СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 5 класс (дополнительный час)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 5 класс (дополнительный час)»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Название предмета: За страницами учебника математики

Класс (параллель): 5Г, 5Д, 5Е


Педагог: Сысоева Ю.А.





























2016 год




Оглавление

I. Пояснительная записка 3

II. Общая характеристика учебного предмета 5

III. Описание места учебного предмета в учебном плане 8

IV. Планируемые результаты изучения курса 9

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 13

VI. Содержание учебного предмета 16

VII. Календарно тематическое планирование 18

VIII. Контрольно-измерительные материалы 32

Примерные вопросы математической карусели 32

Примерные вопросы математической регаты 33

IX. Темы исследовательских проектов по математике 34

X. Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 34




























  1. I. Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике, базисного учебного плана образовательного учреждения на 2015—2016 уч. год и обеспечена УМК для 5–6-го классов авторов Н. В. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд.

Математика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место математики среди школьных предметов обусловливает и её особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. При этом когнитивная составляющая данного курса позволяет обеспечить как требуемый государственным стандартом необходимый уровень математической подготовки, так и повышенный уровень, являющийся достаточным для углубленного изучения предмета.

Вместе с тем, очевидно, что положение с обучением предмету «Математика» в основной школе требует к себе самого серьёзного внимания. Анализ состояния преподавания свидетельствует, что школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся.

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС.

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития:

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  • формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении:

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении:

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. Они являются и целью, и средством обучения. Важным условием правильной организации этого процесса является выбор рациональной системы методов и приемов обучения, специфики решаемых образовательных и воспитательных задач.

Целью изучения курса математики в 5 классах является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.



  Программа составлена в соответствии с содержанием УМК “Математика 5” . Основное содержание курса математики 5 класса составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль отведена решению текстовых задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях математического кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. Такие задания содержатся в разделе “Логические задачи”. В разделе “Необычное об обычных натуральных числах” начинается изучение новой содержательной линии “Анализ данных”. Здесь предлагается естественный и доступный детям этого возраста метод решения комбинаторных задач, заключающийся в непосредственном переборе возможных вариантов (комбинаций). Этот материал нашел отражение в разделах “Элементы теории графов” и “Решение логических задач на переливание и взвешивание”. Большую роль при обучении математики по УМК “Математика 5” играет геометрический материал, поэтому на занятиях кружка он отражен в разделе “Задачи на разрезание и перекраивание”, где развивается представление о симметрии фигур.

Особое внимание уделяется подготовке детей к участию во всероссийской олимпиаде школьников, в конкурсе “Кенгуру”, интеллектуальном марафоне и различных окружных и городских математических конкурсах. Учащимся предлагается выполнение самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств). На занятиях учащиеся знакомятся с различными арифметическими методами решения задач (метод решения “с конца” и др.), выполняют проектные работы. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения. 

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям.

Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

II. Общая характеристика учебного предмета

Данный курс предназначен для учеников 5 класса общеобразовательной школы; программа рассчитана на учащихся 5 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.   Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.

В основе содержания обучения математике лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной. В соответствии с этими видами компетенций выделены главные содержательно-целевые направления развития учащихся средствами курса «Математика. 5 класс».

Предметная компетенция. Под предметной компетенцией понимается осведомлённость школьников о системе основных математических представлений и овладение ими необходимыми предметными умениями. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: о математическом языке как средстве выражения математических законов, закономерностей и т.д.; о математическом моделировании как одном из важных методов познания мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: создавать простейшие математические модели, работать с ними и интерпретировать полученные результаты; приобретать и систематизировать знания о способах решения математических задач, а также применять эти знания и умения для решения многих жизненных задач.

Коммуникативная компетенция. Под коммуникативной компетенцией понимается сформированность умения ясно и чётко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог, воспринимая точку зрения собеседника и в то же время подвергая её критическому анализу, отстаивать (при необходимости) свою точку зрения, выстраивая систему аргументации. Формируются образующие эту компетенцию умения, а также умения извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая её при необходимости в другие формы (тексты, таблицы, схемы и т.д.).

Организационная компетенция. Под организационной компетенцией понимается сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые учащимся новые знания. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать её на составные части, на которых будет основываться процесс её решения, анализировать результат действия, выявлять допущенные ошибки и неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме, легко доступной для восприятия других людей.

Общекультурная компетенция. Под общекультурной компетенцией понимается осведомленность школьников о математике как элементе общечеловеческой культуры, её месте в системе других наук, а также её роли в развитии представлений человечества о целостной картине мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: об уровне развития математики на разных исторических этапах; о высокой практической значимости математики с точки зрения создания и развития материальной культуры человечества, а также о важной роли математики с точки зрения формировании таких важнейших черт личности, как независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели и др.

Содержание математического образования в основной школе формируется на основе фундаментального ядра школьного математического образования. В программе оно представлено в виде совокупности содержательных разделов, конкретизирующих соответствующие блоки фундаментального ядра применительно к основной школе. Программа регламентирует объем материала, обязательного для изучения в основной школе.

