СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике для профессий СПО

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составленная для студентов 1 курса по професии СПО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для профессий СПО»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»








Рабочая ПРОГРАММа

общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «математика»

для профессий

среднего специального образования

23.01.03 «Автомеханик»

08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ»

38.01.02 «Продавец, контролер-кассир»

























г.Кяхта, 2016г

Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования по профессиям 23.01.03 «Автомеханик», 08.01.08 «Мастер отделочных, строительных работ», 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир».




Организация-разработчик: ГБПОУ «Бурятский Республиканский техникум строительных и промышленных технологий».



Разработчик: Цыдыпова Татьяна Сергеевна, преподаватель математики.

Рассмотрена на ЦК общеобразовательных дисциплин, протокол № ___от ______20____ г.

Председатель ЦК Цыдыпова Т.С /______________/

Утверждена заместителем директора по учебной работе: Бурантарова Е.А. /_____________/

«______»______________ 20____г.






















СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. Пояснительная записка

4

  1. Общая характеристика учебной дисциплины

4

  1. Место учебной дисциплины в учебном плане

5

  1. Результаты освоения учебной дисциплины

5

  1. Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины

7

  1. Характеристика основных видов деятельности

16

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

23

  1. Литература

24
























    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общеобразовательная учебная дисциплина «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» (далее – «Математика») изучается в ГБПОУ «БРТСиПТ» на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессиям 23.01.03 «Автомеханик», 08.01.08 «Мастер отделочных, строительных работ», 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир»

Программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной дисциплины «Математика», одобренной научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.), с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования.

Содержание программы «Математика» направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечения сформированности представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики;

  • обеспечения сформированности логического, алгоритмического и математического мышления;

  • обеспечения сформированности умений применять полученные знания при решении различных задач;

  • обеспечения сформированности представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).


Срок реализации программы: 2 года





  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»

Математика является фундаментальной общеобразовательной дисциплиной со сложившимся устойчивым содержанием и общими требованиями к подготовке обучающихся.

При освоении профессий СПО математика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

Общие цели изучения математики традиционно реализуются в четырех направлениях – общее представление об идеях и методах математики, интеллектуальное развитие, овладение необходимыми конкретными знаниями и умениями, воспитательное воздействие.

Содержание учебной дисциплины разработано в соответствии с основными содержательными линиями обучения математике:

– алгебраическая линия, включающая систематизацию сведений о числах; изучение новых и обобщение ранее изученных операций (возведение в степень, извлечение корня, логарифмирование, синус, косинус, тангенс, котангенс и обратные к ним); изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и прикладных задач;

– теоретико-функциональная линия, включающая систематизацию и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;

– линия уравнений и неравенств, основанная на построении и исследовании математических моделей, пересекающаяся с алгебраической и теоретико-функциональной линиями и включающая развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований для решения уравнений, неравенств и систем; формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных и специальных дисциплин;

– геометрическая линия, включающая наглядные представления о пространственных фигурах и изучение их свойств, формирование и развитие пространственного воображения, развитие способов геометрических измерений, координатного и векторного методов для решения математических и прикладных задач;

– стохастическая линия, основанная на развитии комбинаторных умений, представлений о вероятностно-статистических закономерностях окружающего мира.

В тематическом плане программы учебный материал представлен в форме чередующегося развертывания основных содержательных линий (алгебраическая, теоретико-функциональная, уравнений и неравенств, геометрическая, стохастическая), что позволяет гибко использовать их расположение и взаимосвязь, составлять рабочий календарный план, по-разному чередуя учебные темы (главы учебника.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Математика» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

В ходе изучения теоретического материала проводятся контрольные и самостоятельные работы. Обучающиеся занимаются выполнением исследовательских работ самостоятельно.

Итоговая аттестация по учебной дисциплине проводится в форме письменного экзамена.


  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППКРС СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Математика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

- сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

- понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;

- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;

- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественнонаучных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

метапредметных:

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;

- целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений; способность воспринимать красоту и гармонию мира;

предметных:

- сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;

- сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;

- владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

- владение стандартными приёмами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;

- сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;

- владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;

- сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;

- владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Виды учебной деятельности

Объем часов

технического профиля

Максимальная учебная нагрузка

429

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

285

в том числе:


практическая часть

153

контрольные работы

19

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

КАМ1, КМОСР1

КПКК1

144

142

в том числе:



-Выполнение домашнего задания: систематическая проработка конспектов занятий;

- Изготовление наглядных моделей

- Реферат, сообщений, презентаций

- Составление кроссвордов

Подготовка к:

- практическим и самостоятельным работам

- тематическим контрольным работам

- зачетам.


