СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 3 класс ФГОС "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по математике. 3 класс ФГОС Школа России.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 3 класс ФГОС "Школа России"»

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании М.О. зам. Директора по УВР Директор Е.Н. Седакова

протокол №_____ _____________________ _____________________

«__»_______20__г. «__»_______20__г. «__»_______20__г.









МБОУ «Пальцовская средняя общеобразовательная школа

имени Федора Владимировича Журавлева»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике








Класс 3

Учитель: Пугачева Елена Ильинична

Год составления: 2016-2017 г.











Тематическое планирование

по математике

Класс: 3

Учитель: Пугачева Елена Ильинична

Всего 136 часа; в неделю 4 часа

Планирование составлено на основе «ФГОС сборник рабочих программ «Школа России 1-4 класс»». Просвещение 2011

Учебник Математика Моро М.И., Просвещение, 2013

Количество часов:

контрольная работа -5

проверочная работа -7








Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по математике и на основе авторской программы М.И. Моро, Ю.М. Колягиной, М.А. Бантовой «Математика: рабочие программы. 1-4 класс» » (из сборника рабочих программ «Школа России») М: «Просвещение», 2011 г. . К учебнику Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. и др. Математика 3 класс. В 2 частях. М.: «Просвещение», 2013г.

Учебным планом на изучение предмета во 3 классе отводится 136 часов, что соответствует также учебному плану школы. Данная рабочая программа во 3 классе рассчитана на 136 учебных часов, 4 часа в неделю.

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основными целями начального обучения математике являются:

• Математическое развитие младших школьников.

• Формирование системы начальных математических знаний.

• Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

• формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

• развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

• развитие пространственного воображения;

• развитие математической речи;

• формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

• формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

• развитие познавательных способностей;

• воспитание стремления к расширению математических знаний;

• формирование критичности мышления;

• развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Общая характеристика курса

Основу курса составляет изучение нумерации многозначных чисел и четырёх арифметических действий с числами в пределах тысячи.

Тема «Нумерация» неразрывно связана в курсе с темой «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц времени: год, месяц, сутки, соотношения над ними.

В течение всего года систематически надо вести работу по формированию и отработке навыков устных и письменных вычислений. При подборе упражнений необходимо удерживать в центре внимания:

табличные случаи умножения и деления, за твёрдое усвоение которых всеми учащимися в полной мере несёт ответственность начальная школа;

внетабличные вычисления в пределах 100, лежащие в основе предусмотренных программой вычислений с большими числами;

разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них.

Одна из важнейших задач – усвоение алгоритмов письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножение и деление многозначного числа на однозначное. Это весьма существенные и достаточно трудные алгоритмы письменных вычислений: это письменное сложение нескольких многозначных чисел; вычитание в случаях, когда в записи уменьшаемого содержится нуль.

Программа предполагает вместе с тем прочное знание изучаемых алгоритмов и отработку навыков письменных вычислений.

Специальное внимание уделяется рассмотрению задач знакомых уже видов, но построенных на понимании взаимосвязи между новыми величинами, а также творческий подход к решению задач.

Умение осуществлять выбор действия при решении задач должно быть доведено почти до автоматизма. Вместе с тем это умение должно быть хорошо осознанным, чтобы ученик всегда мог обосновать правильность выбора действия с помощью логических рассуждений.

Место курса в учебном плане

На изучение математики в каждом классе начальной школы отводиться по 4 часа в неделю. В 3 классе-170ч. (4 часа в неделю, 34 учебные недели).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.).

- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах является условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы).

- владение математическим языком, алгоритмами, элементами атематической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждения, опровергать или подтверждать истинность предложений).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

– Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

– Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

– Целостное восприятие окружающего мира.

– Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

– Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

– Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

– Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

– Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

– Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

– Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

– Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

– Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

– Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

– Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления

аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

– Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

– Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

– Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

– Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

– Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

– Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для

оценки их количественных и пространственных отношений.

– Овладение основами логического и алгоритмического мышления,

пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

– Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

– Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Содержание курса

Числа и величины

Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

Работа с текстовыми задачами

Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Решение задач разными способами.

