Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Большенуркеевская средняя общеобразовательная школа»-
«Юлтимеровская основная общеобразовательная школа»
Сармановского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель ШМО учителей естественно-математического цикла _______________ __________________ Протокол № 1 от « 20» августа 2016 г. | «Согласовано» Зам. директора по УР МБОУ «Большенуркеевская СОШ» ___________ Хайруллина Л.Н. « 20» августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Большенуркеевская СОШ» ________________Шайхеразиева Л.Н. Приказ № 94 от « 23 » августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике для 8 класса
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
« 22 » августа 2016 г.
Составитель: учитель
математики высшей
квалификационной категории
Гайнутдинов Мехамат Сабурович
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа 8 класса составлена на основе нормативных документов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта
Примерная программа основного общего образования по математике
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных школ РФ
Учебный план МБОУ «Большенуркеевская СОШ»
Количество часов по учебному плану: общее - 175 часов; в неделю - 5 часов. На основании приказа №_____ от 1 сентября 201_____г «О выполнении учебных программ», в случае совпадении уроков с праздничными днями, будут использованы часы, выделенные на повторение, или объединены уроки по данной теме.
Изучение математики в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задача образовательного процесса: обеспечить усвоение учащимися обязательного минимума содержания на основе требований государственного образовательного стандарта.
В задачи обучения математики входит:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
овладение навыками дедуктивных рассуждений;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, необходимой, в частности, для освоения курса информатики;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и т.д.);
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Курс алгебры построен в соответствии с традиционными содержательно-методическими линиями: числовой, функциональной, алгоритмической, уравнений и неравенств, алгебраических преобразований. В курсе алгебры 8-го класса продолжается применение формул сокращенного умножения в преобразованиях дробных выражений. Главное место занимают алгоритмы действий с дробями. Формируются понятия иррационального числа на множестве действительных чисел, арифметического квадратного корня. Особое внимание уделяется преобразованиям выражений, содержащих квадратные корни. Даются первые знания по решению уравнений вида , где , по формуле корней, что позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемый для решения текстовых задач. Продолжается изучение числовых неравенств, на которых основано решение линейных неравенств с одной переменной. Вводится понятие о числовых промежутках. Изучаются свойства функций , при и , и . Выявляется связь функции с функцией , где . Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
В курсе геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических факторов. Теореме о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируется практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизированные сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 классов по алгебре:
должны знать: Определение алгебраической дроби, основное свойства дроби, правила сложения, вычитания, умножения и деления дробей. Определение квадратичной функции, функций , у = |х|,
у = k/х, их свойства. Определение квадратного уравнения, алгоритм решения квадратных, биквадратных уравнений, теорему Виета. Определение рационального, иррационального, действительного чисел. Определение числового неравенства, свойства числовых неравенств.
должны уметь: Приводить алгебраические дроби к одному знаменателю, выполнять тождественные преобразования. Строить графики квадратичной функции, функции, у = |х|, у = k/х. Извлекать квадратные корни из неотрицательного числа. Раскладывать квадратный трёхчлен на множители, решать полное и неполное квадратное уравнение с помощью дискриминанта, или по теореме Виета. Решать простейшие уравнения с модулем. Решать квадратные неравенства.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 классов по геометрии:
должны знать: Определение многоугольника, четырёхугольника, параллелограмма, трапеции, ромба, прямоугольника, квадрата. Свойства и признаки данных геометрических фигур. Формулы для нахождения площадей фигур. Теорему Пифагора. Признаки подобия треугольников. Определение синуса, косинуса, тангенса прямоугольного треугольника, соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорему о пересечении высот треугольника, а также теоремы о вписанной и описанной окружностях.
должны уметь: Вычислять сумму внутренних углов многоугольника. Решать задачи с использованием свойств геометрических фигур. Находить площади параллелограмма, прямоугольника, трапеции, ромба. Использовать теорему Пифагора для определения сторон прямоугольного треугольника. Решать задачи с использованием признаков подобия треугольников. Вычислять элементы прямоугольного треугольника, используя тригонометрические функции. Решать задачи по теме окружность, центральные и вписанные углы, вписанные и описанные окружности.
статистики и теории вероятностей
уметь
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
понимания статистических утверждений.
Содержание программы:
Рациональные дроби (22 часа)
Рациональные выражения. Основное свойство дроби. Сокращение дробей.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Умножение дробей. Возведение дроби в степень. Деление дробей. Преобразование рациональных выражений. Функция и ее график.