84

6

10

7


25

12



82

6

10

7


25

12

Промежуточная аттестация в форме экзамена.

5.2.Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «МАТЕМАТИКА»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем


Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и прак­тической деятельности. Цели и задачи изучения математики при освоении специальностей СПО. Входная контрольная работа

4

1,2

Глава1. Развитие понятия о числе

Содержание учебного материала:

26


Теоретические занятия

Целые и рациональные числа. Действительные числа.

Приближенное значение. Абсолютная и относительная погрешности. Стандартная запись числа. Действия с числами в стандартном виде

Понятие комплексного числа. Изображение комплексных чисел


1,2


Практические занятия

Вычисление приближенных значений. Действия с числами в стандартном виде.


2,3

Контрольная работа №1 «Развитие понятия числа»

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Решение заданий без точного учета погрешностей, с точным учетом погрешностей. Тригонометрическая и показательная форма комплексных чисел.

Создание презентации «История открытия комплексных чисел»

14




3



Глава2. Корни, степени и логарифмы



Содержание учебного материала:

42


Теоретические занятия

Корни и степени. Корни натуральной степени из числа и их свойства. Степени с рациональными показателями, их свойства. Степени с действительными показате­лями. Свойства степени с действительным показателем.

Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы. Правила действий с логарифмами. Переход к новому основанию.

Преобразование алгебраических выражений. Преобразование рациональных, ир­рациональных степенных, показательных и логарифмических выражений.


1,2








2,3















3

Практические занятия

Арифметические действия над числами, нахождение приближенных значений величин и погрешностей вычислений (абсолютной и относительной), сравнение чис­ловых выражений. Вычисление и сравнение корней. Выполнение расчетов с радикалами.

Решение иррациональных уравнений. Нахождение значений степеней с рациональ­ными показателями. Сравнение степеней. Преобразования выражений, содержащих степени. Решение показательных уравнений.

Решение прикладных задач.

Нахождение значений логарифма по произвольному основанию. Переход от одного основания к другому. Вычисление и сравнение логарифмов. Логарифмирование и потенцирование выражений.

Приближенные вычисления и решения прикладных задач.

Решение логарифмических уравнений.


Контрольная работа №2 «Корни, степени и логарифмы»

2

Самостоятельная внеаудиторная работа

Выполнение реферата «Значение и история понятия логарифма»

Решение иррациональных уравнений

Упрощение логарифмических выражений. Решение уравнений и неравенств

12

Глава3. Прямые и плоскости в пространстве

Содержание учебного материала:

30


Теоретические занятия

Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей. Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Угол между плоскостями. Перпендикулярность двух плоскостей.

Геометрические преобразования пространства: параллельный перенос, симметрия относительно плоскости.

Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции. Изображение пространственных фигур.


1,2

Практические занятия

Выполнение построения углов между прямыми, прямой и пло­скостью, между плоскостями по описанию и распознавание их на моделях.

Применение признаков и свойств расположения прямых и пло­скостей при решении задач.


2,3


Изображение на рисунках и конструирование на моделях пер­пендикуляров и наклонных к плоскости, прямых, параллельных плоскостей, углов между прямой и плоскостью и обоснование построения.

Решение задач на вычисление геометрических величин.



Контрольная работа №3 «Прямые и плоскости в пространстве»

2


Самостоятельная внеаудиторная работа

Создание презентации «Прямые и плоскости в пространстве»

Составление кроссворда «Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве»

Решение задач по теме (Перпендикуляр и наклонная, угол между плоскостями).

8

3

Глава 4. Элементы комбинаторики

Содержание учебного материала:

20


Теоретические занятия

Основные понятия комбинаторики. Задачи на подсчет числа размещений, переста­новок, сочетаний. Решение задач на перебор вариантов. Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.


1,2

Практические занятия

Решение задач по правилам комбинаторики


2,3

Контрольная работа №4 «Элементы комбинаторики»

2


Самостоятельная внеаудиторная работа

Жизнь и научная деятельность И. Ньютона, выполнение реферата

Составление кроссворда «Элементы комбинаторики». Решение задач по комбинаторике

6

3

Глава 5. Координаты и векторы

Содержание учебного материала:

36


Теоретические занятия

Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве. Формула расстоя­ния между двумя точками. Уравнения сферы, плоскости и прямой.

Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по направлениям. Угол между двумя век­торами. Проекция вектора на ось. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.

Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач.


