муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Поломошенская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО учителей Приказ №
начальных классов от «___» август 2016г
Протокол заседания №___ Директор школы
Руководитель МО
______________________ _________________
Н.И.Дробина С.В.Гасай
«__» август 2016 г. «__» август 2016 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Музыка»
начального общего образования
1класс
Срок реализации 2016-2017 у/г
Разработчик : Яловенко О.П. - учитель начальных классов
с. Поломошное 2016 г
Пояснительная записка учебного предмета «Музыка» начального образования.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, авторской программы «Музыка» В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак УМК «Начальная школа XXI века», основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Поломошенская СОШ». Программа составлена для учащихся 1 класса МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа». Срок реализации программы 2016-2017 у/г. Реализуется без изменений авторской программы.
Учебно- методический комплект:
Программа: Рабочая программа «Музыка» В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак 1-4 классы М. : Дрофа 2013г
Учебник
Алеев В.В., Кичак Т. Н.Музыка 1 класс Учебник с аудио- приложением для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях, /-М. : Дрофа 2013г
Рабочие тетради:
Алеев В.В., Кичак Т. Н.Музыка 1 класс Рабочая тетрадь. М. : Дрофа 2016г
Алеев В.В., Кичак Т. Н.Музыка 1 класс нотное приложение М. : Дрофа 2016г
Методические пособия:
В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. М. : Дрофа 2013г
Алеев В.В., Кичак Т. Н.Музыка 1-4 классы. Методическое пособие М. : Дрофа 2011г
Обоснование выбора используемого УМК.
-входит в Федеральный перечень УМК , допущенных к использованию в образовательных учреждениях,
-разработан с учетом возрастных особенностей детей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
-используется методика междисциплинарных взаимодействий
- учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования школьников
Основная цель обучения:
Формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности
Задачи:
- привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- привить основы художественного вкуса;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- обучить основам музыкальной грамоты;
- сформировать потребность в общении с музыкой;
- обогатить знаниями о музыкальном искусстве;
- научить практическим умениям и навыкам в учебно-творческой деятельности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- в воспитании нравственного, ответственного, инициативного и компетентного человека;
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- в формировании и воспитании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- в формировании и воспитании эстетического вкуса;
- в формировании основ музыкальной культуры;
- в воспитании эмоционально- ценностного отношения к искусству, музыке своего народа и музыке народов мира.
Общая характеристика организации учебного процесса
Формы организации обучения: урок
Технологии обучения: личностно – ориентированное, проблемно – диалоговое, дифференцированное обучение.
Методы обучения:
метод эмоциональной драматургии;
метод концентричности организации музыкального материала;
метод игры;
метод создания «композиций»;
метод междисциплинарных взаимодействий;
стилевой подход;
метод восхождения от частного к общему;
творческий метод;
метод перспективы и ретроспективы;
метод художественного контекста.
метод от частного к общему
Средства обучения: учебник, рабочие тетради на печатной основе, мультимедийное оборудование, интерактивная доска
Режим занятий: 5 –дневная неделя, первая смена, продолжительность урока 35 минут
Межпредметные связи:
-связи с предметами «Литературное чтение», «ИЗО», «Русский язык», «Окружающий мир».
Место предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Музыка» в 1 классе выделяется 33 ч (1ч в неделю, 33 учебные недели).
Планируемые результаты
(Личностные, предметные, метапредметные результаты с индикаторами их усвоения)
Личностные результаты | Базовый уровень: -наличие мотивационной культуры -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности -реализация творческого потенциала -позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей; -реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; Повышенный уровень: -наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству; |
Метапредметные результаты | Базовый уровень: Регулятивные УУД: -умение строить речевые высказывания о музыке в устной форме Познавательные УУД: -умение устанавливать простые аналогии между музыкальными произведениями и изобразительного искусства; -умения проводить простые сравнения между музыкальными произведениями Коммуникативные УУД: -участие в музыкальной жизни класса Повышенный уровень: - наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач |
Предметные результаты | Базовый уровень: -наличие интереса к предмету «музыка» -умение определять характер и настроение музыки -владеть основами нотной грамоты: название нот, темпов (быстро- медленно), динамики (громко- тихо) -узнавать по изображению музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа, гармонь, баян, балалайка); -проявление навыков музыкально-хоровой деятельности -сравнивать радостные и грустные настроения в музыке -распознавать динамические отличия в музыке -различать темповые отличия в музыке -играть на детских музыкальных инструментах Повышенный уровень: -владение основами нотной грамоты (где располагаются ноты на нотоносце) |
Содержание тем учебного курса.
