СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Полное название программы "Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области". Данная программа предназначена для девятых классов и является продолжением программы восьмого класса ОВП (Основы выбора профессии).
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа №167»
Рассмотрено «Утверждаю» |
на заседании Педагогического совета директор школы |
протокол № __1____ Л.И.Шишикина__________ ___ августа 2015 г. Приказ №______ «______»____________2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Моё профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области»
9 класс
составлена на основе примерной программы
основного общего образования по технологии, 2004г. (для 5-9 классов)
срок реализации программы 2015-2016 учебный год,
Сычевой Ларисой Михайловной,
учителем высшей квалификационной категории.
г. Новосибирск
2015г.
2.1. Нормативно-правовые документы.
Рабочая программа составлена на основании нормативно- правовых документов:
- Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089; (для 5-9 классов)
-Примерной программы основного общего образования по технологии,2004 (для 5-9 классов)
- Учебного плана МБОУ СОШ №167 на 2015-2016 учебный год.
2.2 Цель и задачи, решаемые при реализации рабочей программы :
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, технологической культуры с опорой на сведения, полученные при изучении других образовательных областей и предметов регионального (краеведческого) содержания и на основе включения учащихся в разнообразные формы исследовательской и проектной деятельности;
повышение уровня психологической компетенции учащихся с опорой на соответствующие знания и умения, за счет расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
освоение начальных знаний о специфике профессиональной деятельности и новых формах организации труда в Новосибирской области, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики и рационального поведения на региональном рынке труда;
овладение умениями анализа приоритетных направлений развития технологий в Новосибирской области, определения потенциальных объектов реализации своих профессиональных намерений и планирования индивидуального профессионального пути с учетом результатов этого анализа,
развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе исследовательской и проектной деятельности;
развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда Новосибирской области;
воспитание активной жизненной позиции в процессе социального и профессионального становления, положительного отношения к самому себе через осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии, ответственности за результаты своего выбора направления (сферы и профиля) трудовой деятельности, востребованного на рынке труда в районе (городе, поселке);
приобретение опыта соотнесения своих возможностей и ограничений с требованиями профессиональной деятельности в условиях Новосибирской области с помощью включения в систему специально организованной предпрофильной подготовки.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.
Количество часов в неделю 1 ч.
2.4. Минимум содержания образования по разделам 9 класс (из стандарта)
СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Сферы современного производства. Основные составляющие производства. Разделение труда на производстве. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда. Приоритетные направления развития техники и технологий. Понятие о специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
Пути получения профессионального образования. Виды учреждений профессионального образования. Региональный рынок труда и образовательных услуг. Учет качеств личности при выборе профессии. Поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.
ВВЕДЕНИЕ – 1 час
Основные теоретические сведения
Современное общество, образование и профессия человека. Почему человек интересуется своим будущим? Профессиональное самоопределение личности и выбор профессии. Основные компоненты процесса самоопределения: «хочу» - «могу» - «надо» и необходимость их соотнесения при выборе профессиональной деятельности в условиях Сибирского региона и Новосибирской области.
РАЗДЕЛ I. ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ – (12 часов)
Тема 1.1 Краткий исторический обзор развития промышленного производства в Новосибирской области – 2 часа
Основные теоретические сведения
Специфика Сибирского региона, определяющая быт и развитие технологий и промышленного производства в Новосибирской области. Традиционные технологии и способы обработки материалов, народные ремесла и промыслы Сибирского региона (общий обзор). Народные ремесла и промыслы, распространенные в Новосибирской области: общий обзор, распространение по районам области, отличительные особенности, отражение в них региональных особенностей. Технологические революции в истории человечества, промышленная революция XVIII, XIX, XX вв. - века машин и их роль в развитии промышленного производства. Появление новых технологий и их роль в развитии Новосибирской области. Современная технологическая революция и тенденции развития технологий и промышленного производства в Новосибирской области. Наука и производство Новосибирской области, вклад новосибирских ученых в технологии современного промышленного производства.
Практическая работа
Сообщение из истории вопроса (по выбору учащегося).
