1.Пояснительная записка
Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, на основе учебной программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2010 г. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Изучение предмета способствует решению следующих задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Программа по предмету «Музыка» для I-IV классов общеобразовательных учреждений составлена в соответствии со стандартами второго поколения, примерными программами начального общего образования и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Содержание обучения ориентировано на стратегию целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию школьника. Предмет «Музыка», как и другие предметы начальной школы, развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связи с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире. Специфика воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыка, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры – «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского. Это будет оказывать позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в рамках мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражения факты истории, отношения человека к родному краю, его природе и труду людей, предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, из устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыка (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыка (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразия, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского: это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Методические особенности тем
Основными методическими принципами программы являются увлеченность, триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя, тождество и контраст, интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность учащимся овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I–IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа – во II–IV классах).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
1. Формирование личностных УУД.
Предмет «Музыка» прежде всего, способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание музыки как средство общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Виды заданий:
высказывание своего отношения к музыкальному произведению с аргументацией;
анализ характеров музыкальных героев на основе личного восприятия произведения.
2. Формирование регулятивных УУД.
Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процес-
са и результатов учебных действий, направлена на развитие регулятивных УУД.
Виды заданий:
выполнять учебные действия в качестве слушателя
выполнять учебные действия в качестве композитора;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
использовать установленные правила в контроле способа решения.
3. Формирование познавательных УУД.
В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.
Виды заданий:
поиск и выделение необходимой информации;
формулировать учебную задачу;
Ориентация в способах решения задачи.
4.Формирование коммуникативных УУД.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке
настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.
Виды заданий:
1) подготовка устных рассказов в паре или группе (о музыкальных героях, о личных впечатлениях, об услышанном);
2) инсценирование и драматизация;
3) рисуем музыку;
4) участие в диалоге.
5) Уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе).
Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека,
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений,
- общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности,
- участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) сo сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения музыки являются:
- развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных
образов;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
5. Содержание учебного предмета.
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Содержание тем учебного курса
Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальные картины мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств, характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, обряды, скороговорки, загадки, игры, драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно – образного содержания произведений. Формы одночастные, двух - и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальные картины мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли, песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, вокальные). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи.
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские и мужские. Хоры: детский, мужской, женский, смешанный. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально – поэтические традиции: содержание. Образная сфера и музыкальный язык.
6. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов на изучение темы | Планируемые результаты | Виды учебной деятельности | Дата |
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
1 | И муза вечная со мной | 1 | - размышлять об истоках возникновения музыкальн. искусства. - правила поведения на уроке музыки, правила пения. - наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; - познакомить с назначении основных учебных принадлежностей | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение в процессе слушания музыки | Развитие чувства прекрасного. Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально нравственная отзывчивость. | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. | |
2 | Хоровод муз | 1 | - музыка объединяет музыкальные образы разных стран и народов; - использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках. | Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую Познавательные: ориентация в способах решения задачи Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Осознание ребенком роли музыкального искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека. Навыки сотрудничества в разных ситуациях. | Исполнять песни, играть на детских инструментах. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Импровизировать в пении, игре, пластике. Осуществлять первый опыт импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. | |
3 | Повсюду музыка слышна. | 1 | - определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; - принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение информации Коммуникативные: ставить вопросы и обращаться за помощью | Формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости. | Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи. | |
4 | Душа музыки – мелодия | 1 | - понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения. - выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша; - определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. (Работа в паре, в группе) | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России Осознание своей этнической и национальной принадлежности. | Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша. | |