Четырехугольники (14 часов)
Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника.
Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма. Трапеция. Равнобедренная трапеция и ее свойства. Теорема Фалеса. Задачи на построение.
Прямоугольник и его свойства. Ромб, квадрат их свойства и признаки. Осевая и центральная симметрия, как свойства геометрических фигур.
Квадратные корни (20часов)
Рациональные числа. Иррациональные числа. Действительные числы, арифметические действия над ними.
Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. Уравнение . Нахождение приближенных значений квадратного корня. Функция и ее график.
Квадратный корень из произведения и дроби. Квадратный корень из степени.
Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
Площадь (14 часов)
Понятие о площади. Равновеликие фигуры. Свойства площадей.
Формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема об отношении площадей треугольников имеющих по равному углу. Теорема Пифагора и теорема обратная теореме Пифагора. Формула Герона.
Квадратные уравнения (23 час)
Неполные квадратные уравнения. Формула корней квадратного уравнения. Решение задач с помощью квадратных уравнений. Теорема Виета. Решение дробных рациональных уравнений. Решение задач с помощью рациональных уравнений.
Подобные треугольники (21 часов)
Подобие треугольников. Коэффициент подобия. Связь между площадями подобных фигур.
Три признака подобия треугольников. Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника. Среднее пропорциональное. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Измерительные работы на местности. Метод подобия.
Понятия синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое тождество. Значения синуса, косинуса, тангенса углов 30º, 45º, 60º, 90º.
Неравенства (17 часов)
Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. Сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Пересечение и объединение множеств. Числовые промежутки. Решение неравенств.
Степень с целым показателем (10часов)
Определение степени с целым отрицательным показателем. Свойства степени с отрицательным показателем. Стандартный вид числа. Выделение множителя- степени десяти в записи числа. Приближенные значения. Прикидка и оценка результатов вычислений. Действия с приближенными числами.
Окружность (16 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности. Точка касания. Свойство касательной и признак касательной. Градусная мера дуги окружности. Центральные и вписанные углы. Теорема о вписанном угле и следствия из нее. Теорема об отрезках пересекающихся хорд. Теорема о свойстве угла биссектрисы. Серединный перпендикуляр. Теорема о серединном перпендикуляре. Теорема о точке пересечения высот треугольника. Вписанная и описанная окружности. Теорема об окружности, вписанной в треугольник. Теорема об окружности, описанной около треугольника. Свойства вписанного и описанного четырехугольника.
Элементы статистики (5 ч)
Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление статистической информации.
Обобщающее повторение (11ч)
Повторение и систематизация пройденных материалов за весь учебный год. Анализ и оценка деятельности учащихся.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Дата |
план | факт |
1 | Повторение курс алгебры 7 класса | 1 | 01.09. | 01.09 |
Рациональные дроби (22 часа) |
2 | Рациональные выражения | 1 | 02.09. | 02.09. |
3 | Рациональные выражения | 1 | 05.09. | 05.09. |
4 | Основное свойство дроби | 1 | 06.09. | 06.09. |
5 | Сокращение дробей | 1 | 07.09. | 07.09. |
6 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | 09.09 | 09.09 |
7 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.НОЗ. | 1 | 10.09. | 10.09. |
8 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | 12.09. | 12.09. |
9 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | 13.09. | 13.09. |
10 | Закрепление темы “Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями” | 1 | 14.09. | 14.09. |
