Рассмотрено: на методсовете МБОУ «Южно-Александровская средняя общеобразовательная школа №5» Протокол №1 от «___» ____________20___г. | Согласовано: и.о.зам. директора по УВР МБОУ «Южно-Александровская средняя общеобразовательная школа №5» _______________Сафронова О.В. «___»_______________20___г. | «Утверждаю»: директор МБОУ «Южно-Александровская средняя общеобразовательная школа №5» _________________Брусенко В. В. от «___»______________20___г. |
Рабочая программа
Предмет: математика
Учитель: Новикова Ольга Ивановна
Период реализации: 2016-2021г
с. Южно-Александровка
2016-2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
Примерной программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011. - 64 с.;
Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / сост. Т.А. Бурмистрова. —М.: Просвещение, 2014. — 80 с.
Авторской программы по алгебре для Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, С.Б. Суворова (Алгебра. Сборник рабочих программ. 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т. А. Просвещение, 2011 г.)
Авторской программы по геометрии Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова и др. (Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т. А. Просвещение, 2011 г.)
Место учебного предмета в учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 850 ч из расчета 5 ч в неделю с V по IX класс.
Согласно проекту базисного учебного плана в 5-6 классах изучается предмет «Математика» (интегрированный предмет), в 7-9 классах параллельно изучаются предметы «Алгебра» и «Геометрия».
Распределение учебного времени между этими предметами представлено в таблице.
Классы | Предметы математического цикла | Количество часов на ступени основного общего образования |
5-6 | Математика | 340 |
7-9 | Алгебра | 306 |
Геометрия | 204 |
Всего | 850 |
Цели обучения:
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи обучения:
- приобретение математических знаний и умений;
- овладение обобщёнными способами мыслительной, творческой деятельности;
- освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.
Результаты изучения учебного предмета математика 5-9 классы
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
1)в личностном направлении:
- умение ясно, точно, грамотно, излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
2) в метапредметном направлении:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
3) в предметном направлении:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;
умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
умение распознавать виды математических утверждений (аксиомы, определения, теоремы и др.), прямые и обратные теоремы;
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально-графических представлений описывать и анализировать реальные зависимости;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
умение при менять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Сетка контрольных работ 5 КЛАСС
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения |
1 | Административная контрольная работа (входная) | 1 | 7.09 |
2 | Контрольная работа №2. Натуральные числа. Сложение и вычитание | 1 | 7.10 |
3 | Контрольная работа №3. Умножение и деление натуральных чисел. | 1 | 10.11 |
4 | Контрольная работа №4. Измерение величин | 1 | 28.11 |
5 | Контрольная работа №5. Площади и объёмы | 1 | 23.12 |
6 | Контрольная работа №6. Делимость чисел | 1 | 31.01 |
7 | Контрольная работа №7. Обыкновенные дроби. Сложение, вычитание | 1 | 15.03 |
8 | Контрольная работа №8. Обыкновенные дроби. Умножение, деление | 1 | 10.04 |
9 | Контрольная работа №9. Смешанные числа | 1 | 5.05 |
10 | Административная итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации | 1 | 22.05 |
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1.УМК:
1 Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2016.
2 Математика: Дидактические материалы для 5 класса / М.К. Потапов, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2009.
3 Математика. Рабочая тетрадь. 5 класс / М.К. Потапов, А.В.Шевкин. – M.: Просвещение, 2010.
4 Математика. Тематические тесты. 5 класс / П.В. Чулков, Е.Ф. Шершнев, О.Ф. Зарапина. – M.: Просвещение, 2009.
5 Задачи на смекалку: учебное пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. – M.: Просвещение, 2010.
6 Математика. Книга для учителя. 5-6 классы / М.К. Потапов, А.В. Шевкин. – M.: Просвещение, 2010.
2 Дополнительная литература:
А.В. Шевкин. Текстовые задачи по математике. 5-6. – M.: Илекса, 2011
3. Интернет- ресурсы:
1) Я иду на урок математики (методические разработки).- Режим доступа: www.festival.1september.ru
2) Уроки, конспекты. – Режим доступа: www.pedsovet.ru
3) Единая коллекция образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов . – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
Материально-техническое оснащение:
компьютер;
мультимедиапроектор;
экран навесной;
принтер.