1,2

Практические занятия

Признаки взаимного расположения прямых. Угол между прямыми. Взаимное расположение прямых и плоскостей. Перпендикуляр и наклонная к плоскости. Угол между прямой и плоскостью. Теоремы о взаимном расположении прямой и плоскости. Теорема о трех перпендикулярах.

Признаки и свойства параллельных и перпендикулярных плоскостей.


2,3


Расстояние от точки до плоскости, от прямой до плоскости, расстояние между плоскостями, между скрещивающимися прямыми, между произвольными фигурами в пространстве.

Параллельное проектирование и его свойства. Теорема о площади ортогональной проекции многоугольника. Взаимное расположение пространственных фигур.

Различные виды многогранников. Их изображения. Сечения, развертки много­гранников. Площадь поверхности. Виды симметрий в пространстве. Симметрия тел вращения и многогранников. Вычисление площадей и объемов.

Векторы. Действия с векторами. Декартова система координат в пространстве.

Уравнение окружности, сферы, плоскости. Расстояние между точками. Действия с векторами, заданными координатами. Скалярное произведение векторов. Векторное уравнение прямой и плоскости. Использование векторов при доказательстве теорем стереометрии.



Контрольная работа №5 «Координаты и векторы»

2


Самостоятельная внеаудиторная работа

Создание презентации «Действие над векторами», решение задач по теме «Векторы»

Решение задач «Координаты и векторы при вычислении расстояний и углов в пространстве»

14

3

Глава 6. Основы тригонометрии


Содержание учебного материала:

56


Теоретические занятия

Радианная мера угла. Вращательное движение. Синус, косинус, тангенс и котан­генс числа.

Формулы приведения. Формулы сложения. Формулы удвоения Формулы поло­винного угла.

Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение и произведе­ния в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Арксинус, арккосинус, арктангенс. Простейшие тригонометрические уравнения. Простейшие тригонометрические неравенства. Обратные тригонометрические функции.


1,2







Практические занятия

Радианный метод измерения углов вращения и связь с градусной мерой.

Основные тригонометрические тождества, формулы сложения, удвоения, преоб­разование суммы тригонометрических функций в произведение, преобразование про­изведения тригонометрических функций в сумму. Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. Обратные тригонометрические функции: арксинус, арккосинус, арктангенс.


2,3






Контрольная работа №6 «Основы тригонометрии»

2


Самостоятельная внеаудиторная работа

Подготовка докладов, рефератов «История развития и становления тригонометрии». Решение тригонометрических уравнений повышенной сложности. Решение тригонометрических неравенств. Решение заданий из банка ЕГЭ.

20


3

Глава 7. Функции и графики




Содержание учебного материала:

25


Теоретические занятия

Функции: Область определения и множество значений; график функции, построе­ние графиков функций, заданных различными способами.

Свойства функции: Монотонность, четность, нечетность, ограниченность, перио­дичность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависи­мостей в реальных процессах и явлениях. Арифметические операции над функциями. Сложная функция (композиция). Понятие о непрерывности функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции.


1,2







Практические занятия

Нахождение области определения и области значений функции. Построение и чтение графиков функций. Исследование функции.


2,3

Контрольная работа №7 «Функции, их свойства и графики»

2


Самостоятельная внеаудиторная работа

Работа с литературой. Составление видов функций по данному условию, решение задач на экстремум. Элементарные и сложные функции. Функциональные зависимости в реальных процессах и явлениях. Выполнение реферата.

5

3

Глава 8. Многогранники

и круглые тела

Содержание учебного материала:

50


Теоретические занятия

Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпу­клые многогранники. Теорема Эйлера.

Призма. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб. Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Тетраэдр. Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Сечения куба, призмы и пирамиды. Представление о правильных многогранниках (тетраэдре, кубе, октаэдре, доде­каэдре и икосаэдре).

Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, об­разующая, развертка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию. Шар и сфера, их сечения. Касательная плоскость к сфере. Объем и его измерение. Интегральная формула объема.

Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.

Подобие тел. Отношения площадей поверхностей и объемов подобных тел.














1,2















Практические занятия

Решение задач на нахождение площади поверхности и объёма многогранников и тел вращения.


2,3

Контрольная работа №8 «Многогранники и круглые тела»

2



Самостоятельная внеаудиторная работа

Презентации «Правильные многогранники». Реферат «Жизнь и творчество Эйлера». «Звездчатые многогранники. Кристаллы - природные». Изготовление объёмных моделей геометрических тел.

