СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 8 класс (Авторы учебников: Ю.Н. Макарычев, А.В. Погорелов) 6 часов в неделю

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования, авторской программы Макарычева Ю.Н. и др., авторской программы А.В.Погорелова.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Расчитана на 6 часов в неделю: 4 часа алгебры и 2 часа геометрии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 8 класс (Авторы учебников: Ю.Н. Макарычев, А.В. Погорелов) 6 часов в неделю»










Рабочая программа

по математике

8 класс





























Рабочая программа по математике для 8 класса составлена на основе стандарта среднего общего образования (федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089), на основе примерной программы основного общего образования, авторской программы Макарычева Ю.Н. и др., авторской программы А.В.Погорелова.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирования учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета.

В данном курсе представлены содержательные линии «Арифметика», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики». Используются учебно-методические комплексы Ю.Н.Макарычева, А.В.Погорелова.

Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышле­ния, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, фор­мирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математи­ческой культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.


Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Место предмета в базисном учебном плане

Базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений РФ отведено в 7 классе 170 часов (из расчета 5 учебных часов в неделю), в 8 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 9 классе – примерно 170 часов для обязательного изучения математики. В школьном учебном плане: в 8 классе – 6 часов в неделю, 210 часов в год.

Рабочая программа рассчитана на 210 учебных часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Межпредметная связь.

Для развития устойчивого интереса к учебному процессу, уроки математики интегрируются с уроками информатики. Некоторые разделы алгебры закрепляются посредством ПК. Для этого используется пакет прикладных программ.

Организация УВП, виды контроля:

Урок ознакомления с новым материалом.

Урок закрепления изученного материала.

Урок применения знаний и умений.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Индивидуальная работа у доски.

Индивидуальная работа по карточкам.

Самостоятельная работа

Тест

Контрольная работа.

Математический диктант

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

АРИФМЕТИКА

Натуральные числа. Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем.

Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Деление с остатком.

Дроби. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.

Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.

Рациональные числа. Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Степень с целым показателем.

Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.

Действительные числа. Квадратный корень из числа. Корень третьей степени. Понятие о корне n-ой степени из числа1. Нахождение приближенного значения корня с помощью калькулятора. Запись корней с помощью степени с дробным показателем.

Понятие об иррациональном числе. Иррациональность числа. Десятичные приближения иррациональных чисел.

Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Сравнение действительных чисел, арифметические действия над ними.

Этапы развития представления о числе.

Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.

Измерения, приближения, оценки. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире.

Представление зависимости между величинами в виде формул.

Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.

Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости.

Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Выделение множителя – степени десяти в записи числа.

АЛГЕБРА

Алгебраические выражения. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Подстановка выражений вместо переменных. Равенство буквенных выражений. Тождество, доказательство тождеств. Преобразования выражений.

Свойства степеней с целым показателем. Многочлены. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов, формула суммы кубов и разности кубов. Разложение многочлена на множители. Квадратный трехчлен. Выделение полного квадрата в квадратном трехчлене. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Многочлены с одной переменной. Степень многочлена. Корень многочлена.

Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями.

Рациональные выражения и их преобразования. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях.

Уравнения и неравенства. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложения на множители.

Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. Система уравнений; решение системы. Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением. Уравнение с несколькими переменными. Примеры решения нелинейных систем. Примеры решения уравнений в целых числах.

Неравенство с одной переменной. Решение неравенства. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Квадратные неравенства. Примеры решения дробно-линейных неравенств.

Числовые неравенства и их свойства. Доказательство числовых и алгебраических неравенств.

Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической.

Решение текстовых задач алгебраическим способом.

Числовые последовательности. Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий.

Cложные проценты.

Числовые функции. Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций.

Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональную зависимости, их графики. Линейная функция, ее график, геометрический смысл коэффициентов. Гипербола. Квадратичная функция, ее график, парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии. Степенные функции с натуральным показателем, их графики. Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль. Использование графиков функций для решения уравнений и систем.

Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост. Числовые функции, описывающие эти процессы.

Параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей.

Координаты. Изображение чисел очками координатной прямой. Геометрический смысл модуля числа. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой.