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).

Свойства сторон прямоугольника.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).

Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.

Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).

















Тематическое планирование


Наименование раздела, темы урока

Кол. часов

Дата проведения урока

Результаты освоение учебного предмета (УУД)

Основные виды учебной деятельности обучающихся

д/з

Примечание

По программе

фактические

личостные

метапредметные

предметные





Числа от 1 до 100.

Сложение и вычитание.

8




1

Устные и письменные приёмы сложения.

1



Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

Целостное восприятие окружающего мира.

Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

П. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.Осознанно строить речевые высказывания в устной форме.

Р. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

К. Применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для

оценки их количественных и пространственных отношений.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления,

пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100.



2

Устные и письменные приёмы вычитания.

1



П. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.Осознанно строить речевые высказывания в устной форме.

Р. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

К. Применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100



3

Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении.

1



П.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке.

Р. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К.Применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении.



4

Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании.

1



П.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке.

Р. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К.Применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Решать уравнения на нахождение неизвестного уменьшаемого, на основе знаний о взаимосвязи чисел при вычитании.



5

Решение уравнений с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании.

1



Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

сознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

Целостное восприятие окружающего мира.

Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

П. Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Р. Самостоятельно предполагать, какая формация нужна для решения предметной учебной задачи. Состоящей из нескольких шагов.

К.Применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для

оценки их количественных и пространственных отношений.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления,

пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

Решать уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого, на основе знаний о взаимосвязи чисел при вычитании.



6

Обозначение геометрических фигур буквами.

1



П. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.Осознанно строить речевые высказывания в устной форме.

Р. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи.

К.Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.

Обозначать геометрические фигуры буквами.



7

Проверочная работа №1, повторение пройденного « Что узнали. Чему научились»

1



П. Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности.

Р. Анализировать свои действия и управлять ими.

К.Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).


Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



8

«Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера

1



П. Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности.

Р. Анализировать свои действия и управлять ими.

К. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Выполнять задания творческого и поискового характера.




Табличное умножение и деление.

28









9

Связь умножения и сложения; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3.

1



Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

Целостное восприятие окружающего мира.


Регулятивные УУД:

Средством формирования

этих действий служит технология

проблемного диалога на этапе

изучения нового материала.

В диалоге с учителем учиться

вырабатывать критерии оценки

и определять степень

успешности выполнения своей

работы и работы всех, исходя

из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную

информацию: 

делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: 

составлять простой 

план учебно-научного текста.

Коммуникативные УУД:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.



устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.


Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях.



10

Чётные и нечётные числа.

1



Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

Целостное восприятие окружающего мира.



11

Решения задач с величинами: цена, количество, стоимость.

1



Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.



12

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.

1



Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.



13

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.

1



устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.




Зависимости

между пропорциональными величинами.

11






14

Решение задач с величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов.

1



Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме.



15

Решение задач расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы.

1



Решать задачи арифметическим способом. Объяснять выбор действий при решении. Пояснять ход решения задачи.



16

«Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера

1



Выполнять задания творческого и поискового характера.



17

Повторение по теме «Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел».

1



Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способами действий. Анализировать свои действия и управлять ими.



18

Проверочная работа№2 « Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов

1



Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

Целостное восприятие окружающего мира.


Регулятивные УУД:

Средством формирования

этих действий служит технология

проблемного диалога на этапе

изучения нового материала.

В диалоге с учителем учиться

вырабатывать критерии оценки

и определять степень

успешности выполнения своей

работы и работы всех, исходя

из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную

информацию: 

делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: 

составлять простой 

планучебно-научного текста.

Коммуникативные УУД:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.



устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.


Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



19

Таблица умножения с числом 4.

1



Воспроизводить по памяти таблицу умножения на 4. Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.



20

Таблица деления с числом 4.

1



Воспроизводить по памяти таблицу деления на 4. Применять знания таблицы деления при вычислении значений числовых выражений.



21-22

Задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

2



Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного.



23

Таблица умножения с числом 5.

1



 Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.


