математика 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Глубокинская школа Краснинского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета Директор школы
Протокол № 1 от 30.08.2017 года ___________Горбатенкова Г.Е.
Приказ № 97 от 01.09.2017 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
5 класса
учитель: Чернин Геннадий Славиевич
первая квалификационная категория
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по математике (базовый уровень) составлена на основе Образовательной программы основного общего образования МБОУ Глубокинская школа и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется в соответствии со следующими документами:
- программы по курсу математики 5–6 классы созданной на основе единой концепции преподавания математики в средней школе, разработанной А.Г. Мерзляком, В.Б. Полонским, М.С. Якиром — авторами учебников, включённых в систему "Алгоритм успеха".
Программа соответствует учебнику "Математика" для 5 класса образовательных учреждений /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. — М: Вентана-Граф,2016 г.
Нормативно-правовая база разработки рабочей программы
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации, утверждённый 29 декабря 2012 года №273-ФЗ";
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки от 17 декабря 2010 года №1897);
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Глубокинской школы (по ФГОС).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 года №1089;
Примерная программа по предмету (базовый уровень для среднего общего образования);
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
Учебный план МБОУ Глубокинской школы;
Годовой календарный учебный график на текущий учебный год;
Методические письма о преподавании предмета;
Требования к оснащению учебного процесса по математике;
Федеральный перечень учебников, учебных пособий, рекомендованных или допущенных к использованию в учебном процессе:
Курс математики 5 класса является фундаментом для математического образования и развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.
Практическая значимость школьного курса математики 5 класса состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном мире математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Математика является одним из опорных школьных предметов. Математические знания и умения необходимы для изучения алгебры и геометрии в старших классах, а также для изучения смежных дисциплин.
Цели обучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
формирование интеллекта, а также личностных качеств, необходимых человеку для полноценной жизни, развиваемых математикой: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи обучения
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).
Общая характеристика курса математики в 5 классе
Содержание математического образования в 5классе представлено в виде следующих содержательных разделов:"Арифметика", "Числовые и буквенные выражения. Уравнения", "Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин", "Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи", "Математика в историческом развитии".
Содержание раздела "Арифметика" служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительной культуры и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а так же приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел.
Содержание раздела "Числовые и буквенные выражения. Уравнения" формирует знания о математическом языке. Существенная роль при этом отводится овладению формальным аппаратом буквенного исчисления. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений.
Содержание раздела "Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин" формирует у учащихся понятия геометрических фигур на плоскости и в пространстве, закладывает основы формирования геометрической "речи", развивает пространственное воображение и логическое мышление.
Содержание раздела "Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи" — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
Раздел "Математика в историческом развитии" предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
Предметные результаты освоения образовательной программы
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и не математических задач, предполагающее умения:
выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
изображать фигуры на плоскости;
использовать геометрический "язык" для описания предметов окружающего мира;
измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или групповой), в графическом виде;
решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Арифметика
По окончании изучения курса учащийся научится:
• понимать особенности десятичной системы счисления;
• использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
• выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
• использовать понятия и умения, связанные с процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;
Учащийся получит возможность:
• познакомиться с позиционными системами счисления
с основаниями, отличны ми от 10;
• углубить и развить представления о натуральных числах
• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
По окончании изучения курса учащийся научится:
• выполнять операции с числовыми выражениями;
• выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок,)
• решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Учащийся получит возможность:
• развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях;
• овладеть специальными приёмами решения уравнений применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.
Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин
По окончании изучения курса учащийся научится:
• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;
• строить углы, определять их градусную меру;
• распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда и пирамиды.
• определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Учащийся получит возможность:
• научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
• научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи.
По окончании изучения курса учащийся научится:
• использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
• решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.
Учащийся получит возможность:
• приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты
опроса в виде таблицы;
• научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Место курса математики в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план МБОУ Глубокинская школа на изучение математики в 5 классе отводит 5 учебных часов в неделю (170 часов в год).
Содержание курса математики 5 класса
Арифметика
Натуральные числа
Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел.
Координатный луч.
Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения.
Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем.
Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.
Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби
Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению его дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби
Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. Масштаб.
Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Рациональные числа
Положительные, отрицательные числа и число 0. Противоположные числа. Модуль числа.
Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел.
Координатная прямая. Координатная плоскость.
Величины. Зависимости между величинами
Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости.
Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы.
Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков.
Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач.
Наглядная геометрия
Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Изображение геометрических фигур и их конфигураций.
Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.
Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла.
Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближённое измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры. Разрезание и составление геометрических фигур.
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Изготовление моделей пространственных фигур.
Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.
Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.
