Пояснительная записка
Рабочая программа к предмету " Музыка" составлена на основе:
1. ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с изменениями 5.1 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09г. № 373, 5.2 Приказ МОиН РФ от 22.09.11г. №2357, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 12.12.11г. № 22540. Приказ МОиН РФ от 26.11.10г. №1241, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 04.02.11г. №19707
2. Авторской программы «Музыка»: 1- 4 классы (Усачева В.О.,Школяр Л.В.,Школяр В.А.- М.:Вентана-Граф,2012)
3. Положении о рабочей программе МБОУ Нечкинской СОШ
Предмет «Музыка» ведётся в 1-ом классе 1 час в неделю. Всего в год-33 часа
Характеристика УМК
Музыка : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В.О. Усачева, Л. В. Школяр. – 2-е изд., М. : Вентана-Граф, 2011. – 128 с. (Начальная школа XXI века).
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д.Б.Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки.
1.Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца.
2.Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
3.Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта-человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
4.Развитие музыкального восприятия как творческого процесса- основы приобщения к искусству.
5.Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
6.Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
7.Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
1. Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
2. Формирование основ национальных ценностей российского общества.
3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
4. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.
5. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
импровизации.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.
4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6. Использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
8. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
10. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
11. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
12. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
13. Определение общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
14. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.
15. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка».
16. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
17. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями).
Предметные результаты:
Ученик 1-ого класса научится:
- определять на слух основные жанры музыки
-определять автора, название, текст изученного произведения
- определять на слух основные жанры музыки
-участвовать в коллективном пении
-узнавать изученные музыкальные произведения
Ученик 1-ого класса получит возможность научиться:
- применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
-выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы;
-знать об истоках происхождения музыки;
-различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение.
-понимать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»
-определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
-знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края
- знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека
Содержание учебного предмета
№ п\п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы организации учебных занятий |
1. | Внутренняя музыка | 4 | Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Колыбельная песня, колыбельность– начало познания музыки и жизни. Искусство слышать различные человеческие состояния. Звучащий образ Родины –дом, земля- кормилица матушка-Россия. | Коллективная работа |
2. | Родная речь. Точки, чёрточки, крючки, дуги и круги… Сказанное слово и несказанное… Неперевыскороговоришь? Поём вместе. | 5 | Родные корни: родная речь родной музыкальный язык, интонирование и озвучивание народных загадок, пословиц, закличек, скороговорок. | Индивидуально-коллективная |
3. | Пётр Ильич Чайковский. Детские годы. Здесь живёт музыка П.И.Чайковского. Волшебный тот цветок… Тренируем свою «внутреннюю музыку | 3 | •Когда великие были маленькими. •В гостях у Чайковского: •Дом и музыка композитора. •Биографические заметки: детство, черты личности, учителя, мысли о музыке и жизни. •Почему мы любим Чайковского. | Коллективно-групповая |
4. | Михаилл Иванович Глинка «Бряцайте, струны золо- тые...» Руслан и Людмила О, поле, поле! Слава! | 4 | •Воссоздание какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество: сказываем, складываем, сочиняем. • Былинность как художественное явление, через которое можно по-иному почувствовать время. • Процесс создания музыкально- поэтического произведения, сказки, музыкально-звуковой картины, проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического. | Индивидуально-коллективная |
5. | Мелодия жизни. Заветное слово. Как начинается музыка? Вольфганг Амадей Моцарт. Моцарт сочиняет. | 4 | • Услышать мелодию в музыке– узнать мысли и чувства человека. •Когда великие были маленькими. •Как может возникнуть мелодия. •Волшебство флейты. | Индивидуально-коллективная |
6. | Сергей Сергеевич Прокофьев. Детство композитора. Щелкунчик | 3 | •Когда великие были маленькими. •Детская жизнь с её типическими ситуациями, взаимоотношениями, проявлениями чувств, поведением, юмором, радостями и печалями, играми. •Идём в театр | Индивидуально-коллективная |
7. | Путешествие во времени и пространстве. Тренируем свою «внутреннюю музыку». Солнцеворот. Тренируем свою «внутреннюю музыку».Две песни. Ждём весну, встречаем птиц. Иные земли | 6 | •Безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни. Способность музыки описать, нарисовать, выразить, передать состояние и т.д., интонации и обобщённое обозначение их в условной записи, в поэтическом слове, рисунке, линии, пятне. Составление цветовых графических партитур. • Выражение человеком в музыке отношения к силам природы, своей связи с ними. Русские обряды: народные песни и игры, посвящённые весеннему обновлению жизни, сочинение песенки для мамы. | Урок-выставка Урок-творчество Урок-игра |
