СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыка 1-4 классы

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. К данной программе имеется программно-методическое сопровождение (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи), что очень важно в проведении качественного, полноценного урока!

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыка 1-4 классы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия п. Нижний Куранах»


Принято на НМС Утверждаю

Протокол № Директор МБОУ

от __ сентября 2014 г. «Гимназия п.Нижний Куранах» _______________ Р.С.Улыбина









Образовательная программа

по музыке

(начальное общее образование) 1-4 класс







Разработала: Вавилова Э.И.

Учитель музыки





















п. Нижний Куранах 2014г.

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 1-4 класса составлена на основе программы «Музыка» 1-8 классы, разработанной авторским коллективом под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского (Москва, «Просвещение», 2007 г), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН РФ 06.10.2009 г.), и составлена с учетом модернизации образования, процессами обновления содержания и технологий преподавания музыки, с учетом требований национального регионального компонента (Указ Главы РК №301 от 13.06.2001 г.). Программа «Музыка» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр) разработана в рамках программы начального образования «Школа 2100», утверждена и рекомендована Министерством образования и науки РФ.

Цель массового музыкального воспитания и образования обучающихся – формирование музыкальной культуры как части их духовной культуры. На основе целевой установки программы сформулированы задачи музыкального воспитания и образования:

  1. Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.

  2. Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений; образного мышления и творческой индивидуальности;

  3. Овладение навыками умениями, навыками, способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация);

  4. Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти

  5. Воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, к своему народу, Родине, уважение к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству

  6. Воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;

  7. Освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре и лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;

  8. Формирование устойчивого интереса к музыке и различным формам ее бытования.



Содержание программы предмета «Музыка» реализует Феде­ральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому про­грамма и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:

  • общим целям образования - ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

  • задачам образования - развитию способностей к художественно- образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и лич­ностные результаты обучения.

В федеральном базисном учебном плане в I классе на предмет «Музыка» отводится 1 час в неделю (общий объем 33 ча­са). Во 2-4 классах – 1 час в неделю/34 часа в год.

Данная рабочая программа адаптирована к условиям образовательного учреждения региона. Региональный компонент включает 10-15 % учебного времени, отведенного на преподавание данного предмета.

Для реализации программы для 1-4 класса используются:

  • Программа «Музыкальное искусство» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр) разработанная в рамках модели образования «Начальная школа XXI века», утвержденная и рекомендованная Министерством образования и науки РФ;

  • В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебники «Музыка»: 1-4 класс, - М.:Вентана-Граф, 2009;

  • О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство: Блокнот для учащихся 1 класса образовательных учреждений,- М.:Вентана-Граф, 2009;

  • Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 1 класс, в 2- частях;

  • Программа «Музыка» 1-8 класс/ Под ред. Кабалевского Д.Б. – М.: Просвещение, 2007.

  • Также используется вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Разнообразие видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность) требует определённого учебно-методического обеспечения:

  1. Нотный материал – песенный, иллюстративный, лучшие образцы отечественной и мировой музыкальной культуры

  2. Аудиозапись - предназначена не только для восприятия музыки, но и для разных видов исполнительства и творчества – музыкально - ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах.

  3. Наглядный, иллюстративный материал – как средство повышения эмоциональной отзывчивости на музыку.

  4. Детские музыкальные инструменты – средство для проявления творческого самовыражении ребёнка при постижении им музыкального произведения, его музыкального языка.

5. Энциклопедия классической музыки. (Композиторы и их произведения, исполнители, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина).

6. Интернет-ресурсы


Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета «Музыка»

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

В начальной школе у обучающихся формируется целостное представление о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. Школьники учатся наблюдать, воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад), получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.

Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать выразительность и изобразительность в музыке, песенность, танцевальность, маршевость. В процессе изучения предмета осуществляется знакомство с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края.

Обучающиеся приобретают начальный опыт музыкально-творческой деятельности в процессе слушания музыки, пения и инструментального музицирования, музыкально-пластического движения и драматизации музыкальных произведений. В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности. Осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский_Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В._А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), сочинениями современных композиторов для детей.

