Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Терновская средняя общеобразовательная школа №2
Терновского района Воронежской области
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на заседании зам.директора по УВР директор школы
Педагогического совета ________Косачева Н.В.. ____________ Деев А.А.
№ _____ от «____» ____________ 2017 г. приказ №____от
«____» _________ 2017 г. «____» _________2017 г.
Рабочая программа курса
« Математика»
6 класс
2017-18 учебный год
Разработана:
Шумилиной С.А
учителем математики
высшей квалификационной
категории
Терновка
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса математики для 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ст. 7.9.32);
Образовательной программы МКОУ Терновской СОШ № 2 на 2017-2018 учебный год;
Учебного плана МКОУ Терновской СОШ №2 на 2017 -2018 учебный год;
Сборника рабочих программ по математике 5-6 классы [Т.А.Бурмистрова]. – Москва: Просвещение, 2014г.
Базисный учебный план на изучение математики в 6 классе основной школы отводит 5 часов в неделю, всего 175 уроков. Предмет «Математика» включает арифметический материал, элементы алгебры и геометрии, а также элементы комбинаторики. Предусмотрено 16 контрольных работ, из них 14 тематических, одна – входной контроль и одна – промежуточная аттестация.
Планируемые результаты
В результате изучения математики учащиеся
должны знать/понимать:
сущность понятия алгоритма, приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы и уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
понятия десятичной и обыкновенной дробей, правила выполнения действий с десятичными дробями, обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями, понятие процента;
понятия «уравнение» и «решение уравнения»
смысл алгоритма округления десятичных дробей;
переместительный, распределительный и сочетательный законы;
понятие среднего арифметического;
понятие натуральной степени числа,
определение прямоугольного параллелепипеда и куба, формулы для вычисления длины окружности и площади круга;
должны уметь:
выполнять арифметические действия с десятичными дробями (в том числе устное сложение и вычитание десятичных дробей с двумя знаками);
выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей, имеющих общий знаменатель;
переходить из одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов, округлять целые числа и десятичные дроби;
выполнять прикидку и оценку значений числовых выражений;
выполнять действия с числами разного знака;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, площади, выражать более крупные единицы через мелкие и наоборот;
находить значения степеней с натуральными показателями;
решать линейные уравнения;
изображать числа точками на координатной прямой;
решать текстовые задачи на дроби и проценты;
вычислять объемы прямоугольного параллелепипеда и куба, находить длину окружности и площадь круга.
Содержание учебного предмета
Повторение курса математики 5 класса (5 часов)
Обыкновенные дроби. Действия с десятичными дробями. Решение уравнений и задач.
Контрольная работа( срезовая).
Знать:
правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей;
правила сложения, вычитания, обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, смешанных чисел;
определение уравнения, корней уравнения;
правила перевода десятичной дроби в проценты и процентов в десятичную дробь;
Уметь:
складывать, вычитать, умножать и делить десятичные дроби;
складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковым знаменателем, смешанные числа.
Решать уравнения;
переводить проценты в десятичную дробь и десятичную дробь в проценты;
Глава I. Обыкновенные дроби.
Тема 1. Делимость чисел (20 часов).
Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.
Основная цель — завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.
В данной теме завершается изучение вопросов, связанных с натуральными числами. Основное внимание должно быть уделено знакомству с понятиями «делитель» и «кратное», которые находят применение при сокращении обыкновенных дробей и при их приведении к общему знаменателю. Упражнения полезно выполнять с опорой на таблицу умножения — прямым подбором.
Определенное внимание уделяется знакомству с признаками делимости, понятиям простого и составного чисел. При их изучении целесообразно формировать умения проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение, правило.
Учащиеся должны уметь разложить число на множители. Например, они должны понимать, что 36 = 6· 6 = 4· 9 = 2 ·18 и т. п. Умения разложить число на простые множители не обязательно добиваться от всех учащихся.
Тема 2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (26 часа).
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель — выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения к новому знаменателю. Умение приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей.