8. | Счастье, ты где? Идём за Синей птицей. Тренируем свою «внутреннюю музыку». Счастье, ты где | 4 | •Осознание особенностей музыкальной ткани в её выразительных значениях. • Опыт освоения музыкального языка– характер, темп, мелодия, ритм. •В размышлениях, слушании и исполнении детьми музыкальных сочинений акцентируется внимание на том ,что такое музыка, музыкант. •Проблемы живого и неживого, одушевлённого и неодушевлённого, счастья в музыке и в жизни. | Индивидуально-коллективная работа Урок – беседа Урок-концерт |
| ИТОГО: | 33 | | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во час | Примерный музыкальный материал | Произведения для заучивания | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Колыбельная песня | 1 | Колыбельные: Зыбка поскрипывает, Ходит сон по лавочке и др. | «Солнечный круг» Автор текста (слов): Ошанин Л. Композитор (музыка): Островский А. | Наблюдать за музыкой в жизни человека Проявлять эмоциональную отзывчивость Исполнять колыбельные песни Проявлять эмоциональную отзывчивость Импровизировать в игре Проявлять эмоциональную отзывчивость Импровизировать в игре Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение |
2 | Сказку складываем, музыкой сказываем | 1 | А. Лядов. Кикимора | «Азбука» |
3 | Народное музыкально-поэтическое творчество. Музыкальная игра | 1 | Музыкально-ритмическая игра «Дед и репка», Игра в гостей | «Чему учат в школе» Слова: Пляцковский М. Музыка: Шаинский В. |
4 | Играем вместе. | 1 | Коллективные танцевальные игры. | «Ах, какая осень» |
5 | Элементарная нотная грамота. Точки, чёрточки, крючки, дуги и круги… | 1 | Г. Фрид. Ветер Е. Тиличеева. Деревца | «Ах, какая осень» | Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении интонаций Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и исполнение Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение Воспринимать на эмоционально-образном уровне музыкальное творчество своего народа Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и музыкальное творчество народов мира |
6 | Общее представление об интонации: изображение окружающего мира. Сказанное слово и несказанное… | 1 | А. Вивальди. Зима С. Прокофьев. Дождь и радуга | «Урожайная» |
7 | РК Музыка природы. Прогулка в лес | 1 | | «Осень в лесу» |
8 | Народное музыкально-поэтическое творчество: прибаутки, скороговорки. Поём вместе. | 1 | Р.н.п. «Как под наши ворота» Укр. н. п. «Журавель» | «Осень в лесу» |
9 | Портреты заговорили и запели. | 1 | Р. Шуман. «Весёлый крестьянин» Р.н.п. «Вспомним, братцы, Русь и славу!» | «Моя мама» |
10 | Детские годы. | 1 | «Детский альбом»: Детская песенка, Колыбельная песня. Баба-яга, Вальс и др. | «Моя мама» | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение |
11 | Здесь живёт музыка П.И.Чайковского. | 1 | Балет «Щелкунчик» | «Мамина улыбка» |
12 | Волшебный тот цветок. Тренируем свою «внутреннюю музыку». | 1 | Хор менестрелей из оперы «Орлеанская дева» | «Новогодняя» |
13 | Детские годы М. Глинки | 1 | Мазурки | «Как красива наша елка» | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение |
14 | Опера «Руслан и Людмила». «Бряцайте, струны золотые» | 1 | Опера «Руслан и Людмила»Первая песня Баяна | «Новогодний хоровод» |
15 | Опера «Руслан и Людмила». О, поле, поле! | 1 | Опера «Руслан и Людмила» Ария Руслана из 3 действия | «Российский Дед Мороз» |
16 | Руслан и Людмила. Слава! | 1 | Опера «Руслан и Людмила» Заключительный хор | «Российский Дед Мороз» |
17 | Заветное слово. | 1 | В. Усачёва. «Жила-была работа» | «Буду военным» | Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов |
18 | Как начинается музыка? | 1 | В. Усачёва. «Жила-была работа» | «Бравые солдаты» |
19 | Вольфганг Амадей Моцарт. | 1 | Хор из оперы «Волшебная флейта» | «Мы шагаем как солдаты» |
20 | Моцарт сочиняет. | 1 | В. Моцарт. Менуэт |
21 | Детство композитора | 1 | Симфоническая сказка для детей «Петя и волк» | «Лучше папы друга нет» | Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение |
22 | Дорогой, Щелкунчик! | 1 | Симфоническая сказка для детей «Петя и волк» | «Лучше папы друга нет» |
23 | Музыка для детей С. Прокофьева | 1 | Балет «Золушка» | |
24 | Тренируем свою «внутреннюю музыку» | 1 | Р.н.п. Вот уж зимушка проходит | «Мама первое слово» | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира |
25 | Народное музыкально-поэтическое творчество. Русские обряды. Празднуем Масленицу | 1 | Р,н.п. Ой, Масленица, обманщица, Ах, Масленица, сметанница | «Капель» «Мамина улыбка» |
26 | Тренируем свою «внутреннюю музыку». | 1 | Фрагменты из музыки П. Чайковского к сказке А. Островского «Снегурочка» | «У дороги чибис» Музыка: М.Иорданский Слова: А.Пришелец |
27 | Две песни. Сочиняем песенку | 1 | Музыкальная игра «Полевая берёзка» | «Дорогою добра» Слова Ю. Энтина Музыка М. Минкова |
28 | Русские обряды. Ждём весну, встречаем птиц. Весенние заклички | 1 | Весенние заклички | «Дорогою добра»Слова Ю. Энтина Музыка М. Минкова |
29 | РК Музыка народов Кавказа. Экскурсия в музей. | 1 | Казачий хор. | «Три танкиста» |
| Профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Иные земли. | | И. С. Бах. « За рекою старый дом» «Жизнь хороша» | «Сегодня салют!» Слова: В. Степанов, Музыка: М. Протасов | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения
Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение |
30 | Идём за Синей птицей. | 1 | Музыка И. Саца к спектаклю «Синяя птица» Г. Струве. Музыка | «Что такое доброта» Барбарики |
31 | Тренируем свою «внутреннюю музыку». Счастье ,ты где? | 1 | Музыка И. Саца к спектаклю «Синяя птица» В. Усачёва. Жила-была работа | «Разукрасим все планеты» Барбарики |
32 | РК Музыка для детей. | 1 | Казачьи песни. | «Дружба – это не работа» Барбарики |
33 | Итоговое повторение. Урок - концерт | 1 | Любимые произведения, изученные в 1 классе | «Солнечный круг» Автор текста (слов): Ошанин Л. Композитор (музыка): Островский А. | |