Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 2017-2018 уч. год (1 класс)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2»
РАССМОТРЕНО: Методическим объединением учителей Протокол №___ от «___» ______20___г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по учебной работе ____________/Г.П. Песчасова/ «___»___________20______г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы ______/Н.В. Архипова/ «___»___________20_____г. |
Рабочая программа
по предмету «Музыка»
1 г класс
Учитель: Албычакова Тамара Леонидовна
Квалификационная категория:нет (СЗД)
2017- 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте) разработана для учащихся 1 класса в соответствии со следующими документами:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 (с изменениями);
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Таштыпская общеобразовательная средняя школа № 2»;
Учебным планом МБОУ «Таштыпская общеобразовательная средняя школа № 2»;
Положением о рабочих программах по предметам учебного плана ФГОС уровня начального и основного общего образования;
Примерной программой начального общего образования по музыке «Стандарты второго поколения». Примерные программы по учебным предметам.
Авторы УМК: Усачёва В.О., Школяр Л.В. Музыка. 1 класс. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
Основные цели учебного предмета:
формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Задачи:
раскрыть природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека- творца.
формировать у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
воспитывать устойчивый интерес к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку
развивать музыкальное восприятие как творческого процесса - основы приобщения к искусству.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Согласно учебному плану рабочая программа по музыкерассчитана на1учебный час в неделю, 29 часовв год, для реализации «ступенчатого» режима обучения.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ
МУЗЫКИ
Музыке принадлежит решающая роль в приобщении учащихся к национальным традициям и культуре. Она окружает человека с первых дней его жизни, обладает наибольшим эффектом непосредственного эмоционального и эстетического воздействия.
Музыкальное воспитание в начальной школе закладывает фундамент культуры человека, в том числе и музыкальной, подготавливает учеников к эмоционально-целостному отношению к жизни и искусству, обогащает опыт музыкально-творческой деятельности. Использование этнокультурного компонента в музыкальном воспитании содействует приобщению учащихся начальных классов к музыкальным традициям своего народа и региона, воспитывает как национальное самоуважение, так и интернациональное самосознание, способствует формированию этнической и полиэтнической культуры.
Урок музыки с этнокультурным компонентом должен представлять собой форму общения, сотрудничества учителя и ученика в целях постижения духовно - художественной сути народного музыкального искусства и получения связанных с ним знаний, специально организованный процесс воспитания любви к Родине, формирования ценностных ориентаций, культурных потребностей на основе родной музыкальной культуры и культуры других народов региона, страны, мира, воспитание культурного плюрализма, толерантности, любви и интереса к народной музыке, формирования этномузыкальной культуры и этномузыкальной компетентности.
Урок музыки с этнокультурным компонентом не может быть обычным, стандартным уроком. Главные его постулаты - соучастие, сопереживание, увлечённость, импровизационность и интерес. Он становится действом, окрашенным настроением радости, веселья, игры и сказочности, в котором ярко проявляются способности ребят.
Урок музыки с этнокультурным компонентом может строиться по следующей схеме:
Знакомство с темой урока, рассказ учителя об обрядах, обычаях, традициях, исторических фактах, взглядах народа на то или иное явление или человеческие отношения; беседа о нравственно-эстетических аспектах этих явлений; использование пословиц, архивных материалов, сказок.
Речевые упражнения, направленные на усовершенствование навыка выразительного мелодекламирования, становление хорошей дикции, артикуляции.
Распевание, подготавливающее детей к восприятию и интонированию музыкального материала (чаще всего на подпевках, на которых построены предлагаемые для разучивания на уроках песни), отработка исполнительско-творческих навыков.
Разучивание новых произведений, отработка отдельных исполнительских приёмов, работа над выразительностью исполнения и художественной целостностью.
Выполнение творческих заданий, направленных на варьирование поэтического текста, напева, движений; импровизация игровых и танцевальных движений.
Повторение ранее изученных песен, игр; стимулирование творческой активности, радостного настроения.
Содержание учебного предмета.
п/н | Раздел | Содержание изучаемого материала темы | Кол-во часов |
1. | «Истоки возникновения музыки» | Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типичных музыкально – языковых и образно - эмоциональных сфер: «маршевый порядок», «человек танцующий», «песенное дыхание». Экспериментируя со «звучащей материей», в собственной музыкально – художественной деятельности ищем общечеловеческие истоки музыкального искусства. Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально – художественных образах жизненных явлений. | 8 |
2. | «Содержание и формы бытования музыки» | Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений – добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна – в музыке отражён весь мир. Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах; общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт и т.д. | 16 |
3. | «Язык музыки» | Музыкально – выразительные средства: мелодические, метроритмические и фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки как звуковой системы (где звук – нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой | 5 |
Итого | 29 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета музыки.
Ученик научится:
определять художественную идею произведения;
участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение;
размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений,
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
анализировать результаты сравнения;
воспринимать и наблюдать музыкальные явления;
объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам;
решать творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, танцевальной, пластической),
самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании
проявлять готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления;
воспринимать музыкальные произведения;
проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;
знать о способности и способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;
Ученик получит возможность научиться:
выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;
ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и пр.);
различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, метроритмические, интонационные особенности;
применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении).
Календарно-тематическое планирование по музыке
№ урока | Тема урока | Дата | Примечание |
План | Факт |
-
| Колыбельная песня. Колыбельность – начало познания музыки и жизни | 13.09 | | |
-
| Чувства человека в музыке | 20.09 | | |
-
| В мире сказочных мелодий русских композиторов. | 18.10 | | |
-
| Играем в сказку. | 25.10 | | |
-
| Идем в поход. | 08.11 | | |
-
| Музыкальные краски осени. | 15.11 | | |
-
| Звучащий образ Родины | 22.11 | | |
-
| Былина, былинность как художественное явление | 29.11 | | |
-
| «…Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» | 06.12 | | |
-
| Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях | 13.12 | | |
-
| Поход в музыкальный зоопарк | 20.12 | | |
-
| Поход в музыкальный зоопарк | 27.12 | | |
-
| И Шелест к Шороху спешит (бумажная симфония) | 17.01 | | |
-
| Что может музыка? | 24.01 | | |
-
| Зима в музыке | 31.01 | | |
-
| Музыка и движение | 07.02 | | |
-
| Где живут ноты? Нотное письмо как способ записи музыки, как средство постижения музыкального произведения. | 21.02 | | |
-
| Музыка передает характер сказочных героев | 28.02 | | |
-
| Музы не молчали | 07.03 | | |
-
| Природа просыпается (весна в музыке) | 14.03 | | |
-
| Музыка и стихи о маме | 21.03 | | |
-
| Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека | 04.04 | | |
-
| В детском музыкальном театре | 11.04 | | |
-
| В детском музыкальном театре | 18.04 | | |
-
| Легко ли стать музыкальным исполнителем? (Симфония). | 25.04 | | |
-
| На концерте. | 02.05 | | |
-
| Легко ли стать музыкантом? | 09.05 | | |
-
| Что значит услышать музыку? | 16.05 | | |
-
| Обобщающий урок «Музыка вокруг нас» | 23.05 | | |