5 | Музыка осени | 1 | - различать тембр музыкального инструмента – скрипки и фортепиано; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; | Регулятивные: формулировать учебную задачу. Познавательные: ориентация в разнообразии решения способов задачи Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Развивать чувства сопричастности и гордости за свою Родину. | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. | |
6 | Сочини мелодию | 1 | ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; - ценить отечественные народные музыкальные традиции; | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора. Познавательные : использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью. | Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценност-ном отношении к искусству. | Исполнять песни, играть на детских инструментах. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Импровизировать в пении, игре, пластике. Осуществлять первый опыт импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. | |
7 | Азбука, азбука каждому нужна | 1 | - моделирования опыта музыкально-творческой деятельности; - понимания истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью; | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении . | Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству. | Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи. | |
8 | Музыкальная азбука | 1 | - узнавать изученные произведения, участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук. | Регулятивные: формулировать учебную задачу. Познавательные: ориентация в разнообразии решения способов задачи Коммуникативные: проявлять активность в решении коммуникатив. и познавательных задач | Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности, их понимание и оценка. | Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша. | |
9 | Музыкальные и народные инструменты. | 1 | - определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш, смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель», - узнавать изученные музыкал. произведения, выказывать свое отношение к музыкал. сочинениям, явлениям, создавать собственные интерпретации, исполнять песни. | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать затруднения | Участие в музыкальной жизни класса, школы, села и др. | Сравнивать музыкальн. произведения разных жанров и стилей. Исполнять различные по характеру музыкальн. произведения. Сравнивать специфич. особенности произведений разных жанров. | |
10 | Музыкальные инструменты. | 1 | - ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; - находить сходства и различия в инструментах разных народов. | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать затруднения | Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения музыкальных произведений. | Инсценировать песни, танцы, фрагменты опер, мюзиклов. Импровизировать (вокальная, инструмент., танцевал. импровизации) с учетом характера жанров музыки. Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, хороводы, игры). | |
11 | «Садко». Из русского былинного сказа. | 1 | - внимательно воспринимать информацию; - внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах; | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве былинного героя Познавательные: поиск и выделение информации Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать затруднения. | Осознание музыкального искусства как особой области культуры, открывающей человеческие ценности. | Разыгрывать народные песни, участвовать коллективных играх-драматизациях. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. | |
12 | Закрепление знаний по изученному материалу | 1 | - сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения Познавательные: ориентация в способах решения Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать затруднения | Осознание музыкального искусства как особой области культуры. Эстетическое отношение к миру, стремление к гармонии и красоте. | Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках полюбившиеся образы из музыкальных произведений. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, праздника. | |
13 | Звучащие картины. | 1 | - сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя Познавательные: ориентация в способах решения Коммуникативные: умения выявлять настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции | Уважительное отношение к истории и культуре своего народа. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Сравнивать специфические. особенности произведений разных жанров. Инсценировать песни, танцы, фрагменты опер, мюзиклов. | |
14 | Родной обычай старины. Разыграй песню | 1 | - планировать свою деятельность; - выразительно исполнять песню и составлять исполнител. план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкал. разговоры» | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательные: ориентация в способах решения Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей. | Ценностное отношение к искусству своей Родины, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Импровизировать (вокальная, инструмент., танцевал. импровизации) с учетом характера жанров музыки. Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры). | |
15 | Пришло Рождество, начинается торжество. | 1 | - приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. | Регулятивные: использовать правила в контроле способа решения Познавательные: ориентация в способах решения Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Ценностное отношение к искусству своей Родины, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Разыгрывать народные песни, участвовать коллективных играх-драматизациях. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. | |
16 | Обобщающий урок « Добрый праздник среди зимы» | 1 | - понимать степень понимания роли музыки в жизни человека. - узнавать освоенные музыкальные произведения, - - давать определения общего характера музыки; - накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса; | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Уважительное отношение к истории и культуре русского народов. | Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках полюбившиеся образы из музыкальных произведений. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, праздника. | |
17 | Край, в котором ты живешь. | 1 | - понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов; - оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. | Регулятивные: использовать правила в контроле способа решения Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении | Уважительное отношение к истории и культуре русского народов. | Разыгрывать народные песни, участвовать коллективных играх-драматизациях. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. | |
18 | Художник, поэт, композитор. | 1 | -понимать выразительн. и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов; | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве художника, поэта, композитора Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: умения выявлять выраженные в музыке и передавать свои чувства и эмоции на основе самовыражения | Эстетические потребности, ценности и чувства. | Подбирать изображения знакомых музыкаль-ных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках полюбившиеся образы из музыкальных произведений. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, праздника. Инсценировать песни, танцы, фрагменты опер, мюзиклов. | |