Примерные темы разделов, примерное количество часов, отводимых на них | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся |
Раздел I. «Музыка, музыка всюду нам слышна….» (33 ч) |
1.«Нас в школу приглашают задорные звонки» 1 час | Выражение радостных торжественных чувств в музыке в первый день школьных занятий Музыкальный материал: Г. Струве. Мы теперь ученики (пение) | Наблюдать: -за музыкой в жизни человека -за звучанием природы Сравнивать: -радостные и грустные настроения -настроение музыкальных произведений Рассуждать: -об истоках возникновения музыки Осуществлять первые опыты музыкально-ритмических, игровых движений; творческой деятельности- игра на детских музыкальных инструментах; постижение нотной грамоты Разучивать и исполнять песенный репертуар |
2.«Музыка, музыка всюду нам слышна» 1 час | Музыка окружающего мира. Воплощение в музыке детских фантазий, настроения и чувств. Музыкальный материал: Г. Струве. Весёлая песенка (пение) |
3.«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку» 1 час | Музыка окружающего мира. Воплощение в музыке образов природы. Музыкальный материал: Г. Струве. Так уж получилось (пение) |
4. Краски осени. 1 час | Отражение темы «золотой осени» в музыке, живописи, поэзии Музыкальный материал: В.Иванников. Осенняя сказка (пение); А. Филиппенко. Мы на луг ходили (пение, музыкально-ритмические движения) |
5. «Что ты рано в гости, осень к нам пришла» 1 час | Выражение в музыке грустных, печальных настроений Музыкальный материал: П. Чайковский. Ноктюрн, соч.19 № 4. Фрагмент (слушание) В. Николаев. Песенка об осеннем солнышке (пение, музыкально-ритмические движения) |
6. «Что ты рано в гости, осень к нам пришла в Кузбасс» 1 час | Знакомство с отображением осени в музыке, картинах, стихах авторов Кузбасса Музыкальный материал: В. Николаев. На прогулку под дождём (пение, музыкально-ритмические движения) |
7. Музыкальное эхо 1 час | Первое знакомство с теорией музыки. Динамика (громко – тихо). Воплощение в музыке громких и тихих звучаний как подражание звуку эха. Музыкальный материал: Е. Поплянова. Эхо (пение, игра на детских музыкальных инструментах) |
8. «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться»1 час | Что такое каникулы? 2. Знакомство с понятием ТЕМП в музыке. Темпы быстрые и медленные Музыкальный материал: М. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание) Г. Струве. Переменка (пение) |
9.«Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться». Обобщающий урок.1 час | Повторение тематического и песенного материала |
10. «Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать».1 час | Многообразие танцев. Характерные особенности некоторых танцевальных жанров: вальса (кружение, плавность), польки (оживлённость, задор) Музыкальный материал: Д. Шостакович. Вальс-шутка (слушание); А. Спадавеккиа. Добрый жук (слушание); Потанцуй со мной дружок. Немецкая народная песня (пение, музыкально-ритмические движения) Гусята. Немецкая народная песня (пение) |
11. Ноги сами в пляс пустились. 1 час | Русская народная пляска, её связь с жизнью и бытом русского народа. Отличительные особенности плясовой и хороводной музыки Музыкальный материал: Камаринская (слушание) Во поле берёза стояла. Русская народная песня (слушание) Ах вы, сени. Русская народная песня (игра на детских музыкальных инструментах) |
12. Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных музыкальных инструментов. 1 час | Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами по изображениям, представленным в учебнике. Музыкальный материал: Светит месяц. Русская народная песня (слушание); Во поле берёза стояла. Русская народная песня (слушание в исполнении оркестра); Коробейники. Русская народная песня (игра на детских музыкальных инструментах) |
13. Марш деревянных солдатиков. 1 час | Многообразие маршей. Роль маршевой музыки в жизни человека. Сказочный марш в балете П. Чайковского «Щелкунчик» Музыкальный материал: П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома» (слушание); Встанем в круг. Английская народная песня (пение, музыкально-ритмические движения) |
14. «Детский альбом» П.И. Чайковского 1 час. | Знакомство с фортепианным циклом П. Чайковского «Детский альбом». Сравнение пьес «Болезнь куклы» и «Новая кукла» на уровне настроений, переживаний, чувств. Музыкальный материал: П. Чайковский. Болезнь куклы. Новая кукла. Из «Детского альбома» (слушание); Г. Струве. Маленькая мама (пение, импровизация) |
15. Волшебная страна звуков. В гостях у сказки. 1 час | Знакомство с литературно-музыкальной композицией (В. Одоевский. «Городок в табакерке» - А. Лядов. «Музыкальная табакерка»)Обращение внимания на воспитательный аспект, касающийся бережного отношения к музыкальному инструменту Музыкальный материал: А. Лядов. Музыкальная табакерка (слушание); Г. Струве. Пёстрый колпачок (пение, музыкально-ритмические движения); Г. Вихраева. Ёлочка любимая (пение) |
16. «Новый год! Новый год! Закружился хоровод». Обобщающий урок. 1 час | Выражение волшебного новогоднего настроения в музыке балета П. Чайковского «Щелкунчик». Выразительные и изобразительные свойство тембра челесты Музыкальный материал: П. Чайковский. Вариация II. Из балета «Щелкунчик». Фрагмент (слушание); Г. Струве. Новогодний хоровод (пение, музыкально-ритмические движения); Г. Вихраева. Дед Мороз (пение) |
17. Зимние игры. 1 час | Отражение зимних образов природы в музыке. Музыкальная изобразительность в «Вальсе снежных хлопьев» П. Чайковского Музыкальный материал: П. Чайковский. Вальс снежных хлопьев. Из балета «Щелкунчик». Фрагмент (слушание); М. Красев. Зимняя песенка (пение) |
18. Зимние игры в Сибири. 1 час | Отражение зимних образов в произведениях композиторов, художников и поэтов Сибири. Музыкальный материал: Н. Перунов. Мороз, мороз (пение) |
19.«Водят ноты хоровод». 1 час | Знакомство с нотной грамотой. Названия нот. Начальные представления о звуковысотности. Музыкальный материал: В. Герчик. Нотный хоровод (пение); А. Островский. До, ре, ми, фа, соль… (пение) |
20.«Кто-кто в теремочке живёт?» 1 час | Разыгрывание сюжета русской народной песни «Теремок» с применением детских музыкальных инструментов. Музыкальный материал: Теремок. Русская народная песня (пение, игра на детских музыкальных инструментах) |
21. Весёлый праздник Масленица. 1 час | Знакомство с праздником Масленицы через народное и профессиональное творчество. Сравнение характера музыки «Русская» И. Стравинствого и картин «Масленица» Б. Кустодиева, «Петербургские балаганы» А. Бенуа. Музыкальный материал: И. Стравинский. Русская. Из балета «Петрушка». Фрагмент (слушание); Мы давно блинов не ели. Попевка (пение) |
22. Весёлый праздник Масленица в Кузбассе. 1 час | Знакомство с праздником масленица, с его обрядами и традициями в Кузбассе. Музыкальный материал: Едет Масленица дорогая. Русская народная песня (пение) |
