Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Федосеевская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор МБОУ Федосеевской СОШ
___________Мудрая В.Ф
Приказ от 28 августа 2017 г №85
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
Основное общее образование - 5 класс
Количество часов – 167
Учитель – Шафранова О.А.
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по математике в 5 классе составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования ( ФГОС ООО) с изменениями;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями;
- Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с изменениями;
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ) статья 12, п. 7.
- Письмом Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08 – 1786 и Письмом Минобрнауки России от 03.03.2016 г. № 08 – 334 « О рабочих программах учебных предметов»;
- Главой 3, п.3.3 Устава МБОУ Федосеевской СОШ;
-Календарным учебным графиком МБОУ Федосеевской СОШ на 2017-2018 учебный год.
- Основной образовательной программой ООО МБОУ Федосеевской СОШ приказ №80 от 25.08.2017г
на основании:
сборник рабочих программ «Математика. ФГОС.» Просвещение.2014 год Составитель Т.А.Бурмистрова
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно учебного плана МБОУ Федосеевской СОШ в рамках ФГОС ООО на изучение математики в 5 классе отводится 175 часов из расчета 5 ч в неделю, 35 недель. Разработанная мною рабочая программа рассчитана на 167 часов в связи с конфигурацией календарного учебного графика на 2017-2018 уч.год и в связи с тем, что 23 февраля, 8-9 марта, 1-2 мая, 9 мая праздничные дни.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Результаты изучения предмета «Математика» в 5 классе представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном.
Личностными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие качества:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Средством достижения этих результатов является:
– система заданий учебников;
– представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
– использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология системно- деятельностного подхода в обучении, технология оценивания.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– создавать математические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни текстовой информации.
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
– понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника.
– Использование математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.
– Совокупность умений по использованию доказательной математической речи.
– Совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.
– Умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.
– Независимость и критичность мышления.
– Воля и настойчивость в достижении цели.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного обучения, организация работы в малых группах, также использование на уроках технологии личностно- ориентированного и системно- деятельностного обучения.
Предметными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие знания и умения:
Натуральные числа и шкалы
Знать и понимать:
- Понятия натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов.
- Таблицу классов и разрядов. Обозначение разрядов.
- Общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа.
- Понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, значение отрезков.
- Единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы).
- Измерительные инструменты.
- Понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение.
- Понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение.
- Понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки.
- Понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство.
Уметь:
- Читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные.
- Составлять числа из различных единиц.
- Строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам.
- Выражать длину (массу) в различных единицах.
- Показывать предметы, дающие представление о плоскости.
- Определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков.
- Чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам.
- Сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча.
- Читать и записывать неравенства, двойные неравенства.
Сложение и вычитание натуральных чисел
Знать:
- Понятия действий сложения и вычитания.
- Компоненты сложения и вычитания.
- Свойства сложения и вычитания натуральных чисел.
- Понятие периметра многоугольника.
- Алгоритм арифметических действий над многозначными числами.
Уметь:
- Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча.
- Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания.
- Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений.
- Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания.
- Раскладывать число по разрядам и наоборот
Умножение и деление натуральных чисел
Знать и понимать:
- Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).
- Понятия программы вычислений и команды.
- Таблицу умножения.
- Понятия действий умножения и деления.
- Компоненты умножения и деления.
- Свойства умножения и деления натуральных чисел.
- Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).
- Разложение числа на множители, приведение подобных слагаемых.
- Деление с остатком, неполное частное, остаток.
- Понятия квадрата и куба числа.
- Таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел
Уметь:
- Заменять действие умножения сложением и наоборот.
- Находить неизвестные компоненты умножения и деления.
- Умножать и делить многозначные числа столбиком.
- Выполнять деление с остатком.
- Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения.
- Решать уравнения, которые сначала надо упростить.
- Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.).
- Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части).
- Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования.
- Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений.
- Вычислять квадраты и кубы чисел.
Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление).
Площади и объёмы
Знать и понимать:
- Понятие формулы.
- Формулу пути, скорости, времени.
- Понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба.
- Измерения прямоугольного параллелепипеда.
- Формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника.
- Формулу объема прямоугольного параллелепипеда, куба.
- Равные фигуры. Свойства
- равных фигур.
- Единицы измерения площадей и объемов.
Уметь:
- Читать и записывать формулы.
- Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника,
- квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
- Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней.
- Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней.
- Решать задачи, используя свойства равных фигур.
- Переходить от одних единиц площадей (объемов) к другим.
Обыкновенные дроби
Знать и понимать:
- Понятия окружности, круга и их элементов.
- Понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби.
- Основные виды задач на дроби. Правило сравнения дробей.
Уметь:
- Понятия равных дробей, большей и меньшей дробей.
- Понятия правильной и неправильной дроби.
- Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
- Изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть и элементы.
- Читать и записывать обыкновенные дроби.
- Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают.
- Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче.
- Распознавать и решать три основные задачи на дроби.
- Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.
- Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом.
- Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.
- Записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных дробей.
- Записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби.
- Выделять целую часть из неправильной дроби.
- Представлять смешанное число в виде неправильной дроби.
- Складывать и вычитать смешанные числа
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
Знать и понимать:
- Понятие десятичной дроби, его целой и дробной части.
- Правило сравнения десятичных дробей.
- Правило сравнения десятичных дробей по разрядам.
- Понятия равных, меньшей и большей десятичных дробей.
- Правило сложения и вычитания десятичных дробей.
- Свойства сложения и вычитания десятичных дробей.
- Понятия приближенного значения числа, приближенного значения числа с недостатком
- (с избытком).
- Понятие округления числа.
- Правило округления чисел,
- десятичных дробей до заданных разрядов.
Уметь:
- Иметь представление о десятичных разрядах.
- Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби.
- Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей.
- Изображать десятичные дроби на координатном луче.
- Складывать и вычитать десятичные дроби.
- Раскладывать десятичные дроби по разрядам.
- Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
- Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда.
Умножение и деление десятичных дробей
Знать и понимать:
- Правило умножения двух десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия).
- Правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате действия).
- Правило деления на 10, 100, 1000 и т.д.
- Правило деления на 0,1; 0,01; 0,001;и т.д.
- Свойства умножения и деления десятичных дробей.
- Понятие среднего арифметического нескольких чисел.
- Понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности.
Уметь:
- Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь.
- Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
- Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений.
- Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби.
- Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями.
- Находить среднее арифметическое нескольких чисел.
- Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д.
Инструменты для вычислений и измерений
Знать и понимать:
- Понятие процента. Знак, обозначающий «процент».
- Правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот.
- Основные виды задач на проценты.
- Понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов. Знак, обозначающий
«угол».
- Свойство углов треугольника.
- Измерительные инструменты.
- Понятие биссектрисы угла.
- Алгоритм построения круговых диаграмм.
Уметь:
- Пользоваться калькуляторами при выполнении отдельных арифметических действий с натуральными числами и десятичными дробями.
- Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот.
- Вычислять проценты с помощью калькулятора.
- Распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой либо величины.
Повторение. Решение задач (11ч).
Содержание курса.
Повторение -6 ч.
Натуральные числа и шкалы (13 ч).
Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Сложение и вычитание натуральных чисел (19ч).
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Умножение и деление натуральных чисел. (25ч)
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
Площади и объёмы (12ч).
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Обыкновенные дроби (25ч).
Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (14).
Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Умножение и деление десятичных дробей (26ч).
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Инструменты для вычислений и измерений (17ч).
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Повторение. Решение задач (10ч).
Календарно-тематическое планирование
Математика 5 класс
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
По плану | С изменениями | По плану | С изменениями |
Повторение - 6ч |
1 | Арифметические действия с натуральными числами | 1 | | 1 сент | |
2 | Повторение начальных сведений о геометрии | 1 | | 4 сент | |
3 | Решение уравнений | 1 | | 5 сент | |
4 | Решение текстовых задач | 1 | | 6 сент | |
5 | Формулы. Сравнение чисел | 1 | | 7 сент | |