Обучающиеся овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись.

В процессе индивидуального и коллективного музицирования на элементарных музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности: дети разучивают и исполняют произведения, сочиняют мелодии и ритмический аккомпанемент, подбирают по слуху, импровизируют.

Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами, осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных. Учащиеся участвуют в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценируют песни, танцы, создают декорации и костюмы, выражают образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, рисунок).

В результате освоения предметного содержания курса у обучающихся накапливаются музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки, обогащается эмоционально-духовная сфера, формируется умение решать учебные, музыкально-творческие задачи. В процессе работы над музыкально-исполнительским замыслом у детей развиваются музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, воспитывается художественный вкус.

В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.



Раздел 3. Описание места учебного предмета «Музыка» в учебном плане

В соответствии с новым Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 час (из расчета 1 час в неделю), во 2-4 классах – 34 часа. Из которых, в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям реализации образовательных программ 1 класса участвующего в муниципальном эксперименте по апробации ФГОС II поколения, программа рассчитана на 29 (30) часов классно-урочной деятельности. Остальные 4 часа музыкальных занятий направлены на снятие статического напряжения младшего школьника.


Раздел 4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Музыка»

Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством.

Любое чувство это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не  только чувства, а  общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.

Таким образом, ученик  познает  музыкальное произведение  как  воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».


Раздел 5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»

В основе метапрограмности лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Говоря о каком-либо предмете, явлении, понятии  ученик не запоминает какие- либо определения, а осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или иного  знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Осуществив работу на разном предметном материале, он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мысленно  проделал, как он мысленно «двигался», когда восстанавливал генезис того или другого понятия. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления.

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.


Метапредметные результаты:


К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).


Предметные результаты:


Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.



Раздел 6.Содержание учебного предмета «Музыка»

1 класс

Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенно­стью этого возрастного периода, который одновременно является и про­педевтическим этапом, и начальным этапом систематического форми­рования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.

Главная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе - «Как можно услышать музыку». Она рассматрива­ется под различным углом зрения во 2 и 4 четвертях, перекликаясь с темами «Звучащий образ Родины», «Что может музыка». В ней «высвечи­вается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необхо­димого для постижения музыки. Она позволяет дать учащимся представление о музы­ке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

Обеспечивается не только информационная сторона получаемого зна­ния, но прежде всего, предусматривается воссоздание детьми какой- либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей кор­нями в народное творчество, например, они

  1. музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;

  2. учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально- смысловые соответствия.

Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обо­значениях выражать свои музыкальные мысли.

Одна из центральных позиций, развивающих важнейший прин­цип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству высту­пает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оста­вивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обы­денно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобре­тает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мело­дию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мело­дия в жизни.

Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.

Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позво­ляет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, былина) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.

Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.

Образная природа музыкального искусства. Способность му­зыки в образной форме передать настроения, чувства, характер че­ловека, его отношение к природе, к жизни.

Музыка как средство общения между людьми. Основные от­личия народной и профессиональной музыки как музыки безымян­ного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пе­ния на распев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные му­зыкальные традиции родного края.

Музыкальное ис­полнение как способ творческого самовыражения в искусстве.



По предмету «Музыка» в 1 классе контрольные и практические работы не предусмотрены. Проверка и контроль знаний проводится в виде уроков - концертов, уроков-утренников, и т.д.

2 класс

Во 2 классе раскрывается содержание музыкального искус­ства через темы: «Три кита» в музыке – песня, танец, марш»- композитор, исполнитель, слуша­тель. Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки - ведущая проблема года, пронизыва­ющая музыкальные занятия в начальной школе. Рассмотрение жизненных связей песен, танцев и маршей и их вза­имопроникновение. Древняя леген­да про «трёх китов», на которых будто бы держится Земля. Мелодия, напев - важнейшая часть разных музыкальных жанров, «душа музыки».

