СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 6 класс. УМК Виленкин

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по математике 6 класс. УМК Виленкин

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 6 класс. УМК Виленкин»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вареновская средняя общеобразовательная школа.




УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

Вареновская СОШ

___________________Л.Г. Садовая

Приказ от __________№__________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По предмету: математика

Ступень обучения: основное общее, 6 класс

Количество часов: 5 часов в неделю, всего 175 часов


Учитель: Мартынова Светлана Анатольевна






Программа разработана на основе

Примерной программы по учебным предметам, Математика 5 - 9 классы, Кузнецов А.А.

,3-е издание, Стандарты второго поколения – М.: «Просвещение», 2011.















1.Пояснительная записка

.

Настоящая рабочая программа по математике составлена на основе:


  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;

  3. Примерные программы по учебным предметам (Математика. 5-9 классы: проект. – 3-е изд. Перераб. - М.: Просвещение, 2011;

  4. Учебный план МБОУ Вареновская СОШ на 2016-2017 учебный год.

  5. Календарно-учебный график.

  6. Производственным календарём на 2016; 2017 год

Исходя из общих положений концепции математического образования, в курсе математики 6 класса нашли отражение цели изучения математики на ступени основного общего образования:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных

  • математических и творческих способностей на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • выявление и развитие характер.

Содержание образования по математике в 6 классе определяет следующие задачи:

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;

  • формирование логического и абстрактного мышления у школьников как основы их дальнейшего эффективного обучения;

  • формирование набора необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;

  • формирование представления об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

  • формирование устойчивого интереса к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;

  • получить представление о статистических закономерностях и о различных способах их изучения, об особенностях прогнозов, носящих вероятностный характер;

  • развить логическое мышление и математическую речь, умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, использовать словесный и символический языки математики для иллюстрации, аргументации и доказательства.



Отличительной особенностью рабочей программы от авторской программы

Н.Я. Виленкина является то, что она содержит темы «Вероятность и статистика», «Математика в историческом развитии» (содержание раздела вводится по мере изучения других вопросов). Данные разделы предназначены для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьника, для создания

культурно-исторической среды обучения. На раздел «Математика в историческом

развитии» не выделяется специальных уроков, усвоение его не контролируется, но содержание этого раздела органично присутствует в учебном процессе как своего рода гуманитарный фон при рассмотрении проблематики основного содержания математического образования.





Согласно примерной основной образовательной программе для образовательных учреждений Российской Федерации и примерной программе по учебным предметам (Математика. 5-9 классы) на изучение предмета в 6 классе отводится 175 часов из расчета 5 часов в неделю.

Из них на изучение отводится

  • раздела « Арифметика» - 120 часов;

  • раздел «Алгебра» - 15 часов;

  • раздел «Вероятность и статистика» -10 часов;

  • раздела « Геометрия» - 25 часов;

  • повторение –5 часов.

При этом в рабочей программе предусмотрен резерв свободного времени в объеме 15 часов для повторения и систематизации учебного материала. Из них 5 часов включены в раздел «Арифметика», 5 часов – в раздел «Алгебра». На обобщающее повторение отведены 5 часов в конце учебного года.

Формы контроля знаний, умений и навыков, УУД

Контроль осуществляется через использование следующих видов оценки ЗУН и УУД: входящий, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы оценки и контроля ЗУН: контрольная работа, домашняя контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, домашняя самостоятельная работа, тест, контрольный тест, устный опрос.

Оценка метапредметных результатов представляет со­бой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в раз­делах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» меж­дисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного об­щего образования через комплексные метапредметные работы, проекты и исследовательскую деятельность.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме итоговой контрольной работы.


2. Общая характеристика учебного предмета.


Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в стандарте 2-го поколения, основной целью которого является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.

Принципы отбора элементов содержания:

  • преемственность целей и содержания образования;

  • логика внутрипредметных связей;

  • возрастные особенности развития учащихся.

При разработке рабочей программы были учтены основные идеи и положения Программы формирования и развития учебных универсальных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) для основного общего образования, которые нашли свое отражение в формулировках метапредметных и личностных результатов.

Содержание математического образования в 6 классе представлено разделами арифметика, начальные сведения курсов алгебра и геометрия, которые служат базой для дальнейшего



изучения учащимися математики и способствует приобретению практических навыков в осуществлении арифметических операций, необходимых в повседневной жизни.

Одним из приоритетных направлений в обучении математике в 6 классе является формирование навыков осуществления различного вида вычислений рациональными и натуральными числами с помощью всевозможных вычислительных способов и средств. Деятельностный подход – основной способ получения знаний.

В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.