Сетка часов по темам 5 КЛАСС
№ п/п | Тема | К-во часов | 70% | 30%-неурочная форма |
1 | Натуральные числа и нуль | 49 | 34 | 15 -урок-исследование; - урок-КВН; - урок-сказка(2); - урок-проект(2); - урок-консультация(2); - урок-путешествие; - урок-викторина; - математический турнир; -урок-игра (3); - урок-эстафета; |
2 | Измерение величин | 30 | 21 | 9 -урок-исследование(2); - урок-путешествие; - урок-сказка(2); -урок-проект(2); урок-игра(2) |
3 | Делимость натуральных чисел | 18 | 13 | 5 -урок-исследование; -урок-проект; -урок-викторина; -урок-эстафета; урок-зачёт |
4 | Обыкновенные дроби | 62 | 43 | 19 -урок-исследование(4); - урок-КВН; - урок-сказка(2); - урок-проект(2); - урок-консультация(2); - урок-путешествие; - урок-викторина; - математический турнир; -урок-игра (3); - урок-эстафета; -урок-зачёт |
5 | Повторение | 11 | 8 | 3 -урок-путешествие; -урок-игра; -урок-викторина |
| Итого | 170 | 119 | 51 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | К-во часов | Дата пров. | Кор-ка даты | Форма контроля |
Раздел 1. Натуральные числа и нуль 49ч Планируемые результаты: Личностные: Формирование стартовой мотивации к изучению нового, формирование устойчивой мотивации к обучению, формирование мотивации к аналитической деятельности, формирование навыков самоанализа и самоконтроля, формирование мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности. Метапредметные: Коммуникативные: поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения; обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений; управлять своим поведением (контроль, самоконтроль, оценка своего результата). Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий; оценивать уровень владения учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»); определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план последовательности действий; формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; прогнозировать результат и уровень усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процессе с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения; осознавать уровень и качество усвоения результата. Познавательные: сравнивать различные объекты; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания; выделять общее и частное, целое и часть, общее и различное в разных объектах; классифицировать объекты; выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; формировать умение выделять закономерность; владеть общим приёмом решения учебных задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; устанавливать причинно-следственные связи. Предметные: читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их; выполнять вычисления с натуральными числами; формулировать свойства арифметических действий, записывать их с помощью букв, преобразовывать их на основе числовые выражения; решать текстовые задачи арифметическим способом и алгебраическим. |
1 | Повторение | 1 | 1.09 | | |
2 | Арифметические действия | 1 | 2.09 | | |
3 | Решение задач | 1 | 5.09 | | |
4 | Решение уравнений | 1 | 6.09 | | |
5 | Административная контрольная работа (входная) -45 мин | 1 | 7.09 | | К.р. |
6 | Работа над ошибками. Ряд натуральных чисел | 1 | 8.09 | | |
7 | Десятичная система записи натуральных чисел | 1 | 9.09 | | |
8 | Чтение и запись натуральных чисел | 1 | 12.09 | | |
9 | Сравнение натуральных чисел | 1 | 13.09 | | |
10 | Решение задач на сравнение | 1 | 14.09 | | |
11 | Сложение. | 1 | 15.09 | | |
12 | Законы сложения | 1 | 16.09 | | |
13 | Решение текстовых задач на сложение | 1 | 19.09 | | |
14 | Вычитание | 1 | 20.09 | | |
15 | Законы вычитания | 1 | 21.09 | | |
16 | Решение текстовых задач на вычитание | 1 | 22.09 | | |
17 | Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания | 1 | 23.09 | | |
18 | Решение задач | 1 | 26.09 | | |
19 | Умножение. | 1 | 27.09 | | |
20 | Законы умножения | 1 | 28.09 | | |
21 | Решение текстовых задач на умножение | 1 | 29.09 | | |
22 | Распределительный закон | 1 | 30.09 | | |
23 | Применение распределительного закона | 1 | 3.10 | | |
24 | Сложение чисел столбиком | 1 | 4.10 | | |
25 | Вычитание чисел столбиком | 1 | 5.10 | | |
26 | Сложение и вычитание чисел столбиком | 1 | 6.10 | | |
27 | К. р. №2 — 45 мин | 1 | 7.10 | | К.р. |
28 | Работа над ошибками. Умножение чисел столбиком | 1 | 10.10 | | |
29 | Умножение столбиком | 1 | 11.10 | | |
30 | Умножение многозначных чисел | 1 | 12.10 | | |
31 | Степень с натуральным показателем | 1 | 13.10 | | |
32 | Преобразование в степень | 1 | 14.10 | | |
33 | Деление нацело | 1 | 17.10 | | |
34 | Деление чисел столбиком | 1 | 18.10 | | |
35 | Деление без остатка | 1 | 19.10 | | |
36 | Решение текстовых задач с помощью умножения и деления | 1 | 20.10 | | |
37 | Решение задач | 1 | 21.10 | | |
38 | Задачи «на части» | 1 | 24.10 | | |
39 | Решение задач на части | 1 | 25.10 | | |
40 | Решение задач | 1 | 26.10 | | |
41 | Деление с остатком | 1 | 27.10 | | |
42 | Деление | 1 | 28.10 | | |
43 | Решение задач на деление с остатком | 1 | 7.11 | | |
44 | Числовые выражения | 1 | 8.11 | | |
45 | Составление и запись числовых выражений | 1 | 9.11 | | |
46 | К.р. №3 — 45 мин | 1 | 10.11 | | К.р. |
47 | Работа над ошибками. Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности | 1 | 11.11 | | |
48 | Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности | 1 | 14.11 | | |
49 | Занимательные задачи | 1 | 15.11 | | |
Раздел 2. Измерение величин 30 ч. Планируемые результаты: Личностные: Формирование устойчивой мотивации к анализу, исследованию; формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению, формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности, формирование навыков организации и анализа своей деятельности, формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения; формирование навыков самоанализа и самоконтроля; формирование познавательного интереса. Метапредметные: Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения; развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений; управлять своим поведением (контроль, самоконтроль, оценка своего результата); определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план последовательности действий; формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; прогнозировать результат и уровень усвоения; удерживать цель деятельности до получения результата; осознавать уровень и качество усвоения результата; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пошаговый контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); осознавать учащимися уровень и качество усвоения результата. Познавательные: сравнивать различные объекты; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания; выделять общее и частное, целое и часть, общее и различное в разных объектах; классифицировать объекты; выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; формировать умение выделять закономерность; владеть общим приёмом решения учебных задач; устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Предметные: выражать одни единицы измерения величины в других единицах; распознавать геометрические фигуры, конфигурации фигур; изображать геометрические фигуры; измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов; строить отрезки заданной длины; вычислять площади квадратов и прямоугольников; вычислять объёмы куба и прямоугольного параллелепипеда; изготавливать пространственные фигуры из развертки; решать задачи на нахождение длин отрезков, периметров многоугольников, градусной меры углов, площадей квадратов и прямоугольников, объёмов куба и прямоугольного параллелепипеда. |
50 | Прямая. Луч. Отрезок. | 1 | 16.11 | | |
51 | Построение прямой, луча и отрезка | 1 | 17.11 | | |
52 | Измерение отрезков | 1 | 18.11 | | |
53 | Решение задач на измерение длины отрезков | 1 | 21.11 | | |
54 | Метрические единицы длины | 1 | 22.11 | | |
55 | Единицы длины | 1 | 23.11 | | |
56 | Представление натуральных чисел на координатном луче | 1 | 24.11 | | |
57 | Нахождение координат | 1 | 25.11 | | |
58 | К. р. №4 -45 мин | 1 | 28.11 | | К.р. |
59 | Работа над ошибками. Окружность и круг. Сфера и шар | 1 | 29.11 | | |
60 | Углы. Измерение углов | 1 | 30.11 | | |
61 | Построение и измерение углов | 1 | 1.12 | | |
62 | Треугольники | 1 | 2.12 | | |
63 | Периметр треугольника | 1 | 5.12 | | |
64 | Четырехугольники | 1 | 6.12 | | |
65 | Периметр четырёхугольников | 1 | 7.12 | | |
66 | Площадь прямоугольника. Единицы площади | 1 | 8.12 | | |
67 | Решение задач | 1 | 9.12 | | |
68 | Прямоугольный параллелепипед | 1 | 12.12 | | |
