СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса «Музыка» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по предмету « Музыка» и авторской программы учебного курса «Музыка» для 1-4 классов, разработанной авторским коллективом:  Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной(Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1- 7 классы.  – Москва: Просвещение, 2011).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 1 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Заозерская средняя общеобразовательная школа

Утверждена

приказом по школе № _______

от «___» ____________ 20 г.

Директор Л.А.Тушнева





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Музыка»

Класс:___1___

Ф.И.О. педагога-разработчика программы:

Яблокова Надежда Анатольевна

Педагогический стаж: 7 лет

Квалификация: 1квал. категория

Эксперт программы: МОУ Заозерская сош, Л.А.Тушнева, директор



2015/2016 учебный год





Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса «Музыка» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по предмету « Музыка» и авторской программы учебного курса «Музыка» для 1-4 классов, разработанной авторским коллективом: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной(Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1- 7 классы. – Москва: Просвещение, 2011).

Для составления учебной программы были использованы нормативные документы:

  • Закон "Об образовании Российской Федерации " (в действующей редакции);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации№ 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253)

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в 1 классах в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школах Ярославской области
    в 2011/2012 учебного года»

  • Методическое письмо о преподавании предмета « Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

в 2011/2012 уч. г.

  • Методическое письмо о преподавании предмета « Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

в 2012/2013 уч. г.

  • Методическое письмо о преподавании предмета « Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

в 2013/2014 уч. г.

  • Методическое письмо о преподавании предмета « Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

в 2014/2015 уч. г.

  • Методическое письмо о преподавании предмета « Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

в 2015/2016 уч. г.

В соответствии с Образовательной программой используется учебно – методический комплект:

  • Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской  1-4 классы. М: Просвещение, 2012.

  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) [Электронный ресурс] //Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Министерство образования и науки РФ // http://fgosreestr.ru/node/2067.04.06.2015.

  • Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка. 1 класс: Учебник /М.: Просвещение ,2011

  • Нотная хрестоматия

  • Фонохрестоматия

  • Методические рекомендации для 1 года обучения

  • Поурочное планирование.

Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи музыкального образования младших школьников:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

  • развитие образно - ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

  • накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно- образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культурумладших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах;

  • инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


Программа курса «Музыка» 1 класса (авторы: Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина) используется без изменений.

По графику работы МОУ Заозерской сош на 2015 -2016 учебный год в 1 классе установлено 33 учебные недели, поэтому рабочая программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю), в том числе на контрольные и зачетные уроки в количестве 2 часов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь  образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества  предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

  • приобретение знаний и умении;

  • овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.


В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.



Планируемые результаты обучения предмету «Музыка» в начальной школе включают личностные, метапредметные, предметные результаты.

( из мет. Письма 2012-2013)

Личностные результаты. В 1-2 классах у обучающихся должны развиться мотивы музыкально-учебной деятельности; должны сформироваться эмоциональное отношение к искусству и эмоциональная отзывчивость на музыку; обучающиеся должны научиться продуктивно сотрудничать и взаимодействовать со сверстниками при решении музыкальных творческих задач и позитивно оценивать свои музыкально-творческие возможности.

Метапредметные результаты. В 1-2 классах происходит наблюдение за различными музыкальными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия. Обучающиеся научатся применять речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества; научатся оперировать такими логическими действиями как сравнение, анализ, синтез. У обучающихся происходит ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, они принимают участие в жизни социума (группы, класса, школы). [6].

Предметные результаты. В 1-2 классах у обучающихся должен развиться интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности. Обучающиеся должны иметь представление об истоках возникновения музыки, о рождении музыки как естественного проявления человеческого состояния, об интонации как озвученном состоянии, выражении эмоций и мыслей человека, о выразительности и изобразительности в музыке. Обучающиеся должны знать жанровую основу музыки (песня, танец, марш и их разновидности), основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.); использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности; применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.









Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Приме-

чание

Лабора-

тор-

ные

и прак- тические


Контроль-

ные и

диагности-

ческие

материалы

Экс-

курсии

I.

Тема №1. «Музыка вокруг нас»

16 ч.


1 ч.

Обобщение темы «Музыка вокруг нас»

1ч.

Музыка осени


II.

Тема №2. «Музыка и ты»

17 ч.


1 ч.

Тестирование по теме «Музыка и ты»




Итого

33 ч.


2 ч.



