Тема 1.2 Современное производство: техники, технологии, производственный процесс и производственные системы - 4 часа
Основные теоретические сведения
Понятие процессов техники, технологии и современного производства. Производственные системы и их виды, предприятие как производственная система, классификация предприятий; технологический процесс: понятие этапы; производственный процесс: понятие, этапы, средства производства; производственный цикл и его длительность, организация производственных процессов во времени и в пространстве. Формы организации производства: специализация производственных систем, концентрация производства, комбинирование и кооперация производства. Организационные типы производств: единичный, серийный, массовый, их особенности. Организация основных производств на предприятиях, вспомогательных производственных процессов и обслуживающих производств. Организация систем сервисного обслуживания.
Развивающая процедура
Встреча, беседа с руководителями подразделений и другими специалистами какого-либо предприятия города, района.
Практическая работа
Анализ технологических и производственных процессов: работа с технологической документацией процесса изготовления изделия (по выбору учащегося); работа с описанием промышленного (сельскохозяйственного) предприятия*, его технологических и вспомогательных процессов (по выбору учащегося); работа с описанием предприятия* сервисного обслуживания.
* в качестве описания предприятия могут быть использованы выдержки из бизнес-плана предприятия, рекламные буклеты предприятия, видеоролики и т.п.
Тема 1.3 Современное производство и технолого-экономическое развитие Новосибирской области - 2 часа
Основные теоретические сведения
Общая характеристика современного технолого-экономического состояния и потенциала важнейших отраслей Сибирского региона и Новосибирской области. Агропромышленные комплексы и технологии Новосибирской области: общий обзор, виды, общие элементы технологий. Технологическая культура и современное производство. Понятие и компоненты технологической культуры, роль технологической культуры в развитии современного производства. Роль современных технологий в технолого-экономическом развитии Новосибирской области. Приоритетные направления развития технологий в Новосибирской области.
Практическая работа
Анализ приоритетных направлений развития технологий в Новосибирской области. Краткая характеристика промышленных, сельскохозяйственных и информационных технологий, используемых в Новосибирской области (сообщение по выбору учащегося).
Обзор агропромышленных комплексов Новосибирской области как потенциальные объекты реализации профессиональных намерений (сообщение по выбору учащегося).
Тема 1.4 Социальные последствия применения технологий в Новосибирской области – 2 часа
Основные теоретические сведения
Этические проблемы разработки техники и технологий. Безопасность производителей и потребителей товаров и услуг. Внедрение новых технологий в Новосибирской области: позитивные и негативные социально-экономические последствия. Безработица как проблема современного производства и технолого-экономического развития Сибирского региона и Новосибирской области. Особенности безработицы в Новосибирской области по данным Новосибирского областного департамента труда и занятости населения. Преодоление отрицательных последствий внедрения новых технологий на государственном, социальном и индивидуально-личнностном уровне.
Развивающая процедура
Дискуссия о позитивном мышлении в условиях адаптации к рыночным отношениям: стрессоустойчивость и инициатива как средства разрешения проблем безработного.
Практическая работа
Описание «портрета среднестатистического безработного Новосибирской области» по данным Новосибирского областного департамента труда и занятости населении об официальном уровне безработицы в Сибири, Ваши рекомендации этому безработному.
Тема 1.5 Экологические последствия применения технологий в Новосибирской области – 2 часа
Основные теоретические сведения
Воздействия общественного производства и быта на окружающую среду региона. Загрязнение атмосферы, парниковый эффект, кислотные дожди и плотность озонового слоя. Загрязнение гидросферы, уничтожение лесов и почв, опустынивание, сокращение биоразнообразия. Борьба с загрязнениями в регионе. Природоохранная деятельность в Новосибирской области, возможности устойчивого развития. Воздействие на здоровье человека химических и физических факторов окружающей среды: загрязнение воздуха, воды и продуктов питания, акустического, электромагнитного и радиационного загрязнения. Защита человека от негативных последствий хозяйственной деятельности в Новосибирской области.
Практическая работа.
Просмотр и обсуждение видеофильма «Экологическая революция» из сериала «Спешите спасти планету».
Сообщение по вопросам решения экологических проблем в Новосибирской области (по выбору учащегося).
Сочинение-рассуждение на тему: «Мой вклад в разрешение экологических проблем в Новосибирской области (городе, районном центре)».