Декартовы координаты на плоскости; координаты точки. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение прямой, угловой коэффициент прямой, условие параллельности прямых. Уравнение окружности с центром в начале координат и в любой заданной точке.

Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем, неравенств с двумя переменными и их систем.

ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ,
СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

Доказательство. Определения, доказательства, аксиомы и теоремы; следствия. Необходимые и достаточные условия. Контрпример. Доказательство от противного. Прямая и обратная теоремы.

Понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии. Пятый постулат Эвклида и его история.

Множества и комбинаторика. Множество. Элемент множества, подмножество. Объединение и пересечение множеств. Диаграммы Эйлера.

Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.

Статистические данные. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки.

Понятие и примеры случайных событий.

Вероятность. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности.

ГЕОМЕТРИЯ

Начальные понятия и теоремы геометрии

Возникновение геометрии из практики.

Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.

Точка, прямая и плоскость.

Понятие о геометрическом месте точек.

Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.

Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.

Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой.

Многоугольники.

Окружность и круг.

Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток.

Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.

Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинам сторон и углов треугольника.

Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.

Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.

Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан.

Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.

Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.

Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника.

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Длина окружности, число ; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.

Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.

Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника.

Площадь круга и площадь сектора.

Связь между площадями подобных фигур.

Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра и конуса.

Векторы

Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.

Геометрические преобразования

Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.

Построения с помощью циркуля и линейки

Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей.

Правильные многогранники.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения курса алгебры обучающиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

Арифметика

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;

  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;

  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;

  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;

  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;

Алгебра

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

  • решать линейные уравнения решать линейные решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • изображать числа точками на координатной прямой;

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;

  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

  • описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3), строить их графики.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей

уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);

  • распознавания логически некорректных рассуждений;

  • записи математических утверждений, доказательств;

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;

  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;

  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;

  • понимания статистических утверждений.


Геометрия

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Алгебра (140 часов)

1. Повторение (6 часов)

2. Рациональные дроби (29 часов)

Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Сложение, вычитание, умножение и деление дробей.

Преобразование рациональных выражений. Функция и её график.

 Цель – выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.

Знать основное свойство дроби, рациональные, целые, дробные выражения; правильно употреблять термины «выражение», «тождественное преобразование», понимать формулировку заданий: упростить выражение, разложить на множители, привести к общему знаменателю, сократить дробь. Знать и понимать формулировку заданий: упростить выражение, разложить на множители, привести к общему знаменателю, сократить дробь, свойства обратной пропорциональности

Уметь осуществлять в рациональных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выполнять действия сложения и вычитания с алгебраическими дробями, сокращать дробь, выполнять разложение многочлена на множители применением формул сокращенного умножения, выполнять преобразование рациональных выражений. Уметь осуществлять в рациональных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выполнять действия умножения и деления с алгебраическими дробями, возводить дробь в степень, выполнять преобразование рациональных выражений; правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции), строить график обратной пропорциональности, находить значения функции y=k/x по графику, по формуле.

3. Квадратные корни (25 часов)

Понятие об иррациональном числе. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень, приближённое значение квадратного корня. Свойства квадратных корней. преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция и её график.

 Цель – систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие числа; выработать умение выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

Знать определения квадратного корня, арифметического квадратного корня, какие числа называются рациональными, иррациональными, как обозначается множество рациональных чисел; свойства арифметического квадратного корня.

Уметь выполнять преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни; решать уравнения вида x2=а; находить приближенные значения квадратного корня; находить квадратный корень из произведения, дроби, степени, строить график функции и находить значения этой функции по графику или по формуле; выносить множитель из-под знака корня, вносить множитель под знак корня; выполнять преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

4. Квадратные уравнения (26 часов)

Квадратное уравнение. Формулы корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным и рациональным уравнениям.

 Цель – выработать умения решать квадратные уравнения, простейшие рациональные уравнения и применять из к решению задач.

Знать, что такое квадратное уравнение, неполное квадратное уравнение, приведенное квадратное уравнение; формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения, терему Виета и обратную ей.