Тематическое планирование и содержание учебного предмета

№ п/п

Название урока, номер страницы учебника


Тема урока

Содержание урока

Характеристика деятельности обучающихся

Дата

План.

Факт

Музыка вокруг нас (16ч)

1.1.

И муза вечная со мной! (форма урока – урок-путешествие)

С. 8-9

Мир музыкальных звуков Композитор- исполнитель-слушатель.

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Композитор - исполнитель - слушатель. Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота

Знакомство с Музой – феей звуков. Сравнение значений слов «муза» и «музыка». Значение понятий «композитор-исполнитель-слушатель». Исполнение песен о школе: определение характера и настроения музыки, исполнителей.

Знакомство со звучанием музыкальных инструментов разной высоты и тембровой окраски (просмотр фрагментов видеозаписей исполнения на различных инструментах). Прослушивание фрагментов музыкальных произведений с имитацией звуков окружающего мира

1. “Песня о школе”. Д. Кабалевский, “Наша школьная страна.” Ю. Чичков

2. П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»

3.Ролевая игра “Дирижируем оркестром”

4. Разучивание песни по выбору учителя.


- размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

- слушать музыку на примере произведения П. И. Чайковского «Щелкун­чик» (фрагменты);

- правила поведения на уроке музыки, правила пения.

- наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;

- различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке

Получит возможность научиться:

- пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;

- расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума;

- воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать



1.2.

Хоровод муз (форма урока – урок-игра)

С. 10-11

Музы водят хоровод.


Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие.Ритм окружающего мира. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Понятия «хор» и «хоровод». Сравнение музыкальных особенностей русского хоровода, греческого танца сиртаки, молдавской хоры.

Повторение песен, работа над текстом и чистотой интонации.

1. Работа над песней

Р.н.п. “Во поле береза стояла”

2.Молдавская народная мелодия “Сырбу”

3. Греческий танец “Сиртаки”



- исполнять пес­ни (хором);

- использовать музыкаль­ную речь как способ обще­ния между людьми и переда­чи информации, выраженной в звуках;

-сравнивать танцы разных народов между собой

Получит возможность научиться:

- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений;

- передавать настроение музыки в пении;

- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;

- давать определения общего характера музыки.



1.3.

Повсюду музыка слышна (форма урока – урок-импровизация)

С. 12 -13

Музыка и её роль в повседневной жизни человека.Ритм – движение жизни

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Понятие длительностей в музыке. Короткие и длинные звуки. Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая доли.

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками - попевками.

Определение характера, настроения, жанровой основы песенок для импровизации. Мелодекламация стихотворных строчек. Сочинение песенных импровизаций.Ритмические игры. «Звучащие жесты» («инструменты тела»): хлопки, шлепки, щелчки, притопы и др.

Повторение песен, работа над образным строем.

1. Ролевая игра “Играем в композитора”

2. Речевые импровизации

3. Работа над песнями



- определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;

- принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности.

Получит возможность научиться:

- выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;

- приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание;

- исполнять, инсценировать песни.




1.4.

Душа музыки - мелодия (форма урока – урок-концерт)

С. 14- 15

Музыкальные жанры: песня, танец, маршПесни, танцы и марши – основа многообразных жизненно- музыкальных впечатлений детей.


Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа. Опираясь на простые жанры – песню, танец, марш выявить их характерные особенности. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня-напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец-движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики” маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.Сочинение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к песенной, танцевальной и маршевой музыке.

Определение «мелодии». Сравнение разнохарактерных пьес, определение жанровой основы. Пластическое интонирование («Марш деревянных солдатиков»,«Вальс»), инструментальное музицирование (“Полька”).

1.Повторение песен.

2. Три пьесы из “Детского альбома” П. Чайковского:

«Сладкая греза»,

«Марш деревянных солдатиков»,

«Вальс» (или “Полька”).



- понимать, что мелодия – главная мысль музыкального произведения.

- выявлять характерныеособенности жанров: песни, танца, марша;

- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

Получит возможность научиться:

- откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.

- определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.




1.5

Музыка осени (форма урока – урок-экскурсия)

С. 16-17

Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций.


Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями.

Определение характера музыкальных фрагментов, подбор стихов к музыке. Пластическое интонирование (изображение падающих капелек), инструментальное музицирование (Попатенко “Скворушка прощается”).