РАЗДЕЛ II. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ – (10 часов)
Тема 2.1 Профессиональная деятельность и личность - 4 часа
Основные теоретические сведения
Понятие деятельности. Профессиональная деятельность: понятие, типы, виды, режимы работы (работа по найму, самозанятость и др.). Трудовая деятельность: понятие, направления (сферы и профили) трудовой деятельности в государственном секторе и на негосударственных предприятиях в стране, в Сибирском регионе, Новосибирской области (городе, районном центре). Индивидуальная трудовая и творческая деятельность: понятие, виды деятельности.
Профессиональная деятельность и личность. Возможности личности в профессиональной деятельности. Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация работника». Формула профессий. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94): понятие, содержание, структура документа. «Профессиограмма», «психограмма профессии»: сущность понятий, содержание, структура. Характеристика профессий и специальностей с точки зрения гарантии трудоустройства населения: «вечные», «сквозные» (распространенные), «дефицитные», «перспективные», «свободные» профессии и специальности. Сущность понятия «конкурентоспособность профессии» (специальности). Модели конкурентоспособности: «профессионал», «универсал», «мобильный работник», их отличительные особенности. Характеристика профессий и специальностей с точки зрения конкурентоспособности и гарантии трудоустройства населения в Новосибирской области.
Практическая работа Характеристика моделей конкурентоспособности: «профессионал», «универсал», «мобильный работник» на примере конкретной профессии (работа в малых группах по выбору учащихся).
Тема 2.2 Притязания человека и его профессиональные планы в условиях Новосибирской области - 2 часа
Основные теоретические сведения
Притязания человека, его профессиональные планы и профессиональное самоопределение: понятия, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Успешность в учебе и профессиональные притязания молодого человека. Жизненный и профессиональный успех глазами людей с разными ценностными ориентациями. Профессиональные достижения, показатели профессиональных успехов и достижений. Имидж успешного профессионала в условиях Сибирского региона и Новосибирской области.
Развивающая процедура
Методика «Технология превращения мечты в цель».
Практическая работа
Соотнесение уровня собственных притязаний с требованиями реальности - современного технолого-экономического состояния и потенциала важнейших отраслей Новосибирской области (работа в малых группах).
Сочинение-рассуждение: «Почему я интересуюсь своим будущим?», «Что я хочу от профессии?».
Тема 2.3 Возможности и ограничения личности при выборе профессиональной деятельности. Здоровье человека и выбор профессии - 2 часа
Основные теоретические сведения
Содержание, условия труда, физические возможности и здоровье человека. Соответствие условий труда физическим возможностям человека. Роль здоровья при выборе профессии, важность соотнесения состояния своего здоровья с требованиями избираемой профессии, медицинские противопоказания к различным группам профессий. Неблагоприятные факторы труда в некоторых отраслях промышленности Новосибирской области. Перечень профессий, противопоказанных при различных отклонениях состояния здоровья в отраслях промышленности Новосибирской области. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии.
Развивающая процедура
Методика Симбр Гусейновой - анализ конкретных профессий
Практическая работа.
Составление перечня профессий, противопоказанных при различных отклонениях состояния здоровья в отраслях промышленности г. Новосибирска (города, районного центра, рабочего поселка, села Новосибирской области).
Анализ основных положений Закона об охране труда РФ.
Тема 2.4 Профессиональные планы и профессиональная пригодность по сферам трудовой деятельности Новосибирской области - 2часа
Основные теоретические сведения
Целеполагание и жизненные смыслы. Профессия как средство реализации жизненных целей. Принятие решений. Понятие профессиональной пригодности и профессионально важных качеств, их значении в профессиональной деятельности. Профессиональные планы и профессиональная пригодность как мера соответствия человека его профессии, профессионально важные качества по сферам труда Новосибирской области. Профессиональный интерес, склонности: сущность понятий, характеристика этапов развития. Учет профессиональных интересов, склонностей, качеств личности, а также её возможностей и ограничений при выборе профессии и построении профессиональных планов в Новосибирской области.
Развивающая процедура
Методика Н.С. Пряжникова. Построение «личной профессиональной перспективы».
Практическая работа
Анализ профессиограммы (профессии по выбору учащегося) с точки зрения соответствия содержания и условий труда физическим возможностям человека и медицинским противопоказаниям.
Соотнесение профессионально важных качеств и особенностей личности с конкретными профессиями по сферам труда Новосибирской области (работа в малых группах, сферы труда - по выбору учащихся).