11 | Контрольная работа “Сокращение, сложение и вычитание дробей” | 1 | 15.09. | 15.09. |
12 | Анализ контрольной работы. Умножение дробей. | 1 | 16.09. | 16.09. |
13 | Возведение дроби в степень. | 1 | 17.09. | 17.09. |
14 | Деление дробей. | 1 | 19.09 | 19.09 |
15 | Закрепление темы “Деление дробей” | 1 | 20.09. | 20.09 |
16 | Действия с рациональными дробями | 1 | 21.09. | 21.09 |
17 | Упрощение рациональных дробей. | 1 | 22.09. | 22.09 |
18 | Преобразование рациональных выражений | 1 | 26.09. | 24.09 |
19 | Преобразование рациональных выражений | 1 | 27.09. | 26.09 |
20 | Обобщение темы “Преобразование рациональных выражений” | 1 | 28.09. | 27.09 |
21 | Контрольная работа “Преобразование рациональных выражений” | 1 | 29.09. | 28.09 |
22 | Анализ контрольной работы Функция у=к/х | 1 | 30.09. | 30.09. |
23 | График функции у=к/х. Контрольная работа “Функция у=к/х” | 1 | 03.10 | 03.10 |
| Вводное повторение (2 часа) |
24 | Повторение темы «Треугольники» | 1 | 04.10. | 04.10 |
25 | Повторение темы “Параллельные прямые” | 1 | 05.10. | 05.10 |
| Четырехугольники (14 часов) |
26 | Многоугольники | 1 | 06.10. | 06.10 |
27 | Четырехугольник | 1 | 07.10. | 08.10 |
28 | Параллелограмм | 1 | 10.10. | 10.10 |
29 | Признаки параллелограмма | 1 | 11.10 | 11.10 |
30 | Решение задач по теме «Параллелограмм» | 1 | 12.10. | 12.10 |
31 | Трапеция | 1 | 13.10. | 13.10 |
32 | Теорема Фалеса. | 1 | 14.10. | 15.10 |
33 | Задачи на построение. Деление отрезка на n равных частей. | 1 | 17.10. | 17/10 |
34 | Прямоугольник | 1 | 18.10. | 18.10 |
35 | Ромб. Квадрат. | 1 | 19.10. | 19.10 |
36 | Решение задач по теме «Прямоугольник. Параллелограмм. Ромб. Квадрат.» | 1 | 20.10. | 20.10 |
37 | Осевая и центральная симметрия | 1 | 21.10. | 22.10 |
38 | Решение задач по теме «Четырехугольники» | 1 | 24.10. | 24.10 |
39 | Контрольная работа “Четырехугольники” | 1 | 25.10. | 25.10 |
| Квадратные корни (20 часов) |
40 | Рациональные числа | 1 | 26.10. | 26.10 |
41 | Иррациональные числа | 1 | 27.10. | 27.10 |
42 | Квадратный корнеь. Арифметический квадратный корень | 1 | 28.10. | 29.10 |
43 | Уравнение х2=а | 1 | 08.11. | 7.11 |
44 | Нахождение приближенных значений квадратного корня | 1 | 09.11. | 8.11 |
45 | Функция у= | 1 | 10.11. | 9.11 |
46 | График функции у= | 1 | 11.11. | 10.11 |
47 | Квадратный корень из произведения. | 1 | 14.11. | 12.11 |
48 | Квадратный корень из дроби | 1 | 15.11. | 14.11 |
49 | Квадратный корень из степени | 1 | 16.11. | 15.11 |
50 | Обобщение знаний по теме “Квадратные корни” | 1 | 17.11. | 16.11 |
51 | Контрольная работа “Квадратные корни” | 1 | 18.11. | 17.11 |
52 | Анализ контрольной работы Вынесение множителя из-под знака корня. | 1 | 21.11. | 19.11 |
53 | Внесение множителя под знак корня. | 1 | 22.11. | 21.11 |
54 | Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня. | 1 | 23.11. | 22.11 |
55 | Преобразование выражений, содержащих квадратный корень. | 1 | 24.11. | 23.11 |
56 | Преобразование выражений, содержащих квадратный корень. | 1 | 25.11. | 24.11 |
57 | Сокращение дробей, содержащих квадратный корень. | 1 | 28.11. | 26.11 |
58 | Избавление от корня в знаменателе дроби. | 1 | 29.11. | 28.11 |
59 | Контрольная работа “Свойства квадратного корня” | 1 | 30.11. | 29.11 |
| Площади (14 часов) |
60 | Анализ контрольной работы. Площадь многоугольника. Площадь квадрата | 1 | 01.12. | 30.11 |
61 | Площадь прямоугольника | 1 | 02.12. | 1.12 |
62 | Площадь параллелограмма | 1 | 05.12. | 3.12 |
63 | Площадь треугольника | 1 | 06.12. | 5.12 |
64 | Площадь треугольника. | 1 | 07.12. | 6.12 |
65 | Площадь трапеции | 1 | 08.12. | 7.12 |
66 | Решение задач на нахождение площадей фигур. | 1 | 09.12. | 8.12 |
67 | Решение задач на нахождение площадей фигур. | 1 | 12.12. | 10.12 |
68 | Теорема Пифагора | 1 | 13.12. | 12.12 |
69 | Теорема, обратная теореме Пифагора | 1 | 14.12. | 13.12 |
70 | Решение задач по теореме Пифагора | 1 | 15.12. | 14.12 |
71 | Решение задач на нахождение площадей фигур | 1 | 16.12. | 15.12 |