Уметь решать квадратные уравнения выделением квадрата двучлена, решать квадратные уравнения по формуле, решать неполные квадратные уравнения, решать квадратные уравнения с помощью теоремы, обратной теореме Виета, использовать теорему Виета для нахождения коэффициентов и свободного члена квадратного уравнения; решать текстовые задачи с помощью квадратных уравнений.

Знать какие уравнения называются дробно-рациональными, какие бывают способы решения уравнений, понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач математики, смежных областей знаний, практики.

Уметь решать дробно-рациональные уравнения, решать уравнения графическим способом, решать текстовые задачи с помощью дробно-рациональных уравнений.

5. Неравенства (26 часов)

Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Применение свойств неравенств к оценке значения выражения. Линейное неравенство с одной переменной. Система линейных неравенств с одной переменной.

 Цель – выработать умения решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Знать определение числового неравенства с одной переменной, что называется решением неравенства с одной переменной, что значит решить неравенство, свойства числовых неравенств, понимать формулировку задачи «решить неравенство».

Уметь записывать и читать числовые промежутки, изображать их на числовой прямой, решать линейные неравенства с одной переменной, решать системы неравенств с одной переменной.

Уметь применять свойства неравенства при решении неравенств и их систем.

6. Степень с целым показателем (9 часов)

Степень с целым показателем и её свойства. Стандартный вид числа.

 Цель – сформировать умение выполнять действия над степенями с целыми показателями, ввести понятие стандартного вида числа.

Знать определение степени с целым и целым отрицательным показателем; свойства степени с целым показателями.

Уметь выполнять действия со степенями с натуральным и целым показателями; записывать числа в стандартном виде, записывать приближенные значения чисел, выполнять действия над приближенными значениями.

7. Элементы статистики и теории вероятностей (9 часов)

Начальные сведения об организации статистических исследований.

Цель - сформировать начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации; сформировать представления статистических данных в виде таблиц частот и относительных частот.

Знать понятия генеральной и выборочной совокупности, размаха, моды, среднего арифметического, полигона и гистограммы.

Уметь находить по таблице частот таких статистических характеристик, как среднее арифметическое, мода, размах.

8. Повторение. Решение задач (9 часов)

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 8 класса).


Геометрия (70 часов)

  1. Повторение (2 часа)

  2. Геометрические построения (7 часов)

Окружность. Окружность, описанная около треугольника. Касательная к окружности. Окружность, вписанная в треугольник.

3.Четырехугольники (19 часов)
Определение четырехугольника. Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника. Трапеция. Средняя линия трапеция. Пропорциональные отрезки.

4.Теорема Пифагора (15 часов)
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Неравенство треугольника. Перпендикуляр и наклонная. Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов.

5.Декартовы координаты на плоскости (9 часов)
Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты середины отрезка. Расстояние между точками. Уравнения прямой и окружности. Координаты пересечения прямых. График линейной функции. Пересечение прямых с окружностью. Синус, косинус, тангенс углов от 0° до 180°

6.Движение (7 часов)

Движение и его свойства. Симметрия относительно точки и прямой. Поворот. Параллельный перенос и его свойства. Понятие о равенстве фигур.

7.Векторы (8 часов)
Вектор. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Координаты вектора. Сложение векторов и его свойства. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Скалярное произведение векторов.

8.Повторение. Решение задач (3 часа)


Учебно-тематический план


№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Контр. работы

1

Повторение

8

1

2

Рациональные дроби и их свойства

29

2

3

Геометрические построения

7


4

Квадратные корни

25

2

5

Четырехугольники

19

2

6

Квадратные уравнения

26

2

7

Теорема Пифагора

15

2

8

Неравенства

26

2

9

Декартовы координаты на плоскости

9


10

Степень с целым показателем

9

1

11

Движение

7

1

12

Элементы статистики

10


13

Векторы

8

1


Повторение

12

1






Итого:

210

17


Календарно - тематическое планирование

по математике (алгебра, геометрия) в 8 классе

Номер урока

Кол-во часов

Тема урока

Дата


8

Повторение


1


Линейная функция и ее график

05.09

2


Линейные уравнения

06.09

3


Степень с натуральным показателем. Одночлен.