«О чём говорит музыка» - музыка выражает чувства чело­века (радость, гнев, печаль, трево­га и др.), различные черты харак­тера (силу и мужество, нежность и мягкость, серьёзность и шутли­вость), создаёт музыкальные пор­треты людей, сказочных персона­жей и др. Музыка изображает различные состояния и картины природы (звуки и шумы, пение птиц, журча­ние ручья, грозу и бурю, колоколь­ный звон и др.), движение (поступь, шаг человека, движение поезда, конницы и др.). Взаимосвязь выразительности и изобразительности. Сходство и раз­личие между музыкой и живописью.

«Куда ведут нас «три кита» - путь введения в оперу, балет, сим­фонию, концерт. Музыкальные образы в произведениях крупных форм. Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, бале­тов, симфоний, концертов. Осознание выразительных средств музыки в том или ином художе­ственном образе.

«Что такое музыкальная речь»- постижение своеобразия каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, дина­мики, фактуры, лада, ритма, реги­стра, тембра и т.д. и опыт собствен­ной исполнительской деятельности. Знакомство с простейшими музы­кальными формами (одночастная, двухчастная, трёхчастная) на основе закономерностей детского восприя­тия. Выразительные возможности рус­ских народных инструментов, инстру­ментов симфонического оркестра в создании музыкальных образов.



3 класс

Учебный материал 3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вво­дит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получа­ют представление об интонации как носителе смысла музыки, о раз­витии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жан­рах - от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта. Интонация, развитие музыки, построение (формы) музыки - триа­да, обозначающая ведущую пробле­му года.

  • Песенность, танцевальность, маршевость. Жанровые истоки сочине­ний композиторов-классиков, народ­ной, духовной музыки, произведе­ний современности. Усвоение темы на знакомой учащимся музыке.

  • Сходство и различие музыкальной и разговорной речи. Выразительные и изобразительные интонации Музыкальная интонация - «сплав» средств музыкальной выразитель­ности. «Зерно-интонация».

  • Импровизации с использованием «зерна-интонации» (вокальные, инструментальные, ритмические, пластические). Интонационная осмысленность исполнения с опорой на понимание того, что такое инто­нация и как из неё вырастает мело­дия.

  • Композиторы выражают в своих произведениях развитие чувств чело­века, переход от одного чувства, настроения к другому. Музыка - искусство, которое не существует вне времени и раскрывается перед слуша­телем постепенно, в процессе разви­тия. Приёмы исполнительского и композиторского развития в музыке.

  • Повтор, контраст, вариационность - основные принципы развития в народной музыке и в произведени­ях, сочинённых композиторами. «Зерно-интонация», тема и её разви­тие в музыкальном произведении.

Средства музыкальной выразитель­ности: мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) и т.д., их роль в развитии образного содержания музыки.



4 класс



Учебный материал 4-го класса даёт школьникам представление о компози­торской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Выявляют наци­ональные особенности, характерные черты музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.). Триединство «композитор – испол­нитель – слушатель» - сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначаль­ных представлений и знаний о твор­честве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентич­ного, подлинного и стилизованно­го), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-ис­полнительской и творческой (сочи­нение, импровизации) деятельности школьников.

  • Богатство содержания русских народных песен, их жанровое мно­гообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особен­ности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси.

  • «Академическая» и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамб­ли, хоры. Известные исполнители – певцы, инструменталисты, дирижё­ры, хоры, оркестры. Русские народ­ные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов.

Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общ­ность тем, сюжетов, образов, приё­мов развития.


Национально-региональный компонент.

В настоящее время учитель музыки не сможет осуществлять полноценного развития музыкальных способностей учащихся вне обращения к лучшим образцам национального искусства. Заменяя и расширяя музыку, данную в программе важно знакомить учащихся с самобытной народной музыкой профессиональных и самодеятельных компонентов. Освоение национального музыкального материала в школе будет способствовать расширению музыкального кругозора учащихся, формированию уважительного отношения к музыке других народов, выявлению процессов взаимосвязей и взаимодействий культур. В процессе музыкальных занятий учащийся знакомится с тем, что между музыкой народной и композиторской имеются многочисленные связи, что на формирование и развитие национальной музыкальной культуры влияет искусство других стран и народов. Основная задача на этом этапе заключается в том, чтобы раскрыть детям красоту музыки разных народов, выявить характерные особенности народных композиторских произведений, раскрыть своеобразие и общность музыкальных культур








































Раздел 7. Тематическое планирование.