69 | Прямоугольный параллелепипед и куб | 1 | 13.12 | | |
70 | Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы объёма | 1 | 14.12 | | |
71 | Решение задач на нахождение объёма | 1 | 15.12 | | |
72 | Единицы массы | 1 | 16.12 | | |
73 | Единицы времени | 1 | 19.12 | | |
74 | Задачи на движение | 1 | 20.12 | | |
75 | Решение задач на движение | 1 | 21.12 | | |
76 | Решение задач | 1 | 22.12 | | |
77 | К. р. №5 - 45 мин | 1 | 23.12 | | К.р. |
78 | Работа над ошибками. Многоугольники | 1 | 26.12 | | |
79 | Занимательные задачи | 1 | 27.12 | | |
Раздел 3. Делимость натуральных чисел 18 ч Планируемые результаты: Личностные: Формирование стартовой мотивации к изучению нового, формирование устойчивой мотивации к обучению, формирование мотивации к аналитической деятельности, формирование навыков самоанализа и самоконтроля, формирование мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности. Метапредметные: Коммуникативные: поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения; обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений; управлять своим поведением (контроль, самоконтроль, оценка своего результата). Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий; оценивать уровень владения учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»); определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план последовательности действий; формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; прогнозировать результат и уровень усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процессе с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения; осознавать уровень и качество усвоения результата. Познавательные: сравнивать различные объекты; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; формировать умение выделять закономерность; владеть общим приёмом решения учебных задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Предметные: завершить изучение натуральных чисел; познакомятся с признаками делимости на 2, 3, 5, 9, 10; научатся находить НОД и НОК. |
80 | Свойства делимости | 1 | 28.12 | | |
81 | Применение свойств делимости | 1 | 10.01 | | |
82 | Признаки делимости на 2,5,10 | 1 | 11.01 | | |
83 | Признаки делимости на 3 и 9 | 1 | 12.01 | | |
84 | Применение признаков делимости при решении задач | 1 | 13.01 | | |
85 | Простые и составные числа | 1 | 16.01 | | |
86 | Взаимно-простые числа | 1 | 17.01 | | |
87 | Делители натурального числа | 1 | 18.01 | | |
88 | Разложение на простые множители | 1 | 19.01 | | |
89 | Нахождение общих делителей | 1 | 20.01 | | |
90 | Наибольший общий делитель | 1 | 23.01 | | |
91 | Нахождение НОД | 1 | 24.01 | | |
92 | Решение задач на нахождение НОД | 1 | 25.01 | | |
93 | Наименьшее общее кратное | 1 | 26.01 | | |
94 | Нахождение НОК | 1 | 27.01 | | |
95 | Решение задач на нахождение НОК | 1 | 30.01 | | |
96 | К. р. №6 -45 мин | 1 | 31.01 | | К.р. |
97 | Работа над ошибками. Занимательные задачи | 1 | 1.02 | | |
Раздел 4. Обыкновенные дроби 62 ч Планируемые результаты: Личностные: Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения; формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового; формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания; формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану; формирование навыков организации и анализа своей деятельности, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей; формирование навыков самоанализа и самоконтроля; формирование познавательного интереса. Метапредметные: Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения; развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений; управлять своим поведением (контроль, самоконтроль, оценка своего результата); формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план последовательности действий; осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции; формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; осознавать уровень и качество усвоения результата; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности; вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; корректироровать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения; осознавать учащимися уровень и качество усвоения результата. Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текста; уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; использовать поиск и выделение необходимой информации, анализ с целью выделения общих признаков, синтез, как составление целого из частей; произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения учебных задач; устанавливать причинно-следственные связи; ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Предметные: выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами; преобразовывать обыкновенные дроби и смешанные числа, сравнивать и упорядочивать их; формулировать и записывать с помощью букв основное свойство дроби; решать задачи на нахождение части от числа и числа по его части. |
98 | Понятие дроби | 1 | 2.02 | | |
99 | Равенство дробей | 1 | 3.02 | | |
100 | Основное свойство дроби | 1 | 6.02 | | |
101 | Сокращение дробей | 1 | 7.02 | | |
102 | Задачи на дроби | 1 | 8.02 | | |
103 | Нахождение части от числа | 1 | 9.02 | | |
104 | Нахождение числа по его части | 1 | 10.02 | | |
105 | Решение задач | 1 | 13.02 | | |
106 | Приведение дробей к общему знаменателю | 1 | 14.02 | | |
107 | Наименьший общий знаменатель (НОЗ) | 1 | 15.02 | | |
108 | Приведение к НОЗ | 1 | 16.02 | | |
109 | Решение задач | 1 | 17.02 | | |
110 | Сравнение дробей | 1 | 20.02 | | |
111 | Сравнение дробей с общим знаменателем | 1 | 21.02 | | |
112 | Сравнение дробей с разными знаменателями | 1 | 22.02 | | |
113 | Сложение дробей с общим знаменателем | 1 | 27.02 | | |
114 | Сложение дробей с разными знаменателями | 1 | 28.02 | | |
115 | Сложение дробей | 1 | 1.03 | | |
116 | Законы сложения | 1 | 2.03 | | |
117 | Применение законов сложения при сложении дробей | 1 | 3.03 | | |
118 | Решение задач на сложение дробей | 1 | 6.03 | | |
119 | Решение задач | 1 | 7.03 | | |
120 | Вычитание дробей | 1 | 9.03 | | |
121 | Вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | 10.03 | | |
122 | Решение задач на вычитание дробей | 1 | 13.03 | | |
123 | Решение текстовых задач на сложение и вычитание дробей | 1 | 14.03 | | |
124 | К.р. №7 — 45 мин | 1 | 15.03 | | К.р. |
125 | Работа над ошибками. Умножение дробей | 1 | 16.03 | | |
126 | Умножение дроби на натуральное число | 1 | 17.03 | | |
127 | Взаимно-обратные числа | 1 | 20.03 | | |
128 | Решение задач на умножение дробей | 1 | 21.03 | | |
129 | Законы умножения | 1 | 22.03 | | |
130 | Распределительный закон | 1 | 23.03 | | |
131 | Деление дробей | 1 | 24.03 | | |
132 | Запись деления в виде дроби | 1 | 3.04 | | |
133 | Деление дроби на натуральное число | 1 | 4.04 | | |
134 | Решение задач на деление дробей | 1 | 5.04 | | |
135 | Нахождение части целого и целого по его части | 1 | 6.04 | | |
136 | Решение задач | 1 | 7.04 | | |
137 | К.р №8 — 45 мин | 1 | 10.04 | | К.р. |
138 | Работа над ошибками. Задачи на совместную работу | 1 | 11.04 | | |
139 | Задачи на совместную работу | 1 | 12.04 | | |
140 | Решение текстовых задач | 1 | 13.04 | | |
141 | Понятие смешанной дроби | 1 | 14.04 | | |
142 | Неправильные и правильные дроби | 1 | 17.04 | | |
143 | Перевод смешанной дроби в неправильную дробь и обратно | 1 | 18.04 | | |
144 | Сложение смешанных дробей | 1 | 19.04 | | |
145 | Нахождение суммы смешанных дробей | 1 | 20.04 | | |
146 | Решение задач на сложение смешанных дробей | 1 | 21.04 | | |
147 | Вычитание смешанных дробей | 1 | 24.04 | | |
148 | Нахождение разности смешанных дробей | 1 | 25.04 | | |
149 | Сложение и вычитание смешанных дробей | 1 | 26.04 | | |
150 | Умножение и деление смешанных дробей | 1 | 27.04 | | |
151 | Умножение смешанных дробей | 1 | 28.04 | | |
152 | Деление смешанных чисел | 1 | 2.05 | | |
153 | Вычисления выражений содержащих смешанные дроби | 1 | 3.05 | | |
154 | Урок-зачёт по теме умножение и деление смешанных дробей | 1 | 4.05 | | |
155 | К.р №9 - 45 мин | 1 | 5.05 | | К.р. |
156 | Работа над ошибками. Представление дробей на координатном луче | 1 | 10.05 | | |
157 | Представление дробей на координатном луче | 1 | 11.05 | | |
158 | Площадь прямоугольника. | 1 | 12.05 | | |
159 | Объём прямоугольного параллелепипеда | 1 | 15.05 | | |