РАЗДЕЛ III. РЫНОК ТРУДА И ПРОФЕССИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ. 6 ч.
Тема 3.1 Современное общество, образование и профессия в Новосибирской области - 2 часа
Основные теоретические сведения
Ценности и изменения в современном обществе, их отражение в мире профессионального труда Новосибирской области. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда Новосибирской области. Образование и профессия человека в Сибири и Новосибирской области. Жизненный путь – профессиональный выбор и его необходимость в самореализации человека. Индивидуальные и профессиональные качества как ценность современного общества. Универсальный работник и специалист в определенной области знания: понятие, основные характеристики. Характеристики универсального работника и специалиста в предметной области «Технология», профессиональные компетенции. Потребность общества Новосибирской области в профессионалах с различным уровнем и типом образования.
Развивающая процедура
Дискуссия о профессиональных компетенциях универсального работника (специалиста) по конкретным сферам труда Новосибирской области.
Тема 3.2 Региональный рынок труда и профессий. Рынок труда Новосибирской области - 2 часа
Основные теоретические сведения
Региональный рынок труда и профессий: понятие, конъюнктура труда и профессий Сибирского региона и Новосибирской области. Современная ситуация на рынке труда Новосибирской области (общий обзор). Востребованность различных видов профессионального труда в области. Маршруты профессионального успеха в Новосибирской области (городе, районном центре). Риски предстоящего выбора. Основы выбора индивидуального стиля поведения человека на рынке труда Новосибирской области.
Практическая работа
Изучение современной ситуации на рынке труда Новосибирской области, (городе, районном центре) по данным центра занятости населения; выделение направлений (сфер и профилей) трудовой деятельности, наиболее востребованных на рынке труда Новосибирской области.
Тема 3.3 Карта города Новосибирска и будущее место работы - 2 часа
Основные теоретические сведения
Карта города (районного центра) и будущее место работы. Куда и зачем люди в Новосибирской области (городе, районном центре) ходят на работу?
Развивающая процедура
Проективная педагогическая методика «Карта города».
Практическая работа
Анализ карты города (районного центра) с точки зрения будущего места работы как потенциального объекта реализации профессиональных намерений. Построение маршрута профессионального успеха в городе (районном центре).
РАЗДЕЛ IV. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ – (5 часов)
Тема 4.1 Профессиональное самоопределение личности и планирование индивидуального профессионального пути в Новосибирской области - 5 часов
Основные теоретические сведения
Профессиональное самоопределение и профессиональное планирование как процесс и как результат. Профессиональное планирование с учетом профессиональных интересов, склонностей, качеств личности, её возможностей и ограничений, а также потребностей рынка труда Новосибирской области. Планирование индивидуального профессионального пути – мини-проект: этапы выполнения учебного мини-проекта по определению профессиональных намерений.
Практическая работа
Выполнение учебного мини-проекта по определению профессиональных намерений: «Мои профессиональные намерения», «Мои профессиональные планы после окончания учебного заведения» (по выбору учащегося).
Защита мини-проекта.
2.6.Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения технологии ученик должен:
знать/понимать
сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии;
уметь
находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования, путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.
Освоение содержания образования в основной школе происходит на уровне знакомства и осведомленности. Учащиеся получают общие представления: о социально-экономическом состоянии и технологическом развитии Новосибирской области; о рынке труда Новосибирской области; о профессиональных потребностях, возможностях и ограничениях личности, о важности их соотнесения с требованиями профессии при выборе профессиональной деятельности в условиях Сибирского региона и Новосибирской области.
по разделу «Технологии современного производства Новосибирской области» ученик должен:
знать/понимать
понятие техники и технологии, традиционные технологии и способы обработки материалов, народные ремесла и промыслы, распространенные в Новосибирской области;
роль технических и промышленных революций XVIII, XIX, XX вв., современной технологической революции, новых технологий, науки и производства в развитии Новосибирской области;
вклад новосибирских ученых в технологии современного промышленного производства;
понятие производственных систем, их виды; понятие предприятия как производственной системы; понятие производственного процесса; производственного цикла, формы организации производства;
общую характеристику экономического состояния и потенциала Новосибирской области, основные агропромышленные комплексы и технологии Новосибирской области: виды, общие элементы технологий;
понятие и компоненты технологической культуры, роль технологической культуры в развитии современного производства;
тенденции и приоритетные направления развития технологий в Новосибирской области;
социальные и экологические последствия внедрения современных технологий в Новосибирской области, воздействие общественного производства и быта на окружающую среду региона и здоровье человека;
направления природоохранной деятельности в регионе по защите человека от негативных последствий хозяйственной деятельности в Новосибирской области.