Математика в историческом развитии
История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби, недостаточность рациональных чисел для геометрических измерений, иррациональные числа. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Появление отрицательных чисел и нуля. Л. Магницкий. Л. Эйлер.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего количество часов |
Всего часов | Теория | Практика |
-
| Натуральные числа | 21 | 20 | 1 |
-
| Сложение и вычитание натуральных чисел | 33 | 31 | 2 |
-
| Умножение и деление натуральных чисел | 38 | 36 | 2 |
-
| Обыкновенные дроби | 18 | 17 | 1 |
-
| Десятичные дроби | 48 | 45 | 3 |
-
| Итоговое повторение и систематизация изученного материала | 12 | 11 | 1 |
ИТОГО | 170 | 160 | 10 |
Календарно-тематическое поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
по плану | по факту |
Глава 1. Натуральные числа (21 ч.) |
-
| Ряд натуральных чисел | | |
-
| Ряд натуральных чисел | | |
-
| Цифры. Десятичная запись натуральных чисел | | |
-
| Цифры. Десятичная запись натуральных чисел | | |
-
| Цифры. Десятичная запись натуральных чисел | | |
-
| Цифры. Десятичная запись натуральных чисел | | |
-
| Отрезок. Длина отрезка. Ломаная | | |
-
| Отрезок. Длина отрезка. Ломаная | | |
-
| Отрезок. Длина отрезка. Ломаная | | |
-
| Плоскость. Прямая. Луч | | |
-
| Плоскость. Прямая. Луч | | |
-
| Плоскость. Прямая. Луч | | |
-
| Шкала. Координатный луч | | |
-
| Шкала. Координатный луч | | |
-
| Шкала. Координатный луч | | |
-
| Сравнение натуральных чисел | | |
-
| Сравнение натуральных чисел | | |
-
| Сравнение натуральных чисел | | |
-
| Обобщение и систематизация знаний по теме "Натуральные числа" | | |
-
| Контрольная работа № 1 по теме "Натуральные числа" | | |
-
| Анализ контрольной работы | | |
Глава 2. Сложение и вычитание натуральных чисел (33 ч.) |
-
| Сложение натуральных чисел. Свойства сложения | | |
-
| Сложение натуральных чисел. Свойства сложения | | |
-
| Сложение натуральных чисел. Свойства сложения | | |
-
| Сложение натуральных чисел. Свойства сложения | | |
-
| Вычитание натуральных чисел | | |
-
| Вычитание натуральных чисел | | |
-
| Вычитание натуральных чисел | | |
-
| Вычитание натуральных чисел | | |
-
| Числовые и буквенные выражения. Формулы | | |
-
| Числовые и буквенные выражения. Формулы | | |
-
| Числовые и буквенные выражения. Формулы | | |
-
| Контрольная работа № 2 по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел" | | |
-
| Анализ контрольной работы | | |
-
| Уравнение | | |
-
| Уравнение | | |
-
| Уравнение | | |
-
| Угол. Обозначение углов | | |
-
| Угол. Обозначение углов | | |
-
| Виды углов. Измерение углов | | |
-
| Виды углов. Измерение углов | | |
-
| Виды углов. Измерение углов | | |
-
| Виды углов. Измерение углов | | |
-
| Виды углов. Измерение углов | | |
-
| Многоугольники. Равные фигуры | | |
-
| Многоугольники. Равные фигуры | | |
-
| Треугольник и его виды | | |
-
| Треугольник и его виды | | |
-
| Треугольник и его виды | | |
-
| Прямоугольник. Ось симметрии фигуры | | |
-
| Прямоугольник. Ось симметрии фигуры | | |
-
| Обобщение и систематизация знаний по теме "Уравнение. Угол. Многоугольники" | | |
-
| Контрольная работа № 3 по теме "Уравнение. Угол. Многоугольники" | | |
-
| Анализ контрольной работы | | |
Глава 3. Умножение и деление натуральных чисел (38 ч.) |
-
| Умножение. Переместительное свойство умножения | | |
-
| Умножение. Переместительное свойство умножения | | |
-
| Умножение. Переместительное свойство умножения | | |
-
| Умножение. Переместительное свойство умножения | | |
-
| Сочетательное и распределительное свойства умножения | | |
-
| Сочетательное и распределительное свойства умножения | | |
-
| Сочетательное и распределительное свойства умножения | | |
-
| Деление | | |
-
| Деление | | |
-
| Деление | | |
-
| Деление | | |
-
| Деление | | |
-
| Деление | | |
-
| Деление | | |
-
| Деление с остатком | | |
-
| Деление с остатком | | |
-
| Деление с остатком | | |
-
| Степень числа | | |
-
| Степень числа | | |
-
| Степень числа | | |
-
| Контрольная работа № 4 по теме "Умножение и деление натуральных чисел" | | |
-
| Анализ контрольной работы | | |
-
| Площадь. Площадь прямоугольника | | |
-
| Площадь. Площадь прямоугольника | | |
-
| Площадь. Площадь прямоугольника | | |
-
| Площадь. Площадь прямоугольника | | |
-
| Прямоугольный параллелепипед. Пирамида | | |
-
| Прямоугольный параллелепипед. Пирамида | | |
-
| Объём прямоугольного параллелепипеда | | |
-
| Объём прямоугольного параллелепипеда | | |
-
| Объём прямоугольного параллелепипеда | | |
-
| Объём прямоугольного параллелепипеда | | |
-
| Комбинаторные задачи | | |
-
| Комбинаторные задачи | | |
-
| Комбинаторные задачи | | |
-
| Обобщение и систематизация знаний по теме "Площади и объёмы" | | |
-