Раздел 5. Повторение 11 ч. Планируемые результаты: Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового; формирование навыков анализа; формирование навыков индивидуального и группового проектирования; формирование навыков самоанализа и самоконтроля; формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний; формирование мотивации к конструированию, творческому самовыражению; формирование заинтересованности в приобретение и расширении знаний; формирование целостного восприятия окружающего мира. Метапредметные: Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; управлять своим поведением (контроль, самоконтроль, оценка своего результата); развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы; контролировать в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и внесения корректив; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; определять последовательность промежуточных действий с учётом конечного результата; проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы ; корректироровать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения; удерживать цель деятельности до получения результата; оценивать уровень владения учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?); осознавать учащимися уровень и качество усвоения результата. Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения учебных задач; устанавливать причинно-следственные связи; ориентироваться на разнообразие способов решения задач, выбирать наиболее эффективные способы решения задач; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решений учебных задач; создавать и преобразовывать модели и схемы решения задач. Предметные: повторить основные понятия за курс 5 класса; повторить действия с натуральными числами, обыкновенными дробями; научиться применять приобретённые знания, умения и навыки для решения практико-ориентированных задач; научиться воспроизводить приобретенные знания, умения и навыки в конкретной деятельности; проанализировать допущенные в контрольной работе ошибки, проводить работу по их предупреждению; научиться проводить диагностику учебных достижений. |
160 | Действия с натуральными числами | 1 | 16.05 | | |
161 | Измерение величин | 1 | 17.05 | | |
162 | Сложение и вычитание дробей | 1 | 18.05 | | |
163 | Умножение и деление дробей | 1 | 19.05 | | |
164 | Административная итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации — 45 мин | 1 | 22.05 | | К.р. |
165 | Анализ контрольной работы | 1 | 23.05 | | |
166 | Повторение по итогам контрольной работы | 1 | 24.05 | | |
167 | Решение занимательных задач | 1 | 25.05 | | |
168 | Путешествие в страну задач | 1 | 26.05 | | |
169 | Игра «Круглый стол» | 1 | 29.05 | | |
170 | Итоги года | 1 | 30.05 | | |
Формы контроля:
К.р. - контрольная работа;
С.р. - самостоятельная работа;
М.д. - математический диктант;
У.о.- устный опрос;
Ф.о. - фронтальный опрос;
Т. - тест
Сетка контрольных работ 6 КЛАСС
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения |
1 | Административная контрольная работа (входная) | 1 | |
2 | Контрольная работа №2. Отношения и пропорции | 1 | |
3 | Контрольная работа №3. Проценты, круговые диаграммы | 1 | |
4 | Контрольная работа №4. Целые числа | 1 | |
5 | Контрольная работа №5. Рациональные числа | 1 | |
6 | Контрольная работа №6. Уравнения | 1 | |
7 | Контрольная работа №7. Десятичные дроби | 1 | |
8 | Контрольная работа №8. Десятичные дроби | 1 | |
9 | Контрольная работа №9. Обыкновенные и десятичные дроби | 1 | |
10 | Административная итоговая контрольная работа | 1 | |
Сетка часов по темам 6 КЛАСС
№ п/п | Тема | К-во часов | 70% | 30%-неурочная форма |
1 | Отношения, пропорции, проценты | 26 | 17 | 9 -урок-исследование(2); - урок-проект(2); - урок-консультация(2); - урок-путешествие; -урок-игра; - математический турнир; |
2 | Целые числа | 34 | 24 | 10 -урок-исследование(2); - урок-путешествие(2); - урок-сказка(2); -урок-проект(2); урок-игра(2) |
3 | Рациональные числа | 38 | 27 | 9 -урок-исследование(2); -урок-проект(2); -урок-викторина; -урок-эстафета; -урок-зачёт(2); -урок-консультация |
4 | Десятичные дроби | 34 | 24 | 10 -урок-исследование(2); - урок-КВН; - урок-сказка(2); - урок-консультация; - урок-путешествие; -урок-игра (3); |
5 | Обыкновенные и десятичные дроби | 24 | 16 | 8 -урок-исследование(2); -урок-проект; -урок-викторина; -урок-эстафета; -урок-зачёт(2); -урок-консультация |
5 | Повторение | 14 | 9 | 5 -урок-путешествие; -урок-игра(3); -урок-викторина |
| Итого | 170 | 119 | 51 |