Разучивание песни об осени

1. А. Пушкин “Унылая пора”

2.Т. Попатенко “Скворушка прощается”

3. Г. Свиридов “Осень”

4.П.Чайковский “Осенняя песнь”(Октябрь).Из цикла «Времена года»

5.В. Павленко “Капельки”

- различатьтембр музыкального инструмента – скрипки и фортепиано;

-проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.

Получит возможность научиться:

- осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней.

- участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов



1.6.

Сочини мелодию (урок-импровизация)

С.18 -19

Мелодия – царица музыкиМелодия – душа музыки.

Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Интонация в музыке и в речи. Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки. Выразительные свойства мелодии. Типы мелодического движения. Аккомпанемент.

Интонации музыкально-речевые: музыкальные игры «вопрос-ответ», «поставь точку в конце музыкального предложения».

Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Тема природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».

Повторение песни, работа над текстом и чистотой интонации.

Мелодекламация стихотворения «Золотая осень». Сочинение мелодии по цепочке. Создание ритмической партитуры. Сочинение песенки-диалога. Определение настроения музыки.

1. Стихи А.Барто “Золотая осень”

2. Ролевая игра “Играем в композитора”. Сочинение мелодии на тему “Дождь идет”

3. Попатенко “Скворушка прощается”, Павленко “Капельки”

- проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость; - понимать термины: мелодия и аккомпанемент; - исполнять песни (соло, ансамблем, хором); - ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной ипрофессиональной музыки;

- ценить отечественные народные музыкальные традиции.

Получит возможность научиться:

- найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песенки на стихи А.Барто «Золотая осень» и песенки «Дождь идет»;

- владеть элементами алгоритма сочинения мелодии;

- самостоятельно выполнять упражнения;

- владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.



1.7.

Азбука, азбука каждому нужна… Музыкальная азбука (урок-театрализация)

С. 20 -23

Музыкальная азбука или где живут ноты








Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано. Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре. Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Динамические оттенки (форте, пиано)

Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков.Знакомство с фортепианной клавиатурой (возможно на основе клавиатуры синтезатора). Установление зрительно-слуховой и двигательной связи между нотами, клавишами, звуками; логика расположения клавиш: высокий, средний, низкий регистры; поступенное движение в диапазоне октавы. Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Знакомство с элементами нотного письма и музыкальной грамотой. Работа над качеством кантиленного пения (Попатенко “Скворушка прощается”), над дикцией и артикуляцией (Дроцевич “Семь подружек”).

Разучивание песни по выбору учителя.

1. Паулс “Алфавит”,

А. Островский “Азбука”

2. Дроцевич “Семь подружек”



- знакомиться с элементами нотной записи

- пони­мать истоки музыки и отра­жение различных явлений жизни, в том числе и школь­ной;

- исполнять различные по характеру музыкальные произведения;

- проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отноше­ние при восприятии музы­кальных произведений

Получит возможность научиться:

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи;

- ориентироваться в нотном письме как графическом изображении типичных интонационных оборотов (вопрос — ответ, выразительные и изобразительные интонации и др.)



1.8.

Обобщение материала

1 четверти

Обобщающий урок по темам «Жанры музыки», «Композитор-исполнитель-слушатель»

Песня, танец, марш и их разновидности Композитор – исполнитель- слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл.

Повторение песен

Музыкальная викторина на определение жанра: песня-танец-марш

Обобщение по теме: композитор-исполнитель-слушатель

- определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш, смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»,

- подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен;

- узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, создавать собственные интерпретации, исполнять знакомые песни.

Получит возможность научиться:

- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

- задавать вопросы;

- отвечать на вопросы;

- умение выражать свои мысли.




1.9.

Музыкальные инструменты.

С.24-25

Музыкальные инструменты: дудочка, рожок, свирель


Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Русские народные музыкальные инструменты.Региональные музыкальные традиции.

Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска. Разучивание песен.

1. Стихи о музыкальных произведениях

2 “Пастушья», французская народная песня

3. Фрагменты народных наигрышей

4. Пастушья песенка. На тему из 5 части Симфонии № 6 (“Пасторальной”) Л. Бетховена (русский текст К. Алемасовой)

5.В. Поплянова “Камышинка-дудочка”

- различать разные виды инструментов;

- играть на детских элементарных музыкальных инструментах;

- ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России;

- находить сходства и различия в инструментах разных народов.