Календарно – тематическое планирование по музыке 1 α,β класс

№ урока п/п

Название темы урока

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

«Внутренняя музыка» (3 ч.)

Внутренняя музыка

1

5.09

Наблюдать за музыкой в жизни человека

Проявлять эмоциональную отзывчивость

Исполнять колыбельные песни

2

Колыбельная песня

1

12.09

Проявлять эмоциональную отзывчивость

Импровизировать в игре

3

Сказку складываем, музыкой сказываем.

Народное музыкально-поэтическое творчество.

1

19.09

Проявлять эмоциональную отзывчивость

Импровизировать в игре

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

4

Родная речь (5 ч.)

Элементарная нотная грамота. Точки, чёрточки, крючки, дуги и круги…

1

26.09

Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении интонаций

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись

5

Общее представление об интонации: изображение окружающего мира. Сказанное слово и несказанное…

1

3.10

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и исполнение

6

Музыка природы. Прогулка в лес

1

11.10

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение

7

Народное музыкально-поэтическое творчество: прибаутки, скороговорки. Не перевыскороговоришь? Поём вместе.

1

17.10

Воспринимать на эмоционально-образном уровне музыкальное творчество своего народа

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

8

Портреты заговорили и запели.

1

24.10

Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и музыкальное творчество народов мира

9

Пётр Ильич Чайковский (3ч.)

Детские годы.

1

31.10

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

10

Здесь живёт музыка П.И. Чайковского.

1

14.11

11

Волшебный тот цветок… Тренируем свою «внутреннюю музыку».

1

21.11

12

Михаил, Иванович Глинка (4ч.)

Детские годы

1

28.11

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

13


Опера «Руслан и Людмила». «Бряцайте, струны золотые»

1

5.12

14

Опера «Руслан и Людмила». О, поле, поле!


1

12.12

15

Руслан и Людмила. Слава!

1

19.12

16

Мелодия жизни(4ч.)

Заветное слово.

1

26.12

Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира

17

Как начинается музыка?

1

16.01

18

Вольфганг Амадей Моцарт.

1

23.01

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

19

Моцарт сочиняет.

1

30.01

20

Сергей Сергеевич Прокофьев(3 ч.)

Детство композитора

1

13.02

21

Дорогой,Щелкунчик!

1

20.02

22

Музыка для детей С. Прокофьева

1

27.02

23

Путешествие во времени и пространстве(6 ч.)

Тренируем свою «внутреннюю музыку»

1

6.03

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение

24

Народное музыкально-поэтическое творчество. Русские обряды. Празднуем Масленицу

1

13.03

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов

25

Тренируем свою «внутреннюю музыку».


1

20.03

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов

26

Две песни. Сочиняем песенку

1

3.04

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение

27

Русские обряды. Ждём весну, встречаем птиц. Весенние заклички

1

10.04

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов

28

Музыка

1

17.04

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов

29

Профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Иные земли.

1

24.04

Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира

30

Счастье, ты где?(4 ч.)

Идём за Синей птицей.

1

8.05

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

31

Тренируем свою «внутреннюю музыку».

Счастье, ты где?

1

15.05

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение

32

Музыка для детей

1

22.05

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

33

Итоговое повторение. Урок - концерт

1

29.05

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение















































Календарно – тематическое планирование 2 α,β класс



урока

Название темы урока

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

1

Три жанра в музыке - песня, танец, марш(9 ч.)


Как получается музыка? Мифы, сказки, легенды

1

4.09

Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

2

Марш

1

11.09

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов


3

Музыкальная лаборатория

1

18.09

4

Танец

1

25.09

5

Волшебный мир танца

1

2.10

6

Песня

1

9.10

7

Разучиваем, поём, играем

1

16.10

8

Музыкальное представление.