23. Где живут ноты? | Ноты как знаки фиксации музыкального текста. Запись нот на нотоносце. Музыкальный материал: Г. Струве. Песенка о гамме (пение) |
24. Весенний вальс. | Весенний вальс как музыкальное поздравление в день 8 Марта. Музыкальный материал: А. Филиппенко. Весенний вальс (пение); Е. Соколова. Сегодня мамин день (пение) |
25.Природа просыпается. | Выражение весеннего настроения на картине «Мартовское солнце» К. Юона и в «Песне жаворонка» П. Чайковского: яркие, звонкие, солнечные краски; преобладание мажорного колорита, оживлённый темп, светлые регистры. Музыкальный материал: П. Чайковский. Песня жаворонка. Из «Детского альбома» (слушание); Ой, бежит ручьём вода. Украинская народная песня (пение, игра на детских музыкальных инструментах) |
26. В детском музыкальном театре. Обобщающий урок. 1 час | Знакомство по изображению с главными участниками музыкального театра – артистами, дирижёром, оркестрантами. Правила поведения в театре. Музыкальный материал: И. Стравинский. У петрушки. Из балета «Петрушка». Фрагмент (слушание); И. Брамс. Петрушка (пение, игра на детских музыкальных инструментах) |
27. Мелодии и краски весны. 1 час | Продолжение и развитие темы «Природа просыпается». Светлые, радостные, грустные и печальные мелодии в музыке Музыкальный материал: И. Стравинский. Тема «весеннего произрастания» из балета «Весна священная» (слушание); В. Моцарт. Тоска по весне (слушание); П. Чайковский. Старинная французская песенка. Из «Детского альбома» (слушание); В. Николаев. Песня ручья (пение) |
28. Мелодии дня. 1 час | Восприятие разных времён суток через музыкальные и изобразительные ассоциации Музыкальный материал: Р.Шуман. Май, милый май, скоро ты вновь настанешь! Из фортепианного цикла «Альбом для юношества». Фрагмент (слушание); В. Моцарт. Колыбельная (слушание); С. Прокофьев. Ходит месяц над лугами. Из фортепианного цикла «Детская музыка» (слушание); Е. Поплянова. Песенка про двух утят (пение) |
29. Музыкальные инструменты. Тембры-краски. 1 час | Знакомство с музыкальными инструментами – арфой, флейтой, пианино, скрипкой - по изображению и звучанию Музыкальный материал: С. Проковьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» |
30. Легко ли стать музыкальным исполнителем? 1 час | В основе содержания рассказ Н. Носова «Как Незнайка был музыкантом». Музыкальный материал: М. Завалишина. Музыкальная семья (пение, театрализация) |
31. На концерте. 1 час | Что такое концерт. Участники концерта. Правила поведения на концерте. Музыкальный материал: Р. Дементьев. Необычный концерт (пение) |
32. «Но на свете почему-то торжествует доброта» (музыка в мультфильмах). 1 час | Роль музыки в мультфильмах. Музыкальный материал: Б. Савельев. Неприятность эту мы переживём. Из мультфильма «лето кота Леопольда»; В. Шаинский. Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха шапокляк» |
33 «Давайте сочиним оперу». Обобщающий урок. 1 час | В основе содержания идея победы добра над злом, идея коллективного единения в противовес злым силам. Знакомство с понятиями ОПЕРА, МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ. Музыкальный материал: В. Алеев. Спектакль Чиполлино» (слушание, пение, театрализация) |
Материально – техническое и учебно – методическое обеспечение
N п/п | Наименование средств материально-технического и учебно –методического обеспечения |
| Библиотечный фонд |
| Для учащихся: |
1 | Учебник В.В. Алеев, Т.Н. Науменко, Т.Н. Кичак «Музыка» 1 класс М. : Дрофа 2012г |