06.09

4


Измерение отрезков и углов.

07.09

5


Признаки равенства треугольников

07.09

6


Многочлен и действия над ним

08.09

7


Формулы сокращенного умножения

12.09

8


Входная диагностическая

контрольная работа №1

13.09


7

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ


9


Окружность.

13.09

10


Окружность, описанная около треугольника.

14.09


29

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ДРОБИ И ИХ СВОЙСТВА.


11


Рациональные выражения.

14.09

12


Рациональные выражения.

15.09

13


Рациональные выражения.

19.09

14


Основное свойство дроби. Сокращение дробей.

20.09

15


Окружность, описанная около треугольника.

20.09

16


Касательная к окружности и её свойства.

21.09

17


Основное свойство дроби. Сокращение дробей.

21.09

18


Основное свойство дроби. Сокращение дробей.

22.09

19


Основное свойство дроби. Сокращение дробей.

26.09

20


Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

27.09

21


Окружность, вписанная в треугольник.

27.09

22


Окружность, вписанная в треугольник.

28.09

23


Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями..

28.09

24


Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями..

29.09

25


Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

03.10

26


Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

04.10

27


Решение задач.

Самостоятельная работа по теме «Геометрические построения»

04.10


19

ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ.


28


Определение четырёхугольника.

05.10

29


Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

05.10

30


Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

06.10

31


Контрольная работа №2 по теме «Рациональные выражения»

10.10

32


Умножение дробей. Возведение дроби в степень.

11.10

33


Параллелограмм и его свойства.

11.10

34


Свойства диагоналей параллелограмма.

12.10

35


Умножение дробей. Возведение дроби в степень.

12.10

36


Деление дробей.

13.10

37


Деление дробей.

17.10

38


Деление дробей.

18.10

39


Свойства противолежащих сторон и углов параллелограмма.

18.10

40


Свойства противолежащих сторон и углов параллелограмма.

19.10

41


Преобразование рациональных выражений.

19.10

42


Преобразование рациональных выражений.

20.10

43


Преобразование рациональных выражений.

24.10

44


Преобразование рациональных выражений.

25.10

45


Решение задач по теме «Параллелограмм»

25.10

46


Прямоугольник.

26.10

47


Преобразование рациональных выражений.

26.10

48


Функция y= k/x и её график.

27.10





49


Функция y= k/x и её график.

07.11

50


Функция y= k/x и её график.

08.11

51


Ромб. Квадрат.

08.11

52


Решение задач по теме «Четырехугольники»

09.11

53


Контрольная работа №3 по теме «Свойства рациональных выражений»

09.11


25

КВАДРАТНЫЕ КОРНИ


54


Рациональные и иррациональные числа.

10.11

55


Рациональные и иррациональные числа.

14.11

56


Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.

15.11

57


Контрольная работа № 4 по теме «Четырехугольники»

15.11

58


Теорема Фалеса.

16.11

59


Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.

16.11

60


Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.

17.11

61


Уравнение х2 = а

21.11

62


Нахождение приближенных значений квадратного корня.

22.11

63


Средняя линия треугольника.

22.11

64


Средняя линия треугольника.

23.11

65


Нахождение приближенных значений квадратного корня.

23.11

66


Функция у = х2 и её график.

24.11

67


Функция у = х2 и её график.

28.11

68


Квадратный корень из произведения, дроби, степени.

29.11

69


Трапеция. Средняя линия трапеции.

29.11

70


Трапеция. Средняя линия трапеции.

30.11

71


Квадратный корень из произведения, дроби, степени.

30.11

72


Квадратный корень из произведения, дроби, степени.

01.12

73


Квадратный корень из произведения, дроби, степени.

05.12

74


Контрольная работа №5 по теме «Квадратные корни»

06.12

75


Решение задач по теме «Четырехугольники»

06.12

76


Теорема о пропорциональных отрезках. Построение четвёртого пропорционального отрезка.

07.12

77


Вынесение множителя из под знака корня. Внесение множителя под знак корня.

07.12

78


Вынесение множителя из под знака корня. Внесение множителя под знак корня.

