Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Найфельд»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ________ ___________ подпись ФИО Протокол № от «___»___________г. | «Утверждено» Директор ________ ___________ подпись ФИО Приказ № _______ от «___»___________г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИКА»
Класс ___6________
Уровень общего образования: _основное
общее образование_
Сроки реализации: ___1 год________
Общее количество часов: __175 часов__
Составитель:
Соловченкова Евгения Андреевна,
учитель математики и информатики
Найфельд, 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 6 класса разрабатана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования второго поколения (2010 г.), с учетом основной образовательной программы основного общего образования, с использованием программы и учебника для общеобразовательных учреждений: Математика. Программы 5-9 классы. /Под ред. А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якира, Е.В. Буцко. М.: «Вентана-Граф», 2014.
На изучение математики в 6 классе в МКОУ «СОШ с. Найфельд» отводится 5 ч в неделю, 175 часов в год. В том числе 13 контрольных работ, включая входную и итоговую контрольную работу. Уровень обучения – базовый.
Общая характеристика учебного предмета
курсе математики 6 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика, элементы алгебры, вероятность и статистика, наглядная геометрия. Наряду с этим в содержание включаются две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методологическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия – «Математика» - служит цели овладения учащимся некоторыми элементами универсального математического языка, вторая – « Математика в историческом развитии» - способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимся математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение различных задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Линия «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащегося функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащимся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных заданиях. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, закладываются основы вероятностного мышления.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.
Основные типы учебных занятий:
урок изучения нового учебного материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
На уроках используются такие формы занятий как: практические занятия; тренинг; консультация; исследование; игра.
Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием .
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значимых тем программы.
Повторение на уроках проводится в следующих видах и формах: повторение и контроль теоретического материала; разбор и анализ домашнего задания; устный счет; математический диктант; самостоятельная работа; контрольные срезы.
Методы организации учебной деятельности обучающихся:
По источнику передачи и восприятия учебной информации (перцептивные методы):
Словесные: - объяснение; - рассказ; - беседа; - лекция; - дискуссия и др.
Наглядные: - иллюстрации; - демонстрации,
Практические: - упражнение; - опыт; -трудовые действия и др.
По логике передачи и восприятия учебной информации (логические методы):
По степени самостоятельности мышления учащихся в процессе усвоения знаний:
По характеру управления учебной деятельностью (методы управления учебной деятельностью):
Методы стимулирования и мотивации:
Создание ситуаций: эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, познавательной новизны, опоры на жизненный опыт, успеха в учении и др.; познавательные игры; учебные дискуссии
Разъяснение личностной и общественной значимости учения и формирование у школьников соответствующих убеждений; предъявление требований; упражнения по их выполнению; поощрение успеха и порицание недостатков в учении; соревновательность и др
Методы контроля и самоконтроля в обучении:
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате освоения курса математики 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Выпускник получит возможность научиться:
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
Выпускник научится:
выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями;
находить значение числовых выражений;
составлять и решать пропорции, решать основные задачи на дроби, проценты;
решать линейные уравнения с одной переменной;
изображать числа точками на координатной прямой;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач;
построить координатные оси, отметить точку по заданным координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;
интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы;
Выпускник получит возможность научится:
осознавать значения математики для повседневной жизни человека;
иметь представление о математической науке, как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию),
точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики,
проводить классификации.
владеть базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
получить практически значимые математические умения и навыки, их
применение к решению математических и нематематических задач.
Оценка образовательных достижений учеников.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
способность и готовность к освоению систематических знаний по математике, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
cпособность к сотрудничеству и коммуникации в ходе учебной и внеучебной деятельности;
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и
развития;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Основным объектом оценки предметных результатов по математике в соответствии с требованиями стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Основными видами оценивания образовательных достижений по математике являются: стартовое, текущее и итоговое. Стартовое оценивание позволяет учителю спланировать личностноориентированное обучение, индивидуализировать образовательный процесс.
Текущее оценивание позволяет определить: уровень усвоения нового материала, степень самостоятельности учащихся при решении задач, характер применения рациональных способов решения задач и др. Для текущего оценивания используются следующие методы контроля.

Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по предмету, которые фиксируются в учебных методических комплектах, рекомендованных Министерством образования и науки РФ,в частности: Математика. 6 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С.Якир. - М.: Вентана-Граф, 2013, 2014 г.г. График контрольных работ прилагается. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании.
Итоговое оценивание может проводиться после завершения темы, раздела, учебного курса основной или старшей школы (в частности, в виде итоговой аттестации).
Итоговая аттестация проводится в форме выполнения контрольной работы и фиксируется в журнале. Оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового, является основанием для перевода в следующий класс.
Содержание тем учебного курса
Арифметика. Натуральные числа
Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.
Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби
Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению его дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби.
Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. Масштаб.
Рациональные числа
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы.
Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
Геометрические фигуры.
Окружность и круг. Длина окружности.
Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Площадь круга. Ось симметрии фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: цилиндр, конус, шар, сфера. Примеры развёрток многогранников, цилиндра, конуса. Понятие и свойства объёма.
Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые.
Осевая и центральная симметрии.
Математика в историческом развитии
Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Появление отрицательных чисел. Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев. А.Н. Колмогоров.