Содержание курса служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Программа содержит материал, дополняющий и расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе   уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой  (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится вы­полнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими прие­мами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, со­ставлять несложные алгоритмы и др.

Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специально­стей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, био­логия, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляю­щегося в определенных умственных навыках. В процессе ма­тематической деятельности в арсенал приемов и методов че­ловеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построе­ний, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мыш­ление. Ведущая роль принадлежит математике в формирова­нии алгоритмического мышления и воспитании умений дей­ствовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математике дает возможность развивать у уча­щихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, сим­волические, графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в форми­рование общей культуры человека. Необходимым компонен­том общей культуры в современном толковании является об­щее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенно­стях применения математики для решения научных и при­кладных задач.

Изучение математики способствует эстетическому воспита­нию человека, пониманию красоты и изящества математиче­ских рассуждений, восприятию геометрических форм, усвое­нию идеи симметрии.

История развития математического знания дает возмож­ность пополнить запас историко-научных знаний школьни­ков, сформировать у них представления о математике как ча­сти общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математи­ческой науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа  рассчитана на один год   обучения (34 занятия в течения учебного года). Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе “Кенгуру”, участие в декаде научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Математика» изучается с 5-го по 9-й класс в виде следующих учебных курсов: 5—6 класс — «Математика» (интегрированный предмет), в 7—9 классах предмет «Математика» (Алгебра и Геометрия).

Распределение учебного времени между этими предметами представлено в таблице.



Классы

Предметы
математического цикла

Количество часов в год

5

Математика

34


Курс «Математика 5» включает арифмети­ческий материал, элементы алгебры и геометрии, а также эле­менты вероятностно-статистической линии.



IV. Планируемые результаты изучения курса


Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

1) в личностном направлении:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • представление о математической науке как сфере чело­веческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимо­сти для развития цивилизации;

  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математи­ческих объектов, задач, решений, рассуждений;



2) в метапредметном направлении:

    • первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, сред­стве моделирования явлений и процессов;

    • умение видеть математическую задачу в контексте проб­лемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

    • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представ­лять ее в понятной форме, принимать решение в условиях не­полной и избыточной, точной и вероятностной информации;

    • умение понимать и использовать математические сред­ства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

    • умение выдвигать гипотезы при решении учебных за­дач, понимать необходимость их проверки;

    • умение применять индуктивные и дедуктивные спосо­бы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

    • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алго­ритмом;

    • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алгоритмы для решения учебных математических проб­лем;

    • умение планировать и осуществлять деятельность, на­правленную на решение задач исследовательского характера;

3) в предметном направлении:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основ­ным разделам содержания, представление об основных изуча­емых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моде­лях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • умение работать с математическим текстом (анализиро­вать, извлекать необходимую информацию), грамотно приме­нять математическую терминологию и символику, использо­вать различные языки математики;

  • умение проводить классификации, логические обосно­вания, доказательства математических утверждений;

  • умение распознавать виды математических утверждений (аксиомы, определения, теоремы и др.), прямые и обратные теоремы;

  • развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыка­ми устных, письменных, инструментальных вычислений;

  • овладение символьным языком алгебры, приемами вы­полнения тождественных преобразований рациональных вы­ражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;

  • овладение системой функциональных понятий, функ­циональным языком и символикой, умение на основе функ­ционально-графических представлений описывать и анализи­ровать реальные зависимости;

  • овладение основными способами представления и ана­лиза статистических данных; наличие представлений о стати­стических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;

  • овладение геометрическим языком, умение использо­вать его для описания предметов окружающего мира, разви­тие пространственных представлений и изобразительных уме­ний, приобретение навыков геометрических построений;

  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

  • умения измерять длины отрезков, величины углов, ис­пользовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;

  • умение применять изученные понятия, результаты, ме­тоды для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.



Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса математики 5 класса учащиеся должны:

  • правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: цельное, дробное, десятичная дробь, переход от одной формы записи к другой (например, проценты в виде десятичной дроби; выделение целой части из неправильной дроби); решать три основные задачи на дроби;

  • сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой; находить среднее арифметическое нескольких чисел;

  • выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями; округлять десятичные дроби;

  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, многоугольники, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры; владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для построения и измерения отрезков и углов;

  • владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;

  • находить числовые значения буквенных выражений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • при решении несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

  • в устной прикидке и оценке результатов вычислений;

  • при проверке результата вычисления с использованием различных приемов.

Предметными результатами изучения курса «Математика» 5-й класс являются следующие умения:

- использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание:

  • названий и последовательности чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);

  • как образуется каждая следующая счётная единица;

  • названий и последовательности разрядов в записи числа;

  • названий и последовательности первых трёх классов;

  • сколько разрядов содержится в каждом классе;

  • соотношения между разрядами;

  • сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;

  • как устроена позиционная десятичная система счисления;

  • единиц измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношений между ними;

  • десятичных дробей и правил действий с ними;

  • о функциональной связи между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа).