Цилиндр и конус, шар и сфера. Площадь поверхности частей шара. Модели тел вращения

16

3

Глава 9. Начала математического анализа

Содержание учебного материала:

41


Теоретические занятия

Последовательности. Способы задания и свойства числовых последовательностей. Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Суммирование последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.

Производная. Понятие о производной функции, ее геометрический и физический смысл. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частные. Производные основных элементарных функций. Примене­ние производной к исследованию функций и построению графиков. Производные обратной функции и композиции функции.

Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой и графиком.


1,2













Практические занятия

Числовая последовательность, способы ее задания, вычисления членов последо­вательности. Предел последовательности. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.

Производная: механический и геометрический смысл производной.

Уравнение касательной в общем виде. Правила и формулы дифференцирования, таблица производных элементарных функций. Исследование функции с помощью производной. Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции.


2,3







Контрольная работа №9 «Начала математического анализа»

2


Самостоятельная внеаудиторная работа

Работа с литературой «Способы задания и свойства числовой последовательности. Бесконечно убывающая геометрическая последовательность и ее сумма».

Создание презентации «Производная и ее применение». «Предел связанный с числом е». Решение прикладных задач.

15

3

Глава 10. Интеграл и его применение

Содержание учебного материала:

30


Теоретические занятия

Первообразная и интеграл. Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона—Лейбница. Примеры при­менения интеграла в физике и геометрии.


1,2

Практические занятия

Интеграл и первообразная. Теорема Ньютона—Лейбница. Применение интеграла к вычислению физических величин и площадей.


2,3

Контрольная работа №10 «Интеграл и его применение»

2


Самостоятельная внеаудиторная работа

Применение интеграла к вычислению площадей. Приближенные методы вычисления интеграла.

10

3

Глава 11. Элементы теории вероятностей и математической статистики


Содержание учебного материала:

21


Теоретические занятия

Событие, вероятность события, сложение и умножение вероятностей. Понятие о независимости событий. Дискретная случайная величина, закон ее распределения. Числовые характеристики дискретной случайной величины. Понятие о законе больших чисел. Представление данных (таблицы, диаграммы, графики), генеральная совокуп­ность, выборка, среднее арифметическое, медиана. Понятие о задачах матема­тической статистики.

Решение практических задач с применением вероятностных методов.


1,2

Практические занятия

Правила комбинаторики. Реше­ние комбинаторных задач. Размещения, сочетания и перестановки. Бином Ньютона и треугольник Паскаля. Прикладные задачи.

Классическое определение вероятности, свойства вероятностей, теорема о сумме вероятностей. Вычисление вероятностей. Прикладные задачи. Представление число­вых данных. Прикладные задачи.


2,3

Контрольная работа №11 «Элементы теории вероятности и математической статистики»

2


Самостоятельная внеаудиторная работа

Я. Бернулли. Решение задач по теории вероятности.

История развития комбинаторики, теории вероятностей и статистики и их роль в различных сферах человеческой жизнедеятельности.

9

3

Глава 12. Уравнения и неравенства


Содержание учебного материала:

35


Теоретические занятия

Уравнения и системы уравнений. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы.

Равносильность уравнений, неравенств, систем.

Основные приемы их решения (разложение на множители, введение новых неиз­вестных, подстановка, графический метод).

Неравенства. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометри­ческие неравенства. Основные приемы их решения.

Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и нера­венств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.


1,2

Практические занятия

Корни уравнений. Равносильность уравнений. Преобразование уравнений. Основные приемы решения уравнений. Решение систем уравнений. Использование свойств и графиков функций для решения уравнений и нера­венств.


2,3

Контрольная работа №12 «Уравнения и неравенства»

2


Самостоятельная внеаудиторная работа

Графическое решение уравнений и неравенств

Иррациональные уравнения

Уравнения содержащие переменную под знаком модуля

15

3

Повторение изученного материала (резерв)

9


Итоговая контрольная работа за 1-2 курс

4


Итого:

429





Для характеристики уровня учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание раннее изученных объектов, свойств);

  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

  3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).



  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

(на уровне учебных действий)


ВВЕДЕНИЕ

Введение

  • Ознакомление с ролью математики в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности.

  • Ознакомление с целями и задачами изучения математики при освоении профессий СПО и специальностей СПО.


АЛГЕБРА

Развитие понятия о числе





  • Выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы;

  • находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения;

  • находить ошибки в преобразованиях и вычислениях (относится ко всем пунктам программы).

Корни, степени, логарифмы


  • Ознакомиться с понятием корня n-й степени, свойствами радикалов и с правилами сравнением корней.