Получит возможность научиться:

- распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения.



1.10.

«Садко» (из русского былинного сказа)



Музыкальные инструменты

С.26 -29

Русский былинный сказ о гусляре Садко. Музыкальные инструменты: гусли, флейта, арфа

Музыкальные инструменты. Народное творчество России.

Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка».

Повторение песен, работа над текстом и чистотой интонации.

Специфика звучания народных инструментов. Имитация игры на гуслях. Сопоставление жанров плясовой и колыбельной, определение места фрагментов в тексте.

1. Ф.н.п. “Пастушья песня”,

В. Поплянова “Камышинка-дудочка”

2. “Былинные наигрыши”

3. Фрагменты из оперы “Садко” Н. Римского-Корсакова – плясовая песня Садко “Заиграйте, мои гусельки” и “Колыбельная Волховы”

- определять на слух звучание гуслей,

- внимательно воспринимать информацию;

- слушатьмузыкальные фрагменты и называть характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;

- выделять принад­лежность музыки к народной или композиторской, сопос­тавлять и различать части: начало - кульминация - кон­цовка; составлять графиче­ское изображение мелодии

Получит возможность научиться:

- различать жанры народных песен – колыбельные, плясовые, их характерные особенности;

- определять на слух звучание народных инструментов;

- воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;






1.11.

Звучащие картины

С. 30 -31

Звучащие картины

Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народная и профессиональная музыка.

Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля - на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами.

Повторение песен, работа над образным строем.

Знакомство с тембром флейты. Имитация игры на музыкальных инструментах, передача характера музыки в пластическом интонировании.

Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель – флейта, гусли – арфа - фортепиано. Имитация игры на флейте. Выбор инструмента, соответствующего картине.

1. Ф.н.п. “Пастушья песня”,

В. Поплянова “Камышинка-дудочка”

2. Тема Птички из симфонической сказки “Петя и волк” С. Прокофьева

3. “Шутка” из оркестровой сюиты № 2 И.-С. Баха, “Мелодия” из оперы “Орфей и Эвридика” К. Глюка

4. Л.н.п. “Дудочка”

5. В. Кикта “Фрески Софии Киевской” – концертная симфония для арфы с оркестром, “Гусляр Садко”



- сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов;

- выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов;

Получит возможность научиться: - определять названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано, выразительные и изобразительные возможности этих инструментов;

- передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.



1.12.

Разыграй песню с. 32-33

Разыгрывание песни Л.Книппера «Почему медведь зимой спит».


Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.

Работа с текстом, составление исполнительского плана каждого куплета, исполнение пластических этюдов (Книппер “Почему медведь зимой спит”).

Разучивание песни.

Пластическое интонирование (Дакен “Кукушка”).

1. Ф.н.п. “Пастушья песня”,

В. Поплянова “Камышинка-дудочка”

2. Л.н.п. “Дудочка”

3. Книппер “Почему медведь зимой спит”

4.Дакен “Кукушка”

- планировать свою деятельность; - выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера;

- участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов

Получит возможность научиться:

- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;

- оценивать собственную музыкально - творческую деятельность




1.13.






Пришло Рождество, начинается торжество

С.34-35


Музыка в праздновании Рождества Христова




Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.

Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с легендой о рождении Христа, прослушивание и разучивание рождественских песен.

1. Рождественские песни – “Пойдем вместе в Вифлеем” Е. Каверина, “Ночь тиха над Палестиной”, “Поспешают к Вифлеему пастушки”

2. Песня “Тихая ночь” Ф. Грубера (международный рождественский гимн)


- приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.

Получит возможность научиться:

- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий



1.14

Родной обычай старины

С.36-37

Родной обычай старины


Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.

Разыгрывание песен-колядок, сочинение пожеланий “добрым людям”.

1. Рождественские песни – “Пойдем вместе в Вифлеем” Е. Каверина, “Ночь тиха над Палестиной”, “Поспешают к Вифлеему пастушки”

2. Песня “Тихая ночь” Ф. Грубера (международный рождественский гимн)

3. Рождественские колядки – “Рождество Христово”, “Все идут, спешат на праздник”

- выразительно ис­полнять рождественские ко­лядки;

-осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.

Получит возможность научиться:

- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий




1.15.

Добрый праздник среди зимы

С.38-39

Музыкальный театр: балет

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.