| Обобщение и систематизация знаний по теме "Площади и объёмы" | | |
-
| Контрольная работа № 5 по теме "Площади и объёмы" | | |
Глава 4. Обыкновенные дроби (18 ч.) |
-
| Понятие обыкновенной дроби | | |
-
| Понятие обыкновенной дроби | | |
-
| Понятие обыкновенной дроби | | |
-
| Понятие обыкновенной дроби | | |
-
| Понятие обыкновенной дроби | | |
-
| Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей | | |
-
| Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей | | |
-
| Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей | | |
-
| Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | | |
-
| Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | | |
-
| Дроби и деление натуральных чисел | | |
-
| Смешанные числа | | |
-
| Смешанные числа | | |
-
| Смешанные числа | | |
-
| Смешанные числа | | |
-
| Смешанные числа | | |
-
| Обобщение и систематизация знаний по теме "Обыкновенные дроби" | | |
-
| Контрольная работа № 6 по теме "Обыкновенные дроби" | | |
Глава 5. Десятичные дроби (48 ч.) |
-
| Представление о десятичных дробях | | |
-
| Представление о десятичных дробях | | |
-
| Представление о десятичных дробях | | |
-
| Представление о десятичных дробях | | |
-
| Сравнение десятичных дробей | | |
-
| Сравнение десятичных дробей | | |
-
| Сравнение десятичных дробей | | |
-
| Округление чисел. Прикидки | | |
-
| Округление чисел. Прикидки | | |
-
| Округление чисел. Прикидки | | |
-
| Сложение и вычитание десятичных дробей | | |
-
| Сложение и вычитание десятичных дробей | | |
-
| Сложение и вычитание десятичных дробей | | |
-
| Сложение и вычитание десятичных дробей | | |
-
| Сложение и вычитание десятичных дробей | | |
-
| Сложение и вычитание десятичных дробей | | |
-
| Контрольная работа № 7 "Сложение и вычитание десятичных дробей " | | |
-
| Умножение десятичных дробей | | |
-
| Умножение десятичных дробей | | |
-
| Умножение десятичных дробей | | |
-
| Умножение десятичных дробей | | |
-
| Умножение десятичных дробей | | |
-
| Умножение десятичных дробей | | |
-
| Умножение десятичных дробей | | |
-
| Деление десятичных дробей | | |
-
| Деление десятичных дробей | | |
-
| Деление десятичных дробей | | |
-
| Деление десятичных дробей | | |
-
| Деление десятичных дробей | | |
-
| Деление десятичных дробей | | |
-
| Деление десятичных дробей | | |
-
| Деление десятичных дробей | | |
-
| Контрольная работа № 8 по теме "Умножение и деление десятичных дробей" | | |
-
| Анализ контрольной работы | | |
-
| Среднее арифметическое. Среднее значение величины | | |
-
| Среднее арифметическое. Среднее значение величины | | |
-
| Среднее арифметическое. Среднее значение величины | | |
-
| Проценты. Нахождение процентов от числа | | |
-
| Проценты. Нахождение процентов от числа | | |
-
| Проценты. Нахождение процентов от числа | | |
-
| Проценты. Нахождение процентов от числа | | |
-
| Нахождение числа по его процентам | | |
-
| Нахождение числа по его процентам | | |
-
| Нахождение числа по его процентам | | |
-
| Нахождение числа по его процентам | | |
-
| Обобщение и систематизация знаний по теме "Среднее арифметическое. Проценты" | | |
-
| Обобщение и систематизация знаний по теме "Среднее арифметическое. Проценты" | | |
-
| Контрольная работа № 9 по теме "Среднее арифметическое. Проценты" | | |
Повторение и систематизация учебного материала (12 ч.) |
-
| Повторение изученного по теме "Натуральные числа" | | |
-
| Повторение изученного по теме "Натуральные числа" | | |
-
| Повторение изученного по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел" | | |
-
| Повторение изученного по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел" | | |
-
| Повторение изученного по теме "Умножение и деление натуральных чисел" | | |
-
| Повторение изученного по теме "Умножение и деление натуральных чисел" | | |
-
| Повторение изученного по теме "Обыкновенные дроби" | | |
-
| Повторение изученного по теме "Обыкновенные дроби" | | |
-
| Повторение изученного по теме "Десятичные дроби" | | |
-
| Повторение изученного по теме "Десятичные дроби" | | |
-
| Итоговая контрольная работа за курс математики 5 класса | | |
-
| Анализ итоговой контрольной работы. | | |
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя
Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016.
Математика: 5 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2016.
Математика: 5 класс: рабочая тетрадь / А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.:Вентана-Граф,2016.
Математика: 5 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.:Вентана-Граф,2016.
Для учащихся
Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016.
Математика: 5 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2016.
Математика: 5 класс: рабочая тетрадь / А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.:Вентана-Граф,2016.
12