Тематический план
(в соответствии с авторской программой):
Номер
параграфа
Номер урока
Содержание учебного
материала
Количество часов по авторской программе
Количество часов по
рабочей
программе
ПОВТОРЕНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ 5 КЛАССА
-
6
1-5
Повторение и систематизация учебного материала курса математики 5 класса
-
5
6
Входная контрольная работа
-
1
ГЛАВА 1. ДЕЛИМОСТЬ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
17
17
1
7-8
Делители и кратные
2
2
2
9-11
Признаки
делимости на 10, на 5 и на 2
3
3
3
12-14
Признаки делимости на 9 и на 3
3
3
4
15
Простые и составные числа
1
1
5
16-18
Наибольший общий делитель
3
3
6
19-21
Наименьшее общее кратное
3
3
22
Повторение и систематизация учебного материала
1
1
23
Контрольная работа № 1 «Делимость чисел»
1
1
ГЛАВА 2. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ
38
38
7
24-25
Основное свойство дроби
2
2
8
26-28
Сокращение дробей
3
3
9
29-31
Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей
3
3
10
32-36
Сложение и вычитание дробей
5
5
37
Контрольная работа № 2
1
1
11
38-42
Умножение дробей
5
5
12
43-45
Нахождение дроби от числа
3
3
46
Контрольная работа № 3
1
1
13
47
Взаимно обратные числа
1
1
14
48-52
Деление дробей
5
5
15
53-55
Нахождение числа по значению его дроби
3
3
16
56
Преобразование обыкновенных дробей
в десятичные
1
1
17
57
Бесконечные периодические десятичные дроби
1
1
18
58-59
Десятичное приближение обыкновенной дроби
2
2
60
Повторение и систематизация учебного материала
1
1
61
Контрольная работа № 4
1
1
ГЛАВА 3. ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ
28
28
19
62-63
Отношения
2
2
20
64-67
Пропорции
4
4
21
68-70
Процентное отношение двух чисел
3
3
71
Контрольная работа № 5
1
1
22
72-73
Прямая и обратная пропорциональные зависимости
2
2
23
74-75
Деление числа в данном отношении
2
2
24
76-77
Окружность и круг
2
2
25
78-80
Длина окружности. Площадь круга
3
3
26
81
Цилиндр, конус, шар
1
1
27
82-83
Диаграммы
2
2
28
84-86
Случайные события. Вероятность случайного события
3
3
87-88
Повторение и систематизация учебного материала
2
2
89
Контрольная работа № 6
1
1
ГЛАВА 4. РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ
70
70
29
90-91
Положительные и отрицательные числа
2
2
30
92-94
Координатная прямая
3
3
31
95-96
Целые числа.
Рациональные числа
2
2
32
97-99
Модуль числа
3
3
33
100-103
Сравнение чисел
4
4
104
Контрольная работа № 7
1
1
34
105-108
Сложение рациональных чисел
4
4
35
109-110
Свойства сложения рациональных чисел
2
2
36
111-115
Вычитание рациональных чисел
5
5
116
Контрольная работа № 8
1
1
37
117-120
Умножение рациональных чисел
4
4
38
121-123
Свойства умножения рациональных чисел
3
3
39
124-128
Коэффициент. Распределительное свойство умножения
5
5
40
129-132
Деление рациональных чисел
4
4
133
Контрольная работа № 9
1
1
41
134-137
Решение уравнений
4
4
42
138-142
Решение задач с помощью уравнений
5
5
143
Контрольная работа № 10
1
1
43
144-146
Перпендикулярные прямые
3
3
44
147-149
Осевая и центральная симметрии
3
3
45
150-151
Параллельные прямые
2
2
46
152-154
Координатная плоскость
3
3
47
155-156
Графики
2
2
157-158
Повторение и систематизация учебного материала
2
2
159
Контрольная работа № 11
1
1
Повторение и систематизация учебного материала за курс 6 класса
22
16
160-175
Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса
21
15
Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация)
1
1
Контроль уровня обученности
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Диагностическая контрольная работа | 1 | |
2 | Контрольная работа № 1 по теме «Делимость чисел». | 1 | |
3 | Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». | 1 | |
5 | Контрольная работа № 3 по теме «Умножение дробей. Нахождение дроби от числа». | 1 | |
6 | Контрольная работа № 4 по теме «Деление дробей. Нахождение числа по его дроби». | 1 | |
8 | Контрольная работа № 5 по теме «Отношения и пропорции» | 1 | |
9 | Контрольная работа № 6 по теме «Масштаб. Длина окружности и площадь круга». | 1 | |
10 | Контрольная работа № 7 по теме «Положительные и отрицательные числа». | 1 | |
11 | Контрольная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». | 1 | |
12 | Контрольная работа № 9 по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел». | 1 | |
14 | Контрольная работа № 10 по теме «Решение уравнений». | 1 | |
15 | Контрольная работа № 11 по теме «Координаты на плоскости» | 1 | |
16 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Для учителя:
1.Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016-2017.
2. Математика: 6 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017.
3. Математика: 6 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016.
4. Математика. 5-6 классы. Система уроков по учебникам Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда. Компакт-диск для компьютера. Афанасьева Т. Л., Пожарская О. В., Стромова З. С., Тапилина Л. А.. –М.: Учитель – 2016
5. Математика. 6 класс. Диагностика уровней сформированности предметных умений и УУД. Дюмина Т. Ю., Махонина А. А.. – М.: Учитель – 2016
6. Математика. 5-11 классы. Коллективный способ обучения: конспекты уроков, занимательные задачи. Фотина И. В. – М.: Учитель – 2011
Интернет – ресурсы:
www. edu - "Российское образование"
www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
Учебное и учебно-методическое обеспечение
• таблицы выдающихся математиков;
• комплект классных чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль;
• комплекты демонстрационных планиметрических и стереометрических тел.