2 | Алеев В.В., Кичак Т. Н.Музыка 1 класс Рабочая тетрадь. М. : Дрофа 2012г |
3 | Алеев В.В., Кичак Т. Н.Музыка 1 класс нотное приложение М. : Дрофа 2012г |
4 | Музыкальный словарь Л. Михеева |
| Для учителя: |
1 | Рабочая программа «Музыка» В.В. Алеев, Т.Н. Науменко, Т.Н. Кичак 1 -4 классы М: Дрофа 2013г |
| Печатные пособия |
1 | Портреты музыкантов |
2 | Карточки -помощницы |
| Технические средства обучения |
1 | Компьютер, ноутбук Мультимедиа Экран Интерактивная доска | Для показа презентация, работы с ЭОР, поиска в Интернете |
2 |
3 |
4 |
| Электронные учебные пособия (диски) |
1 | Фонохрестоматия mp3 Музыка В.В. Алеев 1 класс |
| Музыкальные инструменты |
1 | Треугольник, бубен. ложки, ксилофон, маракас, фортепиано |
| Интернет - ресурсы |
1 | http://www.eorhelp.runeorhelp.runeor.openclass.ru |
2 | http://method.samara.rcde.ru |
3 | http://it-n.ru |
4 | http://schoollessons.narod.ru/; |
5 | http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html |
Лист внесения изменений
Календарно-тематическое планирование 1 класс Тема года: «Музыка, музыка всюду нам слышна..» |
№ п/п | Тема урока | Кол-во час. | Вид занятий | Оборудование | Характеристика учебной деятельности | Дата |
факт | план |
1 | «Нас в школу приглашают задорные звонки».(урок-экскурсия) | 1 | | Компьютер, ноутбук Мультимедиа Экран Интерактивная доска Фонохрестоматия mp3 Музыка В.В. Алеев 1 класс Треугольник, бубен. ложки, ксилофон, маракас, фортепиано | Наблюдать: -за музыкой в жизни человека -за звучанием природы Сравнивать: -радостные и грустные настроения -настроение музыкальных произведений Рассуждать: -об истоках возникновения музыки Осуществлять первые опыты музыкально-ритмических, игровых движений; творческой деятельности- игра на детских музыкальных инструментах; постижение нотной грамоты Разучивать и исполнять песенный репертуар | 6.09 | |
2 | «Музыка, музыка всюду нам слышна». (урок-путешествие | 1 | | 13.09 | |
3 | «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку». ( урок-прогулка) | 1 | | 20.09 | |
4 | Краски осени. (урок-виртуальное путешествие) | 1 | | 27.09 | |
5-6 | «Что ты рано в гости, осень к нам пришла». (урок-игра) | 2 | | 4.10 11.10 | |
7 | Музыкальное эхо. (урок-загадка) | 1 | | 18.10 | |
8-9 | «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться» | 2 | | 25.10 8.11 | |
10 | «Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать». | 1 | | 15.11 | |
11 | Ноги сами в пляс пустились. | 1 | | 22.11 | |
12 | Русские народные музыкальные инструменты. | 1 | | 29.11 | |
13 | Марш деревянных солдатиков. | 1 | | 6.12 | |
14 | «Детский альбом» П.И. Чайковского | 1 | | 13.12 | |
15 | Волшебная страна звуков. В гостях у сказки. | 1 | | 20.12 | |
16 | «Новый год! Новый год! Закружился хоровод». | 1 | | 27.12 | |
17-18 | Зимние игры. | 2 | | 10.01 17.01 | |
19 | «Водят ноты хоровод». | 1 | | 24.01 | |
20 | «Кто-кто в теремочке живёт?» | 1 | | 31.01 | |
21-22 | Весёлый праздник Масленица. | 2 | | 7.02 21.02 | |
23 | Где живут ноты? | 1 | | 28.02 | |
24 | Весенний вальс. | 1 | | 7.03 | |
25 | Природа просыпается. | 1 | | 14.03 | |
26 | В детском музыкальном театре. | 1 | | 21.03 | |
27 | Мелодии и краски весны. | 1 | | 4.04 | |
28 | Мелодия, звуки дня. | 1 | | 11.04 | |
29 | Музыкальные инструменты. Тембры-краски. | 1 | | 18.04 | |
30 | Легко ли стать музыкальным исполнителем? | 1 | | 25.04 | |
31 | На концерте. | 1 | | 2.05 | |
32 | Музыка из мультфильмов | 1 | | 16.05 | |
33 | Сочиним оперу | 1 | | 23.05 | |