В данном курсе математики представлены задачи разного уровня сложности по изучаемой теме. Это создаёт возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута, пользуясь принципом минимакса.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания образования по математике в 6 классе связаны с преемственностью целей образования, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Обязательный минимум обеспечивает преемственность в развитии вычислительных умений и навыков учащихся, полученных на уроках математики в начальной школе; в применении изученных зависимостей между компонентами при решении уравнений; анализе решения текстовых задач.

Математика служит опорным предметом для изучения физики, химии, черчения, географии и др. дисциплин.

В 5-6 классах межпредметные связи реализуются через согласованность в формировании общих понятий (скорость, время, масштаб, закон, функциональная зависимость и др.), которые способствуют пониманию школьниками целостной картины мира.

3. Место предмета


На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 175 часов за учебный год. Предусмотрены 14 тематических контрольных работ и 1 итоговая.

Согласно календарно-учебному графику и производственному календарю в 2016-17 уч.г. на математику в 6 классе отводится 168 часов, в связи с этим раздел повторения сокращается на 7 часов.






Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Математика».


Содержание курса 6 класса нацелено на достижение основной предметной компетенции - вычислительной, а также метапредметных и личностных результатов обучения.

Личностные результаты:

  • идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране государству;

  • проявлять внимание и уважение к ценностям культур других народов;

  • проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны;

  • различать основные нравственно-эстетические понятия;

  • оценивать свои и чужие поступки;

  • оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

  • проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие

  • внимательность;

  • выражать положительное отношение к процессу познания;

  • проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

  • решать линейные уравнения, применять данные умения для решения задач;

  • решать задачи выделением трех этапов математического моделирования;

  • составлять и решать пропорции;

  • использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

  • применять правило произведения при решении простейших вероятностных задач;

  • вычислять длину окружности, площадь круга.

  • находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;

  • работать на калькуляторе;


  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений

  • создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.




4. Содержание учебного предмета.



«Натуральные числа».

Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2,3,5,9,10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное.

«Дроби».

Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение, вычитание, умножение и деление дробей. Основные задачи на дроби. Решение текстовых задач. Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятие о прямой и обратной пропорциональности величин. Масштаб.

«Рациональные числа».

Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Понятие о рациональном числе. Изображение рациональных чисел на прямой. Координаты точки. Сложение и вычитание рациональных чисел. Умножение и деление рациональных чисел. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.

«Измерения, приближения, оценки. Зависимости между величинами».

Выражать одни единицы измерения величины в других единицах; округлять натуральные числа и десятичные дроби; выполнять прикидку и оценку в ходе вычисления; моделировать несложные зависимости с помощью формул, выполнять вычисления по формулам; использовать знания о зависимостях между величинами при решении текстовых задач.

«Элементы алгебры».

Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений алгебраическим методом. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений. Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью угольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки.

«Наглядная геометрия»

Наглядное представление фигур на плоскости: прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Взаимное расположение двух прямых.







5.Тематическое планирование


Название раздела

Кол-во часов

Теория

Контроль

Краткое содержание разделов

Промежу-

точный

Итоговый

Делимость чисел.

20

15

4

1

Делители и кратные. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Взаимно простые числа.

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

22

15

5

2

Основное свойства дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел.

Умножение и деление обыкновенных дробей.

32

23

6

3

Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Применение распределительного свойства умножения. Взаимно обратные числа. Деление. Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения.

Отношения и пропорции.

19

14

3

2

Отношения. Пропорция, основные свойства пропорции. Прямая и обратная пропорциональная зависимость. Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар.

Положительные и отрицательные числа.

13

10

2

1

Координаты на прямой. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Изменение величин.

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

11

8

2

1

Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками. Вычитание.

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.

12

8

3

1

Умножение. Деление. Рациональные числа. Свойства действий с рациональными числами.


Решение уравнений.

15

11

2

2

Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые. Решение уравнений.

Координаты на плоскости.

13

10

2

1

Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Координатная плоскость. Графики. Столбчатые диаграммы.

Повторение.

13(-2)


3

1


Итого

175(168)



15




6. Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Тип урока

Планируемые результаты


Характеристика основных видов учебной деятельности

ученика.

По плану

По факту

предметные

метапредметные (код)

личностные

научиться

получит возможность научиться

§1. Делимость чисел. (20 часов)

1

Делители и кратные.

3

1.09


УИНМ

Оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел. Выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации.

Научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Р.1

П.1

Л.4

Формировать определения делителя и кратного, простого и составного числа, свойства и признаки делимости. Доказывать и опровергать с помощью контрпримеров утверждения о делимости чисел. Классифицировать натуральные числа (четные и нечётные, по остаткам от делителя на 3 и т.п.). Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора, компьютера). Верно использовать в речи термины: делитель, кратное, наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное, простое число, составное число, четное число, нечетное число, взаимно простые числа, разложение числа на простые множители. Решать текстовые задачи арифметическими способами. Вычислять факториалы. Находить объединение и пересечение конкретных множеств. Приводить примеры несложных классификаций из различных областей жизни.