6 | Входная контрольная работа за курс математики начальной школы | 1 | | 8 сент | |
Натуральные числа и шкалы - 13ч |
7-8 | Обозначение натуральных чисел | 2 | | 11, 12 сент | |
9 | Отрезок, длина отрезка | 1 | | 13 сент | |
10 | Треугольник и его элементы | 1 | | 14 сент | |
11-12 | Плоскость, прямая, луч | 2 | | 15,18 сент | |
13-15 | Шкалы и координаты | 3 | | 19,20,21сент | |
16-18 | Меньше или больше | 3 | | 22,25,26 сент | |
19 | Контрольная работа по теме «Натуральные числа и шкалы» | 1 | | 27 сент | |
Сложение и вычитание натуральных чисел 19ч |
20-23 | Сложение натуральных чисел и его свойства | 4 | | 28,29 сент, 2, 3 окт. | |
24-27 | Вычитание натуральных чисел | 4 | | 4,5,6, 9 окт | |
28 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 | | 10 окт | |
29-31 | Числовые и буквенные выражения | 3 | | 11,12,13 окт | |
32-34 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | 3 | | 16,17,18.окт | |
35-37 | Уравнение | 3 | | 19,20,23.окт | |
38 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 | | 24 окт | |
Умножение и деление натуральных чисел - 25ч |
39-42 | Умножение натуральных чисел и его свойства | 4 | | 25,26,27 окт, 7 нояб | |
43-48 | Деление | 6 | | 8,9,10,13,14,15 нояб | |
49-51 | Деление с остатком | 3 | | 16,17,20 нояб | |
52 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление натуральных чисел» | 1 | | 21 нояб | |
53-57 | Упрощение выражений | 5 | | 22,23,24,27,28 нояб | |
58-60 | Порядок выполнения действий | 3 | | 29,30 нояб 1 дек | |
61-62 | Степень числа. Квадрат и куб числа. | 2 | | 4,5 дек | |
63 | Контрольная работа по теме «Упрощение выражений» | 1 | | 6 дек | |
Площади и объемы - 12ч |
64-65 | Формулы | 2 | | 7,8 дек | |
66-67 | Площадь. Формула площади прямоугольника | 2 | | 11,12 дек | |
68-70 | Единицы измерения площадей | 3 | | 13,14,15 дек | |
71 | Прямоугольный параллелепипед | 1 | | 18 дек | |
72-74 | Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда | 3 | | 19,20,21 дек | |
75 | Контрольная работа по теме «Площади и объемы» | 1 | | 22 дек | |
Дробные числа - 25ч |
76-77 | Окружность и круг | 2 | | 25, 26 дек | |
78-82 | Доли. Обыкновенные дроби | 5 | | 11,12,15,16,17 янв | |
83-85 | Сравнение дробей | 3 | | 18,19,22 янв | |
86-88 | Правильные и неправильные дроби | 3 | | 23, 24,25 янв | |
89 | Контрольная работа по теме «Обыкновенные дроби» | 1 | | 26 янв | |
90-92 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» | 3 | | 29,30,31 янв | |
93-94 | Деление и дроби | 2 | | 1,2 февр | |
95-96 | Смешанные числа | 2 | | 5, 6 февр | |
97-99 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 3 | | 7, 8, 9 февр | |
100 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» | 1 | | 12 февр | |
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей - 14ч |
101-103 | Десятичная запись дробных чисел | 3 | | 13,14,15 февр | |
104-106 | Сравнение десятичных дробей) | 3 | | 16,19, 20 февр | |
107-111 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 5 | | 21,22, 26, 27,28 февр. | |
112-113 | Приближенное значение чисел. Округление чисел | 2 | | 1, 2 марта | |
114 | Контрольная работа по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» | 1 | | 5 марта | |
Умножение и деление десятичных дробей 26ч |
115-117 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | 3 | | 6, 7,12 марта | |
118-122 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 5 | | 13,14,15,16, 19 марта | |
123 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» | 1 | | 20 марта | |
124-128 | Умножение десятичных дробей | 5 | | 21,22, 23 марта 2, 3мапр | |
129-135 | Деление на десятичную дробь | 7 | | 4,5,6,9,10, 11,12 апр | |
136-139 | Среднее арифметическое | 4 | | 13,16,17, 18 апр | |
140 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление десятичных дробей» | 1 | | 19 апр | |
Инструменты для вычислений и измерений - 17ч |
141 | Микрокалькулятор | 1 | | 20 апр | |
142-148 | Проценты | 7 | | 23,24,25,26,27,28 апр, 3 мая | |
149 | Контрольная работа по теме «Проценты» | 1 | | 4 мая | |
150 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник | 1 | | 7 мая | |
151-153 | Измерение углов. Транспортир | 3 | | 8,10,11 мая | |
154-156 | Круговые диаграммы | 3 | | 14,15, 16 мая | |
157 | Контрольная работа по теме «Инструменты для вычислений и измерений» | 1 | | 17 мая | |
Повторение - 10ч |
158 | Действия с десятичными дробями | 1 | | 18 мая | |
159 | Действия с обыкновенными дробями | 1 | | 21 мая | |
160 | Решение уравнений | 1 | | 22 мая | |
161 | Решение текстовых задач | 1 | | 23 мая | |
162 | Итоговая контрольная работа | 1 | | 24 мая | |
163 | Анализ годовой контрольной работы | 1 | | 25 мая | |
164-167 | Уроки обобщения и систематизации знаний | 4 | | 28,29,30,31 мая | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора поУВР
методического совета _________Хорольцева Г.А. МБОУ Федосеевской СОШ 22 августа 2017 года
от 22 августа 2017 года № 1
_________ Хорольцева Г.А.