Постановка музыкальной сказки на сюжет сказки Т. Гофмана и музыки балета П. Чайковского “Щелкунчик”. Просмотр видеофрагментов балета “Щелкунчик”. Сочинение песни для Маши и Щелкунчика.

П. Чайковский. “Щелкунчик”(фрагменты)

“Марш” детей у новогодней елки,

“Вальс снежных хлопьев”,

“Па-де-де” из второго акта.

- определять на­строение, характер музыки, придумывать ритмическое сопровождение, дирижиро­вать;

- узнавать освоенные музыкальные произведения, давать определения общего характера музыки;

Получит возможность научиться:

- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; - реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в раз личных видах деятельности;



1.16.

Обобщающий урок по теме «Музыка вокруг нас»

Обобщающий урок по теме «Музыка вокруг нас»

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей.

Музыкальная викторина на определение жанра: песня-танец-марш. Обобщение по теме: композитор-исполнитель-слушатель. Постановка музыкальной сказки на сюжет «Щелкунчика».

- проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отноше­ние при восприятии музы­кальных произведений;

- инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок;

- моделировать в графике особенности песни, танца, марша





Музыка и ты(17 ч)

2.1.

Край, в котором ты живешь

С. 42-43

Образы родного края


Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Региональные музыкально- поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - черезэмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемамжизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонениетруженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в днииспытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь

Определение значения слова через логическую цепочку: РОД – РОДня – наРОД – приРОДа – РОДина. Прослушивание и разучивание песни по выбору, определение содержания и выразительных средств музыки. Определение особенностей русской музыки на примере произведения С.С.Прокофьева.

1. З. Александрова “Если скажут слово “родина”…”

2. “Моя Россия” Г. Струве (стихи Н. Соловьевой), “Утро” А. Парцхаладзе (стихи Ю. Полунина) и “Добрый день!” Я. Дубравина (стихи В. Суслова)

3. “Песенка о солнышке, радуге и радости” И. Кадомцева, стихи Р. Копф)

4.С. Прокофьев “Ходит месяц над полями”

-сравнивать музыкальные произведения разных жанров;

- различать поня­тия Родина, малая родина;

-исполнять различные по характеру музыкальные сочинения

Получит возможность научиться:

- выказывать какие чувства возникают, когда поешь оРодине, различать выразительные возможности – скрипки;

- использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.




2.2.

Поэт, художник, композитор

С. 44-45

Музыкальные
краски

Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова-краски-звуки)


Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности. Понятие контраста в музыке. Лад. Мажор и минор. Тоника.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи - это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.

Продолжение работы над песней. Определение выразительных средств разных видов искусств.

Определение тембров музыкальных инструментов. Знакомство с тембром скрипки, имитация игры на скрипке.

Определения настроения картины, цветовой палитры, особенностей композиции.Пластическое интонирование, двигательная импровизация под музыку разного характера. Пластическое интонирование музыкального образа с применением «звучащих жестов»; двигательная импровизация под музыку контрастного характера.

Пластический этюд “Восход солнца” под стихотворение И. Никитина, чтение с усиливающейся динамикой.

1. “Наигрыш” А. Шнитке

2. “Пастораль”. Г. Свиридова ( Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина « Метель»)

3. Картина “Утро” В. Васильева

4. Стихотворение И. Никитина “Вот и солнце встает”

- понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;

- сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества;

Получит возможность научиться:

- воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне;

- получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства.



2.3.

Музыка утра

С. 46-47

Образы утренней природы в музыке


Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми.Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес.

Сравнение пьес, интонационно-образный анализ.

Вокализация темы Э.Грига со словами “Солнышко всходит, и утор светлеет, природа проснулась, и утро пришло”.

Вокальная импровизация со словами “Доброе утро”. Разучивание песни.

Понятие контраста.

1.“Пастораль”, “Наигрыш” А. Шнитке и “Пастораль” Г. Свиридова

2. Картина “Утро” В. Васильева и стихотворение И. Никитина “Вот и солнце встает”

3. “Зимнее утро” П. Чайковского (из “Детского альбома) и “Утро” Э. Грига (из музыки к драме “Пер Гюнт” Г. Ибсена)

4.“Доброе утро!” Д. Кабалевского (из кантаты “Песни утра, весны и мира” на стихи Ц. Солодаря)

- понимать, что у музыки есть свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы, как связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь

Получит возможность научиться:

- по звучавшему фрагментуопределять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения.