  • сравнивать десятичные дроби;

  • выполнять операции над десятичными дробями;

  • преобразовывать десятичную дробь в обыкновенную и наоборот;

  • округлять целые числа и десятичные дроби;

  • находить приближённые значения величин с недостатком и избытком;

  • выполнять приближённые вычисления и оценку числового выражения;

  • выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях; выполнять проверку правильности вычислений;

  • выполнять умножение и деление с 1000;

  • вычислять значения числовых выражений, содержащих 3–4 действия со скобками и без них;

  • решать простые и составные текстовые задачи;

  • выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;

  • находить вероятности простейших случайных событий;

  • решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;

  • решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;

  • читать информацию, записанную с помощью линейных, столбчатых и круговых диаграмм;

  • строить простейшие линейные, столбчатые и круговые диаграммы;

  • находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;

  • создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.

  1. V. Личностные, метапредметные и предметные
    результаты освоения учебного предмета



Личностными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие качества:

  • независимость и критичность мышления;

  • воля и настойчивость в достижении цели.

Средством достижения этих результатов является:

  • система заданий учебников;

  • представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;

  • использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология системно-деятельностного подхода в обучении, технология оценивания.



Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

1) Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.



Средством формирования регулятивных УУД служат технология системно-деятельностного подхода на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2) Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать математические модели;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);

  • вычитывать все уровни текстовой информации.

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

  • понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника.

3) Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного обучения, организация работы в малых группах, также использование на уроках технологии личностно-ориентированного и системно - деятельностного обучения.

  1. VI. Содержание учебного предмета

Количество часов: 1 час в неделю.

Всего: 34 часа

Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т. д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы необходимо применять работу в группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

В разделе «Вводное занятие» учащиеся знакомятся с программой работы кружка, решают задачи “Угадай заду- манное число”, “Любимая цифра”, “Угадайте возраст и дату рождения”, “Сравнение прямой и кривой” и т. д.

В разделах «Решение текстовых задач на движение», «Текстовые задачи (задачи, решаемые с конца)», «Текстовые задач на совместную работу», «Задачи на вычисление наибольшего и наименьших значений» рассматриваются некоторые задачи из старинной книги Л.Ф.Магницкого “Арифметика” начала 18 века; математических рукописей 17 века; правила решения задач с лабиринтами; текстовые задачи на движение; задачи, решаемые с конца и математические игры на выигрышные ситуации.

Правила и способы рассуждений (закон противоречия, закон исключения третьего, определения высказывания, их классификация на истинные и ложные, отрицание высказываний и составление отрицаний высказываний, двойное отрицание, решение логических задач с помощью отрицания высказываний) содержатся в разделе «Логические задачи». Поэтому основная цель данного раздела – развивать логическое мышление, умение составлять таблицы, познакомить с некоторыми законами логики, научить использовать их при решении задач.

В разделе «Задачи со спичками» содержится материал о записи больших и малых чисел с использованием целых степеней десятки. Числовые и геометрические головоломки. Геометрические упражнения со спичками. Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в олимпиадах, в конкурсе “Кенгуру».

В разделе «Задачи с монетами» формируется умение составлять “цепочку рассуждений”, логически мыслить, составлять таблицы для решения задачи.

Материал темы «Обыкновенные дроби и действия с ними» рассматривается в разделе «Делимость и остатки» и «Задачи на делимость», где развиваются навыки решения задач с дробями, решаются старинные задачи на дроби и задачи на совместную работу.

Несколько часов в программе посвящено разделу «Решение уравнений», где учащееся изучают модуль числа, учатся решать линейные уравнения, содержащие модуль.

Большую роль при обучении математики по ФГОС играет геометрический материал, поэтому на занятиях кружка он отражены в разделах «Разрезание» и «Разрезание и замощение». Разрезания клетчатых фигур, правило «крайнего», где развивается представление о симметрии фигур и развиваются комбинаторные навыки (рассматриваются различные способы построения линии разреза фигур, правила, позволяющие при построении этой линии не терять решения). Рассматриваются такие задачи, как задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Разрезание квадрата, состоящего из 16 клеток, на две равные части. Разрезание прямоугольника 3х4 на две равные части. Разрезание различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге, на две равные части. Пентамимо. Фигуры домино, тримино, тетрамино (игру с такими фигурками называют тетрис), пентамимо составляют из двух, трех, четырех, пяти квадратов так, чтобы квадрат имел общую сторону хотя бы с одним квадратом.

В разделах «Задачи на взвешивание и переливание», «Задачи: кто больше?», «Комбинаторные задачи» предлагается естественный и доступный детям этого возраста метод решения комбинаторных задач, заключающийся в непосредственном переборе возможных вариантов (комбинаций).

Исторический экскурс и изучение математического фольклора разных стран рассмотрен в разделе «Лингвистические задачи».