При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Важно обратить внимание на случай вычитания дроби из целого числа.
Тема 3. Умножение и деление обыкновенных дробей (32 час)
Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
В этой теме завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывали затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действий с обыкновенными дробями могли стать в дальнейшем опорой для формирования умений выполнять действия с алгебраическими дробями.
Расширение аппарата действий с дробями позволяет решать текстовые задачи, в которых требуется найти дробь от числа или число по данному значению его дроби.
Тема 4. Отношения и пропорции (18 часов)
Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональности величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Основная цель — сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональности величин.
Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство пропорции, так как оно находит применение на уроках математики, химии, физики. В частности, достаточное внимание должно быть уделено решению с помощью пропорции задач на проценты.
Понятия о прямой и обратной пропорциональности величин можно сформировать как обобщение нескольких конкретных примеров, подчеркнув при этом практическую значимость этих понятий, возможность их применения для упрощения решения соответствующих задач.
В данной теме даются представления о длине окружности и площади круга. Соответствующие формулы к обязательному материалу не относятся. Рассмотрение геометрических фигур завершается знакомством с шаром.
Тема 5. Положительные и отрицательные числа (14 часов)
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на координатной прямой. Координата точки.
Основная цель — расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.
Целесообразность введения отрицательных чисел показывается на содержательных примерах. Учащиеся должны научиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой. В дальнейшем она будет служить наглядной основой для правил сравнения чисел, сложения и вычитания чисел.
Специальное внимание должно быть уделено усвоению вводимого здесь понятия модуля числа, прочное знание которого необходимо для формирования умения сравнивать отрицательные числа, а в дальнейшем и для овладения алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
Тема 6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (12 часов)
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Основная цель — выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Действия с отрицательными числами вводятся на основе представлений об изменении величин: сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующими перемещениями точек координатной прямой. При изучении данной темы отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении действий с целыми и дробными числами.
Тема 7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12часов)
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
Навыки умножения и деления положительных и отрицательных чисел отрабатываются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с навыками сложения и вычитания при вычислении значений числовых выражений.
При изучении данной темы учащиеся должны усвоить, что для обращения обыкновенной дроби в десятичную достаточно разделить (если это возможно) числитель на знаменатель. В каждом конкретном случае они должны знать, в какую дробь обращается данная обыкновенная дробь — в десятичную или периодическую. Учащиеся должны знать представление в виде десятичной дроби таких дробей, как
Тема 8. Решение уравнений (16 часов)
Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Основная цель — подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
Преобразования буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы для решения несложных уравнений.
Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одной переменной.
Тема 9. Координаты на плоскости (10 часов)
Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертежного треугольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
Основная цель — познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые. Основное внимание следует уделить отработке навыков их построения с помощью линейки и чертежного треугольника, не требуя воспроизведения точных определений.
Основным результатом знакомства учащихся с координатной плоскостью должны стать знания порядка записи координат точек плоскости и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по заданным координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.
Формированию вычислительных и графических умений способствует построение столбчатых диаграмм. При выполнении соответствующих упражнений найдут применение изученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.
Тема 10.Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей.
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Решение комбинаторных задач. Комбинаторное правило умножения. Эксперименты со случайными исходами
Тема 11. Итоговое повторение курса(6 часов).
Повторение и систематизация знаний полученных в течение учебного года.