1

23.10

9

Обобщающий урок по теме: жанры музыки




О чём говорит музыка (7 ч.)

1

30.10

10

Музыкальная лаборатория

1

13.11

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Узнавать изученные музыкальные произведения.

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение)

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение

11

О чем говорит музыка?

1

20.11

12

Что выражает музыка?

1

27.11

13

Музыкальный портрет

1

4.12

14

Изобразительность в музыке

1

11.12

15

Музыкальная лаборатория

1

18.12

16

Разучиваем, поём, играем










Куда ведут нас «три кита» (10 ч.)

1

25.12

17

Куда ведут нас «три кита»? Опера

1

15.01

Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера)

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.


18

М. Коваль «Волк и семеро козлят»

1

22.01

19

Балет

1

29.01

20

Волшебный мир танца

1

5.02

21

Симфония

1

12.02

22

Концерт

1

19.02

23

Опера и симфония

1

26.02

24

Музыкальная лаборатория

1

5.03

Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера)

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров

25

Марш в опере, балете, симфонии

1

12.03

Наблюдать за интонационным богатством музыкального мира.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в музыкально-поэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение.

26

Обобщение по теме «Куда ведут нас песня, танец, марш?



Что такое музыкальная речь (9 ч.)

1

19.03

27

Что такое музыкальная речь?

1

2.04

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух- и трёхчастные),

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения

Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм

Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на муз. Инструментах, музыкально-пластическом движении

28

Мелодия, темп, лад, регистр

1

9.04

29

Разучиваем, поём, играем

1

16.04

30

Музыкальная лаборатория

1

23.04

31

Средства выразительности в музыке

1

30.04

32

С.Прокофьев «Петя и волк»

1

7.05

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях.

Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов.

Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах

33

Выразительные возможности инструментов симфонического оркестра

1

14.05

Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов.

Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах

34







Создание музыкальных образов.







1

21.05

Размышлять о музыкальных образах Отечества.

Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении

музыкальных образов.

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др.













































Календарно – тематическое планирование 3α класс



№ урока п.п.

Название темы урока

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки («три кита»).

1


5.09

Наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нём;

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

2

Из песни, танца и марша образуется песенность, танцевальность и маршевость.

1

12.09

Сравнивать музыкальные произведения разных стилей и жанров;

различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке;

исполнять различные по характеру музыкальные произведения;

соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров;

инсценировать фрагменты опер, мюзиклов, опираясь на понятия песенность, танцевальность и маршевость в музыке;

импровизировать (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации) в характере основных жанров музыки;

осуществлять собственный музыкально-исполнительный замысел в пении и импровизациях.

3

Танцевальность

1

19.09

4

Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке.

1

26.09

5

Песенность

1

3.10

6

Песенность в вокальной и инструментальной музыке.

1

10.10

7

Маршевость.

1

17.10

8

Песенность, танцевальность и маршевость могут встречаться в одном произведении.

1

24.10

9

Песенность, танцевальность и маршевость. Обобщение.

1

31.10

10

Интонационное богатство музыкального мира. Интонационно осмысленная речь: устная и музыкальная.

1

14.11


Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства;

распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки;

сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия;

выявлять различные по смыслу интонации;

Определять жизненную основу музыкальных интонаций;

воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение);

анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации;

применять знание основных средств выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения;

передавать в собственном исполнении ( пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы;

приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение;

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность

11

Сходство и различие музыкальной и разговорной речи.

1

21.11

12

Интонация – выразительно-смысловая частица музыки

1

28.11

13

Выразительные и изобразительные интонации.

1

5.12

14

Выразительность и изобразительность в интонациях существуют в неразрывной связи.

1

12.12

15

Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение.

1

19.12

16

Интонация – основа музыки. Обобщение.


1

26.12

17

Знакомство с понятием развитие музыки.