19 | Музыка утра. | 1 | - понимать, что у музыки есть свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы, как связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: поиск и выделение информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Сравнивать специфические. особенности произведений разных жанров. | |
20 | Музыка вечера. | 1 | - по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения. - сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Эстетические потребности, ценности и чувства. | Импровизировать (вокальная, инструмент., танцевал. импровизации) с учетом характера жанров музыки. Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры). | |
21 | Музы не молчали | 1 | - сравнивать музыкальные и речевые интонации, - определять их сходство и различия; - выявлять различные образы – портреты персонажей можно передать с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи. | Регулятивные: использовать правила в контроле способа решения Познавательные: поиск и выделение информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Эстетические потребности, ценности и чувства. | Разыгрывать народные песни, участвовать коллективных играх-драматизациях. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. | |
22 | Музыкальные портреты. | 1 | - выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные. | Регулятивные: использовать правила в контроле способа решения Познавательные: поиск и выделение информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. | Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках полюбившиеся образы из музыкальных произведений. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, праздника. | |
23 | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. | 1 | - определять названия произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о русских защитниках. - внимательно слушать. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: инсценирование и драматизация | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. | Разыгрывать народные песни, участвовать коллективных играх-драматизациях. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. | |
24 | Мамин праздник. | 1 | -передавать эмоционал. во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать; - выделять характерные интонацион. музыкальн. особенности музыкальн. сочинения, имитационными движениями. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к музыкальному искусству. | Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках полюбившиеся образы из музыкальных произведений. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, праздника. | |
25 | Обобщение изученного материала | 1 | - определять названия жанров музыки; названия произведений и их авторов; - узнавать музыкальные сочинения, называть их авторов; - исполнять музыкальн. произведения отдельных форм и жанров | Регулятивные: ставить новые учебные задачи Познавательные: ориентация в способах решения задачи Коммуникативные: оценивать собственное поведение в процессе музыкальных впечатлений | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину. | Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.Воплощать в рисунках полюбившиеся образы из музыкальных произведений. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, праздника. | |
26 | Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент | 1 | - вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонац. Музыкал. особенности музыкального сочинения, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах | Регулятивные: использовать правила в контроле способа решения Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: подготовка устных рассказов в паре об услышанном | Эстетические потребности, ценности и чувства. | Разыгрывать народные песни, участвовать коллективных играх-драматизациях. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. | |
27 | Музыкальные инструменты. | 1 | - сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. | Регулятивные: использовать правила в контроле способа решения. Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: подготовка устных рассказов в группе об услышанном | Уважительное отношение к истории и культуре других народов. | Подбирать изображения знакомых музыкаль-ных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках полюбившиеся образы из музыкальных произведений. | |
28 | «Чудесная лютня» Звучащие картины. | 1 | - сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, - размышлять о возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. | Регулятивные: использовать правила в контроле способа решения. Познавательные: поиск и выделение информации Коммуникативные: подготовка устных рассказов о личных впечатлениях | Уважительное отношение к истории и культуре других народов. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Сравнивать специфические. особенности произведений разных жанров. | |
29 | Музыка в цирке | 1 | - определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш. - узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя Познавательные: поиск и выделение информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Уважительное отношение к истории и культуре других народов. | Импровизировать (вокальная, инструмент., танцевал. импровизации) с учетом характера жанров музыки. Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры). | |
30 | Дом, который звучит. | 1 | - вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: подготовка устных рассказов о личных впечатлениях | Нравственно-этическая ориентация - эстетические потребности, ценности и чувства | Разыгрывать народные песни, участвовать коллективных играх-драматизациях. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. | |
31 | Опера – сказка | 1 | - назвать понравившееся произведения, дать его характеристику; - сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя. Познавательные: формулировать учебную задачу Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении. | Нравственно-этическая ориентация,эстетические потребности, ценности и чувства. | Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках полюбившиеся образы из музыкальных произведений. | |
32 | «Ничего на свете лучше нету» | 1 | элементарные понятия о музыкальной грамоте и использовать их во время урока, | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения. Познавательные: формулировать учебную задачу | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России. | Разыгрывать народные песни, участвовать коллективных играх-драматизациях. Сравнивать речевые и музыкальные интонации. | |
33 | Обобщающий урок-концерт | 1 | - понимать триединство: композитор – исполнитель – слушатель, осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные: ориентация в способах решения задачи | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к музыке. | Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках полюбившиеся образы из музыкальных произведений. | |
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)
2.Музыка: 1 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
Печатные пособия
1.Портреты композиторов.