уметь
ориентироваться в современном состоянии экономики, техники и технологий производства в Новосибирской области, в тенденциях и приоритетных направлениях их развития.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для осознанного выбора сферы профессиональной деятельности, в рамках приоритетных направлений развития технологий в Новосибирской области.
по разделу «Профессиональная деятельность и профессиональное самоопределение личности в Новосибирской области» ученик должен:
знать/понимать
понятие профессиональной и трудовой деятельности, типы, виды, режимы работы в государственном секторе, на негосударственных предприятиях, направления трудовой деятельности Новосибирской области;
понятие индивидуальной трудовой и творческой деятельности;
понятие о профессии, специальности, квалификации работника, сущность понятий «профессиограмма», «психограмма профессии»;
профессии и специальности с точки зрения гарантии трудоустройства населения в Новосибирской области;
сущность понятий: «профессиональный интерес», «склонности», «профессиональная пригодность», «профессиональные планы»;
профессионально важные качества личности по сферам труда Новосибирской области, их значение в профессиональной деятельности;
роль здоровья при выборе профессии, важность соотнесения содержания и условий труда физическим возможностям человека, состояния здоровья с требованиями избираемой профессии в условиях Сибири и Новосибирской области;
медицинские противопоказания к различным группам профессий; неблагоприятные факторы труда в некоторых отраслях промышленности Новосибирской области; перечень профессий, противопоказанных при различных отклонениях состояния здоровья в отраслях промышленности Новосибирской области;
основные положения Закона об охране труда Российской Федерации; способы укрепления здоровья в соответствии с требованиями профессии.
уметь
соотносить состояние своего здоровья с требованиями избираемой профессии, учитывать свои профессиональные интересы, склонности, качества личности и данные о состоянии здоровья при выборе профессии в условиях Сибири и Новосибирской области.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для осознанного профессионального самоопределения и построения профессиональных планов в условиях Сибирского региона и Новосибирской области с учетом профессиональных интересов, склонностей и качеств личности, её возможностей и ограничений.
по разделу «Рынок труда и профессии Новосибирской области» ученик должен:
знать/понимать
состояние и ценности современного общества Сибирского региона и Новосибирской области, отражение изменений в современном обществе в мире профессионального труда, влияние техники и технологий на виды и содержание труда в Новосибирской области;
понятие рынка труда и профессий; образование и профессии, востребованные в регионе и Новосибирской области; маршруты профессионального успеха в Новосибирской области, (городе, районном центре).
уметь
ориентироваться в современном состоянии рынка труда, определять маршруты профессионального успеха в Новосибирской области;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для осознанного выбора направления (сферы и профиля) трудовой деятельности с учетом потребностей регионального рынка труда (Новосибирской области, города, районного центра).
по разделу «Основы проектирования. Экзистенциальное проектирование» ученик должен:
знать/понимать
процесс и результат профессионального самоопределения и профессионального планирования; формы профессионального планирования, алгоритм построения индивидуального профессионального плана с учетом своих профессиональных интересов, склонностей, качеств, возможностей и ограничений, а также потребностей рынка труда Новосибирской области; этапы выполнения учебного мини-проекта по определению профессиональных намерений.
уметь
выполнять учебный мини-проект по определению своих профессиональных намерений.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для планирования индивидуального профессионального пути в условиях Сибирского региона и Новосибирской области
3. УМК
Кальней В.А., Копралова В.С., Поляков В.А. Основы методики трудового и профессионального обучения. Под ред. В.А. Полякова. - М., 2005.
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. Учебное пособие. М., 2006.
Климов Е.А. Путь в профессию. - Л., 2007.
Климов Е.А. Человек и профессия. - Л., 2008.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учебное пособие для Вузов. Р-Дон “Феникс” 2004
Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., Просвещение 2007.
Мир профессий. Человек - знаковая система. (сб. Сост. С.Н. Левиева, В.С. Шнейдеров). М., 2005.