Регулятивные УУД:

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.


Воспроизводить по памяти таблицу умножения на 5. Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.



24

Таблица деления с числом 5.

1



Воспроизводить по памяти таблицу деления на 4. Применять знания таблицы деления при вычислении значений числовых выражений.



25

Решение задач на кратное сравнение чисел

1



Решать задачи арифметическим способом. Объяснять выбор действий при решении.



26

Таблица умножения с числом 6.

1



Воспроизводить по памяти таблицу умножения на 6. Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.



27

Таблица деления с числом 6.

1



Воспроизводить по памяти таблицу деления на 6. Применять знания таблицы деления при вычислении значений числовых выражений.



28-29

Задачи на нахождение четвёртого пропорционального.

2



Анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов.






30

Таблица умножения с числом 7.

1



Воспроизводить по памяти таблицу умножения на 7. Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.



31

Таблица деления с числом 7.

1



Воспроизводить по памяти таблицу деления на 7. Применять знания таблицы деления при вычислении значений числовых выражений.



32

Проверочная работа № 3

1



Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



33

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

1



Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способами действий. Анализировать свои действия и управлять ими.




34

Контрольная работа 1 по результатам 1- ой четверти.

1



Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



35

Анализ контрольной работы. Повторение пройденного

1



Анализировать результаты своих знаний.



36

«Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера. Проект «Математические сказки».





ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.




Выполнять задания творческого и поискового характера.




Вторая четверть.

Числа от 1 до 100.

Табличное умножение и деление.( Продолжение) 28

28










Таблица умножения и деления с числами 8 и 9.

17









37

Площадь. Способы сравнения фигур по площади.

1



Личностная заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Смыслополагание.

Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.


Регулятивные УУД:

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы.


9Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.


Сравнивать геометрические фигуры по площади.



38

Единицы площади: квадратный сантиметр.

1



Вычислять площадь прямоугольника разными способами.



39

Площадь прямоугольника.

1



Вычислять площадь прямоугольника разными способами.



40-41

Таблица умножения и деления с числом 8.

2



Воспроизводить по памяти таблицу умножения деления на 8. Применять знания таблицы умножения и деления при вычислении значений числовых выражений.






42

«Площадь прямоугольника».

1



Вычислять площадь прямоугольника разными способами.



43

Таблица умножения и деления с числом 9.

1



Воспроизводить по памяти таблицу умножения деления на 9. Применять знания таблицы умножения и деления при вычислении значений числовых выражений.



44

Квадратный дециметр.

1



Различать единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр.



45

Сводная таблица умножения..

1



Воспроизводить по памяти табличные случаи умножения и соответствующие случаи деления.



46

Квадратный метр

1



Различать единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр.



47

«Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера: задачи-расчеты;

1



Выполнять задания творческого и поискового характера.



48

Умножение на 1 и на 0.

1



Умножать числа на 1 и на 0,



49

Деление вида а:а, 0:а при а =0.

1



Выполнять деление 0 на число, не равное 0.



50

Текстовые задачи в три действия.

1



Анализировать задачи, устанавливать зависимость величин, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов.



51

Составление плана действий.

1






52

Определение наиболее эффективных способов решения задач.

1






53

«Странички для любознательных» -изображение предметов на плане комнаты по описанию их расположения ;

1



Выполнять задания творческого и поискового характера.



54

Доли (половина, треть, четверть. Десятая, сотая). Образование и сравнение долей.

1



Находить долю величины, и величину по ее доле. Сравнивать разные доли одной и той же величины.



55

Задачи на нахождение доли и числа по его доле.

1






56

Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр).

1



Личностная заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Смыслополагание.

Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.


Регулятивные УУД:

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы.


Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.


Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости.



57

Вычерчивание окружностей с использованием циркуля.

1






58-59

Единицы времени: год, месяц, сутки.

2



Описывать явления и события с использованием величин времени.






60

Проверочная работа №4

(тестовая форма)

1



Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



61

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

1



Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способами действий. Анализировать свои действия и управлять ими.




62

Контрольная работа 2 за 1 полугодие

2



Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



63

Анализ контрольной работы. Повторение изученного.