2

Делители и кратные.

2


УЗПМ

3

Делители и кратные.

Самостоятельная работа.

3


УКЗ

4

Признаки делимости на 10, на 5 и на 2.

3

4


УИНМ

П.2

Р.2

К.1


5

Признаки делимости на 10, на 5 и на 2.

7


УЗПМ

6

Признаки делимости на 10, на 5 и на 2. Самостоятельная работа.

8


УКЗ

7

Признаки делимости на 9 и на 3.

2

9


УИНМ


8

Признаки делимости на 9 и на 3.

10


УЗПМ

9

Простые и составные числа.

2

11


УИНМ

П.3

Р.2

Р.3


10

Простые и составные числа.

14


УЗПМ

11

Разложение на простые множители.

2

15


УИНМ

12

Разложение на простые множители.

16


УЗПМ

13

Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.

3

17


УИНМ

П.3

П.9

Р.4

Р.5

Л.3

14

Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.

18


УЗПМ

15

Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. Самостоятельная работа.

21


УКЗ

16

Наименьшее общее кратное.

4

22


УИНМ

17

Наименьшее общее кратное.

23


УЗПМ

18

Наименьшее общее кратное.

24


УЗПМ

19

Наименьшее общее кратное. Самостоятельная работа.

25


УКЗ

20

Контрольная работа № 1 по теме «Делимость чисел».

1

28


УКЗ



§ 2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. (22 часа)

21

Основное свойство дроби.

2

29


УИНМ

Оперировать понятиями, связанными со сложением и вычитанием дробей с разными знаменателями. Выделять в условии задачи данные, необходимые для ее решения, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи.

Углубить и развить представления о сложении и вычитании дробей с разными знаменателями. Научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ. Научиться вычислять объемы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов.


П.6

П.4

Р.9

Л.3

Формулировать основное свойство обыкновенной дроби, правила сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей. Преобразовывать обыкновенные дроби, сравнивать и упорядочивать их. Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел. Грамматически верно читать записи неравенств, содержащих обыкновенные дроби, суммы и разности обыкновенных дробей. Решать текстовые задачи арифметическими способами. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных объектов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконроль, проверяя ответ на соответствие условию. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям. Вычислять факториалы.

22

Основное свойство дроби.

30


УЗПМ

23

Сокращение дробей.

3

1


УИНМ

П.5

Р.9

К.2









24

Сокращение дробей.

2


УЗПМ

25

Сокращение дробей. Самостоятельная работа.

5


УКЗ

26

Приведение дробей к общему знаменателю.

3

6


УИНМ

П.7

Р.4


Л.1

Л.3

27

Приведение дробей к общему знаменателю.

12


УЗПМ

28

Приведение дробей к общему знаменателю. Самостоятельная работа.

13


УКЗ

29

Сравнение дробей с разными знаменателями.

2

14


УИНМ

П.4

П.5

П.7

П.8

П.9

Р.4

Р.5

Р.6

К.3


Л.9

30

Сравнение дробей с разными знаменателями.

15


УЗПМ

31

Сложение дробей с разными знаменателями.

2

16


УИНМ

32

Сложение дробей с разными знаменателями. Самостоятельная работа.

19


УЗПМ

УКЗ

33

Вычитание дробей с разными знаменателями.

2

20


УИНМ

34

Вычитание дробей с разными знаменателями. Самостоятельная работа.

21


УЗПМ

УКЗ

35

Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

1

22


УКЗ



36

Сложение смешанных чисел.

3

23


УИНМ

П.4

П.5

П.10

П.19

Р.1

Р.2

Р.8

К.6


Л.1

37

Сложение смешанных чисел.

26


УЗПМ

38

Сложение смешанных чисел.

27


УЗПМ

39

Вычитание смешанных чисел.

3

28


УИНМ

40

Вычитание смешанных чисел.

29


УЗПМ

41

Вычитание смешанных чисел. Самостоятельная работа.

30


УКЗ

42

Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».

1

2.11


УКЗ



§ 3. Умножение и деление обыкновенных дробей. (32 часа)

43

Умножение дробей.

4

3


УИНМ

Оперировать понятиями, связанными с умножением и делением обыкновенных дробей. Моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры.

Углубить и развить представления об обыкновенных дробях. Научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ. Научиться вычислять объемы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов.

Углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах.


П.4

П.12

П.13

Р.4

К.3

К.5


Л.7

Формулировать правила умножения и деления обыкновенных дробей. Выполнять умножение и деление обыкновенных дробей и смешанных чисел. Находить дробь от числа и число по его дроби. Грамматически верно читать записи произведений и частных обыкновенных дробей. Решать текстовые задачи арифметическими способами. Проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора, компьютера). Исследовать и описывать свойства пирамид, призм, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент для изучения свойств этих объектов. Моделировать пирамиды, призмы, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. Изготавливать пространственные фигуры из разверток; распознавать развертки пирамиды, призмы (в частности, куба, прямоугольного параллелепипеда). Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире пирамиды, призмы. Приводить примеры аналогов этих геометрических фигур в окружающем мире.