1

16.01

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;

наблюдать средства музыкальной выразительности ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль в развитии

воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении;

использовать

18

Композиторское и исполнительское развитие музыки.

1

23.01

19

Сходство и различие интонации в процессе развития музыки.

1

30.01

Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность)

в народной музыке и в произведениях композиторов.

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

инсценировать произведения различных жанров;

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др.

20

Развитие музыки в процессе работы над каноном.

1

6.02

21

Развитие музыки в процессе работы над каноном.

1

13.02

22

Знакомство с понятием кульминация.

1

20.02

Чувствовать кульминацию музыкального произведения, передавать её средствами исполнения


23

Интонационно-мелодическое развитие музыки.

1

27.02

Различать мажор и минор; использовать и воплощать ладово-гармоническое развитие музыки в собственном музыкальном творчестве

24

Ладово-гармоническое развитие музыки.

1

6.03

25

Развитие музыки в произведениях

Э. Грига.

1

13.03

Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов;

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение.

26

Обобщение по теме «Развитие музыки».

1

20.03

27

Введение в тему «Построение музыки». Одночастная форма произведения.

1

3.04

сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров;

соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения;

распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух-, трёхчастные, вариации, рондо);

определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;

анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;

инсценировать произведения различных жанров и форм;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.


28

Двух- и трёхчастная формы музыкального произведения.

1

10.04

29

Знакомство с формой рондо.

1

17.04

30

Вариационная форма построения музыки.

1

24.04

31

Средства построения музыки – повторение и контраст.

1

8.05

32

Р/к. Общие представления

о музыкальной жизни Кемеровской области.

1

15.05

Наблюдать и оценивать интонационное богатство мира;

Участвовать в музыкальной жизни школы, города;

33

Обобщение по теме «Построение музыки».

1

22.05

Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;

анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;

участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.

34

Итоговое обобщение и повторение.

1

29.05

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве;

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.






























Календарно – тематическое планирование 3 β класс



№ урока п.п.

Название темы урока

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки («три кита»).

1


1.09

Наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нём;

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

2

Из песни, танца и марша образуется песенность, танцевальность и маршевость.

1

8.09

Сравнивать музыкальные произведения разных стилей и жанров;

различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке;

исполнять различные по характеру музыкальные произведения;

соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров;

инсценировать фрагменты опер, мюзиклов, опираясь на понятия песенность, танцевальность и маршевость в музыке;

импровизировать (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации) в характере основных жанров музыки;

осуществлять собственный музыкально-исполнительный замысел в пении и импровизациях.

3

Танцевальность

1

15.09

4

Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке.

1

22.09

5

Песенность

1

29.09

6

Песенность в вокальной и инструментальной музыке.

1

6.10

7

Маршевость.

1

13.10

8

Песенность, танцевальность и маршевость могут встречаться в одном произведении.

1

20.10

9

Песенность, танцевальность и маршевость. Обобщение.

1

27.10

10

Интонационное богатство музыкального мира. Интонационно осмысленная речь: устная и музыкальная.

1

10.11


Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства;

распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки;

сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия;

выявлять различные по смыслу интонации;

Определять жизненную основу музыкальных интонаций;

воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение);

анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации;

применять знание основных средств выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения;

передавать в собственном исполнении ( пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы;

приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение;

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность

11

Сходство и различие музыкальной и разговорной речи.

1

17.11

12

Интонация – выразительно-смысловая частица музыки

1

24.11

13

Выразительные и изобразительные интонации.

1

1.12

14

Выразительность и изобразительность в интонациях существуют в неразрывной связи.

1

8.12

15

Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение.

1

15.12

16

Интонация – основа музыки. Обобщение.


1

22.12

17

Знакомство с понятием развитие музыки.

1

12.01

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;

наблюдать средства музыкальной выразительности ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль в развитии

воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении;

использовать

18

Композиторское и исполнительское развитие музыки.

1

19.01

19

Сходство и различие интонации в процессе развития музыки.