1



Анализировать результаты своих знаний.



64

Странички для любознательных. Содержащие высказывания с логическими связками «если не …, то …», «если…, то не …».

1



Выполнять задания творческого и поискового характера.




Третья четверть.

Числа от 1 до 100.

40










Внетабличное умножение и деление.

27










Приёмы умножения для случаев вида 23 . 4, 4 . 23.

6









65-66

Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 . 3, 3.20, 60 : 3, 80 : 2.

2

09.01

10.01


Личностная заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Смыслополагание.

Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.


Регулятивные УУД:

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.


Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами.






67

Умножение суммы на число.

1





Использовать правило умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения,



68

Приёмы умножения для случаев вида 23 . 4, 4 . 23.

1



Сравнивать разные способы вычислений, выбирая наиболее удобный.



69- 70

Приёмы деления для случаев вида 60 : 3, 80 : 2.

2



Сравнивать разные способы вычислений, выбирая наиболее удобный.




Приёмы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3.

9






71

Выражения с двумя переменными вида а + b, а - b,

а .b, а : b ( b = 0 ), вычисление их значений при заданных значениях букв.

1



Вычислять значение выражения с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действия.



72

«Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера: логические задачи.

2



Выполнять задания творческого и поискового характера.



73

Деление суммы на число.

1



Использовать правило деления суммы на число при выполнении внетабличного деления.



74-75

Связь между числами при делении.

2



Личностная заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Смыслополагание.

Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.


Регулятивные УУД:

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы.


Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.


Сравнивать разные способы вычислений, выбирая наиболее удобный.






76

Проверка деления.

1



Использовать разные способы для проверки выполненных действия умножения и деления.



77-78

Приёмы деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22.

2



Выполнять внетабличное деление в пределах 100.



79

Проверка умножения делением.

1



Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножения и деления.



80-81

Решение уравнений на основе между компонентами и результатами умножения и деления.

2




Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.






82

Странички для любознательных. Задания, содержащие высказывания с логическими связками «если не …, то …», «если…, то не …».

1



Личностная заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Смыслополагание.

Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.


Регулятивные УУД:

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.


Выполнять задания творческого и поискового характера.



83

Повторение :Что узнали . Чему научились .

1




Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способами действий. Анализировать свои действия и управлять ими.




84-85

Приёмы нахождения частного и остатка.

2



Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку.






86

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального.

1



Решать текстовые задачи арифметическим способом.



87

Проверка деления с остатком.

1



Выполнять деление с остатком и его проверку.



88

Повторение :Что узнали . Чему научились .

1



Работать в парах, анализировать и оценивать результаты работы.



89

Проверочная работа № 5 « Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма).

3






Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



90

Анализ результатов. Повторение :Что узнали . Чему научились .

1



Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способами действий. Анализировать свои действия и управлять ими.



91

Странички для любознательных. Проект «Задачи-расчеты».

1






Выполнять задания творческого и поискового характера.






Числа от 1 до 100.

Нумерация.

13










Нумерация.

13









92

Устная и письменная нумерация.

1



Личностная заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Смыслополагание.


Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


Личностная заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Смыслополагание.


Читать и записывать трехзначные числа.



93

Разряды счётных единиц.

1



Заменять трехзначное числа суммой разрядных слагаемых.



94

Натуральная последовательность трёхзначных чисел.

1



Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжая ее или восстанавливать пропущенные в ней числа.



95-96

Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз.

2



Выполнять умножение и деление числа на 10 и на 100.






97-98

Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых.

2



Заменять трехзначное числа суммой разрядных слагаемых.






99

Сравнение трёхзначных чисел.

1



Сравнивать трехзначные числа и записывать результаты сравнения.



100

Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.

1



Упорядочивать заданные числа.



101

Единицы массы: килограмм, грамм.

1



Переводить одни единицы массы в другие. Сравнивать предметы по массе.



102

Проверочная работа № 6.

1



Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



103

«Странички для любознательных» - задачи-расчёты; обозначение чисел римскими цифрами.

1



Выполнять задания творческого и поискового характера.