08.12

79


Вынесение множителя из под знака корня. Внесение множителя под знак корня.

12.12

80


Вынесение множителя из под знака корня. Внесение множителя под знак корня.

13.12

81


Теорема о пропорциональных отрезках. Построение четвёртого пропорционального отрезка.

13.12

82


Контрольная работа №6 по теме «Четырехугольники»

14.12

83


Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

14.12

84


Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

15.12

85


Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

19.12

86


Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

20.12


15

ТЕОРЕМА ПИФАГОРА.


87


Косинус острого угла прямоугольного треугольника.

20.12

88


Косинус острого угла прямоугольного треугольника.

21.12

89


Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

21.12

90


Контрольная работа №7 по теме « Преобразование выражений, содержащих квадратные корни»

22.12


26

КАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ.


91


Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.

26.12

92


Решение квадратных уравнений выделением квадратного двучлена.

27.12

93


Теорема Пифагора. Египетский треугольник.

27.12

94


Теорема Пифагора. Египетский треугольник.

28.12

95


Решение квадратных уравнений выделением квадратного двучлена.

28.12

96


Решение квадратных уравнений по формуле.

29.12



Теорема Пифагора. Египетский треугольник.


97


Решение квадратных уравнений по формуле.

11.01

98


Перпендикуляр и наклонная.

11.01

99


Решение квадратных уравнений по формуле.

12.01

100


Решение квадратных уравнений по формуле.

16.01

101


Решение задач с помощью квадратных уравнений.

17.01

102


Неравенство треугольника.

Решение задач.

17.01

103


Контрольная работа №8 по теме «Теорема Пифагора»

18.01

104


Решение задач с помощью квадратных уравнений.

18.01

105


Решение задач с помощью квадратных уравнений.

19.01

106


Решение задач с помощью квадратных уравнений.

23.01

107


Теорема Виета.

24.01

108


Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.

24.01

109


Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.

25.01

110


Теорема Виета.

25.01

111


Теорема Виета.

26.01

112


Контрольная работа №9 по теме «Квадратные уравнения»

30.01

113


Решение дробно-рациональных уравнений.

31.01

114


Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.

31.01

115


Основные тригонометрические тождества.

01.02

116


Решение дробно-рациональных уравнений.

01.02

117


Решение дробно-рациональных уравнений.

02.02

118


Решение дробно-рациональных уравнений.

06.02

119


Решение задач с помощью рациональных уравнений.

07.02

120


Основные тригонометрические тождества.

07.02

121


Значение тригонометрической функции для некоторых углов.

08.02

122


Решение задач с помощью рациональных уравнений.

08.02

123


Решение задач с помощью рациональных уравнений.

09.02

124


Решение задач с помощью рациональных уравнений.

13.02

125


Графический способ решения уравнений.

14.02

126


Значение тригонометрической функции для некоторых углов.

14.02

127


Контрольная работа №10 по теме «Тригонометрические функции».

15.02

128


Графический способ решения уравнений.

15.02

129


Контрольная работа №11 по теме «Дробно-рациональные уравнения».

16.02


26

НЕРАВЕНТСВА.


130


Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств.

20.02

131


Сложение и умножение числовых неравенств.

21.02


9

ДЕКАРТОВЫ КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ


132


Определение координат на плоскости. Координаты середины отрезка.

21.02

133


Расстояние между точками.

22.02

134


Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств.

22.02

135


Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств.

27.02

136


Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств.

27.02

137


Сложение и умножение числовых неравенств.

28.02

138


Уравнение окружности.

28.02

139


Уравнение прямой.

01.03

140


Сложение и умножение числовых неравенств.

01.03

141


Сложение и умножение числовых неравенств.

02.03

142


Сложение и умножение числовых неравенств.

03.03

143


Сложение и умножение числовых неравенств.

06.03

144


Контрольная работа № по теме «Числовые неравенства».

07.03

145


Уравнение прямой.

07.03

146


Числовые промежутки.

09.03

147


Уравнение прямой.

10.03

148


Числовые промежутки.

13.03

149


Числовые промежутки.

14.03

150


Уравнение прямой.

14.03

151


Определение синуса, косинуса, тангенса для любого угла от 0 до 180.

15.03

152


Решение неравенств с одной переменной.

15.03

153


Решение неравенств с одной переменной.

16.03

154


Решение неравенств с одной переменной.

17.03

155


Решение неравенств с одной переменной.

20.03

156


Решение неравенств с одной переменной.

21.03

157


Определение синуса, косинуса, тангенса для любого угла от 0 до 180.

21.03


7

ДВИЖЕНИЕ


158


Преобразование фигур. Свойства движения.

22.03

159


Решение систем неравенств с одной переменной.

22.03





160


Решение систем неравенств с одной переменной.

03.04

161


Решение систем неравенств с одной переменной.

04.04

162


Симметрия относительно точки.

04.04

163


Симметрия относительно прямой.

05.04

164


Решение систем неравенств с одной переменной.

05.04

165


Решение систем неравенств с одной переменной.

06.04

166


Решение систем неравенств с одной переменной.

10.04

167


Контрольная работа № 12 по теме «Системы неравенств с одной переменной».

11.04

168


Поворот.

11.04

169


Параллельный перенос и его свойства.

12.04


9

СТЕПЕНЬ С ЦЕЛЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ.


170


Определение степени с целым показателем.

12.04

171


Свойства степени с целым показателем.

13.04

172


Свойства степени с целым показателем.

17.04

173


Свойства степени с целым показателем.

18.04

174


Понятие о равенстве фигур.

18.04

175


Контрольная работа № 13 по теме «Движение».

19.04

176


Стандартный вид числа.

19.04

177


Стандартный вид числа.

20.04

178


Стандартный вид числа.

24.04

179


Контрольная работа № 14 по теме «Степень с целым показателем».

25.04


8

ВЕКТОРЫ


180


Абсолютная величина и направление вектора.

25.04

181


Равенство векторов.

26.04

182


Анализ контрольных работ № 13 и № 14.

26.04


10

ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ.


183


Сбор и группировка статистических данных.

27.04

184


Сбор и группировка статистических данных.

28.04

185


Наглядные представления статистической информации.

02.05

186


Координаты вектора.

02.05

187


Сложение векторов и его свойство.

03.05

188


Наглядные представления статистической информации.

03.05

189


Решение задач по теме «Элементы статистики и теории вероятностей

04.05

190


Решение задач по теме «Элементы статистики и теории вероятностей

08.05

191


Решение задач по теме «Элементы статистики и теории вероятностей

10.05

192


Умножение вектора на число.

10.05

193


Скалярное произведение векторов. Угол между векторами

11.05

194


Решение задач по теме «Элементы статистики и теории вероятностей

12.05

195


Решение задач по теме «Элементы статистики и теории вероятностей

15.05

196


Решение задач по теме «Элементы статистики и теории вероятностей

16.05

197


Скалярное произведение векторов. Угол между векторами

16.05

198


Контрольная работа № 15 по теме «Векторы».

17.05


12

Повторение


199


Рациональные дроби

17.05

200


Рациональные дроби

18.05

201


Квадратные корни.

22.05

202


Итоговая контрольная работа № 16

23.05

203


Анализ контрольной работы

23.05

204


Повторение. Теорема Пифагора.

24.05

205


Квадратные уравнения

24.05

206


Квадратные уравнения

25.05

207


Квадратные уравнения

26.05

208


Неравенства.

29.05

209


Тригонометрические функции

29.05

210


Неравенства.

30.05


Перечень учебно-методического обеспечения


Основная литература:

Алгебра-8:учебник/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, М.: Просвещение, 2014 год.

Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы. – М.: Просвещение

Дополнительная литература:

Алгебра: дидакт. материалы для 8 кл. / Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова. — М.: Просвеще­ние.

Программы общеобразовательных учреждений: Геометрия 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А., М.: Просвещение

Геометрия. 8 класс. Поурочные планы по учебнику А.В. Погорелова/ Сост.Л.А. Тапилина, Т.Л. Афанасьева– Волгоград: Учитель

Гусев В.А. и др. Геометрия. Дидактические материалы для 8 классов


1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!