- выявлять особенности мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.




2.4.

Музыка вечера с. 48-49

Образы вечерней природы в музыке




Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник музыкальной речи.

Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение)..

Сочинение вокальной импровизации «колыбельной» с движениями покачивания. Пение знакомых колыбельных.

Слушание пьес по выбору, сравнение, определение настроения и звукоизобразительных моментов, интонационно-образный анализ.

Определение настроения картины, цветовой палитры, особенностей композиции.

1 Колыбельная Умки” из мульфильма “Умка”, музыка Е. Крылатова, стихи Ю. Яковлева; “Спят усталые игрушки” А. Осторовского, стихи З. Петровой

2. Стихи Фета, Никитина о вечере

3. С. Прокофьев “Вечер”, А. Хачатурян “Вечерняя сказка”, Салманов “Вечер”

4. Репродукция с картины В. Марковой “Пейзаж с лошадью”

5.“Вечерняя». Из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина) В. Гаврилин

- по звучавшему фрагментуопределять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения.

- сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки.

Получит возможность научиться:

- формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;

- выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;




2.5.

Музыкальные портреты

С. 50-51

Музыкальные портреты


Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.

Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизве­дение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.

Пение колыбельных песен.

Ролевая игра “Узнай незнакомца”, интонационно-образный анализ произведений.

Подбор и разыгрывание танцевальных движений (Моцарт «Менуэт»).

Определение выразительных средств скороговорки, выявление отношения автора к героине миниатюры.

2.«Баба-Яга» из «Детского альбома» П. Чайковского.

3.Моцарт «Менуэт».

4.Вокальная миниатюра «Болтунья» С. Прокофьева.

- сравнивать музыкальные и речевые интонации,

- определять их сходство и различия;

- выявлять различные образы – портреты персонажей можно передать с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи.

Получит возможность научиться:

- вслушиваться в музыкальную ткань произведения, на слух определять характер и настроение музыки,

- соединять слуховые впечатления детей со зрительными.



2.6

Разыграй сказку

(Баба-Яга. Русская сказка).

С. 52-53

Я – артист

Разыгрывание музыкальной сказки.«Баба Яга» - русская народная сказка.


Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование

Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Развитие музыки в исполнении.

Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.

Сочинение мелодии песенки-дразнилки про Бабу-Ягу. Инструментальная импровизация на созданную мелодию. Разучивание игры.Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала;

“Баба- Яга». Детская народная игра.

- выделять характерныеинтонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные;

- разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх - драматизациях

Получит возможность научиться: - воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.

- применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. - передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально_- пластическом движении) различные музыкальные образы.



2.7

У каждого свой музыкальный инструмент.

С. 54-55

У каждого свой музыкальный инструмент


Музыкальные инструменты. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.

Разучивание песни, имитация игры на музыкальных инструментах, пение с солистом.

Эстонская народная песня “У каждого свой музыкальный инструмент”. Обраб. Х.Кырвите, пер. М. Ивенсен




- исполнять песню по ролям и играть сопровож­дение на воображаемых ин­струментах;

- понимать характер музыки, сочетание песенности с танцевальностью



2.8.

Музы не молчали

С.56-57

Образы защитников Отечества в музыке


Историческое прошлое в музыкальных образах.

Раскрытие темы защиты Отечества. Определение значения слов: память-памятник. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Определение характерных черт солдатских песен.

Разучивание песен.

1. Симфония №2 “Богатырская» (1 часть-фрагмент) А. Бородин.

2.Русская народная песня “Солдатушки, бравы ребятушки”.

3.“Песня о маленьком трубаче”. С. Никитин (слова С. Крылова)

- определятьназвания произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о русских защитниках.

- внимательно слушать.

Получит возможность научиться:

- определять характер музыки и передавать ее настроение, описывать образ русских воинов, сопереживать музыкальному образу,

- передачи музыкальных впечатлений на основе приобретенных знаний



2.9

Музыкальные инструменты

С. 58-59

Музыкальные инструменты: фортепиано


Музыкальные инструменты.

Знакомство с тембрами фортепиано и виолончели. Звукоизобразительные возможности фортепиано. Имитация игры на скрипке и виолончели.

1. Пьеса “Сладкая греза” 

П.И. Чайковского (из “Детского альбома”)

2.  “Волынка.” И.С. Бах


- вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерныеинтонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах

Получит возможность научиться:

- участвовать в коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах.

- воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;




2.10.

Мамин праздник

С. 60-61

Мамин праздник и музыкальные поздравления.


Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки.

Выразительное чтение стихотворения “Тихо, тихо, очень тихо…” В. Орлова, подбор музыки.

Инструментальное музицирование: подбор тембров музыкальных инструментов (треугольники, металлофоны). Пластическое интонирование под музыку.

Разучивание песен.

1. “Колыбельная” Г. Гладков или “Колыбельная” (из “Детского альбома”)

2. “Спасибо”. И. Арсеев (стихи З. Петровой), “Праздник бабушек и мам». М. Славкин (стихи Е. Каргановой)



- передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать;

- выделять характерныеинтонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями.

Получит возможность научиться:

- воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.

- применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

- передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально -_пластическом

движении) различные музыкальные

образы.



2.11

Музыкальные инструменты. « Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.

С. 62-67

Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, гитара. Алжирская сказка «Чудесная лютня». Звучащие картины. Обобщение материала по теме ««Музыка и ты»

Музыкальные инструменты. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавесин, гитара. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Знакомство с музыкальными инструментами через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.

  • И.Бах «Волынка»

  • П.Чайковский « Сладкая греза»

  • Л.Дакен «Кукушка»

  • «Тонкая рябина» - гитара

  • Ж.Рамо - «Тамбурин»- клавесин

И.Конради – «Менуэт» - лютня

- сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов,

- подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке;

- размышлять о возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия.

- определятьназвания изученных жанров музыки; названия изученных произведений и их авторов;

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

- импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки

Получит возможность научиться

- приобретать (моделировать) опыт

музыкально - творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.

-продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью.



2.12.

Музыка в цирке

С. 68-69

Музыка в цирке


Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны.

Музыкальное путешествие на цирковое представление, выявление музыкальных особенностей. Имитация дирижирования оркестром.

Ритмическое сопровождение инструментами шумового оркестра, стуком кулачком, изображение цокота копыт (“Галоп” И. Дунаевского).

Пластическое интонирование в сопровождении шумового оркестра (Д. Кабалевский “Клоуны”).

Разучивание песни.

1.“Выходной марш” из музыки к кинофильму “Цирк”. И. Дунаевский

2.“Галоп” И. Дунаевский

3. “Мы катаемся на пони”. Г. Крылов (стихи М.Садовского), “Добрые слоны”. А. Журбин (стихи В. Шленского)

4. “Клоуны.” Д. Кабалевский



- определять жанровую принадлежность музыкальных произведений песня- танец – марш.

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

Получит возможность научиться:

- через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей.

- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.




20.04


2.13.

Дом, который звучит.

С. 70-71

Музыкальный театр: опера


Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры.

Музыкальный театр. Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать путешествие в музыкальные страны - оперу и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка.

Определение жанра оперы и балета.

Знакомство с жанром оперы и балета.

Пластическая импровизация (танец золотых рыбок).

Имитация игры на воображаемой флейте в сопровождении ансамбля скрипачей.

Продолжение работы над песней.

1. Рассказ о Детском музыкальном театре

2. Отрывки из знакомых произведений: “Садко” Н. Римского-Корсакова, “Щелкунчик” П. Чайковского

3. Золотые рыбки. Из балета «Конёк-Горбунок». Р.Щедрин

4. “Мы катаемся на пони” Г. Крылова (стихи М.Садовского), “Добрые слоны” А. Журбина (стихи В. Шленского)



- определять поня­тия опера, балет, различать в музыке песенность, тан­цевальность, маршевость ;

- воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества

Получит возможность научиться:

- накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса;

- расширения музыкального кругозора и получения общих представлений о музыкальной жизни современного социума;

- формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;


27.04


2.14

Опера-сказка

С.72-73

Оперы-сказки

Опера.Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.

Определение жанра детской оперы. Рассказ о детском театре Н.И.Сац. Разучивание тем (Болтушки, Всезнайки, Топтушки, Бодайки, Малыша и др.), постановка театральной сцены с исполнением марша под музыку.

Разучивание и исполнение с инструментами шумового оркестра (треугольники, металлофоны, колокольчики).