104

Контрольная работа №3 по результатом 3 четверти

1



Личностная заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Смыслополагание.

Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



105

Анализ контрольной работы. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

1



Анализировать результаты своих знаний.




Четвёртая четверть.

Числа от 1 до 1000

32










Сложение и вычитание.

10










Приёмы устного сложения и вычитания в пределах 1 000.

3









106

Приёмы устных вычислений, в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (900+20, 500 – 80).

1



Личностная заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Смыслополагание.


Регулятивные УУД:

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы.

Личностная заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Смыслополагание.


Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений.



107-108

Приёмы устных вычислений, в случаях, сводимых к действиям в пределах (120 .7, 300 : 6 и др).

2







Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1 000.

7



Личностная заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Смыслополагание.

Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.




109-110

Приёмы письменных вычислений: алгоритм письменного сложения.

2



Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000.








111

Приёмы письменных вычислений: алгоритм письменного вычитания

1




112

Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.

1



Различать треугольники по видам и называть их.



113

«Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера: логические задачи и задачи повышенного уровня сложности.

1



Выполнять задания творческого и поискового характера.



114

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

1



Работать в парах, анализировать и оценивать результаты работы.



115

Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно»?

1







Умножение и деление.

12










Приёмы устных вычислений.

4









116

-118

Приёмы устного умножения и

устного деления.

3



Личностная заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Смыслополагание.

Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.


Регулятивные УУД:

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой планучебно-научного текста.

Коммуникативные УУД:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.

— 











119

Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.

1







Приём письменного умножения и деления на однозначное число.

8






120-121

Приём письменного умножения на однозначное число.

2



Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное.



122

Повторение по теме «Приём письменного умножения и на однозначное число».

1






123-124

Приём письменного деления на однозначное число.

2



Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное.



125

Повторение по теме «Приём письменного деления и на однозначное число».

1






126

Знакомство с калькулятором.

1



Проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора.



127

Проверочная работа №7 « Повторение пройденного «что узнали, чему научились».

1



Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.




Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе».

9









128

Повторение по теме : нумерация

Контрольная работа 4

1



Личностная заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Смыслополагание.


Регулятивные УУД:

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.



Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).




129

Повторение по теме: сложение и вычитание

1






130

Повторение по теме «Таблицы умножения и деления».

1






131

Повторение по теме «Внетабличное деление и умножение».

1






132

Повторение по теме «Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок».

1






133

Контрольная работа № 5 по теме «Внетабличное деление и умножение».

1



Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



134

Повторение по теме. Задачи

1






135

Повторение по теме. Задачи

1






136

Повторение по теме геометрические фигуры и величины

1







Итого:

136











Материально-техническое обеспечение

1. Настольные развивающие игры.

2.Набор предметных картинок.

3. Компьютер.

4. Видеопроектор.

5. Магнитная доска.

Список литературы

1.Анащенкова С.В. Сборник рабочих программ «Школа России»,1-4 классы 2011 Москва «Просвещение».

2. М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. 2013 Москва «Просвещение»

































Система оценки достижения планируемых результатов

освоения предмета. Критерии оценивания

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоение программы по математике должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-поз-тельные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, измерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание или умножение и деление. На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.

В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по математике в третьем классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.


Нормы оценок по математике

Работа, состоящая из примеров:

Работа, состоящая из задач.

Комбинированная ра­бота

Контрольный уст­ный счет.

«5» - без ошибок.

«5» - без ошибок.

«5» - без ошибок.

«5» - без ошибок.

«4» -1 грубая и 1 -2 не­грубые ошибки.

«4» - 1-2 негрубых ошиб­ки.

«4» - 1 грубая и 1-2 негру­бые ошибки, при этом гру­бых ошибок не должно быть в задаче.

«4»- 1-2 ошибки.

«3»-2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки

«3» - 1 грубая и 3-4 не­грубые ошибки.

«3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.

«3» - 3-4 ошибки.

«2» - 4 и более грубых ошибки.

«2» - 2 и более грубых ошибки.

«2» - 4 грубые ошибки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!