44

Умножение дробей.

5


УЗПМ

45

Умножение дробей.

6


УЗПМ

46

Умножение дробей. Самостоятельная работа.

9


УКЗ

47

Итоговый урок по материалу I четверти.

1

10


УОСЗ



48

Нахождение дроби от числа.

4

11


УИНМ

П.5

П.14

П.15

К.4


Л.9

49

Нахождение дроби от числа.

12


УЗПМ

50

Нахождение дроби от числа.

13


УЗПМ

51

Нахождение дроби от числа. Самостоятельная работа.

16


УКЗ

52

Применение распределительного свойства умножения.

5

17


УИНМ

П.8

П.10

П.11

П.17

П.19

Р.8

Р.9

К.4


Л.8

53

Применение распределительного свойства умножения.



УЗПМ

54

Применение распределительного свойства умножения.



УИНМ

55

Применение распределительного свойства умножения.



УЗПМ

56

Применение распределительного свойства умножения. Самостоятельная работа.



УКЗ

57

Контрольная работа №4 по теме «Умножение дробей».

1



УКЗ



58

Взаимно обратные числа.

2



УИНМ

П.4

К.3

К.4


59

Взаимно обратные числа.



УЗПМ

60

Деление.

5



УИНМ

П.3

П.4

П.10

П.12

П.17

К.3

К.6


Л.2

61

Деление.



УЗПМ

62

Деление.



УЗПМ

63

Деление.



УОПМ

64

Деление. Самостоятельная работа.



УКЗ

65

Контрольная работа №5 по теме «Деление».

1



УКЗ



66

Нахождение числа по его дроби.

5



УИНМ

П.8

П.17

К.2

К.6

Р.8

Р.9


67

Нахождение числа по его дроби.



УЗПМ

68

Нахождение числа по его дроби.



УЗПМ

69

Нахождение числа по его дроби.



УОПМ

70

Нахождение числа по его дроби. Самостоятельная работа.



УКЗ

71

Дробные выражения.

3



УИНМ

П.11

П.19

Р.8

К.4


Л.2

72

Дробные выражения.



УЗПМ

73

Дробные выражения. Самостоятельная работа.



УКЗ

74

Контрольная работа №6 по теме «Дробные выражения».

1



УКЗ



§ 4. Отношения и пропорции. (19 часов)

75

Отношения.

5



УИНМ

Оперировать понятиями, связанными с отношениями и пропорциями. Выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации. Использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближенными значениями величин.

Углубить и развить представления об отношениях и пропорциях. Научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ. Понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными, что по записи приближенных значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения.


П.2

К.4


Л.7

Верно использовать в речи термины: отношение чисел, отношение величин, взаимно обратные отношения, пропорция, основное свойство верной пропорции, прямо пропорциональные величины, обратно пропорциональные величины, масштаб, длина окружности, площадь круга, шар и сфера, их центр, радиус и диаметр. Использовать понятия отношения и пропорции при решении задач. Приводить примеры использования отношений в практике. Использовать понятие масштаб при решении практических задач. Вычислять длину окружности и площадь круга, используя знания о приближенных значениях чисел. Решать задачи на проценты и дроби составлением пропорции (в том числе задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор).

76

Отношения.



УЗПМ

77

Отношения.



УЗПМ

78

Отношения.



УОПМ

79

Отношения. Самостоятельная работа.



УКЗ

80

Пропорции.

2



УИНМ

П.1

П.4

П.13

Р.4

Р.5


81

Пропорции.



УЗПМ

82

Повторение. Решение задач. Обобщение материала II четверти.

1



УОСЗ



83

Прямая и обратная пропорциональные зависимости.

3



УИНМ

П.8

П.11

П.17

П.19

К.4

К.6


Л.6

Л.9

84

Прямая и обратная пропорциональные зависимости.



УЗПМ

85

Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Самостоятельная работа.



УКЗ

86

Контрольная работа №7 по теме «Отношения и пропорции».

1



УКЗ



87

Масштаб.

2



УИНМ

П.5

П.12

П.13


88

Масштаб.



УЗПМ

89

Длина окружности и площадь круга.

2



УИНМ

П.12

П.13

Р.12


Л.9

90

Длина окружности и площадь круга. Самостоятельная работа.



УКЗ

91

Шар.

2



УИНМ

П.9

П.14

П.16


92

Шар.



УЗПМ

93

Контрольная работа №8 по теме «Длина окружности и площадь круга».