В разделе «Круги Эйлера» учащиеся знакомятся с биографией Л.Эйлера, с помощью кругов Эйлера учатся решать логические, нестандартные, старинные задачи и задачи с лабиринтом.

В разделе «Деревья (графы)» даются наглядные представления о решение логических задач геометрическим методом. Итоговое занятие проводится в виде игры (математическое соревнование). Цель которого - проверить знание материала, изученного на занятиях и умение применять его в новой ситуации.

Проверка результатов проходит в форме: игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, математические регаты, математические карусели, составление кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое), опросников, тестирования, проведения самостоятельных работ и др. Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, что позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.


Формы подведения итогов реализации программы.


Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- защита презентаций и отчетов

- творческие работы учащихся;

- участие в конкурсах

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.



  1. VII. Календарно тематическое планирование




п/п


Раздел, название урока в поурочном планировании


Дидактические единицы образовательного процесса

Контроль знаний учащихся

Коли- чество часов


УУД






познавательные

регулятивные

Коммуниа-тивные


1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ЗНАКОМСТВО С ПЛАНОМ РАБОТЫ


Комбинированный урок

1




2

ВЗВЕШИВАНИЕ И ПЕРЕЛИВАНИЕ

Знать: понятие натурального числа, понятие меньшего, большего натурального числа в представленном множестве; понятие уменьшаемого, вычитаемого, слагаемого, суммы; единицы измерения

Уметь: решать простейшие ребусы; складывать и вычитать натуральные числа, делать логические выводы из условия задачи


Урок решения задач

1

Поиск и выделение необходимой информации для выделения необходимых признаков; установление причинно-следственных связей; логических цепочек рассуждений

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; постановка вопросов с целью поиска необходимой информации

3

РАЗРЕЗАНИЕ

Знать: понятие квадрата, понятие равных фигур;

Уметь: находить равные фигуры на чертеже; разбивать фигуры на части согласно условию задачи

Уроки усвоения новых знаний, умений и навыков.

1

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи; осознают формулы и формулировки заданий по теме

Выделяют и осознают то, что подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей т и ошибок, намечать способ их устранения

Учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, участвуют в коллективном обсуждении проблем

4

ВРЕМЯ. КАЛЕНДАРЬ. ВОЗРАСТ.


Знать: количество дней в месяце, в неделе, сколько часов в сутках; сколько минут в часе и т.д., песочные часы

Уметь: работать с календарём, механическими часами


Комбинированные уроки; уроки учебной практики; уроки самостоятельной работы

1

Умеют строить рассуждения в форме связи простых рассуждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способ их устранения. Регулируют весь процесс выполнения задания и четко выполняют требования познавательной задачи.

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам; вступают в диалог с коллективом по обсуждению поставленной задачи.

5-6

ЗАДАЧИ СО СПИЧКАМИ

Знать различные записи чисел, понятие треугольника, квадрата, пятиугольника;

Уметь применять приобретенные ЗУН при решении задач на перекладывание спичек

Урок решения задач

2

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать соотношения между ними.

Анализируют условия и требования задания.

Выполняют операции со знаками и символами. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Выделяют и осознают то, что подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей

Умеют слушать и слышать друг друга. Умеют работать в малых группах:

планируют способы работы,

проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого.

7

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРУСЕЛЬ

Уметь применять приобретенные ЗУН при выполнении заданий

Урок контроля и оценки знаний учащихся

1

Умеют выбирать обобщенные стратегии решения заданий

Оценивают достигнутый результат

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

8

РАЗРЕЗАНИЕ И ЗАМОЩЕНИЕ

Знать: понятие прямоугольника, понятие равных фигур, понятие площади прямоугольника и квадрата,

Уметь: применять полученные знания на практике

Урок изучения новой темы, комбинированные уроки; урок закрепления и повторения.

1

Выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы и самостоятельный поиск её решения; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений их характеризующих

Контроль в форме сличения способа действия и его ре­зультата с заданным эталоном с целью обнаружения отклоне­ний и отличий от эталона

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуни­кации; владение монологической и диалогической формами ре­чи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нор­мами родного языка, современных средств коммуникации

9

ОБРАТНЫЙ ХОД (РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С КОНЦА)

Знать правила действий с натуральными числами

Уметь применять приобретенные ЗУН при выполнении письменных заданий

Урок решения задач

1

Умеют выбирать обобщенные стратегии решения заданий

Оценивают достигнутый результат

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

10

ЧИСЛОВЫЕ НЕРАВЕНСТВА

Знать: числовые неравенства

Уметь: применять полученные знания при решении задач


Урок решения задач, комбинированные уроки, тестирование, самостоятельная работа

1

Подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений

Контроль в форме сличения способа действия и его ре­зультата с заданным эталоном с целью обнаружения отклоне­ний и отличий от эталона

Планирование собственной учебной деятельности и сотрудничества с учителем и учащимися; постановка вопросов – инициативное сотрудничество с целью поиска нужной информации

11-12

РЕШЕНИЕ КОМБИНИРОВАННЫХ ЗАДАЧ

Уметь: решать задачи, сопоставляя и комбинируя различные способы решения.