2.Таблица средств музыкальной выразительности
3.Демонстрационный материал (в соответствии с тематическими линиями учебной программы).
Экранно-звуковые пособия
1.Аудиозаписи по музыке.
2.Нотный и поэтический текст песен.
3.Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
Технические средства обучения
1.Экран
2.Мультимедиа проектор
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
1.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
2.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
3.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
Примерный музыкальный материал
Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; Менуэт. Из Сюиты № 2; За рекою старый дом, русский текст Д. Тонского; Токката ре минор для органа; Хорал; Ария. Из Сюиты № 2. И.-С. Бах.
Весенняя. В.-А. Моцарт. слова И.-Ф. Овербек. пер. Т. Сикорской; Колыбельная Б. Флис - В.-А. Моцарт. русский текст С. Свириденко.
Попутная; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника; Песня жаворонка. П. Чайковский концерт для фортепиано с оркестром № 1. Часть 1-я (фрагменты). II. Чайковский.
Тройка; весна; Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Кавалерийская; Клоуны: Карусель (слова И. Рахилло), Д. Кабалевский.
Музыкант. Е. Зарицкая, слова В. Орлова; Пусть всегда будет солнце. А. Островский, слова Л. Ошанина; Сказки гуляют по свету. Е. Птичкин. слова М. Пляцковского; Это очень интересно; Пони. С. Никитина слова Ю. Мориц; До чего же грустно. Из вокального цикла «Пять песен для детей". С. Соснин, слова П. Синявского; Старый добрый клавесин. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского: Большой хоровод. Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.
8. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Выпускники начальной школы научатся:
проявлять устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям; выражать свое отношение к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;
выразительно исполнять песни, владея певческими умениями и навыкам (координация слуха и голоса, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания, дикции, артикуляции);
петь а капелла (соло, в хоре, ансамбле и др.); общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях; знать песенный репертуар клaссa, участвовать в концертном исполнении;
эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений, пластического интонирования; создавать пластические этюды; владеть навыками «свободного дирижирования»;
участвовать в драматизации пьес программного характера, в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкальных спектаклей;
владеть навыками элементарного музицирования на детских инструментах; понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;
эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония);
высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
иметь представление об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
анализировать содержание, форму, музыкальный язык произведений разных жанров;
импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические, художественные импровизации);
использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;
знать ведущих музыкантов-исполнителей и исполнительские коллективы;
иметь представление о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставлять особенности их языка, узнавать творческий почерк русских и зарубежных композиторов;
узнавать музыку различных жанров (простых и сложных) и ее авторов;
выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной) в сопоставлении с музыкой других народов и стран;
понимать значение триединства музыкальной деятельности композитора, исполнителя, слушателя;
понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);
личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
испытывать потребность в общении с музыкой, искусством вне школы, в семье;
самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений; приобретать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования: формировать личные фонотеку, библиотеку, видеотеку.
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
9. Приложения к программе
Критерии оценивания учебных достижений
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала, теоретические знания по предмету, активность работы на уроке.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование. Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и оценен учителем:
1. Работа по карточкам (знание музыкального словаря).
2. Кроссворды.
3. Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.
4. Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
5. «Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).
6. Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.
Слушание музыки
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы. Учитывается:
- степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
- самостоятельность в разборе музыкального произведения;
- умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Хоровое пение
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий предварительно проводится индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Всегда можно у ребёнка со слабым слухом, с неправильным интонированием найти на уроке момент, когда он может показать себя в ответах по домашнему заданию; в высказываниях об услышанной музыке на уроке; в знании текста песен.
Итоговый тест 1 полугодие
Тема раздела: « Музыка вокруг нас»
Найдите лишнее:
Три «кита» в музыке – это…
а) Песня
б) Танец
в) Вальс
г) Марш
Выберите верное утверждение:
а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.
б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.
в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.
3. Выберите верное утверждение:
а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.
б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.
в) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.