Тематическое планирование учебного материала
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Форма контроля |
| Повторение курса математики 5 класса | 5 | КР -1 |
1. | Делимость чисел | 20 | КР-2 |
2. | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 26 | КР-3 |
3. | Умножение и деление обыкновенных дробей | 32 | КР-2 |
4. | Отношения и пропорции | 18 | КР-1 |
5. | Положительные и отрицательные числа | 14 | КР-1 |
6. | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | 12 | КР-1 |
7. | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 12 | КР-2 |
8. | Решение уравнений | 16 | КР-1 |
9. | Координаты на плоскости | 10 | КР-1 |
10. | Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей | 4 | - |
11 | Повторение | 6 | КР-1 |
| Итого | 175 | 16 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Количество часов | Сроки проведения | Примечание |
По плану | Фактически |
Повторение 5 часов |
1 | Дроби. Арифметические действия с дробями. | 1 | | | |
2 | Решение уравнений. | 1 | | | |
3 | Проценты. | 1 | | | |
4 | Решение задач. | 1 | | | |
5. | Контрольная работа( срезовая) | 1 | | | |
§ 1. Делимость чисел (20ч) |
6 | Делители и кратные. | 1 | | | |
7. | Нахождение делителей и кратных чисел. | 1 | | | |
8 | Решение задач на нахождение делителей и кратного. | 1 | | | |
9 | Признаки делимости на 10, 5 и 2. | 1 | | | |
10 | Решение задач на признаки делимости. | 1 | | | |
11 | Выполнение упражнений на признаки делимости. | 1 | | | |
12 | Признак делимости на 3. | 1 | | | |
13 | Признак делимости на 9. | 1 | | | |
14 | Простые и составные числа. | 1 | | | |
15 | Простые и составные числа. | 1 | | | |
16 | Разложение на простые множители. | 1 | | | |
17 | Разложение составных чисел | 1 | | | |
18 | Наибольший общий делитель. | 1 | | | |
19 | Нахождение НОД. | 1 | | | |
20 | Взаимно простые числа. | 1 | | | |
21 | Наименьшее общее кратное. | 1 | | | |
22 | Нахождение НОК. | 1 | | | |
23 | Решение задач на нахождение НОК. | 1 | | | |
24 | Обобщение изученной темы. | 1 | | | |
25 | Контрольная работа №2 по теме «Делимость чисел» | 1 | | | |
§2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (26ч) |
26 | Основное свойство дроби. | 1 | | | |
27 | Основное свойство дроби. | 1 | | | |
28 | Сокращение дробей. | 1 | | | |
29 | Преобразование дробей. | 1 | | | |
30 | Сокращение дробей способом разложения. | 1 | | | |
31 | Приведение дробей к общему знаменателю. | 1 | | | |
32 | Приведение дробей к общему знаменателю. | 1 | | | |
33 | Правило нахождения общего знаменателя. | 1 | | | |
34 | Нахождение общего знаменателя нескольких дробей. | 1 | | | |
35 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | | | |
36 | Сравнение дробей с разными знаменателями | 1 | | | |
37 | Сложение дробей с разными знаменателями. | 1 | | | |
38 | Сложение дробей с разными знаменателями. | 1 | | | |
39 | Вычитание дробей с разными знаменателями. | 1 | | | |
40 | Вычитание дробей с разными знаменателями. | 1 | | | |
41 | Решение уравнений с использованием сложения дробей с разными знаменателями | 1 | | | |
42 | Решение уравнений с использованием сложения дробей с разными знаменателями | 1 | | | |
43 | Контрольная работа №3 по теме «Основное свойство дроби» | 1 | | | |
44 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 1 | | | |
45 | Вычитание дроби из целого числа. | 1 | | | |
46 | Упрощение числовых выражений со смешанными числами. | 1 | | | |
47 | Упрощение числовых выражений со смешанными числами. | 1 | | | |
48 | Решение уравнений со смешанными числами. | 1 | | | |
49 | Решение задач на сложение и вычитание дробей. | 1 | | | |
50 | Решение задач на сложение и вычитание дробей. | 1 | | | |
51 | Контрольная работа № 4по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» | 1 | | | |