1

26.01

Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность)

в народной музыке и в произведениях композиторов.

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

инсценировать произведения различных жанров;

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др.

20

Развитие музыки в процессе работы над каноном.

1

2.02

21

Развитие музыки в процессе работы над каноном.

1

9.02

22

Знакомство с понятием кульминация.

1

16.02

Чувствовать кульминацию музыкального произведения, передавать её средствами исполнения


23

Интонационно-мелодическое развитие музыки.

1

24.02

Различать мажор и минор; использовать и воплощать ладово-гармоническое развитие музыки в собственном музыкальном творчестве

24

Ладово-гармоническое развитие музыки.

1

2.03

25

Развитие музыки в произведениях

Э. Грига.

1

9.03

Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов;

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение.

26

Обобщение по теме «Развитие музыки».

1

16.03

27

Введение в тему «Построение музыки». Одночастная форма произведения.

1

6.04

сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров;

соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения;

распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух-, трёхчастные, вариации, рондо);

определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;

анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;

инсценировать произведения различных жанров и форм;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.


28

Двух- и трёхчастная формы музыкального произведения.

1

13.04

29

Знакомство с формой рондо.

1

20.04

30

Вариационная форма построения музыки.

1

27.04

31

Средства построения музыки – повторение и контраст.

1

4.05

32

Р/к. Общие представления

о музыкальной жизни Кемеровской области.

1

11.05

Наблюдать и оценивать интонационное богатство мира;

Участвовать в музыкальной жизни школы, города;

33

Обобщение по теме «Построение музыки».

1

18.05

Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;

анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;

участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.

34

Итоговое обобщение и повторение.

1

25.05

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве;

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.






























Календарно – тематическое планирование 4 α класс



№ урока п.п.



Название темы урока

Кол-во часов

Дата

1.

Музыка моего народа

1

5.09

2.

Русская народная песня

1

12.09

3.

Русская народная и композиторская музыка.

1

19.09

4.

Частушки

1

26.09

5.

Жанры русских народных песен

1

3.10

6.

«Русский шаг» в солдатской песне

1

10.10

7.

Русские народные инструменты

1

17.10

8.

Особенности композиторской музыки

1

24.10

9.


Лаборатория музыки. Обобщение

1

31.10









10


2 четверть. Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ (7 часов)

Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ









1









14.11

11

Молдавская народная музыка

1

21.11

12

Музыка народов Закавказья

1

28.11

13

Музыка Славянских народов

1

5.12

14


Взаимосвязь композиторской и народной музыки.

1

12.12

15

Песни о Днепре-реке.

1

19.12

16


Лаборатория музыки. Обобщение.


1

26.12







17

3 четверть. Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ.(10 ч.)



Музыкальный язык.







1







16.01

18

Разучиваем, поём песню и размышляем.

1

23.01

19

Взаимопроникновение музыкального языка.

1

30.01

20


Музыка русских композиторов в духе народных мелодий других стран мира.

1

6.02

21


Французская народная песня в творчестве В.А.Моцарта.

1

13.02

22


Японская народная песня в музыке Д.Б.Кабалевского.

1

20.02

23


Африканские народные мотивы в музыке К.Караева.

1

27.02

24


Польские народные песни и танцы в творчестве Ф.Шопена.

1

6.03

25

Музыкальный язык – интернационален.

1

13.03

26


Обобщение тем четверти.


1

20.03





27

4 четверть. Композитор-исполнитель-слушатель.(9 ч.)



Композитор-исполнитель-слушатель.





1





3.04

28

29

Дети как исполнители.

Дети как слушатели.

1

1

10.04

17.04

30

Дети как композиторы

1

24.04

31

Мелодии кантаты «Песня утра, весны и мира» Д.Кабалевского

1

8.05

32

Песни весны.

1

15.05

33

Музыка всегда со мной.

1

22.05

34

Музыка всегда со мной.

1

29.05





Календарно – тематическое планирование 4 β класс



№ урока п.п.



Название темы урока

Кол-во часов

Дата

1.