  • Формулировать определение корня и свойства корней. Вычислять и сравнивать корни, делать прикидку значения корня. Преобразовывать числовые и буквенные выражения, содержащие радикалы.

  • Выполнять расчеты по формулам, содержащим радикалы, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.

  • Определять равносильность выражений с радикалами. Решать иррациональные уравнения.

  • Ознакомиться с понятием степени с действительным показателем.

  • Находить значения степени, используя при необходимости

инструментальные средства

  • Записывать корень n-й степени в виде степени с дробным показателем и наоборот.

  • Формулировать свойства степеней. Вычислять степени с рациональным показателем, делать прикидку значения степени, сравнивать степени.

  • Преобразовывать числовые и буквенные выражения, содержащие степени, применяя свойства. Решать показательные уравнения.

  • Ознакомиться с применением корней и степеней при вычислении средних, при делении отрезка в «золотом сечении». Решать прикладные задачи на «сложные проценты.



Преобразование алгебраических выражений


  • Выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней и логарифмов.

  • Определять область допустимых значений логарифмического выражения. Решать логарифмические уравнения.

ОСНОВЫ ТРИГОНОМЕТРИИ

Основные понятия






  • Изучить радианный метод измерения углов вращения и их связь с градусной мерой. Изображать углы вращения на окружности, соотносить величину угла с его расположением.

  • Формулировать определения тригонометрических функций для углов поворота и для острых углов прямоугольного треугольника и объяснять их взаимосвязь.

Основные тригонометрические тождества

  • Применять основные тригонометрические тождества для вычисления значений тригонометрических функций по одной из них.

Преобразования простейших тригонометрических выражений


  • Изучить основные формулы тригонометрии: формулы сложения, удвоения, преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму и применять при вычислении значения тригонометрического выражения и упрощения его.

  • Ознакомиться со свойствами симметрии точек на единичной окружности и применять их для вывода формул приведения.

Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства


  • Решать по формулам и по тригонометрическому кругу простейшие тригонометрические уравнения.

  • Применять общие методы решения уравнений (приведение к линейному, квадратному, метод разложения на множители, замены переменной) при решении тригонометрических уравнений.

  • Отмечать на круге решения простейших тригонометрических неравенств.

Арксинус, арккосинус, арктангенс числа

  • Ознакомиться с понятием обратных тригонометрических функций,

  • Изучить определения арксинуса, арккосинуса, арктангенса числа, формулировать их, изображать на единичной окружности, применять при решении уравнений.

ФУНКЦИИ, ИХ СВОЙСТВА И ГРАФИКИ

Функции

Понятие о непрерывности функции



  • Ознакомиться с понятием переменной, примерами зависимостей между переменными.

  • Ознакомиться с понятием графика, определять принадлежность точки графику функции. По формуле простейшей зависимости определять вид ее графика. Выражать по формуле одну переменную через другие.

  • Ознакомиться с определением функции, формулировать его. Находить область определения и область значений функции.

Свойства функции.

Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных

процессах и явлениях


  • Ознакомиться с примерами функциональных зависимостей в реальных процессах из смежных дисциплин.

  • Ознакомиться с доказательными рассуждениями некоторых свойств линейной и квадратичной функций, проводить исследование линейной, кусочно-линейной, дробно – линейной и квадратичной функций, строить их графики. Строить и читать графики функций. Исследовать функции.

  • Составлять вид функции по данному условию, решать задачи на экстремум.

  • Выполнять преобразования графика функции.

Обратные функции


  • Изучить понятие обратной функции, определять вид и строить график обратной функции, находить ее область определения и область значений. Применять свойства функций при исследовании уравнений и при решении задач на экстремум.

  • Ознакомиться с понятием сложной функции.

Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции. Обратные тригонометрические функции

  • Вычислять значения функции по значению аргумента. Определять положение точки на графике по ее координатам и наоборот.

  • Использовать свойства функций для сравнения значений степеней и логарифмов.

  • Строить графики степенных и логарифмических функций.

  • Решать показательные и логарифмические уравнения и неравенства по известным алгоритмам.

  • Ознакомиться с понятием непрерывной периодической функции, формулировать свойства синуса и косинуса, строить их графики.

  • Ознакомиться с понятием гармонических колебаний и примерами гармонических колебаний для описания процессов в физике и других областях знания.

  • Ознакомиться с понятием разрывной периодической функции, формулировать свойства тангенса и котангенса, строить их графики.  Применять свойства функций для сравнения значений тригонометрических функций, для решения тригонометрических уравнений.