72 | Формула Герона. Решение задач | 1 | 19.12. | 16.12 |
73 | Контрольная работа “Площадь” | 1 | 20.12 | 17.12 |
| Квадратные уравнения (23 часа) |
74 | Анализ контрольной работы. Определение квадратного уравнения | 1 | 21.12. | 19.12 |
75 | Неполные квадратные уравнения | 1 | 22.12. | 20.12 |
76 | Решение квадратных методом выделения полного квадрата в квадратном трехчлене. | 1 | 23.12. | 21.12 |
77 | Решение квадратных уравнений. | 1 | 26.12. | 22.12 |
78 | Формула решения квадратного уравнения. | 1 | 27.12. | 24.12 |
79 | Решение квадратных уравнений. | 1 | 28.12. | 09.12 |
80 | Решение квадратных уравнений. | 1 | 29.12. | 10.01 |
81 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 1 | 13.01. | 11.01 |
82 | Решение задач с помощью квадратных уравнений. | 1 | 16.01. | 12.01 |
83 | Решение задач | 1 | 17.01. | 14.01 |
84 | Теорема Виета | 1 | 18.01. | 16.01 |
85 | Обратная теорема к теореме Виета. | 1 | 19.01. | 17.01 |
86 | Контрольная работа “Квадратные уравнения” | 1 | 20.01. | 18.01 |
87 | Анализ контрольной работы. Алгоритм решения дробно рациональных уравнений. | 1 | 23.01. | 19.01 |
88 | Методы решения дробно-рациональных уравнений. | 1 | 24.01. | |
89 | Решение дробно-рациональных уравнений. | 1 | 25.01. | |
90 | Задачи на движение решаемые дробно-рациональными уравнениями. | 1 | 26.01. | |
91 | Решение задач производительность труда с помощью уравнений. | 1 | 27.01. | |
92 | Решение задач на сплавы с помощью дробно-рациональных выражений. | 1 | 30.01. | |
93 | Графический способ решения дробно-рациональных уравнений | 1 | 31.01. | |
94 | Графический способ решения дробно-рациональных уравнений | 1 | 01.02. | |
95 | Решение уравнений с параметрами. | 1 | 02.02. | |
96 | Контрольная работа “Дробно-рациональные уравнения” | 1 | 03.02. | |
| Подобные треугольники (21 час) |
97 | Пропорциональные отрезки | 1 | 06.02. | |
98 | Подобные фигуры. Понятие о гомотетии. Определение подобных треугольников. | 1 | 07.02. | |
99 | Отношение площадей подобных треугольников | 1 | 08.02. | |
100 | Первый признак подобия треугольников | 1 | 09.02. | |
101 | Второй и третий признаки подобия треугольников | 1 | 10.02. | |
102 | Второй и третий признаки подобия треугольников | 1 | 13.02. | |
103 | Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников» | 1 | 14.02. | |
104 | Контрольная работа по теме «Признаки подобия треугольников» | 1 | 15.02. | |
105 | Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника | 1 | 16.02. | |
106 | Свойство медиан треугольника | 1 | 17.02. | |
107 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | 1 | 20.02. | |
108 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | 1 | 21.02. | |
109 | Измерительные работы на местности | 1 | 22.02. | |
110 | Задачи на построение методом подобия. | 1 | 23.02. | |
111 | Задачи на построение | 1 | 24.02. | |
112 | Задачи на построение | 1 | 27.02. | |
113 | Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое тождество. | 1 | 28.02. | |
114 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30º, 45º, 60º. | 1 | 29.02. | |
115 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30º, 45º, 60º | 1 | 01.03. | |
116 | Решение задач | 1 | 02.03. | |
117 | Контрольная работа № 4 по теме «Применение подобия треугольников, соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» | 1 | 05.03. | |
| Нервенства (17 часов) |
118 | Числовые неравенства. | 1 | 06.03. | |
119 | Свойства числовых неравенств. | 1 | 07.03. | |
120 | Применение свойств числового неравенства. | 1 | 08.03. | |
121 | Сложение числовых неравенств | 1 | 09.03. | |
122 | Умножение числовых неравенств | 1 | 12.03. | |
123 | Контрольная работа “Числовые неравенства” | 1 | 13.03. | |
124 | Анализ контрольной работы. Числовые промежутки | 1 | 14.03. | |
125 | Пересеченияе и объединение множеств. | 1 | 15.03. | |
126 | Решение неравенств с одной переменной. | 1 | 16.03. | |
127 | Решение неравенств с одной переменной. | 1 | 19.03. | |
