МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕРЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________________________ Шубина Т.А.
Приказ от________________ №____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по математике для 6 «В» класса
на 2021 – 2022 учебный год
Составитель: учитель математики
Зиновьева Ольга Викторовна
Верея, 2021
Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по математике (Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы / [авт.-сост. В.И. Жохов] – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014. – 31 с.).
Программа предназначена для работы по учебнику: «Математика» 6 класс для образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург – М. Мнемозина, 2020 г
В соответствии с учебным планом МБОУ Верейская СОШ № 1 на изучение математики в 6 классе отводится 5 часов в неделю, 170 часов в год.
Цели обучения:
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
воспитание средствами математики культуры личности;
формирование представлений о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития.
Задачи обучения:
сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;
предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
выявить и развить математические и творческие способности;
расширить представления о делимости натуральных чисел;
учить выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями;
учить выполнять умножение и деление обыкновенных дробей, преобразование в десятичные дроби;
ввести понятия отношения и пропорции;
учить выполнять различные действия с рациональными числами;
продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения программы.
Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся предметных, личностных и метапредметных УУД,
соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Предметные:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и не математических задач, Предполагающее:
выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
изображать фигуры на плоскости;
использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или групповой), в графическом виде;
решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства
достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и
корректировать план);
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать математические модели;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в
другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации.
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы. Для
этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
Раздел 2. Содержание учебного предмета.
В содержание уроков включаются задания, направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся.
В материалы уроков включены задания, аналогичные заданиям ВПР 2022 г.
Делимость чисел.
Делимость чисел. Делители и кратные. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. Наименьшее общее кратное.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Умножение и деление обыкновенных дробей.
Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Применение распределительного свойства умножения. Взаимно обратные числа. Деление. Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения.
Отношения и пропорции.
Отношения. Пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар.
Положительные и отрицательные числа.
Координаты на прямой. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Изменение величин.
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками. Вычитание.
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.
Умножение. Деление. Рациональные числа. Свойства действий с рациональными числами.
Решение уравнений.
Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые. Решение уравнений.
Координаты на плоскости.
Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Координатная плоскость. Столбчатые диаграммы. Графики.
Повторение.
Делимость чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Решение задач на дроби. Арифметические действия со смешанными числами. Отношения, пропорции. Арифметические действия с рациональными числами. Упрощение алгебраических выражений. Решение уравнений. Решение практико-ориентированных задач. Координаты и графики.
Раздел 3. Тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Делимость чисел | 20 |
2 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 22 |
3 | Умножение и деление обыкновенных дробей | 32 |
4 | Отношения и пропорции | 19 |
5 | Положительные и отрицательные числа | 13 |
6 | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | 11 |
7 | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 12 |
8 | Решение уравнений | 15 |
9 | Координаты на плоскости | 13 |
10 | Повторение | 13 |
| | |
| итого | 170 |
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Дата урока |
планируемая | фактическая |
Делимость чисел (20 ч.) |
1 | Делители и кратные. | | |
2 | Делители и кратные. | | |
3 | Делители и кратные. | | |
4 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2. | | |
5 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2. | | |
6 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2. | | |
7 | Признаки делимости на 9 и на 3. | | |
8 | Признаки делимости на 9 и на 3. | | |
9 | Простые и составные числа. | | |
10 | Простые и составные числа. | | |
11 | Разложение на простые множители. | | |
12 | Разложение на простые множители. | | |
13 | Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. | | |
14 | Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. | | |
15 | Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. | | |
16 | Наименьшее общее кратное. | | |
17 | Наименьшее общее кратное. | | |
18 | Наименьшее общее кратное. | | |
19 | Решение задач по теме: «Делимость чисел». | | |
20 | Контрольная работа № 1 по теме: «Делимость чисел». | | |
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 ч.) |
21 | Основное свойство дроби. | | |
22 | Основное свойство дроби. | | |
23 | Сокращение дробей. | | |
24 | Сокращение дробей. | | |
25 | Сокращение дробей. | | |
26 | Приведение дробей к общему знаменателю. | | |
27 | Приведение дробей к общему знаменателю. | | |
28 | Приведение дробей к общему знаменателю. | | |
29 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | | |
30 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | | |
31 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | | |
32 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | | |
33 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | | |
34 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | | |
35 | Решение задач по теме: «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». | | |
36 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | | |
37 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | | |
38 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | | |
39 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | | |
40 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | | |
41 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | | |
42 | Контрольная работа № 2 по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел». | | |
Умножение и деление обыкновенных дробей (32 ч.) |
43 | Умножение дробей. | | |
44 | Умножение дробей. | | |
45 | Умножение дробей. | | |
46 | Умножение дробей. | | |
47 | Умножение дробей. | | |
48 | Нахождение дроби от числа. | | |
49 | Нахождение дроби от числа. | | |
50 | Нахождение дроби от числа. | | |
51 | Нахождение дроби от числа. | | |
52 | Применение распределительного свойства умножения. | | |
53 | Применение распределительного свойства умножения. | | |
54 | Применение распределительного свойства умножения. | | |
55 | Применение распределительного свойства умножения. | | |
56 | Применение распределительного свойства умножения. | | |
57 | Решение задач по теме: «Умножение обыкновенных дробей». | | |
58 | Контрольная работа № 3 по теме: «Умножение обыкновенных дробей». | | |
59 | Взаимно обратные числа. | | |
60 | Взаимно обратные числа. | | |
61 | Деление. | | |
62 | Деление. | | |
63 | Деление. | | |
64 | Деление. | | |
65 | Деление. | | |
66 | Нахождение числа по его дроби. | | |
67 | Нахождение числа по его дроби. | | |
68 | Нахождение числа по его дроби. | | |
69 | Нахождение числа по его дроби. | | |
70 | Нахождение числа по его дроби. | | |
71 | Дробные выражения. | | |
72 | Дробные выражения. | | |
73 | Дробные выражения. | | |
74 | Контрольная работа № 4 по теме: «Деление обыкновенных дробей. Дробные выражения». | | |
Отношения и пропорции (19 ч.) |
75 | Отношения. | | |
76 | Отношения. | | |
77 | Отношения. | | |
78 | Отношения. | | |
79 | Отношения. | | |
80 | Пропорции. | | |
81 | Пропорции. | | |
82 | Пропорции. | | |
83 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости. | | |
84 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости. | | |
85 | Решение задач по теме: «Отношения и пропорции». | | |
86 | Масштаб. | | |
87 | Масштаб. | | |
88 | Длина окружности и площадь круга. | | |
89 | Длина окружности и площадь круга. | | |
90 | Шар. | | |
91 | Шар. | | |
92 | Решение задач по теме: «Отношения. Пропорции. Окружность. Круг». | | |
93 | Контрольная работа № 5 по теме: «Отношения и пропорции. Окружность и круг». | | |
Положительные и отрицательные числа (13 ч.) |
94 | Координаты на прямой. | | |
95 | Координаты на прямой. | | |
96 | Координаты на прямой. | | |
97 | Противоположные числа. | | |
98 | Противоположные числа. | | |
99 | Модуль числа. | | |
100 | Модуль числа. | | |
101 | Сравнение чисел. | | |
102 | Сравнение чисел. | | |
103 | Сравнение чисел. | | |
104 | Изменение величин. | | |
105 | Изменение величин. | | |
106 | Контрольная работа № 6 по теме: «Положительные и отрицательные числа». | | |
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 ч.) |
107 | Сложение чисел с помощью координатной прямой. | | |
108 | Сложение чисел с помощью координатной прямой. | | |
109 | Сложение отрицательных чисел. | | |
110 | Сложение отрицательных чисел. | | |
111 | Сложение чисел с разными знаками. | | |
112 | Сложение чисел с разными знаками. | | |
113 | Сложение чисел с разными знаками. | | |
114 | Вычитание. | | |
115 | Вычитание. | | |
116 | Вычитание. | | |
117 | Контрольная работа № 7 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». | | |
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 ч.) |
118 | Умножение. | | |
119 | Умножение. | | |
120 | Умножение. | | |
121 | Деление. | | |
122 | Деление. | | |
123 | Деление. | | |
124 | Рациональные числа. | | |
125 | Рациональные числа. | | |
126 | Свойства действий с рациональными числами. | | |
127 | Свойства действий с рациональными числами. | | |
128 | Свойства действий с рациональными числами. | | |
129 | Контрольная работа №8 по теме: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел». | | |
Решение уравнений (15 ч.) |
130 | Раскрытие скобок. | | |
131 | Раскрытие скобок. | | |
132 | Раскрытие скобок. | | |
133 | Раскрытие скобок. | | |
134 | Коэффициент. | | |
135 | Коэффициент. | | |
136 | Подобные слагаемые. | | |
137 | Подобные слагаемые. | | |
138 | Подобные слагаемые. | | |
139 | Решение уравнений. | | |
140 | Решение уравнений. | | |
141 | Решение уравнений. | | |
142 | Решение уравнений. | | |
143 | Решение задач по теме: «Решение уравнений». | | |
144 | Контрольная работа № 9 по теме: «Решение уравнений». | | |
Координаты на плоскости (13 ч.) |
145 | Перпендикулярные прямые. | | |
146 | Перпендикулярные прямые. | | |
147 | Параллельные прямые. | | |
148 | Параллельные прямые. | | |
149 | Координатная плоскость. | | |
150 | Координатная плоскость. | | |
151 | Координатная плоскость. | | |
152 | Столбчатые диаграммы. | | |
153 | Столбчатые диаграммы. | | |
154 | Графики. | | |
155 | Графики. | | |
156 | Графики. | | |
157 | Контрольная работа № 10 по теме: «Координаты на плоскости». | | |
Повторение (13 ч.) |
158 | Делимость чисел. | | |
159 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | | |
160 | Арифметические действия со смешанными числами. | | |
161 | Отношения и пропорции. | | |
162 | Положительные и отрицательные числа. | | |
163 | Арифметические действия с рациональными числами. | | |
164 | Арифметические действия с рациональными числами. | | |
165 | Решение уравнений. | | |
166 | Решение задач с помощью уравнений. | | |
167 | Итоговая контрольная работа.(ВПР) | | |
168 | Координаты и графики. | | |
169 | Решение практико-ориентированных задач. | | |
170 | Решение практико-ориентированных задач. | | |
Согласовано
Заместитель директора по УВР
___________Ю.В. Дмитриева
«___»____________________2021г.
Согласовано
на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла
Протокол от _______________ №______
15