  • Строить графики обратных тригонометрических функций и определять по графикам их свойства.

  • Выполнять преобразование графиков.

НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА


  • Ознакомиться с понятием числовой последовательности, способами ее задания, вычислениями ее членов.

  • Ознакомиться с понятием предела последовательности.

  • Ознакомиться с вычислением суммы бесконечного числового ряда на примере вычисления суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

  • Решать задачи на применение формулы суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

Производная и ее применение


  • Ознакомиться с понятием производной.

  • Изучить и формулировать ее механический и геометрический смысл, изучить алгоритм вычисления производной на примере вычисления мгновенной скорости и углового коэффициента касательной.

  • Составлять уравнение касательной в общем виде.

  • Выучить правила дифференцирования, таблицу производных элементарных функций, применять для дифференцирования функций, для составления уравнения касательной.

  • Изучить теоремы о связи свойств функции и производной, формулировать их.

  • Проводить с помощью производной исследование функции, заданной формулой.

  • Устанавливать связь свойств функции и производной по их графикам.

  • Применять производную для решения задач на нахождение наибольшего, наименьшего значения и на нахождение экстремума.

Первообразная и интеграл

  • Ознакомиться с понятием интеграла и первообразной.

  • Изучить правила вычисления первообразной и теорему НьютонаЛейбница.

  • Решать задачи на связь первообразной и ее с производной, на вычисление первообразной для данной функции.

  • Решать задачи на применение интеграла для вычисления физических величин и площадей.

УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА

Уравнения и системы уравнений

Неравенства и системы неравенств с двумя переменными


  • Ознакомиться с простейшими сведениями о корнях алгебраических уравнений, с понятиями исследования уравнений и систем уравнений.

  • Изучить теорию равносильности уравнений и ее применение. Повторить запись решения стандартных уравнений, приемы преобразования уравнений для сведения к стандартному уравнению.

  • Решать рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы.

  • Использовать свойства и графики функций для решения уравнений. Повторить основные приемы решения систем.

  • Решать уравнения, применяя все приемы (разложение на множители, введение новых неизвестных, подстановка, графический метод).

  • Решать системы уравнений, применяя различные способы. Ознакомиться с общими вопросами решения неравенств и использования свойств и графиков функций при решении неравенств.

Решать неравенства и системы неравенств, применяя различные способы.

  • Применять математические методы для решения содержательных задач из различных областей науки и практики

  • Интерпретировать результаты, учитывать реальные ограничения.

ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И

СТАТИСТИКИ

Основные понятия комбинаторики

  • Изучить правила комбинаторики и применять при решении комбинаторных задач.

  • Решать комбинаторные задачи методом перебора и по правилу умножения.

  • Ознакомиться с понятиями комбинаторики: размещениями, сочетаниями и перестановками и формулами для их вычисления.

  • Объяснять и применять формулы для вычисления размещений, перестановок и сочетаний при решении задач.

  • Ознакомиться с биномом Ньютона и треугольником Паскаля.

  • Решать практические задачи с использованием понятий и правил комбинаторики.

Элементы теории вероятностей

  • Изучить классическое определение вероятности, свойства вероятности, теорему о сумме вероятностей.

  • Рассмотреть примеры вычисления вероятностей. Решать задачи на вычисление вероятностей событий.

Представление данных

(таблицы, диаграммы, графики)

  • Ознакомиться с представлением числовых данных и их характеристиками. Решать практические задачи на обработку числовых данных, вычисление их характеристик.



ГЕОМЕТРИЯ

Прямые и плоскости в пространстве


  • Формулировать и приводить доказательства признаков взаимного расположения прямых и плоскостей. Распознавать на чертежах и моделях различные случаи взаимного расположения прямых и плоскостей, аргументировать свои суждения.

  • Формулировать определения, признаки и свойства параллельных и перпендикулярных плоскостей, двугранных и линейных углов.

  • Выполнять построения углов между прямыми, прямой и плоскостью, между плоскостями по описанию и распознавать их на моделях.

  • Применять признаки и свойства расположения прямых и плоскостей при решении задач. Изображать на рисунках и конструировать на моделях перпендикуляры и наклонные к плоскости, прямые, параллельные плоскости, углы между прямой и плоскостью и обосновывать построение.

  • Решать задачи на вычисление геометрических величин. Описывать расстояние от точки до плоскости, от прямой до плоскости, между плоскостями, между скрещивающими прямыми, между произвольными фигурами в пространстве.

  • Формулировать и доказывать основные теоремы о расстояниях (теоремы существования, свойства).