1



УКЗ



§ 5. Положительные и отрицательные числа. (13 часов)

94

Координаты на прямой.

3



УИНМ

Оперировать понятиями, связанными с положительными и отрицательными числами.

Сравнивать и упорядочивать положительные и отрицательные числа. Изготавливать пространственные фигуры из разверток, распознавать развертки куба, параллелепипеда, пирамиды, цилиндра и конуса. Исследовать и описывать свойства геометрических фигур (плоских и пространственных), используя эксперимент, наблюдение, измерение.

Моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры.

Углубить и развить представления о положительных и отрицательных числах. Научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах.

Научиться применять понятие развертки для выполнения практических расчетов.

П.8

П.18

Р.6

Р.8


Верно использовать в речи термины: координатная прямая, координата точки на прямой, положительное число, отрицательное число, противоположные числа, целое число, модуль числа. Приводить примеры использования в окружающем мире положительных и отрицательных чисел (температура, выигрыш-проигрыш, выше-ниже уровня моря и т.п.) Изображать точками координатной прямой положительные и отрицательные рациональные числа. Характеризовать множество целых чисел. Сравнивать положительные и отрицательные числа. Грамматически верно читать записи выражений, содержащих положительные и отрицательные числа. Моделировать цилиндры, конусы, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. Изготавливать пространственные фигуры из разверток; распознавать развертки цилиндра, конуса. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире цилиндры, конусы. Приводить примеры аналогов этих геометрических фигур в окружающем мире. Соотносить пространственные фигуры с их проекциями на плоскости.

95

Координаты на прямой.



УЗПМ

96

Координаты на прямой. Самостоятельная работа.



УКЗ

97

Противоположные числа.

2



УИНМ

П.4

П.9

П.16

К.4

Л.3

98

Противоположные числа.



УЗПМ

99

Модуль числа.

2



УИНМ

П.10

П.11

П.19

Р.4

Р.10

Л.8

100

Модуль числа.



УЗПМ

101

Сравнение чисел.

3



УИНМ

102

Сравнение чисел.



УЗПМ

103

Сравнение чисел. Самостоятельная работа.



УКЗ

104

Изменение величин.

2



УИНМ

П.9

П.16

Р.6

Р.8

Л.3

105

Изменение величин.



УЗПМ

106

Контрольная работа №9 по теме «Положительные и отрицательные числа».

1



УКЗ



§ 6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. (11 часов)

107

Сложение чисел с помощью координатной прямой.

2



УИНМ

Оперировать понятиями, связанными со сложением и вычитанием положительных и отрицательных чисел.

Читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условию задач. Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв.

Развить представления о сложении и вычитании положительных и отрицательных чисел. Научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

П.4

П.8

П.9

Р.4

Л.2

Формулировать правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел. Выполнять сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. Грамматически верно читать записи сумм и разностей, содержащих положительные и отрицательные числа. Читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условиям задач. Вычислять числовые значения буквенного выражения при заданных значениях букв. Составлять уравнения по условиям задач. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий. Находить длину отрезка на координатной прямой, зная координаты концов этого отрезка. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире призмы, цилиндры, пирамиды, конусы. Решать текстовые задачи арифметическими способами.

108

Сложение чисел с помощью координатной прямой.



УЗПМ

109

Сложение отрицательных чисел.

2



УИНМ

110

Сложение отрицательных чисел.



УЗПМ

111

Сложение чисел с разными знаками.

3



УИНМ

П.7

Р.2

Р.4

К.5

К.6

Л.2

Л.3

112

Сложение чисел с разными знаками.



УЗПМ

113

Сложение чисел с разными знаками. Самостоятельная работа.



УКЗ

114

Вычитание.

3



УИНМ

П.5

П.19

Р.4

Р.8

Л.4

Л.7

115

Вычитание.



УЗПМ

116

Вычитание. Самостоятельная работа.



УКЗ

117

Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».

1



УКЗ



§ 7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. (12 часов)

118

Умножение.

3



УИНМ

Оперировать понятиями, связанными с умножением и делением положительных и отрицательных чисел. Сравнивать и упорядочивать рациональные числа.

Развить представления об умножении и делении положительных и отрицательных чисел. Научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

П.4

П.12

П.13

Р.1

Р.11

Л.9

Формулировать правила умножения и деления положительных и отрицательных чисел. Выполнять умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Вычислять числовое значение дробного выражения. Грамматически верно читать записи произведений и частных, содержащих положительные и отрицательные числа. Характеризовать множество рациональных чисел. Читать и записывать буквенные выражения по условиям задач. Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв. Формировать и записывать с помощью букв свойства действий с рациональными числами, применять их для преобразования числовых выражений. Составлять уравнения по условиям задач. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий. Решать текстовые задачи арифметическими способами. Решать логические задачи с помощью графов.