128 | Решение неравенств | 1 | 20.03. | |
129 | Методы решения неравенств | 1 | 21.03 | |
130 | Решение систем неравенств с одной переменной. | 1 | 22.03. | |
131 | Решение систем неравенств. Двойные неравенства. | 1 | 23.03. | |
132 | Решение систем неравенств. Двойные неравенства. | 1 | 02.04. | |
133 | Доказательство числовых и алгебраических неравенств. | 1 | 03.04. | |
134 | Контрольная работа “Числовые неравенства” | 1 | 04.04. | |
| Степень с целым показателем (10 часов) |
135 | Анализ контрольной работы. Степень с целым отрицательным показателем. | 1 | 05.04. | |
136 | Свойства степени с целым показателем. | 1 | 06.04. | |
137 | Применение свойств степени с целым показателем. | 1 | 09.04. | |
138 | Обобщение темы «Степень с целым показателем» | 1 | 10.04. | |
139 | Стандартный вид числа | 1 | 11.04. | |
140 | Действия с числами стандартного вида. Выделение множителя - степени десяти в записи числа. | 1 | 12.04. | |
141 | Приближенные значения. Прикидка и оценка результатов вычислений. | 1 | 13.04. | |
142 | Действия с приближенными числами. | 1 | 16.04. | |
143 | Действия с приближенными числами. | 1 | 17.04. | |
144 | Контрольная работа “Степень с целым показателем” | 1 | 18.04. | |
| Окружность (16 часов) |
145 | Анализ контрольной работы. Взаимное расположение прямой и окружности | 1 | 19.04. | |
146 | Касательная к окружности | 1 | 20.04. | |
147 | Решение задач | 1 | 23.04. | |
148 | Градусная мера дуги окружности. Центральный угол | 1 | 24.04. | |
149 | Теоремы о вписанном угле | 1 | 25.04. | |
150 | Теорема об отрезках пересекающихся хорд. | 1 | 26.04. | |
151 | Решение задач | 1 | 27.04. | |
152 | Свойство биссектрисы угла. | 1 | 30.04. | |
153 | Серединный перпендикуляр | 1 | 01.05. | |
154 | Теорема о точке пересечения высот треугольника. | 1 | 02.05. | |
155 | Вписанная окружность. | 1 | 03.05. | |
156 | Свойство описанного четырехугольника | 1 | 04.05. | |
157 | Описанная окружность | 1 | 07.05. | |
158 | Свойство вписанного четырехугольника | 1 | 08.05. | |
159 | Решение задач по теме «Окружность» | 1 | 09.05. | |
160 | Контрольная работа по теме «Окружность» | 1 | 10.05. | |
| Элементы статистики ( 5 часов) |
161 | Сбор и группировка статистических данных | 1 | 11.05. | |
162 | Решение заданий по теме «Сбор и группировка статистических данных» | 1 | 14.05. | |
163 | Наглядное представление статистической информации | 1 | 15.05 | |
164 | Решение заданий по теме «Наглядное представление статистической информации» | 1 | 16.05. | |
165 | Обобщение темы «Элементы статистики» | 1 | 17.05. | |
| Повторение (10часов) |
166 | Квадратные корни | 1 | 18.05. | |
167 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 1 | 21.05 | |
168 | Решение квадратных уравнений. | 1 | 22.05. | |
169 | Решение дробно рациональных уравнений | 1 | 23.05. | |
170 | Повторение темы “Четырехугольники” | 1 | 24.05. | |
171 | Повторение темы “Площади” | 1 | 25.05. | |
172 | Повторение темы «Рациональные дроби» | 1 | 28.05. | |
173 | Повторение курса алгебры | 1 | 29.05. | |
174 | Итоговая контрольная работа | 1 | 30.05. | |
175 | Решение задания КИМ | 1 | 31.05. | |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике. 1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
Отметка «2» ставится, если:
Отметка «1» ставится, если:
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
Оценка письменных работ ( тестов ) обучающихся
Отметка «5» ставится, если правильно выполнено 80 - 100 %
Отметка «4» ставится, если правильно выполнено 60 - 79 %
Отметка «3» ставится, если правильно выполнено 25 - 59 %
Отметка «2» ставится, если правильно выполнено 15 - 24 %
Отметка «1» ставится, если правильно выполнено 0 - 14 %
3. Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
I. Работа учителя по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся
Воспитание речевой культуры школьников может успешно осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива.