§3. Умножение и деление обыкновенных дробей (32ч) |
52 | Умножение обыкновенной дроби на натуральное число. | 1 | | | |
53 | Умножение обыкновенных дробей. | 1 | | | |
54 | Умножение смешанных чисел. | 1 | | | |
55 | Решение задач на умножение дробей. | 1 | | | |
56 | Нахождение дроби от числа. | 1 | | | |
57 | Решение задач на нахождение дроби от числа. | 1 | | | |
58 | Решение задач на проценты. | 1 | | | |
59 | Решение задач на проценты и дроби. | 1 | | | |
60 | Распределительное свойство умножения. | 1 | | | |
61 | Применение распределительного свойства умножения. | 1 | | | |
62 | Применение распределительного свойства умножения относительно суммы. | 1 | | | |
63 | Применение распределительного свойства умножения относительно вычитания. | 1 | | | |
64 | Упрощение выражение с использованием распределительного свойства умножения. | 1 | | | |
65 | Обобщение изученной темы. | 1 | | | |
66 | Контрольная работа №5 по теме «Умножение обыкновенных дробей» | 1 | | | |
67 | Взаимно обратные числа. | 1 | | | |
68 | Взаимно обратные числа. | 1 | | | |
69 | Деление дробей. | 1 | | | |
70 | Правило деления обыкновенных дробей. | 1 | | | |
71 | Деление единицы на дробь. | 1 | | | |
72 | Деление смешанного числа на дробь. | 1 | | | |
73 | Деление смешанных чисел. | 1 | | | |
74 | Контрольная работа №6 по теме «Деление обыкновенных дробей» | 1 | | | |
75 | Нахождение числа по его дроби. | 1 | | | |
76 | Решение задач на нахождение числа по его дроби. | 1 | | | |
77 | Решение задач на нахождение числа по его дроби. | 1 | | | |
78 | Решение задач на нахождение числа по его дроби и дроби от числа. | 1 | | | |
79 | Дробные выражения. | 1 | | | |
80 | Нахождение значений дробных выражений. | 1 | | | |
81 | Действия с дробями. | 1 | | | |
82 | Упрощение различных дробных выражений. | 1 | | | |
83 | Контрольная работа №7 по теме «Дробные выражения» | 1 | | | |
| | | | | |
§ 4. Отношения и пропорции (18ч) |
84 | Отношения. | 1 | | | |
85 | Нахождение отношений двух чисел в задачах. | 1 | | | |
86 | Составление отношений по условию задачи. | 1 | | | |
87 | Пропорции. | 1 | | | |
88 | Основное свойство пропорции. | 1 | | | |
89 | Нахождение неизвестного члена пропорции | 1 | | | |
90 | Решение уравнений. | 1 | | | |
91 | Прямая пропорциональная зависимость | 1 | | | |
92 | Обратная пропорциональная зависимость | 1 | | | |
93 | Решение задач на пропорциональные зависимости. | 1 | | | |
94 | Обобщение изученной темы. | 1 | | | |
95 | Контрольная работа №8 по теме «Пропорции» | 1 | | | |
96 | Масштаб. | 1 | | | |
97 | Решение задач связанных с масштабом. | 1 | | | |
98 | Длина окружности. Площадь круга. | 1 | | | |
99 | Шар, его элементы. | 1 | | | |
100 | Решение задач по теме: «Масштаб. Окружность. Шар». | 1 | | | |
101 | Контрольная работа №9по теме «Масштаб» | 1 | | | |
§5.Положительные и отрицательные числа(14ч) |
102 | Координаты на прямой. | 1 | | | |
103 | Расположение чисел на координатной прямой. | 1 | | | |
104 | Изображение точки на координатной прямой по заданным координатам. | 1 | | | |
105 | Противоположные числа. | 1 | | | |
106 | Противоположные числа. | 1 | | | |
107 | Модуль числа. | | | | |
108 | Нахождение модуля числа. | 1 | | | |
109 | Сравнение чисел. | 1 | | | |
110 | Упражнения на сравнение чисел. | 1 | | | |
111 | Сравнение чисел с помощью координатной прямой. | 1 | | | |
112 | Изменение величин. | 1 | | | |
113 | Перемещение точки на координатной прямой. | 1 | | | |
114 | Повторение по теме «Положительные и отрицательные числа» | 1 | | | |
115 | Контрольная работа №10 по теме «Положительные и отрицательные числа» | 1 | | | |
§6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (12ч) |
116 | Сложение чисел с помощью координатной прямой. | 1 | | | |
117 | Сложение чисел с помощью координатной прямой. | 1 | | | |