119

Умножение.



УЗПМ

120

Умножение. Самостоятельная работа.



УКЗ

121

Деление.

3



УИНМ

П.4

П.12

П.13

Р.12

К.4

К.6

Л.1

122

Деление.



УЗПМ

123

Деление. Самостоятельная работа.



УКЗ

124

Рациональные числа.

2



УИНМ

П.10

П.11

П.19

Р.6

Р.8

Л.3

Л.6

125

Рациональные числа.



УЗПМ

126

Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел».

1



УКЗ



127

Свойства действий с рациональными числами.

3



УИНМ

П.8

П.17

К.4

Л.2

128

Свойства действий с рациональными числами.



УЗПМ

129

Свойства действий с рациональными числами. Самостоятельная работа.



УКЗ

§ 8. Решение уравнений. (15 часов)

130

Раскрытие скобок.

2



УИНМ

Составлять уравнения по условиям задач. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий.


П.9

П.16

Р.5

Р.9


Л.9

Верно использовать в речи термины: коэффициент, раскрытие скобок, подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых, корень уравнения, линейное уравнение. Грамматически верно читать записи уравнений. Раскрывать скобки, упрощать выражения, вычислять коэффициент выражения. Решать уравнения умножением или делением обеих его частей на одно и то же не равное нулю число путем переноса слагаемого из одной части уравнения в другую. Решать текстовые задачи с помощью уравнений. Решать текстовые задачи арифметическими способами. Приводить примеры конечных и бесконечных множеств. Решать логические задачи с помощью графов.

131

Раскрытие скобок.



УЗПМ

132

Урок повторение и обобщения по материалу III четверти.

2



УОСЗ

Р.7

К.3

К.4

К.6

Л.7

133

Урок повторение и обобщения по материалу III четверти.



УОСЗ

134

Коэффициент.

2



УИНМ

П.11

П.19

Р.3

Р.5

Л.8

135

Коэффициент.



УЗПМ

136

Подобные слагаемые.

3



УИНМ

137

Подобные слагаемые.



УЗПМ

138

Подобные слагаемые. Самостоятельная работа.



УКЗ

139

Контрольная работа №12 по теме «Подобные слагаемые».

1



УКЗ



140

Решение уравнений.

4



УИНМ

П.4

П.8

П.11

П.12

П.17

Р.12

Л.3

141

Решение уравнений.



УЗПМ

142

Решение уравнений.



УОСЗ

143

Решение уравнений. Самостоятельная работа.



УКЗ

144

Контрольная работа №13 по теме «Решение уравнений».

1



УКЗ



§ 9. Координаты на плоскости. (13 часов)

145

Перпендикулярные прямые.

2



УИНМ

Строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам, определять координаты точек.



П.1

П.4

П.8

Р.9

К.4

Л.9

Верно использовать в речи термины: перпендикулярные прямые, параллельные прямые, координатная плоскость, ось абсцисс, ось ординат, столбчатая диаграмма, график. Объяснять какие прямые называют перпендикулярными и какие – параллельными, формулировать их свойства. Строить перпендикулярные и параллельные прямые с помощью чертежных инструментов. Строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам: определять координаты точек. Читать графики простейших зависимостей. Решать текстовые задачи арифметическими способами. Анализировать и осмыслять тест задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие.

146

Перпендикулярные прямые.



УЗПМ

147

Параллельные прямые.

2



УИНМ

148

Параллельные прямые.



УЗПМ

149

Координатная плоскость.

3



УИНМ

150

Координатная плоскость.



УЗПМ

151

Координатная плоскость. Самостоятельная работа.



УКЗ

152

Столбчатые диаграммы.

2



УИНМ

153

Столбчатые диаграммы.



УЗПМ

154

Графики.

3



УИНМ

155

Графики.



УЗПМ

156

Графики. Самостоятельная работа.



УКЗ

157

Контрольная работа №14 по теме «Координатная плоскость».

1



УКЗ



Повторение. (13 часов)

158

Наибольший общий делитель.

2



УПЗ

Оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел, со сложением и вычитанием дробей с разными знаменателями, с умножением и делением обыкновенных дробей, со сложением и вычитанием, умножением и делением чисел с разными знаками, решением уравнений. . Выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации.

Научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ. Углубить и развить представления о сложении и вычитании дробей с разными знаменателями, с умножением и делением обыкновенных дробей, со сложением и вычитанием, умножением и делением чисел с разными знаками.

Р.4

Р.5

Л.3

Формировать определения делителя и кратного, простого и составного числа, свойства и признаки делимости. Доказывать и опровергать с помощью контрпримеров утверждения о делимости чисел. Классифицировать натуральные числа (четные и нечётные, по остаткам от делителя на 3 и т.п.). Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора, компьютера). Верно использовать в речи термины: делитель, кратное, наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное, простое число, составное число, четное число, нечетное число, взаимно простые числа, разложение числа на простые множители.