Пряжников Н.С. Профессиональное и местное самоопределение. - М., Изд-во “Институт практически технологий”. - Воронеж, 2004.
Новацкий Т. Основы дидактики профессионального обучения.- М., 2007.
Орлов А.Б. Склонность и профессия. - М., 2006.
Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. - Киев, 2007.
Пряжников Н.С. Профессиональное и местное самоопределение. - М., 2004
Симоненко В.Д., Суровицкая М.В. Профессиональное самоопределение школьников. Учебное пособие, Брянск, 2005.
Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2009.
Федоришкин Б.А. Методика организации самостоятельного изучения профессии старшими школьниками. Ярославль, 2004.
Человек - труд - профессия. 8,9 классы. Методические материалы. - Ульяновск, 2006.
Подросток в мире профессий. Программы элективных курсов, материалы к занятиям. М.Р.Григорьева. Волгоград, 2009.
Учебно-тематическое планирование.
9 класс
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теоретич. | практич. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Введение | 1 | 1 | - |
I. | Технологии современного производства Новосибирской области. | 12 | 6 | 6 |
1.1. | Краткий исторический обзор развития промышленного производства в Новосибирской области. | 2 | 1 | 1 |
1.2. | Современное производство: техники, технологии, производственный процесс и производственные системы. | 4 | 2 | 2 |
1.3. | Современное производство и технолого-экономическое развитие Новосибирской области. | 2 | 1 | 1 |
1.4. | Социальные последствия применения технологий в Новосибирской области | 2 | 1 | 1 |
1.5. | Экологические последствия применения технологий в Новосибирской области | 2 | 1 | 1 |
II. | Профессиональная деятельность и профессиональное самоопределение личности в Новосибирской области. | 10 | 5 | 5 |
2.1. | Профессиональная деятельность и личность. | 4 | 2 | 2 |
2.2. | Притязания человека и его профессиональные планы в условиях Новосибирской области. | 2 | 1 | 1 |
2.3. | Возможности и ограничения личности при выборе профессиональной деятельности. Здоровье человека и выбор профессии. | 2 | 1 | 1 |
2.4. | Профессиональные планы и профессиональная пригодность по сферам трудовой деятельности Новосибирской области. | 2 | 1 | 1 |
III. | Рынок труда и профессии Новосибирской области. | 6 | 4 | 2 |
3.1. | Современное общество, образование и профессия в Сибирском регионе и Новосибирской области. | 2 | 2 | - |
3.2. | Региональный рынок труда и профессий. Рынок труда Новосибирской области. | 2 | 1 | 1 |
3.3. | Карта города Новосибирска и будущее место работы. | 2 | 1 | 1 |
IV. | Основы проектирования. Экзистенциональное проектирование. | 5
| 1 | 4 |
4.1. | Профессиональное самоопределение личности и планирование индивидуального профессионального пути в Новосибирской области | 5 | 1 | 4 |
| Итого | 34 | 17 | 17 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Моё профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области». 9 КЛАСС
(34 часа)Типы уроков:
Комбинированный урок – КУ
Урок изучения нового материала – УИНМ
Урок закрепления и развития ЗУН – УЗ и РЗУН
Урок формирования новых ЗУН – УФНЗУН
Урок повторения – УП
Урок проверки знаний – УПЗ
Урок применения знаний умений, навыков – УПЗУН
Повторительно - обобщающий урок - ПОУ
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Дата проведения | |
|
| ||||||
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
ВВЕДЕНИЕ | |||||||
1 | Введение | УИНМ | Современное общество, образование и профессия человека. Почему человек интересуется своим будущим? Профессиональное самоопределение личности и выбор профессии. Основные компоненты процесса самоопределения: «хочу» - «могу» - «надо» и необходимость их соотнесения при выборе профессиональной деятельности в условиях Сибирского региона и Новосибирской области.
|
|
|
|
|
Р а з д е л 1. ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (12 часов) | |||||||
2 3 | Краткий исторический обзор развития промышленного производства в Новосибирской области | КУ | Специфика Сибирского региона, определяющая быт и развитие технологий и промышленного производства в Новосибирской области. Традиционные технологии и способы обработки материалов, народные ремесла и промыслы Сибирского региона (общий обзор). Народные ремесла и промыслы, распространенные в Новосибирской области: общий обзор, распространение по районам области, отличительные особенности, отражение в них региональных особенностей. Технологические революции в истории человечества, промышленная революция XVIII, XIX, XX вв. - века машин и их роль в развитии промышленного производства. Появление новых технологий и их роль в развитии Новосибирской области. Современная технологическая революция и тенденции развития технологий и промышленного производства в Новосибирской области. Наука и производство Новосибирской области, вклад новосибирских ученых в технологии современного промышленного производства.
| знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
| Практическая работа |
|
|
4 5 6 7 | Современное производство: техники, технологии, производственный процесс и производственные системы | КУ | Понятие процессов техники, технологии и современного производства. Производственные системы и их виды, предприятие как производственная система, классификация предприятий; технологический процесс: понятие этапы; производственный процесс: понятие, этапы, средства производства; производственный цикл и его длительность, организация производственных процессов во времени и в пространстве. Формы организации производства: специализация производственных систем, концентрация производства, комбинирование и кооперация производства. Организационные типы производств: единичный, серийный, массовый, их особенности. Организация основных производств на предприятиях, вспомогательных производственных процессов и обслуживающих производств. Организация систем сервисного обслуживания. | Практическая работа |
|
| |
8 9 | Современное производство и технолого-экономическое развитие Новосибирской области | КУ | Общая характеристика современного технолого-экономического состояния и потенциала важнейших отраслей Сибирского региона и Новосибирской области. Агропромышленные комплексы и технологии Новосибирской области: общий обзор, виды, общие элементы технологий. Технологическая культура и современное производство. Понятие и компоненты технологической культуры, роль технологической культуры в развитии современного производства. Роль современных технологий в технолого-экономическом развитии Новосибирской области. Приоритетные направления развития технологий в Новосибирской области. | Практическая работа |
|
| |
10 11 | Социальные последствия применения технологий в Новосибирской области | КУ | Этические проблемы разработки техники и технологий. Безопасность производителей и потребителей товаров и услуг. Внедрение новых технологий в Новосибирской области: позитивные и негативные социально-экономические последствия. Безработица как проблема современного производства и технолого-экономического развития Сибирского региона и Новосибирской области. Особенности безработицы в Новосибирской области по данным Новосибирского областного департамента труда и занятости населения. Преодоление отрицательных последствий внедрения новых технологий на государственном, социальном и индивидуально-личнностном уровне.
| Практическая работа |
|
| |
12 13 | Экологические последствия применения технологий в Новосибирской области | КУ | Воздействия общественного производства и быта на окружающую среду региона. Загрязнение атмосферы, парниковый эффект, кислотные дожди и плотность озонового слоя. Загрязнение гидросферы, уничтожение лесов и почв, опустынивание, сокращение биоразнообразия. Борьба с загрязнениями в регионе. Природоохранная деятельность в Новосибирской области, возможности устойчивого развития. Воздействие на здоровье человека химических и физических факторов окружающей среды: загрязнение воздуха, воды и продуктов питания, акустического, электромагнитного и радиационного загрязнения. Защита человека от негативных последствий хозяйственной деятельности в Новосибирской области.
| Практическая работа |
|
| |
Р а з д е л 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (10 часов) | |||||||
14 15 16 17 | Профессиональная деятельность и личность | КУ | Понятие деятельности. Профессиональная деятельность: понятие, типы, виды, режимы работы. Трудовая деятельность: понятие, направления трудовой деятельности в государственном секторе и на негосударственных предприятиях в стране, в Сибирском регионе, Новосибирской области. Индивидуальная трудовая и творческая деятельность: понятие, виды деятельности. Профессиональная деятельность и личность. Возможности личности в профессиональной деятельности. Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация работника». Формула профессий. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94): понятие, содержание, структура документа. «Профессиограмма», «психограмма профессии»: сущность понятий, содержание, структура. Характеристика профессий и специальностей с точки зрения гарантии трудоустройства населения: «вечные», «сквозные» (распространенные), «дефицитные», «перспективные», «свободные» профессии и специальности. Сущность понятия «конкурентоспособность профессии» (специальности). Модели конкурентоспособности: «профессионал», «универсал», «мобильный работник», их отличительные особенности. Характеристика профессий и специальностей с точки зрения конкурентоспособности и гарантии трудоустройства населения в Новосибирской области.
| знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
| Практическая работа |
|
|
18 19 | Притязания человека и его профессиональные планы в условиях Новосибирской области | КУ | Притязания человека, его профессиональные планы и профессиональное самоопределение: понятия, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Успешность в учебе и профессиональные притязания молодого человека. Жизненный и профессиональный успех глазами людей с разными ценностными ориентациями. Профессиональные достижения, показатели профессиональных успехов и достижений. Имидж успешного профессионала в условиях Сибирского региона и Новосибирской области. | Практическая работа |
|
| |
20 21 | Возможности и ограничения личности при выборе профессиональной деятельности. Здоровье человека и выбор профессии | КУ | Содержание, условия труда, физические возможности и здоровье человека. Соответствие условий труда физическим возможностям человека. Роль здоровья при выборе профессии, важность соотнесения состояния своего здоровья с требованиями избираемой профессии, медицинские противопоказания к различным группам профессий. Неблагоприятные факторы труда в некоторых отраслях промышленности Новосибирской области. Перечень профессий, противопоказанных при различных отклонениях состояния здоровья в отраслях промышленности Новосибирской области. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии | Практическая работа |
|
| |
22 23 | Профессиональные планы и профессиональная пригодность по сферам трудовой деятельности Новосибирской области | КУ | Целеполагание и жизненные смыслы. Профессия как средство реализации жизненных целей. Принятие решений. Понятие профессиональной пригодности и профессионально важных качеств, их значении в профессиональной деятельности. Профессиональные планы и профессиональная пригодность как мера соответствия человека его профессии, профессионально важные качества по сферам труда Новосибирской области. Профессиональный интерес, склонности: сущность понятий, характеристика этапов развития. Учет профессиональных интересов, склонностей, качеств личности, а также её возможностей и ограничений при выборе профессии и построении профессиональных планов в Новосибирской области | Практическая работа |
|
| |
Р а з д е л 3. РЫНОК ТРУДА И ПРОФЕССИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (6 часов) | |||||||
24 25 | Современное общество, образование и профессия в Новосибирской области | КУ | Ценности и изменения в современном обществе, их отражение в мире профессионального труда Новосибирской области. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда Новосибирской области. Образование и профессия человека в Сибири и Новосибирской области. Жизненный путь – профессиональный выбор и его необходимость в самореализации человека. Индивидуальные и профессиональные качества как ценность современного общества. Универсальный работник и специалист в определенной области знания: понятие, основные характеристики. Характеристики универсального работника и специалиста в предметной области «Технология», профессиональные компетенции. Потребность общества Новосибирской области в профессионалах с различным уровнем и типом образования.
| знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
| Практическая работа |
|
|
26 27 | Региональный рынок труда и профессий. Рынок труда Новосибирской области | КУ | Региональный рынок труда и профессий: понятие, конъюнктура труда и профессий Сибирского региона и Новосибирской области. Современная ситуация на рынке труда Новосибирской области (общий обзор). Востребованность различных видов профессионального труда в области. Маршруты профессионального успеха в Новосибирской области (городе, районном центре). Риски предстоящего выбора. Основы выбора индивидуального стиля поведения человека на рынке труда Новосибирской области.
| Практическая работа |
|
| |
28
| Карта города Новосибирска и будущее место работы. | КУ | Карта города (районного центра) и будущее место работы. Куда и зачем люди в Новосибирской области (городе, районном центре) ходят на работу?
| Практическая работа |
|
| |
29 | Экскурсия в Центр занятости Новосибирска | КУ | Экскурсия. |
|
| ||
Р а з д е л 4. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (5 часов) | |||||||
30 31 32 33
| Профессиональное самоопределение личности и планирование индивидуального профессионального пути в Новосибирской области. | КУ | Профессиональное самоопределение и профессиональное планирование как процесс и как результат. Профессиональное планирование с учетом профессиональных интересов, склонностей, качеств личности, её возможностей и ограничений, а также потребностей рынка труда Новосибирской области. Планирование индивидуального профессионального пути – мини-проект: этапы выполнения учебного мини-проекта по определению профессиональных намерений.
| знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для планирования индивидуального профессионального пути в условиях Сибирского региона и Новосибирской области. | Практическая работа – мини-проект |
|
|
34 | Экскурсия в Новосибирский геологоразведочный техникум. | КУ | Экскурсия |
|
|
12