1. Заключительный хор из оперы “Волк и семеро козлят”. М. Коваль (слова Е. Манучаровой)

2. “Колыбельная Мамы-Козы”

3. “Воинственный марш”, хор “Семеро козлят”

4. Заключительный хор из оперы “Муха-цокотуха.” М. Красев (стихи К. Чуковского)

-определять поня­тие опера, выразительно исполнять фрагменты из дет­ских опер)

- назвать понравившееся произведения, дать его характеристику;

- сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки

Получит возможность научиться:

- определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной;сольной, хоровой, оркестровой);

- участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности;

- слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию.


4.05


2.15.

Ничего на свете лучше нету…

С.74-75

Музыка в кино

Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи. Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы.

Прослушивание музыкально-литературной композиции, характеристика тем главных персонажей.

Просмотр мультфильма “Бременские музыканты”

Разучивание песен по выбору.

Рисование портретов главных героев.

1 Бременские музыканты. Из музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина

- инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п.

Получит возможность научиться:

- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально - творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотеку)

11.05


2.16.

Афиша, программа

С. 76-77

Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей

Обобщающий урок по теме «Музыка и ты»


Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические)

Тестирование по авторской разработке Сергеевой Г.П.

Подготовка к заключительному уроку-концерту: создание афиши любимых произведений, прослушанных за год.

Повторение музыкальных произведений.

Любимые произведения по выбору учащихся

- составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника;

- участвовать в подготовке и проведении заключительного урока - концерта

Получит возможность научиться:



- оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

- размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям, создавать собственные исполнительские интерпретации.

- сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

- различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.

- получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства



2.17.

Твой музыкальный словарик

С. 78-79

Музыкально-театрализованное представление

Музыкальный словарик. Заключительный урок-концерт

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в первом классе

1. Исполнение песни о школе

(о родине, о дружбе)

2. Слушание незнакомого музыкального произведения и демонстрация навыков восприятия музыки ее интонационно-образного анализа

3. Создание композиции, включающей вокализацию главной темы нового произведения, пластическое интонирование, инструментальное музицирование

4. Вокальная импровизация детей на заданную интонацию или стихотворный текст

5. Концертное исполнение (фрагмент из детской оперы с элементами драматизации, “разыгрывание” песни)

6. Конкурсы (по выбору учителя): исполнение знакомой песни, конкурс дирижеров, конкурс барабанщиков, конкурс марша и т.п.

Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления.

- участвовать в подготовке и проведении заключительного урока - концерта

Получит возможность научиться:



- оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

- размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям, создавать собственные исполнительские интерпретации.

- сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

- различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.

- получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства




Итого: 33 ч.





Описание материально – технического обеспечения

образовательного процесса.



Библиотечный фонд

1.Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)

2.Примерная программа по музыке. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.3.Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы»авт.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011.

4.Уроки музыки 1-4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений авт.-сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2010.

5.Уроки музыки. 1-4 классы. Поурочные разработки, авт.: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М. :Просвещение, 2013 г.

6.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. в 3ч.Ч.2, под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой.-М.:Просвещение,2011

7.Музыка: 1 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.М.:Просвещение, 2013.

8.Рабочая тетрадь для 1 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.М.:Просвещение, 2013.

9.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

10.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

11.Музыка: 2 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.М.:Просвещение, 2013.

12.Рабочая тетрадь для 2 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.М.:Просвещение, 2013.

13.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 2 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

14.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 2 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

15.Музыка: 3 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.М.:Просвещение, 2013.

16.Рабочая тетрадь для 3 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.М.:Просвещение, 2013.

17.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

18.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

19.Музыка: 4 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.М.:Просвещение, 2013.

20.Рабочая тетрадь для 4 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.М.:Просвещение, 2013.

21.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

22.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

23.Книги о музыке и музыкантах.

24.Научно-популярная литература по искусству.






Печатные пособия



1.Портреты композиторов.

2.Таблицы признаков характера звучания

3.Таблица длительностей

4.Таблица средств музыкальной выразительности

5.Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.

6.Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

7.Транспорант: поэтический текст гимна Кубани, символы Краснодарского края

8.Транспорант «Симфонический оркестр»

9.Транспорант «Волшебный мир оперы»

10.Транспорант «Балет-мир выразительнейших танцевальных движений»


Экранно-звуковые пособия

1.Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

2.Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

3.Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.

4.Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.

5.Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.

6.Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.

7.Нотный и поэтический текст песен.

8.Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.

9.Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!