1. Учителю необходимо: тщательно продумывать ход изложения материала на уроке, правильность и точность всех формулировок, вопросов; грамотно оформлять все виды записей (на доске, в журнале, в дневниках учащихся и т. п.); писать разборчивым почерком.
2. Не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений, заданий.
3. Систематически проводить работу по обогащению и конкретизации словаря учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении новых терминов - слова четко произносить, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление. Использовать таблицы, плакаты с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной учебной дисциплине, к данному разделу программы.
4. Большое внимание уделять формированию на всех уроках умений анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.
5. Учить школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой, каталогами и картотекой, таблицами.
6. Следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением всех записей в них.
7. Исправлять допущенные ошибки.
8. Контролировать наличие у обучающихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.
9. Использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные, кружковые занятия, диспуты, семинары, КВН и т.п.) для совершенствования речевой математической культуры учащихся.
II. Требования к речи обучающихся
Обучающиеся должны уметь:
— излагать материал логично и последовательно;
— отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации.
Для речевой культуры обучающихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы.
III. О письменных работах и тетрадях обучающихся
1. О видах письменных работ
1.1. Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются обучающие работы.
1.2. По математике проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы, самостоятельные работы, контроль знаний в форме теста.
Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.
Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значимых тем программы,
- в конце учебной четверти,
- в конце полугодия.
В целях предупреждения перегрузки обучающихся время проведения текущих и итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями. В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную текущую или итоговую контрольную работу. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.
Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.
Самостоятельные работы или тестирование могут быть рассчитаны как на целый урок, так и на часть урока, в зависимости от цели проведения контроля.
2. Количество и назначение ученических тетрадей
2.1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:
по математике:
в 8 классе — 2 рабочие тетради по алгебре, 1 рабочий тетрадь по геометрии
2.2. Для контрольных работ по математике выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения контрольных работ:
— 1 тетрадь для контрольных работ
3. Порядок ведения тетрадей обучающимися.
Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:
3.1. Писать аккуратным, разборчивым почерком.
3.2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по алгебре, для контрольных работ ).
3.3. Указывать дату выполнения работы. В тетрадях по математике число и месяц записываются цифрами на полях тетради.
3.4. Писать на отдельной строке название темы урока.
3.5. Обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (самостоятельная работа, тест), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).
Например: Классная работа.
№ 124.
3.6. Соблюдать красную строку.
3.7. Между классной и домашней работой отступать 4 клеточки, между заданиями – 2 клеточки.
3.8. Чертежи и построения выполнять карандашом — с применением линейки и циркуля.
4. Порядок проверки письменных работ учителями.
4.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы по математике, проверяются:
– ежедневно проверяются работы у слабых и 2 раза в неделю - наиболее значимые – у всех остальных;
4.2. Все виды контрольных работ проверяют у всех обучающихся.
4.3. Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ:
– работы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через один – два урока.
4.4. Учитель проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ и хранит тетради контрольных работ обучающихся в течение учебного года.
4.5. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
- при проверке тетрадей и контрольных работ обучающихся V —XI классов по математике учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;
- подчеркивание ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом).
4.6. Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал. Оценки за самостоятельные работы (тесты), если они не запланированы на весь урок, могут выставляться выборочно на усмотрение учителя.
Классные и домашние письменные работы по математике оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.
При оценке письменных работ обучающихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.
4.7. После проверки письменных работ обучающимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению заданий, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.
Литература:
Геометрия. 7-9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев-18-е изд.,- М.«Просвещение», 2011.
Алгебра, учебник для 8 класса для общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова : Просвещение, 2005.
Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей. Учебное пособие для учащихся 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк: Просвещение, 2008.
Дидактические материалы по геометрии для 8 класса / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер: Просвещение, 2004.
Алгебра. Дидактические материалы. 8 класс/В.И.Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк.-16-е изд.-М.: Просвещение, 2011.-160с.:ил.-ISBN 978-5-09-0248907.
Контрольно-измерительные материалы. Алгебра: 8класс./Сост. Л. Ю. Бабошкина.—М.:ВАКО, 2011.-96с.
Алгебра. Сборник рабочих программ.7-9 классы: пособие для учителей образовательных учреждений/[составитель Т.А. Бурмистрова]. – М.:Просвещение,2011.—96с.
7.Тематические тесты. 8 класс. Алгебра. Под редакцией Ф.Ф.Лысенко, С. Ю. Кулабухова.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Инновационные учебные материалы