | |
91 | 2.03 | Анализ контрольной работы . Решение текстовых задач. Странички для любознательных. С.26-28 | 1.1.2 3.3.1 7.1.2 7.3.2 | |
92 | 3.03 | Вычитание вида 52 -24. С. 29 | 1.1.2 | |
93 | 7.03 | Повторение письменных приёмов сложения и вычитания. С.30-31 Проверочная работа № 14 с.20-25,ч.2 | 1.1.2 | |
94 | 9.03 | Свойства противоположных сторон прямоугольника. С.32-33 | 7.3.2 | |
95 (20) | 10.03 | Модуль. Оригами. «Щенок». С. 86-87 | | |
96 | 14.03 | Квадрат . с.34-35 | 7.3.2 | |
97 | 15.03 | Странички для любознательных. Проект № 2 «Оригами». С .36-39 | | |
98 | 16.03 | Что узнали. Чему научились . с. 40-46 | 1.1.2 7.3.2 | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. Умножение и деление (20 ч). Духовно-нравственные ценности: человечество, ценность знания, социальная солидарность, труд и творчество. |
99 | 17.03 | Конкретный смысл действия умножение. С. 48-49 | 1.1.2 | |
100 | 21.03 | Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножение. С.50-51 | 3.3.1 | |
101 | 22.03 | Периметр прямоугольника. Приемы умножения на 1 и 0. С.52-53 | 7.5.1 1.1.2 | |
102 | 23.03 | Название компонентов и результата действия умножения. С.54 | 1.1.2 | |
103 (21) | 24.03 | Модуль. Оригами «Жук». С. 88-89 | | |
104 | 4.04 | Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножение. С.55 | 3.3.1 | |
105 | 5.04 | Переместительное свойство умножения. С.56-57 | 1.3.6 | |
106 | 6.04 | Конкретный смысл действия деления. С.58-59 | 1.1.2 | |
107 (22) | 7.04 | Модуль. Практическая работа 2. Изготовление пакета для хранения счетных палочек. С. 39-40 | | |
108 | 11.04 | Конкретный смысл действия деления. Решение задач. С.60-61 | 1.1.2 3.3.1 | |
109 | 12.04 | Название компонентов и результата действия деление. С. 62 | 1.1.2 | |
110 | 13.04 | Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных.С.63-65 Проверочная работа № 15. с.26-31 | 1.1.2 1.3.6 3.3.1 | |
111 (23) | 14.04 | Модуль. Практическая работа 3. Изготовление подставки для кисточки. С. 42 | | |
112 | 18.04 | Контрольная работа № 7 по пройденным темам. С.32-43 | 1.1.2 1.3.6 3.3.1 | |
113 | 19.04 | Анализ контрольной работы . . Странички для любознательных. С.66-71 | 1.1.2 1.3.6 3.3.1 | |
114 | 20.04 | Связь между компонентами и результатом умножения. С.72 | 1.1.2 | |
115 (24) | 21.04 | Модуль. Работа с конструктором. Виды соединений. С. 90-91 | | |
116 | 25.04 | Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. С.73 | 1.1.2 | |
117 | 26.04 | Приём умножения и деления на число 10. Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. С. 74-75 | 1.1.2 | |
118 | 27.04 | Решение задач на нахождение третьего слагаемого. С.76-77 | 3.3.1 | |
119 (25) | 28.04 | Модуль. Работа с конструктором. Изготовление игрушки Петрушки. С.92-93 | | |
Табличное умножение и деление (11 ч) |
120 | 2.05 | Умножение числа 2 и на 2. С.80 | 1.1.2 | |
121 | 3.05 | Приёмы умножения числа 2. С.81-82 | 1.1.2 | |
122 | 4.05 | Деление на 2. С.83 | 1.1.2 | |
123 (26) | 5.05 | Модуль. Работа с конструктором. Изготовление тележки. Усовершенствование готового изделия. С. 94 | | |
124 | 10.05 | Закрепление изученного. Решение задач. Странички для любознательных. С.84-87 | 1.1.2 3.3.1 | |
125 | 11.05 | Что узнали, чему научились. С.88-89 Проверочная работа №16 . с.44-46 | 1.1.2 3.3.1 | |
126 (27) | 12.05 | Модуль. Работа с конструктором. Весы С. 95 | | |
127 | 16.05 | Умножение числа 3 и на 3. С.90-91 | 1.1.2 | |
128 | 17.05 | Деление на 3. С.92-93 Проверочная работа №17 . с.47-49 | 1.1.2 | |
129 | 18.05 | Итоговая контрольная работа №8. | 1.1.2 3.3.1 | |
130 | 19.05 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. С.94 | 1.1.2 3.3.1 | |
ПОВТОРЕНИЕ (6 Ч.) |
131 | 23.05 | Странички для любознательных что узнали, чему научились. Тест №2. С.95-101 Проверочная работа №18 . с.50-52,53-58 | 1.1.2 3.3.1 | |
132 | 24.05 | Что узнали, чему научились во 2 классе. С.102-109 | 1.1,1.3 1.5,2.1 3.1, 3.3 4.1 7.1 7.2 7.3 7.5 | |
133 | 25.05 | Резерв. | | |
134-136 | | Резерв. | | |
Код раздела | Код контролируемого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями контрольных и диагностических работ. |
1 | Числа и вычисления |
1.1 | Натуральные числа. |
1.1.1 | Десятичная система счисления. Римская нумерация. |
1.1.2 | Арифметические действия над натуральными числами. |
1.1.4 | Делимость натуральных чисел. Простые и составные числа, разложение натурального числа на простые множители. |
1.1.7 | Деление с остатком. |
1.2 | Дроби |
1.2.1 | Обыкновенная дробь, основное свойство дроби. Сравнение дробей. |
1.2.3 | Нахождение части от целого и целого по его части. |
1.3 | Рациональные числа. |
1.3.6 | Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий. |
1.5 | Измерения, приближения, оценки. |
1.5.1 | Единицы измерения длины, площади, объёма, массы, времени, скорости. |
| 1.5.3 | Представление зависимости между величинами в виде формул. |
2 | Алгебраические выражения. |
2.1 | Буквенные выражения (выражения с переменными) |
| 2.1.1 | Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. |
| 2.1.2 | Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. |
3 | Уравнения и неравенства. |
3.1 | Уравнения |
3.1.1 | Уравнение с одной переменной, корень уравнения. |
3.2 | Неравенства |
3.2.1 | Числовые неравенства и их свойства. |
3.3 | Текстовые задачи |
3.3.1 | Решение текстовых задач арифметическим способом. |
4 | Числовые последовательности. |
4.1 | 4.1.1 | Понятие последовательности. |
7 | Геометрия |
7.1 | Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин. |
7.1.1 | Начальные понятия геометрии. |
7.1.2 | Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. |
7.1.3 | Прямая. |
7.1.4 | Отрезок. |
7.2 | Треугольник. |
7.2.2 | Равнобедренный и равносторонний треугольник. |
7.3 | Многоугольники. |
7.3.2 | Прямоугольник, квадрат. Их свойства и признаки. |
7.5 | Измерение геометрических величин. |
7.5.1 | Длина отрезка, длина ломаной, периметр многоугольника. |
7.5.4 | Площадь и её свойства. Площадь прямоугольника. |
8 | Статистика и теория вероятности. |
8.1 | Описательная статистика. |
8.1.1 | Представление данных в виде таблиц, диаграмм. |