Изображать на чертежах и моделях расстояния и обосновывать свои суждения. Определять и вычислять расстояния в пространстве. Применять формулы и теоремы планиметрии для решения задач.

  • Ознакомиться с понятием параллельного проектирования и его свойствами. Формулировать теорему о площади ортогональной проекции многоугольника.

  • Применять теорию для обоснования построений и вычислений.

  • Аргументировать свои суждения о взаимном расположении пространственных фигур

Многогранники

  • Описывать и характеризовать различные виды многогранников, перечислять их элементы и свойства.

  • Изображать многогранники и выполнять построения на изображениях и на моделях многогранников.

  • Вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, аргументировать свои суждения.

  • Характеризовать и изображать сечения, развертки многогранников, вычислять площади поверхностей.

  • Строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды. Применять факты и сведения из планиметрии.

  • Ознакомиться с видами симметрий в пространстве, формулировать определения и свойства. Характеризовать симметрии тел вращения и многогранников.

  • Применять свойства симметрии при решении задач.

  • Использовать приобретенные знания для исследования и моделирования несложных задач.

  • Изображать основные многогранники и выполнять рисунки по условиям задач.

Тела и поверхности вращения


  • Ознакомиться с видами тел вращения, формулировать их определения и свойства.

  • Формулировать теоремы о сечении шара плоскостью и о плоскости, касательной к сфере.

  • Характеризовать и изображать тела вращения, их развертки, сечения.

  • Решать задачи на построение сечений, на вычисление длин, расстояний, углов, площадей. Проводить доказательные рассуждения при решении задач.

  • Применять свойства симметрии при решении задач на тела вращения, на комбинацию тел.

  • Изображать основные круглые тела и выполнять рисунок по условию задачи.


Измерения в геометрии


  • Ознакомиться с понятиями площади и объема, аксиомами и свойствами.

  • Решать задачи на вычисление площадей плоских фигур, применяя соответствующие формулы и факты из планиметрии.

  • Изучить теоремы о вычислении объемов пространственных тел, решать задачи на применение формул вычисления объемов.

  • Изучить формулы для вычисления площадей поверхностей многогранников и тел вращения. Ознакомиться с методом вычисления площади поверхности сферы.

  • Решать задачи на вычисление площадей поверхности пространственных тел.

Координаты и векторы

  • Ознакомиться с понятием вектора.

Изучить декартову систему координат в пространстве, строить по заданным координатам точки и плоскости, находить координаты точек.

  • Находить уравнения окружности, сферы, плоскости. Вычислять расстояния между точками.

  • Изучить свойства векторных величин, правила разложения векторов в трехмерном пространстве, правила нахождения координат вектора в пространстве, правила действий с векторами, заданными координатами.  Применять теорию при решении задач на действия с векторами. Изучить скалярное произведение векторов, векторное уравнение прямой и плоскости. Применять теорию при решении задач на действия с векторами, на координатный метод, на применение векторов для вычисления величин углов и расстояний.

  • Ознакомиться с доказательствами теорем стереометрии о взаимном расположении прямых и плоскостей с использованием векторов.


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Учебно-методическое обеспечение

  1. Учебно-методический комплекс:

  1. Башмаков М. И. Математика: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / М. И. Башмаков. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.

  2. Башмаков М. И. Математика: задачник / М. И. Башмаков. – М.: КНОРУС, 2013. – 400 с. – (Начальное и среднее профессиональное образование).

  3. Контрольно-измерительные материалы. Сборник заданий и математических диктантов по математике.

  1. Учебно-методические пособия: Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы и по выполнению практической работы.

  2. Нормативные документы дисциплины: рабочая программа дисциплины, паспорт кабинета, инструкции по технике безопасности, календарно-тематический план дисциплины.

  3. Электронно-образовательные ресурсы:

  1. Башмаков М. И. Математика: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / М. И. Башмаков. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.

  2. Башмаков М. И. Математика: учебник / М. И. Башмаков. – М.: КНОРУС, 2013. – 400 с. – (Начальное и среднее профессиональное образование).

  3. Данко П.Е. Высшая математика.

  4. Ершова А.П., Голобородько В.В. «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа», 205с.

  5. Методические рекомендации и пособия по математике по выполнению внеаудиторной СРС.

  6. Презентации к урокам математики.

    1. Материально-техническое обеспечение

  1. Для реализации данной программы имеется учебный кабинет, оборудованный рабочим местом преподавателя, 30 посадочными местами для обучающихся и мультимедийным оборудованием и наглядно-демонстрационными пособиями.