Музыка моего народа

1

3.09

2.

Русская народная песня

1

10.09

3.

Русская народная и композиторская музыка.

1

17.09

4.

Частушки

1

24.09

5.

Жанры русских народных песен

1

1.10

6.

«Русский шаг» в солдатской песне

1

8.10

7.

Русские народные инструменты

1

15.10

8.

Особенности композиторской музыки

1

22.10

9.


Лаборатория музыки. Обобщение

1

29.10





10


2 четверть. Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ (7 часов)

Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ





1





12.11

11

Молдавская народная музыка

1

19.11

12

Музыка народов Закавказья

1

26.11

13

Музыка Славянских народов

1

3.12

14


Взаимосвязь композиторской и народной музыки.

1

10.12

15

Песни о Днепре-реке.

1

17.12

16


Лаборатория музыки. Обобщение.


1

24.12







17

3 четверть. Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ.(10 ч.)



Музыкальный язык.







1







14.01

18

Разучиваем, поём песню и размышляем.

1

21.01

19

Взаимопроникновение музыкального языка.

1

28.01

20


Музыка русских композиторов в духе народных мелодий других стран мира.

1

4.02

21


Французская народная песня в творчестве В.А.Моцарта.

1

11.02

22


Японская народная песня в музыке Д.Б.Кабалевского.

1

18.02

23


Африканские народные мотивы в музыке К.Караева.

1

25.02

24


Польские народные песни и танцы в творчестве Ф.Шопена.

1

4.03

25

Музыкальный язык – интернационален.

1

11.03

26


Обобщение тем четверти.


1

18.03



27

4 четверть. Композитор-исполнитель-слушатель.(9 ч.)

Композитор-исполнитель-слушатель.



1



1.04

28

29

Дети как исполнители.

Дети как слушатели.

1

8.04

15.04

30

Дети как композиторы

1

22.04

31

Мелодии кантаты «Песня утра, весны и мира» Д.Кабалевского

1

29.04

32

Песни весны.

1

13.03

33

Музыка всегда со мной.

1

20.05

34

Музыка всегда со мной.

1

27.05











Раздел 8. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса



Дидактическое обеспечение


Методическое обеспечение

1 класс

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Музыка: 1 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2010.

Рабочая тетрадь для 1 класс, М.: Просвещение, 2010

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.:

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD)


Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007.

Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.


2 класс

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Музыка: 2 кл. учеб. для

общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2010.

Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 2 класс. М.: Просвещение, 2010.

Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 класс. М.: Просвещение, 2007.


Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007.

Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.


3 класс

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Музыка: 3 кл. учеб. для

общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2008.

Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 3 класс. М.: Просвещение, 2010.

Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 класс. М.: Просвещение, 2006.

Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007.

Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.


4 класс

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Музыка: 4 кл. учеб. для

общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2008.

Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 4 класс. М.: Просвещение, 2010.

Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 класс. М.: Просвещение, 2007.

Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007.

Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.




Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».

  2. Примерная программа основного общего образования по музыке.

  3. Авторская программа по музыке.

  4. Хрестоматии с нотным материалом.

  5. Сборники песен и хоров.

  6. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).

  7. Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.

  8. Учебники по музыке.

  9. Книги о музыке и музыкантах.

  10. Научно-популярная литература по искусству.

Печатные пособия

  1. Атласы музыкальных инструментов.

  2. Портреты композиторов.

  3. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.

  4. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.



Дидактический раздаточный материал:



  1. Карточки с признаками характера звучания.

  2. Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.

  3. Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.





Компьютерные и информационно-коммуникативные средства



  1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».

  2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».

  3. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».

  4. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».

  5. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».

  6. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.

  7. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.

  8. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.

  9. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».


Технические средства обучения

  1. Музыкальный центр.

  2. Видеомагнитофон.

  3. Фортепиано.

  4. Компьютер.

  5. Экран.

  6. Проектор.


Экранно-звуковые пособия

  1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

  2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

  3. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.

  4. Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.

  5. Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.

  6. Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.

  7. Нотный и поэтический текст песен.

  8. Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.

  9. Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.