Урок решения задач

1

Постановка и формулирование проблемы, самостоятель­ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Контроль в форме сличения способа действия и его ре­зультата с заданным эталоном с целью обнаружения отклоне­ний и отличий от эталона

Планирование собственной учебной деятельности и сотрудничества с учителем и учащимися; постановка вопросов – инициативное сотрудничество с целью поиска нужной информации

13

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РЕГАТА

Уметь решать задачи на пройденные темы, комбинировать способы решения задач

Урок контроля и оценки знаний учащихся

1

Умеют выбирать обобщенные стратегии решения заданий

Оценивают достигнутый результат

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

14

ЗАДАЧИ НА «МНОГО» И «МАЛО»

Знать знаки больше и меньше, сравнение чисел

Уметь решать задания подбором, способы решения задач на недостаток и избыток

Урок изучения новой темы, комбинированные уроки; урок закрепления и повторения. Самостоятельная и проверочная работы

1

Выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы и самостоятельный поиск её решения; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений их характеризующих

Составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

Планирование собственной учебной деятельности и сотрудничества с учителем и учащимися; постановка вопросов – инициативное сотрудничество с целью поиска нужной информации

15

ЗАДАЧИ НА ЧЁТНОСТЬ

Знать понятие чётного и нечётного числа, понятие шахматного поля, как ходит шахматный конь;

Уметь вычислять значения выражений, делать логические умозаключения

Урок решения задач

1

Умеют выбирать обобщенные стратегии решения заданий

Оценивают достигнутый результат

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

16

ДЕЛИМОСТЬ И ОСТАТКИ

Знать понятие суммы, произведения натуральных чисел, понятие делимости и остатка от деления

Уметь выполнять действия с натуральными числами, решать типы задач на определение последней цифры числа, представленного в виде суммы или произведения нескольких натуральных чисел

Урок решения задач

1

Выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы и самостоятельный поиск её решения; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений их характеризующих

Составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

Планирование собственной учебной деятельности и сотрудничества с учителем и учащимися; постановка вопросов – инициативное сотрудничество с целью поиска нужной информации

17

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРУСЕЛЬ

Уметь находить различные способы решения задач

Урок контроля ЗУН

1

Умеют выбирать обобщенные стратегии решения заданий

Оценивают достигнутый результат

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

18

ЗАДАЧИ НА ПУТЬ И ДВИЖЕНИЕ

Знать понятие расстояния, скорости и время, формулу для вычисления пути;

Уметь применять формулу для решения задач, решать задачи на переправление предметов, на нахождение кратчайшего пути

Комбинированный урок

1

Подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений

Контроль в форме сличения способа действия и его ре­зультата с заданным эталоном с целью обнаружения отклоне­ний и отличий от эталона

Планирование собственной учебной деятельности и сотрудничества с учителем и учащимися; постановка вопросов – инициативное сотрудничество с целью поиска нужной информации

19

ЗАДАЧИ С МОНЕТАМИ

Уметь применять полученные знания для решения задач

Урок решения задач

1

Постановка и формулирование проблемы, самостоятель­ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Контроль в форме сличения способа действия и его ре­зультата с заданным эталоном с целью обнаружения отклоне­ний и отличий от эталона

Планирование собственной учебной деятельности и сотрудничества с учителем и учащимися; постановка вопросов – инициативное сотрудничество с целью поиска нужной информации

20

ЗАДАЧИ НА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ

Знать понятие производительности, формулу для вычисления работы

Уметь применять полученные навыки решения задач

Урок решения задач

1

Знакомство новыми понятиями. Объяснять пути решения и разбирать причины затруднения при решении задач, решаемых с конца

Формирование уме- ния сравнивать, анализировать, обобщать по раз- ным основания, моделировать вы- бор способов дея- тельности.

Формирование умения соотно- сить полученный результат с по- ставленной це- лью.

21

ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ НАИМЕНЬШИХ И НАИБОЛЬШИХ ЗНАЧЕНИЙ

Знать понятия больше, меньше, сравнение натуральных чисел;

Уметь находить наибольшее и наименьшее число в данной выборке

Комбинированный урок

1

Научиться воспроизводить приобретенные знания, умения и навыки в ходе конкретной деятельности.

Умение создавать обобщения устанавливать анало- гии, классифициро- вать, самостоятель- но выбирать осно- вания и критерии для классификации.

Умение работать в коллективе и находить согласованные решения.

22-23

ПРИНЦИП ДИРИХЛЕ

Знать формулировку принципа Дирихле

Уметь распознавать и решать задачи на принцип Дирихле

Урок усвоения новых знаний, урок первичного закрепления

2

Подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений

Контроль в форме сличения способа действия и его ре­зультата с заданным эталоном с целью обнаружения отклоне­ний и отличий от эталона

Формирование умения соотно- сить полученный результат с по- ставленной це- лью.