118 | Сложение отрицательных чисел. | 1 | | | |
119 | Применение правила сложения отрицательных чисел | 1 | | | |
120 | Сложение чисел с разными знаками | 1 | | | |
121 | Преобразование числовых и буквенных выражений с использованием сложения чисел с разными знаками. | 1 | | | |
122 | Решение уравнений с использованием сложения чисел с разными знаками. | 1 | | | |
123 | Вычитание отрицательных чисел. | 1 | | | |
124 | Вычитание отрицательных чисел. | 1 | | | |
125 | Нахождение длины отрезка на координатной прямой. | 1 | | | |
126 | Обобщение изученной темы. | 1 | | | |
127 | Контрольная работа №11 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» | 1 | | | |
§7.Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12ч) |
128 | Умножение отрицательных чисел. | 1 | | | |
129 | Умножение чисел с разными знаками. | 1 | | | |
130 | Правило знаков. Упрощение выражений. | 1 | | | |
131 | Деление отрицательных чисел | 1 | | | |
132 | Деление чисел с разными знаками | 1 | | | |
133 | Применение правил умножения и деления чисел с разными знаками при решении примеров и задач. | 1 | | | |
134 | Рациональные числа | 1 | | | |
135 | Периодические дроби | 1 | | | |
136 | Свойства действий с рациональными числами | 1 | | | |
137 | Применение свойств умножения и деления при действиях с рациональными числами. | 1 | | | |
138 | Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений. | 1 | | | |
139 | Контрольная работа №12 по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» | 1 | | | |
§8. Решение уравнений (16ч) |
140 | Раскрытие скобок | 1 | | | |
141 | Раскрытие скобок, перед которыми стоит знак «+». | 1 | | | |
142 | Раскрытие скобок, перед которыми стоит знак « – ». | 1 | | | |
143 | Коэффициент | 1 | | | |
144 | Нахождение числового коэффициента выражений. | 1 | | | |
145 | Подобные слагаемые | 1 | | | |
146 | Приведение подобных слагаемых | 1 | | | |
147 | Упрощение выражений, содержащих подобные слагаемые | 1 | | | |
148 | Контрольная работа №13 по теме «Упрощение выражений». | 1 | | | |
149 | Решение уравнений | 1 | | | |
150 | Нахождение корней уравнений | 1 | | | |
151 | Решение уравнений используя основное свойство пропорции | 1 | | | |
152 | Использование сочетательного закона при решении уравнений. | 1 | | | |
153 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | | | |
154 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | | | |
155 | Контрольная работа №14 по теме « Решение уравнений» | 1 | | | |
§ 9. Координаты на плоскости (10ч) |
156 | Перпендикулярные прямые | 1 | | | |
157 | Параллельные прямые | 1 | | | |
158 | Координатная плоскость | 1 | | | |
159 | Построение точек по заданным координатам на координатной плоскости | 1 | | | |
160 | Построение различных фигур на координатной плоскости. | 1 | | | |
161 | Столбчатые диаграммы | 1 | | | |
162 | Построение столбчатых диаграмм | 1 | | | |
163 | Графики | 1 | | | |
164 | Построение простейших графиков | 1 | | | |
165 | Контрольная работа №15 по теме « Координаты на плоскости» | 1 | | | |
Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей (4 часа) |
166 | Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | 1 | | | |
167 | Решение комбинаторных задач | 1 | | | |
168 | Комбинаторное правило | 1 | | | |
169 | Эксперименты со случайными исходами | 1 | | | |
Итоговое повторение(6 часов) |
170 | Признаки делимости. НОД и НОК чисел. | 1 | | | |
171 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Умножение и деление дробей. | 1 | | | |
172 | Пропорции. Решение уравнений и задач с помощью пропорции | 1 | | | |
173 | Сравнение, сложение и вычитание рациональных чисел. | 1 | | | |
174 | Итоговая контрольная работа № 16. | 1 | | | |
175 | Анализ контрольной работы. Решение задач. | 1 | | | |