159

Наибольший общий делитель.



УПЗ

160

Наименьшее общее кратное.

1



УПЗ

161

Сложение дробей с разными знаменателями.

1



УПЗ

Р.4

Р.5

Р.6

К.3

Л.9

Формулировать основное свойство обыкновенной дроби, правила сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей. Преобразовывать обыкновенные дроби, сравнивать и упорядочивать их. Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел.

162

Вычитание дробей с разными знаменателями.

1



УПЗ

163

Умножение и деление обыкновенных дробей.

1



УПЗ

Р.4

К.3

К.5

К.6

Л.2

Л.7

164

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

2



УОСЗ

Р.2

Р.4

Р.8

К.5

К.6


Л.2

Л.3

Л.4

Л.7

Формулировать правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел. Выполнять сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. Грамматически верно читать записи сумм и разностей, содержащих положительные и отрицательные числа.

165

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. Самостоятельная работа.



УКЗ

166

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.

2



УОСЗ

Р.1

Р.11

Р.12

К.4

К.6

Л.1

Л.9

Формулировать правила умножения и деления положительных и отрицательных чисел. Выполнять умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Вычислять числовое значение дробного выражения. Грамматически верно читать записи произведений и частных, содержащих положительные и отрицательные числа.

167

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Решение уравнений.



УКЗ

168

Контрольная работа №15 за курс 6 класса.




УКЗ

Р.12

Л.3

Верно использовать в речи термины: коэффициент, раскрытие скобок, подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых, корень уравнения, линейное уравнение. Грамматически верно читать записи уравнений. Раскрывать скобки, упрощать выражения, вычислять коэффициент выражения.















УИНМ – урок изучения нового материала.

УЗПМ – урок закрепления пройденного материала.

УКЗ – урок контроля знаний.

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний.



7. Учебно-методическое обеспечение и материально- техническое обеспечение учебного процесса

Рабочая программа составлена на основе федерального образовательного стандарта нового поколения, Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г. и «Сборник рабочих программ 5 – 6 классы», - М.: Просвещение, 2012. Составитель Т. А. Бурмистрова. Данная рабочая программа ориентирована на учителей математики, работающих в 6 классах по УМК Н.Я.Виленкина.

Для учащихся:

  1. Н. Я. Виленкин «Математика 6 класс». Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2010

  2. Попов М. А. Дидактические материалы по математике. 6 класс к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика 6 класс». ФГОС – «Экзамен», 2013

  3. Попов М. А. Контрольные и самостоятельные работы по математике. 6 класс. К учебнику Н. Я. Виленкина и др. « Математика 6 класс». ФГОС – «Экзамен», 2011

  4. В. Н. Рудницкая. Рабочая тетрадь №1, №2. «Математика 6 класс». М.: Мнемозина, 2011

  5. В. Н. Рудницкая. УМК Математика 6 класс по учебнику Н. Я. Виленкина [тесты] ФГОС, ООО М.: Спринтер, 2012

  6. В. И. Жохов. Математический тренажер. 6 класс. Пособие для учителей и учащихся. – М.: Мнемозина, 2012

Для учителя:

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Серия: Стандарты второго поколения М: Просвещение. 2011 – 352с.

  2. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы - 3-е издание, переработанное – М. Просвещение. 2011 – 64с (Стандарты второго поколения)

  3. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования (Министерство образования и науки Российской Федерации. М. Просвещение. 2011 – 48с (Стандарты второго поколения)

  4. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы - 3-е издание, переработанное – М. Просвещение. 2011 – 64с (Стандарты второго поколения)

  5. «Математика». Сборник рабочих программ. 5-6 классы [Т.А.Бурмистрова]. – М.: Просвещение, 2013. – 64с.

  6. Н. Я. Виленкин «Математика 6 класс». Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2010

  7. Попов М. А. Дидактические материалы по математике. 6 класс к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика 6 класс». ФГОС – «Экзамен», 2013

  8. Попов М. А. Контрольные и самостоятельные работы по математике. 6 класс. К учебнику Н. Я. Виленкина и др. « Математика 6 класс». ФГОС – «Экзамен», 2011

  9. В. Н. Рудницкая. Рабочая тетрадь №1, №2. «Математика 6 класс». М.: Мнемозина, 2011

Интернет – ресурсы:

Сайты для учащихся:

  1. Интерактивный учебник. Математика 6 класс. Правила, задачи, примеры http://www.matematika-na.ru

  2. Энциклопедия для детей http://the800.info/yentsiklopediya-dlya-detey-matematika

  3. Энциклопедия по математике http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.html

  4. Справочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm

  5. Математика он-лайн http://uchit.rastu.ru

Сайты для учителя:

  1. Педсовет, математика http://pedsovet.su/load/135

  2. Учительский портал. Математика http://www.uchportal.ru/load/28

  3. Уроки. Нет. Для учителя математики, алгебры, геометрии http://www.uroki.net/docmat.htm

  4. Видеоуроки по математике – 6 класс , UROKIMATEMAIKI.RU ( Игорь Жаборовский )

  5. Электронный учебник

  6. Электронное пособие. Математика, поурочные планы 5-6 классы. Издательство « Учитель»

  7. Тренажер по математике к учебнику Н. Я. Виленкина и др. Издательство « Экзамен»

Техническое обеспечение образовательного процесса

Материальное обеспечение кабинетов:

- мультимедийный компьютер;

- проектор;

- экран;

- интернет.

Программное обеспечение:

- операционная система Windows 98/Me(2000/XP);

- текстовый редактор MS Word.







8. Результаты освоения предмета и система их оценки.

Выпускник научится в 5-6 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)

 Оперировать на базовом уровне понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;

 задавать множества перечислением их элементов;

 находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

 распознавать логически некорректные высказывания.

Числа

 Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число,

рациональное число;

 использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений;

 использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач;

 выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;

 сравнивать рациональные числа.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

 оценивать результаты вычислений при решении практических задач;

 выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;

 составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.

Статистика и теория вероятностей

 Представлять данные в виде таблиц, диаграмм,

 читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.

Текстовые задачи

 Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;

 строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трѐх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;

 осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;

 составлять план решения задачи;

 выделять этапы решения задачи;

 интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;

 знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;

 решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;

 решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;

 находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или

процентное повышение величины;

 решать несложные логические задачи методом рассуждений.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

 выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку)

Наглядная геометрия

Геометрические фигуры

 Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура,точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырѐхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

 решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.

Измерения и вычисления

 выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;

 вычислять площади прямоугольников.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

 вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников;

 выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.

История математики

 описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;

 знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.

Выпускник получит возможность научиться в 5-6 классах (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях)

Элементы теории множеств и математической логики

 Оперировать понятиями: множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное

множество, подмножество, принадлежность,

 определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств; задавать множество с помощью перечисления

элементов, словесного описания.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

 распознавать логически некорректные высказывания;

 строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики.

Числа

 Оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, целое число, множество целых чисел, обыкновенная

дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, множество рациональных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных;

 понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;

 выполнять вычисления, в том числе с использованием приѐмов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;

 использовать признаки делимости на 2, 4, 8, 5, 3, 6, 9, 10, 11, суммы и произведения чисел при выполнении вычислений и решении задач,

обосновывать признаки делимости;

 выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;

 упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей;

 находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении задач;.

 оперировать понятием модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

 применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;

 выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;

 составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.

Уравнения и неравенства

 Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство.

Статистика и теория вероятностей

 Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое,

 извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;

 составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

 извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и

характеристики реальных процессов и явлений.

Текстовые задачи

 Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;

 использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;

 знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);

 моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;

 выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;

 интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;

 анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении

(скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;

 исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчѐта;

 решать разнообразные задачи «на части»,

 решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части

на основе конкретного смысла дроби;

 осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять

эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

 выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых

абстрагировались), конструировать новые ситуации с учѐтом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации,

учитывать плотность вещества;

 решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный

результат;

 решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.

Наглядная геометрия

Геометрические фигуры

 Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;

 изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.

Измерения и вычисления

 выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;

 вычислять площади прямоугольников, квадратов, объѐмы прямоугольных параллелепипедов, кубов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

 вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объѐмы комнат;

 выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;

 оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

История математики

 Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.





































Критерии оценок по математике

Опираясь на эти рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.

При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в про грамме основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.

Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно за писано решение.

5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельству ют о высоком математическом развитии учащегося; за решение бо лее сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.

Критерии ошибок

К г р у б ы м ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

К н е г р у б ы м ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;

К н е д о ч е т а м относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотрен ном программой и учебником,

изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при от-работке умений и навыков;

отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет воснов ном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка « ставится в следующих случаях:

неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);

имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, вы кладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.



Оценка письменных контрольных работ учащихся

Отметка «5» ставится, если:

работа выполнена полностью;

в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробе лов и ошибок;

в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка « ставится, если:

работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка « ставится, если:

допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет

обязательными умениями по данной теме в полной мере.


СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заселания Заместитель директора поУВР

Методического объединения МБОУ Вареновская СОШ

МБОУ Вареновская СОШ ____________( Мироненко С.Ю.)

От___________2016 года №_____ 2016-2017 уч. г.

Руководитель МО_________( Мартынова С.А.)











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!