24

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.

Знать схему перебора, задачи, решаемы с конца

Уметь составлять таблицы для решения задач

Урок решения задач

1

Закрепление навыков решения логических задач с помощью перебора раз- личных вариантов.

Формулировать умение понимать и использовать ма- тематические сред- ства наглядности для иллюстрации, интерпретации, ар- гументации

Формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.

25

КОМБИНАТОРНЫЕ ЗАДАЧИ

Знать схему перебора (дерево вариантов), правило умножения

Уметь изображать дерево вариантов для решения конкретной задачи, использовать правило умножения для решения задач

Урок усвоения и закрепления новых знаний

1

Постановка и формулирование проблемы, самостоятель­ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Контроль в форме сличения способа действия и его ре­зультата с заданным эталоном с целью обнаружения отклоне­ний и отличий от эталона

Развивать инициативу, находчивость, активность при решении уравнений.

26

КРУГИ ЭЙЛЕРА

Знать понятие множества, понятие кругов Эйлера

Уметь изображать круги Эйлера для решения задач по теории множества

Урок получения новых знаний, урок первичного закрепления

1

Знакомство новыми понятиями. Поиск пути решения и разбир причины затруднения при решении

Формирование уме- ния понимать и ис- пользовать мате- матические поня- тия.

Формирование интереса к изучению темы и желание применять приоб- ретенные знания и умения; делиться свими ЗУН при работе в коллективе

27

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДЧИ

Уметь применять полученные навыки для решения задач, решать задачи на установление соответствия

Урок решения задач

1

Обобщение навыков решения задач на установку соответствия, обобщение знаний о различных языках

Развитие умения определять понятия, создавать обобщения

Ответственное отношение к обучению, умение ра- ботать в коллек- тиве.

28-29

ДЕРЕВЬЯ (ГРАФЫ)

Знать понятие дерева, простейшего графа, понятие вершины и степени вершины, понятие ребра, смежных вершин и ребёр; утверждение о числе рёбер графа, свойства деревьев

Уметь объяснять свойства деревьев, решать задачи с использованием свойств деревьев

Урок усвоения новых знаний

2

Формирование умения находить решения задач графическим способом.

Формирование уме- ния использовать приобретённые знания в практиче- ской деятельности.

Развитие готов- ности к самообра- зованию и решению творческих задач

30

ДЕЛИМОСТЬ

Знать понятие делимого, делителя, частного; признаки делимости на 2,4,5,6,9,11

Уметь решать задачи на применение признаков делимости

Урок решения задач

1

Обобщение и углубление знаний обу- чающихся о числах, полученные в курсе математики начальной школы. Умение описывать свойства натурального ряда; умение объяснить и вычислять, анализирвать

Контроль своей деятельности в процессе достиже- ния результата

Развитие способности к саморазвитию и решению творческих задач.

31

ОБХОДЫ

Уметь ориентироваться на шахматной доске и распознавать задачи на обходы

Урок решения задач

1

Научиться воспро- изводить приобре- тенные знания, умения и навыки в ходе конкретной деятельности

Формирование уме- ния создавать обобщения, уста- навливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Умение работать в коллективе и находить согласованные решения.

32

СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ

Знать понятие уравнения, понятие решения уравнения;

Уметь решать линейные уравнения вида ax = b



Урок решения задач

1

Научиться воспроизводить приобретенные знания, умения и навыки в ходе конкретной деятельности.

Умение создавать обобщения устанавливать анало- гии, классифициро- вать, самостоятель- но выбирать осно- вания и критерии для классификации.

Умение работать в коллективе и находить согласованные решения.

33

ЗАДАЧИ НА ВЫЧИСЛЕНИЕ СУММ И СРЕДНЕГО АРИФМЕТИЧЕСКОГО

Знать понятие среднего арифметического

Уметь применять полученные знания для решения задач

Урок решения задач

1

Подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений

Контроль в форме сличения способа действия и его ре­зультата с заданным эталоном с целью обнаружения отклоне­ний и отличий от эталона

Планирование собственной учебной деятельности и сотрудничества с учителем и учащимися; постановка вопросов – инициативное сотрудничество с целью поиска нужной информации

34

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРУСЕЛЬ

Уметь находить различные способы решения задач

Урок контроля ЗУН

1

Умеют выбирать обобщенные стратегии решения заданий

Оценивают достигнутый результат

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  1. VIII. Контрольно-измерительные материалы
  2. Примерные вопросы математической карусели
  1. У 28 человек 5 «Ы» класса на собрание пришли папы и мамы. Мам было - 24, пап - 18. У скольких учеников на собрание пришли одновременно и папа и мама? (14)

  2. Коле Гераскину - 12 лет, а профессору Селезнёву - 42. Через сколько лет Коля будет вдвое младше профессора? (18)

  3. Ученик Вовочка любит решать математические задачи. Известно, что вчера он решил на 11 задач меньше, чем позавчера и на 32 задачи меньше, чем позавчера и сегодня вместе. Сколько задач решил Вовочка сегодня? (21)

  4. Делимое в 7 раз больше делителя, а делитель в 7 раз больше частного. Чему равны делимое, делитель и частное? (343, 49, 7).

  5. В ящике лежат 100 синих, 100 красных, 100 зелёных и 100 фиолетовых карандашей. Сколько карандашей необходимо достать, не заглядывая в ящик, чтобы среди них обязательно нашлись по крайней мере 1 красный и 1 фиолетовый. (301)

  6. Во сколько раз секундная стрелка движется быстрее минутной? (60)

  7. Гриша с папой ходил в тир. Уговор был такой: Гриша делает 5 выстрелов и за каждое попадание в цель получает право сделать ещё два выстрела. Всего Гриша сделал 17 выстрелов. Сколько раз Гриша попал в цель? (6)

  8. Кенгуру-мама прыгает за 1 секунду на 3 метра, а ее маленький сынишка прыгает на 1 метр за 0,5 секунды. Они одновременно стартовали от скамейки перед их домиком и двигаются к эвкалиптовому дереву по прямой. Расстояние от скамейки до дерева равно 180 м. Сколько времени мама будет ждать сына под деревом? (30 секунд)

  9. На окраску деревянного кубика затратили 4 г краски. Когда она высохла, кубик распилили на 8 одинаковых кубиков меньшего размера. Сколько краски потребуется для того, чтобы закрасить образовавшиеся при этом неокрашенные поверхности? (4 грамма.)

  10. Алеша задумал число. Он прибавил к нему 5, потом разделил сумму на 3, умножил на 4, отнял 6, разделил на 7 и получил число 2. Какое число задумал Алеша? (10)

  11. Сумма двух последовательных чётных чисел равна 150. Найдите эти числа. (74 и 76)

  12. Старый будильник отстаёт на 8 минут за каждые 24 часа. На сколько минут надо его поставить вперёд в 20-00, чтобы он зазвонил вовремя - в 8-00 следующего утра? (на 4 минуты)

  13. Запишите число, состоящее из суммы 13 тысяч, 12 сотен и 11 единиц. (14211)

  14. Найдите наибольшее целое число, дающее при делении на 13 с остатком частное 17. (233)

  15. Сколько имеется пятизначных чисел, сумма цифр в которых равна трём, причём цифра 1 в записи каждого числа встречается не более одного раза? (9)

  16. В стране Лимпопо 9 городов и каждые два города соединены авиалинией. Сколько всего авиалиний в стране Лимпопо? (36)

  17. Если от некоторого трёхзначного числа отнять 7, то получившееся число разделится нацело на 7, если же отнять 8(от того же самого первоначального числа), то результат разделится нацело на 8, если отнять 9, то результат разделится нацело на 9. Найти это трёхзначное число. (504)

  18. Тилли, Вилли и Дилли участвовали в легкоатлетическом забеге. В какой-то момент времени оказалось, что они бегут рядом друг с другом, впереди них бежит половина участников забега и позади них - треть участников забега. Сколько спортсменов участвовало в забеге? (18)

  19. В 1983 году было 53 субботы. Каким днём недели было 31 декабря этого года? (суббота)

  20. Чему равна утроенная половина четверти числа 96? (36)

    1. Примерные вопросы математической регаты


1. На полке в один ряд стоят книги. Энциклопедия стоит пятой слева и семнадцатой справа. Сколько книг на полке?

2. Двое поделили между собой 7 рублей, причем один из них получил на 3 рубля больше другого. Сколько кому досталось?

3. Число 2002 "симметричное", т.е. читается одинаково слева-направо и справа-налево. Напишите следующее за ним симметричное число.

4. Торговец купил корову за 7 долларов, продал ее за 8, потом вновь купил ту же корову за 9 долларов и опять продал за 10. Какую прибыль он получил?

5. Напишите наименьшее 10-значное число, все цифры которого различны.

6. В коробке 14 белых и 14 чёрных шариков. Какое минимальное количество шариков нужно достать из коробки, чтобы среди них наверняка оказалось 2 черных шарика?

7. Ученики одного класса съели 95 конфет, причем каждый мальчик съел 3 конфеты, а каждая девочка — 5 конфет. Сколько в классе мальчиков и сколько девочек, если всего в классе 25 человек?

8. После битвы со Змеем Горынычем три богатыря заявили: Добрыня Никитич: "Змея убил Алеша Попович." Илья Муромец: "Змея убил Добрыня Никитич." Алеша Попович: "Змея убил я."  Кто убил змея, если только один из богатырей сказал правду?

9. Два поезда, оба длиной 50 м, движутся навстречу друг другу со скоростью 45 км/ч. Сколько времени пройдёт от момента, когда встретятся машинисты, до момента, когда встретятся проводники последних вагонов?

10. Чему равна сумма 123456789 + 234567891 + 345678912 + … + 912345678?

11. В двух кошельках всего лежит два рубля. При этом в одном кошельке денег в два раза больше, чем в другом. Как такое может быть?

12. Замок окружён рвом, имеющим форму прямоугольной рамки. Ширина рва всюду одинакова. Есть две доски, длины которых равны ширине рва. Можно ли переправиться через ров?

13. Можно ли погрузить на три грузовика семь бочек с квасом, семь пустых бочек и семь бочек, заполненных наполовину, чтобы на каждом грузовике было по семь бочек и поровну кваса?

14. Два поезда движутся навстречу друг другу по одной железнодорожной ветке. От неё отходит тупик, длина которого меньше длины поезда, но больше длины одного вагона. Как поездам разминуться?

15. Кто-то из трёх друзей таким же образом подарил подарок Синеглазке. На вопросы Синеглазки Огонёк отвечал, что это Ушастик, а что сказали Ушастик и Стрекоза, Синеглазка забыла. Златовласка взяла дело в свои руки и выяснила, что только один из троих сказал правду, и именно он и сделал подарок. Кто подарил подарок?

16.Клоуны Бам, Бим и Бом вышли на арену в красной, синей и зелёной рубашках. Их туфли были тех же трёх цветов. Туфли и рубашка Бима были одного цвета. На Боме не было ничего красного. Туфли Бама были зелёные, а рубашка нет. Каких цветов били туфли и рубашка у Бома и Бима?

Дополнительные задачи

17. Богини Гера, Афина и Афродита пришли к юному Парису, чтобы тот решил, кто из них прекраснее. Представ перед Парисом, богини высказали следующие утверждения:

Афродита: "Я самая прекрасная".

Афина: "Афродита не самая прекрасная".

Гера: "Я самая прекрасная".

Афродита: "Гера не самая прекрасная".

Афина: "Я самая прекрасная".

 Парис предположил, что все утверждения прекраснейшей из богинь истинны, а все утверждения двух других богинь ложны. Мог ли Парис вынести решение, кто прекраснее из богинь?


  1. IX. Темы исследовательских проектов по математике


Выбор тем и выполнение проектных работ. Обучение использованию литературы и других источников информации по предмету. Самостоятельное (сопровождающееся консультациями учителя), подробное изучение отдельных вопросов математики, не относящихся напрямую к школьной программе, или углубленное изучение отдельных вопросов школьной программы по математике. Приобретение умения устно и письменно излагать изученный материал, наглядно представлять результаты работы, отвечать на вопросы по изученной теме.

  1. Системы счисления.

  2. Математика и искусство.

  3. Математика и музыка.

  4. Палиндромы.

  5. Четыре действия математики.

  6. Древние меры длины.

  7. Возникновение чисел.

  8. Счёты.

  9. Старинные русские меры.

  1. X. Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса



1. Библиотечный фонд

  • нормативные документы: Примерная программа основного общего образования по математике, Планируемые результаты освоения программы основного общего образования по математике;

  • авторские программы по курсам математики;

  • учебники: по математике для 5—6 классов, по алгебре и геометрии для 7—9 классов;

  • учебные пособия: рабочие тетради, дидактические материалы, сборники контрольных работ;

  • пособия для подготовки и/или проведения государственной аттестации по математике за курс основной школы;

  • учебные пособия по элективным курсам;

  • научная, научно-популярная, историческая литература;

  • справочные пособия (энциклопедии, словари, справочники по математике и т.п.);

  • методические пособия для учителя.



2. Печатные пособия

  • таблицы по математике для 5-6 классов;

  • портреты выдающихся деятелей математики.



3. Информационные средства

  • мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики;

  • инструментальная среда по математике.



4. Учебно-методическое обеспечение


1. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Занимательные задачи по математике. М.: Владос, 2008.

2. Дорофеева В.А. Страницы истории на уроках математики. М.: Просвещение, 2007.

3. Дышинский Е.А. Игротека математического кружка. – М.: Просвещение, 2003.

4. ЗаболотневаН.В. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.(500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся).- Волгоград: Учитель, 2010

5. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 2010.

6. Перельман Я.И. Занимательная алгебра; Занимательная геометрия. – М.: АСТ, 2011.

7. Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5 классе. – М.: Искатель, 1999.

8. Сафонова В.Ю. Задачи для внеклассной работы по математике в 5-6 классах М.:МИРОС, 1995

9. Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 6 класса. – СПб.: СМИО Пресс, 201.

10. Спивак А.В. Математический кружок. 6–7 классы. – М.: Посев, 2008.

11. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5–8 классы. – М.: Айрис-пресс, 2009.

12. Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике. – М.; Экзамен, 2006.

13. Шейнина О.С., Соловьёва Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5–6 классы. – М.: ИНЦ ЭНАС, 2012.

14. Гусев А.А. Математический кружок. –М., Мнемозина, 2015.



5. Техническое обеспечение

  • Персональный компьютер с доступом в интернет

  • Сканер

  • Принтер

  • Микрофон, наушники или колонки.






18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!