  2. Мультимедийное оборудование:

  • компьютер - 1 шт.

  • принтер - 1 шт.

  • экран – 1 шт.

  • Проектор – 1 шт.

  1. Наглядно-демонстрационные пособия:

  • комплекты таблиц, плакатов, карт, справочных пособий.

  • комплект учебно-наглядных пособий «Математика»;

  • комплект моделей стереометрических фигур (демонстрационный);

  • комплект моделей стереометрических фигур (раздаточный);

  • комплект измерительных инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль.

  1. ЛИТЕРАТУРА

  2. Основные источники:

  3. Для студентов:

    1. Башмаков М. И. Математика: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / М. И. Башмаков. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.

    2. Башмаков М. И. Математика: учебник / М. И. Башмаков. – М.: КНОРУС, 2013. – 400 с. – (Начальное и среднее профессиональное образование).

  1. Для педагогов:

  1. Башмаков М. И. Математика: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / М. И. Башмаков. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.

  2. Башмаков М. И. Математика: учебник / М. И. Башмаков. – М.: КНОРУС, 2013. – 400 с. – (Начальное и среднее профессиональное образование).

  3. Башмаков М. И. Математика. Задачник: учеб. пособие для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования / М. И. Башмаков. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 416с.

  4. Башмаков М. И. Математика. Книга для преподавателей: методическое пособие для НПО, СПО. / М. И. Башмаков. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 г. – 224 с.

  5. Башмаков М. И. Математика. Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с.

  1. Дополнительные источники:

  2. Для студентов:

  1. Апанасов Т. П., Орлов М. И. Сборник задач по математике: Учеб. Пособие для техникумов. – М.: Высш. Шк. , 1987. – 303 с,: ил.

  2. Богомолов Н.В. Практические занятия по высшей математике – М: Высшая школа, 1989.

  3. Валуце И.И., Дилигул Г.Д., Математика для техникумов – М: Наука, 1990.

  1. Для педагогов:

  1. Бурмистрова Н. В. Проверочные работы с элементами тестирования по геометрии. 10 класс. – Саратов: «Лицей», 2000 г. – 64 с.

  2. Бурмистрова Н. В. Проверочные работы с элементами тестирования по геометрии. 11 класс. – Саратов: «Лицей», 1999 г. – 64 с

  3. Власова А. П. задачи с параметрами. Логарифмические и показательные уравнения, неравенства и системы уравнений. 10 – 11 кл. : учебное пособие / А. П. Власова, Н. И. Латанова. – М.: Дрофа, 2005. – 93 с.

  4. Гмурман В. Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике. – М.: Высшая школа, 1997.

  5. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5 – 11 классы / авт.-сост. О. В. Панишева. – Волгоград : Учитель, 2013. – 219 с.

  6. Поурочные разработки по геометрии. 10 класс / Сост. В. А. Яровенко. – М.: ВАКО, 2013. – 304 с.

  7. Поурочные разработки по геометрии. 11 класс / Сост. В. А. Яровенко. – М.: ВАКО, 2013. – 336 с.

  8. Роганин А. Н. Алгебра и начала анализа в схемах, терминах, таблицах / А. Н. Роганин. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 111 с. : ил. – (Библиотека школьника).

  9. Роганин А. Н. Геометрия в схемах, терминах, таблицах / А. Н. Роганин. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 96 с. : ил. – (Библиотека школьника).

  10. Студенецкая В.Н.. Решение задач по статистике, комбинаторике и

  1. теории вероятностей, 7 – 9 классы - Изд. 2-е, испр. – Волгоград:

  2. Учитель, 2008.

  1. Старостенкова Н. Г. Проверочные работы с элементами тестирования по алгебре. 10 класс. – Саратов: «Лицей», 2000 г. – 64 с.

  2. Старостенкова Н. Г. Проверочные работы с элементами тестирования по алгебре. 11 класс. – Саратов: «Лицей», 1999 г. – 64 с.

  3. Фенько Л. М. Метод интервалов в решении неравенств и исследовании функций. 8 -11 кл. : учебное пособие / Л. М. Фенько. – М. : Дрофа, 2005. – 124 с.

  1. Интернет-ресурсы:

  2. 1. РЕШУ ЕГЭ - http://reshuege.ru/

  3. 2. Открытый банк заданий ФИПИ - http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege.

  4. 3 Башмаков М. И. Математика: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / М. И. Башмаков. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с -

  5. file:///C:/Documents%20and%20Settings/Admin/Мои%20документы/24941_e2cc85ff5115caeade19335679249ea9.pdf.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!