Найдите лишнее:
Народные инструменты – это…
а) флейта
б) гусли
в) дудка
Симфонические инструменты – это…
а) флейта
б) гусли
в) арфа
Найдите лишнее:
Народные праздники – это…
а) Новый год
б) Рождество
в) 1 сентября
Итоговый тест 2 полугодие
Тема раздела: « Музыка и ты»
Приведи в соответствие (соедини стрелками):
Какие средства в своей работе использует:
1) Поэт а) краски
2) Художник б) звуки
3) Композитор в) слова
Если бы ты был композитором, какими звуками ты нарисовал бы картину утра:
а) светлыми б) нежными
в) сумрачными
3. Найди лишнее:
Образ защитника Отечества воспевается в таких произведениях – это…
а) «О маме»
б) «Богатырская симфония»
в) песня «Солдатушки, бравы ребятушки»
4. Найди лишнее:(подчеркни)
Духовые народные инструменты – это…
а) Волынка б) Рожок в) Дудка г) Скрипка
Назовите композитора песни «Болтунья»:
а) Д.Б. Кабалевский б) С.Прокофьев
Какие персонажи исполняют песенную, танцевальную и маршевую музыку?
а) Золотые рыбки из балета «Конек Горбунок» 1) марш
б) Колыбельная мамы Козы из оперы «Волк и семеро козлят» 2) танец
в) Семеро козлят из оперы «Волк и семеро козлят» 3) песня
Тест на знание музыкального языка
1.Музыкальные звуки бывают - высокие
- низкие
- средние
2.Музыкальные звуки в песне, танце, марше звучат – громко или тихо,
- быстро или медленно
3.Темп- скорость исполнения музыки
4.В мелодии звуки движутся - вверх
- вниз
- стоят на месте
5.Мелодия бывает завершенной или незавершенной
6.Музыкальная пьеса может быть написана в мажоре (радостно) или в миноре (грустно).
ТЕСТ
1.Что такое «вокализ»?
а) хоровое произведение
б) песня
в) песня без слов
2.Кто написал «Вокализ»
а) Мусоргский М.П.
б) Рахманинов С.В.
в) Чайковский П.И.
3. Какова национальность С.В.Рахманинова?
а) немец
б) русский
в) француз
4. Где похоронен С.В.Рахманинов?
а) Россия
б) США
в) Франция
5. В каком году С.В.Рахманинов покинул Россию?
а) 17
б) 18
в) 20
6. Что такое концерт?
а) произведение для хора и оркестра.
б) произведение для оркестра.
в) произведение для оркестра и 1 или 2-х инструментов.
7. Назови жанры русских народных песен.
8. Что такое кантата?
а) произведение для хора и оркестра.
б) произведение для хора, оркестра, солистов.
в) произведение для оркестра.
9. Кто написал кантату «Александр Невский»?
а) Прокофьев С.С.
б) Чайковский П.И.
в) Рахманинов С.В.
10. В честь кого исполняется стихира?
а) в честь прихожан.
б) в честь какого-либо праздника
в) в честь русских святых.
11. В каком ладу звучит стихира?
а) мажорном
б) минорном
в) переменном
12. Что такое стихира?
а) торжественная песня
б) торжественный гимн
в) торжественная песнь-гимн
13 Кто написал «Богатырскую симфонию»?
а) Чайковский П.И.
б) Бородин А.П.
в) Прокофьев С.С.
14. Что такое симфония?
а) произведение для хора
б) произведение для оркестра
в) произведение для хора и оркестра.
15. Когда церковь празднует память об Илье Муромце?
а) 1 января
б) 1 февраля
в) 1 марта
16. В честь каких Святых названа славянская азбука?
а) в честь Святой Ольги
б) в честь Святого Владимира
в) в честь Святых Кирилла и Мифодия.
17. Когда церковь празднует память Святых Кирилла и Мифодия?
а) 24 апреля
б) 24 мая
в) 24 июня
18. Что такое гимн?
а) торжественный марш
б) песня
в) торжественная песнь.
19. Когда исполняется «тропарь»?
а) в Вербное воскресение
б) в Рождество
в) в Пасху.
20.Кто исполняет «тропарь»?
а) прихожане
б) церковный хор
в) прихожане вместе с церковным хором.
10. Лист корректировки рабочей программы
№ п/п | Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту | Подпись директора |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |