СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 5 класса к учебнику А.Г.Мерзляка

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС Математика 5 класс, автор Мерзляк А.Г. Количество часов  - 170 ...

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 5 класса к учебнику А.Г.Мерзляка»

математика 5 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Глубокинская школа Краснинского района Смоленской области






РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического совета Директор школы

Протокол № 1 от 30.08.2017 года ___________Горбатенкова Г.Е.

Приказ № 97 от 01.09.2017 года










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по математике


5 класса



учитель: Чернин Геннадий Славиевич


первая квалификационная категория
















2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по математике (базовый уровень) составлена на основе Образовательной программы основного общего образования МБОУ Глубокинская школа и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется в соответствии со следующими документами:

- программы по курсу математики 5–6 классы созданной на основе единой концепции преподавания математики в средней школе, разработанной А.Г. Мерзляком, В.Б. Полонским, М.С. Якиром — авторами учебников, включённых в систему "Алгоритм успеха".

Программа соответствует учебнику "Математика" для 5 класса образовательных учреждений /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. — М: Вентана-Граф,2016 г.

Нормативно-правовая база разработки рабочей программы

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации, утверждённый 29 декабря 2012 года №273-ФЗ";

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки от 17 декабря 2010 года №1897);

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Глубокинской школы (по ФГОС).

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 года №1089;

  • Примерная программа по предмету (базовый уровень для среднего общего образования);

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;

  • Учебный план МБОУ Глубокинской школы;

  • Годовой календарный учебный график на текущий учебный год;

  • Методические письма о преподавании предмета;

  • Требования к оснащению учебного процесса по математике;

  • Федеральный перечень учебников, учебных пособий, рекомендованных или допущенных к использованию в учебном процессе:

Курс математики 5 класса является фундаментом для математического образования и развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.

Практическая значимость школьного курса математики 5 класса состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном мире математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.

Математика является одним из опорных школьных предметов. Математические знания и умения необходимы для изучения алгебры и геометрии в старших классах, а также для изучения смежных дисциплин.

Цели обучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в прак­тической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • формирование интеллекта, а также личностных качеств, необходимых человеку для полноценной жизни, развиваемых математикой: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.

Задачи обучения

  • приобретение математических знаний и умений;

  • овладение обобщенными способами мыслитель­ной, творческой деятельности;

  • освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологиче­ской, ценностно-смысловой).

Общая характеристика курса математики в 5 классе

Содержание математического образования в 5классе представлено в виде следующих содержательных разделов:"Арифметика", "Числовые и буквенные выражения. Уравнения", "Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин", "Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи", "Математика в историческом развитии".

Содержание раздела "Арифметика" служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительной культуры и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а так же приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел.

Содержание раздела "Числовые и буквенные выражения. Уравнения" формирует знания о математическом языке. Существенная роль при этом отводится овладению формальным аппаратом буквенного исчисления. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений.

Содержание раздела "Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин" формирует у учащихся понятия геометрических фигур на плоскости и в пространстве, закладывает основы формирования геометрической "речи", развивает пространственное воображение и логическое мышление.

Содержание раздела "Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи" — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

Раздел "Математика в историческом развитии" предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.

Предметные результаты освоения образовательной программы

  1. осознание значения математики для повседневной жизни человека;

  2. представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  3. развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

  4. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

  5. практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и не математических задач, предполагающее умения:

    • выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;

    • решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;

    • изображать фигуры на плоскости;

    • использовать геометрический "язык" для описания предметов окружающего мира;

    • измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;

    • распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;

    • проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;

    • использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;

    • строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;

    • читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или групповой), в графическом виде;

    • решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.

Арифметика

По окончании изучения курса учащийся научится:

• понимать особенности десятичной системы счисления;

• использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;

• выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;

• использовать понятия и умения, связанные с процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;

Учащийся получит возможность:

• познакомиться с позиционными системами счисления

с основаниями, отличны ми от 10;

• углубить и развить представления о натуральных числах

• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Числовые и буквенные выражения. Уравнения

По окончании изучения курса учащийся научится:

• выполнять операции с числовыми выражениями;

• выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок,)

• решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.

Учащийся получит возможность:

• развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях;

• овладеть специальными приёмами решения уравнений применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.

Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин

По окончании изучения курса учащийся научится:

• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;

• строить углы, определять их градусную меру;

• распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда и пирамиды.

• определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.

Учащийся получит возможность:

• научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

• научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи.

По окончании изучения курса учащийся научится:

• использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;

• решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.

Учащийся получит возможность:

• приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты

опроса в виде таблицы;

• научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.

Место курса математики в учебном плане

Базисный учебный (образовательный) план МБОУ Глубокинская школа на изучение математики в 5 классе отводит 5 учебных часов в неделю (170 часов в год).

Содержание курса математики 5 класса

Арифметика

Натуральные числа

Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел.

Координатный луч.

Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения.

Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем.

Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.

Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители.

Решение текстовых задач арифметическими способами.

Дроби

Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению его дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.

Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.

Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби

Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. Масштаб.

Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости.

Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.

Решение текстовых задач арифметическими способами.

Рациональные числа

Положительные, отрицательные числа и число 0. Противоположные числа. Модуль числа.

Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел.

Координатная прямая. Координатная плоскость.

Величины. Зависимости между величинами

Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости.

Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.

Числовые и буквенные выражения. Уравнения

Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы.

Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.

Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи

Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков.

Среднее арифметическое. Среднее значение величины.

Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач.

Наглядная геометрия

Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Изображение геометрических фигур и их конфигураций.

Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.

Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла.

Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближённое измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры. Разрезание и составление геометрических фигур.

Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Изготовление моделей пространственных фигур.

Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.

Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.

Математика в историческом развитии

История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби, недостаточность рациональных чисел для геометрических измерений, иррациональные числа. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Появление отрицательных чисел и нуля. Л. Магницкий. Л. Эйлер.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего количество часов

Всего часов

Теория

Практика

Натуральные числа

21

20

1

Сложение и вычитание натуральных чисел

33

31

2

Умножение и деление натуральных чисел

38

36

2

Обыкновенные дроби

18

17

1

Десятичные дроби

48

45

3

Итоговое повторение и систематизация изученного материала

12

11

1

ИТОГО

170

160

10

Календарно-тематическое поурочное планирование


п/п

Тема урока

Дата

по плану

по факту

Глава 1. Натуральные числа (21 ч.)

Ряд натуральных чисел



Ряд натуральных чисел



Цифры. Десятичная запись натуральных чисел



Цифры. Десятичная запись натуральных чисел



Цифры. Десятичная запись натуральных чисел



Цифры. Десятичная запись натуральных чисел



Отрезок. Длина отрезка. Ломаная



Отрезок. Длина отрезка. Ломаная



Отрезок. Длина отрезка. Ломаная



Плоскость. Прямая. Луч



Плоскость. Прямая. Луч



Плоскость. Прямая. Луч



Шкала. Координатный луч



Шкала. Координатный луч



Шкала. Координатный луч



Сравнение натуральных чисел



Сравнение натуральных чисел



Сравнение натуральных чисел



Обобщение и систематизация знаний по теме "Натуральные числа"



Контрольная работа № 1 по теме "Натуральные числа"



Анализ контрольной работы



Глава 2. Сложение и вычитание натуральных чисел (33 ч.)

Сложение натуральных чисел. Свойства сложения



Сложение натуральных чисел. Свойства сложения



Сложение натуральных чисел. Свойства сложения



Сложение натуральных чисел. Свойства сложения



Вычитание натуральных чисел



Вычитание натуральных чисел



Вычитание натуральных чисел



Вычитание натуральных чисел



Числовые и буквенные выражения. Формулы



Числовые и буквенные выражения. Формулы



Числовые и буквенные выражения. Формулы



Контрольная работа № 2 по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел"



Анализ контрольной работы



Уравнение



Уравнение



Уравнение



Угол. Обозначение углов



Угол. Обозначение углов



Виды углов. Измерение углов



Виды углов. Измерение углов



Виды углов. Измерение углов



Виды углов. Измерение углов



Виды углов. Измерение углов



Многоугольники. Равные фигуры



Многоугольники. Равные фигуры



Треугольник и его виды



Треугольник и его виды



Треугольник и его виды



Прямоугольник. Ось симметрии фигуры



Прямоугольник. Ось симметрии фигуры



Обобщение и систематизация знаний по теме "Уравнение. Угол. Многоугольники"



Контрольная работа № 3 по теме "Уравнение. Угол. Многоугольники"



Анализ контрольной работы



Глава 3. Умножение и деление натуральных чисел (38 ч.)

Умножение. Переместительное свойство умножения



Умножение. Переместительное свойство умножения



Умножение. Переместительное свойство умножения



Умножение. Переместительное свойство умножения



Сочетательное и распределительное свойства умножения



Сочетательное и распределительное свойства умножения



Сочетательное и распределительное свойства умножения



Деление



Деление



Деление



Деление



Деление



Деление



Деление



Деление с остатком



Деление с остатком



Деление с остатком



Степень числа



Степень числа



Степень числа



Контрольная работа № 4 по теме "Умножение и деление натуральных чисел"



Анализ контрольной работы



Площадь. Площадь прямоугольника



Площадь. Площадь прямоугольника



Площадь. Площадь прямоугольника



Площадь. Площадь прямоугольника



Прямоугольный параллелепипед. Пирамида



Прямоугольный параллелепипед. Пирамида



Объём прямоугольного параллелепипеда



Объём прямоугольного параллелепипеда



Объём прямоугольного параллелепипеда



Объём прямоугольного параллелепипеда



Комбинаторные задачи



Комбинаторные задачи



Комбинаторные задачи



Обобщение и систематизация знаний по теме "Площади и объёмы"



Обобщение и систематизация знаний по теме "Площади и объёмы"



Контрольная работа № 5 по теме "Площади и объёмы"



Глава 4. Обыкновенные дроби (18 ч.)

Понятие обыкновенной дроби



Понятие обыкновенной дроби



Понятие обыкновенной дроби



Понятие обыкновенной дроби



Понятие обыкновенной дроби



Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей



Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей



Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей



Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями



Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями



Дроби и деление натуральных чисел



Смешанные числа



Смешанные числа



Смешанные числа



Смешанные числа



Смешанные числа



Обобщение и систематизация знаний по теме "Обыкновенные дроби"



Контрольная работа № 6 по теме "Обыкновенные дроби"



Глава 5. Десятичные дроби (48 ч.)

Представление о десятичных дробях



Представление о десятичных дробях



Представление о десятичных дробях



Представление о десятичных дробях



Сравнение десятичных дробей



Сравнение десятичных дробей



Сравнение десятичных дробей



Округление чисел. Прикидки



Округление чисел. Прикидки



Округление чисел. Прикидки



Сложение и вычитание десятичных дробей



Сложение и вычитание десятичных дробей



Сложение и вычитание десятичных дробей



Сложение и вычитание десятичных дробей



Сложение и вычитание десятичных дробей



Сложение и вычитание десятичных дробей



Контрольная работа № 7 "Сложение и вычитание десятичных дробей "



Умножение десятичных дробей



Умножение десятичных дробей



Умножение десятичных дробей



Умножение десятичных дробей



Умножение десятичных дробей



Умножение десятичных дробей



Умножение десятичных дробей



Деление десятичных дробей



Деление десятичных дробей



Деление десятичных дробей



Деление десятичных дробей



Деление десятичных дробей



Деление десятичных дробей



Деление десятичных дробей



Деление десятичных дробей



Контрольная работа № 8 по теме "Умножение и деление десятичных дробей"



Анализ контрольной работы



Среднее арифметическое. Среднее значение величины



Среднее арифметическое. Среднее значение величины



Среднее арифметическое. Среднее значение величины



Проценты. Нахождение процентов от числа



Проценты. Нахождение процентов от числа



Проценты. Нахождение процентов от числа



Проценты. Нахождение процентов от числа



Нахождение числа по его процентам



Нахождение числа по его процентам



Нахождение числа по его процентам



Нахождение числа по его процентам



Обобщение и систематизация знаний по теме "Среднее арифметическое. Проценты"



Обобщение и систематизация знаний по теме "Среднее арифметическое. Проценты"



Контрольная работа № 9 по теме "Среднее арифметическое. Проценты"



Повторение и систематизация учебного материала (12 ч.)

Повторение изученного по теме "Натуральные числа"



Повторение изученного по теме "Натуральные числа"



Повторение изученного по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел"



Повторение изученного по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел"



Повторение изученного по теме "Умножение и деление натуральных чисел"



Повторение изученного по теме "Умножение и деление натуральных чисел"



Повторение изученного по теме "Обыкновенные дроби"



Повторение изученного по теме "Обыкновенные дроби"



Повторение изученного по теме "Десятичные дроби"



Повторение изученного по теме "Десятичные дроби"



Итоговая контрольная работа за курс математики 5 класса



Анализ итоговой контрольной работы.





Учебно-методическое обеспечение


Для учителя

  1. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016.

  2. Математика: 5 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2016.

  3. Математика: 5 класс: рабочая тетрадь / А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.:Вентана-Граф,2016.

  4. Математика: 5 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.:Вентана-Граф,2016.


Для учащихся

  1. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016.

  2. Математика: 5 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2016.

  3. Математика: 5 класс: рабочая тетрадь / А